Фань Чжунъянь
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2017 г. ) |
Фань Чжунъянь Фань Чжунъянь | |
---|---|
![]() Портрет с ксилографической печати из Санцай Тухуэй (1609 г.) | |
Канцлер династии Сун | |
В офисе 1043–1045 | |
Монарх | Император Жэньцзун |
Личные данные | |
Рожденный | 5 сентября 989 г. Округ У, префектура Су , Северная Сун |
Умер | Префектура Сюй , Северная Сун | 19 июня 1052 г.
Место отдыха | Уезд Ичуань , Хэнань , Китай 34 ° 29'32 "с.ш. 112 ° 32'53" в.д. / 34,49222 ° с.ш. 112,54806 ° в.д. |
Супруг | Леди Пэн |
Дети |
|
Родители |
|
Посмертное имя |
|
Фань Чжунъянь | |||
---|---|---|---|
китайский | 范仲Фань Чжунъянь | ||
| |||
Чжу Юэ | |||
Традиционный китайский | Чжу сказал | ||
Упрощенный китайский | Чжу сказал | ||
| |||
Фань Сивэнь / Чжу Сивэнь | |||
китайский | 范希Фань Сивэнь / 希Чжу Сивэнь | ||
|
Фань Чжунъянь (5 сентября 989 — 19 июня 1052), любезное имя Сивэнь ( 希文 ), был китайским военным стратегом, философом, поэтом и политиком династии Сун . Прослужив в центральном правительстве несколько десятилетий, Фань был назначен премьер-министром или канцлером . Философский, образовательный и политический вклад Фана продолжает оказывать влияние и по сей день, а его произведения остаются основным компонентом китайского литературного канона. Его отношение к официальной службе выражено в его часто цитируемой фразе о надлежащем отношении ученых-чиновников : «Они были первыми, кто беспокоился о заботах Поднебесной , и последними, кто наслаждался ее радостями». [1] Фань был уважаемым ученым -конфуцианцем и одним из самых выдающихся членов семьи Фань. [2]
Семейная история
[ редактировать ]Фань Чжунъянь ведет свою родословную от императора Яо , императора Ку и императора Хуана. Император Яо — потомок императора Хуана (или Желтого императора ) в пятом поколении и второй сын императора Ку . Император Яо, которого часто превозносят как морально совершенного и умного мудреца-императора, стал отцом-основателем «Системы дарования силы» ( 禪讓制 ), отрекшись от своего трона и даровав императорскую власть Шуню ( 舜 ) вместо своих собственных детей. сделать Шуня императором Шуном ( 帝舜 ), действие, которое конфуцианство оценивало как «дарование силы» на протяжении нескольких тысяч лет. Доброжелательность и трудолюбие императора Яо послужили образцом для будущих китайских монархов и императоров.
Во времена династии Чжоу Дубо ( 杜伯 ), потомок императора Яо в 51-м поколении, монарха Королевства Танду и маркиза по наследству, увещевал тогдашнего короля Чжоу Сюаня и был убит королем Чжоу Сюанем. Впоследствии его семья покинула Королевство Чжоу и перебралась в другие королевства. Шихуэй ( 士會 ), потомок Дубо, позже стал великим маршалом и управлял королевством Цзинь (см. Династия Цзинь ). Шихуэй — первый человек, у которого «Фан» (范 фамилия ). Король династии Цзинь дал ему имя Фань на территории Фань (сегодня в провинции Хэнань), и его называли Фань Уцзы ( 范武子 , 660–583 до н.э., с тех пор см. Клан Фань ). Оттуда Семья Фань стала одной из самых выдающихся правящих семей династии Цзинь и самой могущественной из шести контролирующих семей династии Цзинь в конце весеннего и осеннего периода .
