Цзин (китайская медицина)
Цзин ( китайский : 精 ; пиньинь : цзин ; Уэйд-Джайлз : цзин 1 ) — китайское слово, означающее «эссенция», в частности сущность почек . Наряду с ци и шэнь , он считается одним из трёх сокровищ традиционной китайской медицины .
Описание
[ редактировать ]Согласно теории традиционной китайской медицины , цзин или сущность можно разделить на две части: Инь, врожденную или внутриутробную, и Ян, постнатальную или приобретенную. Пренатальная цзин приобретается при рождении от родителей: спермы отца и яйцеклетки матери. Постнатальная цзин приобретается после рождения через пищу, воду, кислород, а также через экологические и социальные условия. Эта концепция изложена в китайском теоретическом космологическом трактате « Багуа» и в « И Цзин» . [ нужна ссылка ]
Инь и Ян -цзин трансформируются, создавая и восполняя друг друга. Ян- цзин циркулирует по восьми необычным сосудам и трансформируется, превращаясь в инь и восполняя ее; в свою очередь костный мозг становится кровью, телесной жидкостью и спермой. [1]
Цзин не следует путать ни с родственным понятием цзинь ( 勁 ; «сила» или «энергия»), как в Нэйджине, означающем «внутренняя сила», ни с цзин ( 經 ; «классический»), который появляется во многих ранних китайских книгах. титулы, такие как Хуанди Нейцзин , Ицзин и Чацзин . [2]
Характеристики, составляющие признаки хорошей цзин (например, строение лица, зубы, волосы, сила надпочечников или почек ), имеют общее эмбриологическое происхождение клеток нервного гребня . [ нужна ссылка ] Эти клетки подвергаются огромным и сложным клеточным миграциям, требующим хорошей организации. Таким образом, цзин может просто отражать силу эмбриональной самоорганизации в организме. [ нужна ссылка ] Наиболее сильно это будет проявляться в тех клетках, которые требуют наибольшей организации; то есть клетки нервного гребня. [3]
Распределение
[ редактировать ]Говорят, что человек рождается с фиксированным количеством цзин (пренатальная цзин иногда называется юаньци ), а также может приобретать цзин из еды и различных форм стимуляции (упражнения, учеба, медитация).
Теоретически, цзин в жизни потребляется постоянно; ежедневным стрессом, болезнью, злоупотреблением психоактивными веществами, сексуальным невоздержанием и т. д.
Пренатальную цзин очень трудно восстановить, и говорят, что она полностью исчезает после смерти.
Реставрация
[ редактировать ]Поэтому в традиционной китайской медицине (ТКМ) цзин считается весьма важным для долголетия; многие дисциплины, относящиеся к цигун, посвящены восполнению «утерянной» цзин путем восстановления послеродовой цзин и трансформации шэнь . В частности, внутренние боевые искусства тай-чи , ходьба по кругу Багуачжан и срединный путь Усинхэкидао могут использоваться для сохранения внутриутробной цзин и построения послеродовой цзин , если они выполняются правильно. [ нужна ссылка ] В традиционной китайской фитотерапии женьшень широко используется для укрепления и поддержки цзин или эссенции. [4]
Раннее упоминание этого термина в этом смысле содержится в главе IV века до нашей эры под названием Нэйе «Внутреннее обучение» более крупного текста, составленного во времена династии Хань , Гуаньцзы . [5]
См. также
[ редактировать ]- Традиционная китайская медицина
- Даньтянь
- ТКМ модель тела
- Тройная горелка
- Юань Ци
- Шен
- Глоссарий альтернативной медицины
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мачоча, Джованни (1989). «Глава 3: Жизненно важные вещества». Основы китайской медицины . Черчилль Ливингстон . ISBN 0-443-03980-1 .
- ^ Уншульд, Пол (2003). Хуан Ди Нэй Цзин Су Вэнь: природа, знания, образы в древнем китайском медицинском тексте . Издательство Калифорнийского университета . п. 17. ISBN 0-520-23322-0 .
- ^ Киоун, Дэниел (2014). «Цзин: Десять тысяч». Искра в машине . Джессика Кингсли . ISBN 9781848191969 .
- ^ Шэнмай Сан . Тейлор и Фрэнсис. 2002. ISBN 9780203216453 .
- ^ Грэм, AC (1993). Спорщики о Дао: философский аргумент в Древнем Китае . Открытый суд. стр. 100 . ISBN 0-8126-9087-7 .
Дальнейшие ссылки
[ редактировать ]- Чанг, Стивен Т. Великое Дао ; Дао Долголетие; ISBN 0-942196-01-5 Стивен Т. Чанг
- Капчук, Тед Дж., Сеть, в которой нет ткача ; Конгдон и Виид; ISBN 978-0-8092-2933-8
- Мачоча, Джованни, «Основы китайской медицины: всеобъемлющий текст для иглотерапевтов и травников» ; Черчилль Ливингстон; ISBN 0-443-03980-1
- Ни, Мао-Шинг, Медицинская классика Желтого императора: новый перевод Neijing Suwen с комментариями ; Шамбала, 1995; ISBN 1-57062-080-6
- Холланд, Алекс Голоса Ци: Вводное руководство по традиционной китайской медицине ; Североатлантические книги, 2000; ISBN 1-55643-326-3
- Уншульд, Пол У., Медицина в Китае: история идей ; Издательство Калифорнийского университета, 1985; ISBN 0-520-05023-1
- Грэм, AC Спорщики о Дао: философский аргумент в Древнем Китае (Открытый суд, 1993). ISBN 0-8126-9087-7
- Шейд, Волкер, «Китайская медицина в современном Китае: множественность и синтез »; Издательство Университета Дьюка, 2002; ISBN 0-8223-2857-7
- Поркерт, Манфред. Теоретические основы китайской медицины, MIT Press, 1974. ISBN 0-262-16058-7
- Хунъи Л., Хуа Т., Цзимин Х., Ляньсинь К., Най Л., Вейя X., Вэнтао М. (2003) Периваскулярное пространство: возможный анатомический субстрат меридиана. Журнал дополнительной и альтернативной медицины. 9:6 (2003), стр. 851–859.
- Ван, Му. Основы внутренней алхимии: даосская практика Нейдана . Золотой Эликсир Пресс, 2011. ISBN 978-0-9843082-5-5 .
- Уайл, Дуглас «Утерянная классика тай-чи поздней династии Цин» (1996), Государственный университет Нью-Йорка, Олбани. ISBN 0-7914-2653-X