Ятрохимия

Ятрохимия (от древнегреческого ἰατρός (iatrós) «врач, медицина»; также известная как хемиатрия или химическая медицина ) — архаичная донаучная школа мысли, которая была вытеснена современной химией и медициной . Имея свои корни в алхимии , ятрохимия стремилась найти химические решения для лечения болезней и недугов. [1]
Эта область науки вышла из употребления в Европе с появлением современной официальной медицины. Ятрохимия была популярна между 1525 и 1660 годами, особенно в Нидерландах . Самым известным ее лидером был Парацельс , выдающийся швейцарский алхимик 16 века. Ятрохимики считали, что физическое здоровье зависит от определенного баланса жидкостей организма . Ятрохимические методы лечения и концепции до сих пор широко используются в Южной Азии, Восточной Азии и среди их диаспор по всему миру.
История в Европе
[ редактировать ]
К началу Нового времени приготовление лекарств стало частью алхимии. Около 1350 года Иоанн Рупескисса выступал за извлечение «эссенции» растений и минералов. В этот период он часто использовал два относительно новых вещества: дистиллированный из вина спирт и сильные минеральные кислоты. Позже « Псевдо-Лулл » (т.е. совокупность работ, приписываемых, но не обязательно написанных Рамоном Луллием ) подхватил и помог расширить теорию Джона Рупескиссы.
Самым эффективным и активным сторонником ятрохимии был Теофраст фон Гогенгейм, также известный как Парацельс (1493–1541). Он приложил свои усилия к трансмутации металлов и уделил особое внимание ятрохимии в своих работах. Парацельс считал, что болезни вызываются ядами, но яды не являются полностью отрицательными. Он предположил, что яды или болезни также можно вылечить ядами; таким образом, яды могут иметь полезные медицинские эффекты. Заявление Парацельса привело к появлению в этот период многих химически приготовленных лекарств, которые содержали токсичные компоненты: мышьяк, сурьму, ртуть, свинец и другие тяжелые металлы. Однако его взгляды не были приняты многими учеными до тех пор, пока его сочинения не были систематизированы его последователями. Постепенно многие врачи приняли лекарства Парацельса, хотя некоторые не соглашались с философией Парацельса.
Филипп Ульстад , написавший некоторые из первых книг по химической медицине, проложил путь к более тесной связи между алхимией и медициной. Его ясная и лаконичная проза сделала Coelum philosophorum (1527) одной из наиболее переиздаваемых книг по химической медицине XVI и XVII веков. [ нужна ссылка ] Такое документирование знаний было тенденцией, зародившейся в середине 16 века и позволившей знаниям, которые обычно были доступны только тем, кто проходил обучение, стать доступными для всех. [2]
В 1609 году фламандский химик Ян Баптиста ван Гельмонт начал семилетний период индивидуальных исследований, надеясь изучить природу с помощью химии и в конечном итоге заменить традиционное обучение. [3] [4] Ван Гельмонт использовал химические методы для изучения продуктов организма, таких как моча и кровь. Он изучал человеческое тело и его функции и применил свои знания «химии» как способ понимания и лечения тела. [4] Хотя он начинал как последователь Парацельса, ван Гельмонт отверг многие из его теорий, в первую очередь галеновскую концепцию макрокосма с микрокосмом. [4] Кроме того, ван Гельмонт отказался признать первые принципы Парацельса (сера, соль и ртуть) как предсуществующие в материи, полагая вместо этого, что сера, соль и ртуть являются продуктами реакций, в которых участвует тепло. [4]
Большая часть медицинской философии ван Гельмонта была посвящена деятельности жизненного духа в природе, который, по его мнению, возник из духовных семян, посаженных в элементарную воду. Чтобы найти невидимые семена тел, Ван Гельмонт химически изучал дым от сгоревших твердых тел и жидкостей. [4] Это вещество он назвал «специфическим дымом» (т. е. тем, который содержал в себе сущность его прежней материальной субстанции) и применил термин «газ». [4] Работа Ван Гельмонта включала определение функций организма с химической точки зрения. Он описал функции организма как химические реакции кипения, брожения и гниения как основу всей физиологии. Используя тексты Парацельса и Кверцетана в качестве руководства, он определил, что кислота является пищеварительным агентом в желудке, демонстрируя важный химический процесс в функциях организма. Он также предложил новые методы приготовления химических лекарств, заимствованные у Парацельса, продвигая, в частности, рецепты с использованием ртути. [4]
Ван Гельмонт имел склонность к единству вещей. Исследуя жидкости организма, он постулировал понятие «латекса», пытаясь связать латекс с выделениями и жаждой. [5] Это подразумевало наличие общего резервуара жидкости, участвующего более чем в одном из того, что галенисты считали отдельными жидкостями. Его собрание сочинений было отредактировано и опубликовано его сыном под названием Ortus medicinae (1648). [4] В ней Гельмонт показывает, что галенисты запутались, полагая, что моча и пот представляют собой отдельные сыворотки крови, а саму сыворотку — желтую желчь, жидкость, совершенно очевидно отличную от нее. [6]
