Jump to content

Бессмертная игра

Бессмертная анимация игры. Андерсен показан играющим белыми.

« Бессмертная игра» шахматная партия, сыгранная в 1851 году Адольфом Андерсеном и Лионелем Кизерицким . В него играли во время шахматного турнира в Лондоне 1851 года , в котором участвовали оба игрока. «Бессмертная игра» сама по себе была казуальной игрой, но не являлась частью турнира. Андерсен выиграл партию, допустив жертву двойной ладьи , что привело к значительной потере материала , а также развил матовую атаку оставшимися у него легкими фигурами . Несмотря на поражение, Кизерицкий был впечатлен игрой Андерсена. Вскоре после того, как она была сыграна, Кизерицкий опубликовал партию во французском шахматном журнале La Régence , который он помогал редактировать. В 1855 году Эрнст Фалькбир опубликовал анализ игры, впервые описав ее прозвищем «бессмертный».

«Бессмертная игра» — одна из самых известных шахматных партий, когда-либо сыгранных. Как миниатюрная игра, она часто воспроизводится в шахматной литературе для изучения простых тем игрового процесса. Хотя сам Кизерицкий указывал, что игра закончилась до мата, «Бессмертная игра» часто воспроизводится с кратким продолжением , включающим жертву ферзя — дальнейшую потерю материала — ведущую к мату. Это продолжение обычно представляется как часть всей игры, как если бы последние ходы были сыграны как часть реальной исторической игры. Некоторые авторы также меняют местами определенные ходы, отклоняясь от отчета Кизерицкого, хотя такие перестановки обычно приводят к транспозиции , при которой отдельная линия игры в конечном итоге возвращается к ходам и позициям, указанным Кизерицким.

Хотя оба игрока сделали ходы, которые современные игроки считают необоснованными , игра ценится как пример романтической школы шахмат, стиля игры, в котором смелые атаки и жертвы ценятся выше глубокой стратегии. Игра, особенно ее матовое продолжение, также ценится за свою эстетическую ценность как правдоподобный пример того, как игрок со значительным материальным дефицитом может дать мат при условии, что существует выгодная позиция. Матовая позиция продолжения - это модельный мат , сильная форма чистого мата , в которой все оставшиеся фигуры атакующего вносят вклад в мат, в то время как матовый король не может перейти на любое другое поле ровно по одной причине на каждое поле. В 1996 году Билл Хартстон назвал эту игру достижением, «возможно, не имеющим аналогов в шахматной литературе». [1]

в Бессмертной игре Мат

Андерсен был одним из сильнейших игроков своего времени, и многие считают его сильнейшим игроком мира после победы на шахматном турнире в Лондоне 1851 года . Кизерицкий большую часть своей жизни прожил во Франции, где давал уроки шахмат и играл в партии за пять франков в час в кафе «Режанс» в Париже. Его сила наиболее выгодно проявилась при предоставлении существенных шансов слабым игрокам; против мастеров он был менее убедителен.

«Бессмертная игра» была неформальной и проводилась во время перерыва в официальном турнире в Лондоне; точное место неизвестно. [2] Кизерицкий был очень впечатлен игрой Андерсена; после окончания партии Кизерицкий телеграфировал ходы игры в свой парижский шахматный клуб . Французский шахматный журнал La Régence опубликовал игру в июле 1851 года. Австриец Эрнст Фалькбир в 1855 году назвал ее «Бессмертной игрой». [3]

Эта игра считается образцом романтического стиля игры в шахматы XIX века, где быстрое развитие и атака считались наиболее эффективным способом победы, множество гамбитов предлагалось и контргамбитов (и отказ от них считался бы несколько неджентльменским), и материал часто вызывал презрение. Эти игры с их быстрыми атаками и контратаками часто интересно рассматривать, даже если некоторые ходы уже не считаются оптимальными.

В этой партии Андерсен выиграл, несмотря на то, что пожертвовал слона (на 11-м ходу), обе ладьи (начиная с 18-го хода) и ферзя (на 22-м ходу), чтобы поставить мат Кизерицкому, который потерял всего три пешки. Позднее Андерсен продемонстрировал тот же подход в игре Evergreen Game .

Некоторые опубликованные версии игры содержат ошибки, описанные в аннотациях ниже.

