Jump to content

Фанши

Фанши ( китайский : 方士 ; пиньинь : fāngshì ; букв. «Мастер метода») были китайскими техническими специалистами, которые процветали с третьего века до нашей эры до пятого века нашей эры. Английские переводы фангши включают алхимика , астролога , прорицателя , экзорциста , геоманта , врача , мага , монаха , мистика , некроманта , оккультиста , оменолога , врача , физиогномиста , техника , технолога , тауматурга и волшебника .

Этимология

[ редактировать ]

Китайское «направление; сторона; местность; место; регион; формула слово фанши 方士 сочетает в себе фан ; (медицинское) предписание; рецепт; метод; путь» и ши «ученый; интеллигенция; джентльмен; офицер; йомен ; солдат; обученный человек». в определенной области».

Во многих англоязычных текстах это слово транслитерируется как fangshi (в более старых текстах используется fangshih ), но некоторые переводят его буквально.

  • «господа, владеющие волшебными рецептами» [1]
  • "рецепт господа" [2]
  • «мастера рецептов» [3]
  • «ученый-направление», то есть тот, кто умеет интерпретировать предзнаменования по их ориентации» [4] [из гадания фэнцзяо «угол ветра» ниже]
  • «Мастера эзотерики» [5]
  • «джентльмен, владеющий техникой, техник» [6]
  • «мастера рецептов и методов» [7]
  • «мастера методов» [8]
  • «мастера эзотерики» [9]

Китайский историк Юй Ин-ши заключает, что «в общем термин « фан-ши» можно перевести как «религиозные даосы» или «народные даосы», поскольку все подобные искусства позже были включены в даосскую религию. [10] Только в определенных случаях, в зависимости от контекста, этот термин следует переводить как «волшебники», «алхимики» или «бессмертники». « Фанши » — это неуловимый термин, который не поддается последовательному переводу». [11]

Существует общее мнение, что ши в фанши 方士 означает «мастер; джентльмен; обученный специалист» (ср. Даоши 道士 «даосский священник; прорицатель»), но существуют значительные разногласия относительно значения клыка .

Этимология слова «фанши» «подлежит различным интерпретациям», пишет ДеВоскин.

К концу Позднего Чжоу слово «клык» несколько раз встречается в двух новых биномах: фан-шу [ 方書 ] и фан-шуо [ 方說 ], буквально «книги клыков» и «теории клыков». . Слово «клык» в различных контекстах означало «эффективный», «формулярный», «параллельный», «коррелятивный», «сравнительный», «медицинский», «духовный» или «эзотерический». В архаические времена это слово также часто встречается в сложном слове ссу-фанг [ 四方 ], означающем четыре отдаленных области, и, следовательно, относится к людям, местам и культурам, удаленным от центрального двора. Каждое из этих значений потенциально является фактором этимологии термина». [12]

Харпер говорит: «Попытка ДеВоскина дать определение фан ши , которое допускает в свой анализ все возможные значения слова клык, делает этот термин бессмысленным».

Что бы ни означали клык или ши как отдельные слова в более ранний период, когда они объединялись в названия чудотворцев, собиравшихся при дворах Цинь и Хань, имя выражало какое-то существенное качество этих людей. Большинство значений клыка , которые, по утверждению ДеВоскина, «потенциально являются фактором этимологии термина», могут быть автоматически исключены, особенно ряд «параллельный, корреляционный, сравнительный». Анализируя термин «фан ши» , более ранние ученые сосредоточивали внимание в первую очередь на значении «метод» или «табличка, на которой записан метод, рецепт», и в этом случае фан ши означает «мастер, владеющий методами» или «мастер, владеющий рецептами». [13]

Основываясь на словах, которые ханьские тексты используют для описания оккультных практик, фангшу 方書 «книга рецептов; трактат об искусстве/навыках; сборник медицинских рецептов» и фангбан 方板 »табличка с рецептами; трактат об искусстве/навыках», заключает Харпер: «Обладание писаниями, содержащими оккультные знания, которые могли быть открыты избранным покровителям, было главной характеристикой всех, кто был известен как фан ши ».Описывая происхождение фангши , ДеВоскин предлагает «другую» этимологию.

