Jump to content

История цигун

История цигун
Традиционный китайский цигун
Упрощенный китайский цигун
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinqìgōng
Wu
Romanizationchi-kung
Yue: Cantonese
Jyutpinghei3 gung1
Southern Min
Hokkien POJkhì-kong

Цигун , китайская практика согласования дыхания, движения и осознанности для упражнений, исцеления и обучения боевым искусствам, имеет историю, насчитывающую более 4000 лет. Современный цигун представляет собой сложное развитие древней китайской медитативной практики синци , или «циркуляции ци », и гимнастического дыхательного упражнения даоинь, или «направления и вытягивания», корни которых уходят в И Цзин и оккультные искусства; философские традиции конфуцианства , даосизма и буддизма , традиционная китайская медицина и боевые искусства ; наряду с влиянием современных концепций здоровья , науки , медитации и физических упражнений . [ 1 ] [ 2 ]

Происхождение и древняя история

[ редактировать ]

Археологические данные свидетельствуют о том, что первые формы цигун могут быть связаны с древней шаманской медитативной практикой и гимнастическими упражнениями. [ 2 ] Например, на неолитическом сосуде возрастом почти 7000 лет изображен жрец-шаман ( 巫覡 ; уси ) в основной позе медитативной практики и гимнастических упражнений раннего цигун. Шаманские ритуалы и идеи со временем превратились и формализовались в даосские верования и были включены в область традиционной китайской медицины. [ 3 ] [ 4 ]

Корни в традиционной медицине, философии и боевых искусствах.

[ редактировать ]
Таблица физических упражнений; картина на шелке, изображающая практику даоинь ; обнаружен в 1973 году в провинции Хунань II века до нашей эры , Китай, на месте захоронения Мавандуй Хань , гробница номер 3.

По мнению традиционного китайского медицинского сообщества, происхождение цигун обычно приписывают легендарному Желтому императору (2696–2598 гг. до н. э. ) и классической книге Хуанди Нэйцзин по внутренней медицине. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Один китайский учёный предположил, что Конфуций и Мэн-цзы являются основателями «ученой традиции цигун», поскольку в своих трудах они ссылались на концепции тренировки ци как методы морального воспитания, хотя он признал, что ссылки не ясны. [ 8 ]

Некоторые считают , что в даосской традиции сочинения Лаоцзы и Чжуан Чжоу описывают как медитативное совершенствование, так и физические упражнения как средства продления жизни и доступа к высшим сферам существования. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Даосское внутреннее алхимическое совершенствование вокруг династии Сун продолжило эти даосские традиции.

В « Шелковых текстах Мавандуи» (168 г. до н. э.) показана серия упражнений даоинь , которые внешне напоминают некоторые оздоровительные упражнения, практикуемые сегодня. [ 14 ] [ 15 ]

Буддизм, зародившийся в Индии и имеющий источник в индуистской культуре, разработал обширную систему медитации и физического совершенствования, подобную йоге, чтобы помочь практикующему достичь просветления, пробуждая человека к своему истинному «я». Когда буддизм был передан в Китай, некоторые из этих практик были ассимилированы и в конечном итоге изменены местной культурой. [ 16 ] Результатом этой трансформации стало начало китайской буддийской традиции цигун. серия упражнений цигун, известная как Ицзин Цзин приписывалась Особое внимание уделялось медитативной практике, а Бодхидхарме («Классика изменения мышц и сухожилий») . Сообщество китайских боевых искусств в конечном итоге определило Ицзин-Цзин как один из секретных методов обучения Шаолиньским боевым искусствам . [ 17 ]

Китайские практикующие боевые искусства, находящиеся под влиянием различных элементов китайского общества, адаптировали и модифицировали теорию цигун с целью улучшения своих боевых способностей. [ 18 ] Многие китайские боевые искусства отдали дань уважения даосизму или буддизму, заявив, что они являются их первоисточником. Например, тай-чи часто называют даосским по происхождению. [ 19 ] Шаолиньское боевое искусство названо в честь знаменитого буддийского храма Шаолинь. [ 20 ]

