Правила шахмат

Правила шахмат (также известные как законы шахмат ) регулируют ход игры в шахматы . для двух игроков Шахматы — это абстрактная стратегическая настольная игра . Каждый игрок управляет шестнадцатью фигурами шести типов на шахматной доске . Каждый тип фигуры движется по-своему. Цель игры — поставить противника мат королю ; Мат возникает, когда королю угрожает пленение, и у него нет возможности спастись. Помимо мата, игра может закончиться по-разному: игрок может сдаться несколькими способами , а игра может закончиться вничью .
Хотя точное происхождение шахмат неясно, современные правила впервые сформировались в средние века. Правила продолжали слегка изменяться до начала 19 века, когда они по существу достигли своей нынешней формы. Правила также несколько различались от региона к региону. Сегодня стандартные правила устанавливаются ФИДЕ (Международная федерация шахмат), международным руководящим органом шахмат. Небольшие изменения вносятся некоторыми национальными организациями для своих целей. Существуют вариации правил для быстрых шахмат , заочных шахмат , онлайн-шахмат и Chess960 .
Помимо основных ходов фигур, правила также регулируют используемое оборудование, контроль времени , поведение и этику игроков, приспособления для игроков с ограниченными возможностями и запись ходов с использованием шахматной нотации . Также предусмотрены процедуры устранения нарушений, которые могут возникнуть во время игры.
Первоначальная настройка
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В шахматы играют на шахматной доске , квадратной доске, разделенной на сетку из 64 клеток (восемь на восемь) чередующегося цвета (аналогично доске, используемой в шашках ). [1] Независимо от фактического цвета доски, квадраты более светлого цвета называются «светлыми» или «белыми», а квадраты более темного цвета называются «темными» или «черными». В начале игры на доске размещаются шестнадцать «белых» и шестнадцать «черных» фигур. Доска размещается так, чтобы в правом углу каждого игрока находился белый квадрат. Горизонтальные строки называются рангами , а вертикальные столбцы — файлами . [2]
Каждый игрок управляет шестнадцатью фигурами:
Кусок | Король | Королева | ладья | Епископ | Рыцарь | Пешка |
---|---|---|---|---|---|---|
Количество штук | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Символы | ![]() ![]() | ![]() ![]() | ![]() ![]() | ![]() ![]() | ![]() ![]() | ![]() ![]() |
В начале игры фигуры располагаются так, как показано на схеме: на каждой стороне по одному королю , одному ферзю , двум ладьям , двум слонам , двум коням и восьми пешкам . Детали размещаются по одной на квадрат следующим образом: [3]
- Грачи расставляются по внешним углам, правому и левому краю.
- Кони размещаются непосредственно внутри ладей.
- Епископы размещаются непосредственно внутри рыцарей.
- Ферзь ставится на центральное поле того же цвета, что и фигура: белый ферзь на белом поле и черный ферзь на черном поле.
- Король занимает свободное место рядом с королевой.
- Пешки расставляются на одно поле перед всеми остальными фигурами.
Популярные мнемоники, используемые для запоминания расстановки: «ферзь своего цвета» и «белые справа». Последнее относится к настройке доски таким образом, чтобы квадрат, ближайший справа от каждого игрока, был белым. [4]
Геймплей
Игрок, контролирующий белые фигуры, называется «Белый»; игрока, управляющего черными фигурами, зовут «Черный». Первыми ходят белые, затем игроки чередуют ходы. Требуется сделать ход; Пропускать ход запрещено, даже если необходимость двигаться вредна . Игра продолжается до тех пор, пока королю не будет поставлен мат , игрок не сдастся или не будет объявлена ничья , как описано ниже. [5] Кроме того, если игра ведется с контролем времени , игрок, превысивший лимит времени, проигрывает, если только ему не удастся поставить мат. [6]
Официальные правила шахмат не предусматривают процедуры определения того, кто играет белыми. Вместо этого это решение остается открытым для конкретных правил турнира (например, турнир по швейцарской системе или турнир по круговой системе ) или, в случае казуальной игры, взаимного согласия, и в этом случае может быть использован какой-то случайный выбор, например, подбрасывание монеты. быть трудоустроенным. Распространенный метод - один игрок скрывает пешку каждого цвета в любой руке; другой игрок выбирает руку, которую хочет открыть, и получает цвет раскрытой фигуры. [7]
Движение
Основные движения
Ходы короля
| Ходы ладьи
|
Ходы слона
| Ходы ферзя
|
Ходы коня
| Ходы пешки
Пешки могут перемещаться на поля, отмеченные знаком « × » перед ними. Пешка на с6 также может взять любую черную ладью. |
Каждый тип шахматной фигуры имеет свой способ передвижения. Фигура перемещается на свободное поле, за исключением случаев захвата фигуры противника. [8]
За исключением любого хода коня и рокировки , фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры. Фигура захватывается (или берется ), когда атакующая фигура противника заменяет ее на своем поле. Таким образом, захваченная фигура навсегда удаляется из игры. [а] Короля можно поставить под шах, но нельзя взять (см. ниже).
- Король перемещается ровно на одно поле по горизонтали, вертикали или диагонали. Специальный ход королем, известный как рокировка , разрешен только один раз каждому игроку за игру (см. Ниже).
- Ладья ходит на любое количество свободных полей по горизонтали или вертикали. Он также перемещается при рокировке.
- Слон перемещает любое количество свободных полей по диагонали. (Таким образом, слон может ходить только на светлые или темные поля, но не на оба.)
- Ферзь перемещает любое количество свободных полей по горизонтали, вертикали или диагонали.
- Конь же перемещается на одно из ближайших полей, находящихся не в том ряду , вертикали или диагонали . (Это можно представить как перемещение двух клеток по горизонтали, затем одного поля по вертикали, или перемещение одного поля по горизонтали, а затем двух полей по вертикали, т. е. по схеме «L».) Конь не заблокирован другими фигурами; он перейдет в новое место.
- У пешек сложнейшие правила движения:
- Пешка ходит прямо вперед на одно поле, если это поле свободно. Если пешка еще не двинулась, она также имеет возможность пройти на две клетки вперед, при условии, что обе клетки свободны. Пешки не могут двигаться назад.
