Псевдодонор


Псевдо-Гебер (или « латинский псевдо-Гебер») — предполагаемый автор или группа авторов, ответственных за корпус псевдоэпиграфических алхимических сочинений, датируемых концом 13 — началом 14 веков. Эти сочинения были ошибочно приписаны Джабиру ибн Хайяну (умер около 806–816 гг. , латинизировано как Гебер), [1] первых алхимиков один из Золотого века ислама .
Наиболее важным трудом латинского псевдо-Геберового корпуса является Summa perfectionis magisterii («Вершина совершенства мастерства»), который, вероятно, был написан незадолго до 1310 года. Его фактический автор предварительно установлен как Павел Тарантский . [2] Эта работа оказала влияние на алхимию и металлургию в Европе позднего средневековья. Работа содержит экспериментальные демонстрации корпускулярной природы материи, которые все еще использовались химиками семнадцатого века, такими как Дэниел Сеннерт , который, в свою очередь, оказал влияние на Роберта Бойля . [3] В работе одними из первых описаны азотная кислота , царская и фортисная водка . [4]
Существование Джабира ибн Хайяна как исторической личности само по себе находится под вопросом. [5] и большинство многочисленных арабских произведений, приписываемых ему, сами по себе являются псевдоэпиграфами , датируемыми ок. 850–950. [6] Среди историков алхимии принято называть более ранний корпус исламских текстов по алхимии Corpus Jabirianum или Jabirian Corpus, а более поздний, латинский корпус 13-14 веков, псевдо-Гебером или латинским псевдо-Гебером - термин, введенный Марселлен Бертло . «Псевдо-проблема Гебера» — это вопрос о возможном отношении между двумя корпусами. Этот вопрос уже давно дискуссионно обсуждается. Сейчас в основном считается, что по крайней мере часть латинских псевдогеберских произведений основана на более ранних исламских авторах, таких как Абу Бакр ар-Рази (ок. 865–925).
Тело [ править ]
Следующий набор книг называется «псевдо-Гебер-корпус» (или «латинский корпус Гебера»). Впервые произведения были отредактированы в 16 веке. [7] но он находился в обращении в рукописной форме примерно 200 лет назад. Заявленный автор — Гебер или Гебер Арабс (Гебер Араб), а в некоторых экземплярах указано, что переводчик — Родогерус Испанский (Роджер Испанский).Работы, приписываемые Геберу, включают:
- Summa perfectionis magisterii («Вершина совершенства мастерства»).
- Liber fornacum («Книга печей»),
- Об исследовании совершенства и
- Об открытии истины.
Будучи самым ясным выражением алхимической теории и лабораторных направлений, доступных до того времени – в области, где мистицизм, секретность и безвестность были обычным правилом – книги псевдо-Гебера были широко читаемы и пользовались влиянием среди европейских алхимиков. [8]
В частности, Summa Perfectionis была одной из самых читаемых книг по алхимии в Западной Европе в период позднего средневековья. [9] Ее автор предположил, что все металлы состоят из единых серы и ртути. частиц [10] и дал подробные описания металлических свойств в этих терминах. использование эликсира для превращения неблагородных металлов в золото Объясняется (см . «Философский камень» ) и дается длительная защита алхимии от обвинений в невозможности превращения металлов.
Практические указания по лабораторным процедурам были настолько ясными, что очевидно, что автор был знаком со многими химическими операциями. Содержит ранние рецепты производства минеральных кислот . [11] Ему не было равных в химии до тех пор, пока в 16 веке не появились работы химика Ванноччио Бирингуччо , минералога Георгиуса Агриколы и пробирщика Лазаря Эркера . [12]
Следующие три книги в списке выше короче и в значительной степени представляют собой сжатое изложение материала Summa Perfectionis .
Две дальнейшие работы, «Testamentum Geberi» и «Alchemia Geberi» , являются «абсолютно поддельными, поскольку относятся к более позднему времени [чем остальные четыре]», как Марселлен Бертло : выразился [13] и они обычно не включаются в корпус псевдо-Гебера. Их автор не такой, как у остальных, но не факт, что и у первых четырех один и тот же автор. [14] De Invente Veritatis имеет самый ранний известный рецепт приготовления азотной кислоты . [11]
Рукописи:
- Geber Liber Fornacum в переводе [...] Родерикуса Испаненсема , Biblioteca Marciana, Венеция, MS. Латинский VI.215 [3519].
