Чао Цуо
Чао Цуо ( упрощенный китайский : Чао Цуо ; традиционный китайский : Чао Цуо , ок. 200–154 гг. до н.э.) [1] ) — китайский философ, политик и писатель. Он был политическим советником и чиновником династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.), известным своими интеллектуальными способностями и дальновидностью в военных и политических вопросах. Он был одним из первых сторонников отмены договора Хэцинь с кочевниками -хунну на севере. Он сравнил относительные сильные и слабые стороны военной тактики ханьцев и сюнну . В письменном труде 169 г. до н. э. он выступал за систематическую политику заселения и защиты приграничных зон. Он предложил, чтобы гражданские мигранты, поддерживаемые правительством, могли одновременно тренироваться в качестве отрядов ополчения, одновременно развивая и обрабатывая отдаленные регионы, которые часто подвергались нападениям со стороны кочевых сил. Он стал жертвой казни, когда политическое соперничество при императорском дворе убедило императора Цзина в том, что смерть Чао ограничит или, по крайней мере, смягчит восстание семи государств .
Чао принял участие в возрождении из забвения « Классика истории» — одного из ранних канонов конфуцианской философии . Несмотря на это, а также несмотря на то, что он был хорошо осведомлен о недостатках династии Цинь (221–206 до н.э.), более поздние ученые Восточной Хань описали его как законника . Интеллектуальный опыт Чао был основан на трудах философов-законников, таких как Шан Ян (ум. 338 г. до н. э.) и Шэнь Бухай (ум. 337 г. до н. э.). Очерки Чао, сохранившиеся в « Книге Хань » I века нашей эры , не обнаруживают какого-либо влияния конфуцианских социальных или этических идей. [2] [3]
Карьера
[ редактировать ]Чао Цо родился в Ючжоу, Хэнань , и служил при императорском дворе императора Вэнь Хань (годы правления 180–157 до н. э.) и императора Цзина Хань (157–141 до н. э.). В то время как он служил подчиненным должностным лицом в Министерстве церемоний , однажды император Вэнь призвал его служить в качестве высокого сановника во время обучения у пожилого мастера Фу, или Фу Шэна , академика ( боши 博士), который служил предыдущему Цинь. династии (годы правления 211–206 до н.э.) и спрятал и частично восстановил копию «Классика истории» во время чистки режима Цинь от оппозиционной литературы . [4] Однако, поскольку Фу был слишком стар, чтобы читать лекции, вместо этого он попросил свою образованную дочь преподавать Чао. [5]
Вершиной политической карьеры Чао в столице Чанъань стало его назначение в 155 г. до н.э. на пост императорского секретаря (варианты: великий секретарь, императорский советник) — одну из трех самых высоких должностей в центральном правительстве. [6] Он был хорошо известен своими знаниями в области политики, войны, сельского хозяйства, экономики, защиты границ и управления границами. [6]
Взгляды на политику
[ редактировать ]Внешнеполитическая позиция
[ редактировать ]

Чао был одним из первых известных министров, предложивших императору Вэню, чтобы ханьские армии имели кавалерийную армию, соответствующую кочевым сюнну на севере, поскольку ханьские армии все еще были в основном пехотой , а кавалерия и колесницы играли вспомогательную роль. [7] Он выступал за политику «использования варваров для нападения на варваров», то есть включения сдавшихся всадников-хунну в ханьскую армию, предложение, которое в конечном итоге было принято, особенно с созданием зависимых государств различных кочевников, живущих на границах Хань. [8] Как и Цзя И (201–168 до н.э.), он был одним из первых сторонников прекращения брачного союза Хэцинь и договора о дани с хунну, хотя он выступал против этого по практическим причинам, а не из-за стойкой идеологической позиции Цзя, согласно которой превосходящая оседлая китайская культура должна доминировать над северные кочевники . [9] Соглашение Хэцинь должно было гарантировать мир и стабильность между ханьцами и хунну. Чао считал, что соглашение Хэцинь нарушалось и игнорировалось хунну столько раз (с постоянными набегами и грабежами вдоль границ Хань со стороны лидеров племен и кланов хунну), что договор просто не достиг своих целей и потерял всякую практическую пользу. . [9] Лишь после битвы при Майи (133 г. до н. э.) во время императора У правления (141–87 до н. э.) договор Хэцинь был окончательно отменен в пользу наступательной военной стратегии по расколу Империи сюнну.
