Барочные шахматы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Барочные шахматы — вариант шахмат, изобретенный в 1962 году Робертом Эбботтом . В 1963 году по предложению своего издателя он изменил название на Ultima , под которым оно также известно. Позже Эбботт посчитал свое изобретение ошибочным и предложил внести поправки в правила, однако эти предложения были по существу проигнорированы игровым сообществом, которое продолжает играть по правилам 1962 года. С тех пор, как правила для Baroque были впервые установлены в 1962 году, возникли некоторые региональные различия, из-за которых игра отклонилась от Ultima.
Описание
[ редактировать ]В шахматы в стиле барокко обычно играют на стандартной шахматной доске 8×8 со стандартным Стонтона дизайном шахматных фигур . Следующие правила широко можно найти в Интернете, но существуют и другие варианты. Один вариант был популярен среди студентов Кембриджского университета в 1974 году. Первоначальная расстановка фигур такая же, как и в стандартных шахматах, за исключением двух вещей, о которых игроки должны сначала решить: симметрия центрального счетчика и симметрия углового счетчика.
Установление степени симметрии
[ редактировать ]Симметрия центрального контра позволяет любому игроку решить, стоит ли менять местами своего короля и отступающего («ферзя»), а затем симметрия углового контра требует, чтобы каждый игрок решил, какая из его «ладей» будет перевернута. (Тот, который остается в вертикальном положении, является Координатором, а тот, который перевернут, — Иммобилайзером.) После того, как эти два вида симметрии определены, первыми ходят белые.
Для записи ходов, совершаемых в игре, достаточно использовать алгебраическую форму записи, как в шахматах , и записать названия фигур и полей, на которые они должны быть поставлены. Например, 1. Kd1 и We1, Ke8 и Wd8 (центральная встречная симметрия) и 2. Ia1 и Ch1, Ih8 и Ca8 (угловая встречная симметрия).
Если фазы разрешения симметрии, которые обычно встречаются в начале игры, можно каким-то образом отложить на потом, то легко увидеть, насколько они похожи на рокировки в шахматах. Они имеют практическую функцию увеличения количества игр, возможных с начальной стартовой позиции.
Движущийся
[ редактировать ]В стиле барокко король — это единственная фигура, которая может перемещаться ровно на одно поле за раз; он движется и берет точно так же, как король в шахматах. Все оставшиеся фигуры на первой горизонтали могут двигаться, как ферзь , во всех направлениях. Эта сила у них является привилегией, поскольку все они считаются благородными фигурами. Это своего рода привилегия, которая дается им при рождении, то есть в начале игры, и никогда не уменьшается; они сохраняют эту привилегию, куда бы они ни пошли, за исключением случаев, когда они оказываются рядом с иммобилайзером (см. ниже).
Пешки же движутся так же, как ладья в шахматах, не имея возможности двигаться по диагонали. Как и в шахматах, пешки в этой игре — крестьяне. В отличие от шахмат, пешки никогда не превращаются в другие фигуры. (Не существует специального поля, на которое можно было бы переместить пешки, а затем переместить их.)
Захват
[ редактировать ]Все фигуры, кроме короля, взяты иначе, чем их аналоги в шахматах, и все фигуры, кроме короля и пешки, имеют разные названия. Король — единственная фигура, которая, как и шахматные фигуры, захватывает, перемещаясь на поле, занятое фигурой противника. Все остальные фигуры захватывают фигуры противника более сложными способами. Дружественным фигурам никогда не разрешается брать другие дружественные фигуры.
Куски
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может потребовать очистки Википедии , чтобы соответствовать стандартам качества . Конкретная проблема: читается как инструкция по эксплуатации. Пожалуйста, помогите доработать этот раздел, чтобы в нем содержалось краткое описание игры, а не инструкция по игре. Обратитесь к Википедии, это не инструкция по эксплуатации. ( Октябрь 2017 г. ) |
Названия фигур и правила движения следующие:
- Король ходит и бьет, как стандартный шахматный король . нет Рокировки . Цель игры — захватить короля противника. Быстрая игра с шахматными часами обычно делает объявление мата очень редкой вещью, которую можно достичь в реальной игре один на один.