- Geberi Arabis Философы, очень искусные в естественных вещах, книга о печах для истребления [...] pertimum, перевод Роджера Хисаплеса , Библиотека Университета Глазго, Фергюсон MS. 232.
- Та же «книга печи», касающаяся практики химии, переведенная Роджерусом из Испании , Британская библиотека, MS Slane 1068.
Ранние выпуски:
- 1525 : Фауст Сабей, Геберис самого проницательного философа, сумма совершенства магистратуры по своей природе, из наиболее усовершенствованной модели, недавно опубликованной , Марцелла Зильбера, Рим.
- 1528, 1529 : Geberi philosophi de Alchimia libri tres , Страсбург.
- 1531: Иоганн Грюнингер , Geberi philosophie et alchemistae maximi de alchimia libri tres , Страсбург.
- 1541 : Петер Шеффер Младший , самый проницательный философ Гебера, высшее совершенство его мастерства в своей природе из библиотечной модели Ватикана ( hathitrust.org )
- 1545: Alchemiae Gebri Arabis libri , Нюрнберг.
- 1572: Принцы химического искусства Авиценна и Гебер , Базель.
- 1598: Традиция алхимии Гебери Арабиса , Страсбург.
- 1668: Георгиус Горниус , Гебри Арабис Хемия, или традиция высшего совершенства и исследование мастерства , Лейден.
- 1682: Гебри, король арабов, сумма совершенства работы мастера, с книгой исследования работы мастера и завещанием того же Гебри - и добавлением рудников Авиценны , Гданьск
Ранние переводы:
- 1530 Книга Гебери о сокрытии Алхимии , Страсбург.
- 1551: Джованни Браческо, Экспозиция философа Гебера , Габриэле Джолито де Феррари и братьев, Венеция.
- 1678: Произведения Гебера , перевод с латыни на английский Ричарда Рассела. Книга содержит большую часть корпуса Псевдо-Гебера на английском языке. Он был переиздан в 1686 году .
- 1692: Уильям Салмон , Сумма GEBER ARABS, собранная и переработанная : в EEBO в двух частях: Часть 1 и Часть 2.
- 1710: Geberi curieuse завершает химические сочинения , Франкфурт.
Авторство [ править ]
Исламская алхимия пользовалась большим уважением среди европейских алхимиков 13 века, и автор , как это было принято в то время, взял имя выдающегося предшественника. Авторство Гебера (Джабира ибн Хайяна) впервые было подвергнуто сомнению в конце 19 века исследованиями Коппа , [15] Хефер , Бертло и Липпманн . На корпус явно повлияли средневековые исламские писатели (особенно Абу Бакр ар-Рази и, в меньшей степени, одноименный Джабир). Личность автора остается неопределенной. Возможно, он жил в Италии или Испании, или там и там. Некоторые книги в корпусе Гебера, возможно, были написаны авторами, которые появились позже автора Summa Perfectionis , поскольку большинство других книг в корпусе в значительной степени являются пересказами Summa Perfectionis . [13] Кросланд (1962) называет Гебера «латинским автором», при этом подчеркивая, что личность автора «все еще остается спорной». [16] Уильям Р. Ньюман утверждал, что автором Summa Perfectionis мог быть Павел Таранто , [17] предварительная идентификация, которая часто принимается как вероятная. [18]
Предполагаемая дата первых четырех книг — 1310 год, и они не могут быть датированы намного раньше, поскольку упоминаний о Summa Perfectionis нигде в мире не обнаружено ни до, ни во время 13 века. Например, в трудах XIII века нет упоминаний об Альберте Великом и Роджере Бэконе . [19]
Степень зависимости корпуса от реальных исламских источников несколько спорна:Браун (1920) утверждал, что псевдо-Корпус Гебера содержит «новые и оригинальные факты», неизвестные из исламской алхимии, в частности упоминание о азотная кислота , царская водка , купоросное масло и нитрат серебра . [13] Уже в 1920-х годах Эрик Джон Холмьярд раскритиковал утверждение о том, что псевдо-Гебер является «новым и оригинальным» по сравнению со средневековой исламской алхимией, приводя доводы в пользу прямого происхождения от исламских авторов. [20] Позже Холмьярд утверждал, что недавнее открытие « Книги семидесяти » Джабира уменьшило вес аргумента о том, что «не существует арабских оригиналов», соответствующих псевдо-Геберу. [21] К 1957 году Холмьярд был готов признать, что «общий стиль работ слишком ясен и систематичен, чтобы найти близкую параллель в каком-либо из известных сочинений Джабирийского корпуса» и что они кажутся «продуктом скорее западного чем восточный ум», при этом утверждая, что автор, должно быть, умел читать по-арабски и, скорее всего, работал в мавританской Испании . [22]
Вместе с Брауном (1920), Карпенко и Норрисом (2002) до сих пор утверждают, что первое задокументированное появление царской водки находится в книге псевдо-Гебера De Invente Veritatis . [11] Напротив, Ахмад Й. Аль-Хасан (2005) утверждал, что исламские тексты, датированные периодом до 13 века, включая работы Джабира и Абу Бакра ар-Рази, на самом деле содержат подробные описания таких веществ, как азотная кислота, царская водка , купорос и различные нитраты, [23] и Аль-Хасан в 2009 году утверждали, что псевдо-Герберский корпус был прямым переводом работы, первоначально написанной на арабском языке, указывая на ряд арабских джабирских рукописей, которые уже содержат большую часть теорий и практик, которые Бертло ранее относил к латинскому корпусу. . [24]
Ссылки [ править ]
- ^ Дельва 2017 , стр. 36−37, примечание 6.
