Jump to content

Книга лорда Шанга

Книга лорда Шанга
Традиционный китайский Шан Цзюньшу
Упрощенный китайский Шан Цзюньшу
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinShāng jūn shū
Gwoyeu RomatzyhShang jiun shu
Wade–GilesShang1 chün1 shu1
IPA[ʂáŋ tɕýn ʂú]
Yue: Cantonese
Yale RomanizationSēung gwān syū
JyutpingSoeng1 gwan1 syu1
IPA[sœŋ˥ kʷɐn˥ sy˥]
Southern Min
Hokkien POJSiong kun chhu
Tâi-lôSiong kun tshu
Old Chinese
Baxter–Sagart (2014)*s-taŋ C.qur s-ta

Книга Господа Шана ( традиционный китайский : 商君書 ; упрощенный китайский : 商君书 ; пиньинь : Шан Цзюнь Шу ) — древний китайский текст III века до нашей эры, считающийся основополагающим трудом « китайского легализма ». Самый ранний из сохранившихся таких текстов (второй — « Хань Фейцзы» ), [1] он назван в честь и в некоторой степени приписывается крупному Цинь реформатору Шан Яну , который служил министром герцога Цинь Сяо (годы правления 361–338 до н.э.) с 359 г. до н.э. до своей смерти в 338 г. до н.э. и обычно считается отцом «законничества» этого государства. [2]

Книга лорда Шана включает большое количество постановлений, эссе и придворных петиций, приписываемых Шан Яну, а также бесед, произнесенных при дворе Цинь. В книге основное внимание уделяется поддержанию общественного порядка посредством системы беспристрастных законов, строго распределяющих вознаграждения и наказания за действия граждан. В первых главах рекомендуется развивать сельское хозяйство и подавлять другие второстепенные виды деятельности, а также поощрять воинские качества для использования при создании и поддержании государственной армии для завоевательных войн. [3]

Встречаться

[ редактировать ]
Страницы из печатного издания «Книги лорда Шанга»

Переводчик -китаевед Юрий Пайнс датирует главы работы диапазоном от 300 г. до н.э. до 230 г. до н.э., примерно во время объединения Китая государством Цинь . Работа философски созревает в главах 6 (Расчет земли) и 7 (Открытие заблокированного), становится более административной и удобной в главе 14 (Культивирование авторитета), а в конце работы есть более сложные главы, главы 24 ( Запрещение и поощрение) и 25 (Внимание к закону), где глава 26 (Установление разделений) «отражает административные реалии накануне объединения империи».

Хотя некоторые работы были созданы при жизни Шан Яна или вскоре после этого, на их написание, вероятно, ушло более столетия. Даже в императорском Китае Чжоу Дуаньчао из династии Южная Сун не верил, что она была написана самим Шан Яном, считая его более «одаренным чиновником закона», по крайней мере, по сравнению с « Записями великого историка» . [4] Как отмечал ранний стипендиат JJL Duyvendak , если не считать стилистических несоответствий произведения, большая часть произведения вряд ли была бы написана самим Шан Яном, если бы, как утверждает Сыма Цянь, он был убит почти сразу после ухода с поста. [5]

Тем не менее, не используя кавалерию, Пайнс полагает, что военные главы, такие как 10, 11 и 19, определенно относятся к четвертому веку до нашей эры, как и следует из книги. [6]

Текстовая традиция

[ редактировать ]

Поскольку некоторые главы были написаны спустя десятилетия или даже более столетия после его смерти, ни один критически настроенный учёный не предполагает, что текст был написан Шан Яном. Пайнс полагает, что «некоторые главы, вероятно, были написаны самим Шан Яном; другие могут быть написаны руками его непосредственных учеников и последователей». Однако, хотя оно и очень сложное, оно, тем не менее, формирует «относительно последовательное идеологическое видение», вероятно, отражающее эволюцию того, что Чжэн Ляншу (1989) назвал «интеллектуальным течением» Шан Яна (сюэпай學派). [7]

Как и более поздний Хань Фейцзы , «Книга лорда Шана» настаивает на анахронизме политики далекого прошлого, опираясь на новейшую историю. [8] По сравнению с «Хань Фейцзы», хотя и считая их «второстепенными отступлениями», Юрий Пайнс отмечает в Стэнфордской энциклопедии философии , что Книга лорда Шана «допускала возможность того, что необходимость в чрезмерном принуждении прекратится и будет развиваться более мягкая, основанная на морали политическая структура». По мнению Пайна, Хан Фейзи этого не делает. [9]