- Пешка, в отличие от других фигур, бьет не так, как она движется. Пешка может захватить фигуру противника на любом из двух полей по диагонали перед пешкой. Он не может переместиться на эти клетки, когда они свободны, за исключением случаев захвата на проходе .
- Пешка также участвует в двух специальных ходах на проходе и в продвижении . [10]
Кастинг
Положение фигур перед рокировкой |
Позиции короля и ладьи после рокировки на королевский (белые) и ферзевый (черные) фланги |
Рокировка заключается в перемещении короля на два поля в сторону ладьи с последующим размещением ладьи по другую сторону от короля, рядом с ним. Рокировка разрешена только при соблюдении всех следующих условий: [11]
- Король и ладья, участвующие в рокировке, не должны были ранее двигаться;
- Между королем и ладьей не должно быть фигур;
- Король в настоящее время не может находиться под атакой, а также не может пройти через поле или оказаться в поле, атакованном фигурой противника (хотя ладье разрешено находиться под атакой и проходить через атакуемое поле);
- Рокировка должна быть на королевский или ферзевый фланг, как показано на схеме.
Говорят, что неподвижный король и неподвижная ладья одного цвета на одной и той же горизонтали имеют право рокировки . [12]
Кстати

Когда пешка продвигается на две клетки при своем первом ходе и заканчивает ход рядом с вражеской пешкой на той же горизонтали , она может быть захвачена на проходе вражеской пешкой, как если бы она переместилась только на одну клетку. Этот взятие разрешено только на ходу сразу после продвижения пешки. Пример этого демонстрируют диаграммы: если белая пешка идет с а2 на а4, черная пешка на b4 может взять ее на проходе , переходя с b4 на а3, а белая пешка на а4 удаляется с доски. [13]
Повышение
Если игрок поднимает пешку на восьмую горизонталь, она затем превращается (превращается) в ферзя, ладью, слона или коня того же цвета по выбору игрока (обычно выбирается ферзь). Выбор не ограничивается ранее захваченными фигурами. Следовательно, теоретически игрок может иметь до девяти ферзей или до десяти ладей, слонов или коней, если все пешки игрока превращены. [14]
Проверять
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Король находится под шахом , если на него нападает хотя бы одна фигура противника. Фигура, которая не может двигаться, потому что она ставит под шах своего короля (она связана с собственным королем), все равно может поставить шах противоположному игроку. [16]
Запрещено делать ход, который ставит или оставляет короля под шахом. Возможные способы выхода из-под контроля:
- Переместите короля на поле, где он не находится под шахом.
- Захватите контрольную часть.
- Вставьте фигуру между королем и угрожающей фигурой противника ( заблокируйте шах). [17] [18] [19]
В неформальных играх принято объявлять «шах», когда делается ход, ставящий под шах короля противника. Однако на официальных соревнованиях о проверке объявляют редко. [20]
Конец игры
мат
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Если король игрока поставлен под шах и игрок не может сделать никакого законного хода, чтобы избежать шаха, то считается, что королю поставлен мат , игра заканчивается, и этот игрок проигрывает. [22] В отличие от других фигур, король никогда не попадает в плен. [23]
На диаграмме показан пример позиции мата. Белому королю угрожает черная королева; пустое поле, на которое мог бы переместиться король, также находится под угрозой; и король не может взять ферзя, потому что тогда он будет под шахом ладьи.
Уход в отставку
Любой игрок может уйти в отставку в любой момент, уступив игру сопернику. [24] Чтобы указать на отставку, игрок может сказать: «Я ухожу в отставку». Опрокидывание короля также указывает на отставку, но его следует отличать от случайного опрокидывания короля. Остановка обоих часов не является признаком сдачи в отставку, поскольку часы можно остановить, чтобы вызвать арбитра. Иногда используется предложение рукопожатия, но его можно принять за предложение ничьей. [25]
Согласно законам ФИДЕ, отставка одного игрока приводит к ничьей, если у его противника нет возможности поставить ему мат любой серией допустимых ходов, или к проигрышу этого игрока в противном случае. [24]
Ничьи
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Игра заканчивается вничью, если происходит любое из следующих условий: [27]
- Игрок, которому предстоит ход, не находится под шахом и не имеет разрешенного хода. Эту ситуацию называют тупиком . Пример такой позиции показан на соседней диаграмме.
- Игра зашла в тупик .
- Оба игрока соглашаются на ничью после того, как один из игроков сделает такое предложение.
Кроме того, в правилах ФИДЕ, если у игрока истекло время (см. ниже) или он сдался, но позиция такова, что у противника нет возможности поставить мат какой-либо серией допустимых ходов, игра это ничья. [28]
Соревновательные правила игры ФИДЕ позволяют игроку претендовать на ничью в любой из двух ситуаций:
- Каждый игрок сделал пятьдесят ходов без взятия или продвижения пешки (это правило пятидесяти ходов ); [29]
- Одна и та же позиция появилась три раза (или появилась дважды, и игрок, претендующий на ничью, может форсировать третье появление); это правило тройного повторения . [30]
Эти правила помогают предотвратить бесконечное продление игр в турнирах.
Больше не существует правила, конкретно определяющего вечный шах как ничью. В такой ситуации со временем вступит в силу либо правило трехкратного повторения, либо правило пятидесяти ходов. Чаще всего игроки просто соглашаются на ничью. [31] [32]
Мертвое положение
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Мертвая позиция определяется как позиция, в которой ни один игрок не может поставить мат королю противника любой последовательностью допустимых ходов. [34] По правилам шахмат игра немедленно прекращается в момент появления на доске мертвой позиции.
Некоторые базовые концовки всегда являются мертвыми позициями; например:
- король против короля;
- король против короля и епископа;
- король против короля и рыцаря.
Могут возникнуть заблокированные позиции, в которых прогресс невозможен ни для одной из сторон, например позиция, изображенная на диаграмме; [33] это тоже мертвые позиции.
Правила USCF для игр, сыгранных под контролем времени, который не включает задержку или прибавку, допускают заявления о ничьей из-за «недостаточных шансов на проигрыш». [35] Например, если у каждого игрока есть только король и конь, мат возможен только при сотрудничестве обоих игроков, даже если это не мертвая позиция.
