Ключевой квадрат
![]() | ![]() | ![]() |
В шахматах , особенно в эндшпиле , ключевое поле (также известное как критическое поле игрока ) — это поле, которое, если король может занять его, он может добиться некоторого выигрыша, например, продвижения пешки или захвата пешки противника. . Ключевые поля полезны в основном в эндшпилях, в которых участвуют только короли и пешки. В эндшпиле «король и пешка против короля» ключевые поля зависят от положения пешки и их легко определить. Некоторые более сложные позиции имеют легко определяемые ключевые поля, в то время как другие позиции имеют более трудные для определения ключевые поля. Некоторые позиции имеют ключевые поля как для белых, так и для черных .
Король и пешка против короля
[ редактировать ]В эндшпиле с королем и пешкой против короля ключевые поля зависят от положения пешки. Предположим, что у белых есть пешка. Если белый король может занять ключевое поле, он может форсировать продвижение пешки, но требуется точная игра. Сможет ли белый король достичь ключевого поля, зависит от положения фигур и того, какой игрок должен ходить. [1]
Ладейная пешка
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Передовая ладейная пешка обычно имеет два ключевых поля: два поля на соседней вертикали , которые касаются поля превращения, т. е. b7 и b8 для белой пешки «а», а также g7 и g8 для белой пешки «h». Ключевые квадраты обозначены черными точками в положении на диаграмме. Если король белых сможет достичь любого из двух ключевых полей, он сможет удержать короля черных на расстоянии, и пешка пойдет вперед. Если черный король может достичь любого из полей, отмеченных точкой или знаком « × », он останавливает пешку - либо блокируя пешку, либо не позволяя белому королю достичь ключевого поля. [2]
Другие пешки
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Пешки, кроме ладейных, имеют больше ключевых полей. Если пешка находится на второй, третьей или четвертой горизонтали , есть три ключевых поля — поле, расположенное за две клетки перед пешкой, и поля слева и справа от этого поля. Ключевые квадраты обозначены черными точками на диаграммах выше. Если пешка находится на пятой или шестой горизонтали, то есть шесть ключевых полей: поле перед пешкой и поля слева и справа, а также поле на два поля перед пешкой и поля до слева и справа от него, см. среднюю схему. Когда пешка находится на седьмой горизонтали, ключевыми полями являются поля седьмой и восьмой горизонталей, которые касаются поля пешки (см. схему справа).
Самый простой способ запомнить ключевые поля — это отметить, что если пешка не находится за серединой доски, есть три ключевых поля, которые находятся на две горизонтали впереди. Если пешка находится на пятой или шестой горизонтали, на двух горизонтах перед пешкой есть шесть ключевых полей. Если пешка находится на седьмой горизонтали, то соседние поля седьмой и восьмой горизонталей являются ключевыми. [3]
Исключение
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Есть исключение из правила ключевых полей: коневая пешка находится на шестой горизонтали, защищающийся король находится в углу, а защитник может двигаться. На диаграмме, когда белый король находится либо на указанном поле, либо на поле, отмеченном знаком « × », позиция патовая, если черные должны сделать ход.
Пример из игры
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Эта позиция из игры [4] между Светозаром Глигоричем и Бобби Фишером иллюстрирует ключевые квадраты. Ход черных может помешать белому королю достичь ключевого поля ходом 57...Kb8, и игра заканчивается вничью. [5] Если белый король переместится на пятую горизонталь , черные возьмут на себя оппозицию . ( см. в разделе «Противостояние (шахматы)#Пример» Подробнее об этой игре .)
Заблокированные пешки
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В позиции с заблокированной парой пешек (противоположные пешки на одной вертикали ) ключевые поля для короля игрока простираются на три вертикали по обе стороны от пешки противника. В этой позиции первый король, который достигнет одного из своих ключевых полей, выиграет пешку противника и защитит свою. Несмотря на то, что белый король находится дальше от пешек, белые выигрывают, если они ходят первыми:
- 1. Крg3 ! КБ7
- 2. Крf4 Крc7
- 3. Крe5 Крd7
- 4. Крd5 Крc7
- 5. Крe6
Белый король достигает ключевого поля.
- 5... Крc8
- 6. Крd6 Крb7
- 7. Крd7 Крb8
- 8. Крc6 Крa7
- 9. Крc7 Крa8
- 10. Крxb6 и белые побеждают (см. эндшпиль «король и пешка против короля» ). [6]
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Когда оба короля могут достичь ключевого поля, может возникнуть позиция взаимного цугцванга . Первый король, атакующий пешку противника, должен сохранить поле для атаки и защиты (поля, отмеченные знаком « × »). При ходе белых:
- 1.Крd7!
Единственный выигрышный ход; все остальные ходы проигрывают. Например, если 1.Kd6 ?? затем 1...Kf5 ставит белых в цугцванг , и черные побеждают.
- 1... Лf5
- 2. Крd6!
Теперь черные в цугцванге.
- 2... Крg6
- 3. Крxe6 и белые выигрывают. [7]
Пример с защищенной проходной пешкой
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В этом примере белые выиграют, если их король сможет добраться до любого из ключевых полей (отмеченных белыми точками). Но черные способны помешать этому и сыграть вничью – с ходом или без него. Например:
- 1. Крd2 Крd5
- 2. Крe3 Крe5
Единственный ход — рисовать.
- 3. Крf3 Крf5
Единственный ход — рисовать.
- 4. Крg3 Крe5
- 5. Крg4 Кр4
Единственный ход — рисовать. [8]
Пример с большим количеством пешек
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В этом примере f6 также является ключевым полем для белого короля. Ход белых побеждает; Ход черных делает ничью. (Все ходы черных — единственный ход, который можно сделать вничью.)
Любая ключевая клетка по любому маршруту
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
При игре с королем и пешкой против одинокого короля важно вывести атакующего короля на любое ключевое поле, а путь к ключевому полю не всегда прямой. Например, на диаграмме ключевыми полями для белого короля являются b5, c5 и d5. Черные могут помешать белому королю напрямую достичь ключевого поля, например:
- 1. Крd2 Крe7
- 2. Крd3 Крd7
- 3. Крc4 Крc6
Принимая оппозицию ; однако белый король может достичь ключевого поля (b5), перейдя на другую сторону пешки:
- 1. Крc2! Крe7
- 2. Крb3 Крd6
- 3. Крb4 Крc6
- 4. Крc4
Оппозиция, и черные находятся в цугцванге .
- 4... Крd6
- 5. Крb5
или
- 4...Крb6
- 5. Крd5
а белый король занял ключевое поле и имеет выигрышную позицию. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 : 20–22)
- ^ ( Силман 2007 : 105–6)
- ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 : 16–18)
- ^ Глигорич против Фишера
- ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 :20)
- ^ ( де ла Вилья 2008 : 172–73)
- ^ ( де ла Вилья 2008 : 173)
- ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 :52)
- ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 : 95–96)
- ^ ( Мюллер и Лампрехт 2007 :20)
Библиография
- де ла Вилья, Хесус (2008), 100 эндшпилей, которые вы должны знать , Новое в шахматах , ISBN 978-90-5691-244-4
- Мюллер, Карстен ; Лампрехт, Франк (2007), Секреты пешечных окончаний , Gambit Publications , ISBN 978-1-904600-88-6
- Силман, Джереми (2007), Полный курс эндшпиля Силмана: от новичка до мастера , Siles Press, ISBN 978-1-890085-10-0