Полуславянская защита
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ходы | 1.d4 d5 2.c4 c6 3.Nf3 Nf6 4.Nc3 e6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ЭКО | Д43–Д49 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родитель | Ферзевый гамбит |
Полуславянская защита — это вариант ферзевого гамбита отклоненного шахматного дебюта , определяемый позицией, достигнутой после ходов:
Позиция может быть легко достигнута с помощью ряда различных приказов на ход . Опорные пешки черных напоминают смесь отклоненного ортодоксального ферзевого гамбита , e6, и славянской защиты , c6.
Черные грозятся захватить белую пешку на с4 и удержать ее ходом ...b7–b5. Белые могут избежать этого несколькими способами. чернопольного слона Около 80% игр продолжаются 5.Bg5 или 5.e3: первый представляет собой острую жертву пешки, а второй ограничивает естественное развитие до g5. Другими возможными ходами являются 5.Qb3, 5.g3 и 5.cxd5, последний из которых, после 5...exd5, приводит к варианту размена QGD, где раннее Nf3 белых позволяет свободно развиваться ферзевому слону черных, что должно давать равенство ( коды ЭКО D43 и D45). 5.Bf4 считается несколько неточным, так как 5...dxc4 выгоден черным.
Полуславянин обозначается кодами от D43 до D49 в Энциклопедии шахматных дебютов .
Первые ходы и возможные отклонения
[ редактировать ]Добраться до Полуславянского можно с помощью множества приказов на ход. Белые могут начать игру ходом 1.d4, 1.Nf3 или даже 1.c4, сохраняя возможность полуславянского варианта открытой. Черные также могут выбирать различные комбинации ...d5, ...c6, ...e6 и ...Nf6, чтобы избежать определенных вариантов или открыть новые возможности. В этой главе первые ходы игры рассматриваются с точки зрения черных, предполагая, что они предпочтут сыграть полуславянином.
1.d4 d5 порядок ходов
[ редактировать ]Если белые начнут игру ходом 1.d4, черные будут рады ответить ходом 1...d5, стремясь к полуславянству. Конечно, белые могут продолжить игру ходом 2.Bf4 или даже 2.Bg5 (как в случае, если черные откроют 1...Nf6), и игра пойдет совсем по другому пути. Однако в подавляющем большинстве мастер-игр белые игроки предпочитают играть либо 2.c4 (ферзевый гамбит), либо 2.Nf3. После 2.Nf3 естественным продолжением для черных является 2...Nf6. Игра 2...c6 или 2...e6 может быть несколько неточной, поскольку у белых всегда есть возможность избежать c2–c4, поэтому сначала развитие коня имеет большой смысл.
Если белые выбирают наиболее распространенный ход 2.c4, у черных есть три практических варианта: либо защитить пешку на d5, играя e6 или c6 (оставив открытым вариант полуславянского варианта), либо, альтернативно, захватить белую пешку ходом dxc4 (что приведет к Ферзевый гамбит принят). Первое, о чем должны подумать черные игроки, это то, что, если белые все равно захватят на d5 с помощью cxd5. Если черные разыграли славянский порядок ходов (2...c6), то после взятия cxd5 («размен славянина») пешечная структура становится симметричной. Если бы черные вместо этого сыграли 2...e6, возврат exd5 привел бы к несбалансированной пешечной структуре, называемой карловарской структурой, которая могла бы предоставить белым некоторые возможности для атаки меньшинства на ферзевом фланге .
Порядок ходов славян: 2...c6.
[ редактировать ]Защита пешки d5 пешкой «c» имеет для черных как минимум три последствия. Во-первых, это позволяет черным сохранить возможность войти в славянскую защиту, т.е. в нужный момент развить своего белопольного слона на f5, прежде чем переместить свою пешку е. Во-вторых, это может отбить у белых желание брать на d5, учитывая несколько ничейную репутацию разменного славянина. В-третьих, это не позволяет белым войти в каталонский дебют ходом 3.g3.
Недостатком хода 2...c6 является то, что белые могут продолжить 3.Кf3, а после 3...Кf6 сыграть 4.e3 ("Медленный славянин"), и теперь черные не могут по-настоящему играть полуславянским ходом, поскольку 4.. .e6 считается хорошим вариантом для белых, поскольку они не выбрали ход Nc3, поэтому у них есть другие возможности для развития, например, Nbd2 или b3.
Ферзевый гамбит отклонил порядок ходов: 2...e6.
[ редактировать ]Защита пешки d5 пешкой е позволяет черным быстрее развивать королевский фланг , но пока блокирует белопольного слона. После 3.Nf3 Nf6 у белых есть возможность войти в каталонский дебют ходом 4.g3.
Если белые продолжат 3.Nc3, у черных есть два варианта действий, имея в виду полуславянку. Во-первых, черные могут сыграть 3...c6 («треугольник», см. ниже). Во-вторых, черные могут сыграть 3...Nf6, что дает белым возможность продолжить 4.cxd5 exd5 с последующим 5.Bg5.
Треугольная установка
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
После хода 1.d4 d5 2.c4 c6 3.Nc3 черные имеют возможность ответить ходом 3...e6 вместо 3...Nf6. Эта «треугольная расстановка» открывает некоторые новые альтернативы для обоих игроков на четвертом ходу.
