Jump to content

Ключевой квадрат

В шахматах , особенно в эндшпиле , ключевое поле (также известное как критическое поле игрока ) — это поле, которое, если король может занять его, он может добиться некоторого выигрыша, например, продвижения пешки или захвата пешки противника. . Ключевые поля полезны в основном в эндшпилях, в которых участвуют только короли и пешки. В эндшпиле «король и пешка против короля» ключевые поля зависят от положения пешки и их легко определить. Некоторые более сложные позиции имеют легко определяемые ключевые поля, в то время как другие позиции имеют более трудные для определения ключевые поля. Некоторые позиции имеют ключевые поля как для белых, так и для черных .

Король и пешка против короля

[ редактировать ]

В эндшпиле с королем и пешкой против короля ключевые поля зависят от положения пешки. Предположим, что у белых есть пешка. Если белый король может занять ключевое поле, он может форсировать продвижение пешки, но требуется точная игра. Сможет ли белый король достичь ключевого поля, зависит от положения фигур и того, какой игрок должен ходить. [1]

Ладейная пешка

[ редактировать ]
Ключевые поля с ладейной пешкой
а б с д и ж г час
8
f8 черный крест
g8 черный круг
h8 черный крест
f7 черный крест
g7 черный круг
h7 черный крест
h6 черный крест
e5 черный король
h5 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Точки – ключевые поля для ладейной пешки. Кроме того, черные останавливают пешку, если черный король попадает на любое из полей, отмеченных знаком « × ».

Передовая ладейная пешка обычно имеет два ключевых поля: два поля на соседней вертикали , которые касаются поля превращения, т. е. b7 и b8 для белой пешки «а», а также g7 и g8 для белой пешки «h». Ключевые квадраты обозначены черными точками в положении на диаграмме. Если король белых сможет достичь любого из двух ключевых полей, он сможет удержать короля черных на расстоянии, и пешка пойдет вперед. Если черный король может достичь любого из полей, отмеченных точкой или знаком « × », он останавливает пешку - либо блокируя пешку, либо не позволяя белому королю достичь ключевого поля. [2]

Другие пешки

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
f5 черный круг
g5 черный круг
h5 черный круг
b4 черный круг
c4 черный круг
d4 черный круг
g3 белая пешка
c2 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Точками обозначены ключевые поля для пешки на второй и третьей горизонтали.
а б с д и ж г час
8
f7 черный круг
g7 черный круг
h7 черный круг
b6 черный круг
c6 черный круг
d6 черный круг
f6 черный круг
g6 черный круг
h6 черный круг
g5 белая пешка
c4 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ключевые поля для пешки четвертой и пятой горизонталей
а б с д и ж г час
8
b8 черный круг
c8 черный круг
d8 черный круг
f8 черный круг
g8 черный круг
h8 черный круг
b7 черный круг
c7 черный круг
d7 черный круг
f7 черный круг
g7 белая пешка
h7 черный круг
c6 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ключевые поля для пешки на шестой и седьмой горизонтали

Пешки, кроме ладейных, имеют больше ключевых полей. Если пешка находится на второй, третьей или четвертой горизонтали , есть три ключевых поля — поле, расположенное за две клетки перед пешкой, и поля слева и справа от этого поля. Ключевые квадраты обозначены черными точками на диаграммах выше. Если пешка находится на пятой или шестой горизонтали, то есть шесть ключевых полей: поле перед пешкой и поля слева и справа, а также поле на два поля перед пешкой и поля до слева и справа от него, см. среднюю схему. Когда пешка находится на седьмой горизонтали, ключевыми полями являются поля седьмой и восьмой горизонталей, которые касаются поля пешки (см. схему справа).

Самый простой способ запомнить ключевые поля — это отметить, что если пешка не находится за серединой доски, есть три ключевых поля, которые находятся на две горизонтали впереди. Если пешка находится на пятой или шестой горизонтали, на двух горизонтах перед пешкой есть шесть ключевых полей. Если пешка находится на седьмой горизонтали, то соседние поля седьмой и восьмой горизонталей являются ключевыми. [3]

Исключение

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а8 черный король
c8 черный крест
c7 белый король
b6 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Исключение для ключевых полей - пат с ходом черных, если белый король находится на с7 или с8.

Есть исключение из правила ключевых полей: коневая пешка находится на шестой горизонтали, защищающийся король находится в углу, а защитник может двигаться. На диаграмме, когда белый король находится либо на указанном поле, либо на поле, отмеченном знаком « × », позиция патовая, если черные должны сделать ход.

Пример из игры

[ редактировать ]
Глигорич против Фишера, 1959 год.
а б с д и ж г час
8
c8 черный король
а6 черный круг
b6 черный круг
c6 черный круг
b4 белая пешка
c4 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 57.Kc4. Отмеченные квадраты являются ключевыми; Черные рисуют.

Эта позиция из игры [4] между Светозаром Глигоричем и Бобби Фишером иллюстрирует ключевые квадраты. Ход черных может помешать белому королю достичь ключевого поля ходом 57...Kb8, и игра заканчивается вничью. [5] Если белый король переместится на пятую горизонталь , черные возьмут на себя оппозицию . ( см. в разделе «Противостояние (шахматы)#Пример» Подробнее об этой игре .)

