Jump to content

Даюань

Даюань « Фергане ) была одной из трёх развитых цивилизаций Центральной Азии около 130 г. до н. э., вместе с Парфией и Греко-Бактрией . Согласно китайскому историческому труду Книга Хань» ,

Даюань (или Тайюань ; китайский : 大宛 ; пиньинь : Даюань ; букв. «Великие ионийцы »; среднекитайский дай С -jwɐn < LHC : dɑh-ʔyɑn [1] ) — китайский экзоним страны, существовавшей в Ферганской долине в Центральной Азии , описанной в китайских исторических трудах «Записи великого историка» и « Книга Хань» . Он упоминается в отчетах китайского исследователя Чжан Цяня в 130 г. до н.э. и в многочисленных посольствах, следовавших за ним в Среднюю Азию. Страна Даюань обычно считается относящейся к Ферганской долине , контролируемой эллинистическим городом-государством Александрия Эсхате (современный Худжанд , Таджикистан ), который на английском языке, вероятно, можно понимать как «греко-ферганский город-государство».

В этих китайских источниках «даюань» описывается как урбанизированное население с европейским фенотипом, живущее в окруженных стенами городах и имеющее «обычаи, идентичные обычаям Даксии » или греко-бактрийцев , эллинистического царства, которое в то время управляло Бактрией на территории сегодняшнего северного Афганистана . Даюаней также называют производителями и большими любителями вина. [2]

Даюань были потомками греков, насильственно переселенных в этот район Персидской империей , а также последующих греческих колонистов , которые поселились Александром Великим в Фергане в 329 г. до н.э. (см. Александрия Эсхат ) и процветали в эллинистическом царстве Селевкиды скифов и греко-бактрийцы , пока они не были изолированы миграциями юэчжи около 160 г. до н. э. и в 140 г. Похоже, что имя «Юань» было просто транслитерацией санскритского Явана или Пали Йона , используемого в Азии для обозначения Греки ионийцы »), поэтому Даюань означало «Великие ионийцы». [3] [ нужен лучший источник ]

Символы Даюаня , связывающие иероглиф «Великий» и иероглиф, первоначально изображающий двух человек, сидящих под одной крышей, но используемый здесь из-за его звукового значения. Оно произносится как «юань» вместо более обычного «вон».

К 100 г. до н.э. даюань подверглись нападению, а затем разгрому династии Хань в Хань-Даюаньской войне . Взаимодействие между даюаньцами и китайцами имеет историческое значение, поскольку оно представляет собой один из первых крупных контактов между урбанизированной цивилизацией Центральной Азии и китайской цивилизацией, открывая путь к формированию Шелкового пути , который должен был связать Восток и Китай. Запад в материальном и культурном обмене с I века до нашей эры по XV век. [ нужна ссылка ]

, этот регион находился под властью Персии Начиная с Ксеркса I и с этого времени начал заселяться греками. Когда греки в других частях Персидской империи восставали или создавали другие проблемы, их сослали в Согдию , на крайнем северо-востоке Персидской империи, в самый отдаленный сегмент от их родины. Самый большой город на этом северо-восточном форпосте Персидской империи был известен грекам как Кирополь , в честь персидского императора Кира Великого . Таким образом, ко времени падения Персии Александру Македонскому греческие деревни, язык и культура были общими в этой области.

Эллинистическое правление (329–160 до н.э.)

[ редактировать ]
Вероятный греческий солдат (возможно, король, судя по королевской повязке), шерстяная настенная драпировка, гобелен Сампула , III–II века до н.э., Сампул, Урумчинский Синьцзяна . музей

Ферганский регион был завоеван Александром Македонским в 329 г. до н.э. и стал его самой передовой базой в Центральной Азии. Он основал (вероятно, захватив и переименовав Кирополь) город-крепость Александрия Эсхате (букв. «Александрия Дальняя») в юго-западной части Ферганской долины , на южном берегу реки Сырдарья (древний Яксарт), у расположение современного города Худжанда (также называемого Хоздент, бывший Ленинабад), в государстве Таджикистан . Александр построил вокруг города кирпичную стену длиной 6 километров и, как и в других основанных им городах, поселил там гарнизон из своих отставных ветеранов и раненых.

Вся Бактрия , Трансоксиана и территория Ферганы оставались под контролем эллинистической империи Селевкидов до 250 г. до н.э. Затем регион добился независимости под руководством греческого правителя Диодота Бактрийского и стал Греко-Бактрийским царством .

Греко-Бактрийское царство (250–160 гг. до н. э.)

[ редактировать ]
Греко -бактрийский царь Евтидем I (230–200 гг. до н. э.)