Майкл Пуэтт и Марк Эдвард Льюис сравнивают обряды Чжоу с «законничеством» Шан Яна . [10]

правителя Пайнс считал Шанцзюньшу, вероятно, самым ранним текстом, в котором положение (а не просто самого правителя) имеет решающее значение для благополучия государства. Однако текст в значительной степени сосредоточен на отношениях между государством и обществом, а не на «монархической власти». [11]

Книга лорда Шана учит, что «Закон является выражением любви к людям... Мудрец, если он способен укрепить таким образом государство, не копирует себя по образцу древности, и если он способен принести пользу людям тем самым не придерживается установленных обрядов». [12] По существу, поддерживаемая философия является явно антиконфуцианской :

Софистика и хитрость — помощь беззаконию ; обряды и музыка — симптомы распущенности и распущенности; доброта и благожелательность — кормилица беззаконий; трудоустройство и продвижение по службе – это возможности для жадности нечестивцев. Если беззаконию способствуют, оно становится обычным явлением; если есть симптомы распущенности и распущенности, они станут практикой; если есть кормилица для преступлений, они восстанут; если есть возможности для жадности нечестивцев, они никогда не прекратятся. Если эти восемь вещей сойдутся воедино, народ окажется сильнее правительства; но если в государстве не существует этих восьми вещей, правительство будет сильнее народа. Если народ сильнее правительства, государство слабое; если правительство сильнее народа, то и армия сильна. Ибо если эти восемь вещей существуют, то правителю некого будет использовать для защиты и войны, в результате чего государство будет расчленено и придет к разорению; но если этих восьми вещей нет, у правителя есть средства для защиты и войны, в результате чего государство процветает и достигает господства.

- Глава 2, параграф 5 Книги Лорда Шанга , стр. 109, JJ-L. Дуйвендак, 1928 год.

Переводы

[ редактировать ]
  • Дуйвендак, JJL (1928). Книга лорда Шанга . Лондон: Артур Проббстейн; переиздано (1963), Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • (на японском языке) Симидзу, Киёси (1970) Сёши 商子 [Шангзи] Токио: Мэйтоку шуппанся.
  • (на французском языке) Леви, Жан (1981). Книга принца Шанга . Париж: Фламмарион.
  • Сосны, Юрий (2017). Книга лорда Шана - Апологетика государственной власти в раннем Китае (переводы азиатских классиков) . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  • (на немецком языке) Фогельсанг, Кай (2017) Шанджун шу - Сочинения принца Шана . Штутгарт, Альфред Крёнер Верлаг, ISBN 978-3-520-16801-6
Сноски
  1. ^ Пайнс, Юрий, «Законничество в китайской философии», Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2014 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), 1.1 Основные тексты законников, http://plato.stanford.edu/archives/win2014 /записи/китайское-легализм/
  2. ^ Леви (1993) , с. 368.
  3. ^ Кнехтгес и Ши (2014) , с. 810.
  4. ^ Пайнс 2017, 31,37-39. Сокращенная книга лорда Шанга
  5. ^ Шан, Ян (1928). 商君书 [ Книга лорда Шана ] (на китайском языке). Перевод Дуйвендака, Ян Юлиус Лодевийк. п. 81.
  6. ^ Пайнс 2017, 31,37-39. Сокращенная книга лорда Шанга
  7. ^
  8. ^ Льюис, Марк Эдвард (18 марта 1999 г.). Письменность и авторитет в раннем Китае . СУНИ Пресс. ISBN  978-0-7914-4114-5 .
  9. ^ Пайнс, Юрий, «Законничество в китайской философии», Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2014 г.), Эдвард Н. Залта (редактор), 2.1 Эволюционный взгляд на историю, http://plato.stanford.edu/archives/ win2014/entries/китайский-легализм/
  10. ^ Бенджамин Элман, Мартин Керн 2010 стр.17,41. Управление государством и классическое обучение: ритуалы Чжоу в истории Восточной Азии. https://books.google.com/books?id=SjSwCQAAQBAJ&pg=PA17
  11. Пайнс, 2009, стр. 44. Представьте себе Вечную Империю.
  12. ^ «Шан Цзюнь Шу: Реформа закона - проект китайского текста» .
Цитируемые работы
[ редактировать ]

Текст работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1284ca788d42747495311182601222a2__1723054860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/a2/1284ca788d42747495311182601222a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Book of Lord Shang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)