Jump to content

Шахматные фигуры Марса

Шахматные фигуры Марса
суперобложка Шахматные фигуры Марса
Автор Эдгар Райс Берроуз
Язык Английский
Ряд Барсум
Жанр Научное фэнтези
Издатель АК МакКлерг
Дата публикации
1922
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя Печать ( в твердом и мягком переплете )
Страницы 375
Предшественник Тувия, Дева Марса  
С последующим Главный разум Марса  

Марсианские шахматные фигуры научно-фантастический роман американского писателя Эдгара Райса Берроуза , пятый из его «Барсум» серии . Берроуз начал писать его в январе 1921 года, а законченный рассказ был впервые опубликован в еженедельнике Argosy All-Story Weekly в виде шестисерийного сериала в выпусках за 18 и 25 февраля и 4, 11, 18 и 25 марта 1922 года. позже опубликован как полный роман А.С. МакКлерга в ноябре 1922 года.

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]
Потомки Джона Картера

В этом романе Берроуз фокусируется на младшем члене семьи, созданной Джоном Картером и Деей Торис , главными героями первых трех книг серии. Героиней на этот раз является их дочь Тара, принцесса Гелиума, руки которой добивается доблестный Гахан, Джед (принц) Гатола. И Гелиум, и Гатол — известные барсумские города-государства. [ 1 ]

Тара встречает принца Гаана из Гатола, и поначалу ее это не впечатляет, поскольку она рассматривает его как нечто вроде попинджая . Позже она попадает на свой флаер в шторм и теряет контроль над кораблем, и шторм уносит ее в незнакомый регион Барсума. После приземления и бегства от стаи свирепых бантов (марсианских львов) она попадает в плен к ужасающим калданам , которые напоминают большие головы с маленькими крабовыми ногами. Калдане вывели симбиотическую расу безголовых человекоподобных существ, называемых Райкорами , к которым они могут прикрепляться и ездить, как лошади. Калданы заключают Тару в тюрьму, намереваясь откормить ее, а затем съесть. Находясь в тюрьме, Таре удается расположить к себе одного из Калдане, Гека, своим прекрасным певческим голосом.

Гаан, влюбившийся в Тару, намеревается найти ее, но оказывается в том же шторме и падает за борт, пытаясь спасти одного из членов своей команды. Он натыкается на Бантум, царство калданов, и ему удается спасти Тару, и вместе с Геком они бегут на искалеченном летуне Тары. Тара не узнает в Гаане принца, которого она встретила ранее, поскольку он устал от испытаний и больше не одет в свою модную одежду. В свете ее более ранней реакции на него, Гаан решает сохранить свою личность в секрете и вместо этого называет себя пантаном (воином) по имени Туран.

Им троим удается добраться до изолированного города Манатор. Гаан отправляется в город в поисках еды и воды, но жители обманывают его и берут в плен. Тара и Гек также взяты в плен. В Манаторе пленников заставляют сражаться насмерть на арене в модифицированной версии Джетана , популярной барсумской настольной игры, напоминающей шахматы ; живая версия использует людей в качестве игровых фигур на доске в натуральную величину, причем каждое взятие фигуры представляет собой дуэль на смерть.

Роман был написан в 1921 году, с 7 января по 12 ноября. Это был особенно изобретательный и широкий образец воображения, включающий множество деталей традиций, зверей и персонажей, представленных в романе. Работая над произведением, Берроуз создал рабочий лист с 70 записями, относящимися к архитектуре, локациям, оборудованию и географическим местоположениям. Из них, пожалуй, самым примечательным является создание Джетана , марсианской версии шахмат, в которую играют живые люди. Берроуз был заядлым игроком в шахматы и во время написания романа играл в партии со своим помощником Джоном Ши, в которых неизменно выигрывал. Берроуз, как и в предыдущих романах о Барсуме , представил себя племянником Джона Картера, которому доверили рукопись Картера другой марсианской сказки. Он фактически упоминает эти игры с Ши на первых страницах романа. [ 2 ]

Роман можно отнести к разряду планетарного романа . [ 3 ] Этот жанр представляет собой разновидность научной фантастики , похожую на меч и колдовство , но включающую научные элементы. [ 4 ] Большая часть действий планетарного романа происходит на поверхности инопланетного мира, обычно включает в себя бои на мечах, монстров, сверхъестественные элементы как телепатию, а не магию, и включает в себя цивилизации, перекликающиеся с земными цивилизациями в дотехнологические эпохи, в частности, состоящие из королевств или теократические нации. Могут появиться космические корабли, но обычно они не играют центральной роли в истории. [ 3 ]

