~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ D6D0E551BF10A4E272A065D2332572BD__1718437740 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Xiangqi - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Сянци — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Xiangqi ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/bd/d6d0e551bf10a4e272a065d2332572bd.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/bd/d6d0e551bf10a4e272a065d2332572bd__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 15.06.2024 19:41:02 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 15 June 2024, at 10:49 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Сянци — Википедия Jump to content

Сянци

Страница полузащищена
Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Сянци
Плата Xiangqi и начало настройки
Годы активности Династия Южная Сун представит
Жанры
Игроки 2
Время установки < 1 минута
Время игры
  • Неформальные игры: могут варьироваться от двадцати минут до нескольких часов.
  • Блиц-игры : до 10 минут.
Шанс Никто
Навыки Стратегия , тактика
Синонимы
  • китайские шахматы
  • Слоновьи шахматы
  • Игра со слонами
Сянци
китайское имя
Китайский шахматы
Буквальное значение Слоновьи шахматы
Вьетнамское имя
вьетнамский китайские шахматы
китайский Генерал Ци
Буквальное значение Общие шахматы
Корейское имя
хангыль Сянчи
Ханджа шахматы
Буквальное значение Слоновьи шахматы
Японское имя
Кандзи шахматы
Хирагана Сёги
Катакана Шан-Чи

Сянци ( китайский : шахматы ; пиньинь : сянци ; Уэйд-Джайлз : Сян ци ; Английский: / ˈ ʃ ɑː ŋ i / ), широко известный как китайские шахматы или слоновьи шахматы , — это стратегическая настольная игра для двух игроков. Это самая популярная настольная игра в Китае. Сянци принадлежит к тому же семейству игр, что и сёги , чанги , западные шахматы , чатуранга и индийские шахматы . Помимо Китая и регионов со значительными этническими китайскими общинами, эта игра также является популярным развлечением во Вьетнаме, где она известна как cờ tướng , буквально «генеральские шахматы».

Игра представляет собой битву между двумя армиями, основной целью которой является поставить мат генералу (королю) противника. Отличительные особенности сянци включают в себя пушку ( пао ), для захвата которой необходимо подпрыгнуть; правило, запрещающее генералам стоять лицом друг к другу; области на доске, называемые рекой и дворцом , которые ограничивают движение одних фигур, но усиливают движение других; и размещение фигур на пересечениях линий доски, а не внутри квадратов.

Доска

Доска Сянци

В сянци играют на доске шириной девять линий и длиной десять линий. Как и в игре Го ( 圍碁 ; или Вэй Ци 圍棋 ), фишки располагаются на пересечениях, которые называются точками . Вертикальные линии известны как файлы ( китайский : ; пиньинь : ; «дорога»), а горизонтальные линии известны как ранги ( китайский : 線/綫 ; пиньинь : xiàn ; «линия»).

В центре доски с первого по третий и с восьмого по десятый ряды расположены две зоны, каждая из которых состоит из трех точек на три точки, разграниченных двумя диагональными линиями, соединяющими противоположные углы и пересекающимися в центральной точке. Каждая из этих областей известна как гун. , дворец.

Две противоположные стороны, между пятым и шестым рядами, разделяет , «река». Река обычно обозначается фразами 楚河 chǔ hé. , что означает «Река Чу », и 漢界 хан цзе. , что означает «Граница Хань » , отсылка к войне Чу-Хань . Хотя река (или граница Ханчу ) обеспечивает визуальное разделение между двумя сторонами, ее присутствие влияет только на две части: солдаты имеют улучшенное движение после пересечения реки, а слоны не могут пересечь ее. Стартовые точки солдат и пушек обычно, но не всегда, отмечены маленькими крестиками.

Правила

Сянци - обычное времяпрепровождение в китайских городах (Пекин, 2005 г.).

Детали начинаются в положении, показанном на схеме выше. Какой игрок ходит первым, менялось на протяжении всей истории и от одной части Китая к другой. В разных книгах по сянци советуют, чтобы первой ходила черная или красная сторона. [ нужна цитата ] В некоторых книгах две стороны называются севером и югом ; какое направление соответствует какому цвету, также варьируется от источника к источнику. Как правило, в большинстве современных турниров красный ходит первым. [1]

Каждый игрок по очереди передвигает одну фишку из той точки, которую она занимает, в другую точку. Фигурам, как правило, не разрешается перемещаться через точки, занятые другими фигурами, за исключением захвата пушки. Фигуру можно переместить на точку, занятую фигурой противника, в этом случае фигура противника захватывается и удаляется с доски. Игрок не может захватить ни одну из своих фигур. Фигуры никогда не передвигаются (конвертируются в другие фигуры), хотя солдат получает возможность двигаться в сторону после того, как он пересекает реку. Почти все фигуры захватывают, используя свои обычные ходы, а у пушки есть специальный прием захвата, описанный ниже.

Пример мата, который предполагает, что пушка безопасна и черные не могут заблокировать шах. Конь для этого мата не нужен.

Игра заканчивается, когда один игрок ставит мат генералу другого. Когда генералу грозит опасность быть захваченным вражеским игроком на следующем ходу, вражеский игрок «провёл проверку» ( 照將/將軍 , сокращенно jiāng) . ), а генерал «под контролем». Должна быть объявлена ​​проверка. Если игрок генерала не может сделать никакого хода, чтобы предотвратить захват генерала, ситуация называется «мат» ( 將死 ). В отличие от шахмат, где пат представляет собой ничью, в сянци это проигрыш игрока, зашедшего в тупик.

В сянци игрок - часто имеющий материальный или позиционный недостаток - может попытаться проверить или преследовать фигуры таким образом, чтобы ходы попадали в цикл, не позволяя противнику выиграть. Хотя это принято в западных шахматах, в сянци используются следующие специальные правила, чтобы усложнить игру вничью путем бесконечной проверки или преследования, независимо от того, повторяются положения фигур или нет:

  • Игрок, совершающий вечные шахи одной или несколькими фигурами, может быть признан проигравшим, если он или она не прекратит такую ​​проверку.
  • Игрок, который постоянно преследует любую незащищенную фигуру одной или несколькими фигурами, за исключением генералов и солдат, будет считаться проигравшим, если он или она не прекратит такую ​​погоню. [2]
  • Если одна сторона постоянно делает шах, а другая постоянно преследует, проверяющая сторона должна остановиться, иначе она будет признана проигравшей.
  • Если ни одна из сторон не нарушает правила и обе упорно не делают альтернативного хода, игру можно признать ничьей.
  • Когда обе стороны одновременно нарушают одно и то же правило и обе упорно не делают альтернативного хода, игра может быть признана ничьей.

Различные наборы правил устанавливают разные ограничения на то, что считается вечным. Например, правила клуба сянци позволяют игроку шесть раз подряд проверять или преследовать одну фигуру, двенадцать раз использовать две фигуры и восемнадцать раз использовать три фигуры, прежде чем считать действие вечным. [2]

Вышеупомянутые правила предотвращения постоянных проверок и преследования, хотя и популярны, но не единственные; существует множество финальных ситуаций. [3]

Куски

Каждый игрок управляет армией из 16 штук; армии обычно окрашены в красный и черный цвета. [4] Фигуры представляют собой плоские круглые диски, на которых маркированы или выгравированы китайские иероглифы , обозначающие тип фигур, и цвет, указывающий, кому из игроков принадлежит собственность. Черные фигуры отмечены символами, несколько отличающимися от соответствующих красных фигур.

В материковом Китае в большинстве наборов по-прежнему используются традиционные китайские иероглифы (в отличие от упрощенных китайских иероглифов ). Современные изделия обычно изготавливаются из пластика, хотя некоторые наборы сделаны из дерева, а в более дорогих наборах может использоваться нефрит . В более древние времена многие сервизы представляли собой простые неокрашенные резные изделия из дерева; таким образом, чтобы различать части двух сторон, в большинстве соответствующих частей использовались похожие, но незначительно различающиеся символы. [4] Эта практика могла возникнуть в ситуациях, когда для изготовления деталей был доступен только один материал и не было красящего материала, позволяющего различать противоборствующие армии. Самый старый предмет сянци, найденный на сегодняшний день, — это (колесница). Он хранится в Музее Трех Ущелий . [5] [6]

Общий

Генералы
The generals
Генерал и советники

Генералы (или короли ) обозначаются словом will (трад.) / will (упрощен.) jiàng. («общий») на черной стороне и 帥 (трад.) / 帅 (упрощен.) шуай («маршал») на красной стороне.

Генерал начинает игру в середине заднего края дворца. Генерал может двигаться и захватывать одну точку ортогонально и не может покидать дворец, за следующим исключением.

