Псевдо-Демокрит
Псевдо-Демокрит — это имя, используемое учеными для анонимных авторов ряда греческих сочинений, которые ошибочно приписывались философу -досократику Демокриту ( ок . 460–370 до н.э.).
Некоторые из этих сочинений, в первую очередь утраченные работы «О симпатиях и антипатиях и искусственных веществах» (греч. Cheirokmēta ), вероятно, были написаны пифагорейским врачом и фармакологом Болосом из Мендеса ( 3- й или 2-й век до н. э.). [1]
Существует также ряд дошедших до нас греческих алхимических сочинений, приписываемых Демокриту, автором которого иногда также называют Болоса из Мендеса. [2] но который, как сейчас считается, был анонимным автором, действовавшим во второй половине первого века нашей эры, скорее всего ок. 54–68 гг. н.э. [3] Эти сочинения являются одними из старейших существующих алхимических работ и сыграли важную роль в определении алхимии как дисциплины. В своем первоначальном виде они, вероятно, состояли из серии из четырех книг по крашению : две книги по крашению металлов, золота и серебра, одна по крашению камней и одна по крашению шерсти в пурпурный цвет. Они были высоко оценены более поздними греческими алхимиками , которые часто цитировали их и даже написали к ним ряд комментариев.
Алхимические работы псевдо-Демокрита также ответственны за популяризацию афоризма, приписываемого легендарному персидскому алхимику Останесу : «Природа наслаждается природой, природа побеждает природу, природа господствует над природой », который впоследствии стал часто повторяемой цитатой среди более поздних алхимиков.
Четыре книги
[ редактировать ]Оригинальные алхимические труды, приписываемые Демокриту, известные как « Четыре книги» , сейчас утеряны. [4] Тем не менее, несколько обобщенных их выдержек сохранились в двух дошедших до нас трактатах под названием «Естественные и тайные вопросы» (греч. Physika kai Mystika ) и «О изготовлении серебра» (греч. Peri asēmou poiēseōs ), а также в сборнике списков алхимических веществ под названием Каталоги (греч. Katalogoi ). [5] Оригинальные книги касались широкого круга тем, включая превращение недрагоценных металлов в серебро или золото, искусственное производство драгоценных камней и окраску шерсти в пурпурный цвет — все эти темы также освещаются в Стокгольмских и Лейденских папирусах. (3 век нашей эры). Однако сохранившиеся части в большей степени ориентированы на производство серебра и золота, отражая тем самым основные интересы более поздних греческих алхимиков. [6]
Первоначальными работами, вероятно, были четыре книги по крашению: одна о том, как придать недрагоценным металлам желтый оттенок (т. е. «окрасить» их в золото), вторая о том, как придать недрагоценным металлам белый оттенок (т. е. «окрасить» их в серебро). ), один по «краске» камней (т. е. для создания драгоценных камней) и один по окраске тканей в фиолетовый цвет (с использованием более дешевых заменителей дорогостоящего тирийского пурпура ). [7]
Историческое значение
[ редактировать ]« Четыре книги» — одни из самых древних произведений, известных в западной алхимии, и сыгравшие центральную роль в ее раннем развитии. Их часто цитировали алхимики, такие как Зосим из Панополя (ок. 300 г. н. э.) и Синезий (ок. 373–414 гг. н. э.), а также более поздние византийские писатели, такие как Псевдо-Олимпиодор , Стефан , Христиан и « Анонимный философ». [8] Их авторитет среди более поздних греческих алхимиков был таков, что последние часто представляли свои собственные теории и практики как интерпретацию Четырех Книг . [9]
Некоторые греческие алхимики также написали комментарии к Четырем книгам . Один из таких комментариев, названный «Комментарии Демокрита» и написанный алхимиком Петасием, сейчас утерян. Однако другой комментарий, названный «Философ Синезий к Диоскору: Заметки к книге Демокрита» . до сих пор сохранился [10]
Природа радуется природе
[ редактировать ]Один афоризм, который часто повторяется в « Четырех книгах» и часто цитируется более поздними авторами, звучит следующим образом: [11]
Греческий: Hē physis tēi physei terpetai, kai he physis tēn physin nikai, kai hē physis tēn physin kratei
Перевод: Природа наслаждается природой, природа побеждает природу, природа господствует над природой.
