Фанши
Часть серии о |
даосизм |
---|
Фанши ( китайский : 方士 ; пиньинь : fāngshì ; букв. «Мастер метода») были китайскими техническими специалистами, которые процветали с третьего века до нашей эры до пятого века нашей эры. Английские переводы фангши включают алхимика , астролога , прорицателя , экзорциста , геоманта , врача , мага , монаха , мистика , некроманта , оккультиста , оменолога , врача , физиогномиста , техника , технолога , тауматурга и волшебника .
Этимология
[ редактировать ]Китайское «направление; сторона; местность; место; регион; формула слово фанши 方士 сочетает в себе фан 方 ; (медицинское) предписание; рецепт; метод; путь» и ши 士 «ученый; интеллигенция; джентльмен; офицер; йомен ; солдат; обученный человек». в определенной области».
Во многих англоязычных текстах это слово транслитерируется как fangshi (в более старых текстах используется fangshih ), но некоторые переводят его буквально.
- «господа, владеющие волшебными рецептами» [1]
- "рецепт господа" [2]
- «мастера рецептов» [3]
- «ученый-направление», то есть тот, кто умеет интерпретировать предзнаменования по их ориентации» [4] [из гадания фэнцзяо «угол ветра» ниже]
- «Мастера эзотерики» [5]
- «джентльмен, владеющий техникой, техник» [6]
- «мастера рецептов и методов» [7]
- «мастера методов» [8]
- «мастера эзотерики» [9]
Китайский историк Юй Ин-ши заключает, что «в общем термин « фан-ши» можно перевести как «религиозные даосы» или «народные даосы», поскольку все подобные искусства позже были включены в даосскую религию. [10] Только в определенных случаях, в зависимости от контекста, этот термин следует переводить как «волшебники», «алхимики» или «бессмертники». « Фанши » — это неуловимый термин, который не поддается последовательному переводу». [11]
Существует общее мнение, что ши в фанши 方士 означает «мастер; джентльмен; обученный специалист» (ср. Даоши 道士 «даосский священник; прорицатель»), но существуют значительные разногласия относительно значения клыка .
Этимология слова «фанши» «подлежит различным интерпретациям», пишет ДеВоскин.
К концу Позднего Чжоу слово «клык» несколько раз встречается в двух новых биномах: фан-шу [ 方書 ] и фан-шуо [ 方說 ], буквально «книги клыков» и «теории клыков». . Слово «клык» в различных контекстах означало «эффективный», «формулярный», «параллельный», «коррелятивный», «сравнительный», «медицинский», «духовный» или «эзотерический». В архаические времена это слово также часто встречается в сложном слове ссу-фанг [ 四方 ], означающем четыре отдаленных области, и, следовательно, относится к людям, местам и культурам, удаленным от центрального двора. Каждое из этих значений потенциально является фактором этимологии термина». [12]
Харпер говорит: «Попытка ДеВоскина дать определение фан ши , которое допускает в свой анализ все возможные значения слова клык, делает этот термин бессмысленным».
Что бы ни означали клык или ши как отдельные слова в более ранний период, когда они объединялись в названия чудотворцев, собиравшихся при дворах Цинь и Хань, имя выражало какое-то существенное качество этих людей. Большинство значений клыка , которые, по утверждению ДеВоскина, «потенциально являются фактором этимологии термина», могут быть автоматически исключены, особенно ряд «параллельный, корреляционный, сравнительный». Анализируя термин «фан ши» , более ранние ученые сосредоточивали внимание в первую очередь на значении «метод» или «табличка, на которой записан метод, рецепт», и в этом случае фан ши означает «мастер, владеющий методами» или «мастер, владеющий рецептами». [13]
Основываясь на словах, которые ханьские тексты используют для описания оккультных практик, фангшу 方書 «книга рецептов; трактат об искусстве/навыках; сборник медицинских рецептов» и фангбан 方板 »табличка с рецептами; трактат об искусстве/навыках», заключает Харпер: «Обладание писаниями, содержащими оккультные знания, которые могли быть открыты избранным покровителям, было главной характеристикой всех, кто был известен как фан ши ».Описывая происхождение фангши , ДеВоскин предлагает «другую» этимологию.