Правило касания и перемещения
Правило касания-хода является фундаментальным принципом в шахматах, гарантирующим, что игроки совершают ходы, обдуманные мысленно, без физических экспериментов на доске. Согласно этому правилу, игрок, который касается фигуры с намерением переместить ее, должен затем переместить ее, если это разрешено законом. Это правило также применимо к взятию: игрок, коснувшийся фигуры противника, должен взять ее, если возможен правильный взятие. Особое внимание уделяется рокировке и продвижению пешки, что отражает их уникальную природу в игре. [36]
Игрок, который касается фигуры, чтобы изменить ее физическое положение внутри клетки, должен сначала предупредить противника, сказав J'adoube или «Я корректирую». [37] [б] После начала игры только игрок, сделавший ход, может касаться фигур на доске. [38]
Соревновательные правила игры
Следующие правила применимы к играм в организованных турнирах и матчах, санкционированных ФИДЕ. Они упоминают время (шахматные часы), арбитров (или, в игре USCF, директоров), ведение счета и перерыв. Правила шахмат ФИДЕ определяют правила для стандартных шахмат, быстрых шахмат , блица и рекомендации для шахмат 960 . В стандартных шахматах игроки должны записывать ходы, что необязательно в быстрых шахматах и блиц-шахматах. [39] Некоторые правила специально адаптированы для слепых и слабовидящих игроков. [40]
Эти правила используются для игр за доской (OTB). Правила заочных шахмат определяются ICCF . [41] Правила компьютерных шахмат и онлайн-шахмат, играемых на компьютере, публикуются другими организаторами и руководящими органами. [42]
Перемещение частей
Хотя правило касания-хода обычно соблюдается даже в неорганизованной и несанкционированной игре, интерпретация этого правила для особых ситуаций, таких как захват, рокировка и продвижение по службе, не очевидна; таким образом, это дополнительно развито в правилах ФИДЕ.
Перемещение фигур осуществляется одной рукой. После того, как рука снята с фигуры после ее перемещения, ход не может быть отменен, если только этот ход не является незаконным . [43] Что касается правила касания-хода , то арбитр, заметивший нарушение этого правила, должен вмешаться немедленно. [44]
При рокировке игрок должен сначала переместить короля одной рукой, а затем той же рукой переместить ладью. [45] В случае повышения , если игрок отпускает пешку на восьмой горизонтали, он должен переместить пешку. После перемещения пешки игрок может коснуться любой фигуры, не находящейся на доске, и продвижение не завершится до тех пор, пока новая фигура не появится на поле продвижения. [46] Хотя это обычная практика в неформальной игре, по правилам ФИДЕ перевернутая ладья не может использоваться для обозначения повышенного ферзя; такой ход будет рассматриваться как легальное превращение ладьи. Если правильная фигура недоступна сразу, игрок может остановить часы и вызвать арбитра. [47] [48]
Тайминг

Турнирные игры проводятся с ограничениями по времени, называемыми контролем времени , с использованием шахматных часов . Каждый игрок рассчитывается отдельно и должен сделать ходы в пределах контроля времени, иначе ему будет проиграно. [6] Применяются различные виды контроля времени. Для стандартных шахмат разные периоды могут быть определены с разным фиксированным временем (например, первые 40 ходов через 100 минут, следующие 20 ходов через 50 минут, оставшиеся ходы через 15 минут). Для быстрых шахмат и блица можно определить только один период, в котором должны быть выполнены все ходы. Кроме того, приращение или задержку на каждый ход. можно определить [49]
- Когда у игрока заканчивается время, это событие называется падением флага . Падение флага не имеет последствий, если только это не указано арбитром; в этом случае арбитр должен вмешаться. [50] или заявлен игроком. [51]
- Если не заявлено о падении флага и происходит одно из следующих событий, результат игры сохраняется. Не имеет значения, закончится ли у игрока время после этого или оно уже истекло, но об этом не было сказано:
- Если игрок ставит мат, игра заканчивается, и этот игрок побеждает. [52]
- Если ход приводит к патовой ситуации , мертвой позиции , пятикратному повторению или применению правила семидесяти пяти ходов , игра заканчивается и игра заканчивается вничью. [52]
- Если игрок правильно заявляет о падении флага, он побеждает. Но если у заявившего игрока нет времени или он еще теоретически не может поставить мат противнику, игра объявляется вничью. [53]
Правила Шахматной федерации США (USCF) иные. Правило 14E USCF определяет «недостаточно материала для победы вовремя», то есть одинокий король, король плюс конь, король плюс слон и король плюс два коня, которым не противостоят пешки, и в финальной позиции нет принудительной победы. Следовательно, чтобы выиграть вовремя с этим материалом, правило USCF требует, чтобы победа могла быть достигнута из этой позиции, в то время как правило ФИДЕ просто требует, чтобы победа была возможной. [54] ( см. в апелляции на правила Моники Сочко в 2008 году и на чемпионате мира по шахматам среди женщин 2008 года Знаменитый пример применения этого правила .)
