Ван Цзи (философ)
Ван Цзи | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Ван Цзи | ||
| |||
Лунси ( любезное имя ) | |||
китайский | Лунси | ||
| |||
Лунси Сяньшэн ( художественное название ) | |||
китайский | г-н Лун Си | ||
|
Ван Цзи (1498–1583), любезное имя Лунси , был китайским философом и писателем времен династии Мин . Его обычно считают одним из самых важных неоконфуцианских мыслителей школы Ван Янмина , наряду с Ван Геном .
Жизнь
[ редактировать ]Ван Цзи был родом из уезда Шаньинь (山陰) префектуры Шаосин (紹興) провинции Чжэцзян . Он стал учеником Ван Янмина довольно рано в своей жизни и в конечном итоге стал одним из его самых важных учеников, внося важную часть в их коллективные посмертные записи о жизни и мысли Янмина. После смерти Янмина Ван Цзи имел тенденцию ассоциировать себя с зарождающимися членами школы Тайчжоу, а не с квиетистскими и ортодоксальными интерпретациями мысли своего учителя. [1]
Философия
[ редактировать ]За пределами добра и зла
[ редактировать ]Ван Лунси интерпретировал краткое изложение своего учения своего учителя в «Четырех предложениях» в свою собственную форму, «Четыре ничего» (四无), в которой говорилось: «Если мы осознаем, что разум — это ум, который не является ни добрым, ни злым. , что намерение - это намерение, которое не является ни добрым, ни злым, что знание - это знание, которое не является ни добрым, ни злым, и что вещи - это вещи, которые не являются ни добрыми, ни злыми, тогда бездумный разум скрыт в тайне, непреднамеренное намерение прекрасно реагирует , незнающее знание воплощается в покое, а вещи без вещей функционируют духовно». Это вещь без добра и зла. Сердце без намерения скрыто, смысл без намерения совершенен, знание без знания безмолвно, а вещь без вещи духовно) Это учение призвано стереть разницу между субъектом и объектом, проникнув в разум не-ума. [2] Лунси предполагал, что если, по мнению Ван Янмина, разум лишен добра и зла, то и все мысли, воля и интуитивное познание должны быть такими же. [3]
По словам Ван Лунси, Ван Янмин сказал: «Если человек сможет осознать изначальную субстанцию, в которой нет ни добра, ни зла, он узнает, что такое абсолютное Ничто. И тогда вся воля, знание и вещи возникнут из Ничто. Как только это произойдет, сделано, оно решает все. Усилие — это суть. Эта истина проста и непосредственна. Это секрет, который следует передавать от одного разума к другому». [4]
Интуитивное знание
[ редактировать ]Ван развил концепцию интуитивного знания своего учителя (良知, лянчжи ) на три основных аспекта: изолированное знание (獨知, дучжи ), первичное знание (乾知, цяньчжи ) и свободное знание, или знание и действие (無思無為, уси увэй). ). Лунси считал, что в одиночном знании «ничто не оригинально. Оно невидимо и неслышимо и является основой Лян Чжи. Именно благодаря этой основе явление и невидимость (реальность), субстанция и функция переплетаются и недифференцируются». ." Одиночное знание знает себя, ни к чему не привязанное (в том числе и к самому себе), оно называется знанием одиночного . Согласно Ицзин , «Познать великое начало – это первичное знание». Лунси объяснил, что «тот, кто обладает первичными знаниями, силен, настойчив, спокоен и правилен, потому что первоначальные знания являются источником всего этого». Знание, свободное от мысли и действия, — это чистое просветление через прямую спонтанность, совершенное как в действии, так и в покое, за пределами бытия и небытия. [5] Эти три аспекта интуитивного знания составляют основу учения Ван Лунси.
Интуитивное познание следует отличать, по мнению Лунси, от волевых идей и мимолетных мыслей, составляющих обычное восприятие вселенной. Таким образом, можно отменить все обычное сознание в интуитивном знании за пределами всех преходящих мыслей, идей, добра и зла. В пустоте Лянчжи могут возникнуть проявления добра, но они неизбежно пройдут, как эхо, оставив лишь пустоту интуитивного знания. [6]
Прямая реализация
[ редактировать ]Для Ван Лунси постижение Ничто и интуитивное познание происходит посредством «разума абсолютного настоящего» (見在心, jianzaixin ), говоря, что «Когда разум находится в абсолютном настоящем, он будет свободен от ухода прошлое и будущее будущего, и будут едины». Абсолютное настоящее — это момент в настоящем, который находится за пределами размышлений и размышлений и представляет собой просто спонтанное действие. [7]
Лунси различал докосмические (先天, сяньтянь ) и посткосмические (後天, хоутянь ) знания. Посткосмическое знание возникает в уме, когда еще существует концептуальное мышление (т. е. когда разум еще не постиг лянчжи ). Это эквивалентно искренности воли, которую Лунси охарактеризовал как учение Ван Янмина. Докосмическое знание предшествует концептуальному мышлению, чистому знанию, «которое есть Ничто, а также бытие, невыраженное и всегда выражающееся, за пределами различия добра и зла и высшего добра». [8] Единственное, что нужно сделать, — это позволить уму стоять в правильном положении, которое на самом деле не является никаким положением, поскольку разум — это универсальное существо, а также универсальное Ничто. Введение этих двух методов реализации, одного из которых является прямым (докосмическим), а другого временным (посткосмическим), привело Лунси к синтезу чань-буддизма , даосизма и неоконфуцианской мысли как индивидуальных методов постижения Ничто.