Маршалл Гамбит
[ редактировать ]Во-первых, у белых есть возможность войти в гамбит Маршалла, сыграв 4.e4. Игра продолжается 4...dxe4 (иногда разыгрывается 4...Bb4, но в пользу белых) 5.Nxe4 Bb4+. Теперь у белых есть два альтернативных пути продолжения. Основным вариантом считается 6.Bd2 Qxd4 7.Bxb4 Qxe4+, а затем белые блокируют шах конем или слоном. В качестве альтернативы белые могут продолжить ходом 6.Nc3 (как в матче на первенство мира Карлсен-Ананд в 2013 году), и игра продолжится 6...c5 7.a3 Ba5.
Вариант ноутбума
[ редактировать ]Во-вторых, если белые продолжат 4.Nf3, у черных появится дополнительная возможность сыграть 4...dxc4, введя вариант Noteboom. Если белые хотят избежать этого варианта, им следует сыграть либо 4.e4 (гамбит Маршалла), либо 4.e3 (который обычно переходит в меран, но лишает белых вариантов Bg5). Теперь у белых есть несколько возможных продолжений, в том числе 5.a4 (см. ниже), 5.e3 (часто транспонируясь в вариант, приведенный ниже), 5.e4 (сходный с вариантом, приведенным ниже) или даже 5.Bg5. Типичный вариант в варианте Noteboom продолжается: 5.a4 Bb4 6.e3 b5 7.Bd2 a5 8.axb5 Bxc3 9.Bxc3 cxb5 10.b3 Bb7 11.bxc4 b4 12.Bb2 Nf6 13.Bd3 Nbd7 14.0-0 0- 0 с интересной позицией, где у черных две связанные проходные пешки на ферзевом фланге, а у белых пара слонов и они доминируют в центре доски.
«Расстановка треугольника» не идеальна для черных, если белые играют 3.Nf3 вместо 3.Nc3. Если черные тем не менее сыграют 3...e6, у белых есть возможность продолжить, например, 4.e3 или 4.Qc2, избегая таким образом варианта Noteboom.
1.d4 Nf6 2.c4 e6 порядок ходов
[ редактировать ]У черных есть возможность отложить ход ...d7–d5, например, чтобы избежать размена cxd5. Если белые продолжат ход 3.Nc3, у черных есть возможность перейти к Нимцовичу-Индиану с помощью 3...Bb4. Если вместо этого белые решат сыграть 3.Nf3, черные могут просто сыграть 3...d5, а затем после 4.Nc3 c6 мы вернемся к началу полуславянской игры. Однако такой порядок ходов позволяет белым разыграть каталонский дебют либо 3.g3, либо, альтернативно, 3.Nf3 d5 4.g3.
Полуславянский: варианты 5.e3
[ редактировать ]Примерно 50% игр продолжаются ходом 5.e3. Белые отдают приоритет развитию своего белопольного слона и признают, что на данный момент чернопольный слон останется несколько вне игры. Основной вариант продолжается ходом 5...Nbd7. 5...Be7 встречается редко, так как слон пассивно стоит на e7 и не поддерживает освобождающий ход ...e5. Необычный ход 5...a6 считается для черных надежным. Некоторые источники называют 5...a6 «ускоренным Мераном». [1]
Вариант Мерано: 6.Bd3
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Одной из основных вариаций полуславянского языка является меранский вариант. Белые играют 6.Bd3, провоцируя продолжение 6...dxc4 7.Bxc4 b5 ( коды ECO от D46 до D49), где черные сдают свой центр в обмен на расширение ферзевого фланга и некоторый темп против белого слона. Впервые эта линия была разыграна в 1906 году в игре Шлехтер-Перлис. [2] Свое название вариация берет от города Меран ( Merano ) на севере Италии. Во время турнира 1924 года в Меране он успешно использовался в партии Грюнфельд — Рубинштейн . Грюнфельд применил тот же вариант двумя раундами позже против Шпильмана и тоже выиграл. [3] Белые будут играть в центре, что приведет к насыщенной и сложной игре. Эти противоположные стратегии и последующая острая игра уже давно сделали Меран фаворитом предприимчивых игроков любого цвета. Примером может служить Глигорич-Любоевич, Белград, 1979 г. [4]
Хотя в современной игре мастеров встречается реже, чем Меран, существуют и другие возможности: 6...Be7, 6...Bb4, предложенный итальянским мастером Максом Ромихом , и 6...Bd6, который был гораздо более распространенным. популярная линия до дебюта Мерана и поддерживаемая американским гроссмейстером Артуром Бисгайером на протяжении всей его карьеры.
После основного варианта 6.Bd3 dxc4 7.Bxc4 b5 у белых есть три альтернативных варианта отступления слона. Подавляющее большинство игр продолжается 8.Bd3, но возможны также ходы 8.Bb3 и 8.Be2.
8.Вариант Bd3 (основной вариант)
[ редактировать ]Играя 8.Bd3, белые возвращают слона на это идеальное поле, где он поддерживает стратегические амбиции белых продвинуть e3–e4 в ближайшем будущем и дает белым возможность сыграть Ne4, если это необходимо. Главный план черных, с другой стороны, состоит в том, чтобы найти способ продвинуть ...c6–c5, чтобы освободить длинную диагональ для своего белопольного слона и уничтожить отсталую пешку на полуоткрытой вертикали "c". На практике у черных в этой позиции есть три альтернативных хода: 8...a6 (Классический Меран), 8...Bb7 ("Современный/Улучшенный Меран" [5] ) или 8...Bd6 (что часто переносится на варианты Анти-Мерана).