Греко -бактрийцы удерживали свою территорию, а по словам греческого историка Страбона, вышли даже за пределы Александрии Эсхате и «расширили свою империю до Серики и Фриний » ( Страбон XI.XI.I ). Есть признаки того, что они, возможно, возглавляли экспедиции вплоть до Кашгара в Синьцзяне , что привело к первым известным контактам между Китаем и Западом около 200 г. до н.э. Различные статуэтки и изображения греческих воинов были найдены к северу от Тянь-Шаня и сегодня выставлены в музее Урумчи (Бордман).

Около 160 г. до н. э. территория Ферганы, по-видимому, была захвачена племенами саков (китайцы называли их сай-ванами). Сай-ваны, первоначально поселившиеся в Илийской долине в районе озера Иссык-Куль , отступали на юг после того, как были вытеснены юэчжи (которые сами бежали от хунну ):

Серебряная тетрадрахма царя Евкратида I , вероятно, уступившего сакам территорию Ферганы.

Юэчжи напали на короля Сай («Сай-Ванг»), который продвинулся на значительное расстояние на юг, и затем юэчжи заняли его земли.

Хан Шу, 61 4Б.

Саки оккупировали греческую территорию Даюань, извлекая выгоду из того, что греко-бактрийцы были полностью заняты конфликтами в Индии против индо-греков , и с трудом могли защитить свои северные провинции. По словам У. В. Тарна,

Остальные племена Сай-Вангов, видимо, захватили греческую провинцию Фергану... Занять Фергану в это время было легко: Евкратид только что сверг династию Евтидемидов , сам находился со своим войском в Индии, а в 159 г. встретил свою смерть … Гелиокл , озабоченный сначала возвращением Бактрии, а затем вторжением в Индию, должно быть, отпустил эту отдаленную провинцию.

- В. В. Тарн, Греки в Бактрии и Индии .

Поставьте правило

[ редактировать ]
Сакский , скифский) всадник из местности севернее Тянь-Шаня , Пазырык ( ок. 300 г. до н.э.

Сакское н.э. правление Даюаня, возможно, началось в 160 г. до [ нужна ссылка ] Когда китайский исследователь Чжан Цянь описал Даюань около 128 г. до н.э., он упомянул, что, помимо процветающей урбанизированной цивилизации, существовали воины, «стрелявшие стрелы верхом на лошадях». [4] вероятное описание кочевых конных лучников , типичных для степных цивилизаций того времени, одной из которых были саки . Даюань, вероятно, к тому времени стал царством милитаристского правящего класса саков , взимающего налоги и дань с местного эллинистического населения.

Говорят, что также в 106–101 гг. До н.э., во время конфликта с Китаем, страна Даюань была союзником соседних племен Канджу (вероятно, Соджиа). Китайцы также записывают имя короля Даюаня как «Му-Куа», сакское имя, переведенное по-гречески как Мауакес или Мауэс. Другой скифский правитель по имени Мауэс позже был правителем Индо-Скифского царства на севере Индии в I веке до нашей эры.

Юэчжи миграция

[ редактировать ]

Согласно ханьским в 132 г. до н.э. юэчжи были изгнаны из долины реки Или усунями хроникам , . Они бежали на юг из района реки Или, обошли городскую цивилизацию Даюань в Фергане и вновь расселились к северу от Окса в Бактрии , окончательно отрезав Даюань от контактов с Греко-Бактрийским царством. сформировали Кушанскую империю Примерно в 125 г. до н.э. юэчжи продолжили расширяться на юг, в собственно Бактрию, а затем в I веке н.э. .

Правление и взаимодействие ханьских китайцев

[ редактировать ]

Даюань оставался здоровой и могущественной цивилизацией. [ нужна ссылка ] который имел многочисленные контакты и обмены с Китаем с 130 г. до н.э.

Отчет Чжан Цяня

[ редактировать ]
Чжан Цянь покидает императора Хань Уди в его экспедиции в Среднюю Азию с 138 по 126 год до нашей эры, фреска пещер Могао , 618–712 годы нашей эры.

Около 130 г. до н. э., во времена посольства Чжан Цяня в Среднюю Азию, даюань описывались как жители региона, соответствующего Фергане , далеко на западе Китайской империи.

Столица царства Даюань — город Гуйшань ( Худжанд ), удаленный от Чанъаня на 12 550 ли (Шицзи123 называет столицу Эрши). В королевстве проживает 60 000 семей, население которых составляет 300 000 человек, имеется 60 000 обученных солдат, вице-король и национальный помощник принца. Резиденция генерал-губернатора находится на востоке на расстоянии 4031 ли.

Хан Шу

К юго-западу от них располагались территории юэчжи, а , — греко-бактрийцы еще дальше на юг, за Оксом .

Великий Юэ-чжи расположен примерно в 2000 или 3000 ли к западу от Даюаня; они обитают к северу от реки Куэй (Окс). К югу от них находится Даксия ( бактрийцы ), к западу — Анксида ( парфяне ); на север Канджу ( согдийцы ).

