Шахматные фигуры Марса
Автор | Эдгар Райс Берроуз |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Барсум |
Жанр | Научное фэнтези |
Издатель | АК МакКлерг |
Дата публикации | 1922 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Страницы | 375 |
Предшественник | Тувия, Дева Марса |
С последующим | Главный разум Марса |
Марсианские шахматные фигуры — научно-фантастический роман американского писателя Эдгара Райса Берроуза , пятый из его «Барсум» серии . Берроуз начал писать его в январе 1921 года, а законченный рассказ был впервые опубликован в еженедельнике Argosy All-Story Weekly в виде шестисерийного сериала в выпусках за 18 и 25 февраля и 4, 11, 18 и 25 марта 1922 года. позже опубликован как полный роман А.С. МакКлерга в ноябре 1922 года.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В этом романе Берроуз фокусируется на младшем члене семьи, созданной Джоном Картером и Деей Торис , главными героями первых трех книг серии. Героиней на этот раз является их дочь Тара, принцесса Гелиума, руки которой добивается доблестный Гахан, Джед (принц) Гатола. И Гелиум, и Гатол — известные барсумские города-государства. [ 1 ]
Тара встречает принца Гаана из Гатола, и поначалу ее это не впечатляет, поскольку она рассматривает его как нечто вроде попинджая . Позже она попадает на свой флаер в шторм и теряет контроль над кораблем, и шторм уносит ее в незнакомый регион Барсума. После приземления и бегства от стаи свирепых бантов (марсианских львов) она попадает в плен к ужасающим калданам , которые напоминают большие головы с маленькими крабовыми ногами. Калдане вывели симбиотическую расу безголовых человекоподобных существ, называемых Райкорами , к которым они могут прикрепляться и ездить, как лошади. Калданы заключают Тару в тюрьму, намереваясь откормить ее, а затем съесть. Находясь в тюрьме, Таре удается расположить к себе одного из Калдане, Гека, своим прекрасным певческим голосом.
Гаан, влюбившийся в Тару, намеревается найти ее, но оказывается в том же шторме и падает за борт, пытаясь спасти одного из членов своей команды. Он натыкается на Бантум, царство калданов, и ему удается спасти Тару, и вместе с Геком они бегут на искалеченном летуне Тары. Тара не узнает в Гаане принца, которого она встретила ранее, поскольку он устал от испытаний и больше не одет в свою модную одежду. В свете ее более ранней реакции на него, Гаан решает сохранить свою личность в секрете и вместо этого называет себя пантаном (воином) по имени Туран.
Им троим удается добраться до изолированного города Манатор. Гаан отправляется в город в поисках еды и воды, но жители обманывают его и берут в плен. Тара и Гек также взяты в плен. В Манаторе пленников заставляют сражаться насмерть на арене в модифицированной версии Джетана , популярной барсумской настольной игры, напоминающей шахматы ; живая версия использует людей в качестве игровых фигур на доске в натуральную величину, причем каждое взятие фигуры представляет собой дуэль на смерть.
Письмо
[ редактировать ]Роман был написан в 1921 году, с 7 января по 12 ноября. Это был особенно изобретательный и широкий образец воображения, включающий множество деталей традиций, зверей и персонажей, представленных в романе. Работая над произведением, Берроуз создал рабочий лист с 70 записями, относящимися к архитектуре, локациям, оборудованию и географическим местоположениям. Из них, пожалуй, самым примечательным является создание Джетана , марсианской версии шахмат, в которую играют живые люди. Берроуз был заядлым игроком в шахматы и во время написания романа играл в партии со своим помощником Джоном Ши, в которых неизменно выигрывал. Берроуз, как и в предыдущих романах о Барсуме , представил себя племянником Джона Картера, которому доверили рукопись Картера другой марсианской сказки. Он фактически упоминает эти игры с Ши на первых страницах романа. [ 2 ]
Жанр
[ редактировать ]Роман можно отнести к разряду планетарного романа . [ 3 ] Этот жанр представляет собой разновидность научной фантастики , похожую на меч и колдовство , но включающую научные элементы. [ 4 ] Большая часть действий планетарного романа происходит на поверхности инопланетного мира, обычно включает в себя бои на мечах, монстров, сверхъестественные элементы как телепатию, а не магию, и включает в себя цивилизации, перекликающиеся с земными цивилизациями в дотехнологические эпохи, в частности, состоящие из королевств или теократические нации. Могут появиться космические корабли, но обычно они не играют центральной роли в истории. [ 3 ]
Главные персонажи
[ редактировать ]- Гаан из Гатола : принц марсианского королевства Гатол, который влюбляется в Тару из Гелиума и сначала отвергается ею, когда раскрывает свои чувства. Позже он маскируется под Турана, наемника, после спасения ее из долины Калданес, раскрывая свою истинную личность в конце истории, когда Тара влюбилась в его вымышленную личность. [ 1 ]
- Тара Гелиума : принцесса Гелиума, дочь Джона Картера и Деи Торис .
