Jump to content

Джетан

1963 года Издание Ballantine Books в мягкой обложке «Шахматные фигуры Марса» , показывающее живую версию Джетана, играемого в городе Манатор. Иллюстрация на обложке Роберта К. Эббетта .

Джетан , также известный как марсианские шахматы, представляет собой вариант шахмат, впервые опубликованный в 1922 году. Он был создан Эдгаром Райсом Берроузом как игра, в которую играли на Барсуме , его вымышленной версии Марса . Игра была представлена ​​в «Марсианских шахматных фигурах» , пятой книге серии «Барсум». Ее правила описаны в главе 2 и в приложении к книге, а сама игра частично описана в главе 17.

Описание

[ редактировать ]

Доска и фигуры

[ редактировать ]

В Джетан играют на черно-оранжевой клетчатой ​​доске , состоящей из 10 рядов по 10 вертикалей , с оранжевыми фигурами на «северной» стороне и черными фигурами на «южной».

Игровое поле Джетан и начало настройки

У каждого игрока есть следующие игровые фигуры: один Вождь , одна Принцесса , два Летуна ; два гнома (капитана); два Падвара (лейтенанта); два воина ; два Тота (Конные воины); и восемь пантанов (наемников). Вождь, Принцесса, Летуны, Гномы, Падвары и Воины располагаются в ряду, ближайшем к игроку: Вождь слева в центре, Принцесса в правом центре, а Летуны, Гномы, Падвары и Воины расположены по флангам каждого, с Летуны внутри и Воины снаружи. Тоты и Пантаны располагаются на следующем ряду от игрока, причем Тоаты обрамляют Пантанов. Полное расположение каждой стороны следующее:

Т п п п п п п п п Т 
В П Д Ф С П Ф Д П В 

В прошлом существовала значительная путаница относительно правил Джетана, но исследования показали, что большинство таких проблем можно прояснить путем тщательного анализа текста « Шахматных фигур Марса» . [1] Эта статья основана в первую очередь на Приложении к «Шахматным фигурам Марса» , но принимает во внимание вышеупомянутое исследование.

Движение

[ редактировать ]

Фигуры Джетана перемещаются на один, два или три шага за каждый ход. Двух- и трехшаговые игроки могут менять направление своего движения на каждом шаге хода, если это разрешено для данной фигуры. Ни одна фигура не может пересечь одну и ту же клетку доски дважды за ход. Принцесса и Летун могут перепрыгнуть фигуру, оказавшуюся на их пути.

Взятие производится, когда фигура приземляется на поле, занятое фигурой противника, своим последним шагом или прыжком; Принцесса может не захватить.

Фигуры движутся следующим образом:

  • Шеф: три шага в любом направлении или комбинации направлений.
    Это эквивалентно трем ходам шахматного короля , за исключением того, что он не может сделать двойной ответ и может взять только на третьем шаге.
  • Принцесса: три шага в любом направлении или комбинации направлений; он может перепрыгивать через другие фигуры, но не может захватывать.
    Он может «убежать» на одну десятку клеток в любой момент во время игры, прыгнув на любое незанятое и безопасное место на доске.
  • Флаер: три шага по диагонали; он может перепрыгивать через другие части.
    По словам Берроуза, в старой версии Джетана эти предметы назывались Одварс .
  • Двар: три шага ортогонально.
  • Падвар: два шага по диагонали.
  • Воин: два шага ортогонально.
    Было показано, что цитата из главы 2 « Марсианских шахматных фигур» , которую можно интерпретировать как другой тип хода Воина, основана на опечатке. [1]
  • Тоат: один ортогональный и один диагональный шаг.
    Во второй главе своего текста Берроуз упоминает, что Тоат может прыгать, но в более подробном Приложении об этом не упоминается. Большинство игроков игнорируют это.
  • Пантан: один шаг вперед, в сторону или по диагонали вперед.

По аналогии со стандартными шахматами предполагается, что фигура, перемещающаяся на несколько полей, может захватить фигуру противника, только завершив свой ход на поле противоположной фигуры. Другими словами, фигура может взять только один раз за ход. Берроуз объяснял свои шахматные правила земной аудитории, знакомой со стандартными шахматами. Он намеренно заявил, что Принцесса и Летун могут перепрыгнуть фигуру, оказавшуюся на их пути. Единственная разумная интерпретация состоит в том, что Вождь, Двар, Падвар и Воин заблокированы фигурами на своем пути (как и ферзь, ладья и слон в стандартных шахматах). Неразумно предполагать, что Берроуз мог иметь в виду, что Летун перепрыгивает через промежуточные фигуры, в то время как Шеф захватывает все промежуточные фигуры, поскольку это настолько отличалось бы от стандартных шахмат, что он бы заявил об этом, если бы это было его намерение.

