Jump to content

Круговые шахматы

Круговые шахматы
Современные круговые шахматы
Годы активности 10 век нашей эры по настоящее время
Жанры Абстрактная стратегическая игра
Шахматный вариант
Игроки 2
Время установки ~1 минута
Время игры Может варьироваться от 10 минут (неформальные игры или блиц- игры) до нескольких часов (турнир).
Шанс Никто
Навыки Стратегия , тактика

Круглые шахматы — это вариант шахмат, в который играют с использованием стандартного набора фигур на круглой доске, состоящей из четырех колец по шестнадцать клеток в каждом. Топологически это эквивалентно игре на изогнутой поверхности цилиндра.

В хрониках почти тысячелетней истории «персов, арабов, византийцев и других народов, игравших в шахматы, описаны различные формы, движения, правила, которые придали им игру, а также их особенности и расположение фигур на круглой доске. .. ". Фактически, документы в Британской библиотеке в круговые шахматы играли и других местах позволяют предположить, что в Персии еще в 10 веке нашей эры, а дальнейшие упоминания можно найти в Индии , Персии .

Великий арабский ученый йеменского происхождения Ибнал-Хатибис, задокументировавший создание шахматного кружка, найденного в рукописи 618 года в Константинополе, столице Византийской империи, с описанием круглого шахматного циркуляра под названием «Руми», шахматного турнира в арабском стиле, опубликованного в Al -Андалусия, а также приписывается Абу Али ибн аль-Мурси Рашику (умер в 694 г.), изобретение шахматного хода, задокументированное историком и ученым Ибн Аль-Джатибой, который оставляет свидетельство «Круговые шахматы». Все указывает на то, что шахматный ход имеет персидское и арабское происхождение, а затем был принят и использован Византийской империей.

Исторические правила содержатся в источниках, малоизвестных на Западе, таких как Мухаммада ибн Махмуда Амули «Сокровищница наук» , поэтому, когда в 1983 году историк Линкольна Дэвид Рейнольдс наткнулся на ссылку на игру, в которую играли в В средние века и предприняв попытку возродить к нему интерес, он решил разработать новый свод правил, основанный на правилах ортодоксальных шахмат . С тех пор старые правила круговых шахмат стали гораздо более известными. Абу Фейсал Серджио Тапиа, международный и геополитический аналитик и эксперт по Ближнему Востоку в различных средствах массовой информации арабского и исламского мира, который отмечает, что круговые шахматы - во всей своей красоте, во всем своем игровом стиле - это искусство размещения частей в стратегические позиции с самого начала на двух фронтах и ​​выражает истинный смысл персов и арабов того времени в шахматах. Это круглая доска, кольца которой символизируют универсальное знание, Бога, веру, созидание, гармонию тактики, древнюю мудрость, ДНК шахмат в истории человечества. Точно так же абстрактные фигуры в исламском стиле являются старейшими в хронологическом порядке в шахматах. Круговые шахматы, известные как «аль-Муддавара», «ар Румия» или «византийские шахматы». [1]

Исторические круговые шахматы

[ редактировать ]
Представление стартовой позиции исторических круговых шахмат.
Исходная позиция для исторических круговых шахмат.

Один из наборов правил средневековых круговых шахмат взят из «Сокровищницы наук» персидского автора Мухаммада ибн Махмуда Амули (1325 г.). В этой версии, называемой шатрандж аль-муддавара (круговые шахматы) или шатрандж ар-Румия (римские или византийские шахматы), в игре используется доска с четырьмя концентрическими кольцами, каждое из которых разделено на 16 ячеек. Доска содержит 64 клетки.С алгебраической записью на круглой доске, буквами из 4 колец ABCD и через каждый пробел цифрой от 1 до 16. Игра в шахматы ведется между двумя игроками; в каждой по 16 фигур, белых и черных противников вызова. Цель круговых шахмат — расположить свои шахматные фигуры так, чтобы поставить мат королю противника и завершить игру.

