Шахматы на очень большой доске
а | б | с | д | и | ж | г | час | я | дж | к | л | м | н | тот | п | |||
16 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 16 | |
15 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 15 | |
14 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 14 | |
13 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 13 | |
12 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 12 | |
11 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 11 | |
10 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 10 | |
9 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 9 | |
8 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 8 | |
7 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 7 | |
6 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 6 | |
5 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 5 | |
4 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 4 | |
3 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 3 | |
2 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 2 | |
1 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 1 | |
а | б | с | д | и | ж | г | час | я | дж | к | л | м | н | тот | п |
Шахматы на очень большой доске — это большой вариант шахмат, изобретенный Ральфом Бетца примерно в 1996 году. [1] В нее играют на шахматной доске 16×16 с 16 фигурами (на задней шеренге) и 16 пешками (на второй шеренге) на игрока. Поскольку такую доску можно построить, сложив вместе четыре стандартных доски 8×8, Бетца также дал этому варианту альтернативные названия шахмат с четырьмя досками. [1] или шахматы на четырех досках . [2]
Описание игры
[ редактировать ]Применяются стандартные правила шахмат, за исключением следующих случаев: [1]
- Игра ведется на доске 16×16, стартовая позиция показана выше.
- Неподвижная пешка может переместиться на один шаг до середины доски (в случае доски 16×16 — до восьмой горизонтали) или до чего-то промежуточного. Таким образом, 1.i8 является допустимым первым ходом, как и 1.i3, 1.i4, 1.i5, 1.i6 и 1.i7. Как только он двинулся в первый раз, он может делать только один шаг за раз. (В случае доски 8х8 это точно так же, как и в стандартных шахматах). Такой длинный начальный ход пешки позволяет движущейся пешке быть захваченной на ходу вражеской пешкой, как если бы она остановилась на любом из полей, через которые она прошла.
- При рокировке ладья перемещается на такое же расстояние, как и в шахматах. Таким образом, король движется дальше; если рокировка на королевском фланге, то она заканчивается на второй правой вертикали, а если рокировка на ферзевом фланге, то она заканчивается на третьей левой вертикали. На доске 16х16 0-0 оставляет ладью на вертикали n и короля на вертикали o, а 0-0-0 оставляет ладью на вертикали d и короля на вертикали c.
- Правило 50 ходов становится как минимум правилом 100 ходов. Как правило, если каждый из размеров доски умножается на n , количество ходов без взятия или без пешки, допустимое до того, как станет возможным требование ничьей, также должно быть умножено как минимум на n .
- Есть дополнительные сказочные шахматные фигуры , которые ходят по-другому, хотя традиционные фигуры сохранены. Их движения приведены ниже с использованием « забавных обозначений » Ральфа Бетцы. В физической игре эти шесть типов сказочных фигур могут быть представлены фигурами из разных шахматных наборов. Обратите внимание, что Бетца не указал значки или дизайн сказочных фигур для диаграмм, а вместо этого использовал для их обозначения буквы: на диаграммах здесь используются общие изображения архиепископа и канцлера, перевернутого коня для розы и шахматных фигур Омега для остальных трех. типы сказочных фигурок. [3]
WFA (однобуквенный символ W ). Ходит как король или альфил . Может прыгать на все приемы. В своей «Энциклопедии вариантов шахмат » Дэвид Притчард называет эту фигуру слоном . [2] |
Суперрыцарь ( NLJ ; однобуквенное обозначение J ). Двигается как рыцарь , верблюд или зебра . Может прыгать на все приемы. традиции известен как буйвол В сказочной шахматной . |
Архиепископ ( NB ; однобуквенное обозначение А ). Ходит как слон или конь. Может прыгать для ходов коня. Известна как принцесса в сказочной шахматной традиции. |
а | б | с | д | и | ж | г | час | я | дж | к | л | м | н | тот | п | |||
16 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 16 | |
15 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 15 | |
14 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 14 | |
13 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 13 | |