Критикуя недостатки посткосмических учений, Лунси отмечали, что их ученики неизбежно привязываются к ним, несмотря на их условность. Таким образом, секретный ключ — это спонтанное функционирование, свободное от предубеждений и привязанностей и подходящее к любым обстоятельствам. [9] В соответствии с доктриной Ван Цзи об изначальной субстанции, т.е. о прямом просветлении, изначальная субстанция должна быть идентична усилию, реализация — совершенствованию, а природа — усилию. Он пришел к выводу, что, если между ними возникнет хотя бы небольшое расхождение, путь к единству и единству будет потерян. [10]
Влияние и критика
[ редактировать ]Ван Янмин считал идеи Ван Цзи об интуитивном знании, превосходящем добро и зло, идеями ученика с острым умом, в то время как взгляды других учеников, которые подчеркивали моральный характер мимолетных мыслей, должны были наставлять тех, у кого меньше знаний. Однако он предупредил Лунси, что «не следует показывать свою интерпретацию людям. Нельзя с готовностью ожидать от них полной реализации единства первоначальной субстанции ума и усилия. Ибо нелегко найти в этом мире людей с острым интеллектом». В противном случае они будут представлять себе изначальную субстанцию в вакууме. Что бы они ни делали, они не будут делать ничего, кроме пустого и спокойного ума, и совершат ошибку, пропустив [не выполнив надлежащие шаги]. ." [4]
В целом школы Ван Цзи и школа тайчжоуская Ван Гэня были единственными традициями янминистской мысли, приспособившимися к романтическому, эмоциональному и чувственному настроению поздней династии Мин, которое было представлено такими произведениями, как роман « «Золотой лотос» (среди многих других народных драм и романов, посвященных страсти и эмоциям), поэзия Юань Хундао , живопись Сюй Вэя и каллиграфия Дун Цичана . [11] Философия выдающегося мыслителя-индивидуалиста конца Мин Ли Чжи была во многом вдохновлена идеями Ван Янмина и Ван Цзи, особенно в форме его концепции «детского ума». [12]
Хуан Цзунси считал, что Ван Цзи исказил и исказил учение Ван Янмина, добавив элементы чань-буддизма . [1]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лиден 2018 , стр. 134.
- ^ Чанг 1973 , стр. 36–37.
- ^ Тан 1970 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Окада 1970 , с. 128.
- ^ Чанг 1973 , стр. 40–41.
- ^ Тан 1970 , стр. 114–115.
- ^ Чанг 1973 , с. 43.
- ^ Тан 1970 , стр. 115–116.
- ^ Окада 1970 , с. 129.
- ^ Окада 1970 , с. 136.
- ^ Окада 1970 , с. 121.
- ^ де Бари 1970 .
Ссылки
[ редактировать ]- Лиден, Йоханна (2018). Движение Тайчжоу: осознанность в Китае шестнадцатого века (PDF) (докторская диссертация). Стокгольмский университет.
- Чанг, Чун-юань (1973). « «Основной источник идентичности» в философии Ван Лун-ци». Философия Востока и Запада . 23 (1/2): 31. JSTOR 1398063 .
- Тан, Цзюньи (1970). «Развитие концепции морального разума от Ван Ян-мина до Ван Чи». В де Бари, Уильям Теодор (ред.). Я и общество в мысли Мин . ISBN 0231032714 .
- Окада, Такехиро (1970). «Ван Чи и рост экзистенциализма». В де Бари, Уильям Теодор (ред.). Я и общество в мысли Мин . ISBN 0231032714 .
- де Бари, Уильям Теодор (1970). «Индивидуализм и гуманизм в мысли позднего Мин». В де Бари, Уильям Теодор (ред.). Я и общество в мысли Мин . ISBN 0231032714 .