Предшественники мысли и техники фан-ши можно сгруппировать в три отдельные области: астрология и календари; практики медиумов и колдовства; фармацевтическая и гигиеническая медицина. Практически все фан-ши, достаточно известные, чтобы их можно было включить в династические истории, специализировались только на одной из этих областей. Поскольку эти три области исторически не связаны, и типичный фан-ши не охватывает их всех, такая группировка предполагает, что здравый смысл названия фан-ши был в некоторой степени сродни слову «другие» и не был связан с каким-либо легко определяемым понятием. школа или традиция. [14]
Харпер также опровергает эту гипотезу, заключив: «Более разумное исследование не могло бы привести к такого рода доведению до абсурда ».
Подводя итог тому, как китайские авторы использовали слово фанши от Хань до династии Сун, Сивин перечисляет четыре общих критерия.
- Фан -ши обычно принадлежали к небольшой привилегированной части населения, которая могла читать книги и оставлять записи. Имеющиеся у нас сочинения, а не случайная выборка, имеют высокое литературное качество. Ранние истории о технических специалистах часто приводили в замешательство философов. Фан -ши обычно происходили из семьи, которая, как мы знаем, имела официальный статус, даже в те периоды, когда этот статус обычно передавался по наследству.
- Сам фан -ши обычно не занимал высоких чинов на регулярной государственной службе. Если и получал, то, как правило, получал нерегулярно, чаще всего как имперский жест. Того, кто достиг высокого поста благодаря традиционной карьере, хотя он мог обладать значительными механическими навыками, научными знаниями или мастерством в оккультизме, не часто называли фан-ши . ...
- Фан -ши не стремились к личным целям, которых знатные люди ожидали от себе подобных. Обычно он придерживался общепринятых моральных и политических взглядов, если мы можем полагаться на записи, но клеймо неуместного технического энтузиазма, пусть и слабое, обычно заметно. Тот, кто занимал видное положение ортодоксальности, независимо от технических знаний, не считался фан-ши .
- Фан -ши обладал способностями, редко встречающимися в ортодоксальных литераторах: предвидеть будущее, присваивать себе формирующие и преобразующие силы природных процессов ( цао хуа 造化 ) и так далее. В то же время описания его никогда не умаляют полной человечности, владения социальным Путем, более традиционным великим. [15]
История
[ редактировать ]Фанши впервые упоминаются в ранних китайских канонических «Двадцати четырех историях» : «Сыма Цянь » (ок. 91 г. до н.э.), «Шицзи 史記 Записки великого историка » Бань Гу (82 г. н.э.), «Ханьшу 漢書 Книга Хань» , «Книга Чэнь Шоу » ( 82 г. н.э.). 289 г. н.э.) Сангочжи 三國志 Записи о Трех Королевствах и Книга Фань Е (445 г. н.э.) Хоуханьшу 後漢書 Книга Поздней Хань . ДеВоскин [16] перевели биографии фанши из последних трех историй, но некоторые рецензенты [17] раскритиковал его за игнорирование французского перевода тех же биографий, сделанного Нго. [18]
Эти исторические тексты документально подтверждают, что в конце периода Воюющих царств (475–221 гг. До н.э.) фанши зародились в северном Китае и специализировались на сянь 仙 техниках «бессмертия; трансцендентности» . Во времена династий Цинь (221–206 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) фанши покровительствовали императоры, искавшие эликсир бессмертия . К середине периода Шести династий (220–569 гг. Н. Э.) роль фанши снизилась, и их методы были адаптированы в даосскую религию и традиционную китайскую медицину .
Слово фанши впервые появляется в Фэншань шу 封禪書 «Трактат о жертвоприношениях Фэн и Шань» из «Записок великого историка». Этот контекст касается Цинь Шихуана (годы правления 221–210 до н.э.), первого императора Цинь, путешествующего и совершающего жертвоприношения в северо-восточных прибрежных государствах Ци 齊 и Янь 燕 (современные Шаньдун , Хэбэй и Ляонин ). В эпоху короля Вэя (годы правления 356–320 до н.э.) и короля Сюаня (годы правления 319–301 до н.э.) из Ци и короля Чжао (годы правления 311–279 до н.э.) из Яня Фанши утверждал, что изучал техники Цзоу Яня. , который систематизировал Инь-Ян и пять фаз .