12 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 12 | |
11 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 11 | |
10 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 10 | |
9 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 9 | |
8 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 8 | |
7 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 7 | |
6 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 6 | |
5 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 5 | |
4 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 4 | |
3 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 3 | |
2 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 2 | |
1 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 1 | |
а | б | с | д | и | ж | г | час | я | дж | к | л | м | н | тот | п |
Бетца включил розу в свою первоначальную установку, потому что она особенно подходит для большой доски: она не может проявить всю свою мощь на досках размером меньше 13×13. Более того, его и без того большой ход все еще не может охватывать всю доску, что способствует ощущению игры, а также способности гонщиков атаковать с большого расстояния. [1]
История
[ редактировать ]Шахматы на действительно большой доске были созданы как результат идей Бетцы о трехмерных шахматах после того, как он заметил, что доска 8×8×8 для 3D-шахматов будет иметь 512 ячеек, больше, чем любая большая версия шахмат, которая существовала ранее. изобретенный; затем он рассматривал двумерные очень большие (или, по его словам, «огромные») шахматные игры, в основном на доске 16×16, поскольку для изготовления такой доски не требуется нестандартного оборудования, и хотя она намного больше, чем доска 8×16. 8, она была не настолько большой, чтобы в игру было невозможно играть. [1] Эта идея в конечном итоге завершилась в разработке трехмерной версии шахмат размером 16×16×16 на действительно большой доске, которую он назвал «невероятно большой». [4]
Геймплей
[ редактировать ]Бетца описал свой выбор фигур как «очень простой и логичный выбор фундаментальных геометрических ходов, если не считать моего своеобразного настойчивого требования включить Розу в состав фигур. 16×16] с 32 фигурами обязательно получится что-то достаточно похожее, по крайней мере, если они хотят, чтобы это было похоже на шахматы, но немного менее тактично». Фактически, его первоначальный план состоял в том, чтобы включить WA вместе с дополнительным FD, но это оставляет пешки c и n незащищенными в исходной позиции. Его окончательная оценка заключалась в том, что игра была «скорее шахматной». [1]
Бетца разделил фигуры на три класса: семь дальних фигур (ладьи, слоны, ферзь, архиепископ и канцлер), две средние фигуры (роза и суперконь) и шесть ближних фигур (кони, FD). и WFA). Он полагал, что фигуры ближнего боя, хотя и самые слабые, имеют решающее значение, поскольку им требуется время, чтобы войти в действие, но они очень важны для открытия определенных линий для атак. [1]
Пример начальной фазы игры
[ редактировать ]Следующий пример фрагмента игры был создан Betza. [1]
- 1.i8 i9
- 2.Qp9
Аналог атаки своенравного ферзя 16×16 (в ортодоксальных шахматах 1.e4 e5 2.Qh5). На такой большой доске этот дебютный ход становится гораздо разумнее, так как ферзя сложнее атаковать, и из этой позиции он с большого расстояния устремляется в центр.
- 2...ч10
- 3.j8 Ох11
Черные защищают свою пешку i; Белые снова атакуют ее (ее пешку j защищает канцлер на j1); Черные снова защищают ее, перемещая розу с f16 через e14 и f12 на h11, где они защищают пешку i9. Размен пешками был бы невыгоден и привел бы к потере темпа инициатором, но в какой-то момент канцлер белых должен быть развит.
В настоящее время у белых нет непосредственных угроз. Атакам черных на пешку h с помощью Bb4 (сначала отодвигая пешку d) или на их розу с Bo4 (сначала отводя пешку m) легко парировать. Поэтому она решает использовать фигуру ближнего боя для атаки, хотя это займет несколько ходов.
- 4.Джи4 Ай15
- 5.Jh6 Ak14
Атака белого ферзя.
- 6. Qp10 Ji13
- 7.p8!?
Угроза поднять королевскую ладью на линию «h», чтобы оспорить центр.
- 7...An11!?
Продолжаем атаковать белого ферзя. Этот регион также можно использовать в качестве передовой базы: поле n11 легко защитить розой или пешкой m, а естественным продолжением будет 8...Qn10.
- 8. Фl6 Кk8
Белый ферзь отступает и снова атакует черную пешку i, но черные защищают пешку с помощью архиепископа и снова атакуют ферзя. Сам архиепископ, хотя и атакован суперрыцарем белых, защищен розой черных.