Взгляды на военную тактику ханьцев и хунну
[ редактировать ]В меморандуме под названием «Охраняйте границы и защищайте границы», который он представил трону в 169 г. до н. э., Чао сравнил относительную силу боевой тактики сюнну и хань. [10] Что касается ханьских армий, Чао считал, что быстрые всадники сюнну лучше подготовлены к пересеченной местности из-за лучших жеребцов , лучше умеют стрелять из лука и лучше противостоят стихиям и суровому климату, чем китайские солдаты. [11] Однако он считал хуннускую конницу хуже, когда она сталкивалась с ханьской пехотой и колесницами на плоских равнинах. [11] Он подчеркивал превосходство ханьских железных доспехов и оружия над кожаными доспехами и деревянными щитами хунну. [11] Он считал, что китайский составной арбалет и многозарядный арбалет превосходят составной лук хунну. [11] Спешившись, он считал, что хунну, не обученные тактике пехоты, будут уничтожены ханьской пехотой. [11]
Пограничное развитие и управление
[ редактировать ]В своей книге «Расцвет Китайской империи » историк Чунь-шу Чан излагает основные моменты развития границ, воплощенные в предложении Чао «Охранять границы и защищать границы» от 169 г. до н.э. Ниже приведены выдержки из письменного меморандума Чао (примечание: сюнну и другие термины написаны в формате Уэйда-Джайлза ). Из исторических записей ясно, что император Вэнь одобрил предложение Чао и немедленно набрал людей для службы на северной границе. [12] Чао написал:

Необходимо расселить постоянных жителей в приграничных районах, так как экспедиционные солдаты из других частей империи не понимают характера и способностей сюнну... Правительство предоставит переселенцам дома и землю.
Для иммигрантов в таких приграничных районах правительство построит города-крепости, хорошо защищенные высокими стенами, глубокими рвами, катапультами и шипами. Каждый город, вдоль стратегических точек и магистралей, будет рассчитан на проживание не менее тысячи домохозяйств... Каждый обнесенный стеной город будет иметь внутреннюю и внешнюю стену на расстоянии 150 шагов (около 209 метров) друг от друга. Каждый жилой район в районе внешней стены должен быть окружен «песчаными полями» (тянь-тянь, «небесные поля»), чтобы обнаружить вторжение врагов в ночное время (злоумышленники оставят следы на полях). .
Правительство построит дома и предоставит сельскохозяйственные инструменты до прибытия мигрантов. Оно также будет обеспечивать мигрантов зимней и летней одеждой и едой, пока они не станут самоокупаемыми... Правительство будет покупать партнеров для тех мигрантов, у которых нет мужей и жен, поскольку без партнера мигрант не будет удовлетворен на границе.
Правительство вознаградит любого, кто остановит набег сюнну, и наградит его половиной того, что он получит от врага.
Сначала вербуйте обычных и помилованных каторжников, затем рабов, данных хозяевами для приобретения аристократических званий, а затем всех тех простолюдинов, которые пожелают пойти. Правительство наградит их званиями, а их семьи будут освобождены от налогов и служебных требований.
Правительство будет создавать приграничные сообщества, которые укоренены на местном уровне, тесно связаны, взаимопомощь и объединены в военном отношении против «варваров». Эта система будет гораздо более эффективной, чем опора на солдат гарнизона из внутренних районов. [13]
Позже Чао внес некоторые поправки в свое предложение, которые также принял император Вэнь. [14] В их число входило следующее:
Приграничные города будут расположены вблизи водных ресурсов и изобилия хороших пахотных земель.
Каждый дом будет иметь две спальни и одну гостиную и будет полностью обставлен мебелью и необходимой бытовой техникой. В жилой зоне будут посажены деревья.
Правительство будет нанимать врачей и шаманов для каждого нового приграничного поселения, чтобы заботиться о медицинских и религиозных потребностях иммигрантов.
В организации пять семей будут состоять из у , возглавляемого у-чаном (главой ячейки из пяти семей); десять у будут включать в себя ли (опеку), которую возглавит цзя-ши (глава палаты); четыре ли составляют лен (компанию), которую возглавляет чиа-у-пай (глава пятисот человек); десять залогов составляют букву «и» (город), которую возглавляет цзя-хоу (магистрат). Каждый лидер будет выбран из числа наиболее талантливых, способных, знакомых с местными условиями и лучше всех понимающих умы людей мигрантов.