Предшественники мысли и техники фан-ши можно сгруппировать в три отдельные области: астрология и календари; практики медиумов и колдовства; фармацевтическая и гигиеническая медицина. Практически все фан-ши, достаточно известные, чтобы их можно было включить в династические истории, специализировались только на одной из этих областей. Поскольку эти три области исторически не связаны, и типичный фан-ши не охватывает их всех, такая группировка предполагает, что здравый смысл названия фан-ши был в некоторой степени сродни слову «другие» и не был связан с каким-либо легко определяемым понятием. школа или традиция. [14]

Харпер также опровергает эту гипотезу, заключив: «Более разумное исследование не могло бы привести к такого рода доведению до абсурда ».

Подводя итог тому, как китайские авторы использовали слово фанши от Хань до династии Сун, Сивин перечисляет четыре общих критерия.

  1. Фан -ши обычно принадлежали к небольшой привилегированной части населения, которая могла читать книги и оставлять записи. Имеющиеся у нас сочинения, а не случайная выборка, имеют высокое литературное качество. Ранние истории о технических специалистах часто приводили в замешательство философов. Фан -ши обычно происходили из семьи, которая, как мы знаем, имела официальный статус, даже в те периоды, когда этот статус обычно передавался по наследству.
  2. Сам фан -ши обычно не занимал высоких чинов на регулярной государственной службе. Если и получал, то, как правило, получал нерегулярно, чаще всего как имперский жест. Того, кто достиг высокого поста благодаря традиционной карьере, хотя он мог обладать значительными механическими навыками, научными знаниями или мастерством в оккультизме, не часто называли фан-ши . ...
  3. Фан -ши не стремились к личным целям, которых знатные люди ожидали от себе подобных. Обычно он придерживался общепринятых моральных и политических взглядов, если мы можем полагаться на записи, но клеймо неуместного технического энтузиазма, пусть и слабое, обычно заметно. Тот, кто занимал видное положение ортодоксальности, независимо от технических знаний, не считался фан-ши .
  4. Фан -ши обладал способностями, редко встречающимися в ортодоксальных литераторах: предвидеть будущее, присваивать себе формирующие и преобразующие силы природных процессов ( цао хуа 造化 ) и так далее. В то же время описания его никогда не умаляют полной человечности, владения социальным Путем, более традиционным великим. [15]

Фанши впервые упоминаются в ранних китайских канонических «Двадцати четырех историях» : «Сыма Цянь » (ок. 91 г. до н.э.), «Шицзи 史記 Записки великого историка » Бань Гу (82 г. н.э.), «Ханьшу 漢書 Книга Хань» , «Книга Чэнь Шоу » ( 82 г. н.э.). 289 г. н.э.) Сангочжи 三國志 Записи о Трех Королевствах и Книга Фань Е (445 г. н.э.) Хоуханьшу 後漢書 Книга Поздней Хань . ДеВоскин [16] перевели биографии фанши из последних трех историй, но некоторые рецензенты [17] раскритиковал его за игнорирование французского перевода тех же биографий, сделанного Нго. [18]

Эти исторические тексты документально подтверждают, что в конце периода Воюющих царств (475–221 гг. До н.э.) фанши зародились в северном Китае и специализировались на сянь техниках «бессмертия; трансцендентности» . Во времена династий Цинь (221–206 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) фанши покровительствовали императоры, искавшие эликсир бессмертия . К середине периода Шести династий (220–569 гг. Н. Э.) роль фанши снизилась, и их методы были адаптированы в даосскую религию и традиционную китайскую медицину .

Слово фанши впервые появляется в Фэншань шу 封禪書 «Трактат о жертвоприношениях Фэн и Шань» из «Записок великого историка». Этот контекст касается Цинь Шихуана (годы правления 221–210 до н.э.), первого императора Цинь, путешествующего и совершающего жертвоприношения в северо-восточных прибрежных государствах Ци и Янь (современные Шаньдун , Хэбэй и Ляонин ). В эпоху короля Вэя (годы правления 356–320 до н.э.) и короля Сюаня (годы правления 319–301 до н.э.) из Ци и короля Чжао (годы правления 311–279 до н.э.) из Яня Фанши утверждал, что изучал техники Цзоу Яня. , который систематизировал Инь-Ян и пять фаз .