8.Вариант Bb3
[ редактировать ]Удержание слона на длинной диагонали с целью на поля e6 и f7 – агрессивный подход белых. Если черные не будут осторожны, белые в ближайшем будущем предпримут агрессивную атаку на черного короля с возможными жертвами коня на e6 или f7. Примером продолжения может быть 8...b4 9.Ne2 Bb7 10.Nf4 Bd6 11.Ng5, когда белые уже угрожают жертвами, чтобы открыть позицию черных, и черные должны ответить 11...Bxf4, чтобы избежать неприятностей.
8.Вариант Be2
[ редактировать ]Отход слона на е2 вместо типичного поля d3 влияет на некоторые продолжения, когда белый ферзь защищает пешку d. Примером может служить вариант, в котором черные играют в типичном меранском стиле: 8.Be2 a6 9.e4 c5 10.e5 cxd4, и теперь у белых есть возможность сыграть 11.Qxd4 Bc5 12.Qf4 с комфортным преимуществом.
Классический Меран: 8...a6
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Черные играют 8...a6, чтобы защитить пешку b5 и грозят последовать уравнивающим ходом ...c6–c5. Белые не могут напрямую помешать этому плану, поэтому им необходимо немедленно создать контригру в центре ходом 9.e4. Также возможно сыграть 9.a4, но 9.0-0 является стратегической ошибкой, поскольку позволяет черным свободно продвинуть пешку «c», немедленно уравнивая их. Черные ответят ходом 9...c5, после чего у белых появится выбор между продвижением пешки d или е, что приведет к совершенно разным миттельшпилям.
Вариант 10.e5 (основной вариант)
[ редактировать ]Продвижение пешки е – это классический подход белых, принятый в нескольких партиях высокого уровня, в том числе в матче Крамник-Ананд на первенство мира в 2008 году. У черного коня на f6 нет разумных полей, на которые можно было бы пойти, поэтому черным приходится продолжать 10...cxd4, атакуя в ответ белого коня. Взятие коня на f6 было бы в пользу черных, поэтому белые отвечают 11.Nxb5 (вариант Блюменфельда), жертвуя конем, но все еще угрожая черному коню f6. Теперь у черных есть три разумных варианта дальнейших действий. Самый популярный и проверенный вариант продолжается 11...axb5 12.exf6 gxf6 13.0-0 Qb6 14.Qe2 с очень интересной позицией. У черных лишняя пешка, и у них очень простой план: сыграть ...Bb7, ...Bd6, ...Rb8 и нацелиться на белого короля. Однако практика показала, что в этих позициях белые действуют очень хорошо, но точность, безусловно, требуется с обеих сторон. В качестве альтернативы черные могут сыграть 11...Ng4 (вариант Рабиновича), где белые могут ответить 12.Qa4, предотвращая взятие ...axb5 из-за связи на вертикали a, а также препятствуя черным взять взятие на e5. из-за обнаруженного шаха на чёрном короле. Тем не менее, игра могла бы продолжиться 12...Ngxe5 13.Nxe5 Nxe5 14.Nd6+ Ke7 15.Nxc8+ Rxc8 16.Bxa6 Ra8, и белые явно лучше, но явно еще не побеждают. Третий вариант - сыграть 11...Nxe5 (вариант Созина), а после 12.Nxe5 axb5 13.Bxb5+ Bd7 14.Nxd7 Qa5+ 15.Bd2 Qxb5 16.Nxf8 Kxf8 у белых, вероятно, небольшое преимущество, но дисбаланс в пешечные структуры гарантируют увлекательную игру с возможностями для обеих сторон.
Вариант 10.d5 (перенос в Атаку Рейнольдса)
[ редактировать ]У белых также есть возможность сыграть 10.d5. Это часто переходит в атаку Рейнольдса (подробно описанную ниже), например, после 10...c4 11.Bc2 Qc7 12.0-0 Bb7 или другого порядка ходов.
Современный/Улучшенный Меран: 8...Bb7
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
По некоторым данным, этот ход впервые был сделан в 1923 году. Стратегическая идея этого хода состоит в том, чтобы развить белопольного слона и, возможно, сыграть b5–b4 и c6–c5, не теряя времени на a7–a6. Ход 8...Bb7 долгое время считался практически неиграбельным из-за варианта 9.e4 b4 10.Na4 c5 11.e5 Nd5 12.Nxc5 Nxc5 13.dxc5 Bxc5 14.Bb5+ и черный король застрянет в центре. Однако позже выяснилось, в частности благодаря работам датского гроссмейстера Бента Ларсена в конце 1960-х и начале 1970-х годов, что после 14...Ke7 у черных все в порядке и может быть даже лучше, с очень сильным конем на d5 и сильные слоны, нацеленные на королевский фланг белых. Это заставило белых игроков искать альтернативные подходы к современному обращению черных с Мераном.
Вариант 9.0-0 и атака Рейнольдса
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Белые могут просто сыграть 9.0-0, и игра часто продолжается 9...a6 10.e4 c5 11.d5, приводя к атаке Рейнольдса. 11.e5 больше не является возможным вариантом, как это было в Классическом Меране, поскольку черные могут ответить ходом 11...cxd4, а теперь 12.Nxb5 больше не работает, поскольку у черных есть возможность сыграть 12...Bxf3 13.Qxf3 Nd5. с равенством . После 11.d5 черные не могут по-настоящему взять на d5, так как открытие линии е может оказаться губительным для черных в практической игре (хотя при точной компьютерной игре у черных, похоже, все в порядке после 11...exd5). Следовательно, черные должны позволить белым взять на e6 и попытаться справиться с последствиями.