- ^ Ньюман 1985a ; Ньюман 1985b ; Ньюман 1991 , стр. 57–103. См. Карпенко и Норрис 2002 , с. 1002; Норрис 2006 , с. 52, примечание 48; Principe 2013 , стр. 55, 223 (примечание 10); Дельва 2017 , с. 38. Позицию Ньюмана отвергает Аль-Хассан 2009 (также онлайн ), который утверждает, что произведение было переведено с арабского оригинала.
- ^ Ньюман 2001 ; Ньюман 2006 .
- ^ Росс 1911 .
- ^ Дельва 2017 , с. 38, 53–54.
- ^ Это датировка, предложенная Краусом (1942–1943) , т. 1, с. я, с. lxv. О его принятии другими учеными см. ссылки в Delva 2017 , стр. 38, прим. 14. Ср. Лори 2008 , также имеется в виду Краус 1942–1943.
- ^ Алхимия и ранняя современная химия , Аллен Г. Дебус , Издательство Джереми Миллса, 2004. ISBN 978-0-9546484-1-1 .
- ^ Холмьярд, Э.Дж.; Джабир; Рассел, Ричард (сентябрь 1997 г.). Работы Гебера . Издательство Кессинджер. ISBN 978-0-7661-0015-2 . Проверено 8 июня 2010 г.
- ^ Ньюман 1991 .
- ^ Норрис 2006 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Карпенко и Норрис 2002 , с. 1002.
- ^ См. немецкую статью de:Lazarus Ercker .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Глава VI: «Псевдо-Гебер» в «Истории химии с древнейших времен» (2-е изд., 1920 г.) Дж. К. Брауна.
- ^ Лонг, Памела О. (2001). Открытость, тайна, авторство: технические искусства и культура познания от античности до Возрождения . Джу Пресс. стр. 146 147. ISBN. 978-0-8018-6606-7 . Проверено 14 июня 2010 г.
- ^ Герман Копп, Вклад в историю химии, третья часть (Брауншвейг: Vieweg, 1875), 28-33n.
- ^ П. Кросланд, Морис, Исторические исследования на языке химии , издательство Гарвардского университета, 1962; переиздано Dover Publications, 2004 г. ISBN 0-486-43802-3 , ISBN 978-0-486-43802-3 , с. 15 и с. 36.
- ^ Ньюман 1985a ; Ньюман 1985b ; Ньюман 1991 , стр. 57–103.
- ^ Например, Карпенко и Норрис 2002 , с. 1002; Норрис 2006 , с. 52, примечание 48; Principe 2013 , стр. 55, 223 (примечание 10); Дельва 2017 , с. 38. Против этого выступает Аль-Хасан 2009 (также онлайн ).
- ^ История аналитической химии , Ференц Сабадвари (1960).
- ^ «[Бертло] намеренно хотел недооценить Джабира […], выбор работ Джабира, сделанный Бертло, полностью вводит в заблуждение». «Именно здесь незнание Бертло арабского языка сбило его с пути. На самом деле, «Сумма» полна арабских фраз и оборотов речи, как и другие латинские произведения», цитируется по Хасану (2005).
- ^ Создатели химии , Эрик Джон Холмьярд (1931).
