Чатураджи

Чатураджи (что означает «четыре короля») — игра, похожая на шахматы , для четырех игроков . Впервые он был подробно описан c. 1030 год Аль-Бируни в его книге «Индия» . [1] Первоначально это была азартная игра: фигуры, которые нужно переместить, определялись путем броска двух игральных костей. В конце XIX века в Индии все еще играли в вариант игры без кубиков.
История
[ редактировать ]
Древнеиндийский эпос «Махабхарата» содержит упоминание об игре, которой могла бы быть чатураджи:
Представившись брахманом по имени Канка, опытным в игре в кости и любящим игру, я стану придворным этого великодушного царя. И перемещая по шахматным доскам красивые пешки из слоновой кости синего, желтого, красного и белого цветов, бросками черных и красных игральных костей, я буду развлекать короля с его придворными и друзьями. [2]
Однако нет уверенности в том, действительно ли упомянутая игра является шахматной игрой, такой как Чатураджи, или гоночной игрой, такой как Пачиси . Упоминание об игровой доске отсутствует в критическом издании текста, что указывает на то, что это более позднее дополнение. [3] [ не удалось пройти проверку ]
Я стану Канкой, брахманом, любящим азартные игры и упивающимся игрой в кости, и буду играющим в игры придворным великодушного короля. Я положу драгоценный камень «кошачий глаз», игровые фишки из золота и слоновой кости на игровое поле из драгоценных камней и брошу красивые черные и красные игральные кости. [4]
В конце 18-го века Хирам Кокс выдвинул теорию (позже известную как теория Кокса-Форбса ), что чатураджи является предшественником чатуранги и, следовательно, прародителем современных шахмат. Теория была разработана Дунканом Форбсом в конце 19 века и в еще более сильной версии была поддержана Стюартом Кулином . [5] Эта теория была отвергнута Х. Дж. Р. Мюрреем в 1913 году. [6] однако и современные ученые встали на сторону Мюррея. По данным Forbes, эта игра правильно называется чатуранга , что также является названием игры для двух игроков. Термин чатураджи относится к позиции в игре, сравнимой с матом в шахматах. [7] Forbes считал, что игроки Севера и Юга (Черные и Зеленые) играли как союзники против игроков Востока и Запада (Красные и Желтые). [8]
Правила
[ редактировать ]Ходы фигур
[ редактировать ]В игре используются фишки четырех разных цветов, как показано на рисунке. У каждого игрока есть четыре фигуры на задней шеренге и четыре пешки перед ними на второй шеренге. Четыре части — это король , слон , лошадь и лодка (в некоторых источниках также корабль или рух ). Король ходит, как шахматный король , слон, как шахматная ладья , а конь, как шахматный конь . Лодка соответствует шахматному слону , но имеет более ограниченный диапазон, как алфил в шатрандже . Лодка перемещается на две клетки по диагонали в любом направлении (см. схему), перепрыгивая через промежуточную клетку. Это отличается от большинства древних шахматных игр, где шахматному слону обычно соответствует слон. Ходы игроков проходят по доске по часовой стрелке.
Пешка также ходит , как в шахматах, но не имеет возможности первоначального двухшагового хода. Каждая из пешек четырех игроков движется и бьет в разных направлениях по доске, как это подразумевается первоначальной расстановкой. Например, красные пешки, начинающие на вертикали «g», движутся влево по доске, продвигаясь по вертикали «а». Кроме того, правила продвижения пешки различаются: нужно сделать переход на фигуру, которая начинается на той же вертикали (или ряду ) поля продвижения (включая короля), и фигура, на которую делается переход, должна быть ранее захвачена.
Лодочный триумф
[ редактировать ]Когда лодка движется так, что образуется квадрат 2х2, заполненный лодками, она захватывает все три лодки других игроков (см. схему). Это правило называется вриханнаука или триумф лодки .
Синхасана
[ редактировать ]Говорят, что тот, кто переместил короля на исходное поле другого короля, получил синхасану. Если игрок получает синхасану на троне союзного игрока (игрока, чьи фигуры противоположны), он берет под свой контроль обе армии. [9]
Бросок кубиков
[ редактировать ]На каждом ходу бросаются два кубика. ли (шестигранные) кубические или (четырехгранные) кубики Ранние описания игры расходятся во мнениях относительно того, использовались . Однако HJR Мюррей считает, что кубические игральные кости являются лишь заменой продолговатых игральных костей. Игрокам разрешалось подбрасывать кости в воздух и ловить их, осуществляя некоторый контроль над результатом. Части, которые нужно переместить, определяются значениями кубиков (обратите внимание, что на кубиках не было цифр 1 или 6 ):
Значение матрицы | Кусок |
---|---|
1 | пешка или король |
2 | лодка |
3 | лошадь |
4 | слон |
5 | пешка или король |
6 | слон |
За каждый ход можно сделать два хода, по одному на каждый кубик. Можно передвигать одну и ту же или две разные фигуры, и игрок может пропустить один или оба своих хода.
Подсчет очков
[ редактировать ]Здесь нет шаха или мата; короля можно взять, как и любую другую фигуру. Цель игры – набрать как можно больше очков. Очки начисляются за захват фигур противника по следующей шкале:
Кусок | Очки |
---|---|
пешка | 1 |
лодка | 2 |
лошадь | 3 |
слон | 4 |
король | 5 |
Очки в 54 очка присуждаются игроку, которому удастся захватить всех трех королей противника, при этом собственный король останется на доске. Это значение представляет собой сумму очков всех фигур в трех армиях.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мюррей (1913), с. 68
- ↑ Махабхарата, Книга 4, Раздел 1 , священные тексты.com, по состоянию на 22 июля 2006 г., архивировано 11 марта 2007 г.
- ^ ДЖАБ ван Буитенен, Махабхарата: 4. Книга Вираты, 5. Книга усилий , Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press, 1978, стр. 28.
- ^ Вьяса, Кэтлин Гарбутт (транс), Махабхарата: Книга четвертая: Вирата , 4.1.23–24 (стр. 29) , New York University Press и JJC Foundation, 2006.
- ^ Чатуранга в четыре руки Жана -Луи Казо
- ^ Мюррей (1913), с. 75
- ^ Форбс (1860), стр. 18
- ^ Форбс (1860), стр. 21–22.
- ^ Мюррей (1913), с. 70
Библиография
- Форбс, Дункан (1860). История шахмат . WH Аллен и компания.
- Мюррей, HJR (1913). История шахмат (переизданное издание). Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-827403-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Голлон, Джон (1968). «§2 Чатуранга (Четыре руки)». Шахматные вариации • Древние, региональные и современные . Компания Чарльза Э. Таттла, Inc. стр. 31–40. LCCN 06811975 .
- Причард, Д.Б. (1994). «Чатураджи». Энциклопедия вариантов шахмат . Публикации игр и головоломок. стр. 48–49. ISBN 0-9524142-0-1 .
- Причард, Д.Б. (2007). «Классические индийские игры для четырех игроков». В Бизли, Джон (ред.). Классифицированная энциклопедия вариантов шахмат . Джон Бисли. стр. 311–12. ISBN 978-0-9555168-0-1 .
- Шмиттбергер, Р. Уэйн (1992). Новые правила классических игр . John Wiley & Sons Inc., стр. 99–103 . ISBN 978-0471536215 .