Черные обычно развивают своего ферзя ходом ...Qc7, имея выбор, толкать пешку c на c4 или нет. Преимущество продвижения пешки c состоит в том, что если белые сыграют dxe6 и после взятия fxe6 атакуют пешку e ходом Ng5 или Nd4, у черных будет возможность защитить пешку ходом ...Nc5. В качестве альтернативы черные могут воздержаться от продвижения пешки с на с4, что не позволяет белым в некоторых вариантах использовать поле d4 для своего коня.
Пример варианта, в котором черные сохраняют пешку c на c5: 11...Qc7 12.dxe6 fxe6 13.Ng5 Qc6, после чего у обеих сторон есть много разных способов продолжить игру.
Если вместо этого черные продвинут пешку «c», это откроет перед белыми несколько интересных возможностей. Например: 11...c4 12.Bc2 Qc7 13.dxe6 fxe6, и теперь у белых есть два возможных хода коня (среди других альтернатив), оказывающих давление на черную пешку e.
Во-первых, на 14.Ng5 нужно ответить 14...Nc5 (теперь 14...Qc6 приведет к 15.Qf3 h6 16.Qh3 – типичный ферзевый маневр в таких позициях – с очень сильным перевесом у белых). Теперь у белых есть несколько интересных вариантов действий. Первый – это яркий ход 15.e5, который, например, сыграл в 1994 году Крамник против Широва, а пару туров спустя Карпов против самого Крамника. Игра продолжается 15...Qxe5 16.Re1 Qd6 17.Qxd6 Bxd6 18.Be3 0-0 19.Rad1 Be7 20.Bxc5 Bxc5 21.Nxe6 Rfc8 с примерно равными шансами для обоих. Альтернативный подход - 15.Be3 h6, после чего белые могут применить еще более яркую жертву коня 16.Nxe6, и игра обычно продолжается 16...Nxe6 17.e5 Qxe5 18.Bg6+ (точка!) Ke7 19.Re1 и у белых есть сильная атака против черного короля, несмотря на то, что у них нет полной фигуры.
Во-вторых, 14.Nd4 Nc5 15.Qe2 Bd6 приводит к очень интересной игре, например, в партии Карпов–Ананд 1998 года, которая продолжалась 16.f4 e5 17.Ndxb5 axb5 18.Nxb5 Qb6 19.Nxd6+ Qxd6 20.fxe5 Qxe5 21 .Rf5 Qe7 22.Qxc4 Rc8 23.Qb5+ Ncd7 24.Qxb7 Rxc2 с дикой тактической игрой.
По теме «Атака Рейнольдса» и ее различным вариантам существует множество теории и игр высокого уровня. Как и во многих вариантах «Полуславянки», игра становится жестко тактической и предоставляет возможности обеим сторонам.
вариант 9.e4
[ редактировать ]Продолжение игры ходом 9.e4 b4 10.Na4 c5 11.e5 Nd5 по-прежнему остается для белых возможным вариантом. Вместо взятий на с5 белые могут сыграть 12.0-0 с некоторыми атакующими перспективами. Самым критическим продолжением является 12...cxd4, после которого белые могут сыграть либо 13.Re1, либо 13.Nxd4, оба из которых дают возможность для диких атак на позицию черных. Однако при точной игре у черных все будет в порядке.
Вариант 9.a3
[ редактировать ]У белых есть и третий вариант хода 9.a3. Идея состоит в том, чтобы белые подготовили b2–b4, что затруднило бы черным реализацию своего стратегического плана продвижения c6–c5. Черные могут ответить ходами типа 9...b4, 9...Bd6, 9...a6 или 9...a5.
Вариант 8...Bd6
[ редактировать ]Цель хода 8...Bd6 состоит в том, чтобы обеспечить быструю рокировку, а также усилить контроль черных над полем e5, что будет иметь решающее значение во многих продолжениях. Стратегическая идея белых в Меране состоит в том, чтобы продвинуть e3–e4, а со слоном на d6 черные всегда готовы ответить на это ходом e6–e5, и обычно у черных после таких ходов дела идут хорошо. Игра может продолжиться 9.0-0 0-0 10.Qc2 Bb7, переходя к одному из актуальных вариантов, обсуждаемых в разделе «АнтиМеран» ниже. Кроме того, после 8...Bd6 есть несколько независимых вариантов, где игра продолжается, например, 9.Ng5 Bb7 10.Qf3 h6 11.Qh3 или 9.Bd2 Bb7 10.Rc1 Rc8 11.a3.
Антимеранский вариант: 6.Qc2
[ редактировать ]Также известный как вариант Штольца, названный в честь шведского гроссмейстера Гёсты Штольца , основной альтернативой 6.Bd3 стал 6.Qc2. Когда-то этот шаг был второстепенным, но в 1990-е годы его популярность резко возросла, во многом благодаря пропагандистской деятельности Анатолия Карпова . Идея состоит в том, чтобы дождаться, пока черные решат пойти ...dxc4, прежде чем играть Bd3. Черные обычно отвечают ходом 6...Bd6. Один из таких примеров был сыгран между Магнусом Карлсеном и Вишванатаном Анандом в Линаресе в 2009 году, когда белые фигуры завершились победой. [6]
Белые могут выбирать между парой совершенно разных продолжений:
Karpov Variation: 7.Bd3
[ редактировать ]Чаще всего белые выбирают ход 7.Bd3. Карпов сначала сыграл 7.Be2, но вскоре выяснилось, что поле d3 дает белым больше шансов. Игра обычно продолжается 7...dxc4 8.Bxc4 0-0 9.0-0 b5 10.Bd3 Bb7, после чего у белых появляется несколько интересных вариантов продолжения игры.
