Деловые шахматы
Деловые шахматы — это вариант командной игры в шахматы . Он был изобретен в 1992 году доктором Грачьей Овакимяном из Москвы с целью сделать шахматы более зрелищными и зрелищными. [1] [2] [3]
По мнению изобретателя, свободная и открытая дискуссия между членами команды и процесс коллективного принятия решений могут сделать игру зрелищной, повысив ее динамичность и представив различные этапы мышления шахматистов, оценки позиций, расчета вариантов, выбора альтернативы и так далее. [4] В свою очередь, для обеспечения активного командного обсуждения и эффективного процесса принятия решений был разработан Интерактивный когнитивный сценарий . [5]
Овакимян характеризует этот вариант шахмат как спортивную деловую игру . [6] [7]
Ключевые идеи
[ редактировать ]- Ветка – вариант шахматной игры, имеющий собственный рейтинг, играемый на одной демонстрационной доске ( Фото 2 ).
- Рейтинг ветки – число, указывающее, насколько важна ветка, представляющая собой метку (цветную фишку), расположенную в верхней части демонстрационной шахматной доски ( Фото 2 ). Счет каждой ветки равен ее шахматному результату, умноженному на рейтинг данной ветки.
- Ветвление – разделение ветки одного хода путем разделения одной из существующих ветвей (« родительской ») на две и распределения рейтингов между двумя « дочерними » ветвями. В каждой ветке впоследствии будут сделаны разные ходы. Это можно сделать только при наличии бесплатной демонстрационной шахматной доски.
- Выбор - удаление ветки одним ходом в знак признания поражения позиции на этой ветке и перераспределение рейтинга ее ветки между рейтингами ее оставшихся братьев и сестер. Команда противника получает очки, равные рейтингу проигранной ветки.
- Пас – передача одного отряда (цветной фишки) за один ход из рейтинга одной ветки в одноклассник без прироста и потери очков.
Описание
[ редактировать ]
Доска, фигуры, их позиции и правила движения такие же, как и в стандартных шахматах . Но можно играть одновременно в несколько параллельных ветвей (вариантов одной игры) на нескольких досках, с помощью показателей рейтинга (важности) определенной ветки (красные метки вверху доски, см. Фото 2 ). В игре участвуют две команды, в каждой рекомендуется иметь по пять человек. В ходе игры члены одной команды могут обсуждать ее, а также активно перемещаться, а затем образовывать альтернативные (параллельные) ветки. Они также могут изменить рейтинг каждой ветки, перенеся ее оценки. Благодаря возможности изменения количества одновременно играемых ветвей и их рейтингов появляются качественно новые, тактические и стратегические методы борьбы, присущие только этой версии шахмат. [8]
В Интерактивном когнитивном сценарии предусмотрены следующие механизмы: ( Фото 1 и Рисунок 1 ):
- Официальные ходы в деловых шахматах совершаются на демонстрационных шахматных досках. До пяти таких досок могут отображаться рядом, каждая с ветвью, возникающей в течение одной игры. Каждая демонстрационная доска, участвующая в игре, имеет свой рейтинг ( Фото 2 ). Основные механизмы сценария – Ветвление , Выбор и Передача шахматных позиций – показаны на демонстрационных досках. Эти механизмы влияют на текущий и окончательный счет в игре и требуют от членов обеих команд координации своих действий и выполнения принятых решений.
- Для обсуждения позиций и расчета вариантов каждой из команд предоставляются пять обычных шахматных досок с полными наборами фигур.
- Чтобы ограничить время игры, есть только одни шахматные часы , однако многие ветки играются параллельно. Он запускается после того, как команда сделает ход во всех ветках. [9] Время каждой команды ограничено одним часом. остается одна ветвь Если в эндшпиле , даются дополнительные пять минут.
Интерактивный когнитивный сценарий
[ редактировать ]Демонстрационные доски
[ редактировать ]Параллельные варианты игры ( ветви ) можно проводить на пяти находящихся рядом демонстрационных досках, пронумерованных от 1 до 5, каждая из которых имеет свой рейтинг (См. Фото 2 ). Команды могут принять решение об изменении количества ветвей и их рейтингов. Счет каждой ветки (на конкретной доске) равен ее шахматному результату, умноженному на рейтинг данной ветки. Итоговый счет игры равен сумме результатов всех ветвей.
Игра начинается только на одной демонстрационной доске, представляющей ветку 1 (см. Рисунок 1 ) с рейтингом 10. Ветвление используется (см. Рисунок 2 ) для увеличения количества ветвей.