- Пешки (или клешни , или сжиматели ) движутся как стандартные шахматные ладьи . Пешка захватывает любую фигуру противника по горизонтали или вертикали между полем, на которое переместилась пешка, и дружественной фигурой (т. е. между любой из трех фигур не может быть промежутков). Это считается формой задержания , поскольку его сравнивают с двумя мужчинами, подходящими по бокам к схватываемому человеку и хватающими его за руки, чтобы унести. Пешки никогда не бьют по диагонали, только по горизонтали или вертикали. Она движется так же, как пешка в Хасами сёги .
Остальные фигуры ходят как стандартные шахматные ферзи, но имеют уникальные методы захвата.
- Отступающий ) (или Отступающий , представленный ферзем, захватывает, отходя прямо от соседней фигуры.
- , «Длинные прыгуны» представленные рыцарями , захватывают, перепрыгивая через фигуру противника по прямой. Прыгун в длину может совершать несколько захватов в одной и той же линии, при условии, что каждая фигура прыгает независимо. Те варианты Барокко, которые запрещают многократные прыжки, называют эту фигуру Прыжком и ограничивают ее захватом первой встреченной вражеской фигуры, при условии, что следующее пространство пусто или открыто. Похоже, что выбор между прыжком в длину и прыжком в одиночку имеет тенденцию влиять на игровой процесс, поощряя «сидеть на корточках» и чрезмерно защищать фигуры, а также позволяя фигурам больше распространяться по доске, уделяя меньше внимания громоздким блокадам. [ нужна ссылка ]
- Координатор , представленный немаркированной ладьей, захватывает любую фигуру противника, которая находится на любом из двух полей, находящихся на пересечении его собственной вертикали и ранга короля, а также на пересечении вертикали короля и его собственного ранга; они обнаруживаются после перемещения координатора.
- Иммобилайзер ), представленный перевернутой (или Фризер ладьей, ничего не захватывает, а обездвиживает все соседние фигуры противника.
- Имитаторы , захватывают любую фигуру, двигаясь так , (или Хамелеоны ), представленные слонами как если бы фигура захваченного типа двинулась для взятия. Также Имитаторы или Хамелеоны обездвиживают вражеские Иммобилайзеры, к которым они примыкают. Имитаторы не могут поймать Имитаторов. Чтобы Имитатор захватил вражеского короля, он должен начать свой ход рядом с ним и вступить на его поле. Это связано с тем, что король - единственная фигура на доске, которая шагает на одно поле за раз и захватывает путем «оккупации» и «замены» - входа на поле противника, чтобы захватить его.
Графические примеры необходимы для понимания правил.
Король
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Белый король ходом Kc4-d5 ставит мат. Обычно два короля не могут находиться рядом, но здесь черный король не может двигаться из-за белого иммобилайзера на f4, поэтому поле d5 не подвергается атаке черных, а белый король не перемещается в проверять.
Обратите внимание, что белые не могли сыграть Kc4-d4, так как это поставило бы под шах их собственного короля от отказавшегося черного. Взятие отказавшегося с помощью Kc4xd3 привело бы к патовой ситуации, поскольку тогда у черных не было бы законных ходов.
Пешка/Клещи
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Белая пешка (или Клещи ) ходит Pg4-d4, захватывая черный Иммобилайзер и черную пешку. Клещи Хасами двигаются как пешка в сёги . Отход черных на e5 не взят, поскольку пешки берут только по вертикали и горизонтали, а не по диагонали. Черный Имитатор (Хамелеон) на d3 не взят, поскольку на d2 нет белой фигуры. Наконец, черный прыжок в длину на g3 был в безопасности, потому что он перемещался между двумя белыми пешками, а не белая пешка двигалась, чтобы завершить взятие под стражу.
Выводчик
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Отступающие белые делают ход Wg6-d3, захватывая черную пешку на h7. Пешка на g7 и Имитатор (Хамелеон) на h6 не затрагиваются, поскольку Отступивший не двигался по своим соответствующим линиям, но Отступивший мог взять ход либо по вертикали g, либо по шестой горизонтали соответственно. Обратите внимание, что Отступающий также дает шах черному королю, угрожая уйти по вертикали d.