Если два генерала смотрят друг на друга по одной вертикали без промежуточных фигур, может быть выполнен ход 飛將 («летающий генерал»), при котором перемещаемый генерал пересекает доску, чтобы захватить вражеского генерала. На практике это правило означает, что создание такой ситуации в первую очередь означает переход в шах и поэтому не допускается. [7] [8]

Индийское имя « король» для этого произведения было изменено на «генерал» из-за китайских табу на имена ; Правители Китая возражали против присвоения их королевских титулов игровым фигурам. [9] [ сомнительно обсудить ] Несмотря на это, англоговорящие игроки иногда называют генерала «королем» из-за его функций, аналогичных королевским фигурам . [10]

Советник

Советники
The advisors

Советники (также известные как охранники и реже помощники , мандарины , министры или воины ) называются 士 shì. («ученый», «джентльмен», « офицер », «опекун») для Блэка и 仕 ши. («ученый», «чиновник», «опекун») для Рэда. Редко в наборах для обоих цветов используется символ 士.

Советники начинают по обе стороны от генерала. Они перемещаются и захватывают одну точку по диагонали и не могут покинуть дворец, что ограничивает их пятью точками на доске. [8] Советник, вероятно, произошел от мантри в чатуранге , как и королева в западных шахматах.

Существуют некоторые разногласия по поводу того, действительно ли «士» означает «ученый», «джентльмен», что будет «士人», или «охранник», «опекун», что будет «衛士» (упрощенный китайский: 卫士). Одним из аргументов в пользу последнего является то, что их функция, по-видимому, заключается в охране/защите генерала. Распространенный западный перевод «советник» не отражает этот смысловой слой.

Слон

Слоны
The elephants

Слоны (или слоны ) обозначаются xiàng («слон») для черных и 相 xiàng («министр») для красных. Они расположены рядом с советниками. Эти фигуры перемещаются и захватывают ровно две точки по диагонали и не могут перепрыгивать через промежуточные фигуры; этот ход описывается как символ 田 Tián («поле») по отношению к клеткам доски. [8] Если слон не может двигаться из-за соседней фигуры по диагонали, это называется «блокированием глаза слона» ( 塞象眼 ). [11]

Слоны не могут пересекать реку, чтобы атаковать вражеского генерала , и служат оборонительными орудиями. Поскольку движение слона ограничено всего семью позициями на доске, его легко поймать в ловушку или поставить под угрозу. Двух слонов часто используют для защиты друг друга.

Китайские иероглифы «министр» и «слон» являются омофонами на китайском языке ( Слушать ), и оба имеют альтернативные значения: «внешний вид» или «изображение». Однако в английском языке их обоих называют слонами, а реже — «епископами» из-за схожих движений. [10]

Лошадь

Лошади
The horses
Красная лошадь может взять черную лошадь, но черная лошадь не может взять красную лошадь, потому что ее движению препятствует другая фигура.
Зеленые ходы законны; красные запрещены, потому что другая фигура препятствует движению лошади.

Лошади (или рыцари ) имеют маркировку 馬 mَ. для черного цвета и 傌 для красного цвета в наборах, отмеченных иероглифами традиционного китайского языка, и 马 для черного и красного цветов в наборах, отмеченных иероглифами упрощенного китайского языка . В некоторых наборах для обоих цветов используется 馬. Лошади начинают игру рядом со слонами, на их внешних флангах. Лошадь движется и захватывает одну точку ортогонально, а затем одну точку по диагонали от своего прежнего положения, движение, которое традиционно описывается как похожее на иероглиф 日 . [8] Конь не прыгает, как конь в западных шахматах, и может быть заблокирован фигурой любого цвета, расположенной в одной точке по горизонтали или по вертикали, прилегающей к ней. Блокировка лошади называется « подковыванием ноги лошади» (蹩馬腿). Диаграмма справа иллюстрирует движение лошади.

Поскольку лошадей можно блокировать, лошадь одного игрока может иметь преимущество асимметричной атаки, если лошадь противника заблокирована, как показано на диаграмме справа.

Англоговорящие игроки иногда называют лошадь «рыцарем» из-за схожести движений. [10]

Колесница

Колесницы
The chariots

Колесницы (или ладьи , или автомобили ) имеют маркировку 車 jū. для Блэка и 俥 дзю для красного цвета в наборах, отмеченных иероглифами традиционного китайского языка , и 车 для черного и красного в наборах, отмеченных иероглифами упрощенного китайского языка . В некоторых традиционных наборах для обоих цветов используется 車. В контексте сянци все эти иероглифы произносятся как цзю. (вместо общепринятого произношения chē ). Колесница движется и захватывает любое расстояние ортогонально, но не может перепрыгивать промежуточные фигуры. Колесницы начинают игру на точках по углам доски. Колесница часто считается самой сильной частью игры из-за свободы передвижения и отсутствия ограничений. [8]

Англоговорящие игроки иногда называют колесницу «ладьей», поскольку она движется идентично ладье в западных шахматах. [10] Китайские игроки (и другие) часто называют эту фигуру автомобилем, поскольку это одно из современных значений иероглифа 車.

Пушка

Пушки
The cannons
Дальняя угроза пушки

Пушки имеют маркировку 砲 pào. катапульта ») для черных и pào («пушка») для красных. Имена являются омофонами , хотя иногда 炮 используется как для красного, так и для черного цвета. 石 shí Радикал в 砲 означает «камень», а радикал 火 huْ в 炮 означает «огонь». Фигуры обоих цветов на английском языке обычно называются пушками. Черную фигуру иногда называют Бао.

У каждого игрока есть две пушки, которые стартуют в ряд позади солдат, на две точки впереди лошадей. Пушки движутся, как колесницы, на любое расстояние ортогонально, не прыгая, но могут захватывать, только прыгнув, одну фигуру любого цвета по пути атаки. Кусок, через который перепрыгивает пушка, называется 炮臺 (трад.)/炮台 (упрощ.) pào tái («пушечная платформа» или «ширма»). Между пушкой, экраном и фигурой, которую нужно захватить, может существовать любое количество незанятых мест, в том числе ни одного. Пушки можно обменять на лошадей сразу со стартовых позиций. [8]

Солдат

Солдаты
The soldiers

Солдаты (или пешки ) имеют пометку 卒 zú. («пешка» или «частный») для черных и 兵 bīng («солдат») для Красного. Каждая сторона начинает с пяти солдат. Солдаты начинают игру, располагаясь на каждой второй точке на один ряд дальше от берега реки. Они перемещаются и захватывают, продвигаясь на одну точку. Переправившись через реку, они также могут переместиться и захватить одну точку по горизонтали. Солдаты не могут двигаться назад и, следовательно, не могут отступать; Однако после перехода на последний ряд доски солдат все еще может двигаться боком к краю врага. [8] Англоговорящие игроки иногда называют солдата «пешкой» из-за схожих движений фигур. [10]

Приблизительная относительная стоимость частей

Сянци – популярное развлечение на выходных в Пекине .
Кусок Точки
Солдат перед переправой через реку 1
Солдат после переправы через реку 2
Советник 2
Слон 2
Лошадь 4
Пушка
Колесница 9

Эти приблизительные значения [12] не учитывайте положение рассматриваемой фигуры (кроме солдата в общем смысле), положение других фигур на доске или количество оставшихся фигур. В дальнейшем «малая фигура» будет относиться к лошадям и пушкам, а «защитная фигура», если не указано иное, будет относиться к некоролевским фигурам, которые не могут пересечь реку, а именно к советникам и слонам.

Другие общие правила оценки:

  • Лошадь плюс пушка обычно лучше, чем две лошади или две пушки.
  • Колесница не только самая сильная фигура, но и в целом сильнее любой комбинации двух второстепенных фигур. Когда относительные ценности фигур обеих сторон примерно равны, сторона с большим количеством колесниц обычно имеет преимущество, особенно когда у одной стороны есть колесница, а у другой нет (китайский: 有車壓無車). Однако колесница не особенно сильна в основных эндшпилях: например, колесница против четырех защитных фигур обычно является ничьей, а если вместо этого у атакующей стороны есть две лошади или даже три непродвинутых солдата, это победа.
  • На более ранних стадиях пушка сильнее лошади, потому что платформ много, а лошадь часто блокируется множеством фигур на доске. В эндшпиле лошадь сильнее как атакующая фигура, ей не нужны платформы, но пушка, как правило, обладает лучшими защитными способностями.
  • Ценности солдат различаются на разных этапах игры. В дебюте и миттельшпиле инициатива и подвижность фигур часто требуют жертвования солдат. На этих этапах солдаты, находящиеся ближе к средней линии, обычно более ценны, поскольку они могут эффективно присоединиться к наступлению. Имея на доске мало атакующих фигур, солдаты обладают большей силой и могут легче пересечь реку. На этом этапе продвинутые солдаты, как правило, менее сильны, поскольку солдаты не могут двигаться назад. В базовых эндшпилях три солдата, начиная с 7-го ранга, примерно равны колеснице: они могут добиться победы над четырьмя защитными фигурами или конем/пушкой плюс двумя слонами, в то время как вместо этого колесница не может, а колесница не может добиться победы над три солдата в 7-м ряду при хорошей защите.