Публикация

[ редактировать ]
Запись игры, как сообщил Кизерицкий.

Считается, что вскоре после игры Кизерицкий [4] телеграфировать отчет об игре во французский шахматный журнал La Régence , который он помогал редактировать. Об игре сообщалось в номере журнала за 1851 год, причем статья приписывалась самому Кизерицкому. Ла Режанс использовала «неясное» [5] и прототипическая форма алгебраической записи для записи шахматных партий. Пешки обозначались строчными буквами, указывающими их стартовые вертикали (a – h), а фигуры обозначались прописными буквами, обозначающими то же самое (A – H). Квадраты описывались, начиная с их ранга, а затем по вертикали, например, поле «e4» вместо этого описывалось как «45».

Игра переиздавалась много раз, часто с несоответствиями в порядке ходов.

Аннотированная игра

[ редактировать ]

Белый: Адольф Андерсен [а]   Черные: Лионель Кизерицкий   Дебют : Принят королевский гамбит: Слоновый гамбит, Контргамбит Брайана ( ECO C33)

1. e4 e5 2. f4

Это королевский гамбит : Андерсен предлагает свою пешку в обмен на более быстрое развитие. Это был один из самых популярных дебютов 19 века, и его до сих пор иногда можно увидеть, хотя со времен Андерсена техника защиты улучшилась.

2... exf4 3. Сc4

Слоновский гамбит; этот вариант допускает 3...Qh4+, лишая белых права на рокировку , и менее популярен, чем 3.Nf3. Однако этот шах также подвергает черного ферзя атаке с выигрышем темпа на возможном Ng1–f3.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
b8 черный рыцарь
c8 черный слон
e8 черный король
f8 черный слон
g8 черный рыцарь
h8 черная ладья
а7 черная пешка
c7 черная пешка
d7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
b5 черная пешка
c4 белый слон
e4 белая пешка
f4 черная пешка
h4 черная королева
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
d2 белая пешка
g2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
b1 белый рыцарь
c1 белый слон
d1 белая королева
f1 белый король
g1 белый рыцарь
h1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 4...b5

3... Фh4+ 4. Крf1 b5 ?! (диаграмма)

Это Брайановский контргамбит, глубоко проанализированный Кизерицким и иногда носящий его имя. не считают этот ход разумным . Сегодня большинство игроков

5. Сxb5 Кf6 6. Кf3

Это обычный развивающий ход, но вдобавок конь атакует ферзя черных, вынуждая черных делать ход вместо развития своей стороны.

6... Фh6 7. d3

Этим ходом белые закрепляют контроль над критическим центром доски. Немецкий гроссмейстер Роберт Хюбнер вместо этого рекомендует 7.Nc3.

7... Кh5

Этот ход угрожает ...Ng3+ и защищает пешку на f4, но также оттесняет коня в плохую позицию на краю доски, где кони наименее сильны, и не развивает фигуру.

8. Кh4 Фg5

По мнению Кизерицкого, лучше было 8...g6.

9. Кf5 c6

Это одновременно освобождает ферзевую пешку и атакует слона. Современные шахматные движки предполагают, что лучше было бы 9...g6, чтобы справиться с очень проблемным конем.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
b8 черный рыцарь
c8 черный слон
e8 черный король
f8 черный слон
h8 черная ладья
а7 черная пешка
d7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
c6 черная пешка
f6 черный рыцарь
b5 белый слон
f5 белый конь
g5 черный ферзь
e4 белая пешка
f4 черная пешка
g4 белая пешка
d3 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белая пешка
c2 белая пешка
h2 белая пешка
а1 белая ладья
b1 белый рыцарь
c1 белый слон
d1 белая королева
f1 белый король
g1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 11.Rg1

10. g4 ? Кf6 11. Лg1 ! (диаграмма)

Это выгодная пассивная жертва фигуры . Если черные согласятся, их ферзь будет зажат, что даст белым преимущество в развитии.

11... cxb5?

Хюбнер считает, что это была критическая ошибка Блэка; это дает материал , но проигрывает в развитии, в тот момент, когда сильное развитие белых позволяет быстро перейти в наступление. Хюбнер вместо этого рекомендует 11...h5.

