Джабир ибн Хайян
Джабир ибн Хайян исламский алхимик | |
---|---|
Умер | в. 806−816 |
Эра | Золотой век ислама |
Область | Куфа (Ирак) / Тус (Иран) / неизвестно |
Язык | арабский |
Основные интересы | Алхимия и химия , магия , шиитская религиозная философия. |
Известные идеи | Использование органических веществ в химии, серно-ртутная теория металлов , наука о балансе, наука об искусственном порождении. |
Абу Муса Джабир ибн Хайян ( араб . أَبو موسى جابِر بِن حَيّان , по-разному называемый аль-Суфи , аль-Азди , аль-Куфи или аль-Туси ), умер ок. 806–816 гг., предполагаемый автор большого количества работ на арабском языке, часто называемых Джабирийским корпусом. c . 215 сохранившихся до наших дней трактатов в основном посвящены алхимии и химии , магии и шиитской религиозной философии. Однако первоначальный объем корпуса был обширным и охватывал широкий спектр тем: от космологии , астрономии и астрологии до медицины , фармакологии , зоологии и ботаники , метафизики , логики и грамматики .
Работы, приписываемые Джабиру, ориентировочно датированные ок . 850 – ок. 950 , [1] содержат старейшую известную систематическую классификацию химических веществ и старейшие известные инструкции по получению неорганических соединений ( аммиак или хлорид аммония ) из органических веществ (таких как растения, кровь и волосы) химическими средствами. [2] Его работы также содержат одну из самых ранних известных версий серо-ртутной теории металлов, минералогической теории, которая оставалась доминирующей до 18 века. [3]
Значительная часть сочинений Джабира посвящена философской теории, известной как «наука о равновесии» (араб. ilm al-mīzān ), которая была направлена на сведение всех явлений (включая материальные субстанции и их элементы) к системе мер и количественные пропорции. Работы Джабира также содержат некоторые из самых ранних сохранившихся шиитских имамологических доктрин, которые Джабир представил как происходящие от своего предполагаемого учителя, шиитского имама Джафара аль-Садика (умер в 765 г.).
Еще в X веке идентичность и точный состав произведений Джабира оспаривались в исламских научных кругах. Авторство всех этих произведений одной личности и даже существование исторического Джабира также подвергаются сомнению современными учеными. Вместо этого обычно считается, что Джабир ибн Хайян был псевдонимом, использовавшимся анонимной школой шиитских алхимиков, писавших в конце 9-го и начале 10-го веков.
Некоторые арабские джабирийские произведения (например, «Великая книга милосердия » и «Книга семидесяти» ) были переведены на латынь под латинизированным названием «Гебер» , а в Европе 13-го века анонимный писатель, обычно называемый псевдо-Гебером , начал писать алхимические и металлургические сочинения под этим названием. [4]
Биография
[ редактировать ]Историчность
[ редактировать ]Неясно, существовал ли когда-либо Джабир ибн Хайян как историческая личность. Предполагается, что он жил в VIII веке и был учеником шиитского имама Джафара аль-Садика (умер в 765 г.). [5] Однако он не упоминается ни в одном историческом источнике до ок. 900 г., а первым известным автором, написавшим о Джабире с биографической точки зрения, был Багдади библиограф Ибн ан-Надим (ок. 932–995). [6] В своем «Фихристе» («Каталог книг», написанном в 987 году) Ибн ан-Надим составил список произведений Джабира, добавив краткое примечание к различным утверждениям, которые тогда распространялись о Джабире. [7] Уже во времена Ибн ан-Надима были некоторые люди, которые прямо утверждали, что Джабира никогда не существовало, хотя сам Ибн ан-Надим не соглашался с этим утверждением. [8] Джабира часто игнорировали более поздние средневековые исламские биографы и историки, но даже ранние шиитские биографы, такие как Ахмад аль-Барки (умер около 893 г.), Абу Амр аль-Каши (первая половина X века), Ахмад ибн Али аль- -Наджаши (983–1058) и Абу Джафар ат-Туси (995–1067), написавшие большие тома о сподвижниках шиитских имамов (включая многих сподвижников Джафара ас-Садика), не упомянули Джабира в все. [9]
Датировка Джабирийского корпуса
[ редактировать ]Помимо прямого отрицания его существования, были также некоторые, кто уже во времена Ибн ан-Надима сомневался, действительно ли произведения, приписываемые Джабиру, были написаны им. [10] Подлинность этих сочинений категорически отрицалась багдадским философом Абу Сулейманом ас-Сиджистани (ок. 912–985) и его учеником Абу Хайяном ат-Таухиди (ок. 932–1023), хотя это могло быть связано с враждебностью оба эти мыслителя относились к алхимии вообще. [11] Современный научный анализ имеет тенденцию подтверждать недостоверность сочинений, приписываемых Джабиру. Большая часть философской терминологии, используемой в джабирских трактатах, была придумана только примерно в середине IX века. [12] Известно , что некоторые греческие философские тексты, цитируемые в сочинениях Джабира, были переведены на арабский язык в конце IX века. [13] Более того, важная часть корпуса посвящена ранней шиитской религиозной философии, которая в других местах засвидетельствована только в источниках конца 9-го и начала 10-го веков. [14] В результате датировка Джабирийского корпуса ок. 850–950 получили широкое признание в современной науке. [1] Однако было также отмечено, что многие джабирийские трактаты имеют явные признаки того, что их неоднократно редактировали, и те сочинения, которые мы имеем сейчас, вполне могли быть основаны на ядре более раннего 8-го века. [15] Несмотря на всю неясность, не исключено, что некоторые из этих сочинений в их самой ранней форме были написаны реальным Джабиром ибн Хайяном. [16] В любом случае ясно, что имя Джабира использовалось в качестве псевдонима одним или несколькими анонимными шиитскими алхимиками, писавшими в конце 9-го и начале 10-го веков, которые также отредактировали корпус в том виде, в котором мы его знаем сейчас. [17]
Биографические подсказки и легенды
[ редактировать ]Джабир был обычно известен под именем кунья Абу Муса («Отец Мусы»), а иногда и Абу Абдаллах («Отец Абдаллаха»), а также под нисбой атрибутивными ( именами) аль -Суфи , аль-Азди, аль- Куфи, или ат-Туси. [18] Имя его деда упоминается Ибн ан-Надимом как Абдаллах. [19] Если присвоение имени аль-Азди Джабиру достоверно, [20] это указывало бы на его принадлежность к южноаравийскому (йеменскому) племени аздов . Однако неясно, был ли Джабир арабом, принадлежащим к племени Азд, или неарабским мусульманским клиентом ( мавла ) Азда. [21] Если он был неарабским мусульманским клиентом Азда, то, скорее всего, он был персом , учитывая его связи с восточным Ираном (его нисба ат-Туси также указывает на Тус , город в Хорасане). [22] По словам Ибн ан-Надима , Джабир был родом из Хорасана (восточный Иран ), но большую часть жизни провёл в Куфе (Ирак), [23] оба региона, где хорошо обосновалось племя азд. [24] В различных поздних сообщениях дата его смерти указывается между 806 (190 г. хиджры ) и 816 (200 г. хиджры). [25]
Учитывая отсутствие независимых биографических источников, большая часть биографических сведений о Джабире восходит к самим джабирийским сочинениям. [26] В джабирском корпусе есть ссылки на шиитского имама Джафара аль-Садика (умер в 765 г.), которого Джабир обычно называет «моим господином» (араб. сайиди ) и которого он представляет как первоисточник всех своих знаний. [27] В одной работе Джабир также представлен как соратник семьи бактрийских визирей Бармакидов , тогда как Ибн ан-Надим сообщает, что некоторые утверждали, что Джабир был особенно предан Джафару ибн Яхье аль-Бармаки (767–803), Аббасиду. визирь, прославившийся в «Тысяче и одной ночи» . [28] Связи Джабира с Аббасидами были еще больше подчеркнуты более поздней традицией, которая превратила его в фаворита аббасидского халифа Харуна ар-Рашида (ок. 763–809, также появляющегося в «Тысяче и одной ночи »), для которого Джабир должен был сочинить трактат по алхимии, и который, как предполагается, приказал перевести греческие произведения на арабский язык по наущению Джабира. [29]
