Круговые шахматы
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2019 г. ) |
![]() Современные круговые шахматы | |
Годы активности | 10 век нашей эры по настоящее время |
---|---|
Жанры | Абстрактная стратегическая игра Шахматный вариант |
Игроки | 2 |
Время установки | ~1 минута |
Время игры | Может варьироваться от 10 минут (неформальные игры или блиц- игры) до нескольких часов (турнир). |
Шанс | Никто |
Навыки | Стратегия , тактика |
Круглые шахматы — это вариант шахмат, в который играют с использованием стандартного набора фигур на круглой доске, состоящей из четырех колец по шестнадцать клеток в каждом. Топологически это эквивалентно игре на изогнутой поверхности цилиндра.
История
[ редактировать ]В хрониках почти тысячелетней истории «персов, арабов, византийцев и других народов, игравших в шахматы, описаны различные формы, движения, правила, которые придали им игру, а также их особенности и расположение фигур на круглой доске. .. ". Фактически, документы в Британской библиотеке в круговые шахматы играли и других местах позволяют предположить, что в Персии еще в 10 веке нашей эры, а дальнейшие упоминания можно найти в Индии , Персии .
Великий арабский ученый йеменского происхождения Ибнал-Хатибис, задокументировавший создание шахматного кружка, найденного в рукописи 618 года в Константинополе, столице Византийской империи, с описанием круглого шахматного циркуляра под названием «Руми», шахматного турнира в арабском стиле, опубликованного в Al -Андалусия, а также приписывается Абу Али ибн аль-Мурси Рашику (умер в 694 г.), изобретение шахматного хода, задокументированное историком и ученым Ибн Аль-Джатибой, который оставляет свидетельство «Круговые шахматы». Все указывает на то, что шахматный ход имеет персидское и арабское происхождение, а затем был принят и использован Византийской империей.
Исторические правила содержатся в источниках, малоизвестных на Западе, таких как Мухаммада ибн Махмуда Амули «Сокровищница наук» , поэтому, когда в 1983 году историк Линкольна Дэвид Рейнольдс наткнулся на ссылку на игру, в которую играли в В средние века и предприняв попытку возродить к нему интерес, он решил разработать новый свод правил, основанный на правилах ортодоксальных шахмат . С тех пор старые правила круговых шахмат стали гораздо более известными. Абу Фейсал Серджио Тапиа, международный и геополитический аналитик и эксперт по Ближнему Востоку в различных средствах массовой информации арабского и исламского мира, который отмечает, что круговые шахматы - во всей своей красоте, во всем своем игровом стиле - это искусство размещения частей в стратегические позиции с самого начала на двух фронтах и выражает истинный смысл персов и арабов того времени в шахматах. Это круглая доска, кольца которой символизируют универсальное знание, Бога, веру, созидание, гармонию тактики, древнюю мудрость, ДНК шахмат в истории человечества. Точно так же абстрактные фигуры в исламском стиле являются старейшими в хронологическом порядке в шахматах. Круговые шахматы, известные как «аль-Муддавара», «ар Румия» или «византийские шахматы». [1]
Исторические круговые шахматы
[ редактировать ]Правила
[ редактировать ]
Один из наборов правил средневековых круговых шахмат взят из «Сокровищницы наук» персидского автора Мухаммада ибн Махмуда Амули (1325 г.). В этой версии, называемой шатрандж аль-муддавара (круговые шахматы) или шатрандж ар-Румия (римские или византийские шахматы), в игре используется доска с четырьмя концентрическими кольцами, каждое из которых разделено на 16 ячеек. Доска содержит 64 клетки.С алгебраической записью на круглой доске, буквами из 4 колец ABCD и через каждый пробел цифрой от 1 до 16. Игра в шахматы ведется между двумя игроками; в каждой по 16 фигур, белых и черных противников вызова. Цель круговых шахмат — расположить свои шахматные фигуры так, чтобы поставить мат королю противника и завершить игру.
В игре используются те же фигуры, что и в шатрандже . Король и советник на внутреннем ринге, рядом друг с другом. На следующем кольце — слоны, на следующем кольце — кони, а на последнем кольце — ладьи. Один ряд из 4 пешек окружает каждую сторону центральных фигур. Король одной стороны «стоит лицом» к советнику другой (между королем одной стороны и советником другой путь короче, чем между королями двух сторон). Движение такое же, как шатрандж, за исключением того, что если две пешки с одной стороны, идущие в противоположных направлениях, в конечном итоге блокируются друг другом, противник может удалить обе фигуры, что не использует ход противника.Поскольку нет заднего ряда, нет и продвижения по службе. Патовая ситуация – это победа игрока, зашедшего в тупик. Голый король является проигрышем для игрока, у которого остался только король, если только на следующем ходу игрок не может также навязать голого короля, и в этот момент игра заканчивается вничью.
