Jump to content

Спертый мат

Конечный результат мата Филидора : 1.Qg8+ Rxg8 2.Nf7#

В шахматах задушенный мат — это мат, поставленный конем, при котором матовый король не может двигаться, поскольку он полностью окружен (или задушен ) своими фигурами, через которые конь может перепрыгнуть.

Мат обычно можно увидеть в углу доски, так как там, чтобы окружить короля, нужно всего три фигуры, меньше, чем где-либо еще. Наиболее распространенная форма удушающего мата показана на диаграмме рядом. Конь . на f7 подает мат королю на h8, которому не позволяют избежать шаха ладья на g8 и пешки на g7 и h7 Точно так же белые могут поставить мат белому королю на h1 и коню на f2. Аналогичные маты на а1 и а8 встречаются реже, поскольку на королевский рокировка фланг встречается чаще, чем рокировка на ферзевый фланг , и приближает короля к углу.

Чтобы в игре произошел задушенный мат, обычно необходимо пожертвовать материалом , чтобы заставить фигуры задушить короля - игрок вряд ли добровольно окружит своего короля фигурами таким образом, чтобы сделать возможным задушенный мат.

приятель Филидора

[ редактировать ]
Тимман против Шорта, 1990 г.
а б с д и ж г час
8
e8 черная ладья
h8 черный король
c7 черная пешка
d7 белая ладья
e7 белая пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
c6 черная пешка
а5 черная пешка
f5 черная пешка
g5 белый конь
c4 белая королева
g4 черный рыцарь
а3 черная королева
g3 белая пешка
а2 белая пешка
e2 белая пешка
f2 белая пешка
h2 белая пешка
g1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Задушенный мат после 27.Nf7+ Kg8 28.Nh6+ Kh8 29.Qg8+ Rxg8 30.Nf7#
а б с д и ж г час
8
g8 черная ладья
h8 черный король
c7 черная пешка
d7 белая ладья
e7 белая пешка
f7 белый конь
g7 черная пешка
h7 черная пешка
c6 черная пешка
а5 черная пешка
f5 черная пешка
g4 черный рыцарь
а3 черная королева
g3 белая пешка
а2 белая пешка
e2 белая пешка
f2 белая пешка
h2 белая пешка
g1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Окончательное положение

Мат Филидора, также известный как «Наследие Филидора», представляет собой схему нанесения мата, заканчивающуюся задушенным матом. Этот метод включает в себя чек, когда конь вынуждает короля покинуть угол доски, отводит коня, чтобы нанести двойной шах со стороны ферзя и коня, жертвует ферзя, чтобы заставить ладью оказаться рядом с королем, и дает мат коню. .

Техника названа в честь Франсуа-Андре Даникана Филидора ; Однако это в некоторой степени неправильное название, поскольку оно ранее описано в тексте Луиса Рамиреса Лусены о шахматах 1497 года «Repetición de Amores e Arte de Axedrez » [1] который предшествует Филидору на несколько сотен лет. [2]

Пример можно найти в партии Ян Тимман Найджел Шорт на турнире в Тилбурге 1990 года . Из позиции на диаграмме игра продолжилась 27. Кf7+ Крg8 28. Кh6+ Крh8 29. Фg8+ Лxg8 30. Кf7# . [3] (Обратите внимание, что белые форсировали бы мат, даже если бы их ладья и пешка на e7 были удалены с доски, а у черных был конь на f6. В этом случае 27.Nf7+ Kg8 28.Nh6+ Kh8 [28...Kf8 29 .Qf7#] 29.Qg8+ Nxg8 [или 29...Rxg8] 30.Nf7 все равно мат.)

Открытие ловушек

[ редактировать ]
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
e8 черный король
h8 черная ладья
а7 черная пешка
b7 черная пешка
c7 черная пешка
d7 черная пешка
e7 черная королева
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
c6 черный рыцарь
b4 белая пешка
c4 белая пешка
f4 белый слон
d3 черный рыцарь
f3 белый рыцарь
b2 белая пешка
d2 белый рыцарь
e2 белая пешка
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
d1 белая королева
e1 белый король
f1 белый слон
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Будапештская математика

возможен задушенный мат Иногда в начале игры . Один из самых известных и наиболее часто встречающихся – Будапештский гамбит . Он возникает после 1. d4 Кf6 2. c4 e5 3. dxe5 Кg4 4. Сf4 Кc6 5. Кf3 Сb4+ 6. Кbd2 Фe7 7. a3 Кgxe5 8. axb4?? Кd3# (см. диаграмму). Обратите внимание, что коня взять нельзя, поскольку пешка на е2 связана с белым королем черным ферзем на е7.