Сун Уцзи, Чжэнбо Цяо, Чун Шан, Сяньмэнь Гао и Цзуй Хоу были людьми из Янь, которые практиковали магию и следовали путем бессмертных, отказываясь от своих смертных форм и превращаясь в духовных существ с помощью сверхъестественной помощи. Цзоу Янь завоевал известность среди феодалов своими теориями Инь и Ян и последовательности пяти элементов, но маги [ 方士 ], жившие на морском побережье Ци и Янь, хотя и утверждали, что передают его учение, не смогли чтобы понять их. Таким образом, с этого времени появилось множество людей, слишком многочисленных, чтобы их можно было перечислить, которые излагали всевозможные странные и фантастические теории и шли на все, чтобы льстить правителям того времени и снискать их расположение. [19]
Сравните перевод Уэлча: «Они практиковали Дао рецептов и бессмертия ( фан сянь тао [ 方僊道 ]). [2] Их тела были освобождены, растворены и трансформированы. служение призракам ( [ 鬼 ] ) и 神 ] ) . гуй полагались » Они на ( духам шэнь [ Бохайское море .
Со времен королей Вэй и Сюань Ци и короля Чжао Ян время от времени людей отправляли в море на поиски островов Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу. Это были три горы духов, которые должны были существовать в Бохайском заливе. Говорили, что они находились недалеко от земли людей, но трудность заключалась в том, что всякий раз, когда лодка собиралась коснуться их берегов, всегда поднимался ветер и угонял ее. В прошлом, говорили люди, были люди, которым удалось добраться до них и найти их населенными волшебными духами, обладавшими эликсиром бессмертия. Все растения, птицы и животные островов были белыми, а дворцы и ворота были сделаны из золота и серебра. Если смотреть издалека, три горы духов выглядели как облака, но когда одна из них приближалась, казалось, что они оказались под водой. В любом случае, как только кто-нибудь приближался к ним, внезапно поднимался ветер и уносил лодку, так что в конце концов никто уже не мог до них добраться. [19]
В «Шиджи» также записано, что император Цинь отправил фанши Сюй Фу 徐福 , чтобы получить эликсир жизни от сянь Аньци Шэна , который жил на горе Пэнлай в 219 г. до н.э., а затем послал Лу Шэн 盧生 «Учителя Лу» в 215 г. до н.э. Впоследствии император отправил фанши на острова духов еще три экспедиции , но ни одна из них не вернулась в Китай.
Ханьский император У (годы правления 141–87 до н.э.) щедро покровительствовал фанши , пишет ДеВоскин, «до такой степени, что практически любой, у кого была правдоподобная «тайная традиция», бросался в суд, чтобы получить свою награду». [20] Дядя и советник императора У Лю Ань (179–122 до н. э., составитель « Хуайнаньцзы ») собрал «несколько тысяч» фанши и составил их техники шэньсянь 神仙 «превосходства духа» и хуанбай 黃白 «алхимии». Два знаменитых фанши посоветовали императору Ву подражать практикам легендарного Желтого императора . Алхимик Ли Шаоцзюнь попытался воссоздать обряд Желтого императора по превращению киновари в золото. Архитектор Гонъюй Дай 公玉帶 утверждал, что владеет планом Желтого императора 12-этажного пятиугольного зала, который император У перестроил в 102 году до нашей эры.
Чиксентмихайи поясняет хронологическое развитие категории фанши , сравнивая ее место в этих ранних китайских историях. [21] В « Записках великого историка » «методы ( фан 方 ), используемые фанши, обычно касались демонов и духов: методы ухода от старости ( келао фан 却老方 ), методы с участием демонов и богов ( гуйшен фан 鬼神方 ) и методы для богов, монстров и аномалий ( шэнь гуай ци фан 神怪奇方 )». Глава Книги Поздней Хань, посвященная фанши , расширила эту категорию, включив в нее предзнаменования и предзнаменования, такие как фэнцзяо 風角 «углы ветра». « Хроники трех королевств» объединили ханьские исторические категории фанши 方士 и шушу 數術 «числа и искусства» (гадание и менология) в главу, посвященную фаншу 方術 «методы и искусства». «Таким образом, к фанши , первоначально знатокам духов, пришли покойный Хань, чтобы включить в себя вездесущих экспертов по обнаружению сдвигов в балансе мира природы».