Среди известных предков Фань Чжунъяня — Фань Ли , выдающийся бизнесмен периода весны и осени , канцлер королевства Ци, выдающийся государственный деятель, военный стратег и отец-основатель китайского коммерческого бизнеса, которому поклоняются как «Богу». процветания» (или Кайшен ) китайцев. Фань Ли был любовником и мужем Си Ши , первой из знаменитых четырех красавиц древнего Китая и считался самой красивой китаянкой всех времен. Среди других предков Фань Чжунъяня - Фань Цзюй ( 范雎 , ум. 255 г. до н.э.), могущественный канцлер династии Цинь . Фань Чжунъянь также является потомком Фань Любина ( 范履冰 ), Великого канцлера (см. Великий советник ) династии Тан . Все близкие предки Фань Чжунъяня служили чиновниками в имперских правительствах. Его дедушка Фань Заньши ( 范贊時 ) сдал императорский экзамен в девять лет как вундеркинд.
Все четыре сына Фань Чжунъяня служили чиновниками в императорском правительстве династии Сун, а двое из них Фань Чуньжэнь и Фань Чуньли также стали канцлерами Китая. Среди Фань Чжунъяня и его сыновей, а также семей, состоящих в браке с семьей Фань Чжунъяня, всего было восемь канцлеров, что указывает на мощное влияние семьи Фань Чжунъянь на династию Сун в то время.
- Фань Мэнли Фань Мэнлин : прадед Фань Чжунъяня, удостоенный титула герцога Сюй Сюй Гогуна. посмертно
- Фань Цзаньши : дедушка Фань Чжунъяня, удостоенный титулов герцога Цао и герцога Тан. посмертно
- Фань Юн : отец Фань Чжуняня, удостоенный титулов герцога Су и герцога Чжоу. посмертно
Среди ныне живущих потомков Фань Чжунъяня - Фань Лэй , известный американский музыкант, в настоящее время преподающий в Центральной консерватории в Пекине , Китай .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фань Чжунъянь родился в округе У префектуры Су . Его отец Фань Юн служил государственным чиновником в разных местах и умер через год после рождения Фань Чжунъяня. Мать Фань Чжунъянь, госпожа Се, вернулась в префектуру Су и похоронила своего мужа на родовом могильнике клана Фань, на горе Тяньпин. Два года спустя из-за бедности госпожа Се снова вышла замуж за Чжу Вэньханя ( 朱文翰 ), правительственного чиновника округа Ву. Имя Фань Чжунъянь впоследствии было изменено на Чжу Юэ ( 朱說 ). Фань Чжунъянь вместе с отчимом Чжу и матерью госпожой Се переехал в разные места, где Чжу занимал государственные посты. Всегда чувствуя благодарность за доброту отчима Чжу, Фань пытался отплатить семье Чжу после того, как добился успеха.
В детстве Фань Чжунъянь учился в резиденции храма Цзюцюань на горе Чанбайшань. Говорят, что он жил в трудностях, каждый день получая мало еды, но упорно продолжал учиться. Он прочитал почти все доступные ему книги.
Случайно узнав в молодости о своем происхождении из семьи Фань, Фань Чжунъянь попрощался со своей матерью, леди Се. Он путешествовал далеко до нынешней провинции Шэньси и подружился с даосскими священниками Чжоу Дебао, Цюй Инъюанем и другими интеллектуалами, такими как Ван Чжу. Этот опыт расширил взгляды Фана на мир. В 1011 году Фань начал учиться в Институте Интянь ( 應天書院 , в сегодняшней провинции Хэнань , главе Большой четверки институтов ( 四大書院 , похоже на сегодняшнюю большую четверку университетов). Он вел аскетический образ жизни и усердно учился. За несколько лет он освоил разные классические произведения и утвердился в своем стремлении стать щедрым и ответственным чиновником.
В 1015 году он успешно сдал императорский экзамен и стал дзинши , после чего вернулся к использованию фамилии Фань и снова принял свою мать, чтобы обеспечить ее.
Ранняя карьера
[ редактировать ]
В 1020-х годах Фань занимал различные региональные должности, в том числе магистратом армии Цзицина (в современном Бочжоу, Аньхой ) и инспектором соляного склада в Тайчжоу. Затем он стал окружным судьей округа Синхуа (в современном прибрежном Цзянсу), где вместе со своим коллегой и другом Тэн Цзунляном он участвовал в ряде работ по строительству дамб в прибрежных округах. Вскоре после завершения этого проекта мать Фана умерла, и он оставил свой пост из-за сыновнего траура .