Сун Уцзи, Чжэнбо Цяо, Чун Шан, Сяньмэнь Гао и Цзуй Хоу были людьми из Янь, которые практиковали магию и следовали путем бессмертных, отказываясь от своих смертных форм и превращаясь в духовных существ с помощью сверхъестественной помощи. Цзоу Янь завоевал известность среди феодалов своими теориями Инь и Ян и последовательности пяти элементов, но маги [ 方士 ], жившие на морском побережье Ци и Янь, хотя и утверждали, что передают его учение, не смогли чтобы понять их. Таким образом, с этого времени появилось множество людей, слишком многочисленных, чтобы их можно было перечислить, которые излагали всевозможные странные и фантастические теории и шли на все, чтобы льстить правителям того времени и снискать их расположение. [19]

Сравните перевод Уэлча: «Они практиковали Дао рецептов и бессмертия ( фан сянь тао [ 方僊道 ]). [2] Их тела были освобождены, растворены и трансформированы. служение призракам ( [ ] ) и ] ) . гуй полагались » Они на ( духам шэнь [ Бохайское море .

Со времен королей Вэй и Сюань Ци и короля Чжао Ян время от времени людей отправляли в море на поиски островов Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу. Это были три горы духов, которые должны были существовать в Бохайском заливе. Говорили, что они находились недалеко от земли людей, но трудность заключалась в том, что всякий раз, когда лодка собиралась коснуться их берегов, всегда поднимался ветер и угонял ее. В прошлом, говорили люди, были люди, которым удалось добраться до них и найти их населенными волшебными духами, обладавшими эликсиром бессмертия. Все растения, птицы и животные островов были белыми, а дворцы и ворота были сделаны из золота и серебра. Если смотреть издалека, три горы духов выглядели как облака, но когда одна из них приближалась, казалось, что они оказались под водой. В любом случае, как только кто-нибудь приближался к ним, внезапно поднимался ветер и уносил лодку, так что в конце концов никто уже не мог до них добраться. [19]

В «Шиджи» также записано, что император Цинь отправил фанши Сюй Фу 徐福 , чтобы получить эликсир жизни от сянь Аньци Шэна , который жил на горе Пэнлай в 219 г. до н.э., а затем послал Лу Шэн 盧生 «Учителя Лу» в 215 г. до н.э. Впоследствии император отправил фанши на острова духов еще три экспедиции , но ни одна из них не вернулась в Китай.

Ханьский император У (годы правления 141–87 до н.э.) щедро покровительствовал фанши , пишет ДеВоскин, «до такой степени, что практически любой, у кого была правдоподобная «тайная традиция», бросался в суд, чтобы получить свою награду». [20] Дядя и советник императора У Лю Ань (179–122 до н. э., составитель « Хуайнаньцзы ») собрал «несколько тысяч» фанши и составил их техники шэньсянь 神仙 «превосходства духа» и хуанбай 黃白 «алхимии». Два знаменитых фанши посоветовали императору Ву подражать практикам легендарного Желтого императора . Алхимик Ли Шаоцзюнь попытался воссоздать обряд Желтого императора по превращению киновари в золото. Архитектор Гонъюй Дай 公玉帶 утверждал, что владеет планом Желтого императора 12-этажного пятиугольного зала, который император У перестроил в 102 году до нашей эры.

Чиксентмихайи поясняет хронологическое развитие категории фанши , сравнивая ее место в этих ранних китайских историях. [21] В « Записках великого историка » «методы ( фан ), используемые фанши, обычно касались демонов и духов: методы ухода от старости ( келао фан 却老方 ), методы с участием демонов и богов ( гуйшен фан 鬼神方 ) и методы для богов, монстров и аномалий ( шэнь гуай ци фан 神怪奇方 )». Глава Книги Поздней Хань, посвященная фанши , расширила эту категорию, включив в нее предзнаменования и предзнаменования, такие как фэнцзяо 風角 «углы ветра». « Хроники трех королевств» объединили ханьские исторические категории фанши 方士 и шушу 數術 «числа и искусства» (гадание и менология) в главу, посвященную фаншу 方術 «методы и искусства». «Таким образом, к фанши , первоначально знатокам духов, пришли покойный Хань, чтобы включить в себя вездесущих экспертов по обнаружению сдвигов в балансе мира природы».