Учитывая предполагаемые связи Джабира как с шиитским имамом Джафаром ас-Садиком, так и с семьей Бармакидов (которые служили Аббасидам визирями ), или с самими аббасидскими халифами, иногда считалось правдоподобным, что Хайян аль-Аттар («Хайян Аптекарь»), протошиитский активист, сражавшийся за дело Аббасидов в начале 8 века, возможно, был отцом Джабира (имя Джабира «Ибн Хайян» буквально означает «Сын Хайяна»). [30] Хотя прямых доказательств, подтверждающих эту гипотезу, нет, она очень хорошо вписывается в исторический контекст и позволяет думать о Джабире, каким бы малоизвестным он ни был, как об исторической фигуре. [31] Поскольку Хайян аль-Аттар предположительно был казнен вскоре после 721 года, эта гипотеза даже позволила оценить дату рождения Джабира ок . 721 . [32] Однако недавно утверждалось, что Хайян аль-Аттар, вероятно, жил, по крайней мере, до ок. 744 , [33] и что, будучи клиентом ( мавла ) племени Наха, он вряд ли был отцом Джабира (который, как предполагается, был клиентом/членом Азда). [34]
Джабирийский корпус
[ редактировать ]Джабиру ибн Хайяну приписывают около 600 арабских произведений, известных по имени. [35] примерно 215 из них сохранились до сих пор. [36] Хотя некоторые из них представляют собой полноценные работы (например, «Великая книга об особых свойствах »), [37] большинство из них представляют собой относительно короткие трактаты и принадлежат к более крупным собраниям ( «Сто двенадцать книг» , «Пятьсот книг» и т. д.), в которых они функционируют скорее как главы. [38] Когда отдельные главы некоторых полноформатных произведений тоже считаются отдельными трактатами, [39] общий объем корпуса можно оценить в 3000 трактатов/глав. [40]
Подавляющее большинство джабирианских трактатов, дошедших до наших дней, посвящено алхимии или химии (хотя они также могут содержать религиозные рассуждения и обсуждать широкий круг других тем, от космологии до грамматики ). [41] Тем не менее, существует также несколько дошедших до нас трактатов, посвященных магии , то есть «науке о талисманах » ( ilm al-ṭilasmāt , форма теургии ) и «науке об определенных свойствах» ( ilm al-khawāṣ , науке, занимающейся со скрытыми свойствами минеральных, растительных и животных веществ, а также с их практическим применением в медицине и различных других целях). [42] Джабиру приписывались и другие сочинения, посвященные самым разным темам (сюда входят такие предметы, как инженерное дело , медицина , фармакология , зоология , ботаника , логика , метафизика , математика , астрономия и астрология ), но почти все они сегодня утеряны. [43]
Алхимические сочинения
[ редактировать ]Часть серии о |
Герметизм |
---|
Обратите внимание, что Пауль Краус , который первым каталогизировал сочинения Джабира и чья нумерация соблюдается здесь, задумал свое разделение алхимических сочинений Джабира (Кр. №№ 5–1149) как примерно хронологическое. [44]
- Великая Книга Милосердия ( Китаб ар-Рахма аль-Кабир , Кр. № 5): Краус считал ее самой старой работой в корпусе, от которой она, возможно, была относительно независимой. Некоторые скептики X века считали это единственным подлинным произведением, написанным самим Джабиром. [45] Персидский врач, алхимик и философ Абу Бакр ар-Рази (ок. 865–925), по-видимому, написал к нему (утраченный) комментарий. [46] Он был переведен на латынь в 13 веке под названием Liber Misericordiae . [47]
- Сто двенадцать книг ( аль-Кутуб аль-ми'а ва-л-итна ашар , Кр. №№ 6–122): Этот сборник состоит из относительно независимых трактатов, посвященных различным практическим аспектам алхимии, часто оформляемых как объяснение символические аллюзии «древних». Важную роль играет органическая алхимия. Ее теоретические основы аналогичны тем, которые содержатся в «Семидесяти книгах» (т.е. сведение тел к элементам огня, воздуха, воды и земли, а элементов к «природам» — горячей, холодной, влажной и сухой), хотя их теоретические основы экспозиция менее систематична. Так же, как и в «Семидесяти книгах» , количественные указания в «Сто двенадцати книгах» все еще носят практический и «экспериментальный», а не теоретический и умозрительный характер, как это будет иметь место в «Книгах весов» . [48] Первые четыре трактата этого сборника, т. е. трехчастная Книга Элемента Основания ( Kitāb Usṭuqus al-uss , Kr. nos. 6–8), вторая часть которой содержит ранний вариант знаменитой Изумрудной Скрижали приписывают Гермесу Трисмегисту ) [49] и комментарий к нему ( Тафсир китаб аль-устукус , Кр. № 9) переведены на английский язык. [50]
- «Семьдесят книг» ( аль-Кутуб ас-Сабъун , Кр. № 123–192) (также называемые «Книгой семидесяти» , Китаб ас-Сабин ): они содержат систематическое изложение джабирийской алхимии, в котором несколько трактатов составляют большую часть более единое целое по сравнению с «Сто двенадцатью книгами» . [51] Он состоит из семи частей, каждая из которых содержит по десять трактатов: три части посвящены приготовлению эликсира из животных, растительных и минеральных веществ соответственно; две части посвящены четырем элементам с теоретической и практической точки зрения соответственно; одна часть посвящена алхимическому использованию веществ животного происхождения, а другая часть посвящена минералам и металлам. [52] Он был переведен на латынь Герардом Кремонским (ок. 1114–1187) под названием Liber de Septuaginta . [53]
- К Семидесяти добавлено десять книг ( Шашарат кутуб мудафа ила ль-сабин , Кр. № 193–202): Единственный сохранившийся трактат из этого небольшого собрания ( Книга Разъяснения , Китаб аль-ИДах , Кр. № 195) кратко обсуждает различные методы приготовления эликсира, критикуя философов, которые только изложили метод приготовления эликсира, начиная с минеральных веществ, исключая растительные и животные вещества. [54]
- Десять книг исправлений ( аль-Мушахат аль-Шашара , Кр. № 203–212): Соотносятся последовательные улучшения («исправления», мушаххахат ), привнесенные в искусство такими «алхимиками», как « Пифагор » (Кр. .203), « Сократ » (Кр. № 204), « Платон » (Кр. № 205), « Аристотель » (Кр. № 206), « Архиген » (Кр. № 207–208), « Гомер » (Кр. № 209), « Демокрит » (Кр. № 210), Харби аль-Химьяри (Кр. № 211), [55] и сам Джабир (Кр. № 212). Единственный сохранившийся трактат из этого небольшого собрания ( «Книга исправлений Платона» , «Китаб Мушаххахат Ифлатун» , Кр. № 205) разделен на 90 глав: 20 глав о процессах с использованием только ртути, 10 глав о процессах с использованием ртути и одна дополнительная «медицина» ( давах ), 30 глав о процессах с использованием ртути и два дополнительных «лекарства», а также 30 глав о процессах с использованием ртути и три дополнительных «лекарства». Всему этому предшествует введение, описывающее лабораторное оборудование, упомянутое в трактате. [56]
- Двадцать книг ( ал-Кутуб аль-Ишрун , Кр. № 213–232): Только один трактат ( «Книга Кристалла» , Китаб аль-Биллавра, Кр. № 220) и длинный отрывок из другого («Книга кристалла», «Китаб аль-Биллавра» Кр. № 220). , Книга внутреннего сознания , Китаб аль-Хамир , Кр. № 230). [57] Книга Внутреннего Сознания , по-видимому, посвящена теме особых свойств ( хаваш ) и талисманов ( тиласмат ). [58]
- Семнадцать книг (Кр. № 233–249); три трактата, добавленные к Семнадцати книгам (Кр. №№ 250–252); тридцать безымянных книг (Кр. № 253–282); «Четыре трактата» и некоторые родственные им трактаты (Кр. №№ 283–286, 287–292); Десять книг по мнению Балинаса, Мастера талисманов (Кр. № 293–302): Из них, по-видимому, сохранились только три трактата, а именно: Китаб аль-Мавазин (Кр. № 242), Китаб аль-Истикшах (Кр. № 248) и Китаб аль-Камиль (Кр. № 291). [59]