Обмен идеями между этими различными сегментами китайского общества создал богатую, сложную, а иногда и противоречивую теорию и методы обучения. Трудность в определении правильного метода обучения, традиционного метода передачи знаний между мастером и учеником, а также вера в то, что цигун представляет собой особое и ценное знание, ограничивали исследования и развитие цигун небольшими, но элитными элементами в китайском обществе. Специализированные тексты были доступны, но были секретными и загадочными и поэтому ограничивались избранным числом. [ 21 ] Для населения в целом практика цигун была компонентом традиционной китайской медицины. Эта медицинская система была разработана на основе опыта, а также философских и народных практик. [ 22 ]

Цигун в Китае 20-го века

[ редактировать ]

Коммунистическая эпоха

[ редактировать ]

Согласованные усилия по восстановлению китайской культуры в рамках новой идеологии начались после создания Китайской Народной Республики в 1945 году. Новое правящее правительство под руководством Мао Цзэдуна отвергло все связи с традиционными китайскими философиями, такими как конфуцианство, даосизм и буддизм. . Вместо этого китайское правительство продвигало модернизирующие социалистические взгляды. Благодаря серии правительственных программ, продолжавшихся почти три десятилетия (1949–1976), вся структура китайского общества была реорганизована. Именно в этой среде зародилось нынешнее отношение к цигун в материковом Китае.

Сам Мао Цзэдун осознавал противоречивые цели между отказом от феодальных идей прошлого и выгодами, полученными от этих идей. Традиционная китайская медицина была ярким примером этого конфликта. Его решение можно резюмировать его знаменитой фразой «Китайская медицина — это великая сокровищница! Мы должны приложить усилия, чтобы раскрыть ее и поднять ее стандарты!», которая узаконила практику традиционной китайской медицины и создала стимул для развития более прочной научной основы. . [ 22 ] Аналогичный процесс трансформации претерпел и предмет цигун. Исторические элементы цигун были удалены, чтобы создать более научную основу для практики. [ 23 ]

В начале 1950-х годов Лю Гуйчжэнь (劉貴珍) (1920–83), врач по образованию, использовал семейный метод совершенствования тела, чтобы успешно вылечить себя от различных недугов. [ 24 ] Затем он рассказал о своем методе своим пациентам и, в конце концов, опубликовал книгу «Цигун ляофа шиянь» (氣功療法實驗), чтобы пропагандировать свои успехи. Его попытки дать новое определение цигун без религиозного или философского контекста оказались приемлемыми для правящего правительства. [ 25 ] Популярность и успех книги Лю, а также решительная поддержка традиционной китайской медицины правительством привели к созданию отделений цигун в университетах и ​​больницах, которые практиковали традиционную китайскую медицину. В результате первая институциональная поддержка цигун была создана по всему Китаю, но эта практика оставалась под жестким контролем и имела ограниченный доступ для широкой общественности. [ 23 ]

Эпоха реконструкции

[ редактировать ]

В конце 1970-х годов, с падением «Банды четырех» и началом Эры Реконструкции , в китайском обществе возникла новая открытость. Практика цигун распространилась из институциональной среды в популярное движение, возглавляемое харизматичными промоутерами. Го Линь (郭林), пекинская художница, которая утверждала, что вылечила себя от рака матки в 1960-х годах, была одним из первых мастеров цигун, которые открыто преподавали цигун широкой публике за пределами учреждений. [ 26 ] Ученые, освободившиеся от репрессий Культурной революции, смогли искать новые задачи. Среди новых предметов исследования они изучали эффекты цигун и предоставили научные основы практики цигун. В 1979 году Гу Хансен из Шанхайского института атомных исследований впервые сообщил о внешнем измерении ци. [ 26 ] Это исследование сыграло решающую роль в продвижении идеи научной основы цигун. Вскоре последовали и другие сообщения о внешних проявлениях ци . Другие формы измерений, личные свидетельства об эффективности лечения цигун и демонстрация использования цигун в боевых искусствах использовались для иллюстрации практических реалий цигун. [ 23 ] [ 26 ]