вариант 11.a3
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Одна из «горячих» позиций Полуславянки возникает после 11.a3. Белые намерены просто продвинуть b2–b4, что серьезно затруднит стратегический план черных по игре c6–c5. Белые также часто рассматривают возможность перевода своего коня с f3 через g5 на e4, чего черные, возможно, захотят предотвратить. Черные игроки пробовали различные подходы к борьбе с планом белых, и окончательное слово по этому варианту, конечно, еще не сказано.
Если черные ответят ходом 11...a5, они, конечно, замедляют намерения белых в направлении b4, но цена может оказаться слишком высокой: черные никогда не смогут поддержать свою пешку b ходом a6, а также слабость пешковой структуры ферзевого фланга. будет постоянной проблемой.
Альтернативой является ход 11...a6 с целью продвинуть дальше c5, что более или менее побуждает белых сыграть 12.b4. Теперь черные могут ответить 12...a5, а игра может продолжиться 13.Rb1 axb4 14.axb4 Qe7 15.e4 e5 с очень динамичной игрой и возможностями для обеих сторон.
Ход 11...Qe7 снимает яд с запланированного белыми переноса коня, поскольку после ходов 12.Ng5 h6 13.Nge4 Nxe4 14.Nxe4 c5 у черных все в порядке. Однако после 11...Qe7 белые могут продолжить 12.e4 e5 13.Bg5, и белые, похоже, сохраняют некоторое преимущество.
Очень радикальный подход черных - сыграть 11...Rc8 с явной угрозой поставить ладью на одну линию с белым ферзем. Если белые теперь сыграют 12.b4, чтобы «не дать» черным продвинуть пешку «c», черные могут просто ответить ходом 12...c5!? (12...a5 - предпочтение компьютера), и после 13.bxc5 Bxf3 14.cxd6 Nd5 игра широко открыта с огромными тактическими сложностями и возможностями для обеих сторон.
11.Вариант Лd1
[ редактировать ]Игра 11.Rd1 возможна, но похоже, что черные могут нейтрализовать игру белых после 11...b4 12.Na4 c5 13.dxc5 Rc8, и эта тактика, похоже, работает в пользу черных.
вариант 11.e4
[ редактировать ]Белые могут сразу пойти 11.e4, а черные должны ответить тематическим 11...e5. Игра часто продолжается 12.dxe5 Nxe5 13.Nxe5 Bxe5 14.h3 с небольшим преимуществом белых.
11.Кg5 вариант
[ редактировать ]Белые могут немедленно начать тематическую передачу коня ходом 11.Ng5. В таких позициях черные часто имеют в своем распоряжении тактическую идею Сxh2+ Крxh2 Кg4+, но именно в этом варианте она, похоже, ничего не дает черным. Однако после 11...h6 12.Nge4 Be7 позиция кажется очень равной.
Вариант 7.b3
[ редактировать ]Вместо того, чтобы готовить ход e3–e4 для освобождения своего чернопольного слона, белые могут также сыграть 7.b3, чтобы поддержать пешку с4 и развить слона по длинной диагонали в ожидании будущего открытия центра. Игра может продолжиться 7...0-0 8.Be2, после чего у черных в распоряжении несколько жизнеспособных продолжений, наиболее распространенными из которых являются 8...b6 и 8...e5.
Гамбит Широва–Шабалова: 7.g4
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Еще один все более распространенный вариант гамбита, используемый в Анти-Меране, - это острый ход 7.g4. Гамбит, популяризированный Александром Шабаловым и Алексеем Шировым , дестабилизирует центр черных и оказался успешным для нескольких гроссмейстеров , включая Каспарова , который выиграл с его помощью первую партию своего матча 2003 года у компьютерной шахматной программы Deep Junior . [7]
Если черные просто возьмут пешку ходом 7...Nxg4, белые ответят ходом 8.Rg1. У черных теперь есть несколько играбельных продолжений, включая Фf6, Кxh2, f5, h5 и Кh6, и с точной игрой у черных все будет в порядке.
Альтернативой взятию пешки является просто остановить ее ходом 7...h6. Белые в любом случае продолжат ход 8.Rg1, но у черных есть ряд играбельных ответов.
Другой популярный ответ - сыграть 7...dxc4, но после 8.Bxc4 кажется, что белые сохранят небольшой перевес. Игра могла бы продолжиться, например, ходом 8...e5 9.g5 Nd5 10.Ne4.
Полуславянский: варианты 5.Bg5
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
АнтиМеранский гамбит ( код ЭКО D44) возникает после 5.Bg5. Белые отказываются закрывать чернопольного слона, вместо этого развивая его на активное поле, где они связывают черного коня. Недостатком этого выбора является то, что он не способствует развитию королевского фланга белых, а пешка с4 остается незащищенной. В некоторых случаях, таких как защита Кембридж-Спрингс (см. ниже), черные стремятся извлечь выгоду из небольших слабостей темных полей, оставшихся на ферзевом фланге после того, как слон вышел за пределы пешечной цепочки.
Основные ответы черных: (в порядке частоты в играх высокого уровня): 5...h6 (немедленно ставящее под сомнение намерения белого слона, что приводит к московским/антимосковским вариантам), 5...Nbd7 (перенос на Кембриджские пружины). Защита ), 5...dxc4 (вызывает сверхострый вариант Ботвинника) или 5...Be7 (перенос на ортодоксальную защиту отклоненного ферзевого гамбита).
