Jump to content

Шахматы на очень большой доске

а б с д и ж г час я дж к л м н тот п
16 а16 черная ладьяb16 черный рыцарьc16 черный волшебникd16 черный чемпионe16 черный слонf16 черный перевернутый рыцарьg16 черная принцессаh16 черная королеваi16 черный корольj16 черная императрицаk16 черный дуракl16 черный слонм16 черный чемпионn16 черный волшебникo16 черный рыцарьp16 черная ладья16
15 а15 черная пешкаb15 черная пешкаc15 черная пешкаd15 черная пешкае15 черная пешкаf15 черная пешкаg15 черная пешкаh15 черная пешкаi15 черная пешкаj15 черная пешкаk15 черная пешкаl15 черная пешкаm15 черная пешкаn15 черная пешкаo15 черная пешкаp15 черная пешка15
14 a14б14с14д14е14f14g14h14я14j14к14л14м14№14о14стр. 1414
13 а13б13с13д13е13f13g13h13я13j13к13л13м13№13о13стр. 1313
12 а12б12с12д12е12f12g12h12я12j12к12л12м12№12о12стр1212
11 а11б11с11д11е11f11g11h11я11j11к11л11м11№11о11стр.1111
10 a10б10с10d10е10f10g10h10i10j10к10л10м10n10о10стр.1010
9 а9б9с9d9е9f9g9h9я9j9к9л9м9n9о9стр.99
8 а8б8с8d8е8f8g8h8i8j8к8л8м8n8о8стр.88
7 a7b7с7d7e7f7g7h7i7j7к7л7м7n7о7стр.77
6 а6б6с6d6е6f6g6h6i6j6к6л6м6n6о6стр.66
5 а5б5с5d5е5f5g5h5я5j5к5л5м5n5о5п55
4 a4б4с4d4е4f4g4h4я4j4к4л4м4n4о4п44
3 а3б3с3д3е3f3g3h3я3j3к3л3m3n3о3п33
2 а2 белая пешкаb2 белая пешкаc2 белая пешкаd2 белая пешкаe2 белая пешкаf2 белая пешкаg2 белая пешкаh2 белая пешкаi2 белая пешкаj2 белая пешкаk2 белая пешкаl2 белая пешкам2 белая пешкаn2 белая пешкаo2 белая пешкаp2 белая пешка2
1 а1 белая ладьяb1 белый рыцарьc1 белый волшебникd1 белый чемпионe1 белый слонf1 белый перевернутый рыцарьg1 белая принцессаh1 белая королеваi1 белый корольj1 белая императрицаk1 белый дуракl1 белый слонм1 белый чемпионn1 белый волшебнико1 белый рыцарьp1 белая ладья1
а б с д и ж г час я дж к л м н тот п
Шахматы на очень большой доске: исходная позиция. Поскольку Бетца не указал значки для неортодоксальных фигур, а вместо этого использовал буквы для их обозначения на диаграммах (как и для стандартных фигур), некоторые символы Omega Chess использовались для обозначения некоторых неортодоксальных типов фигур, а также некоторые относительно стандартные значки для рыцарские фигуры из шахмат Капабланки и перевернутый конь для розы.

Шахматы на очень большой доске — это большой вариант шахмат, изобретенный Ральфом Бетца примерно в 1996 году. [1] В нее играют на шахматной доске 16×16 с 16 фигурами (на задней шеренге) и 16 пешками (на второй шеренге) на игрока. Поскольку такую ​​доску можно построить, сложив вместе четыре стандартных доски 8×8, Бетца также дал этому варианту альтернативные названия шахмат с четырьмя досками. [1] или шахматы на четырех досках . [2]

Описание игры

[ редактировать ]

Применяются стандартные правила шахмат, за исключением следующих случаев: [1]

