Jump to content

Тамерлан шахматы

Шахматы Тамерлана — это средневековый вариант шахмат . Как и современные шахматы , оно происходит от слова шатрандж . Он был разработан в Средней Азии во времена правления императора Тимура , ему же приписывают и его изобретение. [1] Поскольку шахматы Тамерлана представляют собой более крупный вариант чатуранги, их также называют Шатрандж аль-Кабир ( «Большие шахматы» или «Большие шахматы» ), в отличие от Шатрандж ас-Сагир («Маленькие шахматы»). Хотя игра похожа на современные шахматы, [2] его особенность в том, что существуют разновидности пешки , каждая из которых продвигается по-своему. [3]

Тамерлана Шахматная доска состоит из 110 клеток без клеток, расположенных по схеме 10х11 («лагерь»). Дополнительные квадраты, известные как цитадели , выступают с левой стороны девятого ряда и с правой стороны второго ряда, образуя в общей сложности 112 квадратов. [1] [4] Когда король противника занимает цитадель игрока, игра объявляется ничьей . Никакая фигура, кроме короля, не может занимать цитадель. [ нужна ссылка ]

Существует несколько способов организации проема. Распространенным является следующее:

  • Сторона белых (нижний ряд слева): слон, (пробел), верблюд, (пробел), военная машина, (пробел), военная машина, (пробел), верблюд, (пробел), слон.
  • Второй ряд (слева): ладья, конь, пикет, жираф, генерал, король, визирь, жираф, пикет, конь, ладья.
  • Третий ряд (слева): пешка пешек, пешка боевых машин, пешка верблюдов, пешка слонов, пешка генерала, пешка короля, пешка визиря, пешка жирафов, пешка пикетов, пешка рыцарей, пешка ладей.

Визирь находится по правую сторону от короля, а Ферц — по левую.

а б с д и ж г час я дж к
10 а9 изд.б9с9 сдd9е9 мкр.f9g9 мкр.h9i9 сдj9k9 изд.10
9 х2а8-йб8-йс8 спd8 Бге8 гдf8 кдg8 qdh8 Б-гi8 спj8-йК8-й р-д9
8 а7 ПДб7 ПДc7 ПДd7 pdе7 ПДf7 пдg7 ПДh7 пдi7 ПДj7 ПДк7 пд8
7 а6б6с6d6е6f6g6h6i6j6к67
6 а5б5с5d5е5f5g5h5я5j5к56
5 a4б4с4d4е4f4g4h4я4j4к45
4 а3б3с3д3е3f3g3h3я3j3к34
3 а2 пл.б2 пл.с2 пл.d2 пл.е2 пл.f2 плg2 пл.h2 пл.я2 плj2 пл.k2 пл.3
2 а1 рлб1 н.э.с1 блd1 Гле1 qlf1 вг1 глh1 глi1 blj1 нлк1 рлх12
1 а0б0с0 слд0е0 млf0г0 млч0я0 слj0к01
а б с д и ж г час я дж к
Шахматная доска Тамерлана в «мужском» массиве
а б с д и ж г час я дж к
10 а9 изд.б9с9 сдd9е9 гдf9 кдg9 qdh9i9 сдj9k9 изд.10
9 х2а8-йб8-йс8 спd8 Бге8 мкр.f8 пдg8 мкр.h8 Б-гi8 спj8-йК8-й р-д9
8 а7 ПДб7 ПДc7 ПДd7 pdе7 ПДf7g7 ПДh7 пдi7 ПДj7 ПДк7 пд8
7 а6б6с6d6е6f6g6h6i6j6к67
6 а5б5с5d5е5f5g5h5я5j5к56
5 a4б4с4d4е4f4g4h4я4j4к45
4 а3б3с3д3е3f3g3h3я3j3к34
3 а2 пл.б2 пл.с2 пл.d2 пл.е2 пл.f2g2 пл.h2 пл.я2 плj2 пл.k2 пл.3
2 а1 рлб1 н.э.с1 блd1 Гле1 млf1 плг1 млh1 глi1 blj1 нлк1 рлх12
1 а0б0с0 слд0е0 qlf0 вг0 глч0я0 слj0к01
а б с д и ж г час я дж к
Шахматная доска Тамерлана в «женском» массиве
а б с д и ж г час я дж к
10 а9 изд.б9с9 сдd9е9 гдf9 кдg9 qdh9i9 сдj9k9 изд.10
9 х2а8-йб8-йc8 месяцевд8 спe8 Б-гf8 пдg8 Б-гh8 спi8 мкр.j8-йК8-й р-д9
8 а7 ПДб7 ПДc7 ПДd7 pdе7 ПДf7g7 ПДh7 пдi7 ПДj7 ПДк7 пд8
7 а6б6с6d6е6f6g6h6i6j6к67
6 а5б5с5d5е5f5g5h5я5j5к56
5 a4б4с4d4е4f4g4h4я4j4к45
4 а3б3с3д3е3f3g3h3я3j3к34
3 а2 пл.б2 пл.с2 пл.d2 пл.е2 пл.f2g2 пл.h2 пл.я2 плj2 пл.k2 пл.3
2 а1 рлб1 н.э.с1 млд1 блe1 Глf1 плg1 глч1 бя1 млj1 нлк1 рлх12
1 а0б0с0 слд0е0 qlf0 вг0 глч0я0 слj0к01
а б с д и ж г час я дж к
Шахматная доска Тамерлана в третьем [5] множество
Шахматы Тамерлана. Фигуры напоминают шахматные фигуры Тамерлана в Персии 14 века.
Слева направо: фарас (рыцарь), зурафа (жираф), пил (слон) и талиа (пикет).