- Гек : Калдане, необычный среди своего вида в своей способности ценить эмоции, недовольный обществом Калдане , очарованный пением Тары, и присоединяется к Гахану из Гатола и Таре из Гелиума в их побеге из долины Калдане. [ 1 ]
Параметр
[ редактировать ]Научная основа
[ редактировать ]Видение Марса Берроузом во многом было вдохновлено астрономическими предположениями того времени, особенно предположениями Персиваля Лоуэлла , который видел планету как ранее похожий на Землю мир, который теперь становится менее гостеприимным для жизни из-за своего преклонного возраста. [ 5 ] жители которого построили каналы для подачи воды с полярных шапок для орошения оставшихся пахотных земель. [ 5 ] На Лоуэлла оказал влияние итальянский астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли , который в 1878 году наблюдал на Марсе особенности, которые он назвал canali (по-итальянски «каналы»). Неправильный перевод этого слова на английский как «каналы» усилил веру в то, что планета обитаема. [ 6 ] Теория об обитаемой планете с текущей водой была опровергнута данными, предоставленными российскими и американскими зондами, такими как две миссии «Викинг» , которые обнаружили мертвый, замороженный мир, где вода не могла существовать в жидком состоянии. [ 5 ]
Мир Барсума
[ редактировать ]За миллион лет до начала повествования Марс был пышным миром с океанами. По мере того как океаны отступали, а атмосфера истончалась, планета превратилась в ландшафт частичного варварства; [ 7 ] Живя на стареющей планете с истощающимися ресурсами, жители Барсума стали закаленными и воинственными, сражаясь друг с другом за выживание. [ 8 ] Барсумцы распределяют дефицитные запасы воды через всемирную систему каналов , контролируемую враждующими городами-государствами. Разрежающаяся марсианская атмосфера искусственно пополняется из «атмосферной установки». [ 9 ]
Это мир с четким территориальным разделением на белые, желтые, черные, красные и зеленокожие расы. У каждого есть особые черты и качества, которые, кажется, определяют характер почти каждого человека внутри них. Концепция расы Берроуза в «Барсуме » больше похожа на вид, чем на этническую принадлежность. [ 10 ]
Особые настройки
[ редактировать ]Бантум, Халдейская долина
[ редактировать ]Скрытая долина. Место обитания калданов, которые в основном представляют собой мозг, и рикоров, безголовых тел, которые калдане используют в качестве транспортных средств. Калдане в основном живут в туннелях под землей. Им правит король Калдане , обладающий исключительными телепатическими способностями. Тара из Гелия оказывается в Бантуме после того, как ее летательный аппарат сбился с курса сильным штормом. [ 1 ]
Манатор
[ редактировать ]Технологически отсталая красная марсианская цивилизация, не имеющая огнестрельного оружия и летательных аппаратов, выживает за счет набегов на караваны и не позволяет никому покинуть свое общество. У них есть две отличительные традиции: во-первых, привычка выставлять напоказ мертвых, покрытых украшениями, и, во-вторых, играть в живую версию марсианских шахмат, Джетан . Гаан из Гатола, Тара из Гелиума и Калдане, Гек, обнаруживают это место, спасаясь из долины Калдане. [ 1 ]
Чрезмерный интеллектуализм как тема
[ редактировать ]Хотя Берроуза обычно считают писателем, создавшим произведения ограниченной философской ценности, Берроуз написал два романа о Барсуме , которые, кажется, исследуют или пародируют пределы чрезмерного интеллектуального развития в ущерб телесному или физическому существованию. Первой была Тувия, Марсианская дева , в которой Тувия и Карторис обнаруживают остатки древней Белой марсианской цивилизации, Лотарианцев. Лотарианцы по большей части вымерли, но поддерживают иллюзию функционирующего общества с помощью мощных телепатических проекций и сформировали две фракции, которые, по-видимому, изображают излишества бессмысленных интеллектуальных дебатов - одна фракция, реалисты, верят в воображение еды, чтобы обеспечить пропитание, другая Эфиралисты верят в возможность выживания без еды. «Марсианские шахматные фигуры» — второй пример этой тенденции. [ 11 ]
