Яочжоуваре

Посуда Яочжоу ( китайский : 耀州窯 ; пиньинь : Yàozhōu yáo ; Уэйд-Джайлс : Яо-чоу яо ) — это разновидность селадона или зеленой посуды в китайской керамике , которая достигла своего расцвета во времена династии Северная Сун . Это самый крупный и, как правило, лучший из товаров в группе изделий из северного селадона . [1] Он особенно известен богатыми эффектами, достигаемыми декором мелкой резьбы под зеленой селадоновой глазурью , которая погружается в углубления резьбы, создавая контрасты светлых и темных оттенков. [2]
Хотя «термин Северный селадон всегда считался расплывчатым и неудовлетворительным», [3] и место печи Яочжоу было известно в течение долгого времени, некоторые ученые считали, что более широкий термин сохраняет свою полезность в качестве общей категории, а также из-за сложности отличить изделия Яочжоу от товаров из других мест. [4] Наиболее важные из них находятся в Линьру и Баофэне в провинции Хэнань . [5] но их качество считается уступающим Яочжоу, хотя корпуса чрезвычайно похожи, а диапазон цветов глазури перекрывается. «Продукты отличаются лишь очень небольшими техническими различиями в резных изделиях и стилем в формованных изделиях». [6]
Характеристики
[ редактировать ]

Яочжоу и другие северные селадоны имеют глиняное тело, которое при обжиге приобретает светло-серый цвет под глазурью. [7] и «от желтоватого до оливково-коричневого цвета на открытых участках». [8] Глазурь прозрачна, по крайней мере, до более поздних образцов, и ей не хватает опалесценции, которую селадон Лунцюань получал от миллионов крошечных пузырьков газа, попавших в глазурь, а также серых и синих оттенков, которых мог достичь зеленый цвет южных изделий. [9] Вместо этого цвет «имеет тенденцию к желтоватым или грязно-коричневым тонам», как правило, там, где восстановительная атмосфера недостаточно сильна. [10]
По западным меркам изделия обжигаются до керамики , хотя по-китайски это слово называется «сильно обожженным», что часто переводится как фарфор . Как и другим селадонам, цвет глазури придает оксид железа, обожженный в восстановительной атмосфере. Печи , и до топились углем последних лет сагары . использовались [11] характерный северный тип печи «подковообразной формы», или печи маньтоу Использовался , названной в честь китайской булочки, на которую она похожа по форме; один из группы, раскопанной в Яочжоу, необычайно хорошо сохранился, что позволяет строить точные планы. [12] Ближе к концу, после того как сагары были оставлены, в центре сосудов осталось кольцо неглазурованное, что предотвращало слипание кусков, сложенных прямо в стопки, но портило их внешний вид. [13]
Чаши — самая распространенная форма, но существует множество других, включая подушки, вазы и кувшины, а также фигурки людей и животных. Формы элегантны и в ранних изделиях обычно не украшались. Затем была введена неглубокая резьба, выполняемая, вероятно, заостренным куском бамбука , а также надрезание и начесывание более мелких деталей. [14]
Примерно в конце Северной песни, [15] печи вслед за посудой Дин начали использовать формы для «печатного» украшения внутренней части относительно плоских форм, таких как чаши, и было раскопано множество полных форм. Формы стали нормой для этих форм и изготавливались с использованием поворотного стола и биты или весла, чтобы втиснуть глину в конструкцию. [16] В отличие от посуды Дин, где появление форм добавило множество новых мотивов, [17] Лепные узоры Северного селадона в целом были похожи на резные, но имели тенденцию быть более сложными. [18] Различить эти две техники может быть сложно, но один из них - это маленькие прожилки на листьях, которые в резных экземплярах очень часто представляют собой параллельные линии, сделанные гребнем, которые иногда выходят за край листа, но в формованных изделиях их углы варьируются. и ширину и аккуратно заключены в контур листа (проиллюстрированы контрастные примеры). [19] Как правило, предпочтительнее резная техника, поскольку формованные конструкции имеют тенденцию быть «многолюдными и статичными». [20]
Для вертикальных форм, таких как вазы и кувшины, был разработан стиль резьбы цветочных узоров с более глубоким рельефом; эти предметы могут быть известны как изделия Донг , хотя этот термин «не имеет археологического обоснования». [21] Более глубокий рельеф обеспечивает такой же уровень контраста в дизайне, как и эффект объединения на плоских поверхностях.