В игре используются те же фигуры, что и в шатрандже . Король и советник на внутреннем ринге, рядом друг с другом. На следующем кольце — слоны, на следующем кольце — кони, а на последнем кольце — ладьи. Один ряд из 4 пешек окружает каждую сторону центральных фигур. Король одной стороны «стоит лицом» к советнику другой (между королем одной стороны и советником другой путь короче, чем между королями двух сторон). Движение такое же, как шатрандж, за исключением того, что если две пешки с одной стороны, идущие в противоположных направлениях, в конечном итоге блокируются друг другом, противник может удалить обе фигуры, что не использует ход противника.Поскольку нет заднего ряда, нет и продвижения по службе. Патовая ситуация – это победа игрока, зашедшего в тупик. Голый король является проигрышем для игрока, у которого остался только король, если только на следующем ходу игрок не может также навязать голого короля, и в этот момент игра заканчивается вничью.

Цитадель шахматы

[ редактировать ]

Вариант этой игры, засвидетельствованный Мухаммадом ибн Махмудом Амули, имеет две ячейки «цитадели» в центре доски и другую стартовую расстановку. В игре с цитаделью, если король достигает цитадели, обязательна ничья.

Представление стартовой позиции в цитадельных шахматах.
Начальная позиция для цитадельных шахмат

Современные круговые шахматы

[ редактировать ]
Представление стартовой позиции современных круговых шахмат.
Исходная позиция (перевернутая) для современных круговых шахмат.

Исходная позиция по существу получается из позиции в ортодоксальных шахматах путем разрезания доски пополам и сгибания двух половин так, чтобы они соединились на концах. На противоположных сторонах доски отмечены две линии, и каждый набор фигур располагается так, чтобы пересекать эту линию. Король ; и ферзь начинают с самого внутреннего кольца, причем, как и в квадратных шахматах, ферзь находится на поле того же цвета слоны - начинают на втором кольце от центра, кони - на третьем, а ладьи на крайнем кольце. Пешки . располагаются перед фигурами

Ходы фигур идентичны ходам в ортодоксальных шахматах; ферзь или ладья могут, если им не препятствуют, перемещаться на любое расстояние по кольцу, за исключением того, что «нулевой ход», заключающийся в перемещении фигуры по всему периметру доски и обратно на исходное поле, не разрешен. Пешка передвигается после перемещения на шесть полей из своей исходной позиции на поле непосредственно перед стартовой линией противника. Рокировка и захваты на проходе не допускаются. Объявление шаха не является обязательным, а «снафлинг» (немедленная победа в игре путем захвата короля противника после того, как он либо вошел в шах, либо не смог выйти из-под него) разрешен - и не раз решал исход игры на первенство мира.

фигур обычно составляет В ортодоксальных шахматах относительная ценность 9 очков за ферзя, 5 за ладью, 3 за слона или коня и 1 за пешку; хотя не было предпринято никаких попыток присвоить конкретные значения круговым шахматам, очевидно, что одни и те же значения не соблюдаются. Значения ферзя и ладьи значительно увеличиваются за счет их большего диапазона - две ладьи или ферзь и ладья, беспрепятственно находящиеся на одном кольце, являются особенно мощными - в то время как ценности слона и коня уменьшаются; например, на доске 8×8 две легкие фигуры считаются сильнее одной ладьи, но на круглой доске ладья значительно сильнее. В этом легко убедиться, просто подсчитав количество полей, которые беспрепятственная фигура может атаковать на обычной и круглой доске: ферзь, ладья, слон и конь могут атаковать 27, 14, 13 и 8 полей соответственно на доске. на традиционной доске, тогда как на круглой доске счет составляет 24, 18, 6 и 6. Однако второстепенные фигуры могут представлять значительную опасность, поскольку их ходы труднее визуализировать на круглой доске, и даже сильные игроки часто не замечают угрозы.

Одно из основных различий между ортодоксальными и круговыми шахматами на практике заключается в дебюте. В ортодоксальных шахматах дебютная теория развивалась на протяжении нескольких столетий, а использование компьютерного анализа привело к тому, что игры высшего уровня часто не отклоняются от известной теории до 20-го хода или дальше; в круговых шахматах дебютная теория практически отсутствует, и, следовательно, игроки с первого хода оказываются «самостоятельными». В ортодоксальных шахматах продвижение королевской или ферзевой пешки обычно считается лучшим дебютным ходом, поскольку при этом атакуются два ключевых центральных поля, открывается диагональ, позволяющая развивать слона, а в случае королевской пешки - ферзя. также. На круглой доске эти преимущества сводятся на нет, поскольку королевская или ферзевая пешка атакует только одно поле, а ее продвижение открывает слону только одно поле. Некоторые игроки все равно сначала продвигают центральные пешки, в то время как другие предпочитают продвигать ладейные пешки, чтобы открыть линии атаки для более сильных фигур; неизвестно, какой ход, если таковой имеется, объективно лучший.