方士 Фанши зародился на юге Китая. Грех наказывался недугами в глазах Небесных Владык. [22] Шанцин синкретизировал Небесных Мастеров с помощью фанши. [23] Буддизм, Фанши и Небесные Учителя были синхронизированы в Линбао. [24] Буддизм, Небесные Мастера и фанши внесли свой вклад в религиозный канон Линбао. [25] Прошения Небесных Мастеров к божествам были скопированы каноном Линбао, и обряды фанши также были скопированы ими. [26]

Фанши использовал множество техник, методов и практик. ДеВоскин перечисляет сорок два человека, упомянутых в исторических биографиях фанши . [27] Некоторые из них знакомы (например, Дуньцзя 遁甲 «Уклонение от стеблей; гадание по шестидесятилетнему циклу » и уи 巫醫 «Среднее исцеление; шаманская медицина»), тогда как другие малоизвестны. Например, ДеВоскин объясняет гадание фэнцзяо 風角 «Углы ветра».

Углы ветра (фэн-цзяо) . Ветер с восьми углов (четырех сторон и четырех углов) оценивается по его направлению, силе и другим качествам. ... Характер анализа еще предстоит определить, но некоторые источники связывают эту практику со знанием пяти тонов ( у-инь ), в частности со способностью слышать и различать звуки, которые не слышны большинству людей. [28]

Чиксентмихайи разъясняет Фэнцзяо . «Эта практика, которая, возможно, восходит к династии Шан, включает в себя использование температуры, силы и изменений направления сезонных ветров для определения локального увеличения и уменьшения Инь и Ян ци ». Списки Инькешань Хань , обнаруженные в 1972 году, содержат рукописи о фэнцзяо и найин 納音, «совпадающих звуках». [29]

Приводя примеры техник, названных туйбу 推步 « астрология » и тинчжуань 筳篿 « клеромантия », Харпер говорит, что в переводах ДеВоскина «изобилует неточностями».

Что должен подумать читатель, например, когда ДеВоскин переводит термин t'ui pu как «астральные влияния» и объясняет, что он относится к «проекциям, полученным при чтении неба» (стр. 23)? Более буквальный перевод слова t'ui pu будет звучать как «планирование шагов», и этот термин относится в первую очередь к определению путей Солнца, Луны и планет. Тин-цюань («бамбуковые скручиватели» в переводе ДеВоскина) определяется как «тип образования трещин», и ДеВоскин дает следующее более полное описание техники: «Эта техника является одним из многих подходов к считыванию трещин и изломов. Срезы бамбука ломаются, и образовавшиеся трещины читаются» (с. 27). Фактически, тин-цюань относится к форме гадания по жребию, похожей на гадание на стеблях тысячелистника, в котором фишки представляют собой кусочки сломанного бамбука или иногда веточки, сломанные растения. ДеВоскин, похоже, придумал собственное объяснение. Его краткие описания других техник столь же неинформативны или неточны. [30]

Некоторые фанши практики , такие как шефу 射覆 «прикрытие для стрельбы», были ближе к салонной магии, чем к эзотерическим техникам. ДеВоскин объясняет

Репертуар, благодаря которому фан-ши завоевали их покровительство, включал не только рассказывание историй, но и бойкие рассуждения по астрологии, оменологии и эзотерической философии, а также различные проявления магического искусства. В истории зафиксировано множество примеров игры-вызова фан-ши , ше-фу 射覆 , в которой такие мастера, как Дун-фан Шуо, Куан Лу 管輅 и Го Пу 郭璞 (276–324), угадывали личность спрятанные предметы перед сбором гостей ужина или скептически настроенных чиновников. [31]

Известный фанши

[ редактировать ]

Многие известные «мастера метода» фанши считаются даосами.