  • Игра ведется на доске 16×16, стартовая позиция показана выше.
  • Неподвижная пешка может переместиться на один шаг до середины доски (в случае доски 16×16 — до восьмой горизонтали) или до чего-то промежуточного. Таким образом, 1.i8 является допустимым первым ходом, как и 1.i3, 1.i4, 1.i5, 1.i6 и 1.i7. Как только он двинулся в первый раз, он может делать только один шаг за раз. (В случае доски 8х8 это точно так же, как и в стандартных шахматах). Такой длинный начальный ход пешки позволяет движущейся пешке быть захваченной на ходу вражеской пешкой, как если бы она остановилась на любом из полей, через которые она прошла.
  • При рокировке ладья перемещается на такое же расстояние, как и в шахматах. Таким образом, король движется дальше; если рокировка на королевском фланге, то она заканчивается на второй правой вертикали, а если рокировка на ферзевом фланге, то она заканчивается на третьей левой вертикали. На доске 16х16 0-0 оставляет ладью на вертикали n и короля на вертикали o, а 0-0-0 оставляет ладью на вертикали d и короля на вертикали c.
  • Правило 50 ходов становится как минимум правилом 100 ходов. Как правило, если каждый из размеров доски умножается на n , количество ходов без взятия или без пешки, допустимое до того, как станет возможным требование ничьей, также должно быть умножено как минимум на n .
  • Есть дополнительные сказочные шахматные фигуры , которые ходят по-другому, хотя традиционные фигуры сохранены. Их движения приведены ниже с использованием « забавных обозначений » Ральфа Бетцы. В физической игре эти шесть типов сказочных фигур могут быть представлены фигурами из разных шахматных наборов. Обратите внимание, что Бетца не указал значки или дизайн сказочных фигур для диаграмм, а вместо этого использовал для их обозначения буквы: на диаграммах здесь используются общие изображения архиепископа и канцлера, перевернутого коня для розы и шахматных фигур Омега для остальных трех. типы сказочных фигурок. [3]
а б с д и ж г час я дж к л м н тот п
16 а16б16с16d16е16f16g16h16я16j16к16л16м16№16о16стр. 1616
15 а15б15с15d15е15f15g15h15я15j15к15л15м15№15о15стр.1515
14 a14б14с14д14е14f14g14h14i14 четыреj14к14л14м14№14о14стр. 1414
13 а13б13с13д13е13f13g13 триh13я13j13к13 трил13м13№13о13стр. 1313
12 а12б12с12д12е12 четыреf12g12h12i12 дваj12к12л12м12 четыре№12о12стр1212
11 а11б11с11д11е11f11 дваg11h11я11j11к11л11 двам11№11о11стр.1111
10 a10б10с10d10 трие10f10g10h10 одинi10j10 одинк10л10м10n10 трио10стр.1010
9 а9б9с9d9е9f9g9 одинh9я9j9к9 одинл9м9n9о9стр.99
8 а8б8с8 четыреd8е8 дваf8g8h8i8 белый перевернутый рыцарьj8к8л8м8 дваn8о8 четырестр.88
7 a7b7с7d7e7f7g7 oneh7i7j7к7 одинл7м7n7о7стр.77
6 а6б6с6d6 трие6f6g6h6 одинi6j6 одинк6л6м6n6 трио6стр.66
5 а5б5с5d5е5f5 дваg5h5я5j5к5l5 двам5n5о5п55
4 a4б4с4d4е4 четыреf4g4h4i4 дваj4к4л4м4 четыреn4о4п44
3 а3б3с3д3е3f3g3 триh3я3j3к3 трил3m3n3о3п33
2 а2б2с2d2е2f2g2ч2я2 четыреj2к2л2м2n2о2п22
1 а1б1с1d1е1ф1г1ч1я1j1к1л1м1n1о1п11
а б с д и ж г час я дж к л м н тот п
Роза ( qN ; однобуквенный символ O ). Совершает любое количество последовательных ходов коня по восьмиугольному (почти круговому) пути. Она может двигаться как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки: движение по последовательности чисел 1-2-3-4-3-2-1 по кругу на схеме демонстрирует один из возможных ходов розы. Например, он может двигаться по следующему пути: i8–g9–e8–d6–e4–g3–i4–j6–i8. Он может перепрыгивать фигуры при каждом отдельном движении коня, но блокируется фигурами на своем круговом пути (хотя он может захватить размещенную таким образом вражескую фигуру).
Пройдя весь круг, ему разрешается вернуться в исходное положение. Таким образом, игрок с незаблокированной розой может пропустить свой ход.
Роза была изобретена в 1968 году Робертом Меньяном для решения шахматных задач. [2]

Бетца включил розу в свою первоначальную установку, потому что она особенно подходит для большой доски: она не может проявить всю свою мощь на досках размером меньше 13×13. Более того, его и без того большой ход все еще не может охватывать всю доску, что способствует ощущению игры, а также способности гонщиков атаковать с большого расстояния. [1]