12. h4!

Белый конь на f5 защищает пешку, которая атакует черного ферзя.

12... Фg6 13. h5 Фg5 14. Фf3

У белых (Андерсен) теперь есть две угрозы:
  • Bxf4, захватывая черного ферзя (ферзю некуда идти);
  • e5, атакуя черного коня на f6 и одновременно обнажая атаку белого ферзя на незащищенную черную ладью на a8.

14... Кg8

Это устраняет угрозы, но еще больше ослабляет развитие черных: теперь единственной черной фигурой, не находящейся на стартовом поле, является ферзь, которого вот-вот бросят в бегство, в то время как белые контролируют большую часть доски.

15. Сxf4 Фf6 16. Кc3 Сc5

Обычный развивающийся ход черных, который также атакует ладью на g1.

17. Кd5

На атаку белые отвечают контратакой. Этот ход угрожает черному ферзю, а также Кc7+, раздваивая короля и ладью. Ришар Рети рекомендует 17.d4 с последующим 18.Nd5 с преимуществом белых, хотя если 17.d4 Bf8, то 18.Be5 будет более сильным ходом.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
b8 черный рыцарь
c8 черный слон
e8 черный король
g8 черный рыцарь
h8 черная ладья
а7 черная пешка
d7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 черная пешка
h7 черная пешка
b5 черная пешка
c5 черный слон
d5 белый конь
f5 белый конь
h5 белая пешка
e4 белая пешка
f4 белый слон
g4 белая пешка
d3 белая пешка
f3 белая королева
а2 белая пешка
b2 черная королева
c2 белая пешка
а1 белая ладья
f1 белый король
g1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 17...Qxb2

17... Фxb2 (диаграмма)

Черные получают пешку и угрожают получить ладью на а1 шахом .

18. Сd6!

Этим ходом белые предлагают пожертвовать обе свои ладьи. Хюбнер отмечает, что из этой позиции на самом деле есть много способов выиграть, и он считает, что есть как минимум три хода лучше, чем 18.Bd6: 18.d4, 18.Be3 или 18.Re1, которые ведут к сильным позициям или мат без необходимости жертвовать таким большим количеством материала. говорится В аннотации к компьютерной программе Chessmaster : «Главный смысл [18. Bd6] состоит в том, чтобы отвлечь черного ферзя от диагонали a1–h8. Теперь черные не могут сыграть 18...Bxd6? 19.Nxd6+ Kd8 20.Nxf7+ Ke8 21.Nd6+ Kd8 22.Qf8#." Гарри Каспаров отмечает, что шахматный мир потерял бы одну из своих «жемчужин», если бы игра продолжалась в такой непримечательной манере. Ход Bd6 удивителен, поскольку белые готовы отдать так много материала.

18... Сxg1?

В 1879 году Вильгельм Стейниц предположил, что лучшим ходом было бы 18...Qxa1+; [6] вероятные последующие ходы: 19.Ke2 Qb2 20.Kd2 Bxg1. [7] Однако сыгранное продолжение по-прежнему остается выигрышным для белых, несмотря на множество осложнений. Вариант продолжается 21.e5! Ba6 22.Bb4! Qxe5 (22...Be3+ 23.Qxe3 +/−; 22...Nh6 23.Nd6+ Kf8 24.g5 +−) 23.Nd6+ Qxd6 24.Bxd6 +/−.

19.e5!

При этом жертвуется еще одна белая ладья. Что еще более важно, этот ход блокирует участие ферзя в защите короля и грозит матом в два счета: 20.Nxg7+ Kd8 21.Bc7 # .

19... Фxa1+ 20. Крe2

На этом этапе атака черных выдохлась; У черных есть ферзь и слон на задней линии белых , но они не могут эффективно организовать немедленную атаку на белых, в то время как белые могут рвануться вперед. По словам Кизерицкого, он подал в отставку в этот момент . Хюбнер отмечает, что в статье Фридриха Амелунга в журнале Baltische Schachblaetter за 1893 год сообщалось, что Кизертицкий, вероятно, сыграл 20...Na6, но затем Андерсен объявил матовые ходы. Oxford Companion to Chess также сообщает, что в этот момент Блэк подал в отставку, ссылаясь на публикацию 1851 года. [8] В любом случае есть подозрение, что в исходной игре последние несколько ходов на доске фактически не делались.

