История цигун
История цигун | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | цигун | ||
Упрощенный китайский | цигун | ||
|
Цигун , китайская практика согласования дыхания, движения и осознанности для упражнений, исцеления и обучения боевым искусствам, имеет историю, насчитывающую более 4000 лет. Современный цигун представляет собой сложное развитие древней китайской медитативной практики синци , или «циркуляции ци », и гимнастического дыхательного упражнения даоинь, или «направления и вытягивания», корни которых уходят в И Цзин и оккультные искусства; философские традиции конфуцианства , даосизма и буддизма , традиционная китайская медицина и боевые искусства ; наряду с влиянием современных концепций здоровья , науки , медитации и физических упражнений . [ 1 ] [ 2 ]
Происхождение и древняя история
[ редактировать ]Археологические данные свидетельствуют о том, что первые формы цигун могут быть связаны с древней шаманской медитативной практикой и гимнастическими упражнениями. [ 2 ] Например, на неолитическом сосуде возрастом почти 7000 лет изображен жрец-шаман ( 巫覡 ; уси ) в основной позе медитативной практики и гимнастических упражнений раннего цигун. Шаманские ритуалы и идеи со временем превратились и формализовались в даосские верования и были включены в область традиционной китайской медицины. [ 3 ] [ 4 ]
Корни в традиционной медицине, философии и боевых искусствах.
[ редактировать ]По мнению традиционного китайского медицинского сообщества, происхождение цигун обычно приписывают легендарному Желтому императору (2696–2598 гг. до н. э. ) и классической книге Хуанди Нэйцзин по внутренней медицине. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Один китайский учёный предположил, что Конфуций и Мэн-цзы являются основателями «ученой традиции цигун», поскольку в своих трудах они ссылались на концепции тренировки ци как методы морального воспитания, хотя он признал, что ссылки не ясны. [ 8 ]
Некоторые считают , что в даосской традиции сочинения Лаоцзы и Чжуан Чжоу описывают как медитативное совершенствование, так и физические упражнения как средства продления жизни и доступа к высшим сферам существования. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Даосское внутреннее алхимическое совершенствование вокруг династии Сун продолжило эти даосские традиции.
В « Шелковых текстах Мавандуи» (168 г. до н. э.) показана серия упражнений даоинь , которые внешне напоминают некоторые оздоровительные упражнения, практикуемые сегодня. [ 14 ] [ 15 ]
Буддизм, зародившийся в Индии и имеющий источник в индуистской культуре, разработал обширную систему медитации и физического совершенствования, подобную йоге, чтобы помочь практикующему достичь просветления, пробуждая человека к своему истинному «я». Когда буддизм был передан в Китай, некоторые из этих практик были ассимилированы и в конечном итоге изменены местной культурой. [ 16 ] Результатом этой трансформации стало начало китайской буддийской традиции цигун. серия упражнений цигун, известная как Ицзин Цзин приписывалась Особое внимание уделялось медитативной практике, а Бодхидхарме («Классика изменения мышц и сухожилий») . Сообщество китайских боевых искусств в конечном итоге определило Ицзин-Цзин как один из секретных методов обучения Шаолиньским боевым искусствам . [ 17 ]
Китайские практикующие боевые искусства, находящиеся под влиянием различных элементов китайского общества, адаптировали и модифицировали теорию цигун с целью улучшения своих боевых способностей. [ 18 ] Многие китайские боевые искусства отдали дань уважения даосизму или буддизму, заявив, что они являются их первоисточником. Например, тай-чи часто называют даосским по происхождению. [ 19 ] Шаолиньское боевое искусство названо в честь знаменитого буддийского храма Шаолинь. [ 20 ]
Обмен идеями между этими различными сегментами китайского общества создал богатую, сложную, а иногда и противоречивую теорию и методы обучения. Трудность в определении правильного метода обучения, традиционного метода передачи знаний между мастером и учеником, а также вера в то, что цигун представляет собой особое и ценное знание, ограничивали исследования и развитие цигун небольшими, но элитными элементами в китайском обществе. Специализированные тексты были доступны, но были секретными и загадочными и поэтому ограничивались избранным числом. [ 21 ] Для населения в целом практика цигун была компонентом традиционной китайской медицины. Эта медицинская система была разработана на основе опыта, а также философских и народных практик. [ 22 ]
Цигун в Китае 20-го века
[ редактировать ]Коммунистическая эпоха
[ редактировать ]Согласованные усилия по восстановлению китайской культуры в рамках новой идеологии начались после создания Китайской Народной Республики в 1945 году. Новое правящее правительство под руководством Мао Цзэдуна отвергло все связи с традиционными китайскими философиями, такими как конфуцианство, даосизм и буддизм. . Вместо этого китайское правительство продвигало модернизирующие социалистические взгляды. Благодаря серии правительственных программ, продолжавшихся почти три десятилетия (1949–1976), вся структура китайского общества была реорганизована. Именно в этой среде зародилось нынешнее отношение к цигун в материковом Китае.