Здесь также приведены англизированные версии названий произведений.

  • король ( шах ) – ходит как традиционный король, но однажды во время игры он может поменяться местами с любой из своих фигур, чтобы избежать шаха/мата или пата.
  • генерал или советник ( ferz ) – перемещается на одну клетку по диагонали.
  • визирь или губернатор ( вазир ) – перемещается на одну клетку по горизонтали или вертикали.
  • жираф ( зурафа ) — перемещается на одну клетку по диагонали, а затем минимум на три клетки по горизонтали или вертикали (ограниченный грифон ).
  • пикет ( талиа ) [6] - Ходит как слон в традиционных шахматах, но должен двигаться минимум на две клетки.
  • конь ( фарас ) — в традиционных шахматах ходит как конь.
  • ладья ( рух ) - в традиционных шахматах ходит как ладья.
  • слон ( pil ) – перемещается на две клетки по диагонали, и ему не мешают фигуры между ними.
  • верблюд ( джамал / шутур ) – перемещается на одну по диагонали и на две прямо, без препятствий между фигурами. Он движется в форме буквы «L», как ортодоксальный шахматный конь, с размерами 3×1 вместо 2×1.
  • боевая машина ( даббаба ) - перемещается по двум горизонтальным или вертикальным направлениям, не заслоняясь промежуточными частями.
  • пешки . В традиционных шахматах ходите как пешки, но без начального двойного хода или захвата на проходе . Каждой фигуре (включая пешку) соответствует соответствующая пешка. Следовательно; пешка короля, пешка визиря, пешка жирафов и т. д. [ нужна ссылка ]
Тимур Завоеватель , изобретатель игры

Начало игры

[ редактировать ]

Игрок, ходящий первым, определяется броском кубика. [ нужна ссылка ]

Целью шахмат Тамерлана, как и в современных шахматах, является поставить мат шаху (королю) противника. В отличие от современных шахмат, поставить противника в тупик – это тоже победа. [ нужна ссылка ]

Повышение

[ редактировать ]

Достигнув последнего ряда на доске, пешка переводится на соответствующую фигуру. Таким образом, пешка жирафов становится жирафом и т. д. Исключением являются пешка королей и пешка пешек. [ нужна ссылка ]

Пешка королей становится принцем. Он движется как король. Если на доске одновременно существуют и принц, и король, один из двух должен быть захвачен [как обычная фигура], прежде чем другому можно будет сделать шах/мат или поставить в тупик, чтобы выиграть игру. [а] [ нужна ссылка ]