В начале 1980-х годов энтузиазм по поводу этой новой парадигмы внешней ци в конечном итоге привел к использованию ци в качестве объяснения паранормальных способностей, таких как экстрасенсорное восприятие (ESP) и психокинез . [ 27 ] Все более преувеличенные заявления о практике цигун побудили некоторых представителей китайского правительства предупредить об опасности этого паранормального увлечения и распространенности псевдонаучных убеждений. [ 28 ] Ведущие общественные деятели, такие как Цянь Сюэсэнь , выдающийся ученый и основатель китайской ракетной техники, и Чжан Чжэньхуань , бывший генерал, бросились защищать практику цигун. Они отстаивали точку зрения, что цигун — это новая наука о разуме. Компромисс по поддержке деятельности цигун в конечном итоге был достигнут различными фракциями внутри китайского правительства. Деятельность цигун должна была регулироваться с созданием Китайской научно-исследовательской ассоциации цигун под руководством Чжан Чжэньхуаня. Открытая критика паранормальных исследований должна была быть приглушена. [ 26 ]

К середине 1980-х годов по всему Китаю существовало более 2000 организаций цигун и от 60 до 200 миллионов практикующих, что составляло почти одну пятую населения Китая. Этот рост был вызван молчаливой поддержкой небольших элементов в китайском правительстве, снижением критики практики цигун, сдерживаемым спросом в китайском обществе на альтернативные системы убеждений и улучшением методов общения, что привело к массовой адаптации практики цигун, в результате чего получила название « лихорадка цигун ». [ 29 ] К концу 1980-х годов практику цигун можно было найти во всех слоях китайского общества. [ 30 ]

К концу 1990-х годов взрывной рост числа практикующих цигун привел к возрождению старых традиций, сопровождавших развитие цигун. Организации цигун, такие как Фалуньгун, вновь ввели моральные и религиозные элементы, связанные с их методами обучения. Такая практика в конечном итоге привела к прямому конфликту с центральными властями. К 1999 году начались систематические репрессии против организаций цигун, которые, как считалось, бросали вызов государственному контролю над китайским обществом, включая закрытие клиник и больниц цигун, а также запрет таких групп, как Чжун Гун и Фалуньгун . [ 31 ] [ 32 ] После репрессий исследования и практика цигун официально поддерживались только в контексте функций здравоохранения и как область исследований в рамках традиционной китайской медицины. Китайская ассоциация оздоровительного цигун была создана в 2000 году для регулирования публичной практики цигун, ограничения количества людей, которые могут собираться одновременно, требования одобренного государством обучения и сертификации инструкторов, ограничения практики четырьмя стандартизированными формами даоинь из классической медицинской традиции, и поощрение других видов отдыха и физических упражнений, таких как йога, тай-чи, танцы на дискотеке для пожилых людей и занятия на тренажерах. [ 33 ] [ 34 ]

Распространение цигун.

[ редактировать ]

Миграция, путешествия и исследования способствовали распространению практики цигун за пределы китайской общины. Западные общества впервые столкнулись с концепциями цигун, знакомясь с традиционной китайской медициной, китайской философией и китайскими боевыми искусствами. [ 35 ]

Западное общество узнало о цигун только после того, как Китай открылся западному миру с визитом президента Никсона в 1972 году и последующими обменами между Китаем и Западом. Идеи цигун были быстро подхвачены альтернативными терапевтами. [ 36 ] Идея ци как формы живой энергии также нашла восприимчивую аудиторию в движении Нью Эйдж . [ 37 ] Когда китайское сообщество цигун начало сообщать о случаях паранормальной активности, западные исследователи в этой области также были воодушевлены этими открытиями. [ нужна ссылка ] Китайские выводы были рассмотрены [ 38 ] и различные практикующие цигун были приглашены на Запад, чтобы продемонстрировать эти результаты. [ 27 ]

Впервые американская публика познакомилась с цигун в сериале PBS « Исцеление и разум» с Биллом Мойерсом в 1993 году. [ 39 ] В документальном фильме Мойерс подробно рассмотрел альтернативы западной медицине и познакомил зрителей с традиционной китайской медициной, иглоукалыванием и цигун. В результате практика цигун распространилась среди широкой публики в США. [ 40 ]

Современный цигун

[ редактировать ]

Исторически эффект от практики цигун всегда был субъективным. Оно варьируется от чувства спокойствия, мира и благополучия до лечения хронических заболеваний. На протяжении всей истории делались замечательные заявления о результатах практики цигун. Путь к самопросветлению может включать описания внетелесных переживаний и чудесных сил как для буддистов, так и для буддистов. [ 41 ] [ 42 ] и даосский. [ 43 ] [ 44 ] Для некоторых людей занятия цигун после длительных тренировок воспринимаются как лечебные функции. Для мастеров боевых искусств тренировки цигун считаются основой для развития исключительных способностей, таких как способность выдерживать удары и способность ломать твердые предметы.