Сам Мао Цзэдун осознавал противоречивые цели между отказом от феодальных идей прошлого и выгодами, полученными от этих идей. Традиционная китайская медицина была ярким примером этого конфликта. Его решение можно резюмировать его знаменитой фразой «Китайская медицина — это великая сокровищница! Мы должны приложить усилия, чтобы раскрыть ее и поднять ее стандарты!», которая узаконила практику традиционной китайской медицины и создала стимул для развития более прочной научной основы. . [ 22 ] Аналогичный процесс трансформации претерпел и предмет цигун. Исторические элементы цигун были удалены, чтобы создать более научную основу для практики. [ 23 ]
В начале 1950-х годов Лю Гуйчжэнь (劉貴珍) (1920–83), врач по образованию, использовал семейный метод совершенствования тела, чтобы успешно вылечить себя от различных недугов. [ 24 ] Затем он рассказал о своем методе своим пациентам и, в конце концов, опубликовал книгу «Цигун ляофа шиянь» (氣功療法實驗), чтобы пропагандировать свои успехи. Его попытки дать новое определение цигун без религиозного или философского контекста оказались приемлемыми для правящего правительства. [ 25 ] Популярность и успех книги Лю, а также решительная поддержка традиционной китайской медицины правительством привели к созданию отделений цигун в университетах и больницах, которые практиковали традиционную китайскую медицину. В результате первая институциональная поддержка цигун была создана по всему Китаю, но эта практика оставалась под жестким контролем и имела ограниченный доступ для широкой общественности. [ 23 ]
Эпоха реконструкции
[ редактировать ]В конце 1970-х годов, с падением «Банды четырех» и началом Эры Реконструкции , в китайском обществе возникла новая открытость. Практика цигун распространилась из институциональной среды в популярное движение, возглавляемое харизматичными промоутерами. Го Линь (郭林), пекинская художница, которая утверждала, что вылечила себя от рака матки в 1960-х годах, была одним из первых мастеров цигун, которые открыто преподавали цигун широкой публике за пределами учреждений. [ 26 ] Ученые, освободившиеся от репрессий Культурной революции, смогли искать новые задачи. Среди новых предметов исследования они изучали эффекты цигун и предоставили научные основы практики цигун. В 1979 году Гу Хансен из Шанхайского института атомных исследований впервые сообщил о внешнем измерении ци. [ 26 ] Это исследование сыграло решающую роль в продвижении идеи научной основы цигун. Вскоре последовали и другие сообщения о внешних проявлениях ци . Другие формы измерений, личные свидетельства об эффективности лечения цигун и демонстрация использования цигун в боевых искусствах использовались для иллюстрации практических реалий цигун. [ 23 ] [ 26 ]
В начале 1980-х годов энтузиазм по поводу этой новой парадигмы внешней ци в конечном итоге привел к использованию ци в качестве объяснения паранормальных способностей, таких как экстрасенсорное восприятие (ESP) и психокинез . [ 27 ] Все более преувеличенные заявления о практике цигун побудили некоторых представителей китайского правительства предупредить об опасности этого паранормального увлечения и распространенности псевдонаучных убеждений. [ 28 ] Ведущие общественные деятели, такие как Цянь Сюэсэнь , выдающийся ученый и основатель китайской ракетной техники, и Чжан Чжэньхуань , бывший генерал, бросились защищать практику цигун. Они отстаивали точку зрения, что цигун — это новая наука о разуме. Компромисс по поддержке деятельности цигун в конечном итоге был достигнут различными фракциями внутри китайского правительства. Деятельность цигун должна была регулироваться с созданием Китайской научно-исследовательской ассоциации цигун под руководством Чжан Чжэньхуаня. Открытая критика паранормальных исследований должна была быть приглушена. [ 26 ]
