Тамерлан шахматы
Шахматы Тамерлана — это средневековый вариант шахмат . Как и современные шахматы , оно происходит от слова шатрандж . Он был разработан в Средней Азии во времена правления императора Тимура , ему же приписывают и его изобретение. [1] Поскольку шахматы Тамерлана представляют собой более крупный вариант чатуранги, их также называют Шатрандж аль-Кабир ( «Большие шахматы» или «Большие шахматы» ), в отличие от Шатрандж ас-Сагир («Маленькие шахматы»). Хотя игра похожа на современные шахматы, [2] его особенность в том, что существуют разновидности пешки , каждая из которых продвигается по-своему. [3]
Доска
[ редактировать ]Тамерлана Шахматная доска состоит из 110 клеток без клеток, расположенных по схеме 10х11 («лагерь»). Дополнительные квадраты, известные как цитадели , выступают с левой стороны девятого ряда и с правой стороны второго ряда, образуя в общей сложности 112 квадратов. [1] [4] Когда король противника занимает цитадель игрока, игра объявляется ничьей . Никакая фигура, кроме короля, не может занимать цитадель. [ нужна ссылка ]
Существует несколько способов организации проема. Распространенным является следующее:
- Сторона белых (нижний ряд слева): слон, (пробел), верблюд, (пробел), военная машина, (пробел), военная машина, (пробел), верблюд, (пробел), слон.
- Второй ряд (слева): ладья, конь, пикет, жираф, генерал, король, визирь, жираф, пикет, конь, ладья.
- Третий ряд (слева): пешка пешек, пешка боевых машин, пешка верблюдов, пешка слонов, пешка генерала, пешка короля, пешка визиря, пешка жирафов, пешка пикетов, пешка рыцарей, пешка ладей.
Визирь находится по правую сторону от короля, а Ферц — по левую.
Шахматная доска Тамерлана в третьем [5] множество |
Куски
[ редактировать ]

Здесь также приведены англизированные версии названий произведений.
король ( шах ) – ходит как традиционный король, но однажды во время игры он может поменяться местами с любой из своих фигур, чтобы избежать шаха/мата или пата.
генерал или советник ( ferz ) – перемещается на одну клетку по диагонали.
визирь или губернатор ( вазир ) – перемещается на одну клетку по горизонтали или вертикали.
жираф ( зурафа ) — перемещается на одну клетку по диагонали, а затем минимум на три клетки по горизонтали или вертикали (ограниченный грифон ).
пикет ( талиа ) [6] - Ходит как слон в традиционных шахматах, но должен двигаться минимум на две клетки.
конь ( фарас ) — в традиционных шахматах ходит как конь.
ладья ( рух ) - в традиционных шахматах ходит как ладья.
слон ( pil ) – перемещается на две клетки по диагонали, и ему не мешают фигуры между ними.
верблюд ( джамал / шутур ) – перемещается на одну по диагонали и на две прямо, без препятствий между фигурами. Он движется в форме буквы «L», как ортодоксальный шахматный конь, с размерами 3×1 вместо 2×1.
боевая машина ( даббаба ) - перемещается по двум горизонтальным или вертикальным направлениям, не заслоняясь промежуточными частями.