方士 Фанши зародился на юге Китая. Грех наказывался недугами в глазах Небесных Владык. [22] Шанцин синкретизировал Небесных Мастеров с помощью фанши. [23] Буддизм, Фанши и Небесные Учителя были синхронизированы в Линбао. [24] Буддизм, Небесные Мастера и фанши внесли свой вклад в религиозный канон Линбао. [25] Прошения Небесных Мастеров к божествам были скопированы каноном Линбао, и обряды фанши также были скопированы ими. [26]
Техники
[ редактировать ]Фанши использовал множество техник, методов и практик. ДеВоскин перечисляет сорок два человека, упомянутых в исторических биографиях фанши . [27] Некоторые из них знакомы (например, Дуньцзя 遁甲 «Уклонение от стеблей; гадание по шестидесятилетнему циклу » и уи 巫醫 «Среднее исцеление; шаманская медицина»), тогда как другие малоизвестны. Например, ДеВоскин объясняет гадание фэнцзяо 風角 «Углы ветра».
Углы ветра (фэн-цзяо) . Ветер с восьми углов (четырех сторон и четырех углов) оценивается по его направлению, силе и другим качествам. ... Характер анализа еще предстоит определить, но некоторые источники связывают эту практику со знанием пяти тонов ( у-инь ), в частности со способностью слышать и различать звуки, которые не слышны большинству людей. [28]
Чиксентмихайи разъясняет Фэнцзяо . «Эта практика, которая, возможно, восходит к династии Шан, включает в себя использование температуры, силы и изменений направления сезонных ветров для определения локального увеличения и уменьшения Инь и Ян ци ». Списки Инькешань Хань , обнаруженные в 1972 году, содержат рукописи о фэнцзяо и найин 納音, «совпадающих звуках». [29]
Приводя примеры техник, названных туйбу 推步 « астрология » и тинчжуань 筳篿 « клеромантия », Харпер говорит, что в переводах ДеВоскина «изобилует неточностями».
Что должен подумать читатель, например, когда ДеВоскин переводит термин t'ui pu как «астральные влияния» и объясняет, что он относится к «проекциям, полученным при чтении неба» (стр. 23)? Более буквальный перевод слова t'ui pu будет звучать как «планирование шагов», и этот термин относится в первую очередь к определению путей Солнца, Луны и планет. Тин-цюань («бамбуковые скручиватели» в переводе ДеВоскина) определяется как «тип образования трещин», и ДеВоскин дает следующее более полное описание техники: «Эта техника является одним из многих подходов к считыванию трещин и изломов. Срезы бамбука ломаются, и образовавшиеся трещины читаются» (с. 27). Фактически, тин-цюань относится к форме гадания по жребию, похожей на гадание на стеблях тысячелистника, в котором фишки представляют собой кусочки сломанного бамбука или иногда веточки, сломанные растения. ДеВоскин, похоже, придумал собственное объяснение. Его краткие описания других техник столь же неинформативны или неточны. [30]
Некоторые фанши практики , такие как шефу 射覆 «прикрытие для стрельбы», были ближе к салонной магии, чем к эзотерическим техникам. ДеВоскин объясняет
Репертуар, благодаря которому фан-ши завоевали их покровительство, включал не только рассказывание историй, но и бойкие рассуждения по астрологии, оменологии и эзотерической философии, а также различные проявления магического искусства. В истории зафиксировано множество примеров игры-вызова фан-ши , ше-фу 射覆 , в которой такие мастера, как Дун-фан Шуо, Куан Лу 管輅 и Го Пу 郭璞 (276–324), угадывали личность спрятанные предметы перед сбором гостей ужина или скептически настроенных чиновников. [31]
Известный фанши
[ редактировать ]Многие известные «мастера метода» фанши считаются даосами.
- Сюй Фу 徐福 (эт. 219–210 до н. э.), посланный Цинь Ши Хуаном на поиски эликсира бессмертия.
- Луань Да 栾大 (ум. 112 г. до н. э.), заявлял, что знает секрет бессмертия.
- Ган Джиганджи (ок. 2 века н.э.), даосский священник
- Цзо Ци 左慈 (ок. III век н.э.), даосский мастер, учитель Гэ Сюань
- Гэ Сюань 葛玄 (164–244), даосский мастер, дедушка Гэ Хун.