Шиджи , 123.5b

Затем Шиджи объясняет, что юэчжи первоначально населяли коридор Хэси , прежде чем они были побеждены сюнну при Мао-дуне , а затем и его сыне в 176 г. до н.э., что вынудило их выйти за пределы территории Даюаня и переселиться на запад по берегам. Окса, между территорией Даюаня и Бактрии на юге.

Урбанизированные горожане

[ редактировать ]

говорит, что обычаи даюаней Чжан Цянь идентичны обычаям бактрийцев на юге, которые фактически образовали Греко-Бактрийское царство в то время .

Серебряная монета греко-бактрийского царя Гелиокла I (150–125 до н. э.) во времена Чжан Цяня . посольства

Их обычаи (бактрийцы) такие же, как и у Даюаня. Люди имеют фиксированное место жительства и живут в городах-крепостях и обычных домах, как жители Даюаня. У них нет великих королей или глав, но повсюду в их городах-крепостях и поселениях они поставили маленьких королей.

—Шиджи 123.3b ,

Их описывают как горожан, в отличие от других групп населения, таких как юэчжи , усуни или хунну, которые были кочевниками.

Они обнесли стенами города и дома; принадлежащие им большие и малые города, всего семьдесят, содержат совокупное население в несколько сотен тысяч... Других городов в стране более семидесяти.

Хан Шу

Внешний вид и культура

[ редактировать ]

Шиджи комментирует внешний вид и культуру людей вокруг Даюаня:

Хотя штаты от запада Даюаня до Аньси говорят на довольно разных языках, их обычаи в целом схожи, а языки взаимно понятны. У всех мужчин глубоко посаженные глаза, густые бороды и бакенбарды. Они искусны в торговле и готовы торговаться за доли цента. Женщины пользуются большим уважением, а мужчины принимают решения по совету своих женщин. [5]

Они были великими производителями и любителями вина :

В окрестностях Даюаня из винограда делают вино. Богатые люди хранят в своих подвалах до 10 000 и более камней и хранят их несколько десятков лет, не портя. Люди любят вино.

—Шиджи , 123 года

По словам Шиджи, виноград и люцерна были завезены в Китай из Даюаня после посольства Чжан Цяня:

В регионах вокруг Даюаня из винограда делают вино, а более богатые жители хранят до 10 000 или более пикулей . Его можно хранить двадцать или тридцать лет, не портя. Люди любят вино, а лошади любят люцерну. Посланники Хань привезли в Китай семена винограда и люцерны, и император впервые попробовал выращивать эти растения на богатых почвах. Позднее, когда ханьцы приобрели большое количество «небесных коней» и стали прибывать послы иностранных государств со своими свитами, земли со всех сторон от летних дворцов императора и увеселительных башен были засажены виноградом и люцерной, насколько это возможно. глаз мог видеть. [2]

Шиджи также утверждают, что литье металлов было завезено в регион Даюань ханьскими дезертирами :

...отливка монет и сосудов ранее была неизвестна. Однако позже, когда некоторые китайские солдаты, прикрепленные к ханьским посольствам, сбежали и сдались местным жителям, они научили их литье металла и изготовлению оружия. [6]

Хань-Даюаньская война

[ редактировать ]

После сообщений Чжан Цяня (который изначально был тщетно послан для заключения союза с юэчжи против хунну ), китайский император Уди заинтересовался развитием торговых отношений с развитыми городскими цивилизациями Ферганы, Бактрии и Парфии: Сын Неба, услышав все это, рассуждал так: Фергана (Даюань) и владения Бактрии и Парфии — это большие страны, полные редких вещей, с населением, живущим в фиксированных жилищах и занятым занятиями, несколько идентичными занятиям китайского народа. но со слабыми армиями и придавая большое значение богатым продуктам Китая» ( Шидзи , 123).

и вплоть до Селевкидской Сирии» страны посольства, около десяти каждый год, в эти Впоследствии китайцы отправляли многочисленные . -кан (Сирия при Селевкидах), Тяу-чи ( Халдея ) и Шон-ту ( Индия )... Как правило, в течение года совершалось не более десяти таких миссий, причем в минимум пять-шесть». ( Шиджи , 123)

Фрагмент терракотовой скульптуры лошади династии Поздняя Хань (I–II века н.э.)

Китайцев также сильно привлекали высокие и мощные лошади («небесные кони»), имевшиеся во владениях даюаней, имевшие первостепенное значение для борьбы с кочевым хунну. Отказ даюаней предложить им достаточное количество лошадей, а также ряд конфликтов и взаимного неуважения привели к гибели китайского посла и конфискации золота, отправленного в качестве оплаты за лошадей.