- ^ Эрик Джон Холмьярд, Алхимия , 1957, стр. 134 : «Сразу возникает вопрос, являются ли латинские произведения подлинными переводами с арабского или написаны латинским автором и, согласно общепринятой практике, приписываются Джабиру, чтобы усилить их То, что они основаны на мусульманской алхимической теории и практике, не подлежит сомнению, но то же самое можно сказать и о большинстве латинских трактатов по алхимии того периода, и, судя по различным оборотам речи, кажется вероятным, что их автор мог читать по-арабски. Общий стиль работ слишком ясен и систематичен, чтобы найти близкую параллель в каком-либо из известных сочинений Джабирийского корпуса, и мы тщетно ищем в них какие-либо ссылки на характерно джабирийские идеи «баланса» и алфавитную нумерологию. Действительно, для своего возраста в них чувствуется удивительно практичность: теория изложена с минимумом многословия и изложена масса точных практических подробностей. Общее впечатление, которое они создают, таково, что они являются продуктом западного, а не восточного ума. и, скорее всего, они были написаны европейским ученым, возможно, из мавританской Испании. Каким бы ни было их происхождение, они стали главными авторитетами в ранней западной алхимии и удерживали эту позицию в течение двух или трех столетий».
- ^ Ахмад Ю. Аль-Хасан, Культурные контакты в построении универсальной цивилизации: вклад ислама , опубликовано Исследовательским центром исламской истории, искусства и культуры ОИК в 2005 году и доступно в Интернете по адресу «История науки и технологий в исламе».
- ^ Аль-Хасан 2009 (также онлайн ).
Цитируемые работы [ править ]
- Аль-Хасан, Ахмад Ю. (2009). «Арабское происхождение латинских произведений Summa и Geber: опровержение Бертло, Руски и Ньюмана на основе арабских источников». Исследования аль-Кимья: критические проблемы латинской и арабской алхимии и химии . Хильдесхайм: Георг Олмс Верлаг. стр. 53–104. ISBN 9783487142739 . (то же содержание и многое другое также доступно в Интернете ; статья с несколько другим названием «Арабское происхождение латинских произведений Суммы и Гебера. Опровержение Бертло, Руски и Ньюмана на основе арабских источников» была опубликована в 2011, Journal for the History of Arab Science появляется статья с тем же измененным названием , 15, стр. 3–54; на сайте автора )
- Дельва, Тайс (2017). «Аббасидский активист Хайян аль-Аттар как отец Джабира бен Хайяна: новый взгляд на влиятельную гипотезу». Журнал исследований Аббасидов . 4 (1): 35–61. дои : 10.1163/22142371-12340030 .
- Карпенко Владимир; Норрис, Джон А. (2002). «Купорос в истории химии» . Химические листы . 96 (12): 997–1005.
- Краус, Пауль (1942–1943). Джабир ибн Хайян: Вклад в историю научных идей в исламе. I. Корпус джабирских сочинений. II. Джабир и греческая наука . Каир: Французский институт восточной археологии. ISBN 9783487091150 . OCLC 468740510 .
- Лори, Пьер (2008). «Кимиа» . Энциклопедия Ираника .
- Ньюман, Уильям Р. (1985a). «Новый свет на личность Гебера» . Архив Зудгофа . 69 (1): 76–90. JSTOR 20776956 . ПМИД 2932819 .
- Ньюман, Уильям Р. (1985b). «Происхождение Summa Perfectionis». Международные архивы истории наук . 35 : 240–302.
- Ньюман, Уильям Р. (1991). Summa Perfectionis Псевдо-Гебера: критическое издание, перевод и исследование . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09464-2 .
- Ньюман, Уильям Р. (2001). «Экспериментальная корпускулярная теория в аристотелевской алхимии: от Гебера до Сеннерта». В Люти, Кристоф (ред.). Корпускулярные теории материи позднего средневековья и раннего Нового времени . Лейден: Брилл. стр. 291–329. ISBN 978-90-04-11516-3 .
- Ньюман, Уильям Р. (2006). Атомы и алхимия: химия и экспериментальные истоки научной революции . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226576961 .
- Норрис, Джон (2006). «Теория металлогенеза с выделением минералов в досовременной науке о минералах». Амбикс . 53 (1): 43–65. дои : 10.1179/174582306X93183 . S2CID 97109455 .
- Принсипи, Лоуренс М. (2013). Тайны алхимии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226103792 .
- Росс, Хью Манро (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 520. . В