Назад в каменный век
![]() в суперобложке Иллюстрация к книге "Назад в каменный век" | |
Автор | Эдгар Райс Берроуз |
---|---|
Иллюстратор | Джон Коулман Берроуз |
Художник обложки | Джон Коулман Берроуз |
Язык | Английский |
Ряд | Прозрачная серия |
Жанр | приключение |
Издатель | Эдгар Райс Берроуз, Инк. |
Дата публикации | 1937 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом переплете) |
Страницы | 318 |
Предшественник | Тарзан в ядре Земли |
С последующим | Земля ужаса |
«Назад в каменный век» — роман американского писателя Эдгара Райса Берроуза , пятый в его серии, действие которого происходит в мире Пеллюсидар затерянном . Впервые он появился как сериал из шести частей в Argosy Weekly с 9 января по 13 февраля 1937 года под названием « Семь миров, которые нужно завоевать» . Впервые он был опубликован в виде книги в твердом переплете издательством Edgar Rice Burroughs, Inc. в сентябре 1937 года под нынешним названием и с тех пор несколько раз переиздавался различными издательствами.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]История раскрывает судьбу Вильгельма фон Хорста, пропавшего участника экспедиции по внешнему миру на Пеллюсидар, описанной в предыдущей книге, которую возглавляли Джейсон Гридли и Тарзан, чтобы спасти пеллюциданского императора Дэвида Иннеса от корсаров. Действие начинается с описания инцидента, в котором Гридли, фон Хорст и воины -вазири Тарзана во главе с Мувиро попали в ловушку и были разделены ордой саблезубых тигров, участвовавших в совместной охоте. Оставшись один, фон Хорст быстро теряется, случайно снова связывается с вазири и снова теряется, когда по глупости отправляется на охоту в одиночку.

В самой мощной последовательности в книге: [ нужна ссылка ] Фон Хорст сам становится добычей, когда Тродон или птеродактиль -подобный Дракон уносит его в свое гнездо в кратере потухшего вулкана. Исследователь остается отравленным и парализованным вместе с другими жертвами, все они предназначены для использования в качестве живой кладовой для кормления детенышей существа, пока из него вылупляются яйца. Фон Хорст проводит время, знакомясь со своим товарищем-паралитиком, воином-уроженцем Дангаром из Сари, членом племени империи Иннеса. От него житель внешнего мира постепенно изучает пеллюцидарианский язык. Одежда фон Хорста не позволила ему получить полную дозу яда, и он вовремя выздоравливает от паралича, чтобы спасти Дангара от следующего детеныша. Выстрелив в незрелого тродона, он делает из его шкуры длинный ремень, заарканивает родителя при его следующем возвращении и, позволив ему улететь прямо за край кратера, по очереди стреляет в него. Прикрепив свободный конец ремня к все еще парализованному Дангару, он использует его, чтобы выбраться из ловушки, потянув за собой своего товарища. В лесу у подножия горы он строит домик на дереве, который будет служить им безопасной базой, пока Дангар выздоравливает.
Впоследствии фон Хорст спасает от ялока ( гиенодона ) другого туземца, Скруфа из Басти; Скруф пытается убить тарага ( саблезубого тигра ), голова которого ему нужна в качестве выкупа за невесту, чтобы найти себе пару. Поскольку он знает страну, фон Хорст и Дангар сопровождают его, когда последний выздоровеет. Со временем они встречают желанного зверя, от которого Скруф в страхе прячется, пока его товарищи убивают. Несмотря на свою трусость, Скруф забирает трофей, и все трое продолжают свой путь в деревню на скале Басти. Но оказавшись там, он становится предателем, не только объявляя это дело своим, но и предавая своих товарищей в рабство.
