Ван Дун (философ)

Ван Дун (王通; 584–617), стильное имя Чжунянь (仲淹), посмертное имя Мастер Вэньчжун (文中子), был китайским философом и политиком во времена династии Суй.
Жизнь
[ редактировать ]Ван Дун родился в уезде Лунмэнь (современный поселок Тунхуа уезда Ваньжун , Шаньси ) в 587 году. провинция [1]
Ван Дун был отличным учеником и в некотором смысле вундеркиндом. Легенда гласит, что он начал преподавать в возрасте 15 лет. В 602 году он получил политический пост и был назначен секретарем Шучжоу. [2] В 603 году он представил памятник императору Вэню династии Суй под названием «План из 12 пунктов великого мира». [3] выступает за пересмотр политической системы. Когда его предложения были отклонены, Ван Дун потерял доверие к суду Суй и оставил свой пост. Покинув Чанъань , он удалился в область Хэфэнь и полностью посвятил себя преподаванию. За это время он также написал множество работ по конфуцианской философии. Его самая известная (и единственная сохранившаяся) работа — философский трактат «Чжуншо» (中说), [4] который, как говорят, был составлен его сыновьями вскоре после его смерти (хотя обстоятельства составления « Чжуншо» до сих пор остаются предметом научных споров). [5]
Чжуншо периодов стремился возродить конфуцианскую мысль после беспорядков Шестнадцати королевств , а также Северной и Южной династий . Работа была намеренно написана в том же стиле, что и «Аналитики» , и столь же обширна, как и оригинал. Здесь обсуждается множество тем: от идей об образовании и нравственном совершенствовании до того, чему конфуцианство может научиться у конкурирующих школ даосизма и буддизма . Своей работой и своим учением Ван Дун стремился возродить конфуцианство до династии Цинь , а не то, что он считал извращенным конфуцианством династии Хань . [6]
Ван Дун — дедушка Ван Бо , известного поэта и одного из четырех образцов раннего Тан .
Влияние
[ редактировать ]
Ван Дун — противоречивая фигура в конфуцианстве . В течение своей жизни, а также в период сразу после нее, суды Суй и раннего Тан считали Ван Дуна вопиюще «не идущим в ногу с преобладающей конфуцианской идеологией», при этом некоторые ученые предполагали, что это официальное пренебрежение привело к тому, что он не был включен в список. в Книге Суи . [7] Многие более поздние конфуцианцы также обиделись на предполагаемое высокомерие Ван Дуна, который подражал стилю письма « Аналектов» и вел себя так, как будто он был равен самому Конфуцию. Позже недоброжелатели династии Цин подвергли сомнению само его существование, указав на его молодость и различные несоответствия в датировках. Сегодня среди западных и китайских ученых существует широкий консенсус в отношении того, что Ван Дун был настоящим конфуцианским учителем династии Суй, хотя остаются некоторые споры о том, как был составлен «Чжуншо» . [8]
Несмотря на разногласия, «Чжуншо » Ван Дуна , несомненно, является чрезвычайно важным трудом в конфуцианском каноне, и его идеи окажутся очень влиятельными для многих более поздних конфуцианцев. Говорят, что новаторские идеи Вана оживили конфуцианство после потрясений двух предыдущих столетий. Говорят, что его работы по политической философии и отношениям хозяина и субъекта оказали влияние во время ранней династии Тан , особенно в эпоху Чжэнгуань (貞觀之治) Тан Тайцзуна (знаменитая золотая эра в истории Китая). Философ династии Сун Чэн И сказал, что Ван Дун превзошел по заслугам знаменитого династии Хань конфуцианца Ян Сюна . Позже выдающийся династии Мин конфуцианец Ван Янмин похвалил Ван Дуна в своих «Инструкциях по практической жизни». [9] и защищал свое подражание конфуцианской классике , говоря, что «Мастер Вэньчжун был достойным ученым» и что знаменитый неоконфуцианец Хань Юй «значительно уступал Мастеру Вэньчжуну». [10]
Несмотря на то, что в наше время исследования Ван Дуна все еще плохо изучены, они набирают обороты после возрождения интереса к конфуцианству, последовавшего за китайской экономической реформой конца 1970-х годов. [11]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Еженедельник Народной политической консультативной конференции по культуре: Ценность Ван Дуна - Предисловие к «Истории деревни Тунхуа, уезд Ваньжун, Шаньси»
- ^ Еженедельник Народной политической консультативной конференции по культуре: Ценность Ван Дуна - Предисловие к «Истории деревни Тунхуа, уезд Ваньжун, Шаньси»
- ^ «Двенадцать стратегий мира»
- ^ Объяснение среднего значения (中说)
- ^ Уорнер, Дин Син (2001). «Ван Дун и компиляция Чжуншо: новая оценка исходных материалов и спорных моментов». Журнал Американского восточного общества . 121 (3): 370–390. дои : 10.2307/606668 . JSTOR 606668 .
- ^ Еженедельник Народной политической консультативной конференции по культуре: Ценность Ван Дуна - Предисловие к «Истории деревни Тунхуа, уезд Ваньжун, Шаньси»
- ^ Уорнер, Дин Син (2001). «Ван Дун и компиляция Чжуншо: новая оценка исходных материалов и спорных моментов». Журнал Американского восточного общества . 121 (3): 370–390. дои : 10.2307/606668 . JSTOR 606668 .
- ^ Уорнер, Дин Син (2001). «Ван Дун и компиляция Чжуншо: новая оценка исходных материалов и спорных моментов». Журнал Американского восточного общества . 121 (3): 370–390. дои : 10.2307/606668 . JSTOR 606668 .
- ^ Чуаньлисю, Чжуаньсилу
- ^ Айвенго, Филип (2009). Чтения школы неоконфуцианства Лу-Вана . Индианаполис: паб Hackett. Компания р. 149. ИСБН 978-0872209602 .
- ^ «Ван Дун Лунь» Инь Сели и «Вэнь Чжунци Као Лунь» Ли Сяочэна
Библиография
[ редактировать ]- Айвенго, Филип (2009). Чтения школы неоконфуцианства Лу-Вана . Индианаполис: паб Hackett. компании ISBN 978-0872209602 .
- Еженедельник Народной политической консультативной конференции по культуре: Ценность Ван Дуна - Предисловие к «Истории деревни Тунхуа, уезд Ваньжун, Шаньси»
- Уорнер, Дин Син (2001). «Ван Дун и компиляция Чжуншо: новая оценка исходных материалов и спорных моментов». Журнал Американского восточного общества . 121 (3): 370–390. дои : 10.2307/606668 . JSTOR 606668 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- В китайском Викиисточнике есть полный текст «Объяснения среднего» (中說).