Луан Да
Луан Да (澾大) | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 112 г. до н.э. |
Причина смерти | Исполнение |
Национальность | китайский |
Род занятий | Оккультист, политик, религиозный лидер |
Супруг | Старшая принцесса Вэй |
Луан Да | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Луан Да | ||
Упрощенный китайский | Луан Да | ||
|
Луань Да ( китайский : 澾大 , умер в 112 г. до н. э.; [1] ) — китайский оккультист, политик и религиозный деятель времен ранней династии Хань из государства Юэ . Он заявлял, что знает секрет бессмертия и способен общаться с духовными существами. Обладая даром болтливости и знатоком секретных трюков, Луань Да завоевал благосклонность императора У Хань . За несколько месяцев он превратился из простолюдина в большое влияние, обладая титулами и землей и женившись на одной из дочерей императора. Однако он не смог выполнить свое обещание, данное императору Ву, так как не смог создать средство к бессмертию. Постепенно он потерял благосклонность императора и якобы отправился с визитом к бессмертным ; однако в конце концов он был схвачен и казнен. На пике его карьеры многие из его коллег-мистиков считали его образцом для подражания и стремились подражать ему. Его смерть была признаком падения торговли; были приняты законы, ограничивающие практику медиумизма , даже наказывающие тех, кто женился на его практикующих.
Фон
[ редактировать ]Культурный фон
[ редактировать ]В раннем императорском Китае ( династии Цинь и Хань) религия была сосредоточена вокруг царств шэнь (духов) и инь (теней). Эти миры считались священными, и религиозные деятели пытались связаться с их обитателями посредством тщательно продуманных церемоний, в которых восприятие практикующего и аудитории было размытым с помощью дыма, благовоний и музыки. Другие практики также использовались для дальнейшего манипулирования чувствами практикующего. Например, главный священник постился и медитировал перед совершением жертвоприношения. Считалось, что лишение еды делало его более восприимчивым к восприятию шэнь , инь и других явлений в дыме во время ритуала. Во времена династии Хань предполагаемые медиумы впадали в транс или исполняли ритуальные танцы, чтобы совершить сверхъестественные подвиги. Некоторые из этих событий были задокументированы в « Ши цзин» ( «Каноне од» ), написанном во времена династии Чжоу . [2]
Император У Хань
[ редактировать ]Император Хань У был суеверным человеком и считал, что может достичь хорошего здоровья и бессмертия духовными средствами. [3] Один из таких методов заключался в сборе утренней росы на блюде и смешивании с ней измельченного нефрита , чтобы получилась «духовная роса». Император регулярно пил эту «духовную росу» и прекратил пить только после того, как серьезно заболел от нее. [4]
Император нанял несколько человек, которые утверждали, что способны производить эликсиры бессмертия или общаться с духовными существами. Шаовэн, придворный мистик, который предшествовал Луань Да и учился у того же учителя, провел ритуал, который оказался мошенничеством. Смущенный тем, что его обманули, император приказал казнить Шаовэна и хранил молчание об этом деле. Шаовэн предположительно умер от употребления лошадиной печени, которая в то время считалась ядовитой. Позже император У пересмотрел мошенничество Шаовэна, задаваясь вопросом, были ли некоторые из его мистических искусств подлинными. Император понял, что его шанс на бессмертие мог быть упущен с казнью Шаовэна, и начал поиски нового мистика. [5]
Карьера
[ редактировать ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]О ранней жизни Луан Да известно немногое, только то, что он родился в Юэ и был старшим ребенком в своей семье. [6] В записях даже не раскрывается его полное имя; Да (大; большой) просто обозначал его старшинство над братьями и сестрами. В то время было принято опускать фамилии второстепенных фигур в анналах китайской истории, и поэтому в этом нет ничего необычного. [7]
Прийти к власти
[ редактировать ]Государство Юэ славилось своими медиумами, и Луан Да был прекрасным примером. « Ши-джи» ( «Записки великого историка» ) описал его как «высокого и блестящего оратора», «богатого в технике» и мастера эзотерических искусств, таких как игра теней . [6] Первоначально он был мистиком при дворе брата императора Лю Цзи, принца Цзяо Дуна. Жена Лю Цзи упомянула Луань Да своему брату, маркизу Лэчэн, Динъи. Пытаясь укрепить свое положение среди императора Ву, Динъи рассказал императору о гораздо более способном товарище-ученике Шаовэна, Луань Да, в 113 г. до н.э. [8] [9]