Цитадель шахматы
[ редактировать ]Вариант этой игры, засвидетельствованный Мухаммадом ибн Махмудом Амули, имеет две ячейки «цитадели» в центре доски и другую стартовую расстановку. В игре с цитаделью, если король достигает цитадели, обязательна ничья.

Современные круговые шахматы
[ редактировать ]Правила
[ редактировать ]
Исходная позиция по существу получается из позиции в ортодоксальных шахматах путем разрезания доски пополам и сгибания двух половин так, чтобы они соединились на концах. На противоположных сторонах доски отмечены две линии, и каждый набор фигур располагается так, чтобы пересекать эту линию. Король ; и ферзь начинают с самого внутреннего кольца, причем, как и в квадратных шахматах, ферзь находится на поле того же цвета слоны - начинают на втором кольце от центра, кони - на третьем, а ладьи на крайнем кольце. Пешки . располагаются перед фигурами
Ходы фигур идентичны ходам в ортодоксальных шахматах; ферзь или ладья могут, если им не препятствуют, перемещаться на любое расстояние по кольцу, за исключением того, что «нулевой ход», заключающийся в перемещении фигуры по всему периметру доски и обратно на исходное поле, не разрешен. Пешка передвигается после перемещения на шесть полей из своей исходной позиции на поле непосредственно перед стартовой линией противника. Рокировка и захваты на проходе не допускаются. Объявление шаха не является обязательным, а «снафлинг» (немедленная победа в игре путем захвата короля противника после того, как он либо вошел в шах, либо не смог выйти из-под него) разрешен - и не раз решал исход игры на первенство мира.
Теория
[ редактировать ]фигур обычно составляет В ортодоксальных шахматах относительная ценность 9 очков за ферзя, 5 за ладью, 3 за слона или коня и 1 за пешку; хотя не было предпринято никаких попыток присвоить конкретные значения круговым шахматам, очевидно, что одни и те же значения не соблюдаются. Значения ферзя и ладьи значительно увеличиваются за счет их большего диапазона - две ладьи или ферзь и ладья, беспрепятственно находящиеся на одном кольце, являются особенно мощными - в то время как ценности слона и коня уменьшаются; например, на доске 8×8 две легкие фигуры считаются сильнее одной ладьи, но на круглой доске ладья значительно сильнее. В этом легко убедиться, просто подсчитав количество полей, которые беспрепятственная фигура может атаковать на обычной и круглой доске: ферзь, ладья, слон и конь могут атаковать 27, 14, 13 и 8 полей соответственно на доске. на традиционной доске, тогда как на круглой доске счет составляет 24, 18, 6 и 6. Однако второстепенные фигуры могут представлять значительную опасность, поскольку их ходы труднее визуализировать на круглой доске, и даже сильные игроки часто не замечают угрозы.
Одно из основных различий между ортодоксальными и круговыми шахматами на практике заключается в дебюте. В ортодоксальных шахматах дебютная теория развивалась на протяжении нескольких столетий, а использование компьютерного анализа привело к тому, что игры высшего уровня часто не отклоняются от известной теории до 20-го хода или дальше; в круговых шахматах дебютная теория практически отсутствует, и, следовательно, игроки с первого хода оказываются «самостоятельными». В ортодоксальных шахматах продвижение королевской или ферзевой пешки обычно считается лучшим дебютным ходом, поскольку при этом атакуются два ключевых центральных поля, открывается диагональ, позволяющая развивать слона, а в случае королевской пешки - ферзя. также. На круглой доске эти преимущества сводятся на нет, поскольку королевская или ферзевая пешка атакует только одно поле, а ее продвижение открывает слону только одно поле. Некоторые игроки все равно сначала продвигают центральные пешки, в то время как другие предпочитают продвигать ладейные пешки, чтобы открыть линии атаки для более сильных фигур; неизвестно, какой ход, если таковой имеется, объективно лучший.
