Jump to content

Жертва (шахматы)

а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
d8 черная королева
e8 черный король
h8 черная ладья
а7 черная пешка
b7 черная пешка
c7 черная пешка
d7 черный рыцарь
e7 черный слон
f7 белый слон
g7 черная пешка
h7 черная пешка
d6 черная пешка
f6 черный рыцарь
e5 черная пешка
d4 белая пешка
e4 белая пешка
c3 белый рыцарь
f3 белый рыцарь
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
c1 белый слон
d1 белая королева
e1 белый король
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
В варианте Ханхема ход защиты Филидора 6.Bxf7+ представляет собой жертву слона. [1]

В шахматах жертва это ход, при котором отдается фигура с целью получения тактической или позиционной компенсации в других формах. Жертвой также может быть преднамеренный обмен шахматной фигуры более высокой ценности на фигуру более низкой стоимости противника.

Любая шахматная фигура, кроме короля , может быть пожертвована. Поскольку игроки обычно стараются удержать свои фигуры, предложение жертвы может стать неприятным сюрпризом для противника, вывести его из равновесия и заставить тратить драгоценное время, пытаясь вычислить, разумна ли жертва или нет, и стоит ли примите это. ферзя Жертва (самой ценной фигуры) или цепочки фигур добавляет сюрприза, и в таких играх можно получить призы за блестящие результаты . [2]

Виды жертвоприношений

[ редактировать ]

Настоящее против обмана

[ редактировать ]

Рудольф Шпильман предложил разделить притворные и настоящие жертвоприношения:

  • При настоящей жертве играть с меньшим количеством материала, чем его противнику. игроку, приносящему жертву, часто приходится довольно долгое время
  • При фиктивном жертвоприношении игрок, приносящий жертву, вскоре вернет себе материал той же или большей ценности или же принудит к мату. Фиктивное жертвоприношение последнего типа иногда называют псевдожертвоприношением. [3]

В качестве компенсации за реальную жертву игрок получает динамические, позиционные или другие нематериальные преимущества, которыми он должен воспользоваться, иначе рискует проиграть игру из-за дефицита материала. Из-за связанного с этим риска реальные жертвы также называют спекулятивными жертвами .

Настоящие жертвы

[ редактировать ]
Нападение на короля
Игрок может пожертвовать пешку или фигуру, чтобы получить открытые линии вокруг короля противника, получить на королевском фланге преимущество в пространстве , разрушить или повредить пешечное прикрытие противника или удержать короля противника в центре . Если противнику не удастся отразить атаку, он, скорее всего, проиграет. Греческая дарственная жертва является каноническим примером.
Разработка
принято отдавать пешку в дебюте . Чтобы ускорить свое развитие, Гамбиты обычно попадают в эту категорию. Развивающиеся жертвы часто в какой-то момент возвращаются противником, прежде чем преимущество развития может превратиться в более существенную угрозу, такую ​​​​как атака на королевском фланге.
Стратегический/позиционный
В общем смысле цель всех реальных жертв – получение позиционного преимущества. Однако существуют некоторые спекулятивные жертвы, когда компенсация не связана с последующей атакой и вместо этого может прийти в форме открытой вертикали или диагонали, слабости пешечной структуры противника , блокады или какого-либо другого позиционного актива. Это самые трудные жертвы, требующие глубокого стратегического понимания.

Фиктивные жертвы

[ редактировать ]
мат
Общая польза от жертвы состоит в том, что жертвующий игрок может поставить мат противнику. Поскольку мат является конечной целью шахмат, потеря материала (см. Относительная ценность шахматной фигуры ) не имеет значения при успешной атаке с матом. Жертвы, ведущие к мату, обычно форсируют и часто делают шах , оставляя противнику только один или несколько вариантов выбора.
Как избежать потерь
Аналогом вышесказанного является сохранение проигранной игры. Жертву можно было принести, чтобы вызвать патовую ситуацию или вечную проверку , создать крепость или иным образом добиться ничьей , или чтобы избежать еще больших потерь материала.
Материальная выгода
Жертва может инициировать комбинацию, которая приведет к общей материальной выгоде, что делает первоначальные вложения в жертву оправданными. Жертва, ведущая к превращению пешки , является частным случаем этого типа жертвы.
Упрощение
Даже если жертва приведет к чистым материальным потерям в обозримом будущем, жертвующий игрок может получить выгоду, потому что он уже впереди по материалу, а размены упрощают позицию, облегчая победу. Игрок, опережающий по материалу, может решить, что стоит избавиться от одной из последних эффективных фигур, имеющихся у противника.