Приписанная в повествовании « Четырех книг » легендарному персидскому мастеру Останесу псевдо-Демокрита , она призвана суммировать все учение Останеса псевдо-Демокрита, заключая в себе фундаментальные правила, по которым соединяются элементы или природы вещей. [12] Этот афоризм, который также встречается в ряде ранних эллинистических сочинений, посвященных понятиям симпатии и антипатии, связывает псевдодемокритские сочинения с более ранними работами, приписываемыми «персидским» авторам, таким как псевдо-Зороастр и Останес, а также произведения Болоса Мендеса. [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мартелли 2013 , стр. 39–41. О различных предложениях по датировке Болоса Мендеса см. ссылки Martelli 2013, с. 37.
- ^ Как отметил Мартелли 2013 , с. 47, н. 270, это отождествление впервые было предложено Wellmann 1928 , с. 69, за которым следовали такие учёные, как Холмьярд 1957 , стр. 25–26, Мультауф 1966 , стр. 94–101, Линдсей 1970 , стр. 90–130 и Ирби-Масси и Кейзер 2002 , стр. 235. Критиковал его Кролл 1934 , с. 231, а также Fraser 1972 , vol. I, 440ff., Hershbell 1987 , стр. 8, 15, и Letrouit 1995 , стр. 17.
- ^ Мартелли 2013 , стр. 29–31.
- ^ Мартелли 2013 , стр. 1, 13–18.
- ^ Мартелли 2013 , стр. 1–2. Издание и перевод в Martelli, 2013 г., стр. 78–103, 104–115 и 116–121 соответственно.
- ^ Мартелли 2013 , стр. 1–2.
- ^ Мартелли 2013 , с. 17; об окрашивании в фиолетовый цвет ср. п. 11.
- ^ Мартелли 2013 , с. 1.
- ^ Мартелли 2013 , с. 48.
- ^ Мартелли 2013 , стр. 48–49. Издание и перевод в Мартелли, 2013 г., стр. 122–149.
- ^ Мартелли 2013 , с. 11.
- ^ Мартелли 2013 , с. 11.
- ^ Мартелли 2013 , стр. 33–34. Об Останесе и персидских элементах в псевдо-Демокрите см. далее Мартелли 2013, стр. 69–73.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Фрейзер, Питер М. (1972). Птолемеевская Александрия . Том. I–III. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198142782 .
- Хершбелл, Джексон П. (1987). «Демокрит и начало греческой алхимии». Амбикс . 34 (1): 5–20. дои : 10.1179/amb.1987.34.1.5 .
- Холмьярд, Эрик Дж. (1957). Алхимия . Хармондсворт: Книги Пингвинов. ОСЛК 2080637 .
- Ирби-Мэсси, Джорджия Л.; Кейзер, Пол Т. (2002). Греческая наука эллинистической эпохи: справочник . Лондон и Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис Рутледж. ISBN 9780415238472 .
- Кролл, Вильгельм (1934). «Болос и Демокрит» . Гермес . 69 (2): 228–232.
- Летруа, Жан (1995). «Хронология греческих алхимиков». Ин Кан, Дидье; Мэттон, Сильвен (ред.). Алхимия: искусство, история и мифы. Труды I «Международной конференции Общества изучения истории алхимии . Париж и Милан: S.É.HA и Arche. С. 11–93. ISBN 9788872521786 .
- Линдси, Джек (1970). Истоки алхимии в греко-римском Египте . Нью-Йорк: Barnes & Noble. ISBN 9780389010067 .
- Мартелли, Маттео (2013). Четыре книги Псевдо-Демокрита . Источники алхимии и химии: исследования сэра Роберта Монда по истории ранней химии ( Ambix , том 60, приложение 1). Лидс: Издательство Мани/Общество истории алхимии и химии. ISBN 9781909662285 .
- Мультауф, Роберт П. (1966). Истоки химии . Лондон: Олдборн. OCLC 977570829 .
- Веллман, Макс (1928). «Физика Болоса Демокрита и волхвов Анаксилая из Ларисы». Трактаты Прусской академии наук, философско-исторический класс . 7 . OCLC 10314574 .