Для осуществления Ветвления команда своим ходом копирует позицию с доски 1 на свободную демонстрационную доску, применяя разные продолжения (например, на демонстрационной доске 1 ход e4 , а на доске 2 – g3 ). В этом случае рейтинг исходной (материнской) ветки распределяется между дочерними ветками согласно решению команды, создающей ветку. [10] В результате последующего ветвления появятся ветви 3, 4 и 5. [11]
Если в ходе игры одна из команд получает ветку с проигранной позицией (например, ветка 1 на рисунке 3 ), то команда имеет право сдать игру в этой ветке и перенести все фишки своего рейтинга на демонстрационное поле другая (параллельная) ветка, в которой команда имеет непобежденную позицию (например, ветка 2). Это представляет собой так называемый Отбор , который дает команде возможность отыграть то, что было потеряно.

В результате такого перераспределения рейтинг потерянной ветки прибавляется к рейтингу оставшейся и оппонент получает очки, равные рейтингу потерянной ветки (в данном случае — три очка).
в деловые шахматы Древовидная структура игры , полученная в результате операций ветвления и выбора, показана на рисунке 4 .

На рисунке 4 показано возрастающее количество ветвей (после 7-го хода уже две ветки, после 11-го хода - три, после 12-го хода - четыре, после 18-го хода - пять ветвей). Затем в результате выделения и рисования (на 24, 25, 29 и 37 ходах соответственно) количество ветвей постепенно уменьшается. После 37-го хода и до конца игры остается только одна ветвь с рейтингом восемь.
Очень важным тактическим элементом сценария деловых шахмат является шахматный пас . Такой пропуск позволяет за один ход перенести одну единицу рейтинга из одной ветки в другую без потери очков. [12] Это способ корректировки рейтингов филиалов по мере переоценки командой своих позиций. Дерево игры с Пасом имеет более сложный вид (см. рисунок 5 ).

Только один член команды может перемещать фигуры и рейтинги на демонстрационной доске после коллективного решения команды. Это останавливает игроков, толпящихся перед демонстрационными досками. Для этого зона перед рядами демонстрационных табло отделена от зоны расположения команд красными линиями, пересекать которые может только один участник команды.
Обсуждение
[ редактировать ]Каждой команде предоставляется пять обычных шахматных досок для свободного обсуждения позиций и расчета вариантов ( рисунок 1 ). На каждой доске команда (или ее часть) обсуждает позицию, возникающую в одной из ветвей игры ( Фото 3 и Видео) . [13] [14] [15] ). Команда сама определяет, как ей организовывать обсуждения и принимать решения. Интерактивный когнитивный сценарий лишь предполагает возможность альтернативных действий каждого члена команды (с помощью ветвления) в сочетании с возможностью последующего отказа от них, когда команде станет ясно, что эти действия были ошибочными (с помощью отбора).
Параметры игры
[ редактировать ]Существует огромное количество возможных способов реализации интерактивного когнитивного сценария. Поэтому перед игрой следует согласовать некоторые параметры:
- Начальный рейтинг игры
- Количество демонстрационных досок (максимально допустимое количество ветвей)
- Количество игроков в каждой команде и правила их замены во время игры.
- Правила ветвления, отбора, распределения, перераспределения и прохождения.
- Время позволяло обдумать ходы и форму контроля времени.
Зрители
[ редактировать ]Сосредоточьтесь на шахматах
[ редактировать ]Во время игры зрители имеют возможность услышать и увидеть командные обсуждения: какую информацию и в каком объёме анализируют игроки, сколько и какие варианты продолжения предлагаются, на какой глубине они просчитываются, как меняются оценки позиций по ходу игры. и какие окончательные решения принимаются в результате. Впервые это становится доступным для зрительской оценки напрямую, а не через экспертный анализ.
На демонстрационных досках показаны несколько конкурирующих версий игры (веток). Их количество и рейтинги меняются на протяжении игры и напрямую влияют на текущий и окончательный счет игры.
Сосредоточьтесь на людях
[ редактировать ]Деловые шахматы создают не свойственный шахматам командный дух и социально-психологическую атмосферу. Это может быть интересно даже зрителям, не особо интересующимся шахматами.
Игра в деловые шахматы выявляет перед командами знакомые социальные проблемы, такие как лидерство и психологическая совместимость , разделение труда и специализация, выбор эффективных способов управления (авторитарный, демократический и т. д.) и решения проблем , генерация новых идей, их обсуждение, реализация. и развитие в конкурентной среде и так далее.