В начале 1980-х годов китайское научное сообщество попыталось проверить принципы ци посредством внешних измерений. Первоначально они сообщили об большом успехе, предположив, что ци можно измерить как форму электрического магнитного излучения. В других сообщениях указывается, что ци может вызывать внешние эффекты, такие как изменение свойств жидкости, ясновидение и телекинез. [ 27 ] Эти сообщения вызвали большое волнение среди паранормальных явлений. [ 45 ] [ 46 ] и парапсихологические исследовательские сообщества. [ 47 ] [ 48 ]

Однако эти отчеты подверглись резкой критике со стороны традиционного научного сообщества как внутри Китая, так и внутри Китая. [ 28 ] и за пределами Китая. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Основная критика со стороны традиционного научного истеблишмента в отношении исследований цигун заключается в отсутствии применения принципов научного метода , в частности, в отсутствии научной строгости, небольших размерах выборки, неконтролируемой среде тестирования и отсутствии воспроизводимости. [ 52 ] Помимо этой критики, общественное признание паранормальных свойств, возникающих в результате практики цигун, способствовало социальным волнениям. [ 53 ]

В результате этих разногласий акцент на исследованиях цигун в материковом Китае изменился с внешней проверки существования ци на акцент на влиянии на здоровье и как компонент традиционной китайской медицины без каких-либо ссылок на другие аспекты традиционной практики цигун.

Сегодня миллионы людей во всем мире практикуют цигун. Как и в случае с его историческим происхождением, те, кто интересуется цигун, имеют разное происхождение и практикуют его по разным причинам, в том числе для упражнений, отдыха, профилактической медицины, самоисцеления, самосовершенствования, медитации и обучения боевым искусствам. Это было подчеркнуто в документальном фильме Франческо Гарри Гарриполи 1998 года под названием «Цигун – древнее китайское исцеление в 21 веке», который транслировался по каналу PBS-TV и посмотрел более 88 миллионов зрителей, сертифицированных Nielsen. [ 54 ]