Различная геометрия квадратных и круглых досок создает значительные различия в теории эндшпиля : три из четырех «основных матов » на квадратной доске (с королем и ладьей) [ нужна ссылка ] , король и два слона или король, слон и конь против одинокого короля) полагаются на то, что защищающийся король загоняется в угол доски, и поэтому невозможны на круглой доске, поскольку на ней нет углов. Таким образом, «основными матами» в круговых шахматах являются маты с королем и ферзем, королем и ладьей и второстепенной фигурой. [ нужна ссылка ] , или король и три легкие фигуры против одинокого короля. Большая склонность к ничейным эндшпилям часто приводит к тому, что защитник продолжает играть в позиции, которая может считаться поводом для сдачи на квадратной доске. Однако в одном конкретном эндшпиле круглая доска благоприятствует атакующему: когда король и пешка против короля, нет патовой защиты (поскольку король не может оказаться в ловушке на той стороне доски, к которой движется пешка). и, таким образом, единственный способ для защищающегося короля сделать ничью - это захватить пешку до того, как ее можно будет защитить или превратить (в противном случае эндшпиль всегда будет победой).

Чемпионат мира

[ редактировать ]

Поэкспериментировав с различными возможными макетами игры, Рейнольдс остановился на изображенном выше, построил доску и представил игру другим игрокам в Линкольне ; оно прижилось, и в 1996 году было создано Общество круговых шахмат с целью популяризации круговых шахмат, в первую очередь путем организации турниров. Поскольку нигде больше не было известно, что в него играли на соревнованиях, его претензии на статус чемпионата мира не оспаривались, и так оно и было. Первый турнир проводился в пабе Tap and Spile в Линкольне в 1996 году; он был сыгран нокаутом: игрок «Линкольна» Роб Стивенс победил в финале Марка Спинка из Ноттингемшира. Впоследствии турнир проводился на разных площадках Линкольна, обычно по швейцарской системе , и в нем доминировали два игрока: инженер из Питерборо Фрэнсис Бауэрс и голландский бизнесмен Герман Кок, которые вместе выиграли восемь из следующих десяти турниров. Бауэрс завоевывал титул с 1997 по 1999 год и остается не только единственным игроком, выигравшим турнир три года подряд, но и единственным, кто выигрывал более двух раз; Кок прервал серию, одержав победу на турнире 2000 года, прежде чем Бауэрс снова выиграл в 2001 году.

Чемпионат мира 2002 года, проходивший в доме епископа Эдварда Кинга в Линкольне и спонсируемый отелем Duke William, стал единственным на сегодняшний день случаем участия в турнире игрока, широко известного за пределами мира круговых шахмат: Дэвида Хауэлла , тогда уже постаревшего. Он набрал 11 очков и недавно получил национальную известность, став самым молодым игроком, избежавшим поражения (в стандартных шахматах) от действующего чемпиона мира, сыграв вничью в последней партии своего матча против Владимира Крамника (проиграв остальные три партии). Хауэлл выиграл турнир, набрав максимум 5 очков после победы над Бауэрсом в финальном раунде, хотя впоследствии он прокомментировал: «Я впервые участвовал в соревнованиях по круговым шахматам, и это было сложно. В круговые шахматы играть намного сложнее, чем в круговые шахматы. квадратные шахматы Каждый раз, когда вы или ваш оппонент делаете ход, вы должны думать о том, что происходит на другой стороне доски». Кок занял второе место с 4 + 1 2 очка.

Турнир 2003 года снова проводился в Доме епископа Эдварда Кинга; Спонсором этого и четырех последующих турниров выступила Lindum Group. Хауэлл не вернулся, чтобы защитить свой титул (и с тех пор не играл в турнире); Бауэрс завоевал свой пятый титул, победив Кока в последнем раунде и завершив счет 5/5, а игрок Линкольншира Дэвид Кэрью с 4 + 1 2 , финишировал вторым. Бауэрс повторил этот подвиг в следующем году, снова закончив победой над Коком; Майк Кларк из Ноттингемшира занял второе место, Стивенс стал третьим, а Кок и Кэрью в группе из шести игроков заняли четвертое место.