- 9.Qo3
Если 9.Qk7, то 9...Al9 может выиграть пешку.
- 9...Ql12
Угрожающее 10...Al6. [1]
Примеры игр
[ редактировать ]Ниже приведены некоторые из единственных полных партий в шахматы на действительно большой доске, разыгранных на страницах вариантов шахмат , и они не являются репрезентативными примерами хорошей игры.
Игра 1
Белый: Джон Дэвис Черный: Георг Шпенглер
Игра Курьер 2015 [5]
- 1. i8 k9 2. j7 Bd8 3. Ji4 Wk14 4. k6 j10 5. d5 Nn14 6. Of7 Ba11 7. Ci3 Bxi3 8. hxi3 l10 9. Wk3 Nm12 10. Ba15 Wf14 11. Wd3 g13 12. De1 h12 13. e6 Dn14 14 . Nf1 i11 26.Dg3 Wh10 27.Ah3 Wj8 28.Ji4 Ne13 29.Wh5 Dc14 30.Dk2 e14 31.Nm2 Ng12 32.Nl4 Oi13 33.Nj5 Dd13 34.Nh6 De12 35.Dg5 Bj11 36.Ne3 Bxf7 37.exf7 Фa9+ 38. Фh2 Фxa5 39. Кc4 Фxd5 40. B3 d13 41. Af4 Фd12 42. Wi6 Ao6 43. Dl3 An4 44. O3 Ao6 45. Ah5 Wi12 46. Rd1 Qc12 47. Rm1 Dn12 48. Ne3 Dn10 9. c4 a9 50 . Neg4 Dm9 51.Ni5 l8 [а] 52.Nh7 Wl10 53.Kj2 1–0
Игра 2
Белый: sxg Черный: Ник Вольф
Игра Курьер 2017 [6]
- 1.f8 i9 2.Ci3 Ci14 3.k8 h10 4.Bc10+ g14 5.g8 Qc11 6.Bd9 Cl14 7.Qa8 An9 8.Ok3 Of10 9.Bi4 Axi4 10.Oxi4 Oxa8 11.g9 h9 12.Bm9 j10 13. Jl4 Jm13 14.Jk7 Jl11 15.l8 k11 16.Jxh9 Oc7 17.Jf12 Of4+ 18.Kj1 Qxf8 19.Aa7 Qxm1+ 20.Dl1 Jxm9 21.lxm9 Cl1+ 0–1
Мат неизбежен.
Финал
[ редактировать ]Стандартные базовые маты (ферзь, ладья, два слона или слон и конь ) можно поставить на доске 16×16, но для их выполнения требуется больше времени. Например, хотя слон и конь могут дать мат в течение 33 ходов из любой выигрышной позиции на доске 8×8, на доске 16×16 для этого может потребоваться до 93 ходов. Например, если у белых есть король на а1, конь на b1 и слон на с1, а у черных только король на с2, белые могут форсировать мат в ходе 92: [7]
- 1.Bb2 Kb3 2.Bi9 Ka4 3.Kb2 Kb5 4.Kc3 Kc6 5.Kd4 Kd7 6.Ke5 Ke8 7.Kf6 Kf8 8.Kg6 Kg8 9.Bg11 Kf9 10.Kh7 Ke10 11.Kg8 Kf11 12.Bi9 Ke10 13. Kh9 Kd11 14.Kg10 Ke10 15.Bg11 Kd9 16.Kf9 Kc10 17.Ke10 Kc11 18.Ke11 Kc12 19.Nd2 Kd13 20.Ne4 Ke14 21.Nf6 Kf13 22.Kf11 Ke14 23.Ke12 Kd15 d13 Крe16 25.Крe14 Крd16 26.Nd7 Kc16 27.Ne9 Kb15 28.Kd15 Kb14 29.Bf10+ Kb15 30.Nd11 Ka16 31.Nc13 Kb16 32.Kd16 Ka15 33.Kc15 Ka16 34.Kc16 Ka15 35.Na12+ Ka16 Ка15 37.Кд 13 Ка14 38 . Nc11 Ka13 39.Bc13 Ka14 40.Kc15 Ka13 41.Kc14 Ka14 42.Bd12 Ka13 43.Kc13 Kb11 45.Nb12 Ka12 46.Kc12 Ka13 47.Be11 Ka12 48.Bf12 Ka13 49.Bc15 Ka12 50 .Nd11 Ka11 51.Bf12 Ka12 52.Nc13 Ka11 53.Kc11 Ka10 54.Nd11 Ka9 55.Kb11 Ka9 57.Kc10 Ka10 58.Bg13 Ka11 59.Be15 Ka10 60.Nd9 Ka9 61.Bh12 Ka10 62.Nc11+ Ka 9 63. Kc9 Ka8 d9 Крb7 65.Nb8 Ka7 66.Kc8 Ka8 67.Bg11 Ka9 68.Be13+ Ka8 69.Nd7 Ka7 70.Bh10 Ka8 71.Nc9 Ka7 72.Kc7 Ka6 73.Kc6 Ka7 74.Bd6 Ka6 75.Bc5 Ka5 76.Ne8 Ka4 77. Kd5 Kb3 78.Kd4 Kc2 79.Bb4 Kb3 80.Kc5 Ka2 81.Kc4 Kb1 82.Kc3 Kc1 83.Nd6 Kd1 84.Kd3 Kc1 85.Nc4 Kd1 86.Ba5 Kc1 87.Bd2 Kb1 88. Kc3 Ka2 89.Kc2 Ka1 90.Kb3 Kb1 91.Na3+ Ka1 92.Bc3#
Фактически, король, слон и конь могут поставить мат одинокому вражескому королю на шахматной доске произвольного размера при условии, что на ней есть угол того цвета, по которому ходит слон. Это было показано Юлиусом Телесиным в 1983 году. [8] [9]
Один архиепископ, канцлер, [10] ВФА, [11] или суперконь (но не роза) также может поставить мат. Два FD разных цветов могут поставить мат без помощи своего короля. [12]
Эндшпиль ферзь против ладьи разыгрывается на доске 16х16. (На самом деле, обычно его выигрывают только на квадратных досках размером от 5×5 до 15×15.) [13]