- Гуань Лу Гуань Лу (209–256), известный прорицатель.
- Го Пу Го Пу (276–324), комментатор и автор
- Гэ Хун 葛洪 (283–343), даосский автор Баопузи .
- Старейшина Чжан Го 張果老 (ок. середина 8 века), один из Восьми Бессмертных.
- Чэнь Туань 陳摶 (ок. 920–989), даосский мастер, создатель Люхэбафа. кунгфу
Термин фанши иногда встречается в современном использовании. Например, Вонг [32] применяет традицию фанши для объяснения автора Лю Э 劉鶚 и его романа (1904 г.) « Путешествия Лао Цаня» .
Соединения
[ редактировать ]Традиция фанши имеет разнообразное происхождение и принадлежность. Впервые зафиксированные примерно в четвертом веке до нашей эры, фанши были связаны с астрологией, гаданием и ведением записей династии Чжоу. Во времена династий Цинь и Хань фанши разработало множество новых техник, которые постепенно были поглощены даосскими религиями (например, школой Шанцин ), даосскими движениями (например, «Путь пяти кусочков риса »), китайской алхимией (как внутренней Нэйдань , так и внешней Вайдань) . ), буддийская медитация и традиционная китайская медицина .
«Генеалогия фангши сложна », - пишет Робине. «Они восходят к архивариусам-прорицателям древности, одним из которых якобы был сам Лао-цзы; при Шане и Чжоу они были единственными, кто владел гаданием и письмом». [33] ДеВоскин описывает, как фанши объединили несколько древних китайских традиций.
Их практика гадания восходит к культуре костей оракула поздней династии Шан, процедурам использования стеблей тысячелистника династии Чжоу, а также астрологическим и календарным технологиям Чжоу. Эта историческая связь между практиками гадания, особенно календарного и астрологического типов, и ведением хроники событий отражается в выдающейся грамотности фан -ши и их склонности к написанию биографических, географических и других повествований. Их медицинская практика сочетает в себе элементы конфуцианской медицинской традиции ( дзю-и 儒醫 ) и популярных медицинских практик, во многом заимствованных из шаманских ритуалов. Поэтому они практиковали целый ряд методов лечения от иглоукалывания и фармакологии до заклинаний и талисманного экзорцизма. Их практики бессмертия включают в себя как алхимические ( вай-тан 外丹 ), так и гигиенические ( нэй-тан 內丹 ) техники, изложенные в даосской классике и развитые в зарождающихся религиозных даосских движениях. [31]
Даосские религии переняли многие техники фанши . Холмс Уэлч выдвинул гипотезу, что даосизм — это река, объединившая четыре потока философии, гигиены, алхимии и мифологии Пэнлай. Фанши связаны с двумя последними.
Вероятно, между 350 и 250 годами до нашей эры имена Лао-цзы, Чжуан-цзы и Лие-цзы стали ассоциироваться с тем, что мы будем называть «философским даосизмом»; их книги, в свою очередь, свидетельствовали о существовании «школы гигиены», культивировавшей долголетие посредством дыхательных упражнений и гимнастики; в начале того же периода теория Пяти Элементов была выдвинута Цоу Йеном, последователи которого, как полагают, начали исследования эликсира жизни; и, наконец, вдоль северо-восточных берегов Китая стали выходить корабли на поиски Островов Блаженных, надеясь вернуться с грибом, «предотвращающим смерть». [34]
Уэлч заключает, что фанши развил алхимию: «хотя Цоу Йен постепенно приобрел алхимический статус, сам он ничего не знал об этом искусстве. Вероятно, оно было разработано теми из его последователей, которые заинтересовались физическими экспериментами с пятью элементами. Первый эликсир, который они разработали, был киноварь, или сульфид ртути». [35]
Джозеф Нидэм проследил истоки даосизма в союзе между фанши , у 巫 «шаманами, врачами» и философами, такими как Лаоцзы и Чжуанцзы :
В основе древнего даосизма лежал элемент ремесла, поскольку и волшебники, и философы были убеждены, что важные и полезные вещи можно достичь, используя руки. Они не разделяли менталитет конфуцианского ученого-администратора, который восседал на вершине своего трибунала, издавал приказы и никогда не использовал свои руки, кроме как для чтения и письма. Вот почему так получилось, что где бы в древнем Китае ни появлялись ростки какой-либо естественной науки, там обязательно будут задействованы даосы. Фан ши 方士 , или «джентльмены, владеющие магическими рецептами», безусловно, были даосами и работали во всех сферах: в качестве звездных клерков и прогнозистов погоды, людей, знающих сельское хозяйство и сусло-хитростей, ирригаторов и строителей мостов, архитекторов и декораторы, но прежде всего алхимики. Действительно, начало всей алхимии лежит на них, если мы определяем ее, как и следовало бы, как комбинацию макробиотики и аурификации. [36]
Нидэм определил свои «тщательно выбранные» слова: макробиотика — «вера в то, что с помощью ботаники, зоологии, минералогии и алхимии можно приготовить лекарства или эликсиры, которые продлевают жизнь, давая долголетие ( шоу 壽 ) или бессмертие ( pu ssu 不死 )» и aurifaction «вера в то, что золото можно сделать из других совершенно разных веществ, особенно из неблагородных металлов».
