Вазири (вымышленное племя)
Министр | |
---|---|
Тарзан раса | |
Первое появление | Тарзан из обезьян (1912) |
Информация во вселенной | |
Тип | Африканский |
Принадлежность | Тарзан |
Вазири Эдгаром — вымышленное африканское племя, созданное Райсом Берроузом в его романах о Тарзане . Берроуз характеризует вазири как величайших воинов Африки, хотя и немногочисленных. Их боятся арабские торговцы слоновой костью и работорговцы, а также племена каннибалов, и они известны от западной до восточной Африки. Вазири также появляются в других средствах массовой информации на основе романов.
Происхождение имени
[ редактировать ]По словам Дэвида Артура Адамса, Берроуз, возможно, придумал название «Вазири» на основе двух исторических африканских групп: «Печально известный работорговец Типпу-Тиб , который сопровождал Генри Мортона Стэнли в его путешествии, нанял вангвана (имя жителей Уганды) и Ваньямвизи (из Танзании) для помощи в задержании рабов. Имя Вазири, скорее всего, может быть одним из сопоставлений имен Еврорадио , и, опять же, изменение альянсов было бы нормальной практикой в его произведениях». [ 1 ] Берроуз часто использовал сочинения Стэнли в качестве источника для своих ранних романов о Тарзане. [ нужна ссылка ]
Вазири в исполнении Берроуза
[ редактировать ]В Западной Африке
[ редактировать ]В «Возвращении Тарзана» Тарзан возвращается из цивилизации в свои любимые джунгли. Но он изменился. Раньше его отношения с туземцами были жестокими и антагонистическими, окрашенными смертью его приемной матери-обезьяны Калы от рук местного охотника, но с тех пор он познал человечество во всех его проявлениях. Итак, теперь, когда он встречает черного воина, вместо того, чтобы убить его, он спасает его от Нумы , льва . [ 2 ] Воин Бусули — представитель племени вазири. Тарзан обнаруживает, что они культурны и презирают каннибалов, как и племя, с которым он периодически воевал в юности. Тарзан принят в члены племени после того, как научил его новому практическому способу охоты на слонов. Эти две охоты — единственные зарегистрированные случаи убийства Тантора . слона [ 3 ]
Когда арабские торговцы слоновой костью и их рабы -каннибалы нападают на деревню Вазири, что приводит к гибели старого вождя (также называемого Вазири) и многих других, Тарзан берет на себя инициативу, предотвращая поджог деревни и побеждая арабов с помощью эффективной партизанской тактики: убивая их по одному. Затем Тарзан становится новым вождем племени, и с этого момента эти благородные черные воины разделяют его судьбу. Вазири отводят его в свою тайную сокровищницу, затерянный город Опар , который они впервые обнаружили во времена умершего бывшего вождя Човамби, отца Вазири.
Тарзан покидает Африку и Вазири и направляется в Англию в конце «Возвращение Тарзана» , казалось бы, навсегда. Но ко времени выхода следующей книги, в которой он появляется, не-Тарзановского романа « Вечный любовник» , он основал плантацию в Узири, земле вазири, на которой он и его жена Джейн проживают неполный рабочий день, и где они развлекают гостей. Согласно карте , которая показывает Африку такой, какой ее представлял себе Берроуз, деревня Вазири находилась где-то в Анголе.
Вазири упоминаются, но не появляются в следующей книге Тарзана « Звери Тарзана» . Однако во время приключения Тарзан встречает местного воина Мугамби, вождя вагамби Угамби, которого в конце он приглашает присоединиться к вазири. Впоследствии показано, что он это сделал. В «Сыне Тарзана» вазири появляются в основном как анонимные местные последователи Тарзана и не называются племенем. Один из них, Мувири, предположительно тот же персонаж, что и Мувиро из более поздних книг.
В переходном периоде
[ редактировать ]Хотя Берроуз не рассказывает об этом событии, очевидно, что в какой-то момент между «Зверями Тарзана» (в которых в последний раз упоминается страна Вазири Узири) и «Тарзаном Неукрощенным» племя вместе с Тарзаном переезжает на новую плантацию, расположенную к востоку от озера. Виктория в Британской Восточной Африке (ныне известная как Кения ). Перемещение, вероятно, происходит между промежуточными книгами « Сын Тарзана» и «Тарзан и драгоценности Опара» . Поскольку главный герой « Сона» попадает в Африку недалеко от западного побережья, «немного ниже экватора», показанная там плантация, по-видимому, является оригинальной. В «Драгоценностях » близость плантации к Бельгийскому Конго совместима с любым местом, но вмешательство абиссинских солдат с севера, по-видимому, указывает на восточноафриканскую обстановку. Заметное присутствие в обеих книгах арабских налетчиков с восточноафриканского побережья не определяет обстановку, поскольку исторически они широко распространялись по югу и центральной Африке и действительно нападали на вазири в их родной стране еще в Возвращение Тарзана .