- «Книги весов» ( Кутуб аль-Мавазин , Kr. nos. 303–446): Этот сборник, судя по всему, состоял из 144 трактатов средней длины, 79 из которых известны по названиям и 44 из которых сохранились до сих пор. Хотя они относительно независимы друг от друга и посвящены очень широкому кругу тем ( космологии , грамматике , теории музыки , медицине , логике , метафизике , математике , астрономии , астрологии и т. д.), все они подходят к своему предмету с точки зрения « наука о равновесии» ( ilm al-mīzan , теория, целью которой является сведение всех явлений к системе мер и количественных пропорций). [60] «Книги весов» также являются важным источником предположений Джабира относительно явления «двух братьев» ( аль-ахаван ), [61] доктрина, которая позже имела большое значение для египетского алхимика Ибн Умайла (ок. 900–960). [62]
- «Пятьсот книг» ( аль-Кутуб аль-Хамсумиа , Kr. nos. 447–946): только 29 трактатов из этого сборника известны по названиям, 15 из которых сохранились до наших дней. Его содержание, судя по всему, носило в основном религиозный характер, при этом важное место занимали моральные увещевания и алхимические аллегории. [63] Среди дошедших до нас трактатов «Книга Славных» ( Китаб аль-Маджид , № 706) и «Книга разъяснений» ( Китаб аль-Баян , № 785) примечательны тем, что содержат некоторые из самых ранних сохранившихся шиитских трактатов. эсхатологические сотериологические , имамологические и . учения [64] Периодические выдержки из «Книги Царства» ( Kitāb al-Mulk , Kr. no. 454) существуют в латинском переводе под названием Liber regni . [65]
- «Книги о семи металлах» (Кр. № 947–956): семь трактатов, тесно связанных с «Книгами весов» Джабира , каждый из которых посвящен одному из семи металлов (соответственно золоту, серебру, меди, железу, олову, свинец и харшини , или «китайский металл»). В одной рукописи за ними следует соответствующая Книга Соображения, состоящая из трех частей ( Китаб аль-Иджаз , №№ 954–956). [66]
- Разнообразные алхимические трактаты (Кр. № 957–1149). В эту категорию Краус поместил большое количество названных трактатов, которые он не мог с какой-либо уверенностью отнести к одной из алхимических коллекций корпуса. По мнению Крауса, некоторые из них действительно могли входить в состав «Пятисот книг» . [67]
Сочинения по магии (талисманы, специфические свойства)
[ редактировать ]Среди сохранившихся джабирийских трактатов имеется также ряд относительно самостоятельных трактатов, посвященных «науке о талисманах » ( ilm al-ṭilasmāt , форма теургии ) и «науке об определенных свойствах» ( ilm al-khawāṣṣ , т.е. , наука, изучающая скрытую силу минеральных, растительных и животных веществ и их практическое применение в медицине и различных других целях). [68] Это:
- Книга Поиска ( Китаб аль-Бахт , также известная как Книга Извлечений , Китаб ан-Нухаб , Кр. № 1800): Этот длинный труд посвящен философским основам теургии или «науки о талисманах» ( ilm аль-тиласмат ). Примечательно также цитирование значительного числа греческих авторов: имеются ссылки на (работы) Платона , Аристотеля , Архимеда , Галена , Александра Афродисийского , Порфирия , Фемистия , ( псевдо- ) Аполлония Тианского и других. [69]
- «Книга пятидесяти» ( Китаб аль-Хамсин , возможно, идентичная «Великой книге о талисманах» , «Китаб ат-тиласмат аль-кабир» , Кр. № 1825–1874): Эта работа, из которой дошли лишь отрывки, посвящена таким темам, как как теоретическая основа теургии , специфических свойств, астрологии и демонологии . [70]
- Великая книга об особых свойствах ( Китаб аль-Хаваш аль-кабир , Кр. № 1900–1970): Это основной труд Джабира по «науке об определенных свойствах» ( ilm al-khawāṣṣ ), то есть науке, занимающейся скрытые силы минеральных, растительных и животных веществ, а также их практическое применение в медицине и различных других целях. [71] Однако он также содержит ряд глав, посвященных «науке о равновесии» ( ilm al-mīzan , теория, целью которой является сведение всех явлений к системе мер и количественных пропорций). [72]
- Книга Короля ( Китаб аль-Малик , кр. № 1985): Краткий трактат об эффективности талисманов . [73]
- Книга Черной Магии ( Китаб аль-Джафр аль-асвад , Кр. № 1996): Этот трактат не упоминается ни в одной другой работе Джабира. [74]
Другие дошедшие до нас сочинения
[ редактировать ]Джабиру также приписывались сочинения на самые разные темы. Большинство из них утеряны (см. ниже), за исключением:
- Книга о ядах и об отражении их вредного воздействия ( Китаб ас-Сумум ва-даф мадарриха , Кр. № 2145): по фармакологии . [75]
- Книга Всеобъемлемости ( Китаб аль-Иштимал , Кр. № 2715): длинный отрывок из этого философского трактата сохранился поэтом и алхимиком аль-Туграи (1061–1121). [76]
Потерянные сочинения
[ редактировать ]Хотя значительное количество джабирских трактатов по алхимии и магии сохранилось, многие из них также утеряны. За исключением двух сохранившихся трактатов (см. непосредственно выше), все многие сочинения Джабира на другие темы утеряны:
- Каталоги (Кр. №№ 1–4): Есть три каталога , которые, как говорят, Джабир написал из своих произведений (Кр. №№ 1–3), и одна Книга о порядке чтения наших книг ( Китаб Тартиб кират). кутубина , Кр. № 4). Они все потеряны. [77]
- Книги о военных хитростях ( Кутуб аль-Хиял , №№ 1150–1449) и Книги о военных хитростях и хитростях ( Кутуб аль-Хиял аль-Хурубийя ва-ль-макаид , №№ 1450–1749): два большие коллекции по «механическим трюкам» (арабское слово ḥiyal переводится с греческого μηχαναί, mēchanai ) [78] и военная инженерия , оба потеряны. [79]
- Медицинские и фармакологические сочинения (Кр. №№ 2000–2499): Семь трактатов известны по названиям, единственный из них, дошедший до нас, — «Книга о ядах и о предотвращении их вредного воздействия» ( Kitāb al-Sumūm wa-dafʿ maḍārrihā , кр. № 2145). Краус также включил в эту категорию утерянный трактат по зоологии ( «Книга животных» , «Китаб аль-Хаяван» , Кр. № 2458) и утерянный трактат по ботанике ( «Книга растений» или «Книга трав» , «Книга трав» «Китаб ан-Набат » или . Китаб аль-Хашаиш , Кр. № 2459). [80]
- Философские сочинения ( Кутуб аль-фальсафа , Кр. № 2500–2799): Под этим заголовком Краус упомянул 23 работы, большинство из которых, по-видимому, посвящены аристотелевской философии (названия включают, например, « Книги логики по мнению Аристотель , Кр. № , Кр Книга ; ; . 2580 Опровержения № 2581 Книга «О душе» , Кр. № 2734). Из одного трактата ( «Книга всеобъемлемости» , «Китаб аль-Иштимал» , Кр. № 2715) сохранился длинный отрывок, написанный поэтом и алхимиком аль-Туграи (1061–ок. 1121), но все остальные трактаты этой группы утеряны. . [81]
- Математические , астрономические и астрологические сочинения (Кр. № 2800–2899): Тринадцать трактатов этой категории известны по названиям, все из которых утеряны. Известные названия включают « Книгу комментариев к Евклиду» ( Kitāb Sharḥ Uqlīdiyas , Kr. № 2813), « о весе короны» Комментарий к книге Архимеда ( Sharḥ kitāb wazn al-tāj li-Arshamīdas , Kr. no. 2821). ), Книга комментариев к Альмагесту ( Китаб Шарх аль-Маджисти , Кр. № 2834), Тонкая книга по астрономическим таблицам ( Китаб аз-Задж аль-латиф , Кр. № 2839), Сборник по астролябии с теоретической и практической точки зрения ( Китаб аль-джами фи л-астурлаб илман ва-малан , Кр. № 2845) и Книга объяснения фигур Зодиака и их деятельности ( Китаб Шарх сувар аль- бурудж ва-афалиха , Кр. № 2856). [82]
- Религиозные сочинения (Кр. №№ 2900–3000). Помимо тех, которые, как известно, принадлежат к «Пятистам книгам» (см. Выше), существует ряд религиозных трактатов, точное место которых в корпусе неизвестно, и все они утеряны. Известные названия включают «Книги о шиитских школах мысли» ( Кутуб фи мадхахиб аль-шиа , Кр. № 2914), «Наши книги о переселении души» ( Кутубуна фи л-танасух , Кр. № 2947), «Книга о переселении души». Книга Имамата ( Китаб аль-Имама , Кр. № 2958) и Книга, в которой я объяснял Тору ( Китаби алладхи фассарту фихи ат-таврат , Кр. № 2982). [83]
Историческая справка
[ редактировать ]Греко-египетская, византийская и персидская алхимия.