Обозначения

Для записи игр сянци используется несколько типов обозначений. В каждом случае ходы пронумерованы и записаны по одному и тому же общему образцу.

  1. (первый ход) (первый ответ)
  2. (второй ход) (второй ответ)
  3. ...

Проще, но не обязательно писать каждую пару ходов в отдельной строке.

Система 1

В книге « Китайские шахматы» описан метод записи ходов, при котором ряды доски пронумерованы от 1 до 10 от ближайшего к самому дальнему, за которыми следуют цифры от 1 до 9 для файлов справа налево. [13] Оба значения относятся к движущемуся игроку. Затем ходы обозначаются следующим образом:

[piece name] ([former rank][former file])-[new rank][new file]

Таким образом, наиболее распространенный дебют в игре будет записан так:

  1. Пушка(32)–35   Лошадь(18)–37

Система 2

Имя Сокр. Куски
Советник А Советники
Пушка С Пушки
Колесница Р* Колесницы
Слон И Слоны
Общий г Генералы
Лошадь ЧАС Лошади
Солдат С Солдаты
* использование C будет противоречить букве Cannon

Система обозначений, частично описанная в « Руководстве по китайским шахматам». [14] и используемый в нескольких реализациях компьютерного программного обеспечения, описывает ходы в относительных терминах следующим образом:

[single-letter piece abbreviation][former file][operator indicating direction of movement][new file, or in the case of purely vertical movement, number of ranks traversed]

Номера файлов отсчитываются справа от каждого игрока и слева от каждого игрока.

Если в одном файле две одинаковые детали, вместо прежнего номера файла используются символы + (спереди) и – (сзади). Направление движения указывается символом оператора. Знак плюс используется для обозначения движения вперед. Знак минус используется для обозначения движения назад. Точка , точка или знак равенства используются для обозначения горизонтального или бокового движения. Для фигур, которые движутся по диагонали (например, лошадь или слон), вместо точки используется знак плюс или минус.

Таким образом, наиболее распространенный дебют в игре будет записан так:

  1. С2.5 Н8+7

По данным Всемирной федерации сянци (WXF), в случае утроенных, учетверенных или пятикратных солдат (пешек) нет необходимости указывать букву P для пешки. Вместо этого солдаты нумеруются, начиная с самого переднего солдата, и этот номер заменяет обычное сокращение частей. Номер файла указывается сразу после него, как обычно.

Таким образом, обозначение для перемещения середины набора тройных солдат из 5-го ряда в 4-й ряд будет таким:

  1. 25=4

В старых книгах, написанных на китайском языке, система та же, за исключением того: названия произведений написаны на китайском языке; название пушки с обеих сторон — 炮; имя лошади с обеих сторон — 馬; движение вперед обозначается 進 (произносится как «джин» ); движение назад обозначается 退 ( tuì ); боковое движение обозначается 平 ( пинг ); а цифры написаны на китайском языке либо для обоих игроков, либо только для черных.

Таким образом, наиболее распространенный дебют в игре можно записать так:

  1. Пушка, две ничьи, пять лошадей, 8 на 7.

Система 3

Эта система неофициальна и в основном используется западными игроками. [ нужна цитата ] Это похоже на алгебраическую запись в западных шахматах. Буквы используются для файлов, а цифры для рангов. Файл «a» находится слева от Рэда, а ранг «1» — ближе всего к Рэду. Обозначение точки не зависит от того, какой игрок ходит; для обеих сторон «a1» — это самая нижняя левая точка со стороны красных.

[single-letter piece abbreviation][former position][capture indication][new position][check indication][analysis]

Части сокращены, как в системе обозначений 2, за исключением того, что для обозначения солдата не используется буква.

Предыдущая позиция указывается только в том случае, если необходимо отличить две одинаковые фигуры, которые могли бы сделать ход. Если они используют один и тот же файл, укажите, какой ранг меняется; если они имеют один и тот же ранг, укажите, какой файл перемещается. Если они не имеют общего ни ранга, ни файла, то указывается файл.

Захват обозначается знаком «x». Никакой символ не используется для обозначения хода без взятия.

Проверка обозначается знаком "+", двойная проверка - "++", тройная проверка - "+++", четверная проверка - "++++". Мат обозначается знаком «#».

В целях анализа плохие ходы обозначаются знаком «?». и хорошие ходы знаком "!". Их можно комбинировать, если анализ неопределенен («!?» может быть либо, но, вероятно, хорошо; «?!», вероятно, плохо) или повторяться для акцента («??» — это катастрофа).

Таким образом, наиболее распространенный дебют в игре будет записан так:

  1. Че3Hg8

Например, следующая игра связана с несколькими другими как самая короткая игра сянци:

Геймплей

Из-за размера доски и небольшого количества дальнобойных фигур существует тенденция сосредоточения битвы на определенной области доски. [ нужны разъяснения ]

Тактика

Сянци включает в себя несколько тактик, общих для игр шахматной семьи. Некоторые распространенные из них кратко обсуждаются здесь.

  • В развилке одна фигура атакует две или более фигур противника одновременно.
  • Фигура закрепляется, когда она не может двигаться, не открывая для захвата более важную фигуру. Кеглями могут быть все фигуры, кроме солдат и советников, но только кегли колесниц точно напоминают кегли в западных шахматах; Скрепки других фигур в сянци принимают множество уникальных форм: пушки могут закреплять две фигуры одновременно в одной вертикали или ряду, лошади могут закрепляться, потому что их можно заблокировать, а генералы могут закрепляться из-за правила хода «летающего генерала». В кеглях лошадей и слонов скрепляющая фигура никогда не атакует скрепленную фигуру, а в скрепке с пушкой только одна из фигур подвергается прямой атаке пушки. Генерал может только прикрепить фигуры к вражескому генералу, а связывающий генерал никогда не сможет захватить закрепленную фигуру, поскольку это поставит ее под контроль со стороны вражеского генерала.
  • Фигура пронзается , когда на нее нападают, и, перемещаясь, открывает менее важную фигуру для захвата. В отличие от кеглей, протыкать могут только пушки и колесницы.
Вилка Приколоть Шашлык
Конь Красного (傌) на d5 разделяет солдата черных (卒) на c7 и пушку (砲) на e7.
Пушка черных (砲) на e8 скована колесницей красных (俥) на e5.
Колесница красных (俥) на e5 пронзает генерала черных (將) на e8 и колесницу (車) на e10. Когда генерал движется в сторону, чтобы не попасть в плен, его колесница может быть захвачена.
  • Обнаруженная проверка происходит, когда атакующая фигура перемещается так, что она разблокирует линию для колесницы, пушки и/или лошади, чтобы остановить вражеского генерала.
  • Двойная проверка происходит, когда две фигуры одновременно угрожают вражескому генералу. В отличие от двойного шаха в западных шахматах, двойной шах в сянци может быть заблокирован или, в одном случае, возможно, встречен взятием другой фигуры, кроме общей. Единственными блокируемыми случаями являются либо колесница и пушка в том же ряду, что и генерал, причем колесница действует как прикрытие для пушки, две лошади, дающие обнаруженную проверку после того, как другая фигура разблокирует атаку обеих, или пушка, использующая вражескую фигуру. как платформа, открытая лошадью (см. ниже). Двойные проверки, выполненные другими способами, не подлежат блокировке. В одном исключительном случае, если лошадь движется, чтобы провести двойную проверку, открывая пушку, а платформой пушки является вражеская колесница или защитная фигура (советник или слон), вражеская колесница или защитная фигура могут захватить лошадь. что одновременно удаляет платформу пушки. В противном случае захвата любой шашки будет недостаточно для устранения угрозы, если только генерал не осуществит захват.
Блокируемая двойная проверка Двойная проверка, встреченная захватом Двойная проверка, заставляющая генерала двигаться
Лошадь Красного переместилась на d7, создав двойную проверку против генерала черных, но черные могут ответить, переместив пушку на d8, заблокировав лошадь и убрав платформу для пушки.
Конь Красного переместился с e4 на d6, открывая двойной шах с помощью пушки, но черные могут ответить, просто захватив коня колесницей.
Конь Красных переместился с e6 на f8 и поставил черного генерала под двойной шах. Поскольку, как и в западных шахматах, есть две независимые линии атаки, черные не могут ответить никаким ходом, кроме как переместить генерала на f10, после чего красный бесплатно выигрывает лошадь черных.
  • Уникальной особенностью сянци является тройная проверка , которая возникает в четырех комбинациях. В первом случае с пушкой, колесницей или солдатом и лошадью лошадь движется, чтобы провести проверку, открывая двойную проверку со стороны колесницы и пушки. Во втором, более редком случае, когда колесница или солдат и две лошади, колесница движется, чтобы провести проверку, открывая двойную проверку со стороны двух лошадей. В третьем случае с двумя пушками и двумя лошадьми одна пушка может открыть двойную проверку лошадей и служить прикрытием для другой пушки. Наконец, колесница или солдат могут двигаться, чтобы провести проверку, открывая проверку лошади и выступая в качестве платформы для пушки, чтобы провести еще одну проверку. Возможна также четверная проверка , возникающая при использовании двух лошадей, колесницы и пушки. Тройную и четверную проверку нельзя заблокировать или выполнить захватом (опять же, если захват не осуществит генерал).
Тройная проверка Четверной чек Тройная проверка, альтернативная позиция
Лошадь Красного (傌) переместилась с e5 на d7, давая шах и открывая двойной шах от колесницы (俥) на e3 и пушки (炮) на e2.
Колесница Красного (俥) переместилась с f9 на e9, давая шах и открывая тройной шах от пушки (炮) на e7 и обеих лошадей (傌) на f8 и g9. Замена колесницы пушкой или удаление лошади дает тройную проверку.
Колесница Красного (俥) переместилась с f9 на e9, обнаружив два шаха от обеих лошадей (傌) на f8 и g9 и сама дала шах.