В Восточной Африке
[ редактировать ]Ко времени «Тарзана и драгоценностей Опара » Басули (предположительно Бусули Возвращения ) был вождем племени под предводительством Тарзана, а Мугамби из «Зверей» был показан как выдающийся воин. Организация вазири изменилась с племенной на более феодальную . Они живут с Тарзаном и Джейн на своей плантации , где члены семьи занимаются готовкой, уборкой и даже розарием Джейн. [ 4 ] Они больше не называют Тарзана «королем Вазири», а скорее «Большим Бвана », тогда как он называет их своими «детьми»: «...и если бы сердце Большого Бвана не было наполнено любовью к своим черным детям» . [ 5 ]
Вазири терпят серьезное поражение в «Драгоценностях» , когда большое количество их молодых людей сопровождают Тарзана в экспедиции, чтобы вернуть больше богатства у Опара; в их отсутствие большая часть воинов, оставшихся защищать поместье, убита во время арабского набега, а плантация сожжена. Некоторые из участников экспедиции также погибают. Плантация реконструирована в конце книги.
Ко времени Тарзана Неукротимого поместье и Вазири определенно находились в Восточной Африке, и первый снова был разрушен, а второй убит, на этот раз ведомыми немцами рейдерами из Танганьики в первые дни Первой мировой войны . Среди погибших в набеге вазири — воин Васимбу, сын распятого Мувиро, а также, предположительно, также Басули и Мугамби, так как они отсутствуют в этом и всех последующих романах. Ко времени Тарзана и Золотого льва выжившие вазири под «Старым Мувиро» реконструировали главное бунгало и другие здания, разрушенные во время войны. Другой выживший - Усула, который, как выяснилось, в детстве уехал в Лондон в качестве слуги Тарзана; в результате он свободно выучил английский язык. Усула снова появляется в следующем романе «Тарзан и люди-муравьи» .
В более поздних романах, начиная с «Тарзана и затерянной империи» , Мувиро изображается как заместитель воеводы вазири при Тарзане. [ 6 ] Он и его воины время от времени фигурируют в последующих книгах. Они сопровождают Тарзана в подземное царство Пеллюсидар в «Тарзане в ядре Земли » и появляются в его не-Тарзановском продолжении « Назад в каменный век» . Они также появляются в фильмах «Тарзан Непобедимый» , «Тарзан-Триумфатор» и «Поиски Тарзана» , в которых поиски Мувиро своей потерянной дочери Буиры составляют важный второстепенный сюжет основного действия, а также в «Тарзане Великолепном» , в котором другой воин, Варанджи, назван и рассказ «Тарзан и чемпион», входящий в сборник «Тарзан и потерпевшие кораблекрушение » .
Вазири, упомянутый в романах
[ редактировать ]- Буира , женщина вазири, дочь Мувиро, пропавшая без вести и разыскиваемая ее отцом.
- Бусули , воин-вазири, который знакомит Тарзана с племенем. Позже заместитель Тарзана, предполагая, что он такой же, как «Басули», который появляется в этой роли. Басули предположительно погиб во время немецкого рейда на плантацию Грейсток во время Первой мировой войны.
- Човамби , вождь племени до Вазири, его сына.
- Мугамби , первоначально вождь племени вагамби из Угамби; по приглашению Тарзана он присоединился к Вазири в качестве воина. Предположительно, Мугамби погиб во время немецкого рейда на плантацию Грейсток во время Первой мировой войны.
- Мувиро , пожилой воин-вазири, который знал Тарзана «в старые времена», предполагая, что он такой же, как «Мувири», представленный в этой роли. Позже заместитель Тарзана, сменивший Басули. Отец Васимбу и Буиры.
- Тарзан , вождь племени, сменивший Вазири после смерти последнего. Первоначально также известный как Вазири.
- Усула , вазири, который в юности отправился в Лондон в качестве слуги Тарзана, который в результате выучил беглый английский язык. Позже вернулся в Африку и служил на плантации Грейсток.
- Варанджи , воин-вазири.
- Васимбу , воин-вазири, который был распят насмерть немцами, совершившими набег на плантацию Грейстока во время Первой мировой войны. Сын Мувиро.
- Вазири , вождь племени, сменивший Човамби, своего отца. Очевидно, каждый вождь берет название племени как свое. (Тарзана, преемника Вазири, его соплеменники также первоначально называли «Вазири».) Предположительно, этот титул используется только для нынешнего вождя, а предыдущие вожди, такие как Човамби, после смерти назывались своими первоначальными личными именами. Личное имя этого «Вазири» в романах не приводится.
Вазири в других СМИ
[ редактировать ]Вазири фигурируют в комиксах и комиксах о Тарзане в роли, идентичной их изображениям в книгах Берроуза о Тарзане. В других средствах массовой информации их изображение различается.
В фильме 1952 года « Дикая ярость Тарзана» , который включает в себя некоторые элементы из «Возвращение Тарзана» , вазири (здесь называемые вазури) — это племя, которому отец Тарзана служил миссионером, прежде чем умереть и оставить Тарзана сиротой. Злодей Роков обманом заставляет Тарзана и Джейн привести его к племени, планируя лишить его огромного сокровища алмазов.