«Шахматные фигуры Марса» представляют Калданов из Бантума . Их форма почти полностью представляет собой голову, за исключением шести паучьих ног и пары хохолков . Их расовая цель — развиться в сторону чистого интеллекта и уйти от телесного существования. Чтобы функционировать в физическом мире, они вывели райкоров , дополнительный вид, имеющий тело, похожее на тело идеального экземпляра Красного марсианина, но лишенное головы. Когда Калдане садится на шею Райкора , Райкора пучок щупалец соединяется со спинным мозгом , позволяя мозгу Калдане взаимодействовать с телом Райкора . Если Райкор получит повреждение или погибнет, Калдейн просто заберется на другого, как землянин меняет лошадь. [ 1 ]
Калдане пожертвовали своими телами, чтобы стать чистым мозгом, но, хотя они и могут взаимодействовать с телами Райкоров, их способность функционировать по сравнению с обычными людьми с интегрированным разумом и телом неэффективна и неуклюжа. [ 11 ] Калдане, почти чистый мозг, также, хотя и очень умны, но уродливы и неэффективны, когда не связаны с телом Райкора. Тара из Гелиума сравнивает их с изнеженными интеллектуалами из своего родного города, с чувством собственной важности и превосходства, а Гаан из Гатола размышляет, что, возможно, было бы лучше найти баланс между интеллектом и телесными страстями. [ 12 ]
Джетан и его влияние
[ редактировать ]Игра Джетан — марсианская разновидность шахмат . Доска состоит из 100 черных и оранжевых квадратов, расположенных в чередующемся порядке. И черным, и оранжевым игрокам дается по 20 фигур. В романе игра разыгрывается в натуральную величину на арене в Барсумском районе Манатора, с реальными живыми людьми, одетыми так, чтобы выглядеть так же, как и фигуры, которые они представляют. Игра представляет собой бой насмерть, когда воин перемещается на один из квадратов, а воин противоположного цвета занимает пространство, им предстоит вступить в смертельный бой. [ 13 ] Игра предназначена для изображения битвы между Черными марсианами юга и Желтыми марсианами Севера, поэтому игровое поле традиционно ориентировано на эти направления. [ 14 ] Хотя преступники и рабы обычно используются в качестве фигурок, иногда в них участвуют и дворяне. [ 1 ] В Манаторе в него играют, чтобы завоевать красивую женщину, обычно исключительно красивую рабыню. Несомненно, это связано с увлечением Берроуша шахматами . [ 13 ]
Правила игры отражают структуру и сюжет книги с могущественным героем (Гахан из Гатола/Вождь), которому нужно спасти прекрасную девушку (Тара/Принцесса) от ужасного злодея (У-Дор/вождь-противник). . Берроуз также обычно дает своему герою приятеля, а здесь их двое (Одвары). Остальные части составляют анонимную группу союзников и приспешников. [ 15 ]
6 августа 1922 года Берроуз получил письмо от заключенного Элстона Б. Свита, заключенного тюрьмы Ливенворт . Свит и еще один заключенный использовали упоминания о Джетане в журнале, чтобы сделать набор Джетан с резными деталями, после чего они сыграли во множество игр, и игра стала популярной среди других заключенных. Берроуз ответил 16 августа 1922 года, чтобы сообщить паре, что они создали первый в истории настоящий набор. Интерес к игре со стороны болельщиков был высоким; следовательно, он включил правила в приложение, [ 13 ] под названием «Джетан, или Марсианские шахматы», [ 16 ] когда была опубликована версия романа. Глава об игре была включена в книгу «Шахматные вариации» 1968 года. Джона Голлона [ 13 ] Голлон сделал набор Джетан, интересуясь игрой главным образом как новинкой, и поиграл с ней; он был удивлен тем, насколько ему понравилась игра, и даже назвал ее «респектабельной игрой». [ 14 ]
Эта концепция вдохновила на подражание авторов более поздних планетарных романов под влиянием Берроуза, каждый из которых чувствовал себя обязанным изобрести свою собственную внеземную версию шахмат, в которой можно было бы сражаться с людьми. Примеры такого почтения включают:
- » Лина Картера из «Дарза « Отступника Каллисто» — восьмой том в его серии «Каллисто».
- Кеннета Балмера из Джикайда книги «Жизнь для Крегена» , 19-й том серии «Дрей Прескот».
- Джона Нормана из Кайсса его серии «Гор» , упоминается много раз, но никогда полностью не описана.
- С.М. Стирлинга «Атандж» из «При дворе Багровых Королей» , его собственного романа об альтернативном Марсе, написанного под влиянием Берроуза, также не полностью описанного.