  1. ^ Ли, Лин (李灵) (2001). Исследование китайских оккультных искусств, Чжунго фаншу као китайской восточной прессы: Пекин.
  2. ^ Jump up to: а б ЙеЁнг, Бинг. «Истоки Цигун» . Исследования культуры ЙеЯнга: Сакраменто, Калифорния ( http://literati-tradition.com ). Архивировано из оригинала 17 октября 2011 года . Проверено 14 октября 2011 г.
  3. ^ Уншульд, Пол У (1985). Медицина в Китае: история идей . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-05023-1 .
  4. ^ Поркерт, Манфред (1974). Теоретические основы китайской медицины: системы соответствия . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN  0-262-16058-7 .
  5. ^ Хо, Пэн Йоке; Питер Лисовски (1997). Краткая история китайской медицины . Всемирная научная. ISBN  981-02-2803-1 .
  6. ^ Ни, Маошинг (1995). Классик медицины Желтого императора: новый перевод Neijing Suwen с комментариями . Бостон: Шамбала. ISBN  1-57062-080-6 .
  7. ^ Мачоча, Джованни (1989). Основы китайской медицины: всеобъемлющий текст для иглотерапевтов и травников . Эдинбург: Черчилль Ливингстон. ISBN  0-443-03980-1 .
  8. ^ Ни, Пеймин (1996). «Цигунская интерпретация конфуцианства» . Журнал китайской философии . 23 (1): 79–97. дои : 10.1111/j.1540-6253.1996.tb00486.x .
  9. ^ Фэн, Джиа-Фу; Джейн Инглиш (2008). Чжуан Цзы: Внутренние главы . Янтарный лотос. ISBN  978-1-60237-117-0 .
  10. ^ Блофельд, Джон Итон Калторп (1979). Даосизм: поиск бессмертия . Лондон: Анвин в мягкой обложке. ISBN  0-04-299008-4 .
  11. ^ Грэм, Алабама (1989). Спорщики о Дао: философский спор в древнем Китае . Ла Саль, Иллинойс: Открытый суд. ISBN  0-8126-9087-7 .
  12. ^ Цзы, Лао (2003). Дао цзин Лондон: Пингвин. ISBN  0-14-044131-Х .
  13. ^ Чжуан-цзы: внутренние главы . Индианаполис: Паб Hackett. 2001. ISBN  0-87220-581-9 .
  14. ^ Харпер, Дональд Джон (2015). Мавандуй и шу и чжу = Ранняя китайская медицинская литература: медицинские рукописи Мавандуй . Милтон-Парк, Абингдон, Оксон. ISBN  978-1-138-96808-0 . OCLC   957574220 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ «Чудеса цигун: китайское упражнение для фитнеса, здоровья и долголетия». Китайский спортивный журнал . Публикации Путника. 1985.
  16. ^ Зухер, Эрик (2007). Буддийское завоевание Китая: распространение и адаптация буддизма в раннесредневековом Китае. Том 11 Sinica Leidensia . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-15604-3 .
  17. ^ Ян, Цзин-Мин (2000). Цигун, Секрет молодости . Издательский центр YMAA. ISBN  978-1-886969-84-1 .
  18. ^ Лян, Шоу-Ю; Вэнь-Цзин Ву; Дениз Брейтер-Ву (1997). Расширение возможностей цигун: руководство по развитию энергии в медицине, даосизме, буддизме и ушу . Путь Дракона Паб. ISBN  1-889659-02-9 .
  19. ^ Галанте, Лоуренс; Селман, Бетси (1981). Тай-чи: высший предел . Йорк-Бич, Мэн: С. Вайзер. ISBN  978-0-87728-497-0 .
  20. ^ Шахар, Меир (2008). Монастырь Шаолинь: история, религия и китайские боевые искусства . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN  978-0-8248-3110-3 .
  21. ^ Дир, Томас Дж (9 марта 2008 г.). «Классические текстовые источники цигун» . neigong.net . Проверено 14 июня 2010 г.
  22. ^ Jump up to: а б Уншульд, Пол У (1985). Медицина в Китае: история идей . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-06216-0 .
  23. ^ Jump up to: а б с Отеходе, Утираруто (2009). «Создание и возрождение цигун в Китае». В Ашива, Ёсико; Ванк, Дэвид Л. (ред.). Создание религии, создание государства: религиозная политика в современном Китае . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. стр. 241–265. ISBN  978-0-8047-5842-0 .
  24. ^ Лю Я Фэй (刘亚非) (2010). «История нэйянгун цигун» . Бэйдайхэ, Китай: Национальная больница и учебный центр медицинского цигун.
  25. ^ Бинг Ф. ЙеЁнг (2010). «Текстовый источник цигун» . Сан-Франциско, Калифорния, США: Исследования культуры ЙеЯнга. Архивировано из оригинала 4 июля 2007 г. Проверено 26 октября 2011 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д Палмер, Дэвид А. (2007). Лихорадка цигун: тело, наука и утопия в Китае . Издательство Колумбийского университета . ISBN  978-0-231-14066-9 .
  27. ^ Jump up to: а б с Донг, Пол (2000). Главные загадки Китая: паранормальные явления и необъяснимое в Китайской Народной Республике . Сан-Франциско: Китайские книги и периодические издания. ISBN  978-0-8351-2676-2 .
  28. ^ Jump up to: а б Линь, Зиксин (2000). Цигун: китайская медицина или лженаука . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN  978-1-57392-232-6 .