В фильме 1998 года «Тарзан и затерянный город» , включающем элементы из «Возвращение» и «Звери Тарзана» , Мугамби появляется под альтернативным написанием Мугамбе как знахарь. Он предупреждает Тарзана, по-видимому, телепатически, об экспедиции охотников за сокровищами, ищущих затерянный город Опар, опустошающий родину Тарзана.
В диснеевской серии мультфильмов « Легенда о Тарзане» 2001 года вазири — лесное племя, дружественное, но не подчиняющееся Тарзану, изучаемое отцом Джейн Архимедом К. Портером и ирландским антропологом Робином Дойлом. Племя возглавляет вождь Кивази, функционально идентичный вождю Вазири в «Возвращении Тарзана» ; В романах Басули предстает как его упрямый сын, которого готовят стать следующим вождем, а Мувиро - как злодейский воин-вазири, ревнивый к Басули и враждебный к посторонним. Мувиро пытается убить Басули и Тарзана, чтобы самому стать следующим вождем, но его предательство раскрывается, и его изгоняют из племени. Однажды племя в целом оказалось под угрозой из-за токсичных сточных вод от незаконной добычи полезных ископаемых. Как ни странно, королева Опара Ла изображается как бывшая вазири.
В фильме 2016 года «Легенда о Тарзане » вазири переделаны в Куба, племя, в котором отец молодой Джейн Портер служил миссионером и куда она привела тяжело раненого Тарзана после того, как он спас ее от обезьяны. атаковать. Название племени Куба предположительно происходит от исторического конголезского Королевства Куба . В фильме Мувиро предстает вождем племени и доброжелательным старейшиной, как и в романах, и представляет собой образованного, грамотного человека, свободно владеющего несколькими языками. Он приветствует теперь женатых Тарзана и Джейн, вернувшихся в деревню Куба после их долгого отсутствия в Англии. Впоследствии он и другие члены племени были убиты во время набега Леона Рома и его наемников; несколько оставшихся воинов впоследствии присоединяются к Тарзану и его товарищу Джорджу Вашингтону Уильямсу в стремлении отомстить Рому. Куба изображаются такими же искусными в джунглях, как и Тарзан.
В книге 2016 года «Естественная история человеческой морали» Майкл Томаселло использует это имя для обозначения гипотетического племени, существовавшего около 150 000 лет назад, и объясняет, какую роль культурные обычаи будут играть в эволюции объективной морали. [ 7 ]
Анализ
[ редактировать ]Изображение Вазири в романах о Тарзане положительное. [ 8 ] и его можно рассматривать как стереотипного « благородного дикаря ». [ 9 ] Это изображение также подвергалось критике как иллюстрирующее «в миниатюре» определенные версии империализма и либерального неоколониализма . Оно разыгрывает фантазию о превосходстве Запада, которое добровольно признается и вознаграждается «туземцами», что типично для западных писаний об Африке.... [Тарзан ] устанавливает сначала свое товарищество, затем свое царствование... а затем свое милосердное господство [над Вазири]». [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Адамс, Дэвид Артур. «Некоторые мысли о возвращении Тарзана» в журнале «ЕРБзин» №0666.
- ↑ Возвращение Тарзана, глава 14.
- ^ Тарзан жив, стр. 89.
- ↑ Ушедшие примитивы, стр. 57.
- ^ Берроуз, Эдгар Райс. Тарзан и Золотой Лев. Архивировано 31 августа 2003 г. в Wayback Machine , глава 5.
- ^ Берроуз, Эдгар Райс. «Тарзан и затерянная империя », глава 1: «Что-то приближается, Бвана, — сказал Мувиро, заместитель вождя вазири».
- ^ Майкл Томаселло, Естественная история человеческой морали, издательство Гарвардского университета, стр.90
- ^ Тарзан Эдгара Райса Берроуза – миф и/или критика? Глава в Африке и Европе: En/Countering Myths. Очерки по литературе и культурной политике. Эд. Карлотта фон Мальцан. Издательство Peter Lang, Франкфурт-на-Майне и Нью-Йорк, 2003 г., стр. 65–76.
- ^ Виванко, Луис; Гордон, Роберт Дж. (1 августа 2006 г.). Тарзан был экотуристом: ... и другие рассказы в антропологии приключений . Книги Бергана. п. 65. ИСБН 978-1-78238-195-2 .
- ^ Торговник, Марианна (1990). Ушедшие в примитивность: дикие интеллекты, современная жизнь . Издательство Чикагского университета. стр. 56–57. ISBN 978-0-226-80832-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Предварительный просмотр Google Книг: Фермер, Филип Хосе (1972). Тарзан жив : Полная биография лорда Грейстока . Книги о бизонах. п. 89. ISBN 0-8032-6921-8
- Карта Африки Тарзана в воспоминаниях Берроуза
- Более подробная карта Африки Тарзана (художник Клиффорд Берд)