Разъяренный и думая, что Даюань слаб, китайский император в 104 г. до н.э. послал Ли Гуанли , брата своей любимой наложницы. Ему дали 6000 всадников и «30 000 молодых людей с дурной репутацией, собранных из провинции». Генерал Ли потерял по пути много людей в мелких боях с местными правителями. После тяжелого поражения в месте под названием Юйчэн Ли пришел к выводу, что он недостаточно силен, чтобы взять столицу противника, и поэтому вернулся в Дуньхуан (около 102 г. до н.э.).

Император Уди ответил, предоставив Ли Гуанли гораздо большую армию, а также огромное количество волов, ослов и верблюдов для перевозки припасов. С этими силами ему без труда удалось добраться до Эрши, столицы Даюаня. После 40-дневной осады китайцы прорвали внешнюю стену и перекрыли подачу воды. Дворяне Эрши убили своего короля и отправили его голову Ли Гуанли, предложив китайцам всех лошадей, которые они хотели. Ли принял предложение, назначил одного из дворян новым королем и удалился с лошадьми. На обратном пути все мелкие государства признали суверенитет Китая. Он достиг Нефритовых ворот около 100 г. до н. э. с 10 000 человек и 1 000 лошадей.

Контакты с Западом были восстановлены после заключения мирного договора с юанем. Послы вновь были отправлены на Запад, караваны отправлены в Бактрию.

Эра торговли и культурного обмена между Востоком и Западом

[ редактировать ]

Шелковый путь, по сути, зародился в I веке до нашей эры после усилий Китая по укреплению дороги в западный мир, как посредством прямых поселений в районе бассейна Тарима, так и дипломатических отношений с Даюанем, парфянами и бактрийцами дальше на запад.

Вскоре последовала интенсивная торговля, подтвержденная увлечением римлян китайским шелком (поставляемым парфянами) с I века до нашей эры, до такой степени, что Сенат тщетно издал несколько указов, запрещающих ношение шелка по экономическим и моральным соображениям. . Об этом свидетельствуют как минимум три значительных автора:

Это также время, когда буддийская вера и греко-буддийская культура начали путешествовать по Шелковому пути, проникая в Китай примерно в I веке до нашей эры.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шюсслер, Аксель. (2009) Минимальный древнекитайский и более поздний ханьский китайский. . Гавайский университет Press. п. 233, 268
  2. ^ Jump up to: а б Уотсон, Бертон (1993). Записи великого историка Сыма Цяня . Перевод Бертона Уотсона. Династия Хань II (пересмотренное издание), стр. 244–245. Издательство Колумбийского университета. ISBN   0-231-08166-9 ; ISBN  0-231-08167-7 (pbk)
  3. ^ Омкар (13 февраля 2017 г.). Промышленная энтомология . Спрингер. ISBN  9789811033049 .
  4. ^ Уотсон, Бертон (1993). Записи великого историка Сыма Цяня . Перевод Бертона Уотсона. Династия Хань II (пересмотренное издание), с. 233. Издательство Колумбийского университета. ISBN   0-231-08166-9 ; ISBN  0-231-08167-7 (pbk)
  5. ^ Уотсон, Бертон (1993). Записи великого историка Сыма Цяня. Перевод Бертона Уотсона. Династия Хань II (пересмотренное издание), стр. 245. Издательство Колумбийского университета. ISBN   0-231-08166-9 ; ISBN  0-231-08167-7 (pbk)
  6. ^ Уотсон, Бертон (1993). Записи великого историка Сыма Цяня . Перевод Бертона Уотсона. Династия Хань II (пересмотренное издание), с. 245. Издательство Колумбийского университета. ISBN   0-231-08166-9 ; ISBN  0-231-08167-7 (pbk)
  • Сыма Цянь , Записки великого историка Китая. Перевод Бертона Уотсона с Ши Чи Сыма Цяня. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1961, Том II, ISBN   0-231-08167-7
  • «Миссия Чжан Цяня на Запад», перевод Фридриха Хирта, опубликованный в Журнале Американского восточного общества , 37/2 (1917), стр. 93–116, адаптация Дж. Мура, исторический факультет Остинского колледжа.
  • Хань Шу , в переводе А. Уайли в журнале Антропологического института Великобритании и Ирландии , Vols. III (1874), стр. 401–452, V (1876), стр. 41–80, X (1881), стр. 20–73, и XI (1882), стр. 83–115, обработка Дж. Мур, исторический факультет Остин-колледжа.
  • Распространение классического искусства в древности , Джон Бордман, Princeton University Press, 1993. ISBN   0-691-03680-2
  • Греки в Бактрии и Индии , У. В. Тарн, издательство Кембриджского университета
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 787669be6dfb300b3403a2ce1556a4e1__1722963480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/e1/787669be6dfb300b3403a2ce1556a4e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dayuan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)