Сочинения Ван Гельмонта оказали широкое влияние на европейскую медицинскую теорию 17-го века, и к 1709 году двенадцать изданий Orlus Medicinae были опубликованы на пяти языках. Распространение его медицинских идей варьировалось в зависимости от региона. [7] В Италии распространение идей Гельмонта было сосредоточено главным образом в Венеции, где жили два влиятельных гельмонтианца: немецкий врач Отто Тачениус и мацератец Людовико Конти. Есть также свидетельства того, что гельмонтовская ятрохимия была широко распространена в Неаполе, о чем свидетельствуют работы двух выдающихся врачей, Лукантонио Порцио и Лионардо ди Капуа. [7]
В Германии философия ван Гельмонта уже к 1649 году была предметом споров, и, несмотря на порицания, гельмонтианство приобрело большое количество последователей в Германии. [6] Во Франции работы ван Гельмонта сразу же были восприняты как угроза классической медицине. Ги Патен, ярый противник химии и поборник греческой медицины, резко напал на Ван Гельмонта, в то время как Ж. Дидье опубликовал г. в Седане в 1653 порицается в книге, изданной парижским врачом Габриэлем Фонтеном. [6]
(1668–1738) , возможно, один из самых известных врачей 17 и 18 веков, Герман Бургаве подошел к явлениям в медицине с помощью научного процесса наблюдения и экспериментов. Он наиболее известен тем, что воссоздал книгу Андреа Везалия по анатомии человека. Бурхааве изображал людей, участвующих в повседневной деятельности, но с прозрачностью, чтобы можно было видеть их органы. Его увлечение химией привело его к моделированию человеческого тела с точки зрения его химии в потоках и взаимодействиях различных фаз, включая твердые тела, жидкости и газы. В своей работе он сузил причины заболеваний до вещества под названием «кислая жидкость», которое влияет на поток крови, вызывая дисбаланс и вредные химические реакции, что в конечном итоге приводит к сбоям в работе человеческого организма. В другом примере документально подтверждено, что Бурхааве наблюдал наличие внутри костей определенного «медуллярного масла», которое было очень важно для создания нарушений «тепла и жизненного движения», которые могли привести к плохому состоянию тела. Определенное накопление жидкости в этих суставах тела могло бы привести к катастрофическому застою, который в конечном итоге будет характеризоваться гангреной или нездоровой тканью там, где это произошло. Это медицинское состояние было названо «импостумированием». Бурхааве, пожалуй, наиболее известен в области ятрохимии своими обсуждениями и пониманием нервной системы. Историки полагают, что понимание Бурхаавом человеческого тела и механизмов в отношении нервной и физической анатомии возникло на основе его личных взаимодействий с солдатами во время войн между голландцами и испанцами. Благодаря своему пониманию человеческого тела и химии он смог разработать лекарство от физических травм. Бургаве объяснил лихорадку реакцией организма на стрессовую ситуацию или шок, подобно тому, как химические реакции производят тепло, когда организм сталкивается с неожиданным наступлением тепла или отрицательными температурами. [8]
Врач немецкого происхождения Франциск Сильвий (1614–1672) наиболее известен в европейской медицине XVIII века своим вкладом в понимание биохимии тела и бугорков, а также как один из соучредителей ятрохимической медицины. школа. Продолжая гуморальную медицину, Сильвиус действительно считал, что болезни возникают в результате избытка юмора в организме, но он рассматривал это как более химически обусловленный избыток, а именно избыток кислоты или щелочи в организме. У Сильвия была собственная лаборатория, в которой он проводил эксперименты с растворами кислот и щелочей, чтобы увидеть результат при приготовлении различных смесей. Большая часть его теорий человеческого тела была основана на процессах пищеварения. Он понимал, что пищеварение помогает пище пройти реакцию ферментации. Он объяснял, что организм функционирует главным образом в результате химических реакций, в которых кислоты и щелочи являются важными реагентами и являются продуктами, которые необходимо поддерживать в равновесии, чтобы оставаться в здоровом состоянии. Хотя Сильвий не придерживался более основанного на наблюдениях стиля медицины, который так пропагандировался в 17 и 18 веках, его акцент на химических реакциях и знаниях помог поддержать этот более основанный на наблюдениях научный подход к медицине. Известно, что многие исследования Сильвиуса действительно помогли в будущих открытиях определенных ферментов, управляющих перевариванием пищи и телесными реакциями. [9]
