Джеймс Уитни (режиссер)
Джеймс Уитни | |
---|---|
Рожденный | 27 декабря 1921 г. Пасадена, Калифорния , США |
Умер | 8 апреля 1982 г. Лос-Анджелес, Калифорния , США | ( 60 лет
Известный | Фильм |
Заметная работа | Ляпис , Янтра |
Движение | Визионерское кино |
Награды | Лучший звук, Брюссельский конкурс экспериментальных фильмов 1949 года. |
Джеймс Уитни (27 декабря 1921 — 8 апреля 1982), младший брат Джона , был кинорежиссёром, считающимся одним из величайших мастеров абстрактного кино. Некоторые из его фильмов являются классикой жанра визуальной музыки.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джеймс Уитни родился 27 декабря 1921 года в Пасадене , штат Калифорния , и всю свою жизнь прожил в районе Лос-Анджелеса . Он изучал живопись и путешествовал по Англии до начала Второй мировой войны. В 1940 году он вернулся в Пасадену.
Карьера – ранние работы
[ редактировать ]Джеймс за четыре десятилетия снял ряд короткометражных фильмов, над двумя из которых потребовалось не менее пяти лет работы. Джеймс сотрудничал со своим братом Джоном в некоторых своих ранних работах в кино.
Первым из фильмов братьев стали «Двадцать четыре вариации на оригинальную тему» . На его структуру повлияли . сериальные принципы Шёнберга
Джеймс потратил три года на работу над фильмом «Вариации на тему круга» (1942), который длится около 20 минут и был снят на 8-миллиметровую пленку .
Джеймс и Джон создали серию «Пять киноупражнений» (Джон №1 и №5; Джеймс №2, №3 и №4) в период с 1943 по 1944 год, за которые братья получили приз за лучший звук на Брюссельском конкурсе экспериментальных фильмов 1949 года. .
В 1946 году братья отправились в Музей современного искусства Сан-Франциско, чтобы показать свои фильмы на первом из десяти ежегодных фестивалей «Искусство в кино», организованных Фрэнком Штауффахером .
После этого периода Джеймс стал более активно заниматься духовными интересами, такими как юнгианская психология , алхимия , йога , Дао и Джидду Кришнамурти . Эти интересы сильно повлияли на его более позднюю работу. Джеймс был гончаром и керамистом, интересовавшимся посудой раку, и образцы его керамики существуют до сих пор.
Карьера - позже работает
[ редактировать ]
Между 1950 и 1955 годами Джеймс работал над созданием Янтры . Фильм создавался полностью вручную. Пробивая булавкой сетку на карточках размером 5 × 7 дюймов (130 × 180 мм), Джеймс смог рисовать через эти отверстия на других картах размером 5 × 7 дюймов (130 × 180 мм), создавая изображения богатую сложность и придать готовой работе очень динамичное и плавное движение, но фильм еще не был завершен. Впервые он был выпущен как немой фильм.
Очень короткий, черно-белый, обработанный фрагмент из ранней версии Янтры был показан на одном из исторических концертов Vortex в в Сан-Франциско Моррисон планетарии в начале 1959 года. Вскоре после Vortex фильм приобрел саундтрек, когда Джордан Белсон синхронизировал Это отрывок из книги Хенка Бадингса «Каин и Авель». Этого не произошло на концертах Vortex в планетарии Моррисона, вопреки распространенному мнению (Keefer, 2008).
Аналоговое компьютерное оборудование , разработанное братом Джоном, позволило Джеймсу завершить работу над «Ляписом» (1966) за два года, тогда как в противном случае на это ушло бы семь лет. Для этого фильма Джеймс снова нарисовал точечные узоры, но расположение камеры осуществлялось с помощью компьютера, что позволяло накладывать каждое изображение под разными углами. В этом произведении меньшие круги колеблются, образуя множество цветов, напоминая калейдоскоп, под аккомпанемент индийской ситарной музыки. Паттерны становятся гипнотическими и наводят транс.
Двиджа означает «дваждырожденный» или «душа» (1973), что на санскрите , полностью соляризована , и большая часть изображений перефотографирована с помощью обратной проекции, чтобы создать постоянный поток трудно поддающихся определению трансформаций цвета и формы.
У Мин означает «без имени» (1977), что в переводе с китайского , повторяет одно и то же действие снова и снова – частица исчезает в бесконечности и возвращается в виде волны. Джеймс описал взаимодействие частиц с волнами в У Мине как «похожее на то, чтобы бросить камешек в воду и увидеть, как распространяется рябь».