Шахматы на действительно большой доске были созданы как результат идей Бетцы о трехмерных шахматах после того, как он заметил, что доска 8×8×8 для 3D-шахматов будет иметь 512 ячеек, больше, чем любая большая версия шахмат, которая существовала ранее. изобретенный; затем он рассматривал двумерные очень большие (или, по его словам, «огромные») шахматные игры, в основном на доске 16×16, поскольку для изготовления такой доски не требуется нестандартного оборудования, и хотя она намного больше, чем доска 8×16. 8, она была не настолько большой, чтобы в игру было невозможно играть. [1] Эта идея в конечном итоге завершилась в разработке трехмерной версии шахмат размером 16×16×16 на действительно большой доске, которую он назвал «невероятно большой». [4]

Геймплей

[ редактировать ]

Бетца описал свой выбор фигур как «очень простой и логичный выбор фундаментальных геометрических ходов, если не считать моего своеобразного настойчивого требования включить Розу в состав фигур. 16×16] с 32 фигурами обязательно получится что-то достаточно похожее, по крайней мере, если они хотят, чтобы это было похоже на шахматы, но немного менее тактично». Фактически, его первоначальный план состоял в том, чтобы включить WA вместе с дополнительным FD, но это оставляет пешки c и n незащищенными в исходной позиции. Его окончательная оценка заключалась в том, что игра была «скорее шахматной». [1]

Бетца разделил фигуры на три класса: семь дальних фигур (ладьи, слоны, ферзь, архиепископ и канцлер), две средние фигуры (роза и суперконь) и шесть ближних фигур (кони, FD). и WFA). Он полагал, что фигуры ближнего боя, хотя и самые слабые, имеют решающее значение, поскольку им требуется время, чтобы войти в действие, но они очень важны для открытия определенных линий для атак. [1]

Пример начальной фазы игры

[ редактировать ]
а б с д и ж г час я дж к л м н тот п
16 а16 черная ладьяb16 черный рыцарьc16 черный волшебникd16 черный чемпионe16 черный слонf16g16h16i16 черный корольj16 черная императрицак16l16 черный слонм16 черный чемпионn16 черный волшебникo16 черный рыцарьp16 черная ладья16
15 а15 черная пешкаb15 черная пешкаc15 черная пешкаd15 черная пешкае15 черная пешкаf15 черная пешкаg15 черная пешкаh15я15j15 черная пешкаk15 черная пешкаl15 черная пешкаm15 черная пешкаn15 черная пешкаo15 черная пешкаp15 черная пешка15
14 a14б14с14д14е14f14g14h14я14j14к14л14м14№14о14стр. 1414
13 а13б13с13д13е13f13g13h13i13 черный дуракj13к13л13м13№13о13стр. 1313
12 а12б12с12д12е12f12g12h12я12j12к12l12 черная королевам12№12о12стр1212
11 а11б11с11д11е11f11g11h11 черный перевернутый рыцарья11j11к11л11м11№11о11стр.1111
10 a10б10с10d10е10f10g10h10 черная пешкаi10j10к10л10м10n10о10стр.1010
9 а9б9с9d9е9f9g9h9i9 черная пешкаj9к9л9м9n9о9стр.99
8 а8б8с8d8е8f8g8h8i8 белая пешкаj8 белая пешкаk8 черная принцессал8м8n8о8p8 белая пешка8
7 a7b7с7d7e7f7g7h7i7j7к7л7м7n7о7стр.77
6 а6б6с6d6е6f6g6h6 белый дуракi6j6к6л6м6n6о6стр.66
5 а5б5с5d5е5f5g5h5я5j5к5л5м5n5о5п55
4 a4б4с4d4е4f4g4h4я4j4к4л4м4n4о4п44
3 а3б3с3д3е3f3g3h3я3j3к3л3m3n3o3 белая королевап33
2 а2 белая пешкаb2 белая пешкаc2 белая пешкаd2 белая пешкаe2 белая пешкаf2 белая пешкаg2 белая пешкаh2 белая пешкая2j2k2 белая пешкаl2 белая пешкам2 белая пешкаn2 белая пешкаo2 белая пешкап22
1 а1 белая ладьяb1 белый рыцарьc1 белый волшебникd1 белый чемпионe1 белый слонf1 белый перевернутый рыцарьg1 белая принцессач1i1 белый корольj1 белая императрицак1l1 белый слонм1 белый чемпионn1 белый волшебнико1 белый рыцарьp1 белая ладья1
а б с д и ж г час я дж к л м н тот п
Позиция после 9...Фl12

Следующий пример фрагмента игры был создан Betza. [1]

1.i8 i9
2.Qp9

Аналог атаки своенравного ферзя 16×16 (в ортодоксальных шахматах 1.e4 e5 2.Qh5). На такой большой доске этот дебютный ход становится гораздо разумнее, так как ферзя сложнее атаковать, и из этой позиции он с большого расстояния устремляется в центр.