[ редактировать ]В сочинениях Джабира содержится ряд упоминаний о греко-египетских алхимиках, таких как псевдо - Демокрит (ок. 60), Мария Иудейка (ок. 0–300), Агафодемон (ок. 300) и Зосима. Панополиса (ок. 300 г.), а также легендарных фигур, таких как Гермес Трисмегист и Останес , и библейских фигур, таких как Моисей и Иисус (которым также приписывался ряд алхимических сочинений). [84] Однако эти ссылки могли быть задуманы как обращение к древнему авторитету, а не как признание каких-либо интеллектуальных заимствований. [85] и в любом случае джабирская алхимия сильно отличалась от того, что можно найти в дошедших до нас греческих алхимических трактатах: она была гораздо более систематической и последовательной, [86] в нем гораздо меньше использовалось аллегорий и символов, [87] и гораздо более важное место занимали философские рассуждения и их применение к лабораторным экспериментам. [88] Более того, в то время как греческие алхимические тексты были почти исключительно сосредоточены на использовании минеральных веществ (т.е. на « неорганической химии »), джабирская алхимия была пионером в использовании веществ растительного и животного происхождения и, таким образом, представляла собой новаторский сдвиг в сторону « органической химии ». [89]
есть некоторые важные теоретические сходства . Тем не менее, между джабирской алхимией и современной византийской алхимией [90] и хотя джабирийские авторы, похоже, не знали дошедших до нас византийских произведений, таких как алхимические работы, приписываемые неоплатоникам философам- Олимпиодору (ок. 495–570) и Стефану Александрийскому (ок. 580–640), [91] кажется, что они, по крайней мере частично, опирались на параллельную традицию теоретической и философской алхимии. [92] В любом случае, сочинения, которые на самом деле использовали джабирские авторы, по-видимому, в основном состояли из алхимических работ, ошибочно приписываемых древним философам, таким как Сократ, Платон и Аполлоний Тианский. [89] лишь некоторые из них сохранились до наших дней и философское содержание которых еще предстоит определить. [93]
Одним из нововведений в джабирской алхимии было добавление нашатырного спирта ( хлорида аммония ) к категории химических веществ, известных как «спирты» (т. е. сильно летучие вещества). Сюда входили как природный нашатырный спирт, так и синтетический хлорид аммония, полученный из органических веществ , и поэтому добавление нашатырного спирта в список «спиртных напитков», вероятно, является продуктом нового внимания к органической химии . Поскольку слово, обозначающее нашатырный спирт, используемое в джабирском корпусе ( nošāder ), имеет иранское происхождение, было высказано предположение, что прямые предшественники джабирской алхимии, возможно, действовали активно в эллинизирующих и сирийских школах Империи Сасанидов . [94]
Химическая философия
[ редактировать ]Стихии и природа
[ редактировать ]Согласно физике Аристотеля , каждый элемент состоит из двух качеств: огонь — горячий и сухой, земля — холодная и сухая, вода — холодная и влажная, воздух — горячий и влажный. В джабирском корпусе эти качества стали называться «природами» (араб. ṭabāʾiʿ ), а элементы, как говорят, состоят из этих «природ» плюс лежащая в их основе «субстанция» ( джавхар ). В металлах две из этих «природ» были внутренними, а две — внешними. Например, свинец был преимущественно холодным и сухим, а золото преимущественно горячим и влажным. Таким образом, предположил Джабир, изменяя природу одного металла, можно получить другой металл. Как и Зосимос , Джабир считал, что для этого потребуется катализатор, ал-иксир , неуловимый эликсир, который сделает эту трансформацию возможной – который в европейской алхимии стал известен как философский камень . [95]
Серно-ртутная теория металлов.
[ редактировать ]Теория серы и ртути металлов, хотя впервые засвидетельствована в псевдо - Аполлонии Тианского « Тайна творения » ( Сирр аль-Халика , конец 8-го или начало 9-го века, но в основном основана на более старых источниках), [96] был также принят джабирийскими авторами. Согласно джабирийской версии этой теории, металлы образуются в земле в результате смешивания серы и ртути . В зависимости от качества серы образуются разные металлы, причем золото формируется из наиболее тонкой и хорошо сбалансированной серы. [97] Эта теория, которая в конечном итоге основана на древних метеорологических предположениях, таких как те, которые содержатся в Аристотеля » «Метеорологии , легла в основу всех теорий состава металлов до 18 века. [98]
См. также
[ редактировать ]- История химии
- Абу Бакр ар-Рази (ок. 865–925, известный современный химик)
- Псевдо-Гебер (латинские авторы XIII-XIV веков, писавшие под именем Джабира)
- Наука в средневековом исламе
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Это датировка, предложенная Краусом 1942–1943 , т. 1, с. я, с. lxv. О его принятии другими учеными см. ссылки в Delva 2017 , стр. 38, примечание 14. Известными критиками датировки Крауса являются Сезгин 1971 и Номанул Хак 1994 , стр. 3–47 (ср. Форстер 2018 ).
- ^ Краус 1942–1943 , том. II, стр. 41–42 (со ссылкой на Stapleton 1905 ; Ruska 1923a ; Ruska 1928 ). См. также Стэплтон, Азо и Хидаят Хусейн, 1927 , стр. 338–340.
- ^ Норрис 2006 .
- ^ Ньюман 1985 ; Ньюман 1991 , стр. 57–103. Ахмад Й. Аль-Хасан утверждал, что произведения псевдо-Гебера на самом деле были переведены на латынь с арабского языка (см. Аль-Хассан, Ахмад Й. «Арабское происхождение латинских произведений Суммы и Гебера: опровержение Бертло , Руска и Ньюман на основе арабских источников», в: аль-Хассан 2009 , стр. 53–104; также доступно в Интернете ).
- ^ Ссылки на Джафара аль-Хадика встречаются во всем Джабирийском корпусе (см. Краус 1942–1943 , том I, стр. xxxvi–xxxvii). См. также ниже.
- ^ Краус 1942–1943 , том. I, стр. xvii, 189; Дельва 2017 , с. 38, примечание 15.
- ^ Краус 1942–1943 , том. I, стр. xvii, xix – xxi, xliii – xlv; Черт, 1951 , с. 124. Аннотированный английский перевод этого уведомления и список работ Джабира можно найти в Fück 1951 , стр. 95–104.
- ^ Fück 1951 , стр. 124–125.
- ^ Дельва 2017 , с. 39. Однако, как также отмечает Delva 2017, стр. 39–40, примечание 19, Джабир действительно встречается в двух, возможно, ранних шиитских сборниках хадисов , которые нуждаются в дальнейшем исследовании.
- ^ Черт 1951 , с. 124.
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, стр. lxiii–lxv; Дельва 2017 , с. 39, примечание 17.
- ^ См. уже Краус 1930 и Краус 1931 . Это было опровергнуто Сезгиным в 1971 году .
- ^ Номанул Хак 1994 , стр. 230–242 утверждал, что один из этих переводов греческих философских текстов, цитируемых Джабиром, на самом деле датируется 8 веком, но это опровергается Gannagé 1998 , стр. 427–449 (ср. Delva 2017 , стр. 38, примечание 14).
- ^ Краус считал джабирский шиизм ранней формой исмаилизма (см. Kraus 1930 , Kraus 1942 ; см. также Corbin 1950 ), но с тех пор было показано, что он существенно отличается от исмаилизма (см. Lory 1989 , стр. 47–125; Lory 2000 ), и, возможно, это было независимое сектантское шиитское течение, связанное с гулатом конца 9-го века (см. Capezzone 2020 ).
- ^ Лори 1983 , стр. 62–79. Другие наблюдения о существовании различных редакционных слоев в джабирианских трактатах см. Kraus 1942–1943 , vol. I, стр. xxxxiii-xxxvi; Ганнаге, 1998 , стр. 409–410.
- ^ Дельва 2017 , с. 53, примечание 87.
- ^ Капецзона 2020 ; ср. Лори 2008б .
- ^ Номанул Хак 1994 , с. 33, примечание 1. Кунья Абу Абдаллах встречается только у Ибн ан-Надима (см. Краус 1942–1943 , том I, стр. xliii, примечание 5). Ибн Халликан Джабира (1211–1282) дает нисбу как ат -Тарсуси , а в некоторых рукописях как ат -Тартуси , но это, скорее всего, ошибки переписчика ат-Туси (см. Краус 1942–1943, том I, стр. xli, примечание 3).
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, с. xli, примечание 9. Краус добавляет, что Абдаллах как имя деда Джабира также упоминается в «Китаб ан-Наджиб» Джабира (Кр. № 977).
- ^ Руска 1923б , с. 57 по-прежнему считали приписывание Джабиру имени аль-Азди ложным. Более поздние источники предполагают его подлинность.
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, с. xli, примечание 1; Дельва 2017 , с. 36. В VIII веке неарабам все еще было необходимо обеспечить принадлежность к арабскому племени, чтобы получить возможность принять ислам.
- ^ Дельва 2017 , с. 36. По словам переписчика одной из рукописей, содержащих произведения Джабира, он также умер в Тусе (см. Дельва 2017, стр. 36, прим. 6). , стр. 29–32 считал Джабира арабом Холмьярд (1927) до сих пор придерживается этой точки зрения , и Форстер (2018) . Руска считал его персом 1923b , с. 57 (ср. Holmyard 1927 , стр. 29), которому вторили такие ученые, как Sarton 1927–1948 , vol. II.2, с. 1044 и Ньюман 1996 , с. 178.
- ^ Дельва 2017 , стр. 36–37.