Только при использовании механических часов может произойти падение флага у обоих игроков. В цифровых часах часы показывают, какой флаг выпал первым, и эта информация действительна. [55]
В последнем периоде стандартной шахматной игры или быстрых игр, если игра ведется без приращения, в отношении часов применяется специальный набор правил, называемый «Окончание быстрой игры». [56] Эти правила позволяют игроку, у которого есть время менее двух минут, запросить добавление прибавки или запросить ничью, основанную на заявлении об отсутствии прогресса или усилий, по решению арбитра. Эти правила были актуальны при игре с механическими часами, которые не позволяют устанавливать приращение, а сегодня для цифровых часов имеют второстепенное значение, поскольку игра с приращением рекомендуется. [57]
Запись движений


Каждая клетка шахматной доски идентифицируется уникальной парой буквы и цифры. Вертикальные вертикали обозначены буквами от a до h , от левого угла белых (т.е. ферзевого фланга ) к правому флангу белых. Аналогичным образом горизонтальные ряды пронумерованы от 1 до 8 , начиная с ближайшей к белым стороны доски. Таким образом, каждая клетка доски однозначно идентифицируется буквой файла и номером ранга. Белый король, например, начинает игру на поле e1 . Черный конь на b8 может пойти на a6 или c6 . [58]
В официальных соревнованиях каждый игрок обязан записывать каждый ход в алгебраической шахматной нотации , чтобы урегулировать споры о незаконных позициях, превышении контроля времени и заявлениях о ничьей по правилу пятидесяти ходов или повторении позиции. Ходы, записанные в любых других системах обозначений, не могут быть использованы в качестве доказательства в таком споре. Другие системы шахматной нотации включают цифровую нотацию ICCF для международных заочных шахмат и описательную шахматную нотацию , ранее стандартную в англоязычных странах. Действующее правило гласит, что ход должен быть сделан на доске до того, как он будет записан на бумаге или записан с помощью электронного устройства. [с] [д] [60]
Оба игрока должны указать предложения о ничьей, написав «=" в этом ходе в своих протоколах. [61] На часах можно делать пометки о времени. Игрок, у которого осталось менее пяти минут на выполнение всех оставшихся ходов, не обязан записывать ходы (если не используется задержка не менее тридцати секунд на ход). Протокол должен быть доступен арбитру в любое время. Игрок может ответить на ход противника, прежде чем записать его. [62]
Отсрочка
Переносы, которые раньше были обычным явлением, больше не являются стандартной практикой в шахматных соревнованиях. [63]
Когда делается отсрочка, игрок, чей это ход, записывает свой следующий ход в свой протокол, но не делает ход на шахматной доске. Это называется закрытым ходом . Затем протоколы обоих соперников помещаются в конверт с запечатанным ходом, и конверт запечатывается. На конверте записываются имена игроков, цвета, позиции, время на часах и другие игровые данные; конверт также может быть подписан обоими игроками. Затем арбитр сохраняет конверт до тех пор, пока не придет время возобновить игру, после чего арбитр открывает конверт, делает запечатанный ход на доске и запускает часы противника. [64]
Неровности
Незаконный ход
Незаконный ход [65] это ход, сделанный не в соответствии с возможными определенными движениями фигуры [66] или сделан в соответствии с его возможными ходами, но так, чтобы его собственный король остался или был поставлен под шах. [16] Кроме того, нажатие на часы без движения или движение двумя руками считается незаконным ходом и наказывается. [67]
Игрок, делающий незаконный ход , должен отказаться от этого хода и сделать правильный ход. По возможности этот ход должен быть сделан одной и той же фигурой, поскольку применяется правило касания-хода. Если незаконный ход был попыткой рокировки, правило касательного хода применяется к королю, но не к ладье. Если ошибка замечена, игру следует перезапустить с той позиции, в которой произошла ошибка. [68] Арбитр должен откорректировать время на часах в соответствии с достоверными данными. [69] В некоторых региональных организациях действуют другие правила. [и]
Игрок может исправить неправильный ход, если он не нажал на часы. В стандартных шахматах, если во время игры обнаруживается ход, восстанавливается позиция непосредственно перед нарушением. [68] В наиболее используемых формах быстрых шахмат и блица, если ход найден до того, как сделает ход противник, позиция непосредственно перед нарушением также восстанавливается. [71] [ф]
Согласно Правилам шахмат ФИДЕ, первый заявленный завершенный незаконный ход влечет за собой штрафное время. Штрафное время состоит в предоставлении сопернику двух минут дополнительного времени в стандартных шахматах. [72] или одна дополнительная минута в рапиде или блице. [73] Второй заявленный завершенный нелегальный ход того же игрока приводит к проигрышу игры. [72] за исключением случаев, когда позиция такова, что противник не может выиграть с помощью какой-либо серии допустимых ходов (например, если у противника голый король ), и в этом случае игра заканчивается вничью. [53] Ход считается завершенным, когда он был сделан и игрок нажал на часы. [74]
Согласно правилам USCF, если игрок выполняет незаконный ход в блиц-шахматах, противник игрока может заявить о победе, прежде чем сделать ход (если у противника достаточно материала для победы). Один из способов добиться этой победы — взять короля под шахом, оставленного противником. Как только на незаконный ход получен ответ, ход остается в силе. [75]
Неправильная настройка
Для стандартных шахмат и наиболее часто используемых форм быстрых шахмат и блица существуют следующие правила. Если в ходе игры обнаруживается, что стартовая позиция была неправильной, игра возобновляется. [76] Если в ходе игры обнаруживается, что доска ориентирована неправильно, игра продолжается с переносом фигур на правильно ориентированную доску. [77] Если игра начинается с перевернутыми цветами, игра возобновляется, если оба игрока сделали менее 10 ходов, в противном случае игра продолжается. [78] Если во время игры обнаруживается неправильная установка часов, она исправляется по усмотрению. [79] В некоторых региональных организациях действуют другие правила. [г]
Смещение детали
Если игрок опрокидывает фигуры, тот же игрок несет ответственность за то, чтобы вернуть их на правильные позиции в отведенное ему время. Если обнаруживается, что был сделан незаконный ход или что фигуры были смещены, игра возвращается к положению, существовавшему до нарушения. Если эту позицию невозможно определить, игра восстанавливается до последней известной правильной позиции. [81]
Незаконная позиция
Нелегальная позиция — это позиция, которую невозможно достичь с помощью какой-либо серии легальных ходов. [82]
Руководить
Игрокам запрещается использовать какие-либо заметки, внешние источники информации (включая компьютеры) или советы других людей. Анализ на другой плате не допускается. В протоколах должны фиксироваться только объективные факты об игре, такие как время на часах или предложения о ничьей. Игрокам не разрешается покидать зону соревнований без разрешения арбитра. [83]
Ожидаются высокие стандарты этикета и этики. Игрокам следует пожать друг другу руки до и после игры. Как правило, игроку не следует говорить во время игры, за исключением случаев, когда он предлагает ничью, сдается или привлекает внимание к нарушению. Объявление «шах» обычно делается в неформальных играх, но не рекомендуется в официально санкционированных играх. Игрок не имеет права отвлекать или раздражать другого игрока любыми способами, в том числе неоднократно предлагать ничью. [84]
Из-за растущей обеспокоенности по поводу использования шахматных движков и внешнего общения использование мобильных телефонов запрещено. Первое поражение высокопоставленному игроку из-за телефонного звонка во время игры произошло в 2003 году. [85] В 2014 году ФИДЕ расширила это правило, запретив всем мобильным телефонам находиться на игровой площадке во время шахматных соревнований под страхом лишения права участия в игре или даже исключения из турнира. Правила допускают менее жесткое правоприменение на незначительных мероприятиях. [86]
Оборудование

Детали шахматного набора Staunton являются стандартными и обычно изготавливаются из дерева или пластика. [87] Они часто черно-белые; Можно использовать и другие цвета (например, темное дерево или даже красный для темных фигур), но их все равно будут называть «белыми» и «черными» фигурами (см. «Белое и черное в шахматах »). [88] Высота короля должна быть около 95 мм, в пределах 10 процентов. [89] [час] Диаметр короля должен составлять от 40 до 50% его высоты. [91] Размер остальных фигур должен быть пропорционален королю. Детали должны быть хорошо сбалансированы.