  29. ^ Оунби, Дэвид (2007). «Цигун, Фалуньгун и политика в современном Китае». В Дженсене, Лайонел М.; Уэстон, Тимоти Б. (ред.). Преобразования Китая: истории за пределами заголовков . Роуман и Литтлфилд. стр. 90–128. ISBN  978-0-7425-3863-4 .
  30. ^ Джонсон, Ян (2004). Дикая трава: три истории перемен в современном Китае . Книги Пантеона. ISBN  978-0-375-42186-0 .
  31. ^ Пенни, Бенджамин (1993). «Цигун, даосизм и наука: некоторые контексты бума цигун». Ин Ли, М.; Сырокомла-Стефановска, А.Д. (ред.). Модернизация китайского прошлого . Сидней: Дикий пион. стр. 166–179. ISBN  978-0-86758-658-9 .
  32. ^ Оунби, Дэвид (2008). Фалуньгун и будущее Китая . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-532905-6 .
  33. ^ Карчмер, Эрик (2002). «Магия, наука и цигун в современном Китае». В Блюме, Сьюзен Дебра; Дженсен, Лайонел М. (ред.). Китай вне центра: картографирование границ Срединного царства . Издательство Гавайского университета. стр. 311–22. ISBN  978-0-8248-2577-5 .
  34. ^ Шайд, Волкер (2002). Китайская медицина в современном Китае: множественность и синтез . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN  0-8223-2872-0 .
  35. ^ Кларк, Питер (2006). Новые религии в глобальной перспективе: исследование религиозных изменений в современном мире . Лондон: Рутледж. стр. 336–7. ISBN  978-0-415-25747-3 .
  36. ^ Гольдштейн, Майкл Дж. (1999). Альтернативное здравоохранение . Издательство Университета Темпл. ISBN  978-1-56639-678-3 .
  37. ^ Макдональд, Кевин (2006). Глобальные движения: действие и культура . Блэквелл Паблишинг Лимитед. ISBN  978-1-4051-1613-8 .
  38. ^ Джонас, Уэйн Б; Кроуфорд, Синди (2003). Исцеление, намерение и энергетическая медицина: наука, методы исследования и клиническое значение . Эдинбург: Черчилль Ливингстон. ISBN  978-0-443-07237-6 .
  39. ^ Мойерс, Билл (1995). Исцеление и разум . Книги Мейн-стрит. ISBN  0-385-47687-6 .
  40. ^ Нора Иссакс (5 апреля 2007 г.). «Тренажеры замедляют процесс с помощью цигун» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 июня 2010 г.
  41. ^ Гранофф, Филлис; Шинохара, Коичи (1994). Монахи и маги: религиозные биографии в Азии . Мотилал Банарсидасс, Индия. ISBN  978-81-208-1186-7 .
  42. ^ Люк, Чарльз (1974). Пустое облако: Автобиография китайского мастера дзэн Сюй Юня . Книги Элементов. ISBN  978-1-85230-031-9 .
  43. ^ Прегадио, Фабрицио (2008). Энциклопедия даосизма . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-7007-1200-7 .
  44. ^ Джайлз, Герберт Аллен; Бальфур, Фредерик Генри; Джайлз, Лайонел; Коннерс, Шон (2010). Биографии бессмертных — Легенды Китая — Специальное издание . Эль-Пасо Норте Пресс. ISBN  978-1-934255-30-8 .
  45. ^ Штейн, Гордон (1996). Энциклопедия паранормальных явлений . Книги Прометея. ISBN  978-1-57392-021-6 .
  46. ^ Гайли, Розмари (1994). Энциклопедия мистического паранормального опыта Харпера . Книги замка. ISBN  978-0-7858-0202-0 .
  47. ^ Бротон, Ричард (1991). Парапсихология: спорная наука . Нью-Йорк, [Нью-Йорк]: Ballantine Books. ISBN  978-0-345-37958-0 .
  48. ^ Белофф, Джон (1993). Парапсихология: краткая история . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN  978-0-312-17376-0 .
  49. ^ Шермер, Майкл (2002). Скептическая энциклопедия лженауки, Том 2 . АВС-КЛИО. ISBN  1-57607-653-9 .
  50. ^ Ванек, Кристофер (2003). Плохая медицина: раскрыты заблуждения и злоупотребления, от лечения на расстоянии до витамина О. Джон Уайли и сыновья. стр. 182–187 . ISBN  0-471-43499-Х .
  51. ^ Смит, Джонатан К. (15 сентября 2009 г.). Псевдонаука и необычные утверждения о паранормальных явлениях: инструментарий критического мыслителя . Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1-4051-8122-8 .
  52. ^ Курц, Пол (2001). Скептические одиссеи: личные рассказы ведущих мировых исследователей паранормальных явлений . Книги Прометея. ISBN  978-1-57392-884-7 .
  53. ^ Гиттингс, Джон (2006). Меняющееся лицо Китая: от Мао к рынку . Издательство Оксфордского университета, США. п. 316. ИСБН  978-0-19-280734-2 .
  54. ^ Гарриполи, Франческо Гарри (1998). Цигун – суть целительного танца . Health Communications Inc., США. ISBN  978-1-55-874674-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7f35c4a3c9af31ed47c025dea4e40053__1710937860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/53/7f35c4a3c9af31ed47c025dea4e40053.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of qigong - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)