- ^ Холмьярд 1927 , с. 29; Дельва 2017 , с. 49.
- ^ Дельва 2017 , стр. 36−37, примечание 6.
- ^ Это справедливо даже для большей части того, что было написано Ибн ан-Надимом; см. Delva 2017 , стр. 38–39.
- ^ Краус 1942–1943 , том. Я, стр. xxxvi-xxxvii. То, что ссылки действительно относятся к Джафару аль-Садику, ясно видно из шиитского контекста, в котором они встречаются, а также из того факта, что отчество иногда включается Джафара «ибн Мухаммад» (см. Holmyard 1927 , стр. 34–35; Ruska 1927 , с. 42). Отдельное заявление Ибн ан-Надима о том, что некоторые называли «моим господином» Джафара ибн Яхью аль-Бармаки, было названо Краусом «произвольным» (1942–1943, vol. я, с. xliv, примечание 2.
- ^ Краус 1931 , стр. 28–29; ср. Дельва 2017 , с. 36, примечание 3. Краус прямо сравнил казалось бы легендарные сказки о Джабире и Бармакидах с рассказами « Тысячи и одной ночи» .
- ↑ Впервые об этом рассказал алхимик XIV века аль-Джилдаки (см. Краус 1942–1943 , том I, стр. xli–xliii; ср. Delva 2017 , стр. 36, примечание 4).
- ^ Холмьярд 1927 , стр. 29–32, 35.
- ^ Дельва 2017 , стр. 41–42, 52.
- ^ Дельва 2017 , с. 42; ср. Холмьярд 1927 , с. 32.
- ^ Дельва 2017 , стр. 46–47.
- ^ Дельва 2017 , с. 49, 52.
- ^ Они перечислены в Kraus 1942–1943 , vol. Я, стр. 203–210.
- ^ Лори 1983 , с. 51.
- ^ Краус 1942–1943 , том. I, стр. 148–152, 205 (считается одной из около 600 работ).
- ^ Лори 1983 , стр. 51–52; Дельва 2017 , с. 37, примечание №. 9.
- ^ См., например, «Большую книгу о специфических свойствах» , 71 главу которой насчитал Краус 1942–1943 , том. I, стр. 148–152 под номерами. 1900–1970. Заметим, однако, что эта процедура соблюдается не всегда: например, хотя «Книга исправлений Платона» состоит из 90 глав, она все равно считается только одним трактатом (Кр. № 205, см. Краус 1942–1943 , т. . I, стр. 64–67).
- ^ Это число, полученное Краусом 1942–1943 , том. Метод подсчета И. Крауса подвергся критике со стороны Номанула Хака 1994 , стр. 11–12, который предупреждает, что «мы должны с большим подозрением относиться к любым аргументам в пользу множественности авторов, основанным на завышенной оценке Крауса объем Джабирийского корпуса».
- ^ См. раздел «Алхимические сочинения» ниже. Религиозные спекуляции встречаются во всем корпусе (см., например, Lory 2016a ), но особенно заметны в «Пятистах книгах» (см. ниже). «Книги весов» рассматривают алхимию с философской и теоретической точки зрения и содержат трактаты, посвященные широкому кругу тем (см. ниже).
- ^ См. раздел «Сочинения по магии (талисманы, особые свойства)» ниже. Краус повсюду называет ilm al-ṭilasmāt «théurgie» ( теургией ); см., например, Краус 1942–1943 , т. 1, с. I, стр. 75, 143 и т. д. О «науке о конкретных свойствах» ( ilm al-khawāṣ ) см. Kraus 1942–1943 , vol. II, стр. 61–95.
- ↑ Только одна полная работа ( «Книга о ядах и предотвращении их вредного воздействия» , «Китаб аль-Сумум ва-даф мадарриха» , Кр. № 2145, медицинская/фармакологическая) и длинный отрывок из другой ( «Книга всеобъемлющего понимания»). , Китаб аль-Иштимал , Кр. № 2715, философский) сохранились до сих пор; см. ниже раздел «Другие произведения» вместе с Сезгиным, 1971 , стр. 264–265. Сезгин 1971 , стр. 268–269 также перечисляет 30 дошедших до нас произведений, которые не были известны Краусу и тематика и место которых в корпусе еще не определены.
- ^ Краус 1942–1943 , том. И. Краус основывал этот приказ на обширном анализе многочисленных внутренних ссылок на другие трактаты в корпусе. Несколько иной хронологический порядок постулируется Сезгиным 1971 , стр. 231–258 (который ставит «Книги весов» после «Пятисот книг» , см. стр. 252–253).
- ^ Все вышеизложенное в Kraus 1942–1943 , vol. Я, стр. 5–9.
- ^ Краус 1942–1943 , том. Я, стр. lx – lxi.
- ^ Под редакцией Дармштедтера, 1925 г.
- ^ Все вышеизложенное в Kraus 1942–1943 , vol. я, с. 11.
- ^ Zirnis 1979 версия Изумрудной Скрижали , стр. 64–65, 90. Джабир прямо отмечает, что цитируемая им взята из «Балинаса Мудреца» (т. е. псевдо - Аполлония Тианского ), хотя она немного отличается от ( вероятно, даже раньше) версия, сохранившаяся у псевдоаполлония Тианы в «Сирр аль-халика» ( «Тайна творения »): см. Weisser 1980 , p. 46.
- ^ Зирнис 1979 . О некоторых шиитских аспектах «Книги Элемента Основания» см. Lory 2016a .
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, стр. 43–44.
- ^ Форстер 2018 .
- ^ Под редакцией Бертло, 1906 г. , стр. 310–363; Латинский перевод одного из семидесяти трактатов ( «Книга тридцати слов» , Kitāb al-Thalāthīn kalima , Kr. no. 125, переведен как Liber XXX verborum ) был отдельно отредактирован Колинетом 2000 , стр. 179–187. В мс. используется Бертло, имя переводчика фигурирует как некий Renaldus Cremonensis ( Berthelot 1906 , стр. 310, ср. Forster 2018 ). Однако в средневековом списке произведений, переведенных Герардом Кремонским (лат. Gerardus Cremonensis упоминается ), Liber de Septuaginta как один из трех алхимических произведений, переведенных магистром ( см. Burnett 2001 , стр. 280, ср. Moureau 2020 , стр. . 106, 111).
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, с. 63.
- ↑ Харби аль-Химьяри несколько раз встречается в джабирских писаниях как один из учителей Джабира. Ему предположительно было 463 года, когда Джабир встретил его (см. Краус 1942–1943 , т. I, стр. xxxvii). По Сезгину 1971 , с. 127, тот факт, что Джабир посвятил книгу вкладу Харби в алхимию, указывает на существование во времена Джабира письменного труда, приписываемого ему.
- ^ Все вышеизложенное в Kraus 1942–1943 , vol. Я, стр. 64–67. О значении слова «мусахахахат» см. особенно. п. 64 н. 1 и сопроводительный текст. См. также Сезгин 1971 , стр. 160–162, 167–168, 246–247.
- ^ Сезгин 1971 , с. 248.
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, с. 69. О «науке о специфических свойствах» ( ilm al-khawāṣṣ , т.е. науке, имеющей дело со скрытыми свойствами минеральных, растительных и животных веществ, а также с их практическим применением в медицине и различных других целях) см. Kraus 1942– 1943 , вып. II, стр. 61–95.
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, стр. 70–74; Сезгин 1971 , с. 248.
- ^ Все вышеизложенное в Kraus 1942–1943 , vol. Я, стр. 75–76. Теория баланса широко обсуждается Краусом 1942–1943 , т. 1, с. II, стр. 187–303; см. также Лори 1989 , стр. 130–150.
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, с. 76; Лори 1989 , стр. 103–105.
- ^ Старр 2009 , стр. 74–75.
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, стр. 100–101.
- ^ Корбин 1950 ; Лори 2000 .
- ^ Отредактировано и переведено Ньюманом 1994 , стр. 288–293.
- ^ Краус 1942–1943 , том. Я, стр. 111–116. О харшини см. Kraus 1942–1943 , vol. II, стр. 22–23. Выдержки из первых шести книг о семи металлах ( Книга золота , Книга серебра , Книга меди , Книга железа , Книга олова и Книга свинца ) и полный арабский текст седьмой Книга ( Книга Харшини ) отредактирована Ватанабэ, 2023 г. , стр. 236–334.
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, стр. 117–140.
- ^ Ряд несуществующих трактатов (Кр. №№ 1750, 1778, 1795, 1981, 1987, 1992, 1994) также обсуждаются Краусом 1942–1943 , том. Я, стр. 142–154. Краус повсюду называет ilm al-ṭilasmāt «théurgie» (теургией); см., например, Краус 1942–1943 , т. 1, с. I, стр. 75, 143 и т. д. О «науке о конкретных свойствах» ( ilm al-khawāṣ ) см. Kraus 1942–1943 , vol. II, стр. 61–95.