Размер клеток шахматной доски должен быть примерно в 1,25–1,3 раза больше диаметра основания короля, или от 50 до 65 мм. Квадраты примерно 57 мм ( 2 + 1 ⁄ дюйма) обычно хорошо подходят для фигур с королями предпочтительного размера; четыре пешки должны поместиться на поле. [92] Квадраты могут быть натурального цвета дерева или других комбинаций темных и светлых цветов. [93]
В играх с контролем времени одновременно . используются шахматные часы, состоящие из двух соседних часов и кнопок для остановки одних часов и запуска других, так что два компонента часов никогда не работают [94] Часы могут быть аналоговыми или цифровыми, хотя цифровые часы предпочтительнее согласно наборам правил USCF и ФИДЕ. Это связано с тем, что большинство турниров теперь включают в контроль времени либо приращение (дополнительное время, добавляемое до или после хода), либо задержку (обратный отсчет до повторного запуска часов). [95] На соревнованиях ФИДЕ перед началом игры арбитр решает, где расположены шахматные часы; [96] на соревнованиях USCF решение может принимать директор или оставить это на усмотрение игроков, и в этом случае решение принимает игрок с черными фигурами. [97]
История
Правила игры в шахматы сильно изменились на протяжении веков, начиная с первых шахматных игр, в которые играли в Индии в VI веке. Большую часть этого времени правила различались от региона к региону. Современные правила впервые сформировались в южной Европе в 13 веке, давая большую мобильность фигурам, которые раньше имели более ограниченное движение (например, ферзь и слон). Такие измененные правила приняли общепринятую форму в конце 15 века. [98] или начало 16 века. [99] Основные ходы короля, ладьи и коня не изменились. Изначально пешка не имела возможности передвигаться на две клетки своим первым ходом и превращалась в ферзя только по достижении восьмой горизонтали. Первоначально королевой был ферс или фарзин , который мог двигаться на одно поле по диагонали в любом направлении. В европейских шахматах он стал способен прыгать на две клетки по диагонали, вперед, назад, влево или вправо за свой первый ход; некоторые регионы также предоставили это право недавно получившей повышение пешке. В персидской и арабской игре слоном был пил (персидский) или фил (арабский) (что означает «слон»), который прыжком перемещался на две клетки по диагонали. [100] В средние века пешку можно было превратить в эквивалент ферзя (который в то время был слабой фигурой), только если она достигла восьмого ранга. [101] В XII веке клетки на доске иногда меняли цвет, и это стало стандартом в XIII веке; [102] откуда произошло слово «клетчатый»/«клетчатый».

Между 1200 и 1600 годами появилось несколько законов, радикально изменивших игру. Мат стал обязательным условием победы; игрок не мог выиграть, захватив все фигуры противника. Был добавлен пат , хотя результат несколько раз менялся (см. Историю правила патовой ситуации ). Пешки получили возможность передвигаться на две клетки своим первым ходом, и правило en passant было естественным следствием этой новой возможности. Король и ладья получили право на рокировку ( см. в разделе «Рокировка § История различные версии правила »).
Между 1475 и 1500 годами ферзь и слон также приобрели свои нынешние ходы, что сделало их гораздо более сильными фигурами. [103] [104] Когда все эти изменения были приняты, игра, по сути, приобрела свою современную форму. [105]
Правила продвижения менялись несколько раз. Как говорилось выше, первоначально пешку можно было перевести только в ферзя, который на тот момент был слабой фигурой. Когда ферзь приобретал свой текущий ход и становился самой сильной фигурой, пешку можно было превратить в ферзя, ладью, слона или коня. В правилах 18-го века разрешалось продвигать только уже захваченное произведение, например, правила, опубликованные в 1749 году Франсуа-Андре Даниканом Филидором . В 19 веке это ограничение было снято, что позволило игроку иметь более одной королевы, например, правила 1828 года Джейкоба Сарратта . [106]
Были введены два новых правила относительно розыгрышей, каждое из которых менялось с годами:
- Было добавлено правило тройного повторения , хотя в некоторых случаях требовалось до шести повторений, а точные условия были указаны более четко (см. Тройное повторение § История правила ).
- Также было добавлено правило пятидесяти ходов . В разное время количество требуемых ходов было разным, например 24, 60, 70 или 75. В течение нескольких лет в XX веке стандартные пятьдесят ходов были расширены до ста ходов для нескольких конкретных эндшпилей (см. «Пятьдесят ходов») . переместить историю правила ).
Другая группа новых законов включала (1) правило «прикосновение-перемещение » и сопутствующее правило «j'adoube/adjust»; (2) белые ходят первыми (в 1889 г. [107] ); (3) ориентация доски; (4) порядок действий в случае совершения незаконного перемещения; (5) порядок действий, если король остался под шахом на некоторые ходы; и (6) вопросы, касающиеся поведения игроков и зрителей. Набор шахмат Стонтона был представлен в 1849 году и стал стандартным стилем фигур. Размер фигур и квадратов доски был стандартизирован. [108]
До середины XIX века шахматные партии проводились без ограничения времени. В матче 1834 года между Александром МакДоннеллом и Луи-Шарлем Маэ де ла Бурдонне Макдоннеллу требовалось слишком много времени, чтобы передвигаться, иногда до полутора часов. В 1836 году Пьер Шарль Фурнье де Сен-Аман предложил ограничить срок, но никаких действий предпринято не было. На турнире в Лондоне 1851 года Стонтон обвинил в своем проигрыше в матче против Элайджи Уильямса медленную игру Уильямса; одна игра была отложена на день всего после 29 ходов. [109] В следующем году в матче между Даниэлем Харрвицем и Йоханном Левенталем использовалось ограничение в 20 минут на ход. Впервые ограничение времени в современном стиле было использовано в матче 1861 года между Адольфом Андерсеном и Игнаком Колишем . [110]
Кодификация
Первая известная публикация шахматных правил была в книге Луиса Рамиреса де Лусена около 1497 года, вскоре после того, как движения ферзя, слона и пешки были изменены на их современную форму. [111] Руй Лопес де Сегура изложил правила игры в шахматы в своей книге 1561 года « Книга либерального изобретения и искусства игры в шахматы» . [112] В 16 и 17 веках существовали местные различия в отношении таких правил, как рокировка, повышение по службе, пат и проход на проходе . Некоторые из этих различий сохранялись до 19 века; [113] например, различия в правилах рокировки сохранялись в Италии до конца 19 века.