Подварианты
[ редактировать ]Шахматы Золотого века на очень большой доске
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | я | дж | к | л | м | н | тот | п | |||
16 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 16 | |
15 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 15 | |
14 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 14 | |
13 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 13 | |
12 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 12 | |
11 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 11 | |
10 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 10 | |
9 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 9 | |
8 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 8 | |
7 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 7 | |
6 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 6 | |
5 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 5 | |
4 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 4 | |
3 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 3 | |
2 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 2 | |
1 | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | 1 | |
а | б | с | д | и | ж | г | час | я | дж | к | л | м | н | тот | п |
Бетца также создал второй вариант 16×16, который он назвал шахматами золотого века на действительно большой доске . Он писал: «Эта игра предназначена для создания открытой позиции, в которой развитие, инициатива и атака имеют решающее значение, позиции слишком сложны для расчета, поэтому вы должны играть интуитивно и никогда не считать пешки - другими словами , возвращение в Золотой Век!» [3]
Перевернутый конь на диаграмме — это роза из шахмат на действительно большой доске, а суперконь и архиепископ остаются прежними. Остальные части следующие:
|
Кривой слон ( zB ; однобуквенный символ B ). Эта часть послужила первоначальным источником вдохновения для этой игры. На каждом шаге он поворачивается на 90° и всегда уходит от исходного положения. Таким образом, он мог перейти от e4 к d5, к e6, к d7, к e8. Ранее он был изобретен Ж. де А. Олмеем в начале 20 века как бойскаут вместе с герлскаутом , который движется как кривая ладья (например, от a1 к a2, к b2, к b3, к c3). |
Ночной Райдер ( NN ; однобуквенный символ N ). Делает любое количество ходов коня в одном направлении. Ночной всадник для рыцаря — то же самое, что королева для короля. |
GHFD (однобуквенный символ H ). Двигается как тройной прыгун , триппер , ферц или даббаба. Может прыгать на все приемы. |
Грифон ( t[FR] ; однобуквенный символ R ). Делает ход на один шаг как ферц, затем продолжает движение наружу как ладья. |
Самый короткий мат: [3]
- 1.Wi13 i9 2.Wi13 Ai15 3.Wi12#
Самая короткая партия, заканчивающаяся четверным шахом и матом: [3]
- 1.Wa3 Np8 2.Wi3 Nxm2 3.Al3 Nk1 4.Bn5 Nxi2 5.Rxi2 i9 6.Rh3 i8 7.Bh5 i7 8.Wi2+ i6 9.Axi6 h14 10.Ad11#
Девять досок для шахмат
[ редактировать ]Бетца также предложил версию шахмат 24×24 на очень большой доске, хотя и не разработал ее полностью. Его описание игры было таким: «Столкните 9 досок вместе в квадрате [3×3], симметрично воспроизведите все уникальные фигуры из шахматной линейки с четырьмя досками, добавьте W рядом с K, две F по бокам от K [и] W. , и у вас есть игра». W и F здесь — вазир и ферц . Однако это описание не уникально: положения роз, суперрыцарей, архиепископов, канцлеров и ферзей не определены, поскольку некоторые из них равноудалены от короля в начальной позиции четырех досок, и неясно, являются ли король должен находиться на вертикали l или m. Добавление таких слабых частей было призвано сбалансировать дублирование более мощных частей. [1]
