Цирцея шахматы
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Цирцея (или просто Цирцея ) — вариант шахмат , в котором захваченные фигуры возвращаются на исходные позиции, как только они были захвачены. Игра была изобретена французским композитором Пьером Монреалем в 1967 году. [1] а правила шахмат Цирцеи были впервые подробно описаны Монреалем и Жан-Пьером Бойером в статье в журнале «Проблем» в 1968 году.
В «Цирцею» редко играют как вариант игры (когда это так, она обычно сочетается с прогрессивными шахматами ), но очень часто используется в составленных сказочных шахматных задачах .
Правила
[ редактировать ]Это самые обычные правила, используемые в Цирцее; существует множество других форм игры, в которых правила перерождения могут различаться.
- Пешки возвращаются в исходную позицию на той же вертикали, на которой они были захвачены.
- Грачи, кони и слоны возвращаются на стартовое поле того же цвета, что и поле, на котором они взяты.
Например, взятая на b4 белая пешка возрождается на b2; черный конь, захваченный на f6, возрождается на b8; черная ладья, взятая на том же поле, возрождается на h8. Рокировка с возрожденной ладьей разрешена. Возрожденная пешка вновь обретает свою первоначальную возможность двухшагового хода. Захваченная превращенная фигура рассматривается как фигура (а не пешка).
Если поле, на котором должно произойти возрождение, занято дружественной или вражеской фигурой, захваченная фигура не возрождается — вместо этого она удаляется с доски и больше не принимает участия в игре (как взятие в традиционных шахматах). ).
Если пешка захватывает на проходе , она окажется непосредственно перед пешкой возродившегося противника, тем самым предотвращая движение любой пешки.
Филип Коэн предположил, что не следует допускать ход, который просто меняет предыдущий ход противника. (Например, белые Qd1, черные Bg4: если белые сыграют Qxg4, слон возрождается на c8, и черным нельзя позволить немедленно отбить Bxg4.) [2]
Пример
[ редактировать ]Изображенная позиция демонстрирует несколько необычных эффектов, которые могут произойти с Цирцеей. Ход чёрных. Белые угрожают матом ходом 1.Re1#. Черные не смогут защищаться ходом 1...Крxe1 после этого хода, потому что ладья мгновенно возрождается на а1 с места, где она дает шах (слон черных защищает а1, а черный король волен пойти на е2 или взять взятие на d2, но это не имеет значения, так как после Крxe1 это будет белых ход .). Может показаться, что черные ничего не могут сделать, чтобы предотвратить эту угрозу, но на самом деле у них 1...Ba1 ! – если теперь 2.Re1+, то Kxe1 возможно, потому что ладья не возрождается, потому что ее поле возрождения занято.
Обозначения
[ редактировать ]При обозначении игры Цирцеи в алгебраических обозначениях принято помещать в скобках информацию о том, где захваченная фигура возродилась после хода. Например, если бы на приведенной диаграмме белые взяли коня черных, это было бы обозначено Rxe8(Ng8).
Варианты Цирцеи
[ редактировать ]Вариантов Цирцеи много, особенно в шахматных задачах. Вместо того, чтобы возродиться на своих исходных позициях, фигуры могут возродиться в других местах.
- Антицирцея : фигура, захватившая фигуру, возрождается на своем начальном поле. Захваченная фигура исчезает с доски. Квадрат возрождения должен быть пустым, иначе захват будет незаконным. Есть два типа: Тип Чейлан: взятие на поле возрождения запрещено (т.е. белая ладья не может брать на поле a1). Тип Кальве: захваты на квадрате возрождения разрешены.
- Ассасин Цирцея : Возрождение происходит, даже если квадрат возрождения занят. Занимающая фигура удаляется с доски. Когда фигура захватывается на поле своего возрождения, взятая фигура исчезает.
- Хамелеон Цирцея : взятая фигура (кроме пешки) перерождается в другую фигуру: конь становится слоном, слон становится ладьей, ладья становится ферзем, а ферзь становится конем. Возрожденная фигура размещается в соответствии с правилом Цирцеи для новой фигуры.
- Цирцея Паррен : взятая фигура возрождается на поле, смещенном от поля взятия на вектор, равный вектору хода после взятия. Если следующим ходом является рокировка, то используется сумма векторов хода короля и хода ладьи (для замка на королевском фланге возрождение может произойти только в том случае, если фигура является захваченной на проходе пешкой ).
- Цирцея Рекс включительно : Как Цирцея, но также могут быть захвачены короли. Мат требует, чтобы начальное поле короля было занято.
- Клон Цирцеи : захваченная фигура возрождается на своем первоначальном поле, но снова появляется как фигура, которой она была захвачена (не король).
- CouCou Circe : Как Цирцея, но квадрат возрождения — это квадрат захватившей фигуры. Пешки, захваченные фигурой, возрождаются на повышении и повышаются. Продвижение выбирает захватывающая сторона.
- CousCous Circe : Как и CouCou Circe, но для захватов, приводящих к повышению, тип продвижения выбирается стороной, чья пешка продвигается.
- Диаграмма Цирцея : взятая фигура возрождается в том положении, которое она занимала на диаграмме.
- Эквиполленты Цирцея : Как Цирцея Паррен, но возрождение происходит немедленно по вектору, равному захватывающему ходу.
- Камикадзе Цирцея : захваченная фигура возрождается на своем начальном поле. Захватывающая часть исчезает.
- Марсианская Цирцея : фигуры движутся обычным способом, но захватывают только из исходной позиции (если она не занята). Захваченные фигуры исчезают с доски.
- Зеркальная Цирцея : захваченная фигура возрождается на клетке, где в обычной Цирцее возрождается фигура противоположного цвета.
- Platzwechsel Circe (PWC) : захваченная фигура возрождается на поле, на котором перед взятием была размещена захватившая фигура. Platzwechsel в переводе с немецкого означает «обмен позициями».
- Строгая Цирцея : Как обычная Цирцея, но квадрат возрождения должен быть свободным, чтобы захват был законным.
- Симметричная Цирцея : Как Цирцея, но квадрат возрождения — это квадрат захвата, зеркально отраженный в центре доски.
- Вулканическая Цирцея : Как Цирцея, но если клетка возрождения занята, захваченная фигура «спрятана» под этой фигурой. Когда эта фигура перемещается, скрытая фигура открывается. Например, белый король на f1, белый слон на а6, черный король на b6: черные берут Kb6xa6(+wBf1(скрыто)) Kf1-e1 (+wBf1).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Причард (2007) , с. 55
- ^ Причард (2007) , с. 56
Библиография
- Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1996) [Первый паб. 1992]. Оксфордский справочник по шахматам (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . п. 80. ИСБН 0-19-280049-3 .
- Причард, Д.Б. (2007). «Цирцея Шахматы [Монреаль]». В Бизли, Джон (ред.). Классифицированная энциклопедия вариантов шахмат . Джон Бисли. стр. 55–56. ISBN 978-0-9555168-0-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цирцея Шахматы , Ганса Бодлендера Страницы вариантов шахмат
- Проблемы Цирцеи
- Circe Chess в Retro Corner
- Circe Chess - простая программа Эда Фридлендера ( Java )