Различная геометрия квадратных и круглых досок создает значительные различия в теории эндшпиля : три из четырех «основных матов » на квадратной доске (с королем и ладьей) [ нужна ссылка ] , король и два слона или король, слон и конь против одинокого короля) полагаются на то, что защищающийся король загоняется в угол доски, и поэтому невозможны на круглой доске, поскольку на ней нет углов. Таким образом, «основными матами» в круговых шахматах являются маты с королем и ферзем, королем и ладьей и второстепенной фигурой. [ нужна ссылка ] , или король и три легкие фигуры против одинокого короля. Большая склонность к ничейным эндшпилям часто приводит к тому, что защитник продолжает играть в позиции, которая может считаться поводом для сдачи на квадратной доске. Однако в одном конкретном эндшпиле круглая доска благоприятствует атакующему: когда король и пешка против короля, нет патовой защиты (поскольку король не может оказаться в ловушке на той стороне доски, к которой движется пешка). и, таким образом, единственный способ для защищающегося короля сделать ничью - это захватить пешку до того, как ее можно будет защитить или превратить (в противном случае эндшпиль всегда будет победой).
Чемпионат мира
[ редактировать ]Поэкспериментировав с различными возможными макетами игры, Рейнольдс остановился на изображенном выше, построил доску и представил игру другим игрокам в Линкольне ; оно прижилось, и в 1996 году было создано Общество круговых шахмат с целью популяризации круговых шахмат, в первую очередь путем организации турниров. Поскольку нигде больше не было известно, что в него играли на соревнованиях, его претензии на статус чемпионата мира не оспаривались, и так оно и было. Первый турнир проводился в пабе Tap and Spile в Линкольне в 1996 году; он был сыгран нокаутом: игрок «Линкольна» Роб Стивенс победил в финале Марка Спинка из Ноттингемшира. Впоследствии турнир проводился на разных площадках Линкольна, обычно по швейцарской системе , и в нем доминировали два игрока: инженер из Питерборо Фрэнсис Бауэрс и голландский бизнесмен Герман Кок, которые вместе выиграли восемь из следующих десяти турниров. Бауэрс завоевывал титул с 1997 по 1999 год и остается не только единственным игроком, выигравшим турнир три года подряд, но и единственным, кто выигрывал более двух раз; Кок прервал серию, одержав победу на турнире 2000 года, прежде чем Бауэрс снова выиграл в 2001 году.
Чемпионат мира 2002 года, проходивший в доме епископа Эдварда Кинга в Линкольне и спонсируемый отелем Duke William, стал единственным на сегодняшний день случаем участия в турнире игрока, широко известного за пределами мира круговых шахмат: Дэвида Хауэлла , тогда уже постаревшего. Он набрал 11 очков и недавно получил национальную известность, став самым молодым игроком, избежавшим поражения (в стандартных шахматах) от действующего чемпиона мира, сыграв вничью в последней партии своего матча против Владимира Крамника (проиграв остальные три партии). Хауэлл выиграл турнир, набрав максимум 5 очков после победы над Бауэрсом в финальном раунде, хотя впоследствии он прокомментировал: «Я впервые участвовал в соревнованиях по круговым шахматам, и это было сложно. В круговые шахматы играть намного сложнее, чем в круговые шахматы. квадратные шахматы Каждый раз, когда вы или ваш оппонент делаете ход, вы должны думать о том, что происходит на другой стороне доски». Кок занял второе место с 4 + 1 ⁄ 2 очка.
Турнир 2003 года снова проводился в Доме епископа Эдварда Кинга; Спонсором этого и четырех последующих турниров выступила Lindum Group. Хауэлл не вернулся, чтобы защитить свой титул (и с тех пор не играл в турнире); Бауэрс завоевал свой пятый титул, победив Кока в последнем раунде и завершив счет 5/5, а игрок Линкольншира Дэвид Кэрью с 4 + 1 ⁄ 2 , финишировал вторым. Бауэрс повторил этот подвиг в следующем году, снова закончив победой над Коком; Майк Кларк из Ноттингемшира занял второе место, Стивенс стал третьим, а Кок и Кэрью в группе из шести игроков заняли четвертое место.