К середине 1980-х годов по всему Китаю существовало более 2000 организаций цигун и от 60 до 200 миллионов практикующих, что составляло почти одну пятую населения Китая. Этот рост был вызван молчаливой поддержкой небольших элементов в китайском правительстве, снижением критики практики цигун, сдерживаемым спросом в китайском обществе на альтернативные системы убеждений и улучшением методов общения, что привело к массовой адаптации практики цигун, в результате чего получила название « лихорадка цигун ». [ 29 ] К концу 1980-х годов практику цигун можно было найти во всех слоях китайского общества. [ 30 ]
К концу 1990-х годов взрывной рост числа практикующих цигун привел к возрождению старых традиций, сопровождавших развитие цигун. Организации цигун, такие как Фалуньгун, вновь ввели моральные и религиозные элементы, связанные с их методами обучения. Такая практика в конечном итоге привела к прямому конфликту с центральными властями. К 1999 году начались систематические репрессии против организаций цигун, которые, как считалось, бросали вызов государственному контролю над китайским обществом, включая закрытие клиник и больниц цигун, а также запрет таких групп, как Чжун Гун и Фалуньгун . [ 31 ] [ 32 ] После репрессий исследования и практика цигун официально поддерживались только в контексте функций здравоохранения и как область исследований в рамках традиционной китайской медицины. Китайская ассоциация оздоровительного цигун была создана в 2000 году для регулирования публичной практики цигун, ограничения количества людей, которые могут собираться одновременно, требования одобренного государством обучения и сертификации инструкторов, ограничения практики четырьмя стандартизированными формами даоинь из классической медицинской традиции, и поощрение других видов отдыха и физических упражнений, таких как йога, тай-чи, танцы на дискотеке для пожилых людей и занятия на тренажерах. [ 33 ] [ 34 ]
Распространение цигун.
[ редактировать ]Миграция, путешествия и исследования способствовали распространению практики цигун за пределы китайской общины. Западные общества впервые столкнулись с концепциями цигун, знакомясь с традиционной китайской медициной, китайской философией и китайскими боевыми искусствами. [ 35 ]
Западное общество узнало о цигун только после того, как Китай открылся западному миру с визитом президента Никсона в 1972 году и последующими обменами между Китаем и Западом. Идеи цигун были быстро подхвачены альтернативными терапевтами. [ 36 ] Идея ци как формы живой энергии также нашла восприимчивую аудиторию в движении Нью Эйдж . [ 37 ] Когда китайское сообщество цигун начало сообщать о случаях паранормальной активности, западные исследователи в этой области также были воодушевлены этими открытиями. [ нужна ссылка ] Китайские выводы были рассмотрены [ 38 ] и различные практикующие цигун были приглашены на Запад, чтобы продемонстрировать эти результаты. [ 27 ]
Впервые американская публика познакомилась с цигун в сериале PBS « Исцеление и разум» с Биллом Мойерсом в 1993 году. [ 39 ] В документальном фильме Мойерс подробно рассмотрел альтернативы западной медицине и познакомил зрителей с традиционной китайской медициной, иглоукалыванием и цигун. В результате практика цигун распространилась среди широкой публики в США. [ 40 ]
Современный цигун
[ редактировать ]Исторически эффект от практики цигун всегда был субъективным. Оно варьируется от чувства спокойствия, мира и благополучия до лечения хронических заболеваний. На протяжении всей истории делались замечательные заявления о результатах практики цигун. Путь к самопросветлению может включать описания внетелесных переживаний и чудесных сил как для буддистов, так и для буддистов. [ 41 ] [ 42 ] и даосский. [ 43 ] [ 44 ] Для некоторых людей занятия цигун после длительных тренировок воспринимаются как лечебные функции. Для мастеров боевых искусств тренировки цигун считаются основой для развития исключительных способностей, таких как способность выдерживать удары и способность ломать твердые предметы.