Термин фанши иногда встречается в современном использовании. Например, Вонг [32] применяет традицию фанши для объяснения автора Лю Э 劉鶚 и его романа (1904 г.) « Путешествия Лао Цаня» .

Соединения

[ редактировать ]

Традиция фанши имеет разнообразное происхождение и принадлежность. Впервые зафиксированные примерно в четвертом веке до нашей эры, фанши были связаны с астрологией, гаданием и ведением записей династии Чжоу. Во времена династий Цинь и Хань фанши разработало множество новых техник, которые постепенно были поглощены даосскими религиями (например, школой Шанцин ), даосскими движениями (например, «Путь пяти кусочков риса »), китайской алхимией (как внутренней Нэйдань , так и внешней Вайдань) . ), буддийская медитация и традиционная китайская медицина .

«Генеалогия фангши сложна », - пишет Робине. «Они восходят к архивариусам-прорицателям древности, одним из которых якобы был сам Лао-цзы; при Шане и Чжоу они были единственными, кто владел гаданием и письмом». [33] ДеВоскин описывает, как фанши объединили несколько древних китайских традиций.

Их практика гадания восходит к культуре костей оракула поздней династии Шан, процедурам использования стеблей тысячелистника династии Чжоу, а также астрологическим и календарным технологиям Чжоу. Эта историческая связь между практиками гадания, особенно календарного и астрологического типов, и ведением хроники событий отражается в выдающейся грамотности фан -ши и их склонности к написанию биографических, географических и других повествований. Их медицинская практика сочетает в себе элементы конфуцианской медицинской традиции ( дзю-и 儒醫 ) и популярных медицинских практик, во многом заимствованных из шаманских ритуалов. Поэтому они практиковали целый ряд методов лечения от иглоукалывания и фармакологии до заклинаний и талисманного экзорцизма. Их практики бессмертия включают в себя как алхимические ( вай-тан 外丹 ), так и гигиенические ( нэй-тан 內丹 ) техники, изложенные в даосской классике и развитые в зарождающихся религиозных даосских движениях. [31]

Даосские религии переняли многие техники фанши . Холмс Уэлч выдвинул гипотезу, что даосизм — это река, объединившая четыре потока философии, гигиены, алхимии и мифологии Пэнлай. Фанши связаны с двумя последними.

Вероятно, между 350 и 250 годами до нашей эры имена Лао-цзы, Чжуан-цзы и Лие-цзы стали ассоциироваться с тем, что мы будем называть «философским даосизмом»; их книги, в свою очередь, свидетельствовали о существовании «школы гигиены», культивировавшей долголетие посредством дыхательных упражнений и гимнастики; в начале того же периода теория Пяти Элементов была выдвинута Цоу Йеном, последователи которого, как полагают, начали исследования эликсира жизни; и, наконец, вдоль северо-восточных берегов Китая стали выходить корабли на поиски Островов Блаженных, надеясь вернуться с грибом, «предотвращающим смерть». [34]

Уэлч заключает, что фанши развил алхимию: «хотя Цоу Йен постепенно приобрел алхимический статус, сам он ничего не знал об этом искусстве. Вероятно, оно было разработано теми из его последователей, которые заинтересовались физическими экспериментами с пятью элементами. Первый эликсир, который они разработали, был киноварь, или сульфид ртути». [35]

Джозеф Нидэм проследил истоки даосизма в союзе между фанши , у «шаманами, врачами» и философами, такими как Лаоцзы и Чжуанцзы :

В основе древнего даосизма лежал элемент ремесла, поскольку и волшебники, и философы были убеждены, что важные и полезные вещи можно достичь, используя руки. Они не разделяли менталитет конфуцианского ученого-администратора, который восседал на вершине своего трибунала, издавал приказы и никогда не использовал свои руки, кроме как для чтения и письма. Вот почему так получилось, что где бы в древнем Китае ни появлялись ростки какой-либо естественной науки, там обязательно будут задействованы даосы. Фан ши 方士 , или «джентльмены, владеющие магическими рецептами», безусловно, были даосами и работали во всех сферах: в качестве звездных клерков и прогнозистов погоды, людей, знающих сельское хозяйство и сусло-хитростей, ирригаторов и строителей мостов, архитекторов и декораторы, но прежде всего алхимики. Действительно, начало всей алхимии лежит на них, если мы определяем ее, как и следовало бы, как комбинацию макробиотики и аурификации. [36]