Тактические мнимые жертвоприношения можно классифицировать дальше по механизму их совершения. Некоторые жертвы могут относиться к более чем одной категории. [4]

  • Цель жертвоприношений с отклонением — отвлечь одну из фигур противника от поля, где она выполняет определенную задачу.
  • При разрушительных жертвах фигура приносится в жертву, чтобы выбить материально худшую, но тактически более важную фигуру, чтобы жертвующий игрок мог получить контроль над полями, контролируемыми взятой шахматной фигурой.
  • Жертва магнита аналогична жертве отклонением, но мотивация жертвы магнита состоит в том, чтобы перетащить фигуру противника на тактически плохое поле, а не увести ее с критического поля.
  • При выносной жертве жертвующий игрок стремится освободить поле, на котором стояла пожертвованная фигура, либо для того, чтобы открыть линии для своих собственных фигур, либо для того, чтобы поставить на то же поле другую, более полезную фигуру.
  • При темпа жертвовании жертвующий игрок воздерживается от траты времени, чтобы помешать противнику выиграть материал, потому что сэкономленное время можно использовать для чего-то еще более полезного, например, для продолжения атаки на короля или направления проходной пешки к продвижению.
  • При самоубийственной жертве жертвующий игрок стремится избавиться от оставшихся фигур, способных выполнять правильные ходы, и тем самым получить пат и ничью из плохой позиции.

Другие виды жертвоприношений

[ редактировать ]

Принудительное и не принудительное

[ редактировать ]

Другой способ классификации жертвоприношений состоит в том, чтобы различать принудительные и непринудительные жертвоприношения. Первый тип не оставляет противнику иного выбора, кроме принятия, обычно потому, что в противном случае он останется в материальном отношении без какой-либо компенсации. С другой стороны, невынуждающие жертвы дают противнику выбор. Распространенной ошибкой является непонимание того, когда от конкретной жертвы можно безопасно отказаться без каких-либо вредных последствий.

Жертва отклонения

[ редактировать ]
Аронян против. Свидлер , 2006 г. [5]
а б с д и ж г час
8
c8 черная ладья
e8 черная ладья
g8 черный король
b7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черный слон
h7 черная пешка
g6 черная пешка
а5 черная пешка
g5 белый слон
а4 белая пешка
c4 черная королева
d4 белая пешка
d3 белая королева
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
d1 белая ладья
g1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 24.exd4??


На диаграмме гроссмейстер Аронян ошибочно сыграл 24. exd4 ?? , открывая линию «е» для черной ладьи. После того, как Свидлер сыграл 24... Лe1+ ! , Аронян сдался, поскольку ход черных вызывает ответ 25.Rxe1 (или 25.Qf1 Qxf1 # ), после чего белый ферзь оказывается незащищенным и, следовательно, проигрывает.

Этот конкретный тип жертвоприношения также называют «трюком с крючком и лестницей», поскольку белый ферзь находится на вершине «лестницы», а ладья находится внизу, поддерживая ее. [6]

Самоубийственная жертва

[ редактировать ]
Эванс против Решевского , 1963 год. [7]
а б с д и ж г час
8
c8 белая королева
f7 белая ладья
g7 черная пешка
h7 черный король
b5 черная пешка
e5 черная пешка
g5 черный ферзь
h5 черная пешка
b4 белая пешка
e4 белая пешка
f4 черный рыцарь
h4 белая пешка
f3 белая пешка
g3 белая пешка
e2 черная ладья
h1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черный, чтобы двигаться


Черные сыграли 1... Qxg3 ? и белые сыграли вничью ходом 2. Фg8+! Крxg8 (при любом другом ходе черные получат мат) 3. Лxg7+! . Белые намерены продолжать проверять седьмую горизонталь , и если черные когда-нибудь возьмут ладью, это будет пат.

Этот сейв Эванса получил название « Афера века». [8] Ладья белых известна как отчаянная .

Не принуждающая жертва

[ редактировать ]
Найдорф против Решевского , 1952 год. [9]
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
d8 черная королева
f8 черная ладья
g8 черный король
b7 черная пешка
d7 черный рыцарь
e7 черный слон
f7 черная пешка
g7 черная пешка
d6 черная пешка
e6 черная пешка
f6 черный рыцарь
h6 черная пешка
а5 черная пешка
b5 белая пешка
g5 белый конь
c4 белая пешка
h4 белая пешка
а3 белая пешка
c3 белый рыцарь
e3 белая пешка
b2 белый слон
c2 белая королева
e2 белый слон
f2 белая пешка
g2 белая пешка
а1 белая ладья
e1 белый король
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 13...h6 14.h4


На этот раз Решевскому предстоит жертва. Белые только что сыграли h2–h4. Если черные возьмут коня, им придется отдать своего коня на f6, чтобы избежать мата на h7. Вместо этого он просто проигнорировал наживку и продолжил разработку.

Позиционная жертва

[ редактировать ]
Спасский против Таля , 1971 год. [10]
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
d8 черная королева
f8 черная ладья
g8 черный король
а7 черная пешка
b7 черный слон
e7 черный слон
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
b6 черная пешка
e6 черная пешка
f6 черный рыцарь
черная пешка d5
e5 белая пешка
f4 белая пешка
а3 белая пешка
c3 белый рыцарь
d3 белая пешка
e3 белый слон
f3 белый рыцарь
b2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
d1 белая королева
f1 белая ладья
h1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черные сыграли 14...d4.


В этой партии черные сыграли 14... d4! 15. Кxd4 Кd5 . В обмен на пожертвованную пешку черные получили полуоткрытую линию , диагональ, форпост на d5 и оседлали белых отсталой пешкой на d3. В итоге игра была сыграна вничью.