В начале 1980-х годов китайское научное сообщество попыталось проверить принципы ци посредством внешних измерений. Первоначально они сообщили об большом успехе, предположив, что ци можно измерить как форму электрического магнитного излучения. В других сообщениях указывается, что ци может вызывать внешние эффекты, такие как изменение свойств жидкости, ясновидение и телекинез. [ 27 ] Эти сообщения вызвали большое волнение среди паранормальных явлений. [ 45 ] [ 46 ] и парапсихологические исследовательские сообщества. [ 47 ] [ 48 ]
Однако эти отчеты подверглись резкой критике со стороны традиционного научного сообщества как внутри Китая, так и внутри Китая. [ 28 ] и за пределами Китая. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Основная критика со стороны традиционного научного истеблишмента в отношении исследований цигун заключается в отсутствии применения принципов научного метода , в частности, в отсутствии научной строгости, небольших размерах выборки, неконтролируемой среде тестирования и отсутствии воспроизводимости. [ 52 ] Помимо этой критики, общественное признание паранормальных свойств, возникающих в результате практики цигун, способствовало социальным волнениям. [ 53 ]
В результате этих разногласий акцент на исследованиях цигун в материковом Китае изменился с внешней проверки существования ци на акцент на влиянии на здоровье и как компонент традиционной китайской медицины без каких-либо ссылок на другие аспекты традиционной практики цигун.
Сегодня миллионы людей во всем мире практикуют цигун. Как и в случае с его историческим происхождением, те, кто интересуется цигун, имеют разное происхождение и практикуют его по разным причинам, в том числе для упражнений, отдыха, профилактической медицины, самоисцеления, самосовершенствования, медитации и обучения боевым искусствам. Это было подчеркнуто в документальном фильме Франческо Гарри Гарриполи 1998 года под названием «Цигун – древнее китайское исцеление в 21 веке», который транслировался по каналу PBS-TV и посмотрел более 88 миллионов зрителей, сертифицированных Nielsen. [ 54 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ли, Лин (李灵) (2001). Исследование китайских оккультных искусств, Чжунго фаншу као китайской восточной прессы: Пекин.
- ^ Jump up to: а б ЙеЁнг, Бинг. «Истоки Цигун» . Исследования культуры ЙеЯнга: Сакраменто, Калифорния ( http://literati-tradition.com ). Архивировано из оригинала 17 октября 2011 года . Проверено 14 октября 2011 г.
- ^ Уншульд, Пол У (1985). Медицина в Китае: история идей . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05023-1 .
- ^ Поркерт, Манфред (1974). Теоретические основы китайской медицины: системы соответствия . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 0-262-16058-7 .
- ^ Хо, Пэн Йоке; Питер Лисовски (1997). Краткая история китайской медицины . Всемирная научная. ISBN 981-02-2803-1 .
- ^ Ни, Маошинг (1995). Классик медицины Желтого императора: новый перевод Neijing Suwen с комментариями . Бостон: Шамбала. ISBN 1-57062-080-6 .
- ^ Мачоча, Джованни (1989). Основы китайской медицины: всеобъемлющий текст для иглотерапевтов и травников . Эдинбург: Черчилль Ливингстон. ISBN 0-443-03980-1 .
- ^ Ни, Пеймин (1996). «Цигунская интерпретация конфуцианства» . Журнал китайской философии . 23 (1): 79–97. дои : 10.1111/j.1540-6253.1996.tb00486.x .
- ^ Фэн, Джиа-Фу; Джейн Инглиш (2008). Чжуан Цзы: Внутренние главы . Янтарный лотос. ISBN 978-1-60237-117-0 .
- ^ Блофельд, Джон Итон Калторп (1979). Даосизм: поиск бессмертия . Лондон: Анвин в мягкой обложке. ISBN 0-04-299008-4 .
- ^ Грэм, Алабама (1989). Спорщики о Дао: философский спор в древнем Китае . Ла Саль, Иллинойс: Открытый суд. ISBN 0-8126-9087-7 .