2...ч10
3.j8 Ох11

Черные защищают свою пешку i; Белые снова атакуют ее (ее пешку j защищает канцлер на j1); Черные снова защищают ее, перемещая розу с f16 через e14 и f12 на h11, где они защищают пешку i9. Размен пешками был бы невыгоден и привел бы к потере темпа инициатором, но в какой-то момент канцлер белых должен быть развит.

В настоящее время у белых нет непосредственных угроз. Атакам черных на пешку h с помощью Bb4 (сначала отодвигая пешку d) или на их розу с Bo4 (сначала отводя пешку m) легко парировать. Поэтому она решает использовать фигуру ближнего боя для атаки, хотя это займет несколько ходов.

4.Джи4 Ай15
5.Jh6 Ak14

Атака белого ферзя.

6. Qp10 Ji13
7.p8!?

Угроза поднять королевскую ладью на линию «h», чтобы оспорить центр.

7...An11!?

Продолжаем атаковать белого ферзя. Этот регион также можно использовать в качестве передовой базы: поле n11 легко защитить розой или пешкой m, а естественным продолжением будет 8...Qn10.

8. Фl6 Кk8

Белый ферзь отступает и снова атакует черную пешку i, но черные защищают пешку с помощью архиепископа и снова атакуют ферзя. Сам архиепископ, хотя и атакован суперрыцарем белых, защищен розой черных.

9.Qo3

Если 9.Qk7, то 9...Al9 может выиграть пешку.

9...Ql12

Угрожающее 10...Al6. [1]

Примеры игр

[ редактировать ]
а б с д и ж г час я дж к л м н тот п
16 а16 черная ладьяб16с16d16е16f16g16h16я16j16к16л16м16n16 черная ладьяo16 черный корольстр. 1616
15 а15b15 черная пешкаc15 черная пешкаd15е15f15g15h15я15j15к15l15 черная императрицаm15 черная пешкаn15 черная пешкаo15 черная пешкаp15 черная пешка15
14 a14б14с14д14е14 черная пешкаf14g14h14я14j14к14л14м14№14о14стр. 1414
13 а13б13с13d13 черная пешкае13f13 черная пешкаg13 черная пешкаh13i13 черный перевернутый рыцарьj13к13л13м13№13о13стр. 1313
12 а12б12c12 черная королевад12е12 черный волшебникf12g12 черный рыцарьh12 черная пешкаi12 черный чемпионj12к12л12м12 черный рыцарь№12о12стр1212
11 а11б11с11д11е11f11g11h11i11 черная пешкаj11к11л11м11№11о11стр.1111
10 a10б10с10d10е10f10g10h10i10j10 черная пешкак10l10 черный чемпионм10n10о10стр.1010
9 а9 черная пешкаб9с9d9е9f9g9h9я9j9k9 черная пешкал9м9 черный волшебникn9о9стр.99
8 а8б8с8d8е8f8g8h8i8 белая пешкаj8к8l8 черная пешкам8n8о8стр.88
7 a7b7с7d7e7f7 белая пешкаg7h7 белый рыцарьi7j7 белая пешкак7л7м7n7о7стр.77
6 а6б6с6d6е6f6g6h6 белый рыцарьi6 белый чемпионj6k6 белая пешкал6м6n6o6 черная принцессастр.66
5 а5б5с5d5е5f5g5 белый волшебникh5 белая принцессая5j5к5l5 белая пешкам5n5о5п55
4 a4б4c4 белая пешкаd4е4f4g4h4i4 белый дуракj4к4л4m4 белая пешкаn4о4п44
3 а3b3 белая пешкас3д3е3f3g3h3i3 белая пешкаj3k3 белый чемпионl3 белый волшебникm3n3o3 белая пешкап33
2 а2 белая пешкаб2с2d2е2f2 белая пешкаg2 белая пешкаh2 белая королевая2j2 белый корольк2л2м2n2о2p2 белая пешка2
1 а1б1с1d1 белая ладьяе1ф1г1ч1я1j1к1л1m1 белая ладьяn1о1п11
а б с д и ж г час я дж к л м н тот п
Итоговая позиция первой партии после 53.Kj2

Ниже приведены некоторые из единственных полных партий в шахматы на действительно большой доске, разыгранных на страницах вариантов шахмат , и они не являются репрезентативными примерами хорошей игры.