Фон Хорст и Дангар вместе с другими рабами Басти вынуждены рыть новые пещеры в скале. Фон Хорст влюбляется в Ла-джа из Лохара, такую же пленницу, и, защищая ее, вызывает всеобщее восстание рабов. Он выводит всех рабов на свободу, после чего они отделяются, чтобы вернуться в свои родные племена. Фон Хорст решает сопровождать Ла-джа в Ло-Хар, а не продолжать путь в Сари с Дангаром. Сюжет романа продолжает разворачиваться по образцу свободы, захвата и побега, причем цель главного героя незаметно меняется от воссоединения со своими товарищами из внешнего мира к роману с Ла-джа. Чувства главных героев, хотя и понятны читателю, скрыты от объектов их привязанности культурным непониманием, что типично для романов Берроуза, откладывающим окончательное решение почти до конца истории.
Первоначальный путь фон Хорста и Ла-джа проходит через печально известный Лес Смерти. Они встречают юного зарита ( тираннозавра ), пока фон Хорст не убил его. В лесу находятся лабиринты пещер Горбусов, альбиносов-каннибалов, которые в жутком прикосновении кажутся убийцами из внешнего мира, перевоплощенными в Пеллюцидаре и отправленными сюда в качестве наказания. Это единственный намек Берроуза на идею о том, что его внутренний мир может каким-либо образом иметь отношение к концепции подземного ада. Став жертвами Горбусов, фон Хорст и Ла-джа вскоре попадают в плен к бастианам Скруфу и Фругу, которые преследовали их. Четверо отложили свои разногласия, чтобы сбежать, но после этого бастианцы предают доверие остальных, похищая Ла-джа.
Фон Хорст преследует похитителей, случайно приходя на помощь тандору ( Шерстистому мамонту ), раненному острыми бамбуковыми кольями, которые он, подобно Андроклу , удаляет. Он настигает свою добычу, но прежде чем все может быть улажено, его и Фруга захватывают Люди-Мамонты, местное племя, использующее мамонтов в качестве ездовых животных; Скруф и Ла-джа ускользают от злоумышленников. Поселившись в семье воина племени, фон Хорст снова начинает заговор с целью побега, которому помогают недовольные местные жители, чью поддержку он заручается, а также дружбу Торека, члена племени, который вместе с ним ранее находился в плену в Басти. Его возможность появляется, когда он и другие заключенные сражаются друг с другом, саблезубыми и мамонтами в гладиаторском поединке. Одним из мамонтов оказывается Старый Белый, зверь, которому он ранее помогал; объединив силы, они выживают в рукопашной схватке и успешно вырываются на свободу.
И снова фон Хорст встречается со Скруфом и Ла-джа, вмешиваясь, когда на них нападают ганаки, или люди-бизоны. Хотя ему удалось убить нескольких из них, он в конечном итоге попадает к ним в плен, на этот раз в компании Ла-джи. Их побегу помогает Старый Белый, после чего они снова разделяются, но фон Хорст сталкивается с другим из страны Ла-джи, Гаджем, бывшим пленником Людей-Мамонтов. Руководство Гаджа позволяет ему следовать за Ла-джей в Ло-Хар. Там он спасает ее от Газа, нежеланного поклонника, и они с Ла-джа наконец признаются в любви друг к другу. Их союз приводит к тому, что он становится главой Ло-хара, а его новая невеста является дочерью бывшего правителя ло-харцев Бруна, который отсутствует в поисках ее.
Остальные нити сюжета связаны с прибытием группы из Сари во главе с Дэвидом Иннесом в сопровождении Бруна. Оказывается, Иннес взял на себя клятву Джейсона Гридли в конце предыдущей книги спасти пропавшего фон Хорста - сам Гридли, антиклиматически, позволил другим членам экспедиции уговорить себя внешний мир, чтобы вместо этого оставить с ними Пеллюсидара. Фон Хорст отклоняет предложение Иннес вернуть его в Сари и то, что считается цивилизацией во внутреннем мире, решив остаться в Ло-харе с Ла-джа.
Авторское право
[ редактировать ]Срок действия авторских прав на эту историю в Австралии истек, и поэтому теперь она находится там в общественном достоянии . Текст доступен через Project Gutenberg Australia .
Ссылки
[ редактировать ]- Блейлер, Эверетт (1948). Контрольный список фантастической литературы . Чикаго: Издательство Шаста.