В 2005 году Общество получило дополнительную известность к турниру, обеспечив местом проведения турнира здание капитула Линкольнского собора съемок «Кода да Винчи» , всего на следующий день после завершения (собор использовался для съемок сцен, которые в действие книги происходит в Вестминстерском аббатстве , поскольку аббатство отказало компании Columbia Pictures в разрешении снимать там съемки); большая часть съемочной площадки была (и находится) все еще на месте. Жеребьевку первого раунда турнира провели член совета Стив Оллнатт, заместитель мэра Линкольна, и г-жа Крис Ноубл, городской шериф; двое гостей приняли приглашение попробовать игру самостоятельно, и победителем стал шериф. В отличие от предыдущих турниров, чемпионат 2005 года проводился в четыре тура, а не в пять; в первом Стивенс сыграл вничью с Бауэрсом, завершив серию из десяти побед подряд в турнире и оставив Кока фаворитом на повторный завоевание титула. На полпути было четыре игрока с максимальным количеством очков - Кок, игрок Хартфордшира Джон Бисли и новички турнира Дэвид Стэмп и Майкл Джонс, оба из Линкольншира - с Бауэрсом на позиции. 1 + 1 ⁄ 2 после того, как пережил испуг, чтобы «притравить» Кэрью во втором раунде. Кок победил Бизли в третьем раунде, в то время как Стэмп и Джонс остались в споре после того, как оба выиграли; Бауэрс также выиграл, хотя, поскольку четыре лучших игрока сыграют друг с другом в финальном раунде, его шансы на сохранение титула были незначительными, поскольку он полагался на то, что он выиграет свою игру, а другой будет сыгран вничью, чтобы добиться трехстороннего плей-офф. . В жеребьевке финального раунда Коку противостоял Джонс, а Бауэрсу — Стэмп — в каждом случае опытный игрок противостоял новичку турнира. Первая игра, казалось, развивалась в пользу Кока, прежде чем он допустил ошибку в цейтноте и в конечном итоге проиграл вовремя, в результате чего Джонс остался со счетом 4/4, а Стэмпу пришлось обыгрывать Бауэрса, чтобы добиться тай-брейка; он мог только рисовать вничью, поэтому Джонс стал абсолютным чемпионом и занял второе место в Стэмпе с 3 1 ⁄ 2 . Бауэрс, Герман Кок, его сын Робби, Бизли и Кларк разделили третье место с тремя очками каждый.
Чемпионат мира 2006 года проходил в замке Линкольн и был посвящен постоянному участнику соревнований Чарльзу Вермесу из Дербишира, который умер незадолго до этого. Первый раунд не принес неожиданных результатов: единственными двумя основными претендентами, собравшимися вместе, были Кларк и Стивенс, причем Кларк стал победителем; Джонс, Герман Кок и Бауэрс победили. Кларк обыграл Джонса во втором раунде, после чего с максимальным количеством очков осталось пять игроков: Кларк, Кок, Бауэрс, Ричард Кидалс из Линкольншира и Ян Льюис из Кардиффа. Льюис проиграл свою игру в третьем раунде основателю турнира Рейнольдсу, но все остальные четыре лидера выиграли, что обеспечило необходимость тай-брейка, если только одна из игр последнего раунда не была сыграна вничью; Кок обыграл Кларка, а Бауэрс обыграл Кидалса, что дало им обоим максимум по 4 очка, так что последовал ожидаемый тай-брейк. На протяжении всей игры игра была напряженной: Бауэрс в конечном итоге проиграл вовремя и дал Коку титул - всего лишь второй игрок после самого Бауэрса, завоевавший его более одного раза.
Чемпионат мира 2007 года проходил в The Tap & Spile в Линкольне, где Кевин Маккарти завоевал титул после того, как остался непобежденным в своем первом турнире по круговым правилам, включая победу над легендарным Германом Коком, который научил его правилам всего две недели. ранее.
Чемпионат мира 2011 года также проводился в The Tap & Spile в Линкольне, где на титул претендовал новичок Найджел Пейн, ранее становившийся чемпионом всех долин Уэльса (категория до 15 лет).
См. также
[ редактировать ]- Круговые шахматы для шести игроков - круговой вариант для нескольких игроков, автор Хридайешвар Сингх Бхати.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Голлон, Джон (1969). Варианты шахмат: древние, региональные и современные . Таттл Паб. п. 223. ИСБН 978-0804811224 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Круговое шахматное общество
- Исторические корни
- Справочник по круговым шахматам Абу Фейсала Тапиа
- «Круговые шахматы» Ганса Бодлендера, Страницы шахматного варианта
- Круговые шахматы на BoardGameGeek
- Программное обеспечение Circular Chess (Windows 95 – Windows 7)
- Программное обеспечение Circular Chess (Windows 3.x)
- Круговые онлайн-шахматы с открытым исходным кодом
- Circular Chess - простая программа Эда Фридлендера ( Java )
- Circular Chess Board Painter - бесплатная программа для редактирования круглых шахматных досок с классическими шахматными фигурами, а также со сказочными шахматными фигурами.