а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
e8 черный король
f8 черный слон
g8 черный рыцарь
h8 черная ладья
а7 черная пешка
b7 черная пешка
c7 черная пешка
d7 черная пешка
f7 белый конь
g7 черная пешка
h7 черная пешка
e4 черная королева
f3 черный рыцарь
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
d2 белая пешка
e2 белый слон
f2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
b1 белый рыцарь
c1 белый слон
d1 белая королева
e1 белый король
f1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Товарищ по Блэкберну Шиллингу

Другой печально известный пример — так называемый « Блэкбернский шиллинговый гамбит » (названный в честь английского игрока XIX века Джозефа Генри Блэкберна , предположительно потому, что он использовал его для выигрыша шиллингов у любителей). Выходит: 1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сc4 Кd4?! 4. Кxe5!? Фg5! 5. Кxf7?? Фxg2 6. Лf1 Фxe4+ 7. Сe2 Кf3# (см. схему). также есть известная ловушка В защите Каро–Канна : 1. e4 c6 2. d4 d5 3. Кc3 dxe4 4. Кxe4 Кd7 5. Фe2!? Нгф6?? 6. Кd6# . Эта ловушка случалась во многих играх, возможно, самым ранним зарегистрированным примером была игра «Алехин – четыре любителя», сеанс одновременной игры , Пальма-де-Майорка , 1935 год.

Примеры из игр

[ редактировать ]
Ласкер против Горовица, 1946 год.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
f8 черная ладья
g8 черный король
а7 черная пешка
b7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
f6 черный рыцарь
e5 черная королева
c4 белая пешка
d3 черный рыцарь
а2 белая пешка
b2 белая пешка
d2 белый рыцарь
e2 белый рыцарь
f2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
d1 белая королева
e1 белый король
f1 белый слон
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Окончательное положение

Примером подобного удушающего мата в мастера игре на уровне является партия Эдвард Ласкер Исраэль Горовиц , Нью-Йорк, 1946 г., которая закончилась: 1. d4 Кf6 2. Кf3 d5 3. e3 c5 4. c4 cxd4 5. Nxd4 e5 6 . Кf3 Кc6 7. Кc3 d4 8. exd4 exd4 9. Кb5 Сb4+ 10. Сd2 0-0 11. Сxb4 Кxb4 12. Кbxd4 Фa5 13. Кd2 Фe5+ 14. Кe2 Кd3# . [4]

Другим примером является партия Унцикер Сарапу , Зигенская Олимпиада 1970 года : 1. e4 c5 2. Кf3 Кf6 3. e5 Кd5 4. Кc3 e6 5. Кxd5 exd5 6. d4 Кc6 7. dxc5 Сxc5 8. Фxd5 Фb6 9. Сc4 Сxf2+ 10 Крe2 0-0 11. Лf1 Сc5 12. Кg5 Кd4+ 13. Крd1 Кe6 14. Кe4 d6 15. exd6 Сxd6?? 16. Кxd6 Лd8 17. Сf4! Кxf4? 18. Фxf7+ Крh8 19. Фg8+! [5] Сарапу сдалась в связи с 19...Rxg8 20.Nf7#.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Виртуальная библиотека библиографического наследия > Поиск › Повторение любви и искусство игры в шахматы. [Inc. San Román» .
  2. ^ Соня Массер Голладей (2007). Книги Acedrex Dice And Tables: исторические, художественные и метафизические аспекты «Книги игр» Альфонсо X. стр. 278–. ISBN  978-0-549-27434-6 .
  3. ^ «Тимман против Шорта» . Chessgames.com .
  4. ^ «Ласкер против Горовица» . Chessgames.com .
  5. ^ «Унцикер против Сарапу» . Chessgames.com .

Библиография

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ce05d70309790f2acc5a9f72a49f97f__1712131440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/7f/0ce05d70309790f2acc5a9f72a49f97f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Smothered mate - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)