Чиксентмихайи резюмирует даосизма и фанши связи :
«Методы» фанши можно рассматривать как предшественников организованных даосских практик на нескольких уровнях. В Хань концепция Дао служила объяснением эффективности множества вновь формирующихся дисциплин, и многие из этих дисциплин были прерогативой фанши . Это объясняет, почему термин даоши ( 道士 мастера Дао) уже начал заменять термин фанши ( 方士 ) в Ханьшу , что привело к постепенному затмению последнего термина. На более конкретном уровне многие конкретные техники трансценденции духа, медицины и алхимии, первоначально использовавшиеся фанши, нашли свое применение в более поздней даосской практике. [37]
Критика
[ редактировать ]Гу Юн 谷永 (ум. 8 г. до н.э.), министр ханьского императора Чэна , специалист по Ицзин , известен резкой критикой современных практик фанши :
Все те оккультисты, которые отворачиваются от правильного пути доброжелательности и правильного долга, которые не почитают образец Пяти Классиков, но полны утверждений о странном и чудесном, о духах и призраках, которые стоят в беспрекословной позиции. почитание жертвенных практик в каждом регионе,... которые говорят, что в этом мире можно найти бессмертных, и которые употребляют всевозможные лекарства долголетия, которые капризно отправляются в далекие поиски и путешествуют так высоко, что их тени отбрасываются вверх, ... кто освоил преобразование недрагоценного металла в золото, кто сделал едиными пять цветов и пять хранилищ внутри своих тел — эти оккультисты обманывают людей и вводят в заблуждение массы. [38]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Чиксентмихайи, Марк (2008). « Фанши 方士 » мастера методов ». В Фабрицио Прегадио (ред.). Энциклопедия даосизма . Рутледж. стр. 406–409.
- Доктора-прорицатели и маги Древнего Китая: биографии Фан-ши , перевод Девоскина, Кеннета Дж., Columbia University Press , 1983
- ДеВоскин, Кеннет Дж. (1986). « Фан-ши ». В Уильяме Х. Ниенхаузере (ред.). Индианский спутник традиционной китайской литературы . Том. 1. Издательство Университета Индианы. стр. 378–380 . ISBN 9780253329837 .
- Лагервей, Джон; Лю, Пэнчжи, ред. (2009). Ранняя китайская религия. Часть вторая: Период разделения (220–589 гг. н.э.) . Том. 1. БРИЛЛ. ISBN 9789004175853 .
- Сивин, Натан (1995). «VII - Даосизм и наука» (PDF) . Медицина, философия и религия в Древнем Китае: исследования и размышления . Вариорум. ISBN 9780860784937 .
- Уэлч, Холмс (1957). Даосизм: Разделение пути . Маяк Пресс.
Сноски
- ^ Нидхэм, Джозеф. 1956. Наука и цивилизация в Китае: Том 2, История научной мысли . Издательство Кембриджского университета. п. 134.
- ^ Перейти обратно: а б Уэлч 1957 , с. 96.