В 1030-х годах Фань занимал пост префекта Кайфэна . молодого Оуян Сю Находясь там, он взял в ученики ; партнерство, которое станет очень важным десятилетие спустя. Однако после критики главного советника штата Сун, когда он представил предложение о реформировании критериев, используемых при продвижении по службе и понижении в должности чиновников, он был понижен в должности до регионального правительства.
В 1038 году, столкнувшись с восстанием Ли Юаньхао , суд отправил Фаня вместе с Хань Ци в Шэньси для проверки обороны; они оказали эффективную поддержку, чтобы положить конец восстанию. Фань был отозван в 1040 году, когда Ляо и Западная Ся снова угрожали границам Сун с севера. Фань, который долгое время выступал за сильную оборону, был возвращен, чтобы разработать ответ на северную угрозу. [3]
Реформы Цинли
[ редактировать ]После того, как династия Сун предоставила Западной Ся контрибуции, аналогичные тем, которые были предоставлены династии Ляо по Чаньюаньскому договору , Фань вместе с другими защитниками конфуцианских идеалов добивался реформы при дворе. Он представил предложение из десяти пунктов, охватывающее различные аспекты государственного управления, включая реформу системы набора кадров, повышение заработной платы мелким местным чиновникам для предотвращения коррупции, [4] и более широкие программы спонсорства, чтобы гарантировать, что чиновники будут набираться в большей степени на основе заслуг. Однако многие из реформ, которые он представил, встретили сопротивление со стороны министров-консерваторов, которые считали, что система не нуждается в радикальных изменениях (и которые чувствовали угрозу в перспективе перемен в середине своей карьеры в качестве государственных бюрократов). Император отменил реформы в 1045 году. [5] после того, как Фань и его друг и коллега Оуян Сю были обвинены в создании фракции, которая по определению считалась подрывной. [6] Фань Чжунъянь был назначен префектом Дэнчжоу ; там он основал влиятельную Академию Хуачжоу . [7] Тем не менее, его идеалистический подход к управлению вдохновлял других, таких как более поздний канцлер Ван Аньши .
Образовательные реформы
[ редактировать ]Фан также начал образовательные реформы в 1040-х годах. В начале эпохи Северной Сун школы префектур игнорировались государством и были предоставлены на произвол богатых покровителей, которые предоставляли частное финансирование. [8] Будучи канцлером, Фань Чжунъянь издал указ, который предоставил государственное и частное финансирование для восстановления и восстановления всех школ префектуры, которые вышли из употребления и заброшены со времен Пяти династий и Десяти королевств (907-960). [9] Фань попытался восстановить все школы уездного уровня таким же образом, но не указал, где будут официально получены средства для этих усилий, и указ не был воспринят всерьез до тех пор, пока более поздний император Сун Хуэйцзун не резко расширил школьную систему уездного уровня. . [10] Тенденция Фаня к государственному финансированию образования привела в движение движение государственных школ, которое затмило частные академии, которое официально не было отменено до императора Лицзуна из Сун в середине 13 века. [11]
Литературные произведения
[ редактировать ]
Самое известное литературное произведение Фань Чжунъяня — «О башне Юэян» (1046 г.). Описательное прозаическое произведение было написано по приглашению Дэна Цзунляна, который в то время был местным префектом и перестроил знаменитую древнюю башню. Юэян Лу , городские ворота на берегу озера Дунтин , были известны как одна из трех великих башен Южного Китая из-за их связи с известными литературными произведениями (остальные - Башня желтого журавля и павильон принца Тэна ).