В тексте Берроуза прямо не говорится, что фигура, имеющая право на ход в два или три пробела, должна передвигаться на всю сумму, но неявная информация предполагает, что это так. [1] Например, Падвар в [P] имеет право на диагональный ход на две клетки, поэтому на диаграмме ниже он должен закончить свой ход на клетках, отмеченных [2]; если все места, отмеченные [1], заняты дружественными или противостоящими фигурами, или если все места, отмеченные [2], заняты дружественными фигурами, то Падвар заблокирован и не может двигаться.

  2        2        2  
     1        1  
  2   П      2  
     1        1  
  2        2        2  

Завершение игры

[ редактировать ]

По описанию Берроуза, Джетан выигрывается, когда либо вождь захватывает вождя противника, либо когда какая-либо фигура захватывает принцессу противника. Игра объявляется вничью, если у каждого игрока остается три или менее фигур равного достоинства и она не выиграна в течение следующих десяти ходов, или если Вождь забирается любой фигурой, кроме Вождя.

Некоторые считают, что эти правила приводят к слишком большому количеству ничьих. [2] [3] поэтому было предложено несколько вариантов решения этой проблемы, самый простой из которых заключается в том, что захват вождя фигурой, отличной от вождя, просто удаляет вождя без розыгрыша или завершения игры.

Джетан в романах Берроуза

[ редактировать ]

Согласно «Шахматным фигурам Марса» , Джетан олицетворял древнюю войну между Желтой и Черной расами Барсума . Это объясняет, почему оранжевые фигуры начинаются с «северной» стороны, а черные — с «южной», поскольку желтая и черная расы Барсума населяют его северную и южную полярные области соответственно.

Вторая половина «Марсианских шахматных фигур» происходит в городе Манатор, где в самом популярном гражданском мероприятии участвуют люди, сражающиеся насмерть в игре Джетан в натуральную величину, которую смотрят сотни зрителей. «Доска» достаточно велика, поэтому некоторые фигуры крепятся на Тоатах и ​​при этом умещаются в одном «квадрате». Однако эта версия жизни и смерти отличается от правил Джетана в одном очень существенном аспекте: когда одна фигура приземляется на клетку, занятую другой, первая не заменяет автоматически вторую. Скорее, две фигуры сражаются насмерть, и победитель боя на мечах выигрывает поле. Единственное исключение касается принцессы: если фигура одной стороны приземляется на поле, занятое принцессой другой стороны, битвы не происходит, и первая сторона выигрывает игру.

Ставки и подсчет очков

[ редактировать ]

В своем «Приложении» Эдгар Райс Берроуз пишет: «Марсиане играют в Джетан несколькими способами. Конечно, исход игры указывает, кому принадлежит главная ставка; но они также назначают цену за голову каждой фигуры в соответствии с ее размером. ценность, и за каждую потерянную фигуру игрок платит ее противнику». [4] Но Берроуз никогда не определял каких-либо точных правил игры в азартные игры и не называл количество очков за различные фигуры.

Хотя согласно правилам Берроуза азартные игры не являются обязательными, некоторые фанаты разработали несколько вариантов правил для азартных игр с такими названиями, как «Выкуп» и «Плати за перемещение» . [5] которые иногда использовались во время игры.

Было сделано множество предложений относительно соответствующих значений фигур. Список ниже основан на Cazaux & Knowlton. [6]

  • Падвар: 1,7
  • Воин: 1,9
  • Стадо: 2,0
  • О: 4.9
  • Выход: 5.6
  • Летчик: 9,5
  • Шеф: нет установленного значения
  • Принцесса: нет установленного значения

Компьютерные реализации

[ редактировать ]

Джетан несколько раз адаптировался к компьютерной среде. Некоторые варианты Джетана на компьютере:

Подобные игры в другой художественной литературе

[ редактировать ]

Берроуз вдохновил многих других авторов жанра «Меч и планета» . Некоторые из таких авторов также включали в свои произведения шахматные игры, часто с живой версией. Примеры такого возможного почтения включают:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Экман, Фредрик. «Исследование Джетана» . ЕРБзин . Билл Хиллман . Проверено 25 декабря 2019 г.
  2. ^ Голлон, Джон (1968). Варианты шахмат: древние, региональные и современные . Компания Чарльза Э. Таттла. стр. 209–213. ISBN  978-1-4629-1220-9 .
  3. ^ Казо, Жан-Луи; Бодлендер, Ганс Л. «Джетан» . Страницы шахматных вариантов . Фергюс Дунихо . Проверено 25 декабря 2019 г.
  4. ^ Берроуз, Эдгар Райс (1922). Шахматные фигуры Марса . Проект Гутенберг . Проверено 26 декабря 2019 г.
  5. ^ Смит, Ларри Линн (2003). Хэндскомб, Керри (ред.). «Пари Джетана». Абстрактные игры (14). Издательство Carpe Diem: 27–28. ISSN   1492-0492 .
  6. ^ Казо, Жан-Луи; Ноултон, Рик (2017). Мир шахмат: его развитие и вариации на протяжении веков и цивилизаций . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. стр. 314–316. ISBN  978-0-7864-9427-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12c20fd1888c961c3219e44a654f7a00__1707562620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/00/12c20fd1888c961c3219e44a654f7a00.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jetan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)