Понимание ятрохимиков помогло получить новые знания о том, как действуют лекарства и лечат заболевания. В частности, один английский ятрохимик Томас Уиллис (1621–1675) рассматривал эффект потогонных средств (препаратов, способствующих потоотделению) как результат механизмов попадания препарата в кровь и связывания или нарушения кровотока и кровотока, что вызывает состояние тепла и пот. Он также предположил, что действие опиатов происходит в результате взаимодействия с солью в организме, которая вызывает безболезненное и одурманенное чувство, когда достигает мозга. В своем трактате «О ферментации » (1659 г.) Уиллис отверг четыре аристотелевских элемента: землю, воздух, огонь и воду, заявив, что они не дают особого понимания «более сокровенных уголков природы». Уиллис остановился на взгляде на организацию природных вещей, основанном исключительно на химии. [6] Такой взгляд, писал он, «разлагает все тела на частицы духа, серы, соли, воды и земли... Поскольку эта гипотеза определяет тела на чувственные части и разрезает вещи как бы на жизнь, она нам нравится». раньше остальных». Многие из своих выводов Уиллис сделал из наблюдений за дистилляцией. [6] В конце концов выяснилось, что эти объяснения не точны. [10]
Натурфилософ Роберт Бойль внес большой вклад в понимание дыхания, показав, что воздух (или кислород), который необходим для воспламенения в реакциях горения, также необходим для дыхания человека. [1] [6] Несмотря на это, работы Бойля о механическом происхождении качеств в целом были весьма далеки от химии Гельмонта; однако философия Бойля и ятрохимия Гельмонта не были взаимоисключающими. Как и ван Гельмонт, Бойль утверждал, что дух человеческой крови, как и другие ингредиенты, полученные путем химического анализа крови, не является простым веществом. [11]
Вызов галеновой физиологии
[ редактировать ]Ятрохимия была новой практикой в 17 веке, когда традиционная медицина основывалась на наследии 4 и 5 веков до нашей эры. Большая часть этой традиции была заимствована у Галена и Авиценны . Ятрохимики отвергли традиционную медицинскую теорию, в основном принадлежащую традиционалистам Галена. Традиционалисты Галена стремились установить баланс темпераментов внутри тел. Есть две пары качеств: горячие и холодные, влажные и сухие. Болезнь возникла из-за дисбаланса одного качества. То есть простуда представляла собой избыток тепла (горячего качества), поэтому ее можно вылечить, уменьшив горячее качество или увеличив холодное качество. Ятрохимики, находящиеся под влиянием веры Парацельса, считали, что болезнь возникает из внешнего источника, а не из-за дисбаланса тела.
Еще одним спором между галеновскими традиционалистами и ятрохимиками был способ использования трав. Традиционалисты Галена считали, что сила лекарства зависит от количества использованного растительного сырья. Однако ятрохимики поддерживали химическую подготовку материалов лекарств, чтобы повысить эффективность материалов или найти более сильное лекарство.
Кроме того, традиционалисты Галена утверждали, что химически приготовленные лекарства ядовиты, а ятрохимики не имеют должной подготовки. Первое было правдой, а в некоторых случаях и то, и другое. Поскольку Парацельс утверждал, что яды могут оказывать благотворное медицинское воздействие, количество токсичных ингредиентов, используемых в химических лекарствах, увеличилось. Галеновские традиционалисты позже адаптировали медицинские методы и некоторые лекарства для использования в своих областях.
История Южной Азии
[ редактировать ]Ятрохимические принципы составляют основную часть индийской алхимической традиции (санскрит расашастра, रसशास्त्र). Алхимические тексты начинают составляться на санскрите в Южной Азии с конца первого тысячелетия нашей эры. [12] и процветающая литература развивалась и продолжалась даже в двадцатом веке. [13] Эти работы содержат обширные главы, посвященные использованию алхимических рецептов для исцеления. [14]
Использование растений, минералов и металлов в медицинской терапии также существовало в Индии. В аюрведической медицине вещества, используемые в этих методах лечения, были известны как «Раса дравьяс». Аюрведическая медицина прививает веру в то, что каждый материал потенциально может быть использован в качестве вещества. Это привело к созданию новых продуктов и новых способов использования обычных веществ в природе. Люди аюрведической медицины делят природные материалы на три категории: «джанагама», вещества животного происхождения, такие как молоко, моча, кровь и мясо, «аудбхида» или вещества растений, такие как стебли, корни или листья, и «партхива». или металлические/минеральные вещества, такие как золото, серебро, медь или сера. В этой культуре особое внимание уделялось элементу Меркурию. Название этих конкретных практик в аюрведической медицине получило название «Расашастра», что означает «Наука о Меркурии». которая в конечном итоге стала известна как ятрохимия в современной терминологии. Большая часть внимания «Расашастры» была сосредоточена на переработке этих металлов, чтобы они могли усваиваться человеческим организмом. Терапевтический эффект таких материалов, как металлы и минералы, которые, как известно, не перевариваются человеческим организмом, сочетался с растительными или животными материалами, чтобы повысить их способность доставляться в организм человека. [15]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ятрохимия — пример того, как наука в медицине превратилась в спекуляции. Байнум, ВФ (1994). Наука и медицинская практика в девятнадцатом веке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 93. ИСБН 978-0-521-27205-6 .