Прыгун в длину
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Белый «прыгун в длину» ходит Ld2-d4-d6-d8, захватывая три черные фигуры. Вместо этого они могли бы захватить отступивших черных с помощью Ld2-g5 или Ld2-h6. С другой стороны, черная пешка на b2 и черный Хамелеон на d1 защищены от Прыжка в длину, потому что на противоположной стороне нет поля, на которое мог бы приземлиться Прыжок в длину. Кроме того, черные пешки на f2 и g2 не могут быть захвачены ходом Ld2-h2, потому что между двумя пешками нет места, которое позволило бы прыгающему в длину совершить два отдельных прыжка. Ход Ld2-b4 был бы незаконным, поскольку прыгуны в длину не могут перепрыгивать через свои фигуры. Некоторые вариации Барокко запрещают многократные прыжки хотя бы потому, что считается, что в игру более играбельно, если Прыгун менее силен. Требуя от Прыгуна прекратить свое движение сразу после захвата первой фигуры, эта цель достигается.
Координатор
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Белый Координатор перемещает Cd4-f6, захватывая Прыгуна черных на c6 и Иммобилайзера на f2. Если бы белые вместо этого сыграли Cd4-d6, они бы взяли прыжок и пешку черных. Координатор угрожает только фигурам того же ранга или вертикали, что и дружественный король. Этот вид захвата можно визуализировать, представив невидимый крест, исходящий из поля, на котором сидит король, и еще один невидимый крест, исходящий из поля, на которое прибыл Координатор. Точки пересечения этих двух крестов и есть места, где возможны захваты.
Иммобилайзер
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Белый Иммобилайзер перемещает If3-d5, обездвиживая пять черных фигур. Черный Прыгун на g4, который был обездвижен, теперь снова может двигаться.
Иммобилайзер никогда не может быть захвачен Иммобилайзером или Имитатором (Хамелеоном). Иммобилайзер никогда не может быть захвачен королем или Отступником, если популярный в Кембридже не разыгрывается вариант, и в этом случае сначала необходимо обездвижить сам Иммобилайзер. Когда Иммобилайзер вступает в контакт с вражеским Хамелеоном или Иммобилайзером, две части замораживают друг друга, после чего ни одна из них не может двигаться, пока другая не будет захвачена. В версии, сыгранной в Кембридже, способность вражеского Иммобилайзера остановить движение дружественной фигуры прекращается, когда к нему приближается другой дружественный Иммобилайзер или Хамелеон, что эффективно аннулирует способность друг друга останавливать движение.
Некоторые версии «Барокко» позволяют обездвиженной фигуре совершить самоубийство, то есть удалить ее с доски вместо обычного хода этого игрока. Для открытия линии могут быть стратегические причины. Например, после показанного выше хода черный Прыгун на c5 может захотеть покончить жизнь самоубийством, чтобы другой Прыгун мог захватить белый Иммобилайзер, перепрыгнув через него на пятой горизонтали. Белые не могут помешать этому плану, потому что Иммобилайзер сам обездвижен черным Хамелеоном.
Хамелеон/Имитатор
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
На соседней диаграмме белый Хамелеон делает ход Xg6-e6-c6, захватывая за один ход все семь черных фигур, кроме короля, и нанося шах.
- Он захватывает черного убегающего, удаляясь от него.
- Он ловит черных прыгунов, перепрыгивая через них.
- Он захватывает три черные пешки, окружая их. (Хамелеон может брать пешки только горизонтальным или вертикальным ходом, но не диагональным ходом.)
- Он захватывает черного координатора путем рядовой координации с белым королем.
- Он обеспечивает шах, двигаясь рядом с черным королем.
По Кембриджским правилам такой захват невозможен. Этот ход разрешен, но он захватывает только двух прыгунов, поскольку этот ход не является разрешенным ходом ни для одной из других целевых фигур. В отсутствие двух черных прыгунов тот же ход захватит остальные пять фигур.