Заблокированные пешки

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
а8 черный король
а6 белый круг
b6 черная пешка
c6 белый круг
d6 белый круг
e6 белый круг
а5 черный круг
b5 белая пешка
c5 черный круг
d5 черный круг
е5 черный круг
h2 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ключевые поля для заблокированных пешек (белые точки для белого короля, черные точки для черного короля)

В позиции с заблокированной парой пешек (противоположные пешки на одной вертикали ) ключевые поля для короля игрока простираются на три вертикали по обе стороны от пешки противника. В этой позиции первый король, который достигнет одного из своих ключевых полей, выиграет пешку противника и защитит свою. Несмотря на то, что белый король находится дальше от пешек, белые выигрывают, если они ходят первыми:

1. Крg3 ! КБ7
2. Крf4 Крc7
3. Крe5 Крd7
4. Крd5 Крc7
5. Крe6

Белый король достигает ключевого поля.

5... Крc8
6. Крd6 Крb7
7. Крd7 Крb8
8. Крc6 Крa7
9. Крc7 Крa8
10. Крxb6 и белые побеждают (см. эндшпиль «король и пешка против короля» ). [6]
а б с д и ж г час
8
c7 белый король
d7 черный крест
b6 белый круг
c6 белый круг
d6 белый круг
e6 черная пешка
f6 белый круг
g6 белый круг
h6 белый круг
b5 черный круг
c5 черный круг
d5 черный круг
e5 белая пешка
f5 черный круг
g5 черный круг
h5 черный круг
f4 черный крест
g4 черный король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Ход белых не идет прямо на ключевое поле.

Когда оба короля могут достичь ключевого поля, может возникнуть позиция взаимного цугцванга . Первый король, атакующий пешку противника, должен сохранить поле для атаки и защиты (поля, отмеченные знаком « × »). При ходе белых:

1.Крd7!

Единственный выигрышный ход; все остальные ходы проигрывают. Например, если 1.Kd6 ?? затем 1...Kf5 ставит белых в цугцванг , и черные побеждают.

1... Лf5
2. Крd6!

Теперь черные в цугцванге.

2... Крg6
3. Крxe6 и белые выигрывают. [7]

Пример с защищенной проходной пешкой

[ редактировать ]
Уокер , 1892 г.
а б с д и ж г час
8
c6 черный король
b4 белая пешка
c4 черная пешка
d4 белый круг
e4 белый круг
f4 белый круг
c3 белая пешка
c2 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черные не позволяют белому королю достичь ключевого поля.

В этом примере белые выиграют, если их король сможет добраться до любого из ключевых полей (отмеченных белыми точками). Но черные способны помешать этому и сыграть вничью – с ходом или без него. Например:

1. Крd2 Крd5
2. Крe3 Крe5

Единственный ход — рисовать.

3. Крf3 Крf5

Единственный ход — рисовать.

4. Крg3 Крe5
5. Крg4 Кр4

Единственный ход — рисовать. [8]

Пример с большим количеством пешек

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
f8 белый круг
f7 белый круг
g7 черный король
b6 белый король
f6 черная пешка
e5 черная пешка
g5 черная пешка
e4 белая пешка
g4 белая пешка
f3 белая пешка
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Поля с белыми точками и поле f6 являются ключевыми для белых. Ход белых побеждает; Ход черных делает ничью.

В этом примере f6 также является ключевым полем для белого короля. Ход белых побеждает; Ход черных делает ничью. (Все ходы черных — единственный ход, который можно сделать вничью.)

1... Крh6 !!
2. Крc7 Крg7
3. Крb7 Крh7
4. Крb8 Крh8
5. Крc8 Крg8
6. Крd7 Крh7
7. Крe6 Крg6! . [9]

Любая ключевая клетка по любому маршруту

[ редактировать ]
Ян Дртина, 1908 г.
а б с д и ж г час
8
f8 черный король
b5 черный круг
c5 черный круг
d5 черный круг
c3 белая пешка
d1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые достигают выигрышной позиции, добравшись до ключевого поля b5.

При игре с королем и пешкой против одинокого короля важно вывести атакующего короля на любое ключевое поле, а путь к ключевому полю не всегда прямой. Например, на диаграмме ключевыми полями для белого короля являются b5, c5 и d5. Черные могут помешать белому королю напрямую достичь ключевого поля, например:

1. Крd2 Крe7
2. Крd3 Крd7
3. Крc4 Крc6

Принимая оппозицию ; однако белый король может достичь ключевого поля (b5), перейдя на другую сторону пешки:

1. Крc2! Крe7
2. Крb3 Крd6
3. Крb4 Крc6
4. Крc4

Оппозиция, и черные находятся в цугцванге .

4... Крd6
5. Крb5

или

4...Крb6
5. Крd5

а белый король занял ключевое поле и имеет выигрышную позицию. [10]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

  • де ла Вилья, Хесус (2008), 100 эндшпилей, которые вы должны знать , Новое в шахматах , ISBN  978-90-5691-244-4
  • Мюллер, Карстен ; Лампрехт, Франк (2007), Секреты пешечных окончаний , Gambit Publications , ISBN  978-1-904600-88-6
  • Силман, Джереми (2007), Полный курс эндшпиля Силмана: от новичка до мастера , Siles Press, ISBN  978-1-890085-10-0
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c447a6f320d7304729d728028a0437f3__1714971600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/f3/c447a6f320d7304729d728028a0437f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Key square - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)