- ^ Цзы, Лао (2003). Дао цзин Лондон: Пингвин. ISBN 0-14-044131-Х .
- ^ Чжуан-цзы: внутренние главы . Индианаполис: Паб Hackett. 2001. ISBN 0-87220-581-9 .
- ^ Харпер, Дональд Джон (2015). Мавандуй и шу и чжу = Ранняя китайская медицинская литература: медицинские рукописи Мавандуй . Милтон-Парк, Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-138-96808-0 . OCLC 957574220 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Чудеса цигун: китайское упражнение для фитнеса, здоровья и долголетия». Китайский спортивный журнал . Публикации Путника. 1985.
- ^ Зухер, Эрик (2007). Буддийское завоевание Китая: распространение и адаптация буддизма в раннесредневековом Китае. Том 11 Sinica Leidensia . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-15604-3 .
- ^ Ян, Цзин-Мин (2000). Цигун, Секрет молодости . Издательский центр YMAA. ISBN 978-1-886969-84-1 .
- ^ Лян, Шоу-Ю; Вэнь-Цзин Ву; Дениз Брейтер-Ву (1997). Расширение возможностей цигун: руководство по развитию энергии в медицине, даосизме, буддизме и ушу . Путь Дракона Паб. ISBN 1-889659-02-9 .
- ^ Галанте, Лоуренс; Селман, Бетси (1981). Тай-чи: высший предел . Йорк-Бич, Мэн: С. Вайзер. ISBN 978-0-87728-497-0 .
- ^ Шахар, Меир (2008). Монастырь Шаолинь: история, религия и китайские боевые искусства . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-0-8248-3110-3 .
- ^ Дир, Томас Дж (9 марта 2008 г.). «Классические текстовые источники цигун» . neigong.net . Проверено 14 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Уншульд, Пол У (1985). Медицина в Китае: история идей . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06216-0 .
- ^ Jump up to: а б с Отеходе, Утираруто (2009). «Создание и возрождение цигун в Китае». В Ашива, Ёсико; Ванк, Дэвид Л. (ред.). Создание религии, создание государства: религиозная политика в современном Китае . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. стр. 241–265. ISBN 978-0-8047-5842-0 .
- ^ Лю Я Фэй (刘亚非) (2010). «История нэйянгун цигун» . Бэйдайхэ, Китай: Национальная больница и учебный центр медицинского цигун.
- ^ Бинг Ф. ЙеЁнг (2010). «Текстовый источник цигун» . Сан-Франциско, Калифорния, США: Исследования культуры ЙеЯнга. Архивировано из оригинала 4 июля 2007 г. Проверено 26 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Палмер, Дэвид А. (2007). Лихорадка цигун: тело, наука и утопия в Китае . Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-14066-9 .
- ^ Jump up to: а б с Донг, Пол (2000). Главные загадки Китая: паранормальные явления и необъяснимое в Китайской Народной Республике . Сан-Франциско: Китайские книги и периодические издания. ISBN 978-0-8351-2676-2 .
- ^ Jump up to: а б Линь, Зиксин (2000). Цигун: китайская медицина или лженаука . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. ISBN 978-1-57392-232-6 .
- ^ Оунби, Дэвид (2007). «Цигун, Фалуньгун и политика в современном Китае». В Дженсене, Лайонел М.; Уэстон, Тимоти Б. (ред.). Преобразования Китая: истории за пределами заголовков . Роуман и Литтлфилд. стр. 90–128. ISBN 978-0-7425-3863-4 .
- ^ Джонсон, Ян (2004). Дикая трава: три истории перемен в современном Китае . Книги Пантеона. ISBN 978-0-375-42186-0 .
- ^ Пенни, Бенджамин (1993). «Цигун, даосизм и наука: некоторые контексты бума цигун». Ин Ли, М.; Сырокомла-Стефановска, А.Д. (ред.). Модернизация китайского прошлого . Сидней: Дикий пион. стр. 166–179. ISBN 978-0-86758-658-9 .
- ^ Оунби, Дэвид (2008). Фалуньгун и будущее Китая . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-532905-6 .