Жертва для мата

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
d8 черная королева
e8 черный король
f8 черный слон
g8 черный рыцарь
h8 черная ладья
d7 черный рыцарь
e7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
c6 черная пешка
f6 черная пешка
b5 черная пешка
черная пешка d5
f5 белый слон
а4 черная пешка
d4 белая пешка
f4 белый слон
h4 белая пешка
c3 белый рыцарь
d3 белая королева
e3 белая пешка
f3 белый рыцарь
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
c1 белый король
d1 белая ладья
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белый ход

Следующий пример демонстрирует вынужденную жертву слона белыми. Белые могут добиться мата в два хода на диаграмме слева следующим образом: 1. Bg6+ ! hxg6 2. Фxg6 #

Жертва ферзя приводит к задушенному мату

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
f8 черная ладья
g8 черный король
а7 черная пешка
b6 черная королева
e6 черный слон
h6 черная пешка
черная пешка d5
f5 черная пешка
g5 черная пешка
c4 белая пешка
f4 черная пешка
h3 черный рыцарь
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая королева
d2 белый рыцарь
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
c1 белый слон
f1 белая ладья
h1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Черный, чтобы двигаться


В этой позиции черные идут 22... Фg1+! вынуждает белую ладью взять ферзя черных ходом 23. Rxg1 ; король не может взять ферзя, потому что конь на h3 поставил бы его под шах. Вытеснив ладью из позиции, где она защищала линию «f», и в позицию, где она блокировала любой ход короля, черный конь наносит удушающий мат ходом 23... Nf2# .

Жертвоприношение Филидора

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
b8 черный рыцарь
c8 черный слон
d8 черная королева
f8 черный слон
h8 черная ладья
а7 черная пешка
b7 черная пешка
c7 черная пешка
f7 черный король
g7 черная пешка
h7 черная пешка
d6 черная пешка
f6 черный рыцарь
e4 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
d2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
b1 белый рыцарь
c1 белый слон
d1 белая королева
e1 белый король
f1 белый слон
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 4.Nxf7 Kxf7 в защите Петрова


Жертва Филидора , рекомендуемая и практикуемая Филидором , представляет собой жертву второстепенной фигуры за одну или две пешки для большей мобильности пешки в качестве компенсации. [12] Пример настоящей стратегической/позиционной жертвы может произойти в защите Петрова после 1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Nxe5 d6, где белые выбирают 4.Nxf7 Kxf7 ( диаграмма ). Другой пример дебюта — Хэллоуинский гамбит .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Матанович, Александр , изд. (1997). Энциклопедия шахматных дебютов . Том. С (3-е изд.). Югославия: Шахматный информатор . п. 216, №51. ISBN  86-7297-035-7 . 6.Bxf7+ Kxf7 7.Ng5+ Kg8 8.Ne6 Qe8 9.Nxc7 Qg6 10.0-0 (10.Nxa8? Qxg2 −/+) 10...Rb8 11.dxe5 Nxe5 (11...dxe5 12.f4 =/∞ ) 12.Kh1 Qh5 13.f3 h6 14.Qd4 Nc6 15.Qd3 Qa5 16.N7d5 =/∞ С. Миркович
  2. ^ Горовиц, Эл (28 декабря 1967 г.). «Шахматы:; 23-ходовая связка завершается блестящей жертвой ферзя» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 марта 2011 г.
  3. ^ Рудольф Шпильман, «Искусство жертвоприношения в шахматах», 1995, Дувр, ISBN   0-486-28449-2
  4. ^ Эта схема классификации была представлена ​​Гансом Олавом Лалумом в серии статей в Norsk Sjakkblad , no. 2 2006 (с. 44), вып. 3 2006 (с. 44), вып. 4 2006 (с. 44), вып. 5 2006 г. (стр. 35), и нет. 6 2006 г. (стр. 31) (на норвежском языке)
  5. ^ «Левон Аронян против Петра Свидлера, Мемориал Таля (2006), Москва» . ChessGames.com . Проверено 8 августа 2010 г.
  6. ^ Трюк с крючком и лестницей. Архивировано 23 августа 2007 года в Wayback Machine Chess Life, Дана Маккензи.
  7. ^ «Эванс против Решевского, чемпионат США (1963/64), Нью-Йорк, штат Нью-Йорк» . Chessgames.com .
  8. ^ Тупик! Архивировано 18 июня 2008 года в Wayback Machine Джека О'Кифа, Мичиганская шахматная ассоциация.
  9. ^ «Мигель Найдорф против Сэмюэля Решевского, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк (1952)» . Chessgames.com .
  10. ^ «Борис Спасский против Михаила Таля, Москва (1971)» . Chessgames.com .
  11. ^ «Джеймс МакКоннелл против Пола Морфи, Новый Орлеан, Луизиана (1849)» . Chessgames.com . Проверено 1 февраля 2012 года .
  12. ^ Хупер и Уилд (1996), стр. 305. Жертва Филидора .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5f0eb94d07248fe99919460766cef63c__1709225040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/3c/5f0eb94d07248fe99919460766cef63c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sacrifice (chess) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)