В отличие от повсеместного распространения пешечных цепочек в западных шахматах, солдаты обычно не поддерживают друг друга до эндшпиля, потому что из исходной позиции солдату требуется минимум пять ходов, чтобы обеспечить взаимную защиту между двумя из них, и они часто склонен к захвату другими фигурами.

Солдаты, лошади, пушки и колесницы могут образовывать отряды, защищающие друг друга. Однако выстраивать колесницы в ряд следует с осторожностью, так как это рискует потерять одну колесницу из-за более слабой части врага. Лошади, которые поддерживают друг друга, называются «Сцепленными лошадьми» (кит. 連環馬), что является относительно безопасным построением лошадей, хотя им все же может угрожать солдат, колесница плюс еще одна второстепенная фигура или фигура, блокирующая одну из фигур. лошадей, что делает защиту односторонней.

Обычно пушки используются независимо для управления определенными рядами и рядами. Использование пушки для контроля средней линии часто считается жизненно важной стратегией, поскольку она привязывает к генералу такие фигуры, как советники и слоны, что, в свою очередь, ограничивает движение своего генерала. Две шеренги, прилегающие к средней, также считаются важными, и здесь можно использовать лошадей и колесницы, чтобы поставить мат.

Поскольку генерал, как правило, наиболее безопасен на своей исходной позиции перед эндшпильной фазой, атака на генерала обычно включает в себя вытеснение генерала из исходной позиции с помощью проверки или угроз. Таким образом, в сянци очень важны определенные точки и образования.

Для атакующей (красной) лошади наиболее фатальными точками являются c9 и g9 (китайский: 臥槽馬), тем более, что без надлежащей защиты быстрый помощник может последовать за ним с дополнительной колесницей или пушкой.

Лян против Чжао, 1982 год.
Из-за скрепки двух фигур красной пушкой центроидный конь черных стал скорее обузой, чем активом.

Для пушки одним из самых фатальных построений является открытая пушка (китайский: 空心炮), где пушка напрямую контролирует средний ряд, без каких-либо других частей между пушкой и генералом. Такое построение особенно опасно, поскольку обороняющаяся сторона не может переместить ни одну фигуру перед пушкой; в то время как с дополнительной пушкой, присоединяющейся к атаке, мат может следовать на месте, а с дополнительной ладьей нападающая сторона может провести двойной шах (с ладьей перед пушкой), за которым следует ветряная мельница (как в случае, когда шах заблокирована, ладья, двигаясь вбок, обнаруживает новый шах от пушки), часто впоследствии выигрывая хотя бы фигуру. Если защищающаяся сторона не может отогнать пушку или захватить ее, она должна переместить генерала вперед, чтобы избежать этих угроз, оставляя генерала уязвимым для атак.

Другое фатальное построение, называемое «центроидной лошадью, управляемой пушкой» (китайский: 炮鎮窩心馬, диаграмма справа), также требует особенно плохой координации фигур противника. На диаграмме «центроидная лошадь» Блэка занимает центр дворца, блокируя собственного генерала и советников Блэка и будучи прижатой к генералу красной пушкой, не может двигаться. Пушка черных на e8 также привязана к своему генералу; он тоже не может двигаться и ограничивает движение двух слонов Блэка, делая их неспособными защищать друг друга. Такая расстановка в миттельшпиле часто приводит к смертельным угрозам задушенных матов, в то время как в эндшпиле, как показано на диаграмме, пушку Красных невозможно прогнать, в результате чего генерал черных, советники, пушка на e8 и лошадь навсегда обездвиживаются. Несмотря на то, что у черных небольшая фигура, у красных явная победа: игра завершилась 41.Hg7 (развилка слона и связанная пушка и создание угрозы мата) Eg10 42.Hh9 Ci9 43.Hf8+ Cf9 (если бы не остальные черные) пушка, это мгновенный мат) 44.Hxg6, и черные сдались: единственная активная фигура черных (пушка на f9) абсолютно беспомощна, чтобы остановить коня и солдат красных, которые вскоре вторгнутся во дворец.

Обычная оборонительная конфигурация состоит в том, чтобы оставить генерала на его исходной позиции, разместить одного советника и одного слона в двух точках прямо перед генералом, а другого советника и слона оставить на своих исходных позициях, сбоку от генерала. . В этой схеме пары советника и слона поддерживают друг друга, а генерал невосприимчив к атакам пушек. Потеря любых защитных фигур делает генерала уязвимым для артиллерийской атаки, и от этой расстановки, возможно, придется отказаться. Защищающийся может отодвинуть защитные фигуры от генерала или даже намеренно пожертвовать ими, чтобы отразить атаку пушки.

Красные маты в 11

Длинные последовательности шахов, приводящие к мату или получению материала, распространены как в шахматных композициях, так и в реальной игре. Опытному игроку на сянци часто приходится просчитывать несколько шагов или даже десятки шагов вперед для принудительной последовательности. На диаграмме справа черные имеют непосредственную угрозу мата, которую невозможно парировать, что вынуждает красных проверять черных на каждом ходу. Хотя для мата требуется 11 ходов, общая идея ясна: вызвать скрытый шах, пожертвовав колесницу в центре дворца (e9), затем заставить черных открыть центральную линию, позволяя красному генералу помочь в атаке. и, наконец, сблизиться, столкнувшись с генералами.

Открытия

Самая распространенная дебютная пара ходов

Поскольку левый и правый фланги стартовой расстановки симметричны, первый ход принято делать на правом фланге. Начинать на левом фланге считается излишне запутанным. [ нужна цитата ]

Самый распространенный вариант - переместить пушку к центральной колонне, путь, известный как dāng tóu pào или «Центральная пушка». Самый распространенный ответ - продвинуть лошадь на один и тот же фланг. Вместе это движение и ответ. известен под рифмой thrad / dāng tóu pào, mǎ lái tiào . . Обозначения для этого: «1.炮 (32)–35, 馬 (18)–37», «1. C2.5 H8+7» или «1. Che3 Hg8» (схема справа). После ответа черных 1. ...H8+7 (Hg8) игра может развиться в различные дебюты, наиболее распространенными из которых являются 屏風馬 (трад.) / 屏风马 (упрощен.) или «Экранные кони (Защита)». » в котором черные развивают другую лошадь для дальнейшей защиты своей средней пешки (...H2+3 или ...Hc8) либо сразу на втором ходу, либо позже, когда черные перенесут игру в этот дебют.

Альтернативными общими первыми ходами черных являются развитие либо пушек (1. ...C8.5/1. ...Che8, либо 1. ...C2.5/1. ...Cbe8); Обратите внимание, что после любого из этих ходов взятие центрального солдата с пушкой (2. C5+4 или 2. Cxe7+) является ловушкой для новичков, которая мешает развитию и координации фигур красных, если черные играют правильно (например, 1. Che3 Che8 2. Cxe7+?? 3. Hg3 Hg8 4. Ce5 Rh10, когда черные первыми развивают ладью и потеря средней пешки черных фактически позволила черным коням занять центр на следующих ходах).

Другие распространенные первые ходы Красных включают перемещение слона в центральную колонну (1. Ege3), продвижение солдата в третьей или седьмой вертикали (1. c5), перемещение лошади вперед (1. Hg3) и перемещение любой пушки в 4-й или 6-й (d- или f-) файл (1. Chd3 или 1. Chf3). По сравнению с отверстиями Центральной пушки, эти отверстия, как правило, менее ограничены теоретически.