Московский вариант: 5...h6 6.Bxf6 Qxf6
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Московский вариант 5...h6 6.Bxf6 Qxf6 порождает игру совершенно иного характера, чем ботвинниковский или антимосковский варианты. У черных есть пара слонов, что дает им хорошие долгосрочные шансы, но они должны избегать преждевременного открытия позиции перед лицом превосходного развития белых и контроля в центре, поскольку их позиция изначально прочная, но пассивная. Алексей Дреев , например, успешно разыграл этот вариант черными.
Игра могла бы продолжиться так: 7.e3 Nd7 8.Bd3 dxc4 (белые грозились сыграть e3–e4–e5) 9.Bxc4 g6 (возможно также 9...Bd6) 10.0-0 Bg7 и теперь есть разные варианты продолжить игру для обеих сторон. У черных есть пара слонов и нет непосредственных структурных слабостей, но их фигуры все еще немного неразвиты, особенно белопольный слон. Белые могут продолжить расширение на ферзевом фланге, например 11.b4 0-0 12.a4, за которым последует оживленная игра. Альтернативный подход представлен в партии Карлсен-Карякин (2009), где белые продолжили тематическое 11.e4 e5 12.d5 Nb6 13.Bb3 Bg4. Это позволяет черным создать сдвоенные пешки для белых, но кажется, что белые могут получить большую игру против слабой пешки черных "c". Игра продолжалась: 14.Rc1 0-0 15.h3 Bxf3 16.Qxf3 Qxf3 17.gxf3 Rfd8 18.Rfd1 Bf6 19.dxc6 bxc6 20.Rxd8+ Rxd8 21.Nd1 и у белых, похоже, небольшой перевес.
Чтобы избежать описанных выше продолжений, черные могут вместо этого сыграть 7...g6. Это делает типичный план белых e3–e4–e5 немного менее привлекательным (пример варианта может быть: 8.Bd3 Bg7 9.e4 0-0 10.0-0 Qd8 11.e5 dxc4 12.Bxc4 c5, бросая вызов центру белых). Альтернативный подход был реализован в партии Крамник–Топалов (кандидаты 2014 г.), где игра продолжалась 8.Bd3 Bg7 9.0-0 0-0 10.Ne5. Это может быть сильным полем для коня, поскольку черные не могут реально бросить ему вызов ходом ...f7–f6, учитывая слабость пешек королевского фланга. Игра продолжалась 10...c5 11.cxd5 cxd4 12.exd4 exd5 13.Re1 Be6 14.Bb5, ограничивая черного коня и обеспечивая белым хорошую позицию.
Антимосковский вариант: 5...h6 6.Bh4 dxc4
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Вместо более спокойного и позиционного 6.Bxf6 у белых есть возможность отступить слона ходом 6.Bh4. Это позволяет черным захватить и сохранить пешку с4, но взамен дает белым возможность активно играть против ослабленной пешечной структуры и уязвимого короля черных. Игра обычно продолжается 6...dxc4 7.e4 (примечание: 7.a4, чтобы помешать черным b5, не работает, см. ниже) g5 8.Bg3 b5, и черные смогли защитить пешку на c4, но их позиция полна слабостей для атаки белых. Вариант «Антимосковской» приводит к очень сложной игре, во многом похожей на вариант Ботвиннинка.
Примечание. В таких позициях белые часто рассматривают возможность продвижения a2–a4, чтобы помешать черным защитить пешку с4 с помощью b5. В данном конкретном случае 7.a4 является ошибкой. Во-первых, черные в любом случае могут сыграть 7...b5, полагая, что 8.axb5 cxb5 9.Nxb5 Qb6 10.Na3 Qxb2 очень хорошо для черных. (Есть и другие варианты, в том числе взятие Bxf6 в какой-то момент, но черные в любом случае лучше.) Во-вторых, черные могут сыграть 7...Bb4 с последующим b5, а у черных лишняя пешка, и их трудно победить. считаю, что у белых достаточно компенсации.
У белых есть ряд типичных планов атаки на позицию черных по всей доске. На королевском фланге белые могут рассмотреть ход h2–h4, что, возможно, еще больше ослабит пешечную структуру черных на королевском фланге. В центре белые часто играют Кe5 и открывают диагональ d1–h5 для своего ферзя и слона, а также ищут возможности для прорыва ходом d4–d5. Стоит отметить, что продвижение пешки е на е5 часто не является хорошей идеей, поскольку блокирует легкие фигуры белых. На ферзевом фланге белые часто делают ходы типа a2–a4 и b2–b3, чтобы подорвать пешечную структуру черных. Все это сочетается с тем, что у черного короля нет надежного укрытия, поэтому в воздухе висит постоянная угроза брачных атак.
Белые обычно продолжают 9.Be2, а черные отвечают 9...Bb7. Это важный профилактический ход черных, поскольку белые постоянно угрожают продвинуть d4–d5 с целью прорыва в центре. У белых теперь есть возможность сыграть либо 10.h4, либо 10.0-0. Типичным вариантом после первого является 10.h4 g4 11.Ne5 h5 12.0-0 Nbd7, 13.Qc2 Nxe5 14.Bxe5 Bg7 с различными возможными продолжениями и, возможно, с небольшим перевесом у белых. Последнее часто приводит к диким осложнениям после 10.0-0 Nbd7 11.Ne5 Bg7, и теперь белые могут выбирать между двумя совершенно разными продолжениями. Первый вариант - 12.Nxd7, который обычно продолжает 12...Nxd7 13.Bd6 a6 14.a4 e5 и так далее. Второй ход, впервые замеченный в 2008 году в партии Топалова и Крамника, - это эффектное 12.Nxf7 (полная жертва фигуры), которое приводит к дикой атаке после 12...Kxf7 13.e5 Nd5 14.Ne4 Ke7 15. .Nd6 Qb6 16.Bg4 и у белых отличная позиция, сильный конь на d6, контроль над центром и светлыми полями, давление на слабую пешку е6. Хотя объективно черные могут выжить и даже реализовать свою материальное преимущество в победе, осложнения огромны, и тот, кто лучше подготовлен к решению позиции, наверняка имеет преимущество в практических играх.