Игра 1
Белый: Джон Дэвис   Черный: Георг Шпенглер
Игра Курьер 2015 [5]

1. i8 k9 2. j7 Bd8 3. Ji4 Wk14 4. k6 j10 5. d5 Nn14 6. Of7 Ba11 7. Ci3 Bxi3 8. hxi3 l10 9. Wk3 Nm12 10. Ba15 Wf14 11. Wd3 g13 12. De1 h12 13. e6 Dn14 14 . Nf1 i11 26.Dg3 Wh10 27.Ah3 Wj8 28.Ji4 Ne13 29.Wh5 Dc14 30.Dk2 e14 31.Nm2 Ng12 32.Nl4 Oi13 33.Nj5 Dd13 34.Nh6 De12 35.Dg5 Bj11 36.Ne3 Bxf7 37.exf7 Фa9+ 38. Фh2 Фxa5 39. Кc4 Фxd5 40. B3 d13 41. Af4 Фd12 42. Wi6 Ao6 43. Dl3 An4 44. O3 Ao6 45. Ah5 Wi12 46. Rd1 Qc12 47. Rm1 Dn12 48. Ne3 Dn10 9. c4 a9 50 . Neg4 Dm9 51.Ni5 l8 [а] 52.Nh7 Wl10 53.Kj2 1–0

Игра 2
Белый: sxg   Черный: Ник Вольф
Игра Курьер 2017 [6]

1.f8 i9 2.Ci3 Ci14 3.k8 h10 4.Bc10+ g14 5.g8 Qc11 6.Bd9 Cl14 7.Qa8 An9 8.Ok3 Of10 9.Bi4 Axi4 10.Oxi4 Oxa8 11.g9 h9 12.Bm9 j10 13. Jl4 Jm13 14.Jk7 Jl11 15.l8 k11 16.Jxh9 Oc7 17.Jf12 Of4+ 18.Kj1 Qxf8 19.Aa7 Qxm1+ 20.Dl1 Jxm9 21.lxm9 Cl1+ 0–1

Мат неизбежен.

Стандартные базовые маты (ферзь, ладья, два слона или слон и конь ) можно поставить на доске 16×16, но для их выполнения требуется больше времени. Например, хотя слон и конь могут дать мат в течение 33 ходов из любой выигрышной позиции на доске 8×8, на доске 16×16 для этого может потребоваться до 93 ходов. Например, если у белых есть король на а1, конь на b1 и слон на с1, а у черных только король на с2, белые могут форсировать мат в ходе 92: [7]

1.Bb2 Kb3 2.Bi9 Ka4 3.Kb2 Kb5 4.Kc3 Kc6 5.Kd4 Kd7 6.Ke5 Ke8 7.Kf6 Kf8 8.Kg6 Kg8 9.Bg11 Kf9 10.Kh7 Ke10 11.Kg8 Kf11 12.Bi9 Ke10 13. Kh9 Kd11 14.Kg10 Ke10 15.Bg11 Kd9 16.Kf9 Kc10 17.Ke10 Kc11 18.Ke11 Kc12 19.Nd2 Kd13 20.Ne4 Ke14 21.Nf6 Kf13 22.Kf11 Ke14 23.Ke12 Kd15 d13 Крe16 25.Крe14 Крd16 26.Nd7 Kc16 27.Ne9 Kb15 28.Kd15 Kb14 29.Bf10+ Kb15 30.Nd11 Ka16 31.Nc13 Kb16 32.Kd16 Ka15 33.Kc15 Ka16 34.Kc16 Ka15 35.Na12+ Ka16 Ка15 37.Кд 13 Ка14 38 . Nc11 Ka13 39.Bc13 Ka14 40.Kc15 Ka13 41.Kc14 Ka14 42.Bd12 Ka13 43.Kc13 Kb11 45.Nb12 Ka12 46.Kc12 Ka13 47.Be11 Ka12 48.Bf12 Ka13 49.Bc15 Ka12 50 .Nd11 Ka11 51.Bf12 Ka12 52.Nc13 Ka11 53.Kc11 Ka10 54.Nd11 Ka9 55.Kb11 Ka9 57.Kc10 Ka10 58.Bg13 Ka11 59.Be15 Ka10 60.Nd9 Ka9 61.Bh12 Ka10 62.Nc11+ Ka 9 63. Kc9 Ka8 d9 Крb7 65.Nb8 Ka7 66.Kc8 Ka8 67.Bg11 Ka9 68.Be13+ Ka8 69.Nd7 Ka7 70.Bh10 Ka8 71.Nc9 Ka7 72.Kc7 Ka6 73.Kc6 Ka7 74.Bd6 Ka6 75.Bc5 Ka5 76.Ne8 Ka4 77. Kd5 Kb3 78.Kd4 Kc2 79.Bb4 Kb3 80.Kc5 Ka2 81.Kc4 Kb1 82.Kc3 Kc1 83.Nd6 Kd1 84.Kd3 Kc1 85.Nc4 Kd1 86.Ba5 Kc1 87.Bd2 Kb1 88. Kc3 Ka2 89.Kc2 Ka1 90.Kb3 Kb1 91.Na3+ Ka1 92.Bc3#