Двумя его последними фильмами, призванными составить квартет с Двиджей и У Мином , были «Кан Цзин Сян» и «Ли» , которые остались незавершенными, когда Джеймс умер 8 апреля 1982 года после непродолжительной и неожиданной болезни. Канг был завершен посмертно в соответствии с инструкциями Джеймса. Считается, что его короткий тест для Ли был проигран.
Несколько фильмов Джеймса были сохранены Центром визуальной музыки в Лос-Анджелесе (CVM); HD-переносы из проекта сохранения можно было увидеть на крупных музейных выставках, включая «Визуальную музыку» в MOCA и Музее Хиршхорна (2005 г.), «Сыны и Люмьеры» в Центре Помпиду (2004–05 гг.), «Третий разум» в Музее Гуггенхайма и других выставках. Ученые могут просмотреть высококачественные копии Янтры и Ляписа на CVM. CVM также предоставила отпечатки из этой консервации Центру Помпиду в Париже, который оказал поддержку этому проекту. На момент написания этой статьи в 2017 году фильмы в основном не продавались, и их было сложно взять напрокат или показать.
Архив
[ редактировать ]В киноархиве Академии хранится коллекция Уитни, из которой сохранилось более десятка фильмов. Коллекция включает в себя работы Джона и Джеймса Уитни, а также сыновей Джона Марка, Джона и Майкла. [ 1 ]
Фильмография
[ редактировать ]- Двадцать четыре вариации на оригинальную тему (с Джоном Уитни) (1939–1940) 5 мин, 8 мм
- 3 фильма без названия (с Джоном Уитни) (1940–1942), 15 мин, 8 мм
- Вариации на тему круга (1941–1942) 9 мин, 8 мм.
- Фильм «Упражнения №2 , №3 (1943–1944)» 3 мин, 16 мм и № 4 (1944 г.) 8 мин, 16 мм. На самом деле ему и его брату Джону приписывают участие в их фильмах «Упражнения 1–5».
- Янтра (1950–1957) 8 мин, 16 мм. Звук добавлен в 1959 году.
- Ляпис (1963–1966) 10 мин, 16 мм
- Двиджа (1973), 16 мм.
- У Мин (1977) 17 мин, 16 мм.
- Кан Цзин Сян (1982) 13 мин, 16 мм. Завершено посмертно.
- Ли (незаконченный)
ДРУГОЙ:
- Высокое напряжение (1959) 3 минуты, 16 мм, построено Джорданом Белсоном на основе видеозаписи Джеймса, режиссер не Джеймс
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Уиллис, Холли: Cinema Du Dots: LA Weekly, 2005
Мориц, Уильям . «Джеймс Уитни». Шарнирный свет: появление абстрактного фильма. Бостон: Гарвардский киноархив, 1996.
Мориц, Уильям. «Джеймс Уитни». Искусство движения: кино из Национального музея современного искусства. Париж: Центр Помпиду, 1996 г.
Мориц, Уильям. «Памяти Джеймса Уитни». Программа Фестиваля медиаискусства в Оснабрюке, май 1996 г.
Бендацци, Джаннальберто. Мультфильмы. Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы, 1995.
Линии обзора. Нью-Йорк: Ассоциация библиотек образовательных фильмов, зима 1985–1986 гг.
Мориц, Уильям. «Поэтический глаз — режиссер-провидец Джеймс Уитни. Признательность». Защитник. Лос-Анджелес: Дэвид Б. Гудштейн, 2 апреля 1985 г.
Уитни, Джеймс. «Янтра». Новый журнал Beyond Baroque Foundation, май 1977 г.
Ситни, П. Адамс. Визионерский фильм: Американский авангард 1943–1978. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1974.
Джейкобс, Льюис. «Авангардное производство в Америке». Эксперимент в кино. Нью-Йорк: Арно Пресс, 1970.
Кифер, Синди. «Космическое кино и концерты Vortex». Космос: В поисках истоков, от Купки до Кубрика. Арно Пьер, Эд. Мадрид: Эль-Умбрал/Санта-Крус-де-Тенерифе: ЧАЙ, 2008 г. (на Янтре)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Коллекция Уитни» . Киноархив Академии .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джеймс Уитни на IMDb
- Фотография Джеймса и Джона Уитни и их оборудования.
- Краткий отрывок из интервью с Джеймсом Уитни, 1974 год.
- Музыкальные анимации, вдохновленные Уитни, созданные Джимом Бамгарднером.
- Интервью с приглашенными кураторами Музея движущегося изображения Лео Голдсмитом и Грегори Зинманом о науке и кино о творчестве Джеймса Уитни