По мере возникновения шахматных клубов и распространения турниров возникла необходимость формализовать правила. В 1749 году Филидор (1726–1795) написал набор правил, которые широко использовались, а также правила более поздних авторов, такие как правила Джейкоба Сарратта 1828 года (1772–1819) и правила Джорджа Уокера (1803–1879). В XIX веке многие крупные клубы опубликовали свои собственные правила, в том числе Гаага в 1803 году, Лондон в 1807 году, Париж в 1836 году и Санкт-Петербург в 1854 году. В 1851 году Говард Стонтон (1810–1874) созвал «Учредительное собрание для Ремоделирование законов шахмат» и предложения Тассило фон Хейдебранда унд дер Ласы (1818–1889) были опубликованы в 1854 году. Стонтон опубликовал правила в « Справочнике шахматиста» в 1847 году, а его новые предложения были опубликованы в 1860 году в Chess Praxis ; они были общеприняты в англоязычных странах. Немецкоязычные страны обычно использовали сочинения шахматного авторитета Иоганна Бергера (1845–1933) или Handbuch des Schachspiels Пауля Рудольфа фон Бильгера (1815–1840), впервые опубликованные в 1843 году. [114]
В 1924 году была создана Международная федерация образования ( ФИДЕ ), а в 1928 году она взялась за стандартизацию правил. Сначала ФИДЕ попыталась установить универсальный свод правил, но переводы на разные языки незначительно различались. Хотя правила ФИДЕ использовались для международных соревнований под их контролем, некоторые страны продолжали использовать свои собственные правила внутри страны. [115] В 1952 году ФИДЕ создала Постоянную комиссию по правилам шахмат (также известную как Комиссия по правилам) и опубликовала новую редакцию правил. Третье официальное издание законов было опубликовано в 1966 году. Первые три издания правил были опубликованы на французском языке, причем этот вариант стал официальной версией. В 1974 году ФИДЕ опубликовала английскую версию правил (основанную на авторизованном переводе 1955 года). В этом издании официальным языком правил стал английский. Еще одно издание было опубликовано в 1979 году. На протяжении всего этого времени двусмысленности в законах устранялись за счет частых интерпретаций, которые Комиссия по правилам публиковала в качестве дополнений и поправок. В 1982 году Комиссия по правилам переписала законы, включив в них интерпретации и поправки. [116] В 1984 году ФИДЕ отказалась от идеи универсального свода правил, хотя правила ФИДЕ являются стандартом игры высокого уровня. [117] В редакции 1984 года ФИДЕ ввела четырехлетний мораторий на внесение изменений в правила. Другие издания были выпущены в 1988 и 1992 годах. [118] [119]
Правила национальных филиалов ФИДЕ (таких как Шахматная федерация США или USCF) основаны на правилах ФИДЕ с небольшими изменениями. [120] [я] [121] Некоторые другие различия отмечены выше. Кеннет Харкнесс опубликовал популярные своды правил в Соединенных Штатах, начиная с 1956 года, а USCF продолжает публиковать своды правил для использования на турнирах, которые он санкционирует.
В 2008 году ФИДЕ добавила вариант Chess960 в приложение «Законы шахмат». В Chess960 используется случайная начальная расстановка основных фигур при условии, что король находится где-то между двумя ладьями и слонами на полях противоположного цвета. Правила рокировки расширены и охватывают все эти позиции. [122]
В 21 веке правила в отношении таких вещей, как мобильные телефоны и несанкционированное использование шахматных движков . были введены [86]
Настройки в турнирной игре
Согласно правилам шахмат ФИДЕ, организаторы турниров имеют возможность параметризировать некоторые правила в соответствии с их мероприятиями. Эта гибкость охватывает контроль времени в стандартных, быстрых и блиц-шахматах. [123] и установку «времени по умолчанию» — периода, по истечении которого игроку будет приписан штраф за опоздание, который равен нулю, если не указано иное. [124] Кроме того, могут быть введены меры, препятствующие игрокам соглашаться на короткие ничьи . Одним из таких случаев было правило «не сдавать ничьи и не сдаваться в течение первых 30 ходов», использованное на турнире London Chess Classic 2009 года . [125] [126]
См. также
Особые правила
- Перерыв (игры) (сейчас редко)
- Кастинг
- Проверять
- мат
- Рисовать
- Розыгрыш по договоренности
- Кстати
- Правило пятидесяти ходов
- Вечный чек (прежнее правило)
- Повышение
- Тупик
- Тройное повторение
- Контроль времени
- Правило касания и перемещения
Примечания
- ^ При перемещении пешки фигура, ранее захваченная и удаленная с доски, часто используется как «новая» переведенная фигура. Тем не менее, новое произведение считается отличным от исходного захваченного произведения; физическая часть используется просто для удобства. При этом выбор игрока для продвижения не ограничивается ранее захваченными фигурами. [9]
- ^ J'adoube / ʒadub глагола adouber /, от устаревшего французского , за исключением шахмат (означающего «прикасаться») и рыцарских рассказов (означающего «рыцарь», ср. « dub »), всегда понимается. Эквивалент на национальном языке может использоваться, если известно, что противник его понимает, но его следует избегать на международных турнирах и против иностранного соперника.
- ^ В одном из вариантов правил директор USCF может разрешить игрокам записать свой ход на бумажном протоколе (но не вводить его в электронном виде) перед тем, как сделать ход. [59]
- ↑ До того, как это стало правилом, Михаил Таль и другие имели обыкновение записывать ход, прежде чем сделать его на доске. В отличие от других игроков, Таль не скрывал ход после того, как его написал – ему нравилось наблюдать за реакцией противника, прежде чем он сделает ход. Иногда он вычеркивал написанный ход и писал вместо него другой ход.