Зрители также могут наблюдать практически все разновидности ситуаций, типичных для группового соревнования , и их постоянное изменение в зависимости от наличия или недостатка преимуществ, времени, альтернативных путей развития и так далее.
Турниры
[ редактировать ]Турниры проводятся регулярно с 1997 года. [16] [17] Бегущий комментарий одного из них транслировался по армянскому национальному телевидению. [18]
В Москве ведущие российские гроссмейстеры приняли участие в двух представительных турнирах. Первый был проведен в Центральном доме шахмат М.М. Ботвинником в 2004 году. [19] ход которого транслировал спортивный канал российского телевидения. [20] Второй был проведен в Московском шахматном клубе телеканалом «Петросян» в 2005 году. [21]
Более широкие аспекты
[ редактировать ]Помимо спорта, деловые шахматы также можно использовать для научного моделирования умственной деятельности. [22] процессы решения проблем и выбора стратегии , [23] как общеобразовательная деловая игра , [24] метод психологической оценки , психологического тренинга и игровой терапии . [5] Такая возможность обусловлена активным командным обсуждением и многоэтапным процессом принятия групповых решений, основанным на социокультурной эволюции в зависимости от меняющихся условий ( игры ). Видно, что основные механизмы Интерактивного когнитивного сценария (ветвление и отбор) напоминают биологические механизмы эволюции ( генетическая мутация и естественный отбор ).
Научная модель
[ редактировать ]Деловые шахматы как научная модель могут эффективно использоваться для исследований в следующих областях: теория игр , теория бифуркаций , теория информации , теория управления и теория принятия решений , теория распространения инноваций, наука управления , социокультурная эволюция , когнитивная психология и социальная психология , исследования. на естественный интеллект и искусственный интеллект и так далее. Таким образом, в качестве экспертной системы применение существующих шахматных компьютерных программ возможно .
В школе
[ редактировать ]Специалисты в области детской психологии сходятся во мнении, что система отечественного школьного образования должна прежде всего социализировать учащихся, то есть приучить и адаптировать их к жизни в социальных структурах . [25] С этой целью целесообразно использовать Деловые шахматы как общеобразовательную деловую игру. Основная цель подобных занятий – провести интеллектуальную и социально-психологическую подготовку учащихся, привить им навыки конструктивного общения , коммуникативной компетентности , эффективного управления , социальной самоорганизации , психологической устойчивости и адаптации в группе. Предполагается, [24] что оно способствует эффективной социализации и гармоничному развитию мыслительного ( познавательного ), поведенческого ( интерактивного ) и эмоционального ( мотивационного учащихся, ) компонентов личности обучающихся в общеобразовательных школах .
Деловые шахматы целесообразно использовать и для проведения психологической экспертизы в школах. Возможность одновременно регистрировать множество индивидуальных и групповых психологических параметров и наблюдать их изменения в динамике позволяет комплексно оценить интеллект , способности , уровень достижений, личностно-ситуативные соотношения и психическое развитие. Наличие экспертных систем в виде современных шахматных компьютерных программ повышает достоверность таких исследований.
Этой теме посвящен раздел книги «Деловые шахматы». [5] а также множество популярных статей включено в сборник «Спортивные деловые игры: Деловые шахматы, Го, Рэндзю и другие», 2007 г. [26] [27]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ovakimyan, Grachya (1997). "Интеллектуальные игры по новой системе. Как сделать зрелищной внутреннюю логику борьбы. ("Intellectual games on new system. How to make internal logic of fight spectacular") " . 64 (chess magazine) (in Russian) (7): 41–43.
- ^ «Правила деловых шахмат» . Шахматная Академия Армении . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 16 июля 2010 г.
- ^ Ovakimyan, G. K. (2017). Зрелищные шахматы и другие интеллектуальные спортивные игры [ SPECTACULAR CHESS and other intellectual sports games ] (in Russian). Moscow: «Русский Шахматный Дом» ("«RUSSIAN CHESS HOUSE»"). ISBN 978-5-94693-665-1 .
- ^ Ovakimyan, Grachya (2016). Зрелищные шахматы: где, что, кого и как показывать. (“ Spectacular chess: where, what, who and how to show it ”).