Нидэм определил свои «тщательно выбранные» слова: макробиотика — «вера в то, что с помощью ботаники, зоологии, минералогии и алхимии можно приготовить лекарства или эликсиры, которые продлевают жизнь, давая долголетие ( шоу ) или бессмертие ( pu ssu 不死 )» и aurifaction «вера в то, что золото можно сделать из других совершенно разных веществ, особенно из неблагородных металлов».

Чиксентмихайи резюмирует даосизма и фанши связи :

«Методы» фанши можно рассматривать как предшественников организованных даосских практик на нескольких уровнях. В Хань концепция Дао служила объяснением эффективности множества вновь формирующихся дисциплин, и многие из этих дисциплин были прерогативой фанши . Это объясняет, почему термин даоши ( 道士 мастера Дао) уже начал заменять термин фанши ( 方士 ) в Ханьшу , что привело к постепенному затмению последнего термина. На более конкретном уровне многие конкретные техники трансценденции духа, медицины и алхимии, первоначально использовавшиеся фанши, нашли свое применение в более поздней даосской практике. [37]

Гу Юн 谷永 (ум. 8 г. до н.э.), министр ханьского императора Чэна , специалист по Ицзин , известен резкой критикой современных практик фанши :

Все те оккультисты, которые отворачиваются от правильного пути доброжелательности и правильного долга, которые не почитают образец Пяти Классиков, но полны утверждений о странном и чудесном, о духах и призраках, которые стоят в беспрекословной позиции. почитание жертвенных практик в каждом регионе,... которые говорят, что в этом мире можно найти бессмертных, и которые употребляют всевозможные лекарства долголетия, которые капризно отправляются в далекие поиски и путешествуют так высоко, что их тени отбрасываются вверх, ... кто освоил преобразование недрагоценного металла в золото, кто сделал едиными пять цветов и пять хранилищ внутри своих тел — эти оккультисты обманывают людей и вводят в заблуждение массы. [38]

См. также

[ редактировать ]
  • Чиксентмихайи, Марк (2008). « Фанши 方士 » мастера методов ». В Фабрицио Прегадио (ред.). Энциклопедия даосизма . Рутледж. стр. 406–409.
  • Доктора-прорицатели и маги Древнего Китая: биографии Фан-ши , перевод Девоскина, Кеннета Дж., Columbia University Press , 1983
  • ДеВоскин, Кеннет Дж. (1986). « Фан-ши ». В Уильяме Х. Ниенхаузере (ред.). Индианский спутник традиционной китайской литературы . Том. 1. Издательство Университета Индианы. стр. 378–380 . ISBN  9780253329837 .
  • Лагервей, Джон; Лю, Пэнчжи, ред. (2009). Ранняя китайская религия. Часть вторая: Период разделения (220–589 гг. н.э.) . Том. 1. БРИЛЛ. ISBN  9789004175853 .
  • Сивин, Натан (1995). «VII - Даосизм и наука» (PDF) . Медицина, философия и религия в Древнем Китае: исследования и размышления . Вариорум. ISBN  9780860784937 .
  • Уэлч, Холмс (1957). Даосизм: Разделение пути . Маяк Пресс.