В 2005 году Общество получило дополнительную известность к турниру, обеспечив местом проведения турнира здание капитула Линкольнского собора съемок «Кода да Винчи» , всего на следующий день после завершения (собор использовался для съемок сцен, которые в действие книги происходит в Вестминстерском аббатстве , поскольку аббатство отказало компании Columbia Pictures в разрешении снимать там съемки); большая часть съемочной площадки была (и находится) все еще на месте. Жеребьевку первого раунда турнира провели член совета Стив Оллнатт, заместитель мэра Линкольна, и г-жа Крис Ноубл, городской шериф; двое гостей приняли приглашение попробовать игру самостоятельно, и победителем стал шериф. В отличие от предыдущих турниров, чемпионат 2005 года проводился в четыре тура, а не в пять; в первом Стивенс сыграл вничью с Бауэрсом, завершив серию из десяти побед подряд в турнире и оставив Кока фаворитом на повторный завоевание титула. На полпути было четыре игрока с максимальным количеством очков - Кок, игрок Хартфордшира Джон Бисли и новички турнира Дэвид Стэмп и Майкл Джонс, оба из Линкольншира - с Бауэрсом на позиции. 1 + 1 2 после того, как пережил испуг, чтобы «притравить» Кэрью во втором раунде. Кок победил Бизли в третьем раунде, в то время как Стэмп и Джонс остались в споре после того, как оба выиграли; Бауэрс также выиграл, хотя, поскольку четыре лучших игрока сыграют друг с другом в финальном раунде, его шансы на сохранение титула были незначительными, поскольку он полагался на то, что он выиграет свою игру, а другой будет сыгран вничью, чтобы добиться трехстороннего плей-офф. . В жеребьевке финального раунда Коку противостоял Джонс, а Бауэрсу — Стэмп — в каждом случае опытный игрок противостоял новичку турнира. Первая игра, казалось, развивалась в пользу Кока, прежде чем он допустил ошибку в цейтноте и в конечном итоге проиграл вовремя, в результате чего Джонс остался со счетом 4/4, а Стэмпу пришлось обыгрывать Бауэрса, чтобы добиться тай-брейка; он мог только рисовать вничью, поэтому Джонс стал абсолютным чемпионом и занял второе место в Стэмпе с 3 1 2 . Бауэрс, Герман Кок, его сын Робби, Бизли и Кларк разделили третье место с тремя очками каждый.

Чемпионат мира 2006 года проходил в замке Линкольн и был посвящен постоянному участнику соревнований Чарльзу Вермесу из Дербишира, который умер незадолго до этого. Первый раунд не принес неожиданных результатов: единственными двумя основными претендентами, собравшимися вместе, были Кларк и Стивенс, причем Кларк стал победителем; Джонс, Герман Кок и Бауэрс победили. Кларк обыграл Джонса во втором раунде, после чего с максимальным количеством очков осталось пять игроков: Кларк, Кок, Бауэрс, Ричард Кидалс из Линкольншира и Ян Льюис из Кардиффа. Льюис проиграл свою игру в третьем раунде основателю турнира Рейнольдсу, но все остальные четыре лидера выиграли, что обеспечило необходимость тай-брейка, если только одна из игр последнего раунда не была сыграна вничью; Кок обыграл Кларка, а Бауэрс обыграл Кидалса, что дало им обоим максимум по 4 очка, так что последовал ожидаемый тай-брейк. На протяжении всей игры игра была напряженной: Бауэрс в конечном итоге проиграл вовремя и дал Коку титул - всего лишь второй игрок после самого Бауэрса, завоевавший его более одного раза.

Чемпионат мира 2007 года проходил в The Tap & Spile в Линкольне, где Кевин Маккарти завоевал титул после того, как остался непобежденным в своем первом турнире по круговым правилам, включая победу над легендарным Германом Коком, который научил его правилам всего две недели. ранее.

Чемпионат мира 2011 года также проводился в The Tap & Spile в Линкольне, где на титул претендовал новичок Найджел Пейн, ранее становившийся чемпионом всех долин Уэльса (категория до 15 лет).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Голлон, Джон (1969). Варианты шахмат: древние, региональные и современные . Таттл Паб. п. 223. ИСБН  978-0804811224 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 97ca44870510ef70c1d7e32d0a832298__1685923620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/98/97ca44870510ef70c1d7e32d0a832298.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Circular chess - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)