Вариант Ботвинника: 5...dxc4
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Вариант Ботвинника, вероятно, один из самых сложных шахматных дебютов, теория которого в некоторых вариантах простирается дальше тридцати хода. Дебют был представлен Михаилом Ботвинником в радиоматче СССР и США в 1945 году против Арнольда Денкера . Сегодня у Алекса Ермолинского отличная игра белыми фигурами, а Алексей Широв был главным сторонником черных в этом варианте. Хотя эта вариация носит имя Ботвинника, он был не первым, кто играл в нее - Клаус Юнге . настоящим изобретателем считается [8] Черные немедленно берут тематическую пешку 5...dxc4. Белые берут под свой контроль центр ходом 6.e4, а черные защищают лишнюю пешку ходом 6...b5. Основной вариант Ботвинника теперь продолжается 7.e5 h6 8.Bh4 g5 9.Nxg5 hxg5 (иногда разыгрывается 9...Nd5, а после 10.Nxf7 Qxh4 11.Nxh8 Bb4 12.Rc1 у белых объективно гораздо лучше, но позиция невероятно сложна для игры на практике для обеих сторон) 10.Bxg5 Nbd7 ( диаграмма ) (10...Be7 11.exf6 Bxf6 12.Bxf6 Qxf6 13.g3 должно быть выгодно белым). Белые с лихвой отыграют свою фигуру, выйдя с лишней пешкой, но черные вскоре завершат свое развитие, получив большую динамическую компенсацию, тогда как задача белых гораздо сложнее. Белые будут фианкетировать своего королевского слона и замок на королевском фланге, в то время как черные будут играть ...c5, ...Qb6, замок на ферзевом фланге и могут провести атаку в центре или на любом фланге, что приведет к сложной игре.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Основное продолжение – 11.g3 с целью быстро завладеть длинной диагональю. Белые также могут сыграть 11.exf6, но после 11...Bb7 12.g3 c5 13.d5 белые предоставили черным дополнительные возможности по сравнению с основным ходом, такие как ...Nb6, ...Ne5, ... Qc7 или ...Bh6, в чем не было необходимости. Однако порядок ходов 11.g3 открывает возможность 11...Rg8, и игра может продолжиться 12.h4 Rxg5 13.hxg5 Nd5 14.g6 fxg6 15.Qg4 Qe7 16.Bg2 с небольшим преимуществом белых . Основное продолжение - 11...Bb7 12.Bg2 Qb6 13.exf6 0-0-0 14.0-0 c5 (можно и 14...Ne5: белые могут просто взять 15.dxe5, и пока черные выигрывают ферзя после 15...Rxd1 16.Raxd1 белые, по-видимому, имеют преимущество, по крайней мере, судя по двигателям. В практической игре этот вариант ничем не отличается от большинства вариантов Ботвинника – небольшой шаг в сторону может привести к немедленной катастрофе для любого игрока) 15. .d5 b4 ( диаграмма ) и мы подошли к одной из ключевых позиций варианта Ботвинника. Теперь у белых есть два основных продолжения: 16.Na4 и 16.Rb1.
16.Вариант Кa4
[ редактировать ]Самым сложным продолжением является 16.Na4, где у черных есть два основных ответа. Первый, хотя и не лучший, это 16...Qa6, ведущий к еще одному дикому и форсированному продолжению: 17.a3 Bxd5 18.Bxd5 Ne5 19.axb4 Rxd5 20.Qe2 cxb4 21.Nc3. Второй и, возможно, лучший вариант - 16...Qb5, после чего игра может продолжиться несколькими форсирующими ходами 17.a3 Nb8 18.axb4 cxb4 19.Qg4 Bxd5 20.Rfc1 Nc6 21.Bxd5 Rxd5 22.Rxc4 Rxg5 23 .Qd4 Kb8 24.Rxc6 Rxg3+ 25.fxg3 Qxc6 26.Rd1 Qc7 и так далее.
16.Вариант Лb1
[ редактировать ]Этим несколько странным ходом белые фактически не позволяют черным взять коня с3 (16...bxc3 17.bxc3 Qa6 18.Rxb7 с последующим 19.dxe6 было бы полностью выигрышным для белых). Черные ответили бы 16...Qa6, и игра обычно продолжается в совершенно причудливой манере Ботвинника: 17.dxe6 Bxg2 18.e7 Bxf1, а теперь либо 19.Kxf1, либо 19.Qd5 и так далее. Эти позиции очень динамичны и в первую очередь благоприятствуют более подготовленному игроку, хотя объективно белые могут иметь небольшое преимущество.
Вариант Кембридж-Спрингс: 5...Nbd7 6.e3 Qa5
[ редактировать ]Черные пробивают связку на диагонали h4–d8 и формируют собственную связку на коне с3 (используя отсутствие ферзевого слона белых на ферзевом фланге ). Если черные позже сыграют dxc4, могут возникнуть угрозы слону g5.
