Они были
Они были | |||
---|---|---|---|
![]() Печать Зирана | |||
Китайское имя | |||
китайский | природа | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | природа | ||
Корейское имя | |||
хангыль | природа | ||
Японское имя | |||
Кандзи | природа | ||
Нисколько | Джинен, Шизен | ||
|
Часть серии о |
даосизм |
---|
![]() |
Цзиран ( китайский : 自然 ) — ключевое понятие в даосизме , которое буквально означает «само по себе; само по себе» и, таким образом, «естественно; естественно; спонтанно; свободно; в ходе событий; конечно; несомненно». [1] [2] Это китайское слово представляет собой двухсимвольное соединение zi ) « ( 自 нос; сам; себя; из; с тех пор» и run ( 然 ) «право; правильно; так; да», которое используется как -ran суффикс , обозначающий прилагательные. или наречия (примерно соответствующие английскому -ly ). В китайской культуре нос (или цзы ) — распространенная метафора точки зрения человека. [3]
Источник
[ редактировать ]Использование фразы « зиран » в даосизме уходит корнями в « Дао Дэ Цзин» (главы 17, 23, 25, 51, 64), написанное около 400 г. до н.э. [4] Цзиран — центральная концепция даосизма, тесно связанная с практикой увэй , отстраненного или непринужденного действия. Зиран означает состояние «как есть». [5] самое важное качество для любого, кто следует даосским верованиям. Чтобы приблизиться к состоянию зирана , нужно отделиться от неестественных влияний и вернуться в совершенно естественное, спонтанное состояние. Зиран связан с развитием «измененного чувства человеческой природы и природы как таковой». [6] Когда дело доходит до чувствительности даосизма, моральный смысл больше всего можно найти в зиране .
Современная реинтерпретация
[ редактировать ]Зиран с течением времени интерпретировался и переосмыслялся по-разному. Чаще всего это рассматривалось как величайшая духовная концепция, за которой, в свою очередь, следовали меньшие концепции Дао, Неба, Земли и Человека, основанные на традиционном переводе и интерпретации главы 25 Дао Дэ Цзин . [7]
Более современный перевод Цинцзе Джеймса Ванга устраняет логический недостаток, который возникает, когда кто-то считает, что моделировать себя по образцу другого существа может означать стать менее естественным, потерять «как есть», о котором говорит зиран. Ван переосмысливает слова главы 25 как инструкции следовать модели, установленной тем, что Земля — это Земля, Небеса — это Небеса, а Дао — это Дао; каждый ведет себя идеально в соответствии с Зираном. Эта интерпретация подтверждает, что основная природа Дао — это полная естественность. [7]
Вин-Чуек Чан дает другой перевод слова «зиран»: «Это так само по себе». [8] Это поднимает вопрос о связи зирана с другим даосским верованием, а именно с тем, что мириады вещей существуют благодаря качествам, которыми они обладают, а не потому, что они были созданы каким-либо существом для достижения цели или цели. Единственное, чем должно быть существо, когда оно существует в соответствии с Зираном, — это в конечном счете естественное, не подверженное искусственным воздействиям.
Зиран и Тяньрань — родственные понятия. Тяньрань относится к вещи, созданной небесами, которая в конечном итоге не затронута человеческим влиянием, вещи, полностью характеризующейся зираном. Эти два термина иногда используются как взаимозаменяемые. [8] Можно сказать, что обретая зиран, человек приближается к состоянию тянрань.
На Зиран также можно смотреть под влиянием Будды, как на «несущественного». Тогда считается, что это означает «не иметь собственной природы». [9] В этом аспекте оно рассматривается как синоним настоящей пустоты.
Д.Т. Судзуки в краткой статье, написанной в 1959 году, выдвигает предположение о зиране как об эстетике действия: «Жизнь — это акт творчества, проявляющий себя. Творчество объективно рассматривается как необходимость, но с внутренней точки зрения Пустоты оно «просто так» (зиран). Оно буквально означает «само по себе», подразумевая более внутренний смысл, чем «спонтанность» или «естественность». [10]
См. также
[ редактировать ]- Пу (даосизм) — метафора естественности.
- Татхата или «таковость» в буддизме Махаяны.
- Сахаджа , «совозникший; спонтанно или естественно рожденный вместе» в индийском и тибетском буддизме.
- Истинная Воля — концепция в Телеме.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Слингерленд, Эдвард Г. (2003). Действие без усилий: У-вэй как концептуальная метафора и духовный идеал в раннем Китае . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-513899-6 , с. 97
- ^ Лай, Карин. Изучение китайской философии: этика взаимозависимой и контекстуализированной личности. Серия мировых философий Эшгейта. ISBN 0-7546-3382-9 . п. 96
- ^ Каллахан, Вашингтон (1989). «Лингвистическая интерпретация дискурса и перспективы в даосизме», Philosophy East and West 39 (2), 171–189.
- ^ Стефон, Мэтт (10 мая 2010 г.). «зиран» . Британская энциклопедия . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Фу, CW (2000). «Концепция Дао Лао-Цзы», в книге Б. Гупта и Дж. Н. Моханти (ред.), «Философские вопросы Востока и Запада» (стр. 46–62). Лэнхэм: Издательство Rowman & Littlefield.
- ^ Холл, Дэвид Л. (1987). «О поиске изменения окружающей среды: квазидаосская философия», Philosophy East and West 37 (2), 160–171.
- ^ Jump up to: а б Ван, Цинцзе Джеймс (25 января 2003 г.). « Само-самое» и «Другое» в концепции Цзы Ран Лао Цзы» . Конфучина . Архивировано из оригинала 20 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Чан, Винг-Чук (2005). «О интерпретации Аристотеля Хайдеггером: китайская перспектива», Журнал китайской философии 32 (4), 539–557.
- ^ Прегадио, Фабрицио. ред. (2008). Энциклопедия даосизма MZ Том 2. Рутледж. стр. 1302
- ^ Сузуки, DT (1959). «Основные мысли, лежащие в основе восточной этической и социальной практики». Философия Востока и Запада 9 (1/2) Предварительный отчет о Третьей конференции философов Востока и Запада. (апрель – июль 1959 г.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Концепция Цзы Ран Лао Цзы» . Проверено 9 марта 2008 г.
- Зиран (природа) в Викисловаре