Варианты
[ редактировать ]Максима
[ редактировать ]Максима была изобретена Роберто Лавьери в 2003 году. В эту игру в стиле барокко играют на доске несколько большего размера, которая в основном прямоугольная и 8×9 (a2–h10), но есть пара дополнительных клеток, находящихся за пределами доски, расположенных в точках d1 и e1. за полями короля и ферзя. Соответствующая пара полей также находится на другой стороне доски, сразу за черными королем и ферзем (d11 и e11). Хотя одна цель игры — поставить мат королю, альтернативная цель позволяет разместить фигуры на обеих парах полей на другой стороне доски. Голый король – это тоже победа. В отличие от Барокко, король в Максиме ходит так же, как конь в шахматах, и, кроме того, рассматривает доску как цилиндр (например, Kb2–h3 является допустимым ходом), [1] создавая игру с гораздо более плавным движением фигур.
Есть две дополнительные части: Маг и Страж. Маг перемещается на одну клетку по диагонали, затем может продолжить свой ход ортогонально от того места, где он начал (т. е. ход аанки от Гранта Эйседрекса ). Он схватывает смещением и невосприимчив к иммобилайзеру. Страж движется и бьет, как король в шахматах ( а не как король в Максиме). [1]
Порядок фигур белых: [1]
- Первый ранг: пустой, Маг, пустой, Король, Отступник, пустой, Маг, пустой.
- Второй ранг: Хамелеон, Длиннопрыгун, Координатор, Иммобилайзер, Длиннопрыгун, Хамелеон.
- Третий ранг: Страж, Пешка, Пешка, Пешка, Пешка, Пешка, Пешка, Страж.
Расстановка черных аналогична расстановке белых, поэтому короли находятся на d2 и e10. [1]
Оптима
[ редактировать ]Барокко, похожее на Максиму с дополнительными деталями и правилами.
Ренессанс
[ редактировать ]Как сёги для шахмат, так и Ренессанс для барокко: фигуры можно возродить и возродить. Его изобрел Мэтью Мончалин в 1975 году. В него играют на доске 9×9; Расположение фигур на первой шеренге белых следующее: Иммобилайзер, Длинный прыгун, Хамелеон, Отступник, Король, Бомба, Воскреситель, Толкатель, Координатор. (Расстановка фигур на первом ряду черных обратная, поэтому Иммобилайзеры находятся на a1 и i9.) Как и в Ultima, белые и черные могут поменять местами Иммобилайзер и Координатор. Захваченные фигуры меняют сторону и могут быть возвращены в игру. Новые части трансформируются при захвате: Толкатель становится Пуллером и наоборот, а Воскреситель становится Бомбой и наоборот. Игроки могут согласиться поставить в очередь дополнительные фигуры, ожидающие выхода на доску. Фигуры барокко в эпоху Возрождения такие же, за исключением того, что в эпоху Возрождения Прыгун в длину может поймать только одного человека за ход. [1]
Воскреситель (или Своппер, или Анк) [ нужна ссылка ] для всех обычных целей ходит как ферзь, но для действий по обмену необходимо двигаться как король, меняя местами любую соседнюю фигуру (как свою, так и вражескую), никогда не захватывая ее. В соответствии с концепцией о том, что Воскреситель является фигурой, совершенно неспособной убивать, он также может вступить в любую соседнюю пустую клетку и оставить после себя воскрешенную ранее захваченную фигуру , поместив ее в только что освобожденную клетку. Хотя в этом свете Воскреситель подобен кусочку жизни, его можно превратить в бомбу размером в 1 квадрат, когда он будет захвачен и снова помещен на доску, но способен только на смерть . Вместо того, чтобы двигаться, бомбе нужно просто взорваться, чтобы уничтожить как дружественные, так и вражеские фигуры, прилегающие к ней, и при этом совершить самоубийство. Разрушение частей таким образом приводит к тому, что все пострадавшие становятся невозвратимыми. [1]