- ^ USCF требует, чтобы исправлялся только неправильный ход в течение последних десяти ходов. Если неправильный ход был сделан более десяти ходов назад, игра продолжается. [70]
- ^ Если игрок нажал на часы, стандартное правило USCF заключается в том, что к часам соперника добавляются две минуты.
- ^ Правила USCF другие. Если до завершения десятого хода черных обнаруживается, что исходная позиция была неправильной или цвета поменялись местами, игра возобновляется с правильной исходной позицией и цветами. Если открытие сделано после десятого хода, игра продолжается. [80]
- ^ Шахматная федерация США допускает высоту короля 86–114 мм ( 3 + 3 ⁄ 8 – 4 + 1/2 . ) дюйма [90]
- ↑ Шиллер заявляет, что США — единственная страна, которая не соблюдает правила ФИДЕ. Некоторые различия в правилах Шахматной федерации США заключаются в том, что (1) игрок должен иметь достаточно полный протокол результатов , чтобы претендовать на лишение времени, и (2) игрок может выбирать, использовать или нет часы с периодом задержки для каждого хода. .
Ссылки
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 2.1.
- ^ ФИДЕ 2023 , статьи 2.1, 2.2, 2.4.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 2.3.
- ^ ( Шиллер 2003 : 16–17)
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 1.
- ^ Jump up to: а б ФИДЕ 2023 , статья 6.
- ^ Пандольфини 1992 , с. 33.
- ^ ФИДЕ 2023 , статьи 3.1 и 3.1.1.
- ^ ФИДЕ 2023 , статьи 3.7.3.3 и 3.7.3.4.
- ^ ( Шиллер 2003 : 17–19)
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 3.8.2.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 3.8.2.1.
- ^ ФИДЕ 2023 , статьи 3.7.3.1 и 3.7.3.2.
- ^ ФИДЕ 2023 , статьи 3.7.3.3, 3.7.3.4 и 3.7.3.5.
- ^ ( Харкнесс 1967 )
- ^ Jump up to: а б ФИДЕ 2023 , статья 3.9.
- ^ Just 2019 , глава 1, раздел 12А.
- ^ ( Полгар и Труонг 2005 : 32, 103)
- ^ ( Берджесс 2009 : 550)
- ^ Just 2019 , глава 1, раздел 12F.
- ^ ( Харкнесс 1967 )
- ^ ( Шиллер 2003 : 20–21)
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 1.4.1.
- ^ Jump up to: а б ФИДЕ 2023 , статья 5.1.2.
- ^ Just 2019 , глава 1, раздел 13Б.
- ^ ( Харкнесс 1967 )
- ^ ФИДЕ 2023 , статьи 5.2.1, 5.2.2 и 5.2.3.
- ^ ФИДЕ 2023 , статьи 6.9 и 5.1.2.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 9.3.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 9.2.
- ^ ( Стонтон 1847 : 21–22)
- ^ ( Рейнфельд 1954 : 175)
- ^ Jump up to: а б Комиссия арбитров ФИДЕ 2022 г. , стр. 8 (статья 1.5).
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 5.2.2.
- ^ Just 2019 , глава 1, раздел 14H.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 4.3.
- ^ ФИДЕ 2023 , раздел 4.2.
- ^ ( Шиллер 2003 : 19–20)
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 8 и приложения A и B.
- ^ ФИДЕ 2023 , приложение D.
- ^ «Правила заочных шахмат ICCF» (PDF) . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ «Как играть в шахматы: 7 правил для начала» . шахматы.com . 30 октября 2023 г. . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 4.7.
- ^ Комиссия арбитров ФИДЕ 2022 г. , стр. 18, конец статьи 4.
- ^ ( Шиллер 2003 : 19–20)
- ↑ Just 2019 , глава 1, раздел 9D.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 6.11.2.
- ^ Комиссия арбитров ФИДЕ 2022 г. , стр. 17 (статья 4.4.4).
- ^ Комиссия арбитров ФИДЕ 2022 , стр. 22 (статья 6.3.2).
- ^ ФИДЕ 2023 , статьи 6.8 и A.5.5.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 6.8.
- ^ Jump up to: а б ФИДЕ 2023 , статья 6.2.1.1.
- ^ Jump up to: а б ФИДЕ 2023 , статья 6.9.
- ^ Just 2019 , глава 1, раздел 14E.
- ^ Комиссия арбитров ФИДЕ 2022 , стр. 22 (раздел 6.4) «Если используются электронные часы и оба часа показывают 0,00, арбитр обычно может определить, какой флаг выпал первым, с помощью знака «-» или любого другого обозначения флага».
- ^ ФИДЕ 2023 , руководство III.
- ^ Комиссия арбитров ФИДЕ 2022 , стр. 54 (Руководство III.5.2) «Контроль времени с добавлением - гораздо лучший способ завершить игру».
- ^ ФИДЕ 2023 , приложение C.
- ^ Just 2019 , глава 1, раздел 15А (вариант 1).
- ^ ( Тимман 2005 : 83)
- ^ ( Шиллер 2003 : 27)
- ^ ( Шиллер 2003 : 25–26)
- ^ Просто, Тим (1 июля 2021 г.). «Только правила: помните, когда» . uschess.org . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ ФИДЕ 2023 , Руководство I.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 3.10.2.
- ^ ФИДЕ 2023 , статьи с 3.2 по 3.8.
- ^ ФИДЕ 2023 , статьи 7.5.3 и 7.5.4.
- ^ Jump up to: а б ФИДЕ 2023 , статья 7.5.1.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 7.1.
- ↑ Just 2019 , глава 1, раздел 11Б.
- ^ ФИДЕ 2023 , приложения A.5.2 и B.3.
- ^ Jump up to: а б ФИДЕ 2023 , статья 7.5.5.
- ^ «Обновленные шахматные правила ФИДЕ - Саффолкские шахматы» . 05.04.2023. Архивировано из оригинала 22 сентября 2023 г. Проверено 10 февраля 2024 г.
Раньше за неправильный ход в Рапиде соперник получал 2 дополнительные минуты. Теперь это время изменено на 1 минуту, как и в «Блице».