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, стр. 142–143.
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, стр. 146–147.
- ^ О «науке о конкретных свойствах» ( ilm al-khawāṣ ) см. Kraus 1942–1943 , vol. II, стр. 61–95.
- ^ Краус 1942–1943 , том. Я, стр. 148–152. Теория баланса, изложенная главным образом в «Книгах весов» (Кр. №№ 303–446, см. выше), подробно обсуждается Краусом 1942–1943 , т. 1, с. II, стр. 187–303; см. также Лори 1989 , стр. 130–150.
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, с. 153.
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, с. 154.
- ^ Краус 1942–1943 , том. Я, стр. 156–159; факсимиле в Сигеле, 1958 год .
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, с. 165.
- ^ Все вышеизложенное в Kraus 1942–1943 , vol. Я, стр. 3–4.
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, с. 141, примечание 1.
- ^ Краус 1942–1943 , том. я, стр. 141–142.
- ^ Все вышеизложенное в Kraus 1942–1943 , vol. Я, стр. 155–160.
- ^ Все вышеизложенное в Kraus 1942–1943 , vol. Я, стр. 161–166.
- ^ Все вышеизложенное в Kraus 1942–1943 , vol. Я, стр. 167–169.
- ^ Все вышеизложенное в Kraus 1942–1943 , vol. Я, стр. 170–171.
- ^ Краус 1942–1943 , том. II, стр. 42–45.
- ^ Краус 1942–1943 , том. II, с. 35.
- ^ Краус 1942–1943 , том. II, стр. 31–32.
- ^ Краус 1942–1943 , том. II, стр. 32–33.
- ^ Краус 1942–1943 , том. II, с. 40.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Краус 1942–1943 , вып. II, с. 41.
- ^ Краус 1942–1943 , том. II, стр. 35–40.
- ^ Краус 1942–1943 , том. II, с. 40. Краус также отмечает, что это весьма примечательно, учитывая существование произведений, приписываемых Стефану Александрийскому в арабской традиции.
- ^ Краус 1942–1943 , том. II, стр. 40–41.
- ^ Рукописи дошедших до нас произведений перечислены Сезгиным 1971 и Ульманном 1972 .
- ^ Все вышеизложенное в Kraus 1942–1943 , vol. II, стр. 41–42; ср. Лори 2008б . Об этимологии слова ношадер см. Laufer 1919 , стр. 504–506 (утверждается, что это персидское слово, происходящее от согдийского ); Руска 1923а , с. 7 (доводы в пользу персидского происхождения).
- ^ Номанул Хак 1994 .
- ^ Краус 1942–1943 , том. II, с. 1, примечание 1; Вайссер 1980 , с. 199. О датировке и историческом фоне Сирр аль-Халика см. Kraus 1942–1943 , vol. II, стр. 270–303; Вайссер 1980 , стр. 39–72.
- ^ Краус 1942–1943 , том. II, с. 1.
- ^ Норрис 2006 .
Библиография
[ редактировать ]Третичные источники
[ редактировать ]- Де Смет, Дэниел (2008–2012). «Джафар аль-Шадек IV. Эзотерические науки» . Энциклопедия Ираника .
- Форстер, Регулирование (2018). «Джабир б. Хайян» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_32665 .
- Краус, Пол ; Плесснер, Мартин (1960–2007). «Джабир Б. Хайян». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_1898 .
- Лори, Пьер (2008a). «Джабир ибн Хайян». В Кортге, Норетта (ред.). Новый словарь научной биографии . Том. 4. Детройт: Томсон Гейл. стр. 19–20. ISBN 978-0-684-31320-7 .
- Лори, Пьер (2008b). «Кимиа» . Энциклопедия Ираника .
- Плесснер, Мартин (1981). «Джабир ибн Хайян». В Гиллиспи, Чарльз К. (ред.). Словарь научной биографии . Том. 7. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнерса. стр. 39–43.
Вторичные источники
[ редактировать ]- аль-Хасан, Ахмад Ю. (2009). Исследования аль-Кимья: критические проблемы латинской и арабской алхимии и химии . Хильдесхайм: Георг Олмс Верлаг. ISBN 978-3-487-14273-9 . (тот же контент и многое другое также доступно в Интернете ) (спорит против подавляющего большинства ученых, что латинские работы Гебера были переведены с арабского и что этанол и минеральные кислоты были известны в ранней арабской алхимии)
- Бернетт, Чарльз (2001). «Связность арабо-латинской программы перевода в Толедо в двенадцатом веке». Наука в контексте . 14 (1–2): 249–288. дои : 10.1017/S0269889701000096 . S2CID 143006568 .
- Капеццоне, Леонардо (1997). «Джабир ибн Хайян в придворном городе. Неортодоксальные материалы для истории научной мысли в средневековом исламе» . Журнал востоковедения . LXXI (1/4): 97–144. JSTOR 41880991 .
- Капеццоне, Леонардо (2020). «Одиночество сироты: Шабир ибн Хайян и шиитская неортодоксальная среда третьего/девятого-четвертого/десятого веков» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 83 (1): 51–73. дои : 10.1017/S0041977X20000014 . S2CID 214044897 . (недавнее исследование джабирского шиизма , утверждающее, что это была не форма исмаилизма , а независимое сектантское течение, связанное с шиитами конца 9-го века, известными как гулат )
- Корбин, Генри (1950). «Книга славных» Джабира ибн Хайяна. Эранос-Ярбух . 18 :48–114.
- Корбин, Генри (1986). Алхимия как иератическое искусство . Париж: Л'Эрн. ISBN 9782851971029 .
- Кулон, Жан-Шарль (2017). Магия в стране ислама в средние века . Париж: CTHS. ISBN 9782735508525 .
- Дельва, Тайс (2017). «Аббасидский активист Хайян аль-Аттар как отец Джабира бен Хайяна: новый взгляд на влиятельную гипотезу». Журнал исследований Аббасидов . 4 (1): 35–61. дои : 10.1163/22142371-12340030 . (отвергает гипотезу Холмьярда 1927 года о том, что Джабир был сыном протошиитского фармацевта по имени Хайян аль-Аттар, на основании новых доступных доказательств; содержит самые последние статусные вопросы по биографии Джабира, перечисляя ряд первоисточников по этому вопросу). которые были еще неизвестны Краусу (1942–1943 гг.)
- Эль-Эсвед, Басам И. (2006). «Духи: реактивные вещества в алхимии Джабира». Арабские науки и философия . 16 (1): 71–90. дои : 10.1017/S0957423906000270 . S2CID 170880312 . (первое исследование со времен Бертло , Стэплтона и Руски, посвященное подходу к джабирским текстам с современной химической точки зрения)
- Фюк, Иоганн В. (1951). «Арабская литература по алхимии согласно Ан-Надиму (987 г. н.э.)». Амбикс . 4 (3–4): 81–144. дои : 10.1179/amb.1951.4.3-4.81 .
- Ганнаже, Эмма (1998). Комментарий Александра к «Афродисиаду In de Generatione et коррупции», утерянный на греческом языке, найден на арабском языке у Хабира ибн Хайяна, Китаб ат-Тасриф (неопубликованная докторская диссертация). Парижский университет 1 Пантеон-Сорбонна.
- Холмьярд, Эрик Дж. (1923). «Джабир ибн Хайян» . Труды Королевского медицинского общества . 16 : 46–57. дои : 10.1177/003591572301601606 . (новаторская статья, впервые показывающая, что большая часть нерелигиозных алхимических трактатов Джабира все еще сохранилась, что некоторые из этих трактатов содержат сложную систему естественной философии и что Джабир знал серно-ртутную теорию металлов)
- Холмьярд, Эрик Дж. (1927). «Очерк Джабира ибн Хайяна». В Руске, Юлиус (ред.). Исследования по истории химии: благодарность Эдмунда О.в. Липпман . Берлин: Шпрингер. стр. 28–37. дои : 10.1007/978-3-642-51355-8_5 . ISBN 978-3-642-51236-0 . (основополагающая статья, в которой впервые представлена гипотеза о том, что Джабир был сыном протошиитского фармацевта по имени Хайян аль-Аттар)
- Краус, Пол (1930). «Джабир ибн Хаджан и исмаилиджи». В Руске, Юлиус (ред.). Третий годовой отчет Научно-исследовательского института истории естественных наук. С научным дополнением: Крушение легенды о Джабире . Берлин: Шпрингер. стр. 23–42. OCLC 913815541 . (основополагающий документ, в котором утверждается, что джабирийские сочинения следует датировать примерно 850–950 годами; первый, кто указывает на сходство между джабирским шиизмом и ранним исмаилизмом )
- Краус, Пол (1931). «Студиен цу Джабир ибн Хайян» (PDF) . Исида . 15 (1): 7–30. дои : 10.1086/346536 . JSTOR 224568 . S2CID 143876602 . (содержит дополнительные аргументы в пользу поздней датировки джабирских сочинений; анализирует рассказы Джабира о его отношениях с Бармакидами , отвергая их историчность)
- Краус, Пол (1942). «Высокопоставленные лица религиозной иерархии по мнению Хабира ибн Хайяна» . Бюллетень Французского института восточной археологии . 41 : 83–97. (новаторская статья о джабирском протошиизме )
- Краус, Пауль (1942–1943). Джабир ибн Хайян: Вклад в историю научных идей в исламе. I. Корпус джабирских сочинений. II. Джабир и греческая наука . Каир: Французский институт восточной археологии. ISBN 978-3-487-09115-0 . OCLC 468740510 . (том 1 содержит новаторский анализ источников биографии Джабира, а также каталог всех известных джабирийских трактатов и более крупных сборников, к которым они принадлежат; том 2 содержит плодотворный анализ джабирийской философской системы и ее связи с греческой философией; остается стандартным справочником по Джабиру даже сегодня)
- Лауфер, Бертольд (1919). Китайско-Ираника: вклад Китая в историю цивилизации Древнего Ирана . Филдиана, Антропологическая серия. Том. 15. Чикаго: Полевой музей естественной истории. OCLC 1084859541 .