Ортодоксальная защита: 5...Be7
[ редактировать ]Прорыв связки ходом 5...Be7 переходит в варианты ортодоксальной защиты отклоненного ферзевого гамбита. Однако этот ход менее сложен для белых, по крайней мере, если судить по тому, что в играх на высшем уровне белые набирают более 70%. Пример продолжения: 6.e3 Nbd7 7.Qc2 0-0 8.Rd1, и у белых удобная позиция.
Полуславянский: альтернативы 5-го хода
[ редактировать ]Хотя более 90% игр продолжаются либо 5.Bg5, либо 5.e3, есть некоторые побочные эффекты, на которые стоит обратить внимание.
5.Вариант Qb3
[ редактировать ]Ход 5.Qb3 — альтернативный способ защитить пешку «c». Если черные продолжат типичное 5...Nbd7, белые могут сыграть 6.Bg5, и это должно привести к благоприятной версии отклонения ферзевого гамбита. Если вместо этого черные сыграют 5...dxc4, белые отбьют ходом 6.Qxc4 (см. ниже).
5.Вариант Qd3
[ редактировать ]Ход 5.Qd3 часто сочетают с идеей продвижения e2–e4 в ближайшем будущем. Если черные продолжат в типичной полуславянской манере ходом 5...Nbd7, то белые смогут сразу сыграть 6.e4, и после 6...dxe4 7.Nxe4 Nxe4 8.Qxe4 Bb4+ 9.Bd2 Bxd2+ 10.Nxd2 игра вполне даже. У белых также есть возможность сыграть 6.g3, что приводит к своего рода каталонской расстановке. Если вместо этого черные сыграют 5...dxc4, белые отбьют ходом 6.Qxc4 (см. ниже).
5.Qb3/d3 dxc4 6.Вариант Qxc4
[ редактировать ]После любого хода ферзя черные могут продолжить игру в полуславянском стиле, захватив белую пешку ходом 5...dxc4. Игра продолжится 6.Qxc4 b5, и теперь белые могут отступить ферзем либо на b3, либо на d3. После 7.Qb3 игра могла продолжиться 7...Nbd7 8.Bg5 Be7 9.e3 с равными возможностями. Альтернативой является ход 7.Qd3, и лучшим ответом черных считается 7...a6 8.e4 c5, и предполагается, что у черных все будет хорошо после 9.dxc5 или 9.e5.
Вариант 5.g3
[ редактировать ]Играя 5.g3, белые заявляют, что готовы сыграть по-каталонски, с несколько пассивной черной пешкой на с6. Это практически вынуждает черных взять пешку "c" ходом 5...dxc4. Белые продолжат 6.Bg2 (6.a4 c5 должно быть хорошо для черных), и теперь у черных есть два основных варианта. Во-первых, он может сыграть 6...b5, и игра может продолжиться в каталонском стиле: 7.Ne5 a6 8.a4 (8.Nxc6 Qb6 подойдет черным) Bb7 и так далее. Во-вторых, он может сыграть 6...Nbd7, предотвращая ход белых Ne5, что может привести к 7.0-0 Be7 8.e4 0-0.
5.Вариант Bf4
[ редактировать ]На первый взгляд развитие слона на f4 может показаться разумным, но в данном дебюте это неправильный подход белых. После 5.Bf4 черные тематически отвечают 5...dxc4 (все остальное хорошо для белых) и готовы защитить пешку «c» стандартным ходом b7–b5. Лучшей попыткой белых могло бы быть продолжение 6.a4, но у черных теперь есть ход 6...Nd5 (поскольку конь не связан белым слоном, как это было бы в стандартных вариантах Bg5). Лучшим продолжением белых, вероятно, будет 7.Bg5, подчеркивая тот факт, что именно сюда в первую очередь должен был пойти слон. После 7...Be7 8.Bxe7 Qxe7 у черных, вероятно, немного лучше. Если белые сыграют 6.e4, как в варианте Ботвинника со слоном на g5, черные просто ответят 6...b5, и это должно быть гораздо лучшая версия Ботвинника для черных, поскольку у белых нет обычной контригры e4–e5. против связанного коня. Наконец, та же логика применима и к 6.e3 b5, и белые не могут претендовать на достаточную динамическую компенсацию за пешку.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Д45: Ферзевый гамбит Отклоненный полуславянский, ускоренный Меран (вариант Алехина)» .
- ^ «Шахматные дебюты: отклоненный ферзевый гамбит, полуславянин, Меран (D48)» .
- ^ «Открытие, созданное в 1924 году, все еще ведет к сложным сражениям» New York Times , 29 января 2006 г.
- ^ Глигорич против Любоевича, Белград, 1979 г.
- ^ «Улучшенный Меран Ларсена: немецкий дог соизволил разрешить проверку» .
- ^ «Магнус Карлсен против Вишванатана Ананда (2009) Магнус Хартия» . www.chessgames.com . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Каспаров против Deep Junior, игра 1
- ^ Игорь Штоль , Учебники по Chessbase, том 3
Библиография

- Энциклопедия шахматных дебютов , том D, разделы 43–49.
- Куйф, Маринус (1995). Славянин: Вариант Ботвинника . Новое в шахматах . ISBN 90-71689-80-8 .
- Гленн Флир (2005). Начало: славянин и полуславянин . Обычные шахматы. ISBN 1-85744-393-4 .
- Вера, Рейнальдо (2007). Объяснение шахмат: Меран-полуславянин . Гамбит. ISBN 9781904600817 .
- Дэвид Вигорито, «Играй в полуславянку» , «Качественные шахматы», 2008 г. ISBN 978-91-85779-01-7