Главные персонажи

[ редактировать ]
  • Гаан из Гатола : принц марсианского королевства Гатол, который влюбляется в Тару из Гелиума и сначала отвергается ею, когда раскрывает свои чувства. Позже он маскируется под Турана, наемника, после спасения ее из долины Калданес, раскрывая свою истинную личность в конце истории, когда Тара влюбилась в его вымышленную личность. [ 1 ]
  • Тара Гелиума : принцесса Гелиума, дочь Джона Картера и Деи Торис .
  • Гек : Калдане, необычный среди своего вида в своей способности ценить эмоции, недовольный обществом Калдане , очарованный пением Тары, и присоединяется к Гахану из Гатола и Таре из Гелиума в их побеге из долины Калдане. [ 1 ]

Параметр

[ редактировать ]

Научная основа

[ редактировать ]

Видение Марса Берроузом во многом было вдохновлено астрономическими предположениями того времени, особенно предположениями Персиваля Лоуэлла , который видел планету как ранее похожий на Землю мир, который теперь становится менее гостеприимным для жизни из-за своего преклонного возраста. [ 5 ] жители которого построили каналы для подачи воды с полярных шапок для орошения оставшихся пахотных земель. [ 5 ] На Лоуэлла оказал влияние итальянский астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли , который в 1878 году наблюдал на Марсе особенности, которые он назвал canali (по-итальянски «каналы»). Неправильный перевод этого слова на английский как «каналы» усилил веру в то, что планета обитаема. [ 6 ] Теория об обитаемой планете с текущей водой была опровергнута данными, предоставленными российскими и американскими зондами, такими как две миссии «Викинг» , которые обнаружили мертвый, замороженный мир, где вода не могла существовать в жидком состоянии. [ 5 ]

Мир Барсума

[ редактировать ]

За миллион лет до начала повествования Марс был пышным миром с океанами. По мере того как океаны отступали, а атмосфера истончалась, планета превратилась в ландшафт частичного варварства; [ 7 ] Живя на стареющей планете с истощающимися ресурсами, жители Барсума стали закаленными и воинственными, сражаясь друг с другом за выживание. [ 8 ] Барсумцы распределяют дефицитные запасы воды через всемирную систему каналов , контролируемую враждующими городами-государствами. Разрежающаяся марсианская атмосфера искусственно пополняется из «атмосферной установки». [ 9 ]

Это мир с четким территориальным разделением на белые, желтые, черные, красные и зеленокожие расы. У каждого есть особые черты и качества, которые, кажется, определяют характер почти каждого человека внутри них. Концепция расы Берроуза в «Барсуме » больше похожа на вид, чем на этническую принадлежность. [ 10 ]

Особые настройки

[ редактировать ]

Бантум, Халдейская долина

[ редактировать ]

Скрытая долина. Место обитания калданов, которые в основном представляют собой мозг, и рикоров, безголовых тел, которые калдане используют в качестве транспортных средств. Калдане в основном живут в туннелях под землей. Им правит король Калдане , обладающий исключительными телепатическими способностями. Тара из Гелия оказывается в Бантуме после того, как ее летательный аппарат сбился с курса сильным штормом. [ 1 ]

Технологически отсталая красная марсианская цивилизация, не имеющая огнестрельного оружия и летательных аппаратов, выживает за счет набегов на караваны и не позволяет никому покинуть свое общество. У них есть две отличительные традиции: во-первых, привычка выставлять напоказ мертвых, покрытых украшениями, и, во-вторых, играть в живую версию марсианских шахмат, Джетан . Гаан из Гатола, Тара из Гелиума и Калдане, Гек, обнаруживают это место, спасаясь из долины Калдане. [ 1 ]

Чрезмерный интеллектуализм как тема

[ редактировать ]