- ^ Бельтран, Мария. «Книги дистилляции: наука, техника и печатный станок в Европе раннего Нового времени» (PDF) . Совместное заседание BSHS, CSHPS/SCHPS, HSS .
- ^ Линдеманн, Мэри (1 января 2013 г.). Медицина и общество в Европе раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-42592-6 . OCLC 898263568 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Моран, Брюс Т. (1996). «Обзор химической медицины в 17 веке: охватывающий двор, класс и культуры». Аптека в истории . 38 (3): 121–133. JSTOR 41111758 . ПМИД 11618889 .
- ^ Кук, Гарольд Дж. (2011). «История медицины и научная революция». Исида . 102 (1): 102–108. дои : 10.1086/658659 . JSTOR 10.1086/658659 . ПМИД 21667778 . S2CID 21191800 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Клерикуцио, Антонио (1993). «От ван Гельмонта до Бойля. Исследование передачи химических и медицинских теорий Гельмонта в Англии семнадцатого века». Британский журнал истории науки . 26 (3): 303–334. дои : 10.1017/S0007087400031071 . JSTOR 4027400 . S2CID 145492982 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Клерикуцио, Антонио (2008). « «Белая борода химии». Алхимия, парацельсианство и «приска разумная» ». Бруниана и Кампанеллиана . 14 (1): 107–116. JSTOR 24335682 .
- ^ Линдебум, Джорджия (1968). «Герман Бурхааве (1668–1738)». ДЖАМА . 206 (10): 2297–2301. дои : 10.1001/jama.1968.03150100047010 .
- ^ Родитель, Андре (2016). «Франциск Сильвий о клиническом преподавании, ятрохимии и анатомии мозга» . Канадский журнал неврологических наук . 43 (4): 596–603. дои : 10.1017/cjn.2016.14 . ПМИД 26911424 .
- ^ Эрлз, член парламента (2006). «Ранние теории действия лекарств и ядов». Анналы науки . 17 (2): 97–110. дои : 10.1080/00033796100202571 .
- ^ Кук, Гарольд Дж. (01 января 2011 г.). «История медицины и научная революция». Исида . 102 (1): 102–108. дои : 10.1086/658659 . JSTOR 10.1086/658659 . ПМИД 21667778 . S2CID 21191800 .
- ^ Уайт, Дэвид Гордон (1996). «Глава 5: Тантрическая и сиддхическая алхимическая литература». Алхимическое тело . Чикаго: Чикагский университет.
- ^ Например, многотомник Мукерджи, Бхудеб (1926). Раса-Джала-Нидхи . Калькутта.
{{cite book}}
: CS1 maint: местонахождение отсутствующего издателя ( ссылка ) , переиздано в 1984 и 1998 годах и доступно до сих пор. - ^ Меуленбельд, Геррит Ян (1999–2002). История индийской медицинской литературы . Гронинген: Эгберт Форстен. ISBN 978-90-6980-124-7 . Том IIA, стр. 581–787, представляет собой обширный обзор первичных и вторичных источников индийской ятрохимической литературы.
- ^ С. С. Саврикар и Б. Равишанкар (2011). «Введение в Расашаастру - ятрохимию Аюрведы» (PDF) . Afr J Tradit Complement Altern Med . 8 (5С): 66–82. doi : 10.4314/ajtcam.v8i5s.1 . ПМЦ 3252715 . ПМИД 22754059 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 14 (11-е изд.). 1911. .
- Конрад, Лоуренс; Наттон, Вивиан; и др. Западная медицинская традиция: 800 г. до н.э. – 1800 г. н.э. Издательство Кембриджского университета , 1995.
- Дебус, Аллен Г. , Английские парацельсианцы . [Франклин Уоттс, Инк., Нью-Йорк], 1965 год.
- Лоуренс М. Принсипи, «Трансмутации: алхимия в искусстве». Публикации ТЭЦ. ISBN 0-941901-32-7
- Лоуренс М. Принсипи, «Тайны алхимии». Издательство Чикагского университета, 2013. ISBN 978-0-226-92378-9
- Мэри Линдеманн, «Медицина и общество в Европе раннего Нового времени». Издательство Кембриджского университета, 2010. ISBN 978-0-521-42592-6