Когда пешка из пешек достигает последней горизонтали, она остается там и не может быть взята . Как только возникает ситуация, когда противник не может избежать потери фигуры из-за пешки или когда пешка может атаковать две противостоящие фигуры одновременно (раздвоиться), игрок должен переместить свою пешку в это место. Он перемещается в это место, даже если поле занято фигурой союзника или противника. Фигура, занимающая клетку, удаляется с доски. На следующем ходу пешка может захватить любую атакуемую фигуру. Затем он продолжает двигаться вперед по доске в качестве пешки. При втором передвижении этой пешки она перемещается в исходную точку королевской пешки. При третьем повышении он становится случайным королем, у которого есть ходы короля, за одним особым исключением, описанным в следующем разделе. Если на доске одновременно с принцем и/или королем существует случайный король, их необходимо захватить, как обычную фигуру, пока не останется только одна фигура, которой затем необходимо поставить мат или поставить в тупик для победы. [7]

Цитадели

[ редактировать ]

Два дополнительных квадрата, выступающие слева от девятого ряда и справа от второго ряда, называются цитаделью ( хусун , единственное число хисн ). Если в любой момент игры игрок может переместить своего короля в цитадель противника, он может объявить игру ничьей. Это выгодно проигравшему игроку, поскольку в шахматах Тамерлана пат считается проигрышем. В качестве альтернативы, если у игрока есть принц или случайный король на доске, когда его шах входит в цитадель противника, его шах может поменяться местами с любой из этих фигур, и игра продолжается. Принц или случайный король может позже покинуть цитадель, чтобы освободить место для нового входа короля, но привилегию обмена можно использовать только один раз. [ нужна ссылка ]

Шах ( король ) стоит выше принца, который стоит выше случайного короля. Только самый высокий рейтинг из трех на доске может войти в цитадель противника. [ нужна ссылка ]

Случайному королю выпала особая честь быть единственной фигурой на доске, которая может войти в его собственную цитадель. При входе он становится невосприимчивым, тем самым блокируя вход противника в цитадель и объявляя ничью. [8]

Один раз во время игры игрок может обменять проверенного короля на другую некоролевскую фигуру. Игрок может поставить шах, если у него на руках несколько королей. нет рокировок и ходов на проходе В шахматах Тамерлана . Обнажение короля противника не считается победой в шахматах Тамерлана, поскольку у обнаженного короля все еще есть шанс проникнуть в цитадель противника. В шахматах Тамерлана нет трехкратного повторения или 50-ходовой ничьей. [ нужна ссылка ]

Полные шахматы Тамерлана.

[ редактировать ]

В некоторых рукописях пустые клетки на заднем ряду заполнены фигурами новых типов. Следующая настройка появляется в MS 7322 (Британский музей): [9]

  • Слон (a1), Лев (b1), Рыцарь (c1), Бык (d1), Боевая машина (e1), Раскрыватель (f1), Боевая машина (g1), Бык (h1), Верблюд (i1), Лев (j1) ), Слон (1к)
  • Ладья (a2), Конь (b2), Пикет (c2), Жираф (d2), Генерал (e2), Король (f2), Морское чудовище (g2), Жираф (h2), Пикет (i2), Конь (j2) , Ладья (k2)
  • Пешка пешек (a3), Пешка рыцарей (b3), Пешка верблюдов (c3), Пешка боевых машин (d3), Пешка генералов (e3), Пешка королей (f3), Пешка морских чудовищ (g3) , Пешка Жирафов (h3), Пешка Пикетов (i3), Пешка Львов (j3), Пешка Грачей (k3)
  • Пешка быков (c4), Пешка разоблачителей (f4), Пешка слонов (i4).
а б с д и ж г час я дж к
10 а9 изд.b9 фдс9 сдд9 спе9 мкр.f9 вдg9 мкр.h9 спi9 сдj9 ФДk9 изд.10
9 х2а8-йб8-йс8 спd8 Бге8 гдf8 кдg8 тдh8 Б-гi8 спj8-йК8-й р-д9
8 а7 ПДб7 ПДc7 ПДd7 pdе7 ПДf7 пдg7 ПДh7 пдi7 ПДj7 ПДк7 пд8
7 а6б6c6 ПДd6е6f6 пдg6h6i6 ПДj6к67
6 а5б5с5d5е5f5g5h5я5j5к56
5 a4б4с4d4е4f4g4h4я4j4к45
4 а3б3с3 плд3е3f3 plg3h3i3 пл.j3к34
3 а2 пл.б2 пл.с2 пл.d2 пл.е2 пл.f2 плg2 пл.h2 пл.я2 плj2 пл.k2 пл.3
2 а1 рлб1 н.э.с1 блd1 Гле1 TLf1 вг1 глh1 глi1 blj1 нлк1 рлх12
1 а0b0 этс0 слd0 Бле0 млf0 влг0 млh0 Бля0 слj0 этк01
а б с д и ж г час я дж к
Шахматная доска Тамерлана в полном массиве
  • Лев ( 'асад )
  • Бык ( таурс )
  • Раскрывающий ( кашшаф )
  • Морское чудовище ( люксм )