История
[ редактировать ]
Комплекс печей Яочжоу , расположенный в Хуанбаочжэне недалеко от Тунчуаня , Шэньси , начал производство во времена династии Тан , когда он отличался трехцветной санцай глиняной посудой . [22] но производил также черные изделия и другие виды. [23] Печь находилась примерно в 70 милях от Чанъаня (современный Сиань ), столицы Тан до 904 года. Хотя и значительно дальше от Кайфэна , который стал столицей Сун в 960 году, [24] Яочжоу выиграл от этого шага, поскольку предыдущая основная высококачественная посуда Юэ из селадона с юга пришла в упадок. [25] Посуда Яочжоу находилась под значительным влиянием посуды Юэ, хотя зеленый цвет был темнее, а узоры обычно вырезались, а затем формовались, а не вырезались, как на посуде Юэ. [26]
В конце Северной Сун в 1125 году остатки императорского двора бежали на юг, и столица Южной Сун была основана в Ханчжоу . Близлежащие печи для обжига селадона в Лунцюане стали основным производителем селадона, а Яочжоу и другие северные селадоны соответственно снизились как по количеству, так и по качеству, хотя селадоны продолжали производиться в Яочжоу до династии Юань . [27]
После падения Северной Сун самим Яочжоу правила вторгшаяся династия Цзинь (1115–1234) . Именно в это время поэт Лу Ю (1125–1209), беженец с севера в детстве, писал, что зелень Яочжоу «чрезвычайно груба и используется только в ресторанах, потому что она долговечна». [28] Так было не всегда; в период с 1078 по 1106 год есть записи о том, как Яочжоу преподносил товары двору Северной Сун, возможно, заполняя пробел в выборе императорских товаров, поскольку изделия Дин начали приходить в упадок, а изделия Ру не были развиты. [29]
Изделия из Яочжоу, похоже, не экспортировались в больших количествах, в отличие от некоторых современных и более ранних товаров, но некоторые фрагменты были найдены в Индонезии и Вьетнаме . [30] Фрагменты также были найдены в Альхаферии , исламском дворце 11-го века на юге Испании. [31] Кусочки северного селадона были раскопаны в корейских гробницах, но в Японии их не нашли. Находки были сделаны вдоль Шелкового пути , а также в исламских столицах Фустате недалеко от Каира и Самарры в Ираке . [32]
- Статуэтка льва, Яочжоу, Северная Сун
- Чаша с резным узором, Северная Песня.
- Курильница , 11 век, Хэнань
- Резная глиняная форма, ок. 1065-1127
- Коробка, украшенная резными цветами пионов.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Роусон, 365
- ^ Краль
- ^ Гомпертц, 98
- ^ Гомпертц, 103–106.
- ^ Роусон, 369; Краль
- ^ Медли, 115, цитируется; Гомпертц, 103–106; Вайнкера, 112
- ^ Вайнкер, 112; Медли, 115
- ^ Краль
- ^ Краль; Вайнкер, 112 лет; Медли, 115
- ^ Медли, 115
- ^ Медли, 117
- ^ Медли, 117–118.
- ^ Медли, 117; Осборн, 187 лет; Медли, 115
- ^ Крал, Осборн, 187; Медли, 115
- ^ Вайнкер, 114; Медли, 116
- ^ Крал, Осборн, 187; Медли, 115
- ^ Медли, 114
- ^ Медли, 116
- ^ Ко
- ^ Вайнкер, 113
- ^ Краль
- ^ Роусон, 231; Гомпертц, 104 года; Карта раскопок в Хуанбаочжене [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Вайнкер, 112
- ↑ Кайфэн также был столицей местных государств Пяти династий : как и Бянь, он был столицей Позднего Цзинь (936–946), Позднего Хань (947–950) и Позднего Чжоу (951–960) Пяти династий . Период династий и десяти королевств .
- ^ Ютака Мино, «Изделия Юэ», раздел «Китай, §VIII, 3: Керамика: историческое развитие», Oxford Art Online ; Роусон, 369
- ^ Гомпертц, 106–107; Вайнкер, 112 лет; но см. Медли, 115–116.
- ^ Роусон, 369; Гомпертц, 125 лет; Валенштейн, 95
- ^ Цитируется по Вайнкеру, 112.
- ^ Вайнкер, 112
- ^ Ко
- ^ Археологическая статья на испанском языке , 2003, с. 262
- ^ Гомпертц, 125
Ссылки
[ редактировать ]
- Гомпертц, GSt.GM, Китайские изделия из селадона , 1980 (2-е изд.), Faber & Faber, ISBN 0571180035
- Ко, Северная Каролина, Koh Antiques, Сингапур, « Yaozhou Greenware (Селадон) 耀州窑 »
- Крал, Регина, Oxford Art Online , «Яочжоу и сопутствующие товары: северные селадоны», раздел «Китай, §VIII, 3: Керамика: историческое развитие»
- Медли, Маргарет, Китайский гончар: Практическая история китайской керамики , 3-е издание, 1989 г., Phaidon, ISBN 071482593X
- Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 г. (2-е изд.), British Museum Press, ISBN 9780714124469
- Вайнкер, С.Дж., Китайская керамика и фарфор , 1991, British Museum Press, 9780714114705.
- Валенштейн, С. (1998). Справочник по китайской керамике , Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ISBN 9780870995149