Дж. К. Роулинг Книга « Гарри Поттер и философский камень» представляет собой редкий пример ее использования в фэнтези, в сцене, в которой три ее главных героя Гарри, Гермиона и Рон должны играть фигурами в реалистичной игре « Волшебные шахматы» .
Дэна Симмона В романе ужасов «Падаль» рассказывается о нацистских шахматистах, обладающих экстрасенсорными способностями, которые позволяют им проникать в сознание узников концлагерей, позволяя им полностью контролироваться как пешки в смертельных играх в шахматы.
Авторское право
[ редактировать ]Срок действия авторских прав на эту историю в США истек, и теперь она находится там в свободном доступе . Текст доступен через Project Gutenberg .
Популярная культура
[ редактировать ]В 4-м сезоне сериала HBO « Подпольная империя » персонаж Ричард Харроу носит с собой копию книги.
В расширении Phantom Liberty для Cyberpunk 2077 персонаж мистер Хэндс, наладчик, читает копию книги.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Блейлер, Эверетт Франклин; Блейлер, Ричард (1990). Научная фантастика, ранние годы . Издательство Кентского государственного университета. п. 99 . ISBN 0-87338-416-4 .
- ^ Поргес, Ирвин (1975). Эдгар Райс Берроуз . Прово, Юта: Издательство Университета Бригама Янга. п. 163 . ISBN 9780842500791 .
- ^ Перейти обратно: а б Вестфаль, Гэри (2000). Космос и за его пределами . Издательские группы Гринвуда. п. 37. ИСБН 0-313-30846-2 .
- ^ Харрис-Фейн, Даррен (2005). Понимание современной американской научной фантастики . Университет Южной Каролины Press. п. 147. ИСБН 1-57003-585-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бакстер, Стивен (2005). Гленн Йеффет (ред.). «Непреходящие мифы о Марсе» Герберта Уэллса . Война миров: свежие взгляды на классику Герберта Уэллса / под редакцией Гленна Йеффета . БенБалла: 186–7 . ISBN 1-932100-55-5 .
- ^ Сид, Дэвид (2005). Спутник научной фантастики . Издательство Блэквелл. п. 546. ИСБН 1-4051-1218-2 .
- ^ Бейнбридж, Уильямс Симс (1986). Размеры научной фантастики . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 132 . ISBN 0-674-20725-4 .
- ^ Шарп, Патрик Б. (2007). Дикие опасности . Университет Оклахомы Пресс. п. 94. ИСБН 978-0-8061-3822-0 .
- ^ Слоткин, Ричард (1998). Нация стрелков . Университет Оклахомы Пресс. п. 205. ИСБН 0-8061-3031-8 .
- ^ Слоткин, Ричард (1998). Нация стрелков . Университет Оклахомы Пресс. стр. 100-1 203–205. ISBN 0-8061-3031-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Скоулз, Роберт; Рабкин, Эрик С. (1977). Научная фантастика: История.Наука.Видение . Издательство Оксфордского университета. стр. 13–14 . ISBN 0-19-502174-6 .
- ^ Хольцмарк, Эрлинг Б. (1986). Эдгар Райс Берроуз . Бостон: Издательство Твен. стр. 29–30 . ISBN 0-8057-7459-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Поргес, Ирвин (1975). Эдгар Райс Берроуз . Прово, Юта: Издательство Университета Бригама Янга. стр. 348–9 . ISBN 9780842500791 .
- ^ Перейти обратно: а б Поргес, Ирвин (1975). Эдгар Райс Берроуз . Прово, Юта: Издательство Университета Бригама Янга. п. 351 . ISBN 9780842500791 .
- ^ Экман, Фредрик. «Исследование Джетана» . ЕРБзин . Билл Хиллман . Проверено 29 декабря 2019 г.
- ^ Рено, Рено; Рено-Сантьяго, Риус (2003). Мизантропология . Переводы Дона Лазаро. п. 199. ИСБН 0-9729549-0-2 .
Источники
[ редактировать ]- Блейлер, Эверетт (1948). Контрольный список фантастической литературы . Чикаго: Издательство Шаста. п. 66.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Марсианские шахматные фигуры в стандартных электронных книгах
- Коллекция Barsoom электронных книг в Standard Ebooks
- Марсианские шахматные фигуры в проекте «Гутенберг»
- Иллюстрированная библиография журнала ERBzine: о Марсианских шахматных фигурах статья
- Страница сводного проекта Эдгара Райса Берроуза «Шахматные фигуры Марса»
- Аудиокнига в общественном достоянии «Шахматные фигуры Марса» на LibriVox