- ^ Харпер, Дональд (1986). «Обзор врачей, прорицателей и магов Древнего Китая: биографии Фан-Ши Кеннета Дж. ДеВоскина». Журнал Американского восточного общества 106.2 (1986), с. 394.
- ^ Уолтерс 1986:304. [ нужна полная цитата ]
- ^ Рот, Гарольд Д. 1991. «Психология и самосовершенствование в ранней даосской мысли», Гарвардский журнал азиатских исследований 51.2: 599–650. п. 604.
- ^ Сивин 1995 , с. 27.
- ^ Сакаде Ёсинобу. 2000. «Гадание как даосская практика», в «Справочнике даосизма» , изд. Ливия Кон, Brill Academic Publishers, 541–566. п. 545 .
- ^ Чиксентмихайи 2008 , с. 406.
- ^ Кампани, Роберт Форд. 2009. Создание трансцендентов: аскетика и социальная память в раннем средневековом Китае . Издательство Гавайского университета. п. 33 .
- ^ Ю, Ин-ши (1965), «Жизнь и бессмертие в сознании ханьского Китая», Гарвардский журнал азиатских исследований 25: 80–122. п. 105.
- ^ То, Хунг Тейк. 2010. «Заметки о самом раннем санскритском слове, известном в китайском языке» , Sino-Platonic Papers 201. стр. 4.
- ^ ДеВоскин 1983 , стр. 1–2.
- ^ Харпер, Дональд (1986). «Обзор врачей, прорицателей и магов Древнего Китая: биографии Фан-Ши Кеннета Дж. ДеВоскина». Журнал Американского восточного общества 106.2 (1986), с. 395.
- ^ ДеВоскин 1983 , с. 6.
- ^ Сивин 1995 , стр. 28–9.
- ^ ДеВоскин 1983 .
- ^ Например, Больц 1985 и Харпер 1986. [ нужна полная цитата ]
- ^ В 1976 году. [ нужна полная цитата ]
- ^ Перейти обратно: а б Тр. Уотсон, Бертон, тр. 1996. Записи великого историка . Издательство Колумбийского университета. п. 14.
- ^ ДеВоскин 1986 , с. 378.
- ^ Чиксентмихайи 2008 , стр. 407–8.
- ^ Лагервей и Лю 2009 , с. 39 .
- ^ Лагервей и Лю 2009 , с. 40 .
- ^ Лагервей и Лю 2009 , с. 41 .
- ^ Lagerwey & Lü 2009 , стр. 1280 .
- ^ Lagerwey & Lü 2009 , стр.1283 .
- ^ ДеВоскин 1983 , стр. 22–9.
- ^ ДеВоскин 1983 , с. 27.
- ^ Чиксентмихайи 2008 , с. 408.
- ^ Харпер, Дональд (1986). «Обзор врачей, прорицателей и магов Древнего Китая: биографии Фан-Ши Кеннета Дж. ДеВоскина». Журнал Американского восточного общества 106.2 (1986), с. 396.
- ^ Перейти обратно: а б ДеВоскин 1986 , с. 379.
- ^ Вонг, Тимоти К. 1992. «Лю Э в традиции Фан-ши », Журнал Американского восточного общества 112.2: 302–306.
- ^ Робинет Изабель и Филлис Брукс, тр. 1997. Даосизм: рост религии . Издательство Стэнфордского университета. п. 37.
- ^ Уэлч 1957 , стр. 89–90.
- ^ Уэлч 1957 , стр. 96–7.
- ^ Нидхэм, Джозеф. 2000. Наука и цивилизация в Китае: Том 6, Биология и биологические технологии; Часть 6. Медицина . Издательство Кембриджского университета. п. 58 .
- ^ Чиксентмихайи 2008 , стр. 408–9.
- ^ Лю Кван-цзин, «Социоэтика как православие», в книге Лю Кван-цзин, изд., Православие в позднем имперском Китае, Беркли, 1990, 53–100:59. Цитируя ДеВоскин 1983 , с. 38.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ДеВоскин, Кеннет Дж. 1981. «Справочник по жизни и обычаям Хань и шести династий Фан-ши », Бюллетень Общества изучения китайских религий , 79–105.
- Нго Ван Сюйет. 2002. Гадание, магия и политика в древнем Китае . Книжный магазин Ю-Фэн.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фан Ши , Обзор мировых религий