Четырехбордовый Шатрандж
[ редактировать ]Бетца также предложил версию с еще меньшим количеством тактик, которая позволила бы устранить многих всадников, заменив слонов альфилами и ферзей ферзами, превратив архиепископов в соединения конь-альфил и превратив канцлеров в соединения ладья-альфил или ладья-ферц. [1]
Изменения правил
[ редактировать ]Бетца заметил, что правила большинства вариантов шахмат, таких как цилиндрические шахматы или лавинные шахматы , могут быть применены к шахматам на действительно большой доске; тем не менее, он считал применение правил цилиндрических шахмат к доске 16×16 «глупым», потому что из-за этого расстояния казались еще больше, и вместо этого рекомендовал шахматы «Лавина», поскольку они сокращают игру. Бетца также положительно отнесся к применению правил импульсных шахмат к доске 16×16. [1] Другая возможность, упомянутая Бецой, - это правила венского кригшпиля , где середина доски (линия между 8-м и 9-м рядами) заблокирована ширмой, и игроки могут свободно перемещать свои фигуры до первых шести рядов. Как только оба игрока удовлетворены своим расположением (это можно обеспечить с помощью таймера), экран убирается и возобновляется обычная игра. Можно было бы играть и без экрана, который Бетца назвал «Зрячим венским кригшпилем». [1]
Еще одной возможностью, которую предложил Бетца, была 3D-версия шахмат на действительно большой доске размером 16 × 16 × 16, что привело к полному кругу ее вдохновения. На каждом уровне двухмерная установка будет повторяться, а ходы фигур будут переведены в три измерения, как в его идее трехмерных шахмат 8×8×8. Тем не менее, он прокомментировал это: «Какая ужасная идея. У каждого игрока 256 пешек и 256 фигур. Средняя продолжительность игры, вероятно, будет более [более] 2000 ходов». [4]
Различные стартовые позиции
[ редактировать ]Бетца также рассматривал стартовые позиции с 16 (одна шахматная партия) или 64 (четыре партии) фигур вместо 32 (две партии), но в итоге отказался от них. Они заключаются в следующем: [1]
Три измерения
[ редактировать ]Бетца предложил трехмерную адаптацию правил игры в шахматы размером 16×16×16 на очень большой доске, которая будет сформирована путем помещения восьми досок 8×8×8 в куб, а затем перевода ходов в 3D, как он это сделал. то же самое касается его версии 3D-шахмат 8×8×8, хотя он выразил сомнения по поводу вероятной продолжительности игры. [4]
Нереализованные предложения
[ редактировать ]Бетца также предложил «Великие шахматы с четырьмя досками», в которых будет больше фигур, чем в розе, которая не сможет делать полные ходы на досках меньшего размера, а также пешки на третьем ряду и около 24 фигур в двух рядах позади них; и аналогично «Великий Шатрандж с четырьмя досками», где фигуры будут еще больше ослаблены. Еще одним его предложением были шахматы на четырех досках с разными армиями , предполагая, что один игрок может использовать коней, а другой - фибнифов (fbNF; делает самые длинные ходы вперед или назад как конь или движется как ферц), хотя и отмечал, что создание совершенно новых армии было невозможно в 1996 году, поскольку значения дальнобойных фигур на досках 16×16 еще не были известны с достаточной точностью. Однако ни одна из них не вышла за рамки идей. [1]