Фактически, король, слон и конь могут поставить мат одинокому вражескому королю на шахматной доске произвольного размера при условии, что на ней есть угол того цвета, по которому ходит слон. Это было показано Юлиусом Телесиным в 1983 году. [8] [9]

Один архиепископ, канцлер, [10] ВФА, [11] или суперконь (но не роза) также может поставить мат. Два FD разных цветов могут поставить мат без помощи своего короля. [12]

Эндшпиль ферзь против ладьи разыгрывается на доске 16х16. (На самом деле, обычно его выигрывают только на квадратных досках размером от 5×5 до 15×15.) [13]

Подварианты

[ редактировать ]

Шахматы Золотого века на очень большой доске

[ редактировать ]
а б с д и ж г час я дж к л м н тот п
16 а16 черная ладьяb16 черный перевернутый рыцарьc16 черный слонd16 черный дураке16 черный рыцарьf16 черная принцессаg16 черная перевернутая королеваh16 черная перевернутая ладьяi16 черный корольj16 черная перевернутая королеваk16 черная принцессаl16 черный рыцарьм16 черный дуракn16 черный слонo16 черный перевернутый рыцарьp16 черная ладья16
15 а15 черная пешкаb15 черная пешкаc15 черная пешкаd15 черная пешкае15 черная пешкаf15 черная пешкаg15 черная пешкаh15 черная пешкаi15 черная пешкаj15 черная пешкаk15 черная пешкаl15 черная пешкаm15 черная пешкаn15 черная пешкаo15 черная пешкаp15 черная пешка15
14 a14б14с14д14е14f14g14h14я14j14к14л14м14№14о14стр. 1414
13 а13б13с13д13е13f13g13h13я13j13к13л13м13№13о13стр. 1313
12 а12б12с12д12е12f12g12h12я12j12к12л12м12№12о12стр1212
11 а11б11с11д11е11f11g11h11я11j11к11л11м11№11о11стр.1111
10 a10б10с10d10е10f10g10h10i10j10к10л10м10n10о10стр.1010
9 а9б9с9d9е9f9g9h9я9j9к9л9м9n9о9стр.99
8 а8б8с8d8е8f8g8h8i8j8к8л8м8n8о8стр.88
7 a7b7с7d7e7f7g7h7i7j7к7л7м7n7о7стр.77
6 а6б6с6d6е6f6g6h6i6j6к6л6м6n6о6стр.66
5 а5б5с5d5е5f5g5h5я5j5к5л5м5n5о5п55
4 a4б4с4d4е4f4g4h4я4j4к4л4м4n4о4п44
3 а3б3с3д3е3f3g3h3я3j3к3л3m3n3о3п33
2 а2 белая пешкаb2 белая пешкаc2 белая пешкаd2 белая пешкаe2 белая пешкаf2 белая пешкаg2 белая пешкаh2 белая пешкаi2 белая пешкаj2 белая пешкаk2 белая пешкаl2 белая пешкам2 белая пешкаn2 белая пешкаo2 белая пешкаp2 белая пешка2
1 а1 белая ладьяb1 белый перевернутый рыцарьc1 белый слонd1 белый дуракe1 белый рыцарьf1 белая принцессаg1 белая перевернутая королеваh1 белая перевернутая ладьяi1 белый корольj1 белая перевернутая королеваk1 белая принцессаl1 белый рыцарьм1 белый дуракn1 белый слонo1 белый перевернутый рыцарьp1 белая ладья1
а б с д и ж г час я дж к л м н тот п
Шахматы золотого века на очень большой доске: начальная позиция. (Обратите внимание, что формы фигур на диаграмме не всегда соответствуют своему значению в шахматах на действительно большой доске.)