Эта пьеса была написана в Академии Хуачжоу в Наньяне , а не в Башне Юэян. [12] В нем содержится очень известная строка о роли ученых-чиновников в Китае, которая описывает их идеальное состояние ума: они были «первыми, кто беспокоился о заботах Поднебесной , и последними, кто наслаждался ее радостями». [1] « Сначала беспокойтесь, когда мир обеспокоен, а затем будьте счастливы, когда мир счастлив ». [13] [14] [15] Эти строки суммируют идеализированное представление ученого-чиновника о самоотречении и преданном служении. [1]
寧鳴而死,不默而生 ; «Лучше протестовать и умереть», «чем молчать и жить» — также знаменитая его цитата. Эта цитата взята из Лин У Фу 《 靈烏賦 》 в 1036 году и написана в ответ на совет друга Мэй Яочэня ( 梅堯臣 ). Мэй пытался убедить Фана перестать так сильно беспокоиться о других и начать заботиться о своей карьере и жизни. В ответ Фань рассказал басню о птице-призраке, используя эту метафору, чтобы выразить свои стремления. Он воплощает в себе моральную целостность, здравую совесть и ответственность за других, требуемые от ученого-чиновника, и называется «Моральная ответственность интеллектуалов». [13] [16] [17]
Фань Чжунъянь был известен своей поэзией ци . Среди наиболее известных — Су Му Чжэ ( 蘇幕遮 ) (написанный в первую очередь для передачи тоски по дому) и Юй Цзя Ао ( 漁家傲 ). Вместе с Су Ши считался одним из основателей школы хаофан ( 豪放 ) ци .
Под мелодию «Показанное занавесом Су» - Ностальгия [18] [19] [20] [21]
Небо голубое, листья на земле желтые, краски осенние волнами, а волны зеленые от холодного дыма. | Облака окутывают изумрудное небо, листья усыпаны желтой краской, волны поднимаются в осенний оттенок и сливаются с холодным и зеленым туманом на виду. |
—Перевод Сюй Юаньчуна |
Семья
[ редактировать ]У Фань Чжунъяня и его жены из клана Пэн ( 彭氏 ) было четверо сыновей, все из которых также вошли в правительство:
- Фань Чунью ( Fan Chunyou , 1024-1063)
- Фань Чунжэнь ( 范纯仁 ратифицирован как герцог Чжунсюань ( 忠宣公). , 1027—1101), канцлер династии Сун, видный член консервативной фракции во время реформ Ван Аньши, посмертно
- Фань Чуньли ( 范纯利 признан герцогом Гунсянь ( 恭獻公). , 1031–1106), канцлер династии Сун, посмертно
- Фан Чуньцуй ( Fan Chuncui , 1046-1117)
Потомки зарубежных ветвей
[ редактировать ]
У Фань Чжунъяня было много потомков. Согласно « Книге генеалогии клана Фань Гаопин» ( 高平范氏族谱 ), его девятым потомком является Фань Фачуань ( 范法传 ), который жил в Мэйсянь в провинции Гуандун и действительно интегрировался в китайское общество хакка.
Фань Далянь ( 范达亮 ), 12-й потомок Фань Фачуаня и 21-й потомок Фань Чжунъяня, который мигрировал в Наньян или Юго-Восточную Азию и прибыл в 1879 году в Чиребон, Западная Ява, Индонезия, когда ему было 18 лет. Фань Далян имел другое написание имени в Индонезии, потому что находился под влиянием по написанию голландского языка: «Хоан Тат Лян» или «Хоан Тат Лионг». Второе имя Фань Даляня — Хоан Тдже Хуан ( 范之皇 ) — он занимается изготовлением клеер, владельцем швейного бизнеса и владельцем магазина тканей. У Хоан Тат Ляна было семеро детей от брака с суданскими женщинами по имени Аренгси или Ньяи Хоан Тат Лян.
Сыновья:
- Фань Бинхэ ( 方炳和 ) или Хоан Пианг Хо замужем за Боэн Их Нио ( 文蒯婷 )
- Фань Линьхэ ( 方麟和 ) или Хоан Линь Хо женат на Джао Джен Мой ( 姚元梅 ) и Ои Роэ Нио ( 黄如素 )
- Фан Хунхэ ( Fan Honghe ) или Хоан Фун Хо женат на Оэй Хап Нио ( 黄合尼 )
Дочери:
- Фан Цайнян ( Fan Cainiang ) или Хоан Тджай Нио замужем за Кан Боэн Хи ( 江文琦 )
- Фань Цайфэн ( Fan Caifeng ) или Хоан Тджай Хенг женился на клане Тджонг ( 蒋家 )
- Фань Кайдинг ( 萱丁 ) или Хоан Тджай Тин женат на Ло Клане ( 罗士 )
- Фан Кайлай ( 范彩来 ) или Хоан Тджай Лой замужем за Син Кенгом ( 郑承庆 ), сыном китайского лейтенанта Тжиау Йонг те Черибон
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Сосны, Юрий (2012). Вечная империя: политическая культура Древнего Китая и ее имперское наследие . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 76. ИСБН 9780691134956 .