20... Кa6

Черный конь прикрывает c7, поскольку белые угрожали 21.Nxg7+ Kd8 и 22.Bc7#. Еще одна попытка защиты - 20...Ba6, позволяющая черному королю бежать через c8 и b7, хотя у белых достаточно продолжения 21.Nc7+ Kd8 и 22.Nxa6, где теперь 22...Qxa2 (для защиты f7 против Bc7+, Nd6+ и Qxf7#) Белые могут сыграть 23.Bc7+ Ke8 24.Nb4, выиграв; или, если 22...Bb6 (останавливая Bc7+), 23.Qxa8 Qc3 24.Qxb8+ Qc8 25.Qxc8+ Kxc8 26.Bf8 h6 27.Nd6+ Kd8 28.Nxf7+ Ke8 29.Nxh8 Kxf8 с выигрышным окончанием для белых.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
d8 черный король
g8 черный рыцарь
h8 черная ладья
а7 черная пешка
d7 черная пешка
f7 черная пешка
g7 белый конь
h7 черная пешка
а6 черный рыцарь
d6 белый слон
f6 белый ферзь
b5 черная пешка
d5 белый конь
e5 белая пешка
h5 белая пешка
g4 белая пешка
d3 белая пешка
а2 белая пешка
c2 белая пешка
e2 белый король
а1 черная королева
g1 черный слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Позиция после 22.Qf6+

21. Кxg7+ Крd8 22. Фf6+! (диаграмма)

Эта жертва ферзя вынуждает черных отказаться от защиты e7.

22... Кxf6 23. Сe7 # 1–0

В итоге черные имеют преимущество по материалу со значительным перевесом: ферзь, две ладьи и слон. Но материал не помогает черным. Белым удалось использовать оставшиеся фигуры — двух коней и слона — чтобы добиться мата.
а б с д и ж г час
8
a8 черная ладья
c8 черный слон
d8 черный король
h8 черная ладья
а7 черная пешка
d7 черная пешка
e7 белый слон
f7 черная пешка
g7 белый конь
h7 черная пешка
а6 черный рыцарь
f6 черный рыцарь
b5 черная пешка
d5 белый конь
e5 белая пешка
h5 белая пешка
g4 белая пешка
d3 белая пешка
а2 белая пешка
c2 белая пешка
e2 белый король
а1 черная королева
g1 черный слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Окончательная позиция после 23.Be7# ( чистый мат )

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]

В фильме «Бегущий по лезвию» Себастьян ставит мат Тайреллу. Игра признана Бессмертной игрой. Стремление репликантов Тиреллов избежать отключения/смерти является явной отсылкой к названию игры.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Среди исторических источников существует некоторая путаница относительно того, кто использовал белые фигуры, а кто - черные. [2] В шахматах правило, согласно которому игрок, контролирующий белые фигуры, всегда ходит первым, не было твердо установлено до конца 19 века. Эта статья следует оригинальному описанию игры Кизерицкого, которое соответствует современным правилам в шахматах: игрок, который ходил первым - Андерсен - использовал белые фигуры, а Кизерицкий - черные.
  1. ^ Хартстон, Билл (1996). Научитесь шахматам . Ходдер и Стоутон. п. 150 . ISBN  0-340-67039-8 .
  2. ^ Jump up to: а б Зима, Эдвард. «Бессмертная игра (Андерсен против Кизерицкого)» . www.chesshistory.com . Проверено 17 ноября 2022 г.
  3. ^ Сфетку, Николае (2014). Игра в шахматы . п. 47.
  4. ^ Kasparov (2003), p. 22.
  5. ^ Хупер и Уилд (1996), стр. 200. Кизерицкий .
  6. ^ Kasparov (2003), p. 24.
  7. ^ В некоторых источниках указана разная последовательность ходов: 18...Qxa1+ 19.Ke2 Bxg1 20.e5.
  8. ^ Хупер и Уилд (1996), стр. 180. Бессмертная игра .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef532606d219b5a2551de75240964c6f__1719860100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/6f/ef532606d219b5a2551de75240964c6f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Immortal Game - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)