Хотя Берроуза обычно считают писателем, создавшим произведения ограниченной философской ценности, Берроуз написал два романа о Барсуме , которые, кажется, исследуют или пародируют пределы чрезмерного интеллектуального развития в ущерб телесному или физическому существованию. Первой была Тувия, Марсианская дева , в которой Тувия и Карторис обнаруживают остатки древней Белой марсианской цивилизации, Лотарианцев. Лотарианцы по большей части вымерли, но поддерживают иллюзию функционирующего общества с помощью мощных телепатических проекций и сформировали две фракции, которые, по-видимому, изображают излишества бессмысленных интеллектуальных дебатов - одна фракция, реалисты, верят в воображение еды, чтобы обеспечить пропитание, другая Эфиралисты верят в возможность выживания без еды. «Марсианские шахматные фигуры» — второй пример этой тенденции. [ 11 ]

«Шахматные фигуры Марса» представляют Калданов из Бантума . Их форма почти полностью представляет собой голову, за исключением шести паучьих ног и пары хохолков . Их расовая цель — развиться в сторону чистого интеллекта и уйти от телесного существования. Чтобы функционировать в физическом мире, они вывели райкоров , дополнительный вид, имеющий тело, похожее на тело идеального экземпляра Красного марсианина, но лишенное головы. Когда Калдане садится на шею Райкора , Райкора пучок щупалец соединяется со спинным мозгом , позволяя мозгу Калдане взаимодействовать с телом Райкора . Если Райкор получит повреждение или погибнет, Калдейн просто заберется на другого, как землянин меняет лошадь. [ 1 ]

Калдане пожертвовали своими телами, чтобы стать чистым мозгом, но, хотя они и могут взаимодействовать с телами Райкоров, их способность функционировать по сравнению с обычными людьми с интегрированным разумом и телом неэффективна и неуклюжа. [ 11 ] Калдане, почти чистый мозг, также, хотя и очень умны, но уродливы и неэффективны, когда не связаны с телом Райкора. Тара из Гелиума сравнивает их с изнеженными интеллектуалами из своего родного города, с чувством собственной важности и превосходства, а Гаан из Гатола размышляет, что, возможно, было бы лучше найти баланс между интеллектом и телесными страстями. [ 12 ]

Джетан и его влияние

[ редактировать ]

Игра Джетан — марсианская разновидность шахмат . Доска состоит из 100 черных и оранжевых квадратов, расположенных в чередующемся порядке. И черным, и оранжевым игрокам дается по 20 фигур. В романе игра разыгрывается в натуральную величину на арене в Барсумском районе Манатора, с реальными живыми людьми, одетыми так, чтобы выглядеть так же, как и фигуры, которые они представляют. Игра представляет собой бой насмерть, когда воин перемещается на один из квадратов, а воин противоположного цвета занимает пространство, им предстоит вступить в смертельный бой. [ 13 ] Игра предназначена для изображения битвы между Черными марсианами юга и Желтыми марсианами Севера, поэтому игровое поле традиционно ориентировано на эти направления. [ 14 ] Хотя преступники и рабы обычно используются в качестве фигурок, иногда в них участвуют и дворяне. [ 1 ] В Манаторе в него играют, чтобы завоевать красивую женщину, обычно исключительно красивую рабыню. Несомненно, это связано с увлечением Берроуша шахматами . [ 13 ]

Правила игры отражают структуру и сюжет книги с могущественным героем (Гахан из Гатола/Вождь), которому нужно спасти прекрасную девушку (Тара/Принцесса) от ужасного злодея (У-Дор/вождь-противник). . Берроуз также обычно дает своему герою приятеля, а здесь их двое (Одвары). Остальные части составляют анонимную группу союзников и приспешников. [ 15 ]

6 августа 1922 года Берроуз получил письмо от заключенного Элстона Б. Свита, заключенного тюрьмы Ливенворт . Свит и еще один заключенный использовали упоминания о Джетане в журнале, чтобы сделать набор Джетан с резными деталями, после чего они сыграли во множество игр, и игра стала популярной среди других заключенных. Берроуз ответил 16 августа 1922 года, чтобы сообщить паре, что они создали первый в истории настоящий набор. Интерес к игре со стороны болельщиков был высоким; следовательно, он включил правила в приложение, [ 13 ] под названием «Джетан, или Марсианские шахматы», [ 16 ] когда была опубликована версия романа. Глава об игре была включена в книгу «Шахматные вариации» 1968 года. Джона Голлона [ 13 ] Голлон сделал набор Джетан, интересуясь игрой главным образом как новинкой, и поиграл с ней; он был удивлен тем, насколько ему понравилась игра, и даже назвал ее «респектабельной игрой». [ 14 ]

Эта концепция вдохновила на подражание авторов более поздних планетарных романов под влиянием Берроуза, каждый из которых чувствовал себя обязанным изобрести свою собственную внеземную версию шахмат, в которой можно было бы сражаться с людьми. Примеры такого почтения включают:

Дж. К. Роулинг Книга « Гарри Поттер и философский камень» представляет собой редкий пример ее использования в фэнтези, в сцене, в которой три ее главных героя Гарри, Гермиона и Рон должны играть фигурами в реалистичной игре « Волшебные шахматы» .