Есть еще две фигуры, которые, как и Координатор, не способны захватить без посторонней помощи: Толкатель и Пуллер. В обычных целях они могут двигаться как ферзи, но для реализации своих особых способностей они должны находиться рядом с затронутой фигурой в начале хода. Если они начинают рядом с фигурой (независимо от того, дружественная она или вражеская), они могут толкать или тянуть ее на 1 клетку. Для толкача пустой квадрат на другой стороне должен быть открыт. [1] (за исключением необычного случая, когда король загоняется во вражескую фигуру или Имитатор в короля.) [ нужна ссылка ] Хотя Толкатели и Пуллеры не способны захватывать, их маневры толкания и вытягивания могут привести к тому, что другие фигуры будут вынуждены совершать захваты, независимо от того, является ли захваченная фигура дружественной или вражеской. [ нужна ссылка ] (Если Пуллер тянет вражеского Пуллера, то этот вражеский Пуллер также тянет за собой фигуру.) [1]
Рококо
[ редактировать ]Рококо было изобретено Питером Аронсоном и Дэвидом Хоу в 2002 году. Это разновидность барокко, в которую играют на доске 10×10 с целью захвата, но на внутреннем квадрате 8×8 внутри нее с целью движения. Другими словами, выход на внешний периметр квадратов возможен только в результате маневра захвата. [1] В дополнение к традиционным фигурам в стиле барокко, в Рококо есть наступающая фигура, которая движется как ферзь, но захватывает вражескую фигуру, к которой подбежала рядом, останавливаясь недалеко от взятой фигуры. Как обычно для большинства фигур семейства Барокко, Продвигающийся не входит в пространство, освобожденное захваченной фигурой, а просто подбегает к ней и останавливается на 1 клетку. В отличие от игры «Ренессанс», описанной выше, в Рококо есть фигура Swapper с таким же названием, которая ходит как ферзь, но меняется местами с противником, к которому подбегает, на полный ход ферзя. [1] Рококо Swapper обладает необычным свойством самоуничтожаться по своему желанию, а не двигаться, при условии, что он в то же время не обездвижен, с эффектом захвата одной вражеской фигуры рядом с собой. [ нужна ссылка ] Что больше всего отличает рококо от барокко, так это то, как работают пешки; они называются пешками-пушечными ядрами и движутся как король, шагая на 1 клетку во всех направлениях, или перепрыгивают через любую соседнюю фигуру (свою или чужую). Единственный способ добиться захвата — это прыгнуть и приземлиться на фигуру противника. Они не могут захватывать, как это делает король. [1] Пешки пушечного ядра можно превращать в другие фигуры, когда они достигают другой стороны доски. [ нужна ссылка ]
Пешечные построения, уникальные для родительской игры, барокко, уже существенно отличающиеся от традиционных шахмат, в рококо не встречаются. Вместо этого пешки-пушечники Рококо словно отстают от фигур противника на два-три поля, редко вступая в контакт друг с другом без предварительной подготовки. Однако и в шахматах, и в стиле барокко тонкие нюансы маневрирования становятся возможными благодаря смыканию позиций и конкретизации благодаря установлению четко определенных пешечных структур. Чего-то нет в рококо. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Причард, Д.Б. (1994). «Ультима». Энциклопедия вариантов шахмат . Публикации игр и головоломок. стр. 329–30. ISBN 0-9524142-0-1 .
- Причард, Д.Б. (2000). «§18 Ультима». Популярные варианты шахмат . БТ Бэтсфорд Лтд . стр. 104–07. ISBN 0-7134-8578-7 .
- Причард, Д.Б. (2007). Бизли, Джон (ред.). Классифицированная энциклопедия вариантов шахмат . Джон Бисли. стр. 155–56. ISBN 978-0-9555168-0-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Причард, Д.Б. (2007). «§17.9 Множественные формы захвата». В Бизли, Джон (ред.). Классифицированная энциклопедия вариантов шахмат . Джон Бисли. стр. 155–158. ISBN 978-0-9555168-0-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Ultima Ганса Бодлендера , Страницы шахматного варианта
- Рококо Питера Аронсона и Дэвида Хоу, Страницы шахматного варианта
- Иллюстрированное руководство по анимированным GIF-изображениям Ultima Pieces, иллюстрирующим кадры
- Play.Chessvariants.org — игровой курьер Ultima PBM
- Ультима в BoardGameGeek
- «Чистые» правила Ultima (также известные как «барочные шахматы»)
- Играйте онлайн на Boardspace.net против людей или роботов.