Общий совет по дебюту включает в себя быстрое развитие хотя бы одной колесницы и размещение ее в открытых шеренгах и рядах, поскольку это самая мощная фигура с большой дальностью атаки. Есть поговорка, что только плохой игрок не перемещает колесницу за первые три хода (китайский: 三步不出車,必定要輸棋); однако это не следует понимать буквально, и на самом деле это часто нарушается в современных играх сянци. [ нужна цитата ] Атака и защита центра, особенно центральных солдат / центральных пешек, являются обычными темами в дебюте, отсюда и дебюты Центральной пушки. Обычно хотя бы одну лошадь следует переместить в середину, чтобы защитить центрального солдата; однако незащищенные центральные солдаты также могут стать «отравленными пешками» на первых шагах, особенно если у атакующей стороны нет немедленных действий для сохранения давления на центральную линию.

Стратегия миттельшпиля

Стратегия сянци имеет общие черты с шахматами, но имеет некоторые отличия:

  • Занятие центра относительно менее важно в Сянци, но контроль и нападение на среднюю линию по-прежнему остаются одной из жизненно важных тем. Поскольку средняя линия часто хорошо защищена, игроки будут стремиться атаковать любой из флангов противника, особенно когда защита одного фланга игнорируется.
  • Значение пешечной формации в сянци и шахматах различно. В сянци солдат (пешков) часто толкают, чтобы не блокировать собственных лошадей, и они редко защищают друг друга (в отличие от западной шахматной пешечной цепи ). Успешное переправление солдата через реку в качестве атакующей силы часто может значительно склонить чашу весов в миттельшпиле.
  • В игре на высоком уровне инициатива очень важна, и малейшая ошибка может обречь игру на провал.
  • Жертвоприношения распространены в сянци, однако они чаще носят тактический, а не позиционный характер. Обычно ради позиционного преимущества или полутактической атаки приносится в жертву самое большее небольшая фигура.

Как и в шахматах, ценность фигур сянци сильно зависит от позиции на доске. Следующее исследование из 42-го тома «Руководства по элегантному времяпрепровождению», датируемое эпохой династии Мин, ярко иллюстрирует это. Красные должны играть и побеждать. [15]

В этой позиции у красных есть два солдата и пушка, но черные грозят, казалось бы, неудержимым матом ходом ...Rf1#, поскольку 1.Ec5? Объявление8! возобновляет угрозу партнера. Обратите внимание, что красная колесница практически бесполезна, поскольку имеет только два разрешенных хода, что резко контрастирует с очень активной черной колесницей. Однако Красный предотвращает мат, пожертвовав и пушку, и колесницу: 1.Ca10+!! Hxa10 2.Ea3! Rxa1 (или колесница потеряна, поскольку генерал охраняет слона на e3, который, в свою очередь, охраняет g1, а красный конь охраняет e2) 3.Eec1:

Несмотря на значительную жертву материала Красным, колесница Блэка теперь стала бесполезной, поскольку она навсегда обездвижена красными слонами и лошадью; красный генерал не дает черному солдату на g2 двигаться вбок, чтобы освободить колесницу (например, 3...g1 4.Gf2). У черной лошади также нет безопасного хода из-за красного солдата на c8, который также вместе с солдатом на f9 не позволяет черному генералу атаковать солдата на f9 сзади. Кроме того, черный солдат на g6 не защищен и не имеет безопасного хода, поэтому красные могут выиграть, подтолкнув солдата с с4 на с6 и переместив его вбок на линию g, после чего позиция фактически представляет собой эндшпиль из трех солдат. против двух советников, легкая победа Красных (см. ниже ), несмотря на то, что на колеснице было трое солдат.

Финал

Хотя для хорошей игры в эндшпиле сянци требуется недюжинное мастерство, существует ряд широко известных книжных побед и ничьих. Не имея аналога продвижения пешки , эндшпиль сянци вместо этого больше фокусируется на навязывании мата или пата и в этом отношении напоминает шахматные эндшпили без пешек . Поскольку пат — это проигрыш для игрока, зашедшего в тупик, а не ничья, большинство книжных розыгрышей в сянци происходит из-за крепостей , а некоторые ничьи из-за недостаточного материала .

Общее правило в эндшпилях сянци для выигрышной стороны заключается в том, что, когда на доске меньше материала, не следует легко разменивать фигуры, так как при меньшем количестве атакующих фигур на доске легче защищаться (в отличие от западных шахмат, где это почти невозможно). всегда выгодно обмениваться фигурами, когда есть материал). Следовательно, если определенный тип эндшпиля может быть преобразован путем обмена фигурами в другой тип эндшпиля, который является книжным выигрышем, то этот эндшпиль сам по себе является книжным выигрышем.

Цугцван в эндшпиле Сянци

Красный побеждает, если любая из сторон ходит.

Побуждение цугцванга является решающим моментом для победы в простых эндшпилях, и почти исключительно в простых эндшпилях. В эндшпиле «Генерал + солдат против генерала», показанном справа, первая главная цель Рэда — занять среднюю шеренгу. Красные выигрывают ходом 1. Gd1 (выжидательный ход), а черные находятся в цугцванге. Черным необходимо продолжить ход 1. ...Ge8, так как 1. ...Ge10 мгновенно проигрывает после 2. f9#. После 1. ...Ge8 2. f9 Gf8 3. e9 Ge8 4. d9 Gf8 5. Ge1 красный генерал успешно занимает среднюю вертикаль. Партия завершилась ходом 5. ...Gf9 6. e9+, и, независимо от ответа черных, 7. Ge2# (устаревший) матирует черных.

Взаимный цугцванг: проигрывает тот, кто ходит первым.

Взаимный цугцванг возможен, но очень редок и обычно встречается в эндшпильных композициях. В этом эндшпиле, показанном справа, тот, кто ходит, проигрывает, поскольку, когда любой из двух генералов перемещается на открытую линию d или f, это грозит неудержимым матом, в то время как ход игрока только помогает вражескому генералу занять одну из линий. . Например, Красный может переместить двух своих солдат только в том случае, если он хочет двигаться. Перемещение f-(или d-)солдата позволяет вражескому генералу занять f-ряд (d-ряд). Даже если 1. fe9+ Gf10 2. d10, когда красные угрожают матом в 1, черные все равно немедленно дают мат либо 2. ...fe2#, либо 2. ...f1#.

Солдатские (пешечные) эндшпили

Красный, играющий, выигрывает; Черные играют вничью.

  • Солдат, пока не достигнет противоположного звания, легко побеждает голого генерала. С любой дополнительной защитной фигурой на стороне защиты это ничья; однако для хорошей игры солдат против советника требуются навыки.
  • Два непродвинутых (т.е. на 6 или 7 шеренге) солдата выигрывают в следующих комбинациях: Два советника, два слона, голая лошадь/пушка. Обычно ничья против одного советника плюс один слон или лошадь/пушка плюс защищающаяся фигура.
  • Три неопытных солдата побеждают в следующих комбинациях: все 4 оборонительные фигуры (2 советника плюс 2 слона, китайский: 士象全), лошадь плюс два советника/два слона, пушка плюс два слона.

Конные эндшпили

Играя красные, выигрывает ходом 1. Hd7, не давая слону добраться до противоположного фланга и тем самым ставя черных в цугцванг (1...Gd9 проигрывает вилке 2.Hb8+, а после 1...Ea8 ставит 2.Hb8 Черные снова в цугцванге и на следующем ходу слон теряется). Черные играют вничью ходом 1. ...Ee8.
  • Голая лошадь побеждает голого советника, но не голый слон.
  • Лошадь плюс непродвинутый солдат побеждает обе комбинации из трех защитных фигур или любую комбинацию второстепенной фигуры плюс защитная фигура, кроме лошади + слона. Эта комбинация тянет против всех 4 защитных фигур.
  • Лошадь плюс продвинутый солдат (8-го или 9-го ранга) могут противостоять любой комбинации из трех защитных фигур, но защита требует точных позиций.
  • Лошадь плюс солдат 10-го ранга побеждает двух советников или одного советника плюс один слон. Эта комбинация тянется против двух слонов.
  • Лошадь плюс два солдата могут победить одну второстепенную фигуру + одного советника + двух слонов. С дополнительным советником в защите это ничья.
  • Две лошади побеждают все 4 защитные фигуры или любую комбинацию второстепенных фигур и 2 защитных фигур, за исключением пушки + 2 слонов.

Пушечные эндшпили

После 1. Ge3 черные должны потерять советчика, поскольку на 1...Gd9 отвечает 2.Ae2#. Обратите внимание, что после 1...Ge10 2. Cxd8 взятие пушки с помощью Axd8 запрещено, поскольку советник привязан к своему генералу (генералы не могут стоять лицом друг к другу на одной вертикали).
  • Голая пушка или пушка со слонами не могут победить голого генерала из-за недостаточности материала. Пушкам без других наступательных фигур нужны защитные фигуры, которые будут выступать в качестве платформ, особенно советник, поскольку советник может действовать как платформа на любой из трех центральных линий, тогда как слон может действовать как платформа только на самой центральной линии.
  • Пушке нужен только один советник, чтобы победить двух советников или одного слона. Между тем, даже со всеми четырьмя защитными фигурами это ничья против двух слонов, одного советника + одного слона, одного солдата + одного советника или любой второстепенной фигуры.
  • Пушке со всеми 4 защитными фигурами нужен как минимум дополнительный солдат, чтобы победить 4 защитных фигуры. Голая пушка с солдатом на 6-й шеренге побеждает любую комбинацию из двух защитных фигур.
  • Пушка + 4 защитных фигуры + 2 непродвинутых солдата обычно играют против одной второстепенной фигуры + 4 защитных фигуры. Но если обороняющейся стороне не хватает ни одной фигуры, это чистая победа.

Конные+Пушечные эндшпили

Этот тип эндшпиля считается одним из наиболее сложных эндшпилей. Наиболее известные книжные выигрыши и книжные розыгрыши:

  • Лошадь + Пушка + 4 защитных фигуры против второстепенной фигуры против 4 защитных фигур: победа, если второстепенная фигура — лошадь (атакующей стороне для победы не нужны все 4 защитные фигуры), ничья, если это пушка.
  • При одинаковой комбинации двух второстепенных фигур и всех четырех защитных фигур с обеих сторон для победы в книге нужны два дополнительных солдата.
  • Если у обеих сторон есть по 2 второстепенные фигуры и 4 защитные фигуры, а у более выгодной стороны есть только один дополнительный солдат, то независимо от комбинации двух второстепенных фигур это ничья.

Эндшпиль на колесницах

Чертеж крепости для колесницы против лошади + 2 слона. Другие оборонительные позиции, за исключением симметричного варианта этой позиции, обычно проигрывают: если вместо этого слон на g6 оказался на g10, то выигрывает игра красных, начиная с 1. Rb7.

Концовки с одиночной колесницей:

  • Одна колесница, как правило, не может победить 4 защитных фигуры, но с 3 или менее защитными фигурами это вынужденная победа.
  • Колесница против одной второстепенной фигуры плюс 2 защитных фигуры: победа, если 2 защитные фигуры не одинаковы или если комбинация состоит из лошади + двух советников. Если у обороняющейся стороны есть лошадь + два слона, необходимо нарисовать конкретную крепость.
  • Колесница против одной второстепенной фигуры плюс 3 защитных фигуры: ничья.
  • Колесница против двух второстепенных фигур без защитных фигур: ничья, но требует хороших защитных позиций.

Колесница + солдаты (непродвинутый уровень):

  • Колесница + солдат с достаточным количеством защитных фигур на своей стороне побеждает колесницу плюс советник, колесницу плюс два слона или колесницу плюс солдат.
  • Колесница + солдат побеждает любые 2 второстепенные фигуры + 2 советника. Эта комбинация также выигрывает у лошади + 4 защитных фигуры, но не у пушки + 4 защитных фигуры.
  • Колесница + солдат против 2 непродвинутых солдат + 4 защитных фигуры: Если у нападающей стороны нет защитной фигуры, это ничья, поскольку 2 вражеских солдата все равно могут представлять собой грозную силу. Если у нападающей стороны есть один советник, это победа.
  • Колесница + 2 солдата не могут добиться победы над колесницей + 4 защитными фигурами. В этом эндшпиле и атака, и защита требуют большого мастерства.

Колесница + лошадь:

  • Колеснице с лошадью нужен один советник на своей стороне, чтобы победить колесницу с двумя советниками.
  • Колесница + лошадь против колесницы + два слона: при достаточном количестве защитных фигур для атакующей стороны, как правило, это победа, если не принимать во внимание ограничение хода.

Колесница + пушка:

  • Колесница плюс пушка не могут победить голую колесницу, пока защищающаяся колесница занимает среднюю шеренгу. Однако с любой дополнительной защитной фигурой на атакующей стороне это победа.
  • Колесница+пушка+2 советника победят колесницу+два слона.
  • Колесница + пушка + 4 защитных фигуры против колесницы + 4 защитных фигуры: Ничья.

Две колесницы:

  • Две колесницы против колесницы + 4 защитных фигуры: ничья с хорошими оборонительными позициями.
  • Две колесницы против колесницы + второстепенная фигура + 2 защитные фигуры: Единственная комбинация для рисования — колесница + пушка + 2 советника.
  • Две колесницы против 2 второстепенных фигур + 4 защитных фигур: победа, если две второстепенные фигуры представляют собой 2 лошади.

История

Изображение Сянци времен династии Южная Сун.

игра под названием «сянци» Упоминается, что относится к периоду Воюющих царств ; Согласно тексту Шуо Юаня первого века до нашей эры (說苑/说苑), это было одним из интересов господина Мэнчана Ци . Однако правила этой игры не описаны, и она не обязательно была связана с современной игрой. [16] Император У Северного Чжоу в 569 году нашей эры написал книгу под названием « Сян Цзин» . В нем описывались правила игры на астрономическую тематику под названием сянци или сянси ( 象戲 ). Слово xiàngqí 象棋 обычно переводится как «игра со слоном» или «игра с фигурами», поскольку китайский иероглиф 象 означает «слон» и «фигура»; оно возникло как стилизованный рисунок слона и использовалось для написания слова, означающего «фигура», вероятно, потому, что эти два слова произносились одинаково .

По этим причинам Мюррей предположил, что «в Китае [шахматы] взяли на себя доску и название игры под названием 象棋 в смысле «астрономической игры», которая представляла собой очевидные движения видимых невооруженным глазом астрономических объектов в ночном небе. и что самые ранние упоминания 象棋 в Китае означали Астрономическую игру, а не китайские шахматы». Предыдущие игры под названием сянци, возможно, были основаны на движении небесных объектов. Однако связь между 象 и астрономией незначительна и возникла из-за того, что созвездия назывались «фигурами» в астрономическом контексте, где другие значения слова «фигура» были менее вероятны; такое использование могло побудить некоторых древних китайских авторов предположить, что игра 象棋 началась как симуляция астрономии. [ нужна цитата ]

Игровые предметы сянци, относящиеся к династии Северная Сун

В поддержку своего аргумента Мюррей процитировал старый китайский источник, в котором говорится, что в старых сянци (из которых современные сянци, возможно, позаимствовали некоторые из своих правил) игровые фигуры можно было тасовать , чего не происходит в современных сянци в шахматном стиле. [17] Мюррей также писал, что в древнем Китае существовало не одна игра под названием сянци. [18] Мюррей также предположил, что чатуранга из Индии повлияла на формирование современного сянци. [19]

Альтернативная гипотеза Мюррея состоит в том, что сянци возник по образцу войск периода Воюющих царств . Дэвид Х. Ли , например, утверждает, что игра была разработана Хань Синем зимой 204–203 гг. до н. э. для подготовки к предстоящей битве. [20] Однако его теории были подвергнуты сомнению другими исследователями шахмат. [21] Самое раннее описание правил игры встречается в рассказе «Цен Шун» (岑順) в сборнике « Сюаньгуай лу» (玄怪錄), написанном Ню Сенгру в средний период династии Тан .

Сянци такой же, как и сегодня, из династии Южная Сун .

Чанги Корейского полуострова берет свое начало из Сянци.

С популяризацией сянци приобрело известность множество различных школ кружков и игроков, также было издано множество книг и пособий по технике игры, они сыграли важную роль в популяризации сянци и совершенствовании техники игры в современное время. С экономическим и культурным развитием во времена династии Цин Сянци вступил в новый этап. западном стиле . Энциклопедия китайских шахматных дебютов в В 2004 году была написана [22]

Современная игра

Европейская доска сянци
А Б С Д И Ф г ЧАС я
10
Черная колесница А10
B10 черная лошадь
C10 черный слон
Черный советник D10
E10 черный общий
F10 черный советник
G10 черный слон
H10 черная лошадь
I10 черная колесница
Черная пушка B8
Черная пушка H8
А7 черный солдат
C7 черный солдат
E7 черный солдат
G7 черный солдат
I7 черный солдат
Белый солдат А4.
C4 белый солдат
E4 белый солдат
G4 белый солдат
I4 белый солдат
Белая пушка B3
Белая пушка H3
А1 белая колесница
B1 белая лошадь
C1 белый слон
Белый советник D1
E1 белый генерал
Белый советник F1
G1 белый слон
H1 белая лошадь
I1 белая колесница
10
9 9
8 8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
А Б С Д И Ф г ЧАС я
Первоначальное расположение фигур

Турниры и лиги

Хотя сянци зародилась в Азии, лиги и клубы сянци существуют по всему миру. Каждая европейская нация обычно имеет свою собственную правящую лигу; например, в Великобритании сянци регулируется Китайской шахматной ассоциацией Соединенного Королевства. В азиатских странах также есть общенациональные лиги, такие как Китайская шахматная ассоциация Малайзии. [ нужна цитата ]

Кроме того, существует несколько международных федераций и турниров. Китайская ассоциация сянци ежегодно проводит несколько турниров, в том числе турниры Yin Li и Ram Cup. [23] Другие организации включают Азиатскую федерацию сянци. [24] и Всемирная федерация сянци, [25] который проводит турниры и соревнования два раза в год, большинство из которых ограничено игроками из стран-членов.

Существуют европеизированные варианты досок (10×9) и фигурок сянци. [26] [27] [28]

Рейтинги

Азиатская федерация сянци (AXF) и ее соответствующие ассоциации-члены оценивают игроков в формате, аналогичном рейтинговой системе Эло шахматной . Согласно базе данных XiangQi, ведущими игроками среди женщин и мужчин в Китае по состоянию на июнь 2012 года были Тан Дань и Цзян Чуань с рейтингами 2529 и 2667 соответственно. [29] [30] Среди других сильных игроков - Чжао Гуаньфан (женщина), Сюй Иньчуань (мужчина), Лу Цинь (мужчина) и Ван Линьна (женщина). [ нужна цитата ]

Азиатская федерация сянци также присуждает звание гроссмейстера избранным людям со всего мира, которые преуспели в сянци или внесли особый вклад в игру. Конкретных критериев для того, чтобы стать гроссмейстером, нет, и по состоянию на 2020 год насчитывается всего около 100 гроссмейстеров. [31] Звания гроссмейстера присуждаются такими организациями, как AXF и Китайская ассоциация сянци (CXA). [32]

Компьютеры

сянци Сложность дерева игры составляет примерно 10. 150 ; В 2004 году прогнозировалось, что лучший игрок среди людей потерпит поражение до 2010 года. [33] Сянци — одно из самых популярных состязаний компьютеров на компьютерных олимпиадах . [34]

Компьютерные программы для игры в сянци демонстрируют ту же тенденцию развития, что и международные шахматы: обычно это консольные приложения (называемые движками), которые передают свои ходы в текстовой форме через некоторый стандартный протокол. Для графического отображения платы они используют отдельный графический интерфейс пользователя (GUI). Благодаря такой стандартизации можно использовать множество разных движков через один и тот же графический интерфейс, который также можно использовать для автоматической игры разных движков друг против друга. Популярными протоколами являются UCI ( универсальный шахматный интерфейс ), UCCI (универсальный китайский шахматный интерфейс), протокол Qianhong (QH) и протокол WinBoard /XBoard (WB) (последние два названы в честь графического интерфейса, в котором они реализованы). В настоящее время существует множество десятков механизмов сянци, поддерживающих один или несколько из этих протоколов, включая некоторые коммерческие механизмы. [ нужна цитата ]

Вариации

Блиц-шахматы
У каждого игрока есть всего около 5–10 минут.

маньчжурские шахматы
Изобретён во времена маньчжурской династии Цин . Красные кони, пушки и одна из колесниц отсутствуют, но на оставшейся колеснице можно играть и как коней, и как пушки.

Поставка шахмат
Подобно западному варианту шахмат Bughouse , этот вариант имеет возможность повторно размещать захваченные фигуры, аналогично правилу в сёги . Четыре игрока играют командами по два человека в двух параллельных играх. Один товарищ по команде играет черными, а другой — красными. Любая фигура, полученная в результате захвата фигуры противника, передается товарищу по команде для использования в другой игре. Эти фигуры может использовать товарищ по команде, чтобы дать ему преимущество перед другим игроком, при условии, что фигура начинается на собственной стороне доски игрока и не ставит противника под шах.

Формирование
Подобно случайным шахматам Фишера , фигуры одного игрока размещаются случайным образом на одной стороне реки, за исключением генералов и советников, которые должны находиться на своих обычных позициях, и слонов, которые должны начинать с двух из семи точек, которые они обычно могут достигать. Фигуры другого игрока располагаются так же, как и фигуры первого. Все остальные правила такие же.

Банки
Этот вариант более известен в Гонконге, чем в материковом Китае. В ней используются фигуры и доска сянци, но она не следует ни одному из своих правил, что больше похоже на западную игру Stratego , а также на китайскую игру Luzhanqi .

Вариации, играемые с использованием специальных досок или фигур.

Существует множество версий сянци для трех игроков, или сан сянцю , и все они играются на специальных досках.

Сан Го Ци
«Игра трех королевств» разыгрывается на специальной шестиугольной доске, где три армии сянци (красная, синяя и зеленая) соревнуются за господство. Река Y-образной формы делит доску на три территории в форме драгоценных камней, каждая из которых содержит сетку, найденную на одной стороне доски сянци, но искаженную, чтобы в игру могли играть три человека. У каждого игрока есть восемнадцать фигур: шестнадцать обычных сянци плюс две новые, стоящие на том же уровне, что и пушки. Новые фигуры имеют разные названия в зависимости от их стороны: хо («огонь») для красного, ци («флаг») для синего и фэн («ветер») для зеленого. Они перемещаются на две клетки ортогонально, затем на одну клетку по диагонали. Каждый генерал носит имя исторического китайского королевства — Шу — красный, Вэй — синий и У — зеленый — из периода Троецарствия Китая . [35] Вероятно, впервые Сань Го Ци появился при династии Южная Сун (1127–1279). [36]

Сан Ю Ци
«Шахматы трех друзей» были изобретены Чжэн Цзиндэ из Шесяня в провинции Аньхой во время правления императора Канси ( династии Цин 1661–1722). В нее играют на доске Y-образной формы с полной армией фигур сянци, установленных в конце каждого из трех широких радиусов доски. В центре доски находится треугольная зона с определенными элементами, такими как океан, горы или городские стены, каждая из которых непроходима для определенных фигур. Двое из пяти солдат армии заменяются новыми фигурами, называемыми хо («огонь»), которые перемещаются на одно поле по диагонали вперед. Две части ци («флага») расположены в передних углах дворца; они перемещаются на две клетки вперед внутри своего лагеря, а затем на одну клетку в любом направлении внутри вражеского лагеря. [36]

Санренки
«Шахматы для троих» — это коммерческий вариант без реки, в который играют на крестообразной доске с некоторыми особыми правилами, включая четвертую, нейтральную страну под названием Хан. У Хана есть три колесницы, одна пушка и один генерал по имени «Император Хань Сянь», но эти фигуры не двигаются и не принадлежат никому из игроков до определенного момента в игре, когда два игрока объединяются против третьего игрока. . В этот момент третий игрок также может контролировать Хана. [36]

Си Го Ци
В «Шахматы четырех королевств» также играют на крестообразной доске без рек, но с четырьмя игроками. Поскольку здесь нет рек, слоны могут свободно передвигаться по доске. [36]

Ци Го Сян Ци
«Игра семи королевств» символически основана на периоде Воюющих царств.

В Юникоде

Части сянци были добавлены в стандарт Unicode в июне 2018 года с выпуском версии 11.0. Им присвоены кодовые точки U+1FA60–U+1FA6D в блоке «Шахматные символы» :

  • U + 1FA60 🩠 СЯнци КРАСНЫЙ ГЕНЕРАЛ
  • U+1FA61 🩡 СЯнци КРАСНЫЙ МАНДАРИН
  • U + 1FA62 🩢 СЯнци КРАСНЫЙ СЛОН
  • U+1FA63 🩣 СЯнци КРАСНАЯ ЛОШАДЬ
  • U+1FA64 🩤 КРАСНАЯ КОЛЕСНИЦА СЯнци
  • U+1FA65 🩥 КРАСНАЯ ПУШКА СЯнци
  • U + 1FA66 🩦 КРАСНЫЙ СОЛДАТ СЯнци
  • U + 1FA67 🩧 СЯнци ЧЕРНЫЙ ГЕНЕРАЛ
  • U+1FA68 🩨 СЯнци ЧЕРНЫЙ МАНДАРИН
  • U + 1FA69 🩩 СЯнци ЧЕРНЫЙ СЛОН
  • U+1FA6A 🩪 СЯнци ЧЕРНАЯ ЛОШАДЬ
  • U+1FA6B 🩫 ЧЕРНАЯ КОЛЕСНИЦА СЯнци
  • U+1FA6C 🩬 ЧЕРНАЯ ПУШКА СЯнци
  • U+1FA6D 🩭 ЧЕРНЫЙ СОЛДАТ СЯнци

Популярная культура

Игра появляется в романе начала 17 века «Цзинь Пин Мэй» . [37]

В 21-й серии 1-го сезона сериала « Интересное лицо» главный герой Джон Риз играет в игру с пожилым китайцем. [38]

В советско-северовьетнамском мультфильме 1959 года « Скоро будет дождь » / Trời sắp mưa ( Скоро будет дождь ) сюжет сосредоточен вокруг Повелителя Небес, теряющего всю воду на Земле из-за богини Чертежа в шахматах. Виденная доска выглядит как Сянци. [39]

Смотрите также

Примечания

  1. ^ Сянци: китайские шахматы. Архивировано 16 июля 2017 г. в Wayback Machine на сайте Chessvariants.com.
  2. ^ Перейти обратно: а б Правила китайских шахмат , заархивированные 13 августа 2006 г. в Wayback Machine на сайте clubxiangqi.com.
  3. ^ «Правила азиатских китайских шахмат» .
  4. ^ Перейти обратно: а б Генрих, Салли (2007). Ключ в Китай . Учебная пресса. п. 74. ИСБН  978-1863666978 .
  5. ^ «Лучшее из Китая» (11 марта 2012 г.). «Самый ранний китайский шахматный объект был обнаружен в Чунцине» [Самый ранний китайский шахматный объект был обнаружен в Чунгоине]. Best of China (на китайском языке (Китай)) Проверено в 2023–03 гг . - 15 .
  6. ^ Народная информация (6 января 2023 г.) «Внутри найдена самая ранняя китайская шахматная «машина» в Ваньчжоу» . k.sina.cn Проверено 15 марта 2023 г.
  7. ^ Краткие правила игры в шахматы – China Chess Academy Online (на китайском языке) . Проверено 27 мая 2014 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г «Фиски и ходы» . xiangqi.com .
  9. ↑ « История шахмат» , стр.120, сноска 3 говорит, что Сю-ма Куанг написала в монахине Тунг-киен в 1084 году нашей эры, что император Вэнь Суй (541–604) нашел в гостинице нескольких иностранцев, играющих в настольную игру, чья Среди фигур была пьеса под названием « I pai ti » = «белый император»; в гневе на злоупотребление своим титулом он приказал казнить всех в гостинице.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Это «Как играть в китайские шахматы Сянци» . Древние шахматы .
  11. ^ PNG, Джим «Сянци (китайские шахматы) в Ван Бао Цюань Шу, часть . » 1
  12. ^ Лау, ХТ (1985). «Ценность и использование произведений» . Китайские шахматы . Издательство Таттл . стр. 28–30 . ISBN  0-8048-3508-Х .
  13. ^ Левенталь, Деннис А. Шахматы Китая . Тайбэй, Тайвань: Мэй Я, 1978 г. ( список getCITED.org заархивирован 26 февраля 2005 г., на Wayback Machine )
  14. ^ Уилкс, Чарльз Фред. Руководство по китайским шахматам . 1952.
  15. ^ Пинг, Джим (22 января 2021 г.). «Ценность фигур в Сянци» . Сянци.com . Проверено 20 февраля 2023 г.
  16. ^ «Факты о происхождении китайских шахмат». Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine . Банащак.нет. Проверено 1 октября 2011 г.
  17. ^ A History of Chess , стр.122, сноска 12: «В биографии Лю-Цая . Император Тай-Цунг (627–650) был озадачен фразой 太子洗馬 t'ai-tze-si -ма наследный принц моет лошадей») в 周武帝三局象經 Чжоу Уди санью сянцзин («Три игры Чжоу Уди в Сянцзин»); «мыть домино » означает перетасовать их в современном китайском языке; ма или «лошадь» используется для обозначения фигур в игре. Эта фраза, вероятно, означала «наследный принц перетасовывает людей». Он посоветовался с Юн-Куном , который знал эту фразу в молодости, но забыл ее, а затем спросил. Лю-Цай, после ночного размышления, объяснил суть дела и восстановил метод игры в астрономическую игру и фактическое положение».
  18. ^ «История шахмат» , стр.122: В 32-й книге истории династии Тан (618–907) говорится, что У-Ти написал и разъяснил книгу под названием Сан-ку-сян-король (Руководство трех Сянци).
  19. ^ Мюррей, HJR (1913). История шахмат . Benjamin Press (первоначально опубликовано издательством Oxford University Press). ISBN  0-936317-01-9 . OCLC   13472872 .
  20. ^ Эта теория изложена в «Генеалогии шахмат».
  21. ^ Петр Банащак. «Хорошо рассказанная история не обязательно является правдой, поскольку она представляет собой критическую оценку «Генеалогии шахмат» Дэвида Х. Ли » . Банащак.нет . Проверено 1 октября 2011 г.
  22. ^ «Китайский шахматный дебютный номер-ECCO 2004» Проверено 16 . февраля 2018 г. .
  23. ^ Лири, Стивен; Бодлендер, Ганс (20 сентября 1996 г.). «rec.games.chinese-chess FAQ – 21 Какие турниры являются одними из лучших в мире?» . Страницы шахматных вариантов .
  24. ^ Азиатская федерация сянци. Архивировано 27 мая 2005 г. на домашней странице Wayback Machine . Включает английские переводы результатов, правил азиатских турниров и т. д.
  25. ^ Всемирная федерация сянци. Архивировано 11 мая 2016 г. в Wayback Machine . Wxf.org. Проверено 1 октября 2011 г.
  26. ^ «Западное правление сянци» .
  27. ^ «Сянци (Китайские шахматы) – Карол Чесс» .
  28. ^ «Блог Hartwork · Требуется дизайнер: западные фигуры для китайских шахмат» .
  29. ^ Персонал (июнь 2012 г.). «Рейтинг игроков первого тайма (женщин) 2012 г.» . 01xq.com – Открытие Event Game Player . 01xq.com . Проверено 4 июня 2012 г.
  30. ^ Персонал (июнь 2012 г.). «Рейтинг игроков первого тайма (мужской) 2012 г.» . 01xq.com – События Открытие игрового плеера . 01xq.com . Проверено 4 июня 2012 г.
  31. ^ «Основная база данных СянЦи» . wxf.ca. ​ Проверено 22 января 2021 г.
  32. ^ Лири, Стивен; Бодлендер, Ганс (20 сентября 1996 г.). «rec.games.chinese-chess FAQ – 22 Кто самые сильные игроки в мире?» . Страницы шахматных вариантов . Проверено 4 июня 2012 г.
  33. ^ Йен, Чен, Ян, Сюй, 2004, Компьютерные китайские шахматы. Архивировано 14 июня 2007 года в Wayback Machine .
  34. ^ Результаты соревнований Компьютерной олимпиады можно найти здесь.
  35. ^ Бодлендер, Ганс ; Лири, Стивен; Казо, Жан-Луи; Рен Донг, Ю (18 марта 2009 г.). «Игра трех королевств» . Страницы шахматных вариантов . Проверено 31 августа 2011 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д «Сангуо Ци (шахматы трех королевств) и Санью Ци (шахматы трех друзей)» . Другой взгляд на шахматы: шахматная одиссея . Проверено 31 августа 2011 г.
  37. ^ Золотой лотос: перевод с китайского оригинала романа Клемента Эгертона «Чин Пин Мэй» (том 2-е изд.). Сингапур: Грэм Браш (PTE) LTD. 1980. с. 234.
  38. ^ IMDB: Много счастливых возвращений , Общая информация
  39. ^ Скоро будет дождь Archived 2021-09-25 at the Wayback Machine on YouTube

Рекомендации

дальнейшее чтение

  • Ли, Дэвид Х. Первая программа по сянци: китайские шахматы 1 . Premier Publishing, Бетесда, Мэриленд, 1996. ISBN   0-9637852-5-7 .
  • Ли, Дэвид Х. Сянци Программа по пушке: китайские шахматы 2 . Premier Publishing, Бетесда, Мэриленд, 1998 г. ISBN   0-9637852-7-3 .
  • Ли, Дэвид Х. Сянци Программа на тему «Слон: китайские шахматы» 3 . Premier Publishing, Бетесда, Мэриленд, 2000. ISBN   0-9637852-0-6 .
  • Ли, Дэвид Х. Сянци Программа по пешке: китайские шахматы 4 . Premier Publishing, Бетесда, Мэриленд, 2002 г. ISBN   0-9711690-1-2 .
  • Ли, Дэвид Х. Сянци Программа на коне: китайские шахматы 5 . Premier Publishing, Бетесда, Мэриленд, 2004 г. ISBN   0-9711690-2-0 .

Внешние ссылки

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: D6D0E551BF10A4E272A065D2332572BD__1718437740
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Xiangqi
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xiangqi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)