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 6.2.1.
- ^ Just 2019 , глава 11, раздел 7d.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 7.2.1.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 7.2.2.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 7.3.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 6.10.2.
- ^ Just 2019 , глава 1, раздел 11F.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 7.6.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 3.10.3.
- ^ ( Шиллер 2003 : 30–31)
- ^ ( Шиллер 2003 : 30–31, 49–52)
- ^ «Я просто позвонил, чтобы сказать... ты дисквалифицирован!» Архивировано 25 января 2018 г. в Wayback Machine , The Scotsman , 19 октября 2003 г.
- ^ Jump up to: а б Новые правила ФИДЕ по борьбе с мошенничеством. Архивировано 6 мая 2016 г. в Wayback Machine , ChessBase, 17 сентября 2014 г.
- ^ ФИДЕ 2022 , статья 2.1.
- ^ ФИДЕ 2022 , статья 2.6.
- ^ ФИДЕ 2022 , статья 2.3.
- ^ Всего 2019 год .
- ^ ФИДЕ 2022 , статья 2.4.
- ^ ФИДЕ 2022 , статья 3.3.
- ^ ФИДЕ 2022 , статья 3.1.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 6.1.
- ^ ФИДЕ 2022 , статья 5.1.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 6.5.
- ^ Just 2019 , глава 1, раздел 16L.
- ^ ( Хупер и Уилд 1996 : 41, 328)
- ^ ( Руч, 2004 г. )
- ^ ( Дэвидсон 1949 :13)
- ^ ( Дэвидсон 1949 : 59–61)
- ^ ( Дэвидсон 1949 : 146)
- ^ История шахмат
- ^ ( Дэвидсон 1949 : 14–17)
- ^ ( Дэвидсон 1949 : 14–17)
- ^ ( Дэвидсон 1949 : 59–61)
- ^ « Помощник ученого, выпуск 102» (PDF) . п. 15. Архивировано (PDF) из оригинала 11 марта 2023 г. Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ ( Hooper &Whyld 1996 : 220–21, законы, история )
- ^ Говард Стонтон, Шахматный турнир - сборник игр, сыгранных на этом знаменитом собрании , Лондон, 1852 г., стр. 161
- ^ ( Саннакс 1970 : 459)
- ^ Just 2019 , Введение.
- ^ ( Саннакс 1970 : 294)
- ^ ( Харкнесс 1967 :3)
- ^ Мюррей, HJR (1913). История шахмат . Оксфорд, Кларендон Пресс. стр. 878–890.
- ^ ( Хупер и Уилд 1996 : 220–21)
- ^ ( ФИДЕ 1989 : 7–8)
- ^ ( Хупер и Уилд 1996 : 220–21)
- ^ ( ФИДЕ 1989 : 5)
- ^ ( Всего 2014 г. )
- ^ ( Всего 2014 г. )
- ^ ( Шиллер 2003 : 123–24)
- ^ ФИДЕ 2023 , руководство II.3.
- ^ ФИДЕ 2023 , статьи A.1 и B.1.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 6.7.
- ↑ страницы W1 и W2 приложения Weekend газеты Daily Telegraph от 21 ноября 2009 г.
- ^ ФИДЕ 2023 , статья 9.1.1.
Библиография
- Берджесс, Грэм (2009), Гигантская книга шахмат (3-е изд.), Running Press, ISBN 978-0-7624-3726-9
- Дэвидсон, Генри (1949), Краткая история шахмат (изд. 1981 г.), Маккей, ISBN 0-679-14550-8
- ФИДЕ (1989), Официальные правила шахмат , Macmillan, ISBN 0-02-028540-Х
- ФИДЕ (2023). «Правила шахмат ФИДЕ вступают в силу с 1 января 2023 года» . ФИДЕ . Проверено 7 февраля 2024 г.
- Комиссия арбитров ФИДЕ (2022 г.). «Руководство арбитра 2022» (PDF) . Комиссия арбитров ФИДЕ . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ФИДЕ (2022). «Стандарты шахматного снаряжения» . ФИДЕ . Проверено 20 февраля 2024 г.
- Харкнесс, Кеннет (1967), Официальный справочник по шахматам , Маккей
- Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1996) [Первый паб. 1992], The Oxford Companion to Chess (2-е изд.), Oxford University Press , ISBN. 0-19-280049-3
- Джаст, Тим (2014), Официальные правила шахмат Шахматной федерации США (6-е изд.), Маккей, ISBN 978-0-8129-3559-2
- Джаст, Тим (2019), Официальные правила шахмат Шахматной федерации США (PDF) (7-е изд.), (опубликовано независимо), ISBN 978-1-7977-1690-9
- Пандольфини, Брюс (1992), Шахматы Пандольфини завершены , Fireside, ISBN 0-671-70186-Х
- Полгар, Сьюзен ; Труонг, Пол (2005), Путеводитель по шахматам для чемпиона мира , Random House , ISBN 978-0-8129-3653-7
- Рейнфельд, Фред (1954), Как стать победителем в шахматах , Фосетт, ISBN 0-449-91206-Х
- Рух, Эрик (2004), Итальянские правила , ICCF , получено 10 сентября 2008 г.
- Шиллер, Эрик (2003), Официальные правила шахмат (2-е изд.), Кардоса, ISBN 978-1-58042-092-1
- Стонтон, Ховард (1847), Справочник шахматиста , Лондон: HG Bohn, стр. 21–22, ISBN 0-7134-5056-8 (перепечатка Бэтсфорда, 1985 г., ISBN 1-85958-005-X )
- Саннакс, Энн (1970), Шахматная энциклопедия , St. Martin's Press (2-е изд.), ISBN 978-0-7091-4697-1
- Тимман, январь (2005), Кюрасао, 1962: Битва умов, потрясшая шахматный мир , Новое в шахматах , ISBN 978-90-5691-139-3
Дальнейшее чтение
- Голомбек, Гарри , изд. (1976), Законы шахмат и их интерпретации , Питман, ISBN 0-273-00119-1
- Голомбек, Гарри (1977), Шахматная энциклопедия Голомбека , Crown Publishing, ISBN 0-517-53146-1
- Харкнесс, Кеннет (1970), Официальный свод правил шахмат , Маккей, ISBN 0-679-13028-4