Даюань
Часть серии о |
Исторические китайские экзонимы |
---|
Даюань (или Тайюань ; китайский : 大宛 ; пиньинь : Даюань ; букв. «Великие ионийцы »; среднекитайский дай С -jwɐn < LHC : dɑh-ʔyɑn [1] ) — китайский экзоним страны, существовавшей в Ферганской долине в Центральной Азии , описанной в китайских исторических трудах «Записи великого историка» и « Книга Хань» . Он упоминается в отчетах китайского исследователя Чжан Цяня в 130 г. до н.э. и в многочисленных посольствах, следовавших за ним в Среднюю Азию. Страна Даюань обычно считается относящейся к Ферганской долине , контролируемой эллинистическим городом-государством Александрия Эсхате (современный Худжанд , Таджикистан ), который на английском языке, вероятно, можно понимать как «греко-ферганский город-государство».
В этих китайских источниках «даюань» описывается как урбанизированное население с европейским фенотипом, живущее в окруженных стенами городах и имеющее «обычаи, идентичные обычаям Даксии » или греко-бактрийцев , эллинистического царства, которое в то время управляло Бактрией на территории сегодняшнего северного Афганистана . Даюаней также называют производителями и большими любителями вина. [2]
Даюань были потомками греков, насильственно переселенных в этот район Персидской империей , а также последующих греческих колонистов , которые поселились Александром Великим в Фергане в 329 г. до н.э. (см. Александрия Эсхат ) и процветали в эллинистическом царстве Селевкиды скифов и греко-бактрийцы , пока они не были изолированы миграциями юэчжи около 160 г. до н. э. и в 140 г. Похоже, что имя «Юань» было просто транслитерацией санскритского Явана или Пали Йона , используемого в Азии для обозначения Греки (« ионийцы »), поэтому Даюань означало «Великие ионийцы». [3] [ нужен лучший источник ]
К 100 г. до н.э. даюань подверглись нападению, а затем разгрому династии Хань в Хань-Даюаньской войне . Взаимодействие между даюаньцами и китайцами имеет историческое значение, поскольку оно представляет собой один из первых крупных контактов между урбанизированной цивилизацией Центральной Азии и китайской цивилизацией, открывая путь к формированию Шелкового пути , который должен был связать Восток и Китай. Запад в материальном и культурном обмене с I века до нашей эры по XV век. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]История Таджикистана |
---|
Хронология |
Портал Таджикистана |
Персия
[ редактировать ], этот регион находился под властью Персии Начиная с Ксеркса I и с этого времени начал заселяться греками. Когда греки в других частях Персидской империи восставали или создавали другие проблемы, их сослали в Согдию , на крайнем северо-востоке Персидской империи, в самый отдаленный сегмент от их родины. Самый большой город на этом северо-восточном форпосте Персидской империи был известен грекам как Кирополь , в честь персидского императора Кира Великого . Таким образом, ко времени падения Персии Александру Македонскому греческие деревни, язык и культура были общими в этой области.
Эллинистическое правление (329–160 до н.э.)
[ редактировать ]Ферганский регион был завоеван Александром Македонским в 329 г. до н.э. и стал его самой передовой базой в Центральной Азии. Он основал (вероятно, захватив и переименовав Кирополь) город-крепость Александрия Эсхате (букв. «Александрия Дальняя») в юго-западной части Ферганской долины , на южном берегу реки Сырдарья (древний Яксарт), у расположение современного города Худжанда (также называемого Хоздент, бывший Ленинабад), в государстве Таджикистан . Александр построил вокруг города кирпичную стену длиной 6 километров и, как и в других основанных им городах, поселил там гарнизон из своих отставных ветеранов и раненых.
Вся Бактрия , Трансоксиана и территория Ферганы оставались под контролем эллинистической империи Селевкидов до 250 г. до н.э. Затем регион добился независимости под руководством греческого правителя Диодота Бактрийского и стал Греко-Бактрийским царством .
Греко-Бактрийское царство (250–160 гг. до н. э.)
[ редактировать ]Греко -бактрийцы удерживали свою территорию, а по словам греческого историка Страбона, вышли даже за пределы Александрии Эсхате и «расширили свою империю до Серики и Фриний » ( Страбон XI.XI.I ). Есть признаки того, что они, возможно, возглавляли экспедиции вплоть до Кашгара в Синьцзяне , что привело к первым известным контактам между Китаем и Западом около 200 г. до н.э. Различные статуэтки и изображения греческих воинов были найдены к северу от Тянь-Шаня и сегодня выставлены в музее Урумчи (Бордман).
Около 160 г. до н. э. территория Ферганы, по-видимому, была захвачена племенами саков (китайцы называли их сай-ванами). Сай-ваны, первоначально поселившиеся в Илийской долине в районе озера Иссык-Куль , отступали на юг после того, как были вытеснены юэчжи (которые сами бежали от хунну ):
Юэчжи напали на короля Сай («Сай-Ванг»), который продвинулся на значительное расстояние на юг, и затем юэчжи заняли его земли.
— Хан Шу, 61 4Б.
Саки оккупировали греческую территорию Даюань, извлекая выгоду из того, что греко-бактрийцы были полностью заняты конфликтами в Индии против индо-греков , и с трудом могли защитить свои северные провинции. По словам У. В. Тарна,
Остальные племена Сай-Вангов, видимо, захватили греческую провинцию Фергану... Занять Фергану в это время было легко: Евкратид только что сверг династию Евтидемидов , сам находился со своим войском в Индии, а в 159 г. встретил свою смерть … Гелиокл , озабоченный сначала возвращением Бактрии, а затем вторжением в Индию, должно быть, отпустил эту отдаленную провинцию.
- В. В. Тарн, Греки в Бактрии и Индии .
Поставьте правило
[ редактировать ]Сакское н.э. правление Даюаня, возможно, началось в 160 г. до [ нужна ссылка ] Когда китайский исследователь Чжан Цянь описал Даюань около 128 г. до н.э., он упомянул, что, помимо процветающей урбанизированной цивилизации, существовали воины, «стрелявшие стрелы верхом на лошадях». [4] вероятное описание кочевых конных лучников , типичных для степных цивилизаций того времени, одной из которых были саки . Даюань, вероятно, к тому времени стал царством милитаристского правящего класса саков , взимающего налоги и дань с местного эллинистического населения.
Говорят, что также в 106–101 гг. До н.э., во время конфликта с Китаем, страна Даюань была союзником соседних племен Канджу (вероятно, Соджиа). Китайцы также записывают имя короля Даюаня как «Му-Куа», сакское имя, переведенное по-гречески как Мауакес или Мауэс. Другой скифский правитель по имени Мауэс позже был правителем Индо-Скифского царства на севере Индии в I веке до нашей эры.
Юэчжи миграция
[ редактировать ]Согласно ханьским в 132 г. до н.э. юэчжи были изгнаны из долины реки Или усунями хроникам , . Они бежали на юг из района реки Или, обошли городскую цивилизацию Даюань в Фергане и вновь расселились к северу от Окса в Бактрии , окончательно отрезав Даюань от контактов с Греко-Бактрийским царством. сформировали Кушанскую империю Примерно в 125 г. до н.э. юэчжи продолжили расширяться на юг, в собственно Бактрию, а затем в I веке н.э. .
Правление и взаимодействие ханьских китайцев
[ редактировать ]Даюань оставался здоровой и могущественной цивилизацией. [ нужна ссылка ] который имел многочисленные контакты и обмены с Китаем с 130 г. до н.э.
Отчет Чжан Цяня
[ редактировать ]Около 130 г. до н. э., во времена посольства Чжан Цяