Jump to content

Чатураджи

а б с д и ж г час
8 а8 иб8 руe8 черный корольf8 черный перевернутый слонg8 черный рыцарьh8 черный перевернутый рыцарь8
7 а7b7 руe7 черная пешкаf7 черная пешкаg7 черная пешкаh7 черная пешка7
6 a6 eyb6 py6
5 а5 киб5 ру5
4 g4 прч 4 датских крон4
3 g3 прh3 это3
2 а2 стр.б2 стр.c2 стр.d2 стр.g2 прч2 нет2
1 а1 сгб1 изс1 напримерд1 кгг1 прч1 старший1
а б с д и ж г час
Исходная позиция Чатураджи. Отдельные армии различаются по цвету.
Направление шахматных фигур указывает, какому игроку они принадлежат.
Антикварные индийские шахматы Чатуранга, рассчитанные на четырех игроков, как в Чатураджи.

Чатураджи (что означает «четыре короля») — игра, похожая на шахматы , для четырех игроков . Впервые он был подробно описан c. 1030 год Аль-Бируни в его книге «Индия» . [1] Первоначально это была азартная игра: фигуры, которые нужно переместить, определялись путем броска двух игральных костей. В конце XIX века в Индии все еще играли в вариант игры без кубиков.

Хирама Кокса Схема доски чатураджи .

Древнеиндийский эпос «Махабхарата» содержит упоминание об игре, которой могла бы быть чатураджи:

Представившись брахманом по имени Канка, опытным в игре в кости и любящим игру, я стану придворным этого великодушного царя. И перемещая по шахматным доскам красивые пешки из слоновой кости синего, желтого, красного и белого цветов, бросками черных и красных игральных костей, я буду развлекать короля с его придворными и друзьями. [2]

Однако нет уверенности в том, действительно ли упомянутая игра является шахматной игрой, такой как Чатураджи, или гоночной игрой, такой как Пачиси . Упоминание об игровой доске отсутствует в критическом издании текста, что указывает на то, что это более позднее дополнение. [3] [ не удалось пройти проверку ]

Я стану Канкой, брахманом, любящим азартные игры и упивающимся игрой в кости, и буду играющим в игры придворным великодушного короля. Я положу драгоценный камень «кошачий глаз», игровые фишки из золота и слоновой кости на игровое поле из драгоценных камней и брошу красивые черные и красные игральные кости. [4]

В конце 18-го века Хирам Кокс выдвинул теорию (позже известную как теория Кокса-Форбса ), что чатураджи является предшественником чатуранги и, следовательно, прародителем современных шахмат. Теория была разработана Дунканом Форбсом в конце 19 века и в еще более сильной версии была поддержана Стюартом Кулином . [5] Эта теория была отвергнута Х. Дж. Р. Мюрреем в 1913 году. [6] однако и современные ученые встали на сторону Мюррея. По данным Forbes, эта игра правильно называется чатуранга , что также является названием игры для двух игроков. Термин чатураджи относится к позиции в игре, сравнимой с матом в шахматах. [7] Forbes считал, что игроки Севера и Юга (Черные и Зеленые) играли как союзники против игроков Востока и Запада (Красные и Желтые). [8]

Ходы фигур

[ редактировать ]
Лодка движется
а б с д и ж г час
8 крест d8h8 крест8
7 7
6 f6 черный перевернутый рыцарь6
5 5
4 d4 крестh4 крест4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Лодка на f6 может переместиться на любую из четырех отмеченных клеток.

В игре используются фишки четырех разных цветов, как показано на рисунке. У каждого игрока есть четыре фигуры на задней шеренге и четыре пешки перед ними на второй шеренге. Четыре части — это король , слон , лошадь и лодка (в некоторых источниках также корабль или рух ). Король ходит, как шахматный король , слон, как шахматная ладья , а конь, как шахматный конь . Лодка соответствует шахматному слону , но имеет более ограниченный диапазон, как алфил в шатрандже . Лодка перемещается на две клетки по диагонали в любом направлении (см. схему), перепрыгивая через промежуточную клетку. Это отличается от большинства древних шахматных игр, где шахматному слону обычно соответствует слон. Ходы игроков проходят по доске по часовой стрелке.

Пешка также ходит , как в шахматах, но не имеет возможности первоначального двухшагового хода. Каждая из пешек четырех игроков движется и бьет в разных направлениях по доске, как это подразумевается первоначальной расстановкой. Например, красные пешки, начинающие на вертикали «g», движутся влево по доске, продвигаясь по вертикали «а». Кроме того, правила продвижения пешки различаются: нужно сделать переход на фигуру, которая начинается на той же вертикали (или ряду ) поля продвижения (включая короля), и фигура, на которую делается переход, должна быть ранее захвачена.

Лодочный триумф

[ редактировать ]
Лодочный триумф
а б с д и ж г час
8 8
7 7
6 f6 черный перевернутый рыцарь6
5 d5 ст.р.е5 сг5
4 d4 кресте4 и4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черная лодка на f6 может захватить все три лодки противника, переместившись на d4.

Когда лодка движется так, что образуется квадрат 2х2, заполненный лодками, она захватывает все три лодки других игроков (см. схему). Это правило называется вриханнаука или триумф лодки .

Синхасана

[ редактировать ]

Говорят, что тот, кто переместил короля на исходное поле другого короля, получил синхасану. Если игрок получает синхасану на троне союзного игрока (игрока, чьи фигуры противоположны), он берет под свой контроль обе армии. [9]

Бросок кубиков

[ редактировать ]

На каждом ходу бросаются два кубика. ли (шестигранные) кубические или (четырехгранные) кубики Ранние описания игры расходятся во мнениях относительно того, использовались . Однако HJR Мюррей считает, что кубические игральные кости являются лишь заменой продолговатых игральных костей. Игрокам разрешалось подбрасывать кости в воздух и ловить их, осуществляя некоторый контроль над результатом. Части, которые нужно переместить, определяются значениями кубиков (обратите внимание, что на кубиках не было цифр 1 или 6 ):

Значение матрицы Кусок
1 пешка или король
2 лодка
3 лошадь
4 слон
5 пешка или король
6 слон

За каждый ход можно сделать два хода, по одному на каждый кубик. Можно передвигать одну и ту же или две разные фигуры, и игрок может пропустить один или оба своих хода.

Подсчет очков

[ редактировать ]

Здесь нет шаха или мата; короля можно взять, как и любую другую фигуру. Цель игры – набрать как можно больше очков. Очки начисляются за захват фигур противника по следующей шкале:

Кусок Очки
пешка 1
лодка 2
лошадь 3
слон 4
король 5

Очки в 54 очка присуждаются игроку, которому удастся захватить всех трех королей противника, при этом собственный король останется на доске. Это значение представляет собой сумму очков всех фигур в трех армиях.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мюррей (1913), с. 68
  2. Махабхарата, Книга 4, Раздел 1 , священные тексты.com, по состоянию на 22 июля 2006 г., архивировано 11 марта 2007 г.
  3. ^ ДЖАБ ван Буитенен, Махабхарата: 4. Книга Вираты, 5. Книга усилий , Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press, 1978, стр. 28.
  4. ^ Вьяса, Кэтлин Гарбутт (транс), Махабхарата: Книга четвертая: Вирата , 4.1.23–24 (стр. 29) , New York University Press и JJC Foundation, 2006.
  5. ^ Чатуранга в четыре руки Жана -Луи Казо [ фр ]
  6. ^ Мюррей (1913), с. 75
  7. ^ Форбс (1860), стр. 18
  8. ^ Форбс (1860), стр. 21–22.
  9. ^ Мюррей (1913), с. 70

Библиография

  • Форбс, Дункан (1860). История шахмат . WH Аллен и компания.
  • Мюррей, HJR (1913). История шахмат (переизданное издание). Издательство Оксфордского университета . ISBN  0-19-827403-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a0f1cfe14b9a20dfd20ebc5add7392b8__1697007360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/b8/a0f1cfe14b9a20dfd20ebc5add7392b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chaturaji - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)