Сноски

  1. ^ Нидхэм, Джозеф. 1956. Наука и цивилизация в Китае: Том 2, История научной мысли . Издательство Кембриджского университета. п. 134.
  2. ^ Перейти обратно: а б Уэлч 1957 , с. 96.
  3. ^ Харпер, Дональд (1986). «Обзор врачей, прорицателей и магов Древнего Китая: биографии Фан-Ши Кеннета Дж. ДеВоскина». Журнал Американского восточного общества 106.2 (1986), с. 394.
  4. ^ Уолтерс 1986:304. [ нужна полная цитата ]
  5. ^ Рот, Гарольд Д. 1991. «Психология и самосовершенствование в ранней даосской мысли», Гарвардский журнал азиатских исследований 51.2: 599–650. п. 604.
  6. ^ Сивин 1995 , с. 27.
  7. ^ Сакаде Ёсинобу. 2000. «Гадание как даосская практика», в «Справочнике даосизма» , изд. Ливия Кон, Brill Academic Publishers, 541–566. п. 545 .
  8. ^ Чиксентмихайи 2008 , с. 406.
  9. ^ Кампани, Роберт Форд. 2009. Создание трансцендентов: аскетика и социальная память в раннем средневековом Китае . Издательство Гавайского университета. п. 33 .
  10. ^ Ю, Ин-ши (1965), «Жизнь и бессмертие в сознании ханьского Китая», Гарвардский журнал азиатских исследований 25: 80–122. п. 105.
  11. ^ То, Хунг Тейк. 2010. «Заметки о самом раннем санскритском слове, известном в китайском языке» , Sino-Platonic Papers 201. стр. 4.
  12. ^ ДеВоскин 1983 , стр. 1–2.
  13. ^ Харпер, Дональд (1986). «Обзор врачей, прорицателей и магов Древнего Китая: биографии Фан-Ши Кеннета Дж. ДеВоскина». Журнал Американского восточного общества 106.2 (1986), с. 395.
  14. ^ ДеВоскин 1983 , с. 6.
  15. ^ Сивин 1995 , стр. 28–9.
  16. ^ ДеВоскин 1983 .
  17. ^ Например, Больц 1985 и Харпер 1986. [ нужна полная цитата ]
  18. ^ В 1976 году. [ нужна полная цитата ]
  19. ^ Перейти обратно: а б Тр. Уотсон, Бертон, тр. 1996. Записи великого историка . Издательство Колумбийского университета. п. 14.
  20. ^ ДеВоскин 1986 , с. 378.
  21. ^ Чиксентмихайи 2008 , стр. 407–8.
  22. ^ Лагервей и Лю 2009 , с. 39 .
  23. ^ Лагервей и Лю 2009 , с. 40 .
  24. ^ Лагервей и Лю 2009 , с. 41 .
  25. ^ Lagerwey & Lü 2009 , стр. 1280 .
  26. ^ Lagerwey & Lü 2009 , стр.1283 .
  27. ^ ДеВоскин 1983 , стр. 22–9.
  28. ^ ДеВоскин 1983 , с. 27.
  29. ^ Чиксентмихайи 2008 , с. 408.
  30. ^ Харпер, Дональд (1986). «Обзор врачей, прорицателей и магов Древнего Китая: биографии Фан-Ши Кеннета Дж. ДеВоскина». Журнал Американского восточного общества 106.2 (1986), с. 396.
  31. ^ Перейти обратно: а б ДеВоскин 1986 , с. 379.
  32. ^ Вонг, Тимоти К. 1992. «Лю Э в традиции Фан-ши », Журнал Американского восточного общества 112.2: 302–306.
  33. ^ Робинет Изабель и Филлис Брукс, тр. 1997. Даосизм: рост религии . Издательство Стэнфордского университета. п. 37.
  34. ^ Уэлч 1957 , стр. 89–90.
  35. ^ Уэлч 1957 , стр. 96–7.
  36. ^ Нидхэм, Джозеф. 2000. Наука и цивилизация в Китае: Том 6, Биология и биологические технологии; Часть 6. Медицина . Издательство Кембриджского университета. п. 58 .
  37. ^ Чиксентмихайи 2008 , стр. 408–9.
  38. ^ Лю Кван-цзин, «Социоэтика как православие», в книге Лю Кван-цзин, изд., Православие в позднем имперском Китае, Беркли, 1990, 53–100:59. Цитируя ДеВоскин 1983 , с. 38.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • ДеВоскин, Кеннет Дж. 1981. «Справочник по жизни и обычаям Хань и шести династий Фан-ши », Бюллетень Общества изучения китайских религий , 79–105.
  • Нго Ван Сюйет. 2002. Гадание, магия и политика в древнем Китае . Книжный магазин Ю-Фэн.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11d401eb74e57f2f0a8560bb56a65443__1693298220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/43/11d401eb74e57f2f0a8560bb56a65443.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fangshi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)