Дэна Симмона В романе ужасов «Падаль» рассказывается о нацистских шахматистах, обладающих экстрасенсорными способностями, которые позволяют им проникать в сознание узников концлагерей, позволяя им полностью контролироваться как пешки в смертельных играх в шахматы.

[ редактировать ]

Срок действия авторских прав на эту историю в США истек, и теперь она находится там в свободном доступе . Текст доступен через Project Gutenberg .

[ редактировать ]

В 4-м сезоне сериала HBO « Подпольная империя » персонаж Ричард Харроу носит с собой копию книги.

В расширении Phantom Liberty для Cyberpunk 2077 персонаж мистер Хэндс, наладчик, читает копию книги.

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Блейлер, Эверетт Франклин; Блейлер, Ричард (1990). Научная фантастика, ранние годы . Издательство Кентского государственного университета. п. 99 . ISBN  0-87338-416-4 .
  2. ^ Поргес, Ирвин (1975). Эдгар Райс Берроуз . Прово, Юта: Издательство Университета Бригама Янга. п. 163 . ISBN  9780842500791 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Вестфаль, Гэри (2000). Космос и за его пределами . Издательские группы Гринвуда. п. 37. ИСБН  0-313-30846-2 .
  4. ^ Харрис-Фейн, Даррен (2005). Понимание современной американской научной фантастики . Университет Южной Каролины Press. п. 147. ИСБН  1-57003-585-7 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Бакстер, Стивен (2005). Гленн Йеффет (ред.). «Непреходящие мифы о Марсе» Герберта Уэллса . Война миров: свежие взгляды на классику Герберта Уэллса / под редакцией Гленна Йеффета . БенБалла: 186–7 . ISBN  1-932100-55-5 .
  6. ^ Сид, Дэвид (2005). Спутник научной фантастики . Издательство Блэквелл. п. 546. ИСБН  1-4051-1218-2 .
  7. ^ Бейнбридж, Уильямс Симс (1986). Размеры научной фантастики . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 132 . ISBN  0-674-20725-4 .
  8. ^ Шарп, Патрик Б. (2007). Дикие опасности . Университет Оклахомы Пресс. п. 94. ИСБН  978-0-8061-3822-0 .
  9. ^ Слоткин, Ричард (1998). Нация стрелков . Университет Оклахомы Пресс. п. 205. ИСБН  0-8061-3031-8 .
  10. ^ Слоткин, Ричард (1998). Нация стрелков . Университет Оклахомы Пресс. стр. 100-1 203–205. ISBN  0-8061-3031-8 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Скоулз, Роберт; Рабкин, Эрик С. (1977). Научная фантастика: История.Наука.Видение . Издательство Оксфордского университета. стр. 13–14 . ISBN  0-19-502174-6 .
  12. ^ Хольцмарк, Эрлинг Б. (1986). Эдгар Райс Берроуз . Бостон: Издательство Твен. стр. 29–30 . ISBN  0-8057-7459-9 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Поргес, Ирвин (1975). Эдгар Райс Берроуз . Прово, Юта: Издательство Университета Бригама Янга. стр. 348–9 . ISBN  9780842500791 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Поргес, Ирвин (1975). Эдгар Райс Берроуз . Прово, Юта: Издательство Университета Бригама Янга. п. 351 . ISBN  9780842500791 .
  15. ^ Экман, Фредрик. «Исследование Джетана» . ЕРБзин . Билл Хиллман . Проверено 29 декабря 2019 г.
  16. ^ Рено, Рено; Рено-Сантьяго, Риус (2003). Мизантропология . Переводы Дона Лазаро. п. 199. ИСБН  0-9729549-0-2 .

Источники

[ редактировать ]
  • Блейлер, Эверетт (1948). Контрольный список фантастической литературы . Чикаго: Издательство Шаста. п. 66.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2204e116524973af0d33ba277b3ffbc__1716471600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/bc/a2204e116524973af0d33ba277b3ffbc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Chessmen of Mars - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)