Все способные мужчины пройдут военную подготовку в мирное время под руководством руководителей своих местных подразделений и будут сражаться группами под руководством этих руководителей.
Всем мигрантам будет запрещено покидать свои населенные пункты без разрешения правительства. [15]
Чао Мемориал трону оказал большое влияние на более позднюю политику суда при императоре У после того, как его офицер Хо Цюбин (140–117 до н.э.) уничтожил силы сюнну, населявшие коридор Хэси . Затем ханьцы колонизировали этот регион, простиравшийся от Ланьчжоу до Нефритовых ворот , регион, который обеспечивал доступ к западным регионам Таримской котловины и Центральной Азии .
Взгляды на купеческое и крестьянское сословие
[ редактировать ]
Как и его коллеги-дворяне , Чао Цо относился к крестьянам с беспокойством, а к купеческому классу - с определенным презрением. Что касается бремени высоких налогов и барщинных повинностей, налагаемых на фермеров-крестьян, Чао однажды отметил, что средняя крестьянская семья из пяти человек, включая двух взрослых мужчин (достаточно взрослых для отработки), сможет обрабатывать только до 100 МОУ ( 4,57 га или 11,3 акра ), на которых было произведено около 100 ши (2000 литров ) зерна, однако во времена голода и засухи высокие налоги штата вынуждали крестьян брать ссуды под высокие проценты, что привело к долгам, бедности и новой зависимости от влиятельных землевладельческих семей. . [17] Историк Сыма Цянь (145–86 до н. э.) в своих «Записках великого историка» (составленных в период с 109 по 91 до н. э.) отмечал, что успешные купцы, разбогатевшие на торговле, часто вкладывали свой капитал в землю, присоединяясь таким образом к элитному классу землевладельцев. [18] Как ясно дает понять Чао Цуо, антиторговая политика правительства по повышению налогов почти не затрагивала тех, кто обладал большим богатством, в то время как чрезмерное налогообложение крестьян вытесняло их с их земельных участков и позволяло торговцам переселиться туда: [16]
В настоящее время в крестьянской семье из пяти человек минимум двое из них обязаны нести трудовую повинность. Площадь их пашни не более ста му [11,3 акра]; выход которого не превышает 100 ших [около 2000 литров]. Фермеры пашут весной, пропалывают летом, жнут осенью и заготавливают зимой; они вырубают подлесок и древесину на топливо и оказывают правительству трудовые услуги. Им не избежать ветра и пыли весной, знойной жары летом, сырости и дождя осенью, холода и льда зимой. Таким образом, круглый год они не могут позволить себе ни дня отдыха. Кроме того, они должны встречать гостей по прибытии и провожать их при отъезде; им приходится оплакивать умерших и спрашивать о больных. Кроме того, им приходится воспитывать младенцев. Хотя они так усердно работают, им все равно приходится переносить такие бедствия, как наводнения и засухи. Иногда налоги собираются совершенно неожиданно; если заказы отданы утром, они должны быть готовы оплатить к вечеру. Чтобы удовлетворить этот спрос, фермерам приходится продавать свое имущество за полцены, а бедным приходится занимать деньги под двести процентов. В конце концов, чтобы погасить кредит, им приходится продавать поля и жилища, а иногда даже детей и внуков в рабство. С другой стороны, крупные торговцы получают двести процентов прибыли, накапливая запасы товаров, в то время как более мелкие торговцы сидят рядами на рыночных прилавках, покупая и продавая. Они занимаются излишней роскошью и ведут легкую жизнь в городах. Пользуясь настоятельными требованиями правительства, они продают товары по двойной цене. Хотя они никогда не занимаются сельским хозяйством, а их женщины не выращивают шелкопряда и не ткут, они всегда носят вышитую и разноцветную одежду и всегда едят прекрасное просо и мясо. Не испытывая страданий фермеров, они получают огромную прибыль. Пользуясь своим богатством, они общаются с королями и маркизами. Их власть превышает власть чиновника, и они стараются превзойти друг друга в использовании своих прибылей. Они праздно бродят по роумингу на расстоянии тысячи ли ; Их так много, что они образуют длинные очереди на дорогах. Они ездят в хорошо построенных каретах и хлещут жирных лошадей, носят шелковые туфли и тянут белые шелковые [одежды]. Неудивительно, что купцы захватывают фермеров, а фермеры становятся бродягами, кочующими с одного места на другое. [16]