Бетца также создал второй вариант 16×16, который он назвал шахматами золотого века на действительно большой доске . Он писал: «Эта игра предназначена для создания открытой позиции, в которой развитие, инициатива и атака имеют решающее значение, позиции слишком сложны для расчета, поэтому вы должны играть интуитивно и никогда не считать пешки - другими словами , возвращение в Золотой Век!» [3]

Перевернутый конь на диаграмме — это роза из шахмат на действительно большой доске, а суперконь и архиепископ остаются прежними. Остальные части следующие:

Самый короткий мат: [3]

1.Wi13 i9 2.Wi13 Ai15 3.Wi12#

Самая короткая партия, заканчивающаяся четверным шахом и матом: [3]

1.Wa3 Np8 2.Wi3 Nxm2 3.Al3 Nk1 4.Bn5 Nxi2 5.Rxi2 i9 6.Rh3 i8 7.Bh5 i7 8.Wi2+ i6 9.Axi6 h14 10.Ad11#

Девять досок для шахмат

[ редактировать ]

Бетца также предложил версию шахмат 24×24 на очень большой доске, хотя и не разработал ее полностью. Его описание игры было таким: «Столкните 9 досок вместе в квадрате [3×3], симметрично воспроизведите все уникальные фигуры из шахматной линейки с четырьмя досками, добавьте W рядом с K, две F по бокам от K [и] W. , и у вас есть игра». W и F здесь — вазир и ферц . Однако это описание не уникально: положения роз, суперрыцарей, архиепископов, канцлеров и ферзей не определены, поскольку некоторые из них равноудалены от короля в начальной позиции четырех досок, и неясно, являются ли король должен находиться на вертикали l или m. Добавление таких слабых частей было призвано сбалансировать дублирование более мощных частей. [1]

Четырехбордовый Шатрандж

[ редактировать ]

Бетца также предложил версию с еще меньшим количеством тактик, которая позволила бы устранить многих всадников, заменив слонов альфилами и ферзей ферзами, превратив архиепископов в соединения конь-альфил и превратив канцлеров в соединения ладья-альфил или ладья-ферц. [1]

Изменения правил

[ редактировать ]

Бетца заметил, что правила большинства вариантов шахмат, таких как цилиндрические шахматы или лавинные шахматы , могут быть применены к шахматам на действительно большой доске; тем не менее, он считал применение правил цилиндрических шахмат к доске 16×16 «глупым», потому что из-за этого расстояния казались еще больше, и вместо этого рекомендовал шахматы «Лавина», поскольку они сокращают игру. Бетца также положительно отнесся к применению правил импульсных шахмат к доске 16×16. [1] Другая возможность, упомянутая Бецой, - это правила венского кригшпиля , где середина доски (линия между 8-м и 9-м рядами) заблокирована ширмой, и игроки могут свободно перемещать свои фигуры до первых шести рядов. Как только оба игрока удовлетворены своим расположением (это можно обеспечить с помощью таймера), экран убирается и возобновляется обычная игра. Можно было бы играть и без экрана, который Бетца назвал «Зрячим венским кригшпилем». [1]

Еще одной возможностью, которую предложил Бетца, была 3D-версия шахмат на действительно большой доске размером 16 × 16 × 16, что привело к полному кругу ее вдохновения. На каждом уровне двухмерная установка будет повторяться, а ходы фигур будут переведены в три измерения, как в его идее трехмерных шахмат 8×8×8. Тем не менее, он прокомментировал это: «Какая ужасная идея. У каждого игрока 256 пешек и 256 фигур. Средняя продолжительность игры, вероятно, будет более [более] 2000 ходов». [4]

Различные стартовые позиции

[ редактировать ]

Бетца также рассматривал стартовые позиции с 16 (одна шахматная партия) или 64 (четыре партии) фигур вместо 32 (две партии), но в итоге отказался от них. Они заключаются в следующем: [1]

Три измерения

[ редактировать ]

Бетца предложил трехмерную адаптацию правил игры в шахматы размером 16×16×16 на очень большой доске, которая будет сформирована путем помещения восьми досок 8×8×8 в куб, а затем перевода ходов в 3D, как он это сделал. то же самое касается его версии 3D-шахмат 8×8×8, хотя он выразил сомнения по поводу вероятной продолжительности игры. [4]