- Лори, Пьер (1983). Джабир ибн Хайян: Десять трактатов по алхимии. Первые десять трактатов Книги Семидесяти . Пэрис: Синдбад. ISBN 9782742710614 . (разъясняет предположение Крауса о том, что джабирийские сочинения могли возникнуть из более раннего ядра, утверждая, что некоторые из них, хотя и получили окончательную редакцию только примерно в 850–950 годах, могут относиться к концу 8 века)
- Лори, Пьер (1989). Алхимия и мистика в стране ислама . Лаграсс: Вердье. ISBN 9782864320913 . (сосредотачивается на религиозной философии Джабира; содержит анализ джабирского шиизма , утверждая, что он в некоторых отношениях отличается от исмаилизма и, возможно, был относительно независимым)
- Лори, Пьер (1994). «Слова алхимии, алхимия слов». В Жаккаре, Д. (ред.). Формирование научной и интеллектуальной лексики в арабском мире . Чивисима. Полет. 7. Тюрнхаут: Бреполи. стр. 91–106. дои : 10.1484/M.CIVI-EB.4.00077 . ISBN 978-2-503-37007-1 .
- Лори, Пьер (2000). «Алхимическая эсхатология у Джабира ибн Хайяна» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья . 91–94 (91–94): 73–92. дои : 10.4000/реммм.249 .
- Лори, Пьер (2016a). «Аспекты шиитского эзотеризма в Габирском корпусе: три книги фундаментального элемента» . Аль-Кантара . 37 (2): 279–298. дои : 10.3989/alqantara.2016.009 .
- Лори, Пьер (2016b). «Шиитский эзотеризм и алхимия. Некоторые замечания по доктрине инициации в Джабирском корпусе». В Амир-Моэцци, Мохаммед Али ; Де Силлис, Мария; Де Смет, Дэниел; Мир-Касимов, Орхан (ред.). Шиитский эзотеризм, его корни и расширения – Шиитский эзотеризм: его корни и развитие . Библиотека Школы перспективных исследований религиозных наук. Полет. 177. Тюрнхаут: Брепольс. стр. 411–422. doi : 10.1484/M.BEHE-EB.4.01179 . ISBN 978-2-503-56874-4 .
- Марке, Ив (1988). Философия алхимиков и алхимия философов — Джабир ибн Хайян и «Братья чистоты» . Париж: Мезоннёв и Лароз. ISBN 9782706809545 .
- Муро, Себастьен (2020). «Мин аль-кимия ад алхимиам. Передача алхимии из арабо-мусульманского мира на Латинский Запад в средние века» . Микрологус . 28 : 87–141. hdl : 2078.1/211340 . (обзор всех латинских алхимических текстов, которые, как известно, были переведены с арабского)
- Ньюман, Уильям Р. (1985). «Новый свет на личность Гебера» . Архив Зудгофа . 69 (1): 76–90. JSTOR 20776956 . ПМИД 2932819 .
- Ньюман, Уильям Р. (1991). Summa Perfectionis Псевдо-Гебера: критическое издание, перевод и исследование . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09464-2 .
- Ньюман, Уильям Р. (1996). «Оккультизм и манифест среди алхимиков». В Рагепе Ф. Джамиль; Рагеп, Салли П.; Ливси, Стивен (ред.). Традиция, передача, трансформация: материалы двух конференций по досовременной науке, состоявшихся в Университете Оклахомы . Лейден: Брилл. стр. 173–198. ISBN 978-90-04-10119-7 .
- Номанул Хак, Сайед (1994). Имена, природа и вещи: Алхимик Джабир ибн Хайян и его Китаб аль-Аджар (Книга камней) . Дордрехт: Клювер. ISBN 9789401118989 . (указывает на некоторые новые источники биографии Джабира; последовал за Сезгиным (1971 г.) в доводах в пользу ранней даты написания Джабира)
- Норрис, Джон (2006). «Теория металлогенеза с выделением минералов в досовременной науке о минералах». Амбикс . 53 (1): 43–65. дои : 10.1179/174582306X93183 . S2CID 97109455 . (важный обзор теории металлов сера-ртуть от ее концептуального происхождения в древнегреческой философии до 18 века; обсуждение арабских текстов кратко и зависит от вторичных источников)
- Руска, Юлий (1923а). «Сал аммиак, Нушадир и салмиак». Протоколы заседаний Гейдельбергской академии наук, философско-исторического класса . 14 (5). дои : 10.11588/цифр.38046 .
- Руска, Юлий (1923b). «О списке сочинений Хабира ибн Хаджана и недостоверности некоторых приписываемых ему трактатов» . Архив истории медицины . 15 :53–67. JSTOR 20773292 .
- Руска, Юлий (1927). «Семьдесят книг Хабира ибн Хаджана». В Руске, Юлиус (ред.). Исследования по истории химии: благодарность Эдмунда О.в. Липпман . Берлин: Шпрингер. стр. 38–47. дои : 10.1007/978-3-642-51355-8_6 . ISBN 978-3-642-51236-0 .
- Руска, Юлий (1928). «Аммиак в истории алхимии». Журнал прикладной химии . 41 (50): 1321–1324. Бибкод : 1928АнгЧ..41.1321Р . дои : 10.1002/anie.19280415006 .
- Руска, Юлиус ; Гарберс, Карл (1939). «Правила производства горячей воды в Габире и Рази». Ислам . 25 :1-34. дои : 10.1515/islm.1938.25.1.1 . S2CID 161055255 . (содержит сравнение знаний Джабира и Абу Бакра ар-Рази о химических аппаратах, процессах и веществах)
- Сартон, Джордж (1927–1948). Введение в историю науки . Том. I–III. Балтимор: Уильямс и Уилкинс. OCLC 476555889 .
- Сезгин, Фуат (1971). История арабской литературы, Том IV: Алхимия, химия, ботаника, сельское хозяйство примерно до 430 г. по хиджре. Лейден: Брилл. стр. 132–269. ISBN 9789004020092 . (содержит глубокую критику тезиса Крауса о поздней датировке работ Джабириана)
- Стэплтон, Генри Э. (1905). «Сал-аммиак: исследование примитивной химии» . Мемуары Азиатского общества Бенгалии . Я (2): 25–40.
- Стэплтон, Генри Э .; Азо, РФ; Хидаят Хусейн, М. (1927). «Химия в Ираке и Персии в десятом веке нашей эры» Мемуары Азиатского общества Бенгалии . VIII (6): 317–418. OCLC 706947607 .
- Старр, Питер (2009). «К контексту Ибн Умайла, известного Чосеру как старший алхимик» (PDF) . Журнал искусств и наук . 11 : 61–77. Архивировано из оригинала (PDF) 25 сентября 2020 года . Проверено 28 ноября 2020 г.
- Ульманн, Манфред (1972). Естественные и тайные науки в исламе . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-03423-5 .
- Ватанабэ, Масайо (2023). Природа в книгах семи металлов - Габирский корпус в диалоге с древнегреческой философией и византийской алхимией (кандидатская диссертация). Болонский университет.
- Вайссер, Урсула (1980). «Книга Тайны Творения» Псевдо-Аполлония Тианского . Берлин: Де Грюйтер . дои : 10.1515/9783110866933 . ISBN 978-3-11-086693-3 .