Об этом отрывке покойный Нисидзима Садао 西嶋定生 (1919–1999), почетный профессор , Токийского университета писал: «Это обвинение раскрывает поразительные контрасты между жизнью фермеров и торговцев в бывшей Хань и показывает, что суровое налогообложение просто привело к обеднению первое и обогатило второе». [18]
Падение
[ редактировать ]Чао помог организовать усилия центрального правительства по уменьшению размеров и подрыву подчиненных королевств в Империи Хань . [2] Когда недовольные короли семи разных королевств замышляли восстание против центральной власти , политические враги Чао при дворе (среди них Юань Ань ) использовали это как предлог, чтобы убедить императора Цзина сместить и устранить Чао, чтобы успокоить этих королей. [2] Поэтому император Цзин казнил Чао в 154 г. до н.э. [2] Однако император Цзин вскоре осознал ложность претензий политических врагов Чао, когда король У Лю Би (правящий полуавтономным королевством в северном Чжэцзяне и южном Цзянсу ) и его монархические союзники подняли открытое восстание против Императора. [2]
Примечания
[ редактировать ]- ^ 3-й год бывшего периода правления императора Цзина. Год соответствует 9 ноября 155 г. до н. э. — 29 октября 154 г. до н. э. по пролептическому юлианскому календарю.
- ^ Jump up to: а б с д и Лоу (1986), 149.
- ^ Кинни, Энн Бенке (2004). Представления о детстве и юности в раннем Китае . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-4731-8 .
- ^ Крамер (1986), 760.
- ^ Чу (1972), 56.
- ^ Jump up to: а б Лоу (1986), 148–149.
- ^ Космо (2002), 203–204.
- ^ Ю (1967), 14.
- ^ Jump up to: а б Ди Космо (2002), 202–203.
- ^ Чанг (2007), 18.
- ^ Jump up to: а б с д и Ди Космо (2002), 203.
- ^ Чанг (2007), 19.
- ^ Чанг (2007), 18–19.
- ^ Чанг (2007), 20.
- ^ Чанг (2007), 19–20.
- ^ Jump up to: а б с Садао (1986), 577–578.
- ^ Садао (1986), 556–557.
- ^ Jump up to: а б Садао (1986), 578.
Ссылки
[ редактировать ]- Чанг, Чун-шу. (2007). Возвышение Китайской империи: Том II; Граница, иммиграция и империя в ханьском Китае, 130 г. до н.э. – 157 г. н.э. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-11534-0 .
- Чу, Тун-цу. (1972). Династия Хань в Китае: Том 1: Социальная структура Хань . Под редакцией Джека Л. Далла. Сиэтл и Лондон: Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-95068-4 .
- Ди Космо, Никола. (2002). Древний Китай и его враги: рост могущества кочевников в истории Восточной Азии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-77064-5 .
- Крамерс, Роберт П. (1986). «Развитие конфуцианских школ» в Кембриджской истории Китая: Том I: Империи Цинь и Хань , 221 г. до н.э. - 220 г. н.э., 747–756 гг. Под редакцией Дениса Твитчетта и Майкла Лоу. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-24327-0 .
- Лоу, Майкл. (1986). «Бывшая династия Хань» в Кембриджской истории Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Под редакцией Дениса Твитчетта и Майкла Лоу. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-24327-0 .
- Садао, Нисидзима. (1986). «Экономическая и социальная история бывшей Хань» в Кембриджской истории Китая: Том I: Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. , 545–607 гг. Под редакцией Дениса Твитчетта и Майкла Лоу. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-24327-0 .
- Юй, Ин-ши. (1967). Торговля и экспансия в ханьском Китае: исследование структуры китайско-варварских экономических отношений . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- 154 г. до н.э. смерти
- Казни во 2 веке до нашей эры
- Военные писатели Императорского Китая
- Китайские писатели-экономисты
- Китайские политические писатели
- Казненные люди династии Хань
- Казненные люди из провинции Хэнань
- Философы династии Хань
- Правительственные чиновники династии Хань
- Законничество (китайская философия)
- Людей казнили, разрезав пополам
- Люди, казненные династией Хань
- Философы из провинции Хэнань
- Политики из Сюйчана
- Писатели из Сюйчана
- Китайские реформаторы