Джамби
Джамби (также называемый « настольная шахматной доской Макиавелли») — игра и вариант шахмат для четырех игроков, изобретенный Жаном Анесто в 1975 году. Книга правил на французском языке описывает игру, фигуры и правила в юмористической и театральной форме. , четко заявляя, что игровые фигуры призваны отражать все нарушения в политике.

Правила
[ редактировать ]Материал
[ редактировать ]Игра ведется на доске 9×9 , центральная клетка которой (называемая «лабиринтом») отмечена другим цветом или знаком. У каждого игрока есть девять фигур:
- Некоторые убийцы
- Некоторые грузчики
- 1 Дипломат, перемещающий живые фигуры. Это очень полезная вещь в начале игры, также называемая Агитатором или Возмутителем спокойствия.
Djambi diplomat piece - 1 Некромобиль, перемещающий трупы. Важная фигура в конце игры, поскольку в этой игре мертвые фигуры остаются трупами на доске.
Djambi necromobile piece
- 1 Дипломат, перемещающий живые фигуры. Это очень полезная вещь в начале игры, также называемая Агитатором или Возмутителем спокойствия.
Цель
[ редактировать ]Цель игры — получить абсолютную власть, став последним живым вождем на борту. Хотя неформальные союзы могут быть временно заключены, команды здесь нет: каждый игрок играет против других игроков.
Стартовая позиция
[ редактировать ]Фигуры размещаются в каждом углу доски, как показано на рисунке выше.Порядок игры: красный-синий-желтый-зеленый.
Движения
[ редактировать ]Каждый игрок в свой ход перемещает одну из своих фигур и, возможно, таким образом может захватить фигуру. Боевики перемещаются на одну-две клетки в восьми направлениях; остальные фигуры могут перемещаться через любое количество клеток в восьми направлениях. Фигура не может перепрыгнуть выше другой фигуры.

Захватывает
[ редактировать ]Фигуры «убивают», как только их захватывают, но их «трупы» остаются на доске (фигуры переворачиваются, чтобы показать, что они «мертвые»). Боевик убивает, занимая клетку фигуры (захват заменой). Они кладут труп на свободную клетку по своему выбору, кроме центральной площади («лабиринта»). Боевик не может убить правящего вождя (см. лабиринт ниже).
- Шеф убивает и размещает труп так же, как и боевик.

- Убийца убивает так же, как и боевик, но кладет труп на площадь, откуда пришел. Это символ того, что трупы убийц имеют тенденцию засорять пространство дома в политике.

- Репортер убивает, занимая одно из четырех полей рядом с полем фигуры, которую он хочет убить (они не могут убивать по диагонали). Труп остается на своем квадрате. Репортер может убить только в конце своего хода. Это означает, что если их перемещает дипломат, они должны двигаться еще раз, прежде чем убить, и поэтому не могут убить фигуру, которая прямо ортогональна им в начале их хода. Репортер может двигаться, не убивая.

Дипломат и некромобиль не могут убить другие фигуры, но могут их передвигать.
- Дипломат может передвигать другую живую фигуру, занимая ее клетку (конечно, они могут передвигать только фигуры других игроков). Фигура размещается на любом незанятом поле (кроме лабиринта, если эта фигура не является вождем).

- Некромобиль действует как дипломат, но только с трупами (независимо от происхождения трупа). Трупы нельзя помещать в лабиринт.

Смерть и окружение вождя
[ редактировать ]
Когда игрок убивает вождя другого игрока, он берет под свой контроль оставшиеся живые части этого. В свою очередь, у них будет выбор: использовать одну из своих фигур или одну из захваченных фигур. Когда у игрока нет некромобиля и его руководитель окружен трупами, он уничтожается (кроме случаев, когда он находится у власти, в лабиринте). Их части теперь принадлежат главе власти. Если у власти нет вождя, то фигуры нельзя перемещать или убивать до тех пор, пока вождь не возьмет власть и не захватит их таким образом (они сохраняют контроль над этими фигурами, даже если они покинут лабиринт).
Лабиринт
[ редактировать ]Центральный квадрат игрового поля (E5) называется лабиринтом. Через это поле может пройти каждая фигура, но на ней может остановиться только вождь. Вождь, находящийся в лабиринте, — вождь «у власти». Они играют один раз после каждого игрока. Например, если игроков четверо, они играют три раза за ход (если игроков двое, они играют дважды подряд). Когда они выходят из лабиринта, они теряют эту силу. Находящийся у власти вождь берет под свой контроль части окруженных вождей и удерживает их после потери власти. Вождь, находящийся у власти, не может быть убит боевиком. Окружение не оказывает на них никакого влияния, пока они остаются в лабиринте.Убийца, нарушитель спокойствия или некромобиль могут войти в лабиринт, чтобы убить или переместить живого вождя или труп вождя; фигура должна немедленно сделать дополнительный ход, чтобы покинуть лабиринт. В оригинальном правиле с юмором говорится, что это сделано для того, чтобы избежать таких вещей, как убийца, уполномоченный в лабиринте.Это делается в таком порядке:

- Фигура уходит в лабиринт, а вождь (труп) удаляется с доски.
- Фигура делает свободный ход, чтобы выбраться из лабиринта.
- Вождь/труп помещается обратно на доску по обычному правилу.
Такой порядок действий позволяет разместить вождя/трупа между лабиринтом и новой позицией действующей фигуры.
Союзы и предательства
[ редактировать ]Между игроками могут быть неформальные соглашения или союзы, но не существует правил, предотвращающих любое предательство.
Конец игры
[ редактировать ]Игра заканчивается, когда игрок убивает вождей всех остальных игроков.
Варианты
[ редактировать ]Вариант для трех игроков
[ редактировать ]Части пропавшего четвертого игрока являются «заложниками». Эти фигуры можно убить или переместить фигурами игроков. Когда вождь схвачен, применяются обычные правила взятия его под контроль. Главного заложника можно поместить в лабиринт, но на игру это не влияет.