Еще один вариант, который рассматривал Бетца, - это «Шахматы на шестидесяти четырех досках», в которые будут играть на доске 64 × 64 с 4096 клетками (так же, как в шахматах 16 × 16 × 16). Комментарий Бетцы был: [1]
Шахматная доска из шахматных досок! Вы должны использовать очень маленькие шахматные доски и наборы, и у вас должны быть очень длинные руки. Вы также должны иметь долгое время, чтобы играть!Я могу получить больше удовольствия от этой игры, просто думая о ней, чем от реальной попытки сыграть в нее...
— Ральф Бетца
Точно так же он рассматривал 3D-вариант 64×64×64, который он выдвинул как возможный мировой рекорд для самого большого шахматного варианта (с 262 144 кубиками), хотя он не уточнил полностью правила, за исключением заявления о том, что стандартная дебютная установка для ортодоксальные шахматы просто повторялись бы, чтобы заполнить доски 64×64. [4]
Никакого специального оборудования не требуется, кроме высокого потолка и очень прочного пола в помещении, где вы это делаете.
Полагаю, вам могут понадобиться очень длинные руки, чтобы передвигать фигуры, и подзорная труба, чтобы увидеть вражеского короля, он так далеко.— Ральф Бетца
Примечания
[ редактировать ]- ^ Этот ход незаконен: черная пешка l уже двинулась (в позиции 8...l10), поэтому теперь она может двигаться вперед только на одно поле за раз. Однако на это не было указано, и поэтому решение осталось в силе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Шахматы на действительно большой доске на страницах Chess Variant
- ^ Jump up to: а б с д Причард, Д.Б. (2007). «Шахматы на четырех досках». В Бизли, Джон (ред.). Классифицированная энциклопедия вариантов шахмат . Джон Бисли. п. 143. ИСБН 978-0-9555168-0-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Шахматы Золотого века на действительно большой доске на страницах Chess Variant
- ^ Jump up to: а б с д 3D-шахматы на действительно большой доске на страницах Chess Variant
- ^ Дунихо, Фергюс. «Вид: шахматы на действительно большой доске в Chess Variants Game Courier» . play.chessvariants.com . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ Дунихо, Фергюс. «Шахматы на действительно большой доске в Chess Variants Game Courier» . play.chessvariants.com . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ «КБН против мата К на нестандартных досках» . Обмен шахматными стеками . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ Вестлунд, Йохан (7 мая 2024 г.). «Мат слоном и конем на большой шахматной доске». arXiv : 2405.04421 [ math.CO ].
- ^ Телесин, Юлий (июль 1983 г.). «Может ли B + S (класс GBR 0011.00) дать мат на шахматной доске 1000 × 1000?» (PDF) . ЭГ . Том. 5, нет. 73. С. 190–192 . Проверено 26 июля 2024 г.
- ↑ Статистика эндшпиля с фэнтезийными фигурами. Архивировано 23 сентября 2015 г. в Wayback Machine Дэйвом МакКуи, The Chess Variant Pages.
- ^ Идеальные ценности и практические ценности (Часть 6) Ральфа Бетцы, Страницы шахматных вариантов
- ^ FD Ральфа Бетцы, Страницы шахматного варианта
- ^ Вклад Марка Бурзучки в знание шахматного эндшпиля , Джон Бизли (январь 2015 г.)