Кости шахматы
Шахматы с кубиками могут относиться к ряду вариантов шахмат, в которых кости используются для изменения игрового процесса; в частности, ходы, доступные каждому игроку, определяются путем броска пары обычных шестигранных игральных костей . Существует множество различных вариаций этой формы игры в кости. [1] Один из них описан здесь.
Правила
[ редактировать ]Игроки поочередно бросают кубики и, если возможно, передвигаются. На каждом кубике цифра 1 представляет пешку , 2 — коня , 3 — слона , 4 — ладью , 5 — ферзя и 6 короля — . Игрок может переместить любую из фигур, указанных на двух кубиках. Например, игрок, выпавший 1 и 2, может переместить пешку или коня. Игрок, выкинувший дубль (одинаковое число на обоих кубиках), может сделать любой разрешенный ход. В противном случае применяются стандартные шахматные правила со следующими исключениями:
- игрок, у которого нет допустимого хода ни одной из фигур, указанных на кубике, проигрывает этот ход (пройденный ход);
- если в других отношениях рокировка разрешена, игрок может сделать рокировку при выпадении 4 , 6 или удвоения;
- взятие пешки на проходе возможно только в том случае, если игрок выбрасывает 1 или возможности взятия на проходе ; дубль сразу после возникновения
- игрок, находящийся под шахом, может сыграть только правильный ответ на этот шах (взятие шаха, перемещение короля или вставка фигуры);
- игрок, который находится под шахом, но не делает бросок, позволяющий правильно ответить на проверку, проигрывает этот ход, но не проигрывает автоматически игру;
- за исключением того маловероятного случая, когда игра заканчивается вничью в соответствии со стандартными правилами шахмат , игра заканчивается, когда один игрок либо ставит мат противнику, либо захватывает короля противника.
Пример игры
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Вот пример игры в шахматы с кубиками:
- Белые выбрасывают дубль, позволяя ей сделать любой ход, и выбирают 1.e4. Черные выбрасывают 2 и 3 ; ход слона невозможен, он играет 1...Nc6. Белые выбрасывают 3 и 4 и играют 2.Bc4. Черные выбрасывают 4 и 5 ; поскольку ход ферзем невозможен, он должен сделать единственный разрешенный ход ладьей: 2...Rb8. Белые выбрасывают 3 и 6 и играют 3.Bxf7+. Черные выбрасывают 2 и 4 ; поскольку ход коня или ладьи не является законным ответом на шах, он должен пасовать. (Только 6 или двойка позволили бы ему сделать ход.) Белые выбрасывают 2 и 4 и выбирают 4.Nf3. ( 3 или 5 обеспечили бы немедленную победу с помощью 4.Bxe8, 4.Qf3 # или 4.Qh5#). Черные выбрасывают 1 и 3 ; опять же, это не позволяет дать законный ответ на проверку, поэтому он должен пройти проверку. Белые выбрасывают 2 и 4 и играют 5.Ng5#, заканчивая игру (см. диаграмму).
Варианты правил
[ редактировать ]Для игры в кости не существует стандартного набора правил , поэтому в играх, называемых шахматами в кости, правила могут отличаться от приведенных здесь.
Например, в версии игры в кости, представленной на сайте BrainKing: [2]
- Игроки бросают только один кубик.
- Пешки могут перемещаться с седьмой на восьмую горизонталь не только при выпадении 1 (когда они превращаются в фигуру по выбору игрока), но также при выпадении 2 , 3 , 4 или 5 (когда они могут переходить только на фигуру по выбору игрока). кусок, указанный в рулоне).
- Здесь нет ни шаха, ни мата. Скорее, цель состоит в том, чтобы фактически захватить короля.
Другая форма игры в кости — Vegas Fun Chess , правила которой описаны на страницах вариантов шахмат . [3] Притчарда На этом сайте также говорится, что « Энциклопедия шахматных вариантов содержит описания семи версий того, что он называет« шахматами с игральными костями »».
Джон Голлон в своей книге «Шахматные вариации: древние, региональные и современные » отмечает три способа использования игральных костей в игре в шахматы. Наиболее распространенный вариант аналогичен описанному в предыдущих разделах. Второй способ использования игральных костей состоит в том, чтобы каждый игрок бросал по одному кубику за каждый ход, при этом выпавшее число указывает количество ходов, которые нужно сделать. Максимальное количество ходов, которое можно сделать, обычно составляет четыре, поэтому выпадение 4 , 5 или 6 позволяет игроку сделать четыре хода. В третьей форме игры используются два кубика контрастного цвета: один определяет фигуру, которая может двигаться, а другой - количество ходов, которые делает фигура. [1]
История
[ редактировать ]Энн Саннакс пишет, что в литературе того периода есть свидетельства того, что кости использовались для игры в шахматы в Европе между 11 и 14 веками, а еще раньше в Бирме и Индии. Кости бросались перед каждым ходом, чтобы определить фигуру, которую нужно переместить; Использовалась та же система нумерации, что и изложенная выше ( 1 = пешка, 2 = конь и т. д.). [4] В бирманской форме игры бросали три кубика, и каждый игрок делал по три хода за раз. [5] Владимир Прибылинец пишет, что кубики в кубических шахматах Притчарда движутся, как в ортохессе, с помощью символа, расположенного вверху, как описано в обоих изданиях Энциклопедии шахматных вариантов , впервые опубликованной в 1977 году. В варианте кубики Протея повернуты на соседние клетки.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джон Голлон, Шахматные вариации: древние, региональные и современные , Компания Чарльза Э. Таттла, 1974, стр. 231–32. ISBN 0-8048-1122-9 .
- ^ Правила игры в кости BrainKing
- ^ Коллинз, Эдвард Д.; Хоу, Дэвид (25 августа 1998 г.). «Вегасские шахматы в Вегасе» . Страницы шахматных вариантов.
- ^ Энн Саннакс, Шахматная энциклопедия , St. Martin's Press, 1970, стр. 97–98. Sunnucks не уточняет, был ли брошен только один кубик или оба, и, если последнее, мог ли игрок выбирать, какую из указанных фигур переместить.
- ^ Саннакс, с. 98.