- ^ Jump up to: а б с Ovakimyan, G. K. (2001). Деловые шахматы: зрелищный сценарий шахматной игры, голографическая модель психической деятельности, специальная и общеобразовательная деловая игра, модель принятия решения и выбора стратегии, метод психодиагностики и психотренинга [ Business chess: the spectacular scenario of chess, the holographic model of mental activity, special and general educational business game, model of decision-making and a choice of strategy, a method of psychological diagnostics and psychological training ] (in Russian). Moscow: Voenizdat. ISBN 5-86490-071-2 .
- ^ «Спортивные деловые игры и третья революция в спорте» . Деловые шахматы . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Овакимян, Грачья (2019). Третья революция в спорте . Москва: Русский ШАХМАТНЫЙ Дом. ISBN 978-5-94693-887-7 .
- ^ «О деловых шахматах, экономике, политике и школьном образовании» . Деловые шахматы . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ «Видеоклип о Деловых шахматах» . youtube.com .
- ^ «видео о ветвлении» . youtube.com .
- ^ "видео о ветках" . youtube.com . Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г.
- ^ "Видео шахматного прохождения" . youtube.com . Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г.
- ^ "Белый" . youtube.com . Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г.
- ^ «Черный» . youtube.com . Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г.
- ^ «Один ход в деловых шахматах: черное и белое» . youtube.com . Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г.
- ^ Барский, Владимир (1997). "Барский" Фестиваль ждет хозяина. Каникулы начинаются в Москве. [Фестиваль ждет хозяина. Каникулы начинаются в Москве. 64 (шахматный журнал) (на русском языке). № 6. С. 40–41.
- ^ Chernysheva, Marina (2002). Во что сыграли? КВН и чуть-чуть психологии. [В какую игру мы играли? КВН и немного психологии. 64 (шахматный журнал) - Юниор (на русском языке). № 8. С. 48–49. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 г. Проверено 8 июля 2010 г.
- ^ "Бегущий комментарий 1-го чемпионата Еревана по деловым шахматам" . Ютуб . Июнь 2003 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г.
- ^ Самбуев, Батор (2004). Деловые шахматы. В густых ветвях вариантов. [Деловые шахматы. В толстых ветвях вариантов. Шахматная неделя [ Шахматная неделя ] (на русском языке) (15): 6.
- ^ "Поступающий комментарий "Новости-Спорт" на телеканале "Спорт" от Центрального дома шахмат им. М.М. Ботвиника о демонстрации деловых шахмат" . youtube.com . 2004. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г.
- ^ Панежа, Андрей; Девяткин, Андрей (2005). Деловые шахматы. Увлекательный сюжет в двух сериях. [Деловые шахматы. Увлекательная история в двух сериях]. Шахматная неделя [ Шахматная неделя ] (22): 8–9.
- ^ Ovakimyan, G. K. (2000). "Шахматы по Интерактивному когнитивному сценарию — динамическая голографическая модель психической деятельности" [Chess on the Interactive cognitive scenario - the dynamic holographic model of the mental activity]. Mir Psihologii ("The World of Psychology") (in Russian) (4): 107–120.
- ^ Ovakimyan, G. K. (2001). "Проблемы принятия группового решения и выбора стратегии (Шахматы по Интерактивному когнитивному сценарию). ("The problem of a group decision-making and of a strategy choice (the Chess on the Interactive cognitive scenario.)") ". Mir Psihologii ("The World of Psychology") (in Russian) (3): 270–274.
- ^ Jump up to: а б Ovakimyan, G. K. (2002). "Общеобразовательная ситуационно-ролевая игра в развитии конструктивного общения и групповых норм поведения растущего человека" [General educational situational-role game in the development of a constructive dialogue and group norms of behavior of a growing person]. Mir Psihologii ("The World of Psychology") (in Russian) (2): 178–188.
- ^ Кавтарадзе, Д.Н. (2009). Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. [ Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения ] (на русском языке). Москва: Издательство «Просвещение». ISBN 978-5-09-019851-6 .
- ^ Ovakimyan, G. K. (2007). Спортивные деловые игры: деловые шахматы, го, рэндзю и другие. Сборник избранных статей [ Sports business games: Business Chess, Go, Renju and others. Collection of selected articles ] (in Russian). Moscow: Filial FGUP «Voennoe izdatel'stvo» MO RF (imprint of the "Military Publishing house", Department of Defense of the Russian Federation). ISBN 5-203-02737-7 .
- ^ « Деловые шахматы» на сайте Шахматной федерации Москвы .
Внешние ссылки
[ редактировать ]