пешки . В традиционных шахматах ходите как пешки, но без начального двойного хода или захвата на проходе . Каждой фигуре (включая пешку) соответствует соответствующая пешка. Следовательно; пешка короля, пешка визиря, пешка жирафов и т. д. [ нужна ссылка ]
Правила
[ редактировать ]
Начало игры
[ редактировать ]Игрок, ходящий первым, определяется броском кубика. [ нужна ссылка ]
Объект
[ редактировать ]Целью шахмат Тамерлана, как и в современных шахматах, является поставить мат шаху (королю) противника. В отличие от современных шахмат, поставить противника в тупик – это тоже победа. [ нужна ссылка ]
Повышение
[ редактировать ]Достигнув последнего ряда на доске, пешка переводится на соответствующую фигуру. Таким образом, пешка жирафов становится жирафом и т. д. Исключением являются пешка королей и пешка пешек. [ нужна ссылка ]
Пешка королей становится принцем. Он движется как король. Если на доске одновременно существуют и принц, и король, один из двух должен быть захвачен [как обычная фигура], прежде чем другому можно будет сделать шах/мат или поставить в тупик, чтобы выиграть игру. [а] [ нужна ссылка ]
Когда пешка из пешек достигает последней горизонтали, она остается там и не может быть взята . Как только возникает ситуация, когда противник не может избежать потери фигуры из-за пешки или когда пешка может атаковать две противостоящие фигуры одновременно (раздвоиться), игрок должен переместить свою пешку в это место. Он перемещается в это место, даже если поле занято фигурой союзника или противника. Фигура, занимающая клетку, удаляется с доски. На следующем ходу пешка может захватить любую атакуемую фигуру. Затем он продолжает двигаться вперед по доске в качестве пешки. При втором передвижении этой пешки она перемещается в исходную точку королевской пешки. При третьем повышении он становится случайным королем, у которого есть ходы короля, за одним особым исключением, описанным в следующем разделе. Если на доске одновременно с принцем и/или королем существует случайный король, их необходимо захватить, как обычную фигуру, пока не останется только одна фигура, которой затем необходимо поставить мат или поставить в тупик для победы. [7]
Цитадели
[ редактировать ]Два дополнительных квадрата, выступающие слева от девятого ряда и справа от второго ряда, называются цитаделью ( хусун , единственное число хисн ). Если в любой момент игры игрок может переместить своего короля в цитадель противника, он может объявить игру ничьей. Это выгодно проигравшему игроку, поскольку в шахматах Тамерлана пат считается проигрышем. В качестве альтернативы, если у игрока есть принц или случайный король на доске, когда его шах входит в цитадель противника, его шах может поменяться местами с любой из этих фигур, и игра продолжается. Принц или случайный король может позже покинуть цитадель, чтобы освободить место для нового входа короля, но привилегию обмена можно использовать только один раз. [ нужна ссылка ]
Шах ( король ) стоит выше принца, который стоит выше случайного короля. Только самый высокий рейтинг из трех на доске может войти в цитадель противника. [ нужна ссылка ]
Случайному королю выпала особая честь быть единственной фигурой на доске, которая может войти в его собственную цитадель. При входе он становится невосприимчивым, тем самым блокируя вход противника в цитадель и объявляя ничью. [8]
Другой
[ редактировать ]Один раз во время игры игрок может обменять проверенного короля на другую некоролевскую фигуру. Игрок может поставить шах, если у него на руках несколько королей. нет рокировок и ходов на проходе В шахматах Тамерлана . Обнажение короля противника не считается победой в шахматах Тамерлана, поскольку у обнаженного короля все еще есть шанс проникнуть в цитадель противника. В шахматах Тамерлана нет трехкратного повторения или 50-ходовой ничьей. [ нужна ссылка ]
Полные шахматы Тамерлана.
[ редактировать ]В некоторых рукописях пустые клетки на заднем ряду заполнены фигурами новых типов. Следующая настройка появляется в MS 7322 (Британский музей): [9]
- Слон (a1), Лев (b1), Рыцарь (c1), Бык (d1), Боевая машина (e1), Раскрыватель (f1), Боевая машина (g1), Бык (h1), Верблюд (i1), Лев (j1) ), Слон (1к)
- Ладья (a2), Конь (b2), Пикет (c2), Жираф (d2), Генерал (e2), Король (f2), Морское чудовище (g2), Жираф (h2), Пикет (i2), Конь (j2) , Ладья (k2)
- Пешка пешек (a3), Пешка рыцарей (b3), Пешка верблюдов (c3), Пешка боевых машин (d3), Пешка генералов (e3), Пешка королей (f3), Пешка морских чудовищ (g3) , Пешка Жирафов (h3), Пешка Пикетов (i3), Пешка Львов (j3), Пешка Грачей (k3)
- Пешка быков (c4), Пешка разоблачителей (f4), Пешка слонов (i4).