- ^ Карчмер, Эрик (2002). «Магия, наука и цигун в современном Китае». В Блюме, Сьюзен Дебра; Дженсен, Лайонел М. (ред.). Китай вне центра: картографирование границ Срединного царства . Издательство Гавайского университета. стр. 311–22. ISBN 978-0-8248-2577-5 .
- ^ Шайд, Волкер (2002). Китайская медицина в современном Китае: множественность и синтез . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-2872-0 .
- ^ Кларк, Питер (2006). Новые религии в глобальной перспективе: исследование религиозных изменений в современном мире . Лондон: Рутледж. стр. 336–7. ISBN 978-0-415-25747-3 .
- ^ Гольдштейн, Майкл Дж. (1999). Альтернативное здравоохранение . Издательство Университета Темпл. ISBN 978-1-56639-678-3 .
- ^ Макдональд, Кевин (2006). Глобальные движения: действие и культура . Блэквелл Паблишинг Лимитед. ISBN 978-1-4051-1613-8 .
- ^ Джонас, Уэйн Б; Кроуфорд, Синди (2003). Исцеление, намерение и энергетическая медицина: наука, методы исследования и клиническое значение . Эдинбург: Черчилль Ливингстон. ISBN 978-0-443-07237-6 .
- ^ Мойерс, Билл (1995). Исцеление и разум . Книги Мейн-стрит. ISBN 0-385-47687-6 .
- ^ Нора Иссакс (5 апреля 2007 г.). «Тренажеры замедляют процесс с помощью цигун» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 июня 2010 г.
- ^ Гранофф, Филлис; Шинохара, Коичи (1994). Монахи и маги: религиозные биографии в Азии . Мотилал Банарсидасс, Индия. ISBN 978-81-208-1186-7 .
- ^ Люк, Чарльз (1974). Пустое облако: Автобиография китайского мастера дзэн Сюй Юня . Книги Элементов. ISBN 978-1-85230-031-9 .
- ^ Прегадио, Фабрицио (2008). Энциклопедия даосизма . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-7007-1200-7 .
- ^ Джайлз, Герберт Аллен; Бальфур, Фредерик Генри; Джайлз, Лайонел; Коннерс, Шон (2010). Биографии бессмертных — Легенды Китая — Специальное издание . Эль-Пасо Норте Пресс. ISBN 978-1-934255-30-8 .
- ^ Штейн, Гордон (1996). Энциклопедия паранормальных явлений . Книги Прометея. ISBN 978-1-57392-021-6 .
- ^ Гайли, Розмари (1994). Энциклопедия мистического паранормального опыта Харпера . Книги замка. ISBN 978-0-7858-0202-0 .
- ^ Бротон, Ричард (1991). Парапсихология: спорная наука . Нью-Йорк, [Нью-Йорк]: Ballantine Books. ISBN 978-0-345-37958-0 .
- ^ Белофф, Джон (1993). Парапсихология: краткая история . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-17376-0 .
- ^ Шермер, Майкл (2002). Скептическая энциклопедия лженауки, Том 2 . АВС-КЛИО. ISBN 1-57607-653-9 .
- ^ Ванек, Кристофер (2003). Плохая медицина: раскрыты заблуждения и злоупотребления, от лечения на расстоянии до витамина О. Джон Уайли и сыновья. стр. 182–187 . ISBN 0-471-43499-Х .
- ^ Смит, Джонатан К. (15 сентября 2009 г.). Псевдонаука и необычные утверждения о паранормальных явлениях: инструментарий критического мыслителя . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-8122-8 .
- ^ Курц, Пол (2001). Скептические одиссеи: личные рассказы ведущих мировых исследователей паранормальных явлений . Книги Прометея. ISBN 978-1-57392-884-7 .
- ^ Гиттингс, Джон (2006). Меняющееся лицо Китая: от Мао к рынку . Издательство Оксфордского университета, США. п. 316. ИСБН 978-0-19-280734-2 .
- ^ Гарриполи, Франческо Гарри (1998). Цигун – суть целительного танца . Health Communications Inc., США. ISBN 978-1-55-874674-9 .