Первоисточники
[ редактировать ]Издания арабских джабирских текстов
[ редактировать ]- Абу Рида, Мухаммад А. (1984). «Талат расаил фальсафийа ли-Джабир б. Хайян». Журнал истории арабо-исламских наук . 1 :50-67.
- Абу Рида, Мухаммад А. (1985). «Рисалатан фальсафийатан ли-Джабир б. Хайян». Журнал истории арабо-исламских наук . 2 :75-84.
- Бертло, Марселлен ; Худас, Октава V. (1893). Химия в средние века . Полет. III. Париж: Национальная империя.
- аль-Мазиади, Ахмад Фарид (2006). Расаил Джабир ибн Хайян . Бейрут: Дар аль-Кутуб аль-Ильмия. (пиратское издание Berthelot & Houdas 1893 , Holmyard 1928 и Kraus 1935 )
- Ганнаже, Эмма (1998). Комментарий Александра к «Афродисиаду In de Generatione et коррупции», утерянный на греческом языке, найден на арабском языке у Хабира ибн Хайяна, Китаб ат-Тасриф (неопубликованная докторская диссертация). Парижский университет 1 Пантеон-Сорбонна. (издание Китаб ат-Тасриф )
- Холмьярд, Э. Джон (1928). Арабские произведения Джабира ибн Хайяна . Париж: Пол Гетнер.
- Краус, Пол (1935). Очерк истории научных идей в исламе / Мухтар Расаил Джабир б. Хайян . Париж/Каир: GP Maisonneuve/Мактабат аль-Ханджи.
- Номанул Хак, Сайед (1994). Имена, природа и вещи: Алхимик Джабир ибн Хайян и его Китаб аль-Аджар (Книга камней) . Дордрехт: Клювер. ISBN 9789401118989 . (содержит новое издание частей Китаб аль-Аджар с английским переводом)
- Лори, Пьер (1988). Тадбир аль-иксир аль-асам. Арба ашара рисала фи санат аль-кимия / Приготовление высшего эликсира. Четырнадцать трактатов Габира ибн Хайяна о великой алхимической работе . Дамаск: Французский институт Дамаска.
- Руска, Юлиус ; Гарберс, Карл (1939). «Правила производства горячей воды в Габире и Рази». Ислам . 25 :1–34. дои : 10.1515/islm.1938.25.1.1 . S2CID 161055255 .
- Сезгин, Фуат (1986). Книга семидесяти . Франкфурт-на-Майне: Институт истории арабо-исламской науки. ( факсимиле Китаб ас-Сабина )
- Сигел, Альфред (1958). Книга Дара Джабира ибн Хайяна . Висбаден: Штайнер. ( факсимиле Китаб аль-Сумум ва-даф мадарриха )
- Зирнис, Питер (1979). Китаб Устукус аль-Усс Джабира ибн Хайяна (неопубликованная докторская диссертация). Нью-Йоркский университет. (содержит аннотированную копию Китаба Usṭuqus al-uss с английским переводом)
- Ватанабэ, Масайо (2023). Природа в книгах семи металлов - Габирский корпус в диалоге с древнегреческой философией и византийской алхимией (кандидатская диссертация). Болонский университет. (издание выдержек из первых шести Книг о семи металлах ( Китаб ад-Захаб , Кр. № 947; Китаб аль-Фида , Кр. № 948; Китаб ан-Нухас , Кр. № 949; Китаб аль- Хадид , Кр. 950; Китаб аль-Калаи , Кр. 951; Харшини Китаб аль- , Кр. и отрывок из Китаб ат-Табиа аль-Хамиса , Кр. № 396).
Современные переводы арабских джабирских текстов
[ редактировать ]- Бертло, Марселлен ; Худас, Октава V. (1893). Химия в средние века . Полет. III. Париж: Национальная империя. (Французские переводы отредактированных арабских текстов)
- Корбин, Генри (1950). «Книга славных Джабира ибн Хайяна». Эранос-Ярбух . 18 : 48–114. (Французский перевод Китаб аль-Маджид )
- Ганнаже, Эмма (1998). Комментарий Александра к «Афродисиаду In de Generatione et коррупции», утерянный на греческом языке, найден на арабском языке у Хабира ибн Хайяна, Китаб ат-Тасриф (неопубликованная докторская диссертация). Парижский университет 1 Пантеон-Сорбонна. (Французский перевод Китаб ат-Тасриф )
- Лори, Пьер (1983). Джабир ибн Хайян: Десять трактатов по алхимии. Первые десять трактатов Книги Семидесяти . Пэрис: Синдбад. ISBN 9782742710614 . (Французские переводы первых десяти книг Китаб ас-Сабина )
- Лори, Пьер (2000). «Алхимическая эсхатология у Джабира ибн Хайяна» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья . 91–94 (91–94): 73–92. дои : 10.4000/реммм.249 . (Французский перевод Китаб аль-Баяна )
- Номанул Хак, Сайед (1994). Имена, природа и вещи: Алхимик Джабир ибн Хайян и его Китаб аль-Аджар (Книга камней) . Дордрехт: Клювер. ISBN 9789401118989 . (содержит новое издание частей Китаб аль-Аджар с английским переводом)
- О'Коннор, Кэтлин М. (1994). Алхимическое создание жизни (Таквин) и другие концепции Бытия в средневековом исламе (докторская диссертация). Пенсильванский университет. (содержит переводы обширных отрывков из различных произведений Джабира с обсуждением)
- Рекс, Фридеманн (1975). К теории природных процессов в ранней арабской науке . Висбаден: Штайнер. (Немецкий перевод Китаб Ихрадж ма фи аль-кувва иля аль-фи'л )
- Руска, Юлиус ; Гарберс, Карл (1939). «Правила производства горячей воды в Габире и Рази». Ислам . 25 :1–34. дои : 10.1515/islm.1938.25.1.1 . S2CID 161055255 . (Немецкие переводы отредактированных арабских фрагментов)
- Сигель, Альфред (1958). «Книга ядов» Габира ибн Хайяна . Висбаден: Штайнер. (Немецкий перевод факсимиле Китаб аль -Сумум ва-даф мадарриха )
- Зирнис, Питер (1979). Китаб Устукус аль-Усс Джабира ибн Хайяна (неопубликованная докторская диссертация). Нью-Йоркский университет. (содержит аннотированную копию Китаба Usṭuqus al-uss с английским переводом)
Средневековые переводы арабских джабирских текстов (латиница)
[ редактировать ]- Бертло, Марселлен (1906). «Археология и история науки». Мемуары Академии наук Института Франции . 49 . (стр. 310–363 содержат издание латинского перевода семидесяти книг Джабира под названием Liber de Septuaginta )
- Колине, Андре (2000). «Работа четырех элементов, или Когда византийский алхимик вдохновляется Джабиром». В Драэлантах Изабель; Тихон, Анна; Ван ден Абил, Бодуэн (ред.). Запад и Ближний Восток: Научные контакты во времена крестовых походов. Материалы конференции в Лувен-ля-Нёв, 24 и 25 марта 1997 г. Воспоминания. Полет. 5. Тюрнхаут: Бреполи. стр. 165–190. doi : 10.1484/M.REM-EB.6.09070802050003050101010600 . ISBN 978-2-503-51116-0 . (стр. 179–187 содержат издание латинского перевода отдельного трактата, принадлежащего к «Семидесяти книгам» Джабира , т. е. «Книги тридцати слов» , Kitāb al-Thalāthīn kalima , Kr. no. 125, переведенной как Liber XXX verborum )
- Дармштедтер, Эрнст (1925). «Liber Misericordiae Geber: латинский перевод Большого Китаб л-рахмы». Архив истории медицины . 17 (4): 181–197. (издание латинского перевода «Великой книги милосердия » Джабира , Китаб ар-Рахма аль-кабир , Кр. № 5, под названием Liber Misericordiae )
- Ньюман, Уильям Р. (1994). «Арабо-латинские подделки: случай Summa Perfectionis (с текстом Liber Regni Джабира ибн Хайяна)». В Расселе, Джорджия (ред.). «Арабский» интерес натурфилософов в Англии семнадцатого века . Лейден: Брилл. стр. 278–296. ISBN 978-90-04-09888-6 . Джабира (стр. 288–291 содержат латинский перевод периодических выдержек из Книги Царства , Китаб аль-Мульк , Кр. № 454, под названием Liber regni , с английским переводом на стр. 291–293)
Обратите внимание, что некоторые другие латинские произведения, приписываемые Джабиру/Геберу ( Summa Perfectionis , De Invente Veritatis , De Researche Perfectionis , Liber fornacum , Testum Geberi и Alchemia Geberi ), широко считаются псевдоэпиграфами , которые, хотя и опираются в основном на арабские источники, изначально были написанные латинскими авторами в 13–14 вв. (см. псевдо-Гебер ); см. Муро 2020 , с. 112; ср. Форстер 2018 .