После их встречи император Ву поинтересовался способностями Луань Да и его учителя. В ответ Луан Да похвастался, что встретил бессмертных . Он также утверждал, что, обладая достаточным ростом и навыками, можно создать золото , изготовить средства для достижения бессмертия, перекрыть Желтую реку и стать бессмертным. Затем Луан Да выразил обеспокоенность по поводу того, как был убит Шаовэн, но взволнованный император заверил его, что слухи о казни Шаовэна ложны. Император в своем энтузиазме предложил Луан Да все, если тот займет место Шаовэна и откроет тайну бессмертия от своего якобы бессмертного хозяина. [10] На это Луан Да ответил:
«Хозяева ваших слуг ничего не ищут от мужчин, это мужчины ищут их. Если Ваше Величество намерено пригласить их сюда, то облагородьте своих послов, сделайте их императорскими родственниками, относитесь к ним с учтивостью, подобающими гостями, и не унижайте их. Пусть каждый из ваших посланников повесит свои должностные печати на пояс, и тогда вы сможете отправить их беседовать с духовными существами, согласятся ли духовные существа или нет, пока неизвестно, но если вы окажете своим посланникам высокие почести, тогда они смогут. быть побуждены прийти». [11]
Вспомнив свой опыт с Шаовэном, император стал осторожным и испытал Луан Да; он попросил мистика продемонстрировать свою силу. Луань Да поставил доску сянци и, воспевая, заставил шахматные фигуры атаковать друг друга. Императора заверили, что Луан Да действительно обладает властью. Уловка была достигнута путем покрытия деталей смесью петушиной крови, железной стружки и «магнитной пыли». В книге «Наука и цивилизация в Китае » (1986) Джозеф Нидэм обсуждает детали этого подвига и предполагает, что, магнит вероятно, использовался : порошкообразный магнетит был бы не очень эффективен. [6]
В то время Желтая река разлилась, что привело к широкомасштабным разрушениям среди людей и урожаю риса. Поскольку Луань Да утверждал, что он может перегородить реку, император Ву посчитал, что было бы разумно побудить мистика взяться за эту задачу, быстро доставив ему удовольствие. Император даровал Луан Да титул Генерала Пяти Даров. [10] и почти в последнюю очередь три других таких титула: Генерал Небесных Практиков, Генерал Земных Практиков и Генерал Великий Коммуникатор. Император У также одаривал его подарками; ему был пожалован маркиз Летонг, давший ему под управление около 2000 дворов. [12] император также подарил ему роскошный особняк, тысячу слуг, роскошный транспорт, множество украшений, печать с надписью «Генерал Небесного пути» и даже руку брака со старшей принцессой Вэй, старшей дочерью императора, в сопровождении приданое оценивается в 10 000 каратов золота. Сам император вместе с посланниками, членами королевской семьи и высокопоставленными чиновниками часто приглашал Луань Да пообедать или навещал его на дом, просто чтобы спросить, как у него дела. [13] Имея маркиз и пять генеральских должностей, Луан Да стал человеком с большим авторитетом всего через несколько месяцев после своего представления императору. [14] Он больше не был просто подданным императора Ву, а был посланником бессмертных существ со статусом, равным императору. [13]
Обладая этими недавно пожалованными почестями, Луан Да каждый вечер проводил дома, пытаясь вызвать духов. По мнению Ши-джи , не появлялись никакие духи, а лишь «множество призраков, собравшихся вокруг». Ими, как утверждается в тексте, он мог командовать. [14] Сыма Цянь Автор «Ши-цзи» пренебрежительно отнесся к Луань Да, отметив, что «все на побережье Янь и Ци начали размахивать руками, заявляя, что они обладают тайными искусствами и могут вызывать духов и бессмертных». [12] [14] Действительно, резкий рост репутации и статуса Луань Да стал большой темой дискуссий в ханьской столице Чанъане , и мистики стремились подражать его успеху. [3]
Падение от власти и смерти
[ редактировать ]К лету после своего возвышения Луан Да забыл просьбу императора об аудиенции у бессмертных. Император Ву, стремясь достичь бессмертия, послал посланника, чтобы напомнить своему придворному мистику о его задаче. Луан Да попытался задержаться, но в конце концов понял, что ему нужно умилостивить императора и развеять его подозрения. Мистик решил разыграть путешествие на встречу с бессмертными. С группой последователей он отправился в Шаньдун . Император Ву, однако, уже заподозрил подозрения и послал шпиона следить за Луань Да. [1]