1-й, 2-й и 3-й ряды черных расположены с соблюдением симметрии вращения, как и в стандартной расстановке: но 4-й ряд расположен с зеркальной симметрией, так что пешки быков обращены друг к другу. Обратите внимание, что верблюд только один, а рыцарей три (один рыцарь заменяет отсутствующего верблюда). Морское чудовище заменяет визиря.
Рукопись не дает указаний о том, как ходят дополнительные фигуры. Дункан Форбс в 1860 году предположил, что лев должен сочетать движения ладьи и жирафа; бык должен совмещать движения пикета и жирафа; а открывающий должен объединить ходы пикета и ладьи. (Он дал пикету ход современного слона, тем самым сделав открывающую идентичной современному ферзю.) Жан-Луи Казо в 2012 году предположил, что вместо этого дополнительные фигуры были простыми прыгунами: лев (3,0)-прыгун , бык - (3,2)-прыгун , а раскрывающий - (3,3)-прыгун. Оба предполагают, что морское чудовище идентично визирю: (1,0)-прыгун. [ нужна ссылка ]
Шахматный клуб Тамерлана
[ редактировать ]Общественный шахматный клуб в Джеймстауне, штат Нью-Йорк , под названием «Шахматный клуб Тамерлана» посвящен этой игре, а также другим древним вариантам шахмат. [10] [11]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Казо, Жан-Луи и Ноултон, Рик (2017). Мир шахмат , с. 31. МакФарланд. ISBN 9780786494279 . «Известные как шахматы Тамерлана, [их изобретение] традиционно приписывают самому завоевателю».
- ^ Голлон, Джон (21 ноября 1968 г.). Варианты шахмат: древние, региональные и современные . CE Tuttle Co. ISBN 9780804811224 – через Google Книги .
- ^ Маринелли, Филиппо (21 ноября 1826 г.). «Тройные шахматы» . Валпи – через Google Книги.
- ^ Фолкенер, Эдвард (1892). Игры Древние и Восточные . Лонгманс, Грин и компания. [ISBN не указан].
- ^ Мухаммад ибн Арабшах. «Аджаиб аль-Макдур фи Наваиб аль-Таймур » . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ Казо и Ноултон (2017), с. 360, №21. « Талия означает разведчик, авангард, аванпост, пикет, передовой пост, шпион, группу солдат или войск, размещенных на передовой линии позиции, чтобы предупредить о наступлении врага».
- ^ Джон Голлон, Варианты шахмат, древние, региональные и современные , стр. 76–77.
- ^ HJR Мюррей, История шахмат , 1913 г.
- ^ «Полные шахматы Тамерлана» .
- ^ «Шахматный клуб Тамерлана» . www.facebook.com .
- ^ «US Chess MSA – Сведения о партнерстве (общие)» . www.uschess.org .
Библиография
- Казо, Жан-Луи; Ноултон, Рик (2017). Мир шахмат, его развитие и вариации на протяжении веков и цивилизаций . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-9427-9 .
- Фолкенер, Эдвард (1961) [1892]. «XVI. Шахматы Тамерлана». Древние и восточные игры и как в них играть . Dover Publications Inc., стр. 197–216 . ISBN 0-486-20739-0 .
- Голлон, Джон (1973). Варианты шахмат: древние, региональные и современные . Компания Чарльза Э. Таттла, Inc. ISBN 0-8048-1122-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Причард, Д.Б. (1994). «Великие шахматы Тимура». Энциклопедия вариантов шахмат . Публикации игр и головоломок. стр. 314–15. ISBN 0-9524142-0-1 .
- Причард, Д.Б. (2007). «Великие шахматы Тимура». В Бизли, Джон (ред.). Классифицированная энциклопедия вариантов шахмат . Джон Бисли. стр. 270–71. ISBN 978-0-9555168-0-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шахматы Тамерлана от Ганса Бодлендера на страницах Chess Variant Pages
- Рудольф, Джесс; ред. «Шахматы Тамерлана - Шахматы Тимура», CWRUMS в Wayback Machine (архивировано 8 февраля 2012 г.)
- Казо, Жан-Луи (28.09.2012). « Тамерлан Шахматы », История.Шахматы.Free.Фр .
- Tamerlane Chess - простая программа Эда Фридлендера ( Java )