- ^ «Фань Чжунъянь | Династия Сун, неоконфуцианство, реформы | Британника» . www.britanica.com . 05.09.2023 . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Моте (1999) , с. 123.
- ^ Моте (1999) , с. 137.
- ^ Моте (1999) , с. 124.
- ^ Моте (1999) , с. 136.
- ^ Сыма, Имин (18 ноября 2022 г.). «Фань Чжунъянь и Линь Бу: Нерассказанные истории» . Информационное бюро народного правительства провинции Чжэцзян . Архивировано из оригинала 17 января 2024 г.
- ^ Юань (1994) , с. 196.
- ^ Юань (1994) , с. 197.
- ^ Юань (1994) , стр. 198–199.
- ^ Юань (1994) , стр. 200–201.
- ^ Ли, Цзун (27 декабря 2014 г.). People « О башне Юэян» написано здесь]. 's Daily Overseas Edition (на китайском языке). Архивировано из оригинала 17 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Фань Чжунъянь – культура Китая» . History.cultural-china.com . Архивировано из оригинала 21 января 2012 г. Проверено 19 июля 2011 г.
- ^ 11 переводов «Сначала волнуйтесь, когда мир волнуется, и будьте счастливы, когда мир будет счастлив позже» - Hujiang Interpretation Channel . tr.hjenglish.com . Архивировано из оригинала 26 апреля 2017 года . Проверено 19 июля 2011 г.
- ^ «Фань Чжунъянь» . cctv.com . 4 июня 2004 г.
- ^ Фань Чжунъянь в китайской Википедии
- ^ «Фань Чжунъянь» . Silkqin.com .
- ^ Ван, Пин (июнь 2012 г.). «Прочная печаль: эмоции китайских литераторов в их путешествиях». Литература и эстетика . 22 (1): 234.
- ^ Гу, Вейли (2022). Общее введение в китайскую культуру . Перевод Лисиня, Сан. Американская академическая пресса. п. 220. ИСБН 9781631815379 .
- ^ Венпэн, Т.а. О.; Сюэпэй, Чжао (01 января 2010 г.). «О театральности ци-поэзии в династиях Тан и Сун» . Границы литературоведения в Китае . 4 (4): 578–601. дои : 10.1007/s11702-010-0112-8 . ISSN 1673-7423 .
- ^ Сюй, Юаньчун (2009). Избранные стихи Су Ши - Библиотека китайской классики (на китайском и английском языках) . Хунань Пипл Пресс. ISBN 9787543850002 .
См. также
[ редактировать ]- Ци (стихи)
- Песенная поэзия
- История династии Сун
- Культура династии Сун
- Великий канцлер (Китай)
- Патрик Генри
Ссылки
[ редактировать ]- Эбри; Уолтхолл; Пале (2006). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Бостон: Компания Houghton Mifflin. ISBN 9780618133840 .
- Моте, ФРВ (1999). Императорский Китай: 900-1800 гг . Издательство Гарвардского университета . стр. 124, 136–138.
- Юань, Чжэн (лето 1994 г.). «Местные государственные школы в Сунском Китае: переоценка». История образования ежеквартально . 34 (2): 193–213. дои : 10.2307/369121 . JSTOR 369121 .
- Токтоа . История песни . том. 314 (Фань Чжунъянь) .
- В Юэяне прошла VI Китайская международная научная конференция Фань Чжунъянь. . media.people.com.cn .
- Книга генеалогии фан-клана Гаопин ( Генеалогия фан-клана Гаопин )
Внешние ссылки
[ редактировать ]