Шпион последовал за придворным мистиком на гору Тай , где тот совершил ритуал со своими последователями, хотя бессмертных никто не видел. [1] Луан Да приказал своим последователям остаться, пока он пойдет вперед, чтобы встретиться с бессмертными, сказав им, что духовные существа не спустятся, чтобы встретиться с скромными слугами. Шпион следил за Луан Да, когда он шел один, но видел только, как мистик шел по пляжу. Луан Да вернулся к своей группе и сообщил, что видел своего бессмертного хозяина и что они должны доложить об этом императору. Возмущенный обманом Луан Да, шпион помчался обратно в столицу раньше мистика, чтобы сообщить об этом императору Ву. Император, разгневанный уловками Луан Да , решил подыграть, когда мистик вернулся, чтобы посмотреть, какую ложь он скажет. [15]
Когда Луан Да вернулся, он рассказал императору о своей фальсифицированной встрече с бессмертными; однако он почувствовал, что император ему не поверил. Вскоре император пришел в ярость и приказал Луан Да рассказать, что он на самом деле сделал. Ошарашенный, Луан Да попытался продолжить свою ложь; однако император призвал шпиона выйти и разоблачить ложь. [15] Потеряв дар речи, Луань Да был арестован по приказу императора Ву и казнен, разрубив его тело на две части в пояснице. [16] Император распространил свою ярость на маркиза Лечэна за то, что он представил Луань Да, обезглавил его, а затем осквернил его тело. [15]
Позже, во времена династии Хань, мистики, такие как Луань, постепенно потеряли свое влияние, поскольку правители издали против них множество законов. Медиумам не разрешалось обменивать свои поделки вдоль дорог, а некоторым даже вообще запрещалось зарабатывать на жизнь таким ремеслом. Женатым на шаманах не разрешалось даже занимать государственные должности, хотя этот закон часто обходил. [12] Падение Луан Да ознаменовало начало конца этих мистиков.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с После Цянь 1994, с. 239
- ^ Льюис 2007, с. 180
- ^ Jump up to: а б Пееренбум 1993, с. 255
- ^ По Цянь 1994, с. 228
- ^ Ино 2006, с. 10
- ^ Jump up to: а б с Нидэм 1966, с. 316
- ^ Сюхуэй 2008
- ^ По Цянь, 1994, с. 231
- ^ Нидхэм 1966, с. 315
- ^ Jump up to: а б Нидхэм 1976, с. 32
- ^ По Цянь 1994, с. 232
- ^ Jump up to: а б с Льюис 2007, с. 181
- ^ Jump up to: а б После Цянь 1994, с. 233
- ^ Jump up to: а б с После Цянь 1994, с. 234
- ^ Jump up to: а б с Чжан 2006 г.
- ^ Loewe 2005, с. 113
Ссылки
[ редактировать ]- Ино, Роберт (2006). «Царствование У-ди» (PDF) . Университет Индианы. Проверено 2 августа 2008 г.
- Льюис, Марк Эдвард (2007). «Религия» . Ранние китайские империи: Цинь и Хань . Лондон: Белкнап Пресс. ISBN 978-0-674-02477-9 . Проверено 20 декабря 2008 г.
- Лоу, Майкл (2005). «Шаманы и посредники» . Вера, миф и разум в ханьском Китае . Издательство Хакетт. ISBN 978-0-87220-756-1 . Проверено 20 декабря 2008 г.
- Нидэм, Джозеф; Хо Пин-Ю; Гвей-Джен Лу (1976). «Аурификация и аурифификация в Хань » Наука и цивилизация в Китае: исторический обзор: от эликсиров киновари до синтетического инсулина . Том. 3. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-21028-7 . Проверено 20 декабря 2008 г.
- Нидэм, Джозеф; Лин Ван; Робинсон, Кеннет Гирдвуд (1966). «Боевые шахматные фигуры Луан Та». Наука и цивилизация в Китае: Физика и физические технологии. Часть. 1: Физика . Том. 4. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-05802-5 .
- Пиренбум, Рэндалл П. (1993). «Объяснение падения» . Закон и мораль в Древнем Китае: Шелковые рукописи Хуан-Лао . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-1237-4 . Проверено 20 декабря 2008 г.
- Сыма Цянь [ так в оригинале ] (1994). « Император У Сын, Основные летописи 12 ». в Сыма Чиен. Записи великого писца: основные летописи династии Хань . Том. 2. Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34022-1 . Перевод Дэвида Панкеньера; серия под редакцией Уильяма Х. Ниенхаузера-младшего. В этом переводе используется транскрипция Уэйда-Джайлса (и оригинальный китайский) для всех исторических имен, включая имя Сыма Цяня. Удобная ссылка получена 20 декабря 2008 г.
- Сюйхуэй (2008). «Луан Да: Неважно, белая кошка или черная, главное, чтобы она ловила мышь». Времена хаоса: 30 самых противоречивых исторических деятелей Китая (на китайском языке). Пекин, Китай: Издательство New World. ISBN 978-7-80187-700-0 .
- Чжан, Чжэнчжун (2006). «Генерал пяти благ Луан Да». Мифологический персонаж Хань Уди (на китайском языке). Цзилинь, Китай: Издательство исторической литературы. ISBN 7-5387-2180-0 .