Нереализованные предложения

[ редактировать ]

Бетца также предложил «Великие шахматы с четырьмя досками», в которых будет больше фигур, чем в розе, которая не сможет делать полные ходы на досках меньшего размера, а также пешки на третьем ряду и около 24 фигур в двух рядах позади них; и аналогично «Великий Шатрандж с четырьмя досками», где фигуры будут еще больше ослаблены. Еще одним его предложением были шахматы на четырех досках с разными армиями , предполагая, что один игрок может использовать коней, а другой - фибнифов (fbNF; делает самые длинные ходы вперед или назад как конь или движется как ферц), хотя и отмечал, что создание совершенно новых армии было невозможно в 1996 году, поскольку значения дальнобойных фигур на досках 16×16 еще не были известны с достаточной точностью. Однако ни одна из них не вышла за рамки идей. [1]

Еще один вариант, который рассматривал Бетца, - это «Шахматы на шестидесяти четырех досках», в которые будут играть на доске 64 × 64 с 4096 клетками (так же, как в шахматах 16 × 16 × 16). Комментарий Бетцы был: [1]

Шахматная доска из шахматных досок! Вы должны использовать очень маленькие шахматные доски и наборы, и у вас должны быть очень длинные руки. Вы также должны иметь долгое время, чтобы играть!Я могу получить больше удовольствия от этой игры, просто думая о ней, чем от реальной попытки сыграть в нее...

Ральф Бетца

Точно так же он рассматривал 3D-вариант 64×64×64, который он выдвинул как возможный мировой рекорд для самого большого шахматного варианта (с 262 144 кубиками), хотя он не уточнил полностью правила, за исключением заявления о том, что стандартная дебютная установка для ортодоксальные шахматы просто повторялись бы, чтобы заполнить доски 64×64. [4]

Никакого специального оборудования не требуется, кроме высокого потолка и очень прочного пола в помещении, где вы это делаете.

Полагаю, вам могут понадобиться очень длинные руки, чтобы передвигать фигуры, и подзорная труба, чтобы увидеть вражеского короля, он так далеко.

Ральф Бетца

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Этот ход незаконен: черная пешка l уже двинулась (в позиции 8...l10), поэтому теперь она может двигаться вперед только на одно поле за раз. Однако на это не было указано, и поэтому решение осталось в силе.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Шахматы на действительно большой доске на страницах Chess Variant
  2. ^ Jump up to: а б с д Причард, Д.Б. (2007). «Шахматы на четырех досках». В Бизли, Джон (ред.). Классифицированная энциклопедия вариантов шахмат . Джон Бисли. п. 143. ИСБН  978-0-9555168-0-1 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Шахматы Золотого века на действительно большой доске на страницах Chess Variant
  4. ^ Jump up to: а б с д 3D-шахматы на действительно большой доске на страницах Chess Variant
  5. ^ Дунихо, Фергюс. «Вид: шахматы на действительно большой доске в Chess Variants Game Courier» . play.chessvariants.com . Проверено 8 ноября 2018 г.
  6. ^ Дунихо, Фергюс. «Шахматы на действительно большой доске в Chess Variants Game Courier» . play.chessvariants.com . Проверено 8 ноября 2018 г.
  7. ^ «КБН против мата К на нестандартных досках» . Обмен шахматными стеками . Проверено 8 ноября 2018 г.
  8. ^ Вестлунд, Йохан (7 мая 2024 г.). «Мат слоном и конем на большой шахматной доске». arXiv : 2405.04421 [ math.CO ].
  9. ^ Телесин, Юлий (июль 1983 г.). «Может ли B + S (класс GBR 0011.00) дать мат на шахматной доске 1000 × 1000?» (PDF) . ЭГ . Том. 5, нет. 73. С. 190–192 . Проверено 26 июля 2024 г.
  10. Статистика эндшпиля с фэнтезийными фигурами. Архивировано 23 сентября 2015 г. в Wayback Machine Дэйвом МакКуи, The Chess Variant Pages.
  11. ^ Идеальные ценности и практические ценности (Часть 6) Ральфа Бетцы, Страницы шахматных вариантов
  12. ^ FD Ральфа Бетцы, Страницы шахматного варианта
  13. ^ Вклад Марка Бурзучки в знание шахматного эндшпиля , Джон Бизли (январь 2015 г.)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf059260e73ec6f4e5edb73f655287a9__1721969100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/a9/bf059260e73ec6f4e5edb73f655287a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chess on a really big board - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)