1-й, 2-й и 3-й ряды черных расположены с соблюдением симметрии вращения, как и в стандартной расстановке: но 4-й ряд расположен с зеркальной симметрией, так что пешки быков обращены друг к другу. Обратите внимание, что верблюд только один, а рыцарей три (один рыцарь заменяет отсутствующего верблюда). Морское чудовище заменяет визиря.

Рукопись не дает указаний о том, как ходят дополнительные фигуры. Дункан Форбс в 1860 году предположил, что лев должен сочетать движения ладьи и жирафа; бык должен совмещать движения пикета и жирафа; а открывающий должен объединить ходы пикета и ладьи. (Он дал пикету ход современного слона, тем самым сделав открывающую идентичной современному ферзю.) Жан-Луи Казо в 2012 году предположил, что вместо этого дополнительные фигуры были простыми прыгунами: лев (3,0)-прыгун , бык - (3,2)-прыгун , а раскрывающий - (3,3)-прыгун. Оба предполагают, что морское чудовище идентично визирю: (1,0)-прыгун. [ нужна ссылка ]

Шахматный клуб Тамерлана

[ редактировать ]

Общественный шахматный клуб в Джеймстауне, штат Нью-Йорк , под названием «Шахматный клуб Тамерлана» посвящен этой игре, а также другим древним вариантам шахмат. [10] [11]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Идея предоставления возможности нескольким королям на каждой стороне путем продвижения по службе была также изобретена примерно столетием ранее в Японии в игре дай сёги .
  1. ^ Перейти обратно: а б Казо, Жан-Луи и Ноултон, Рик (2017). Мир шахмат , с. 31. МакФарланд. ISBN   9780786494279 . «Известные как шахматы Тамерлана, [их изобретение] традиционно приписывают самому завоевателю».
  2. ^ Голлон, Джон (21 ноября 1968 г.). Варианты шахмат: древние, региональные и современные . CE Tuttle Co. ISBN  9780804811224 – через Google Книги .
  3. ^ Маринелли, Филиппо (21 ноября 1826 г.). «Тройные шахматы» . Валпи – через Google Книги.
  4. ^ Фолкенер, Эдвард (1892). Игры Древние и Восточные . Лонгманс, Грин и компания. [ISBN не указан].
  5. ^ Мухаммад ибн Арабшах. «Аджаиб аль-Макдур фи Наваиб аль-Таймур » . Проверено 17 июля 2020 г.
  6. ^ Казо и Ноултон (2017), с. 360, №21. « Талия означает разведчик, авангард, аванпост, пикет, передовой пост, шпион, группу солдат или войск, размещенных на передовой линии позиции, чтобы предупредить о наступлении врага».
  7. ^ Джон Голлон, Варианты шахмат, древние, региональные и современные , стр. 76–77.
  8. ^ HJR Мюррей, История шахмат , 1913 г.
  9. ^ «Полные шахматы Тамерлана» .
  10. ^ «Шахматный клуб Тамерлана» . www.facebook.com .
  11. ^ «US Chess MSA – Сведения о партнерстве (общие)» . www.uschess.org .

Библиография

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Причард, Д.Б. (1994). «Великие шахматы Тимура». Энциклопедия вариантов шахмат . Публикации игр и головоломок. стр. 314–15. ISBN  0-9524142-0-1 .
  • Причард, Д.Б. (2007). «Великие шахматы Тимура». В Бизли, Джон (ред.). Классифицированная энциклопедия вариантов шахмат . Джон Бисли. стр. 270–71. ISBN  978-0-9555168-0-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53fedb95760aea511b3eea03fb52e77c__1722581700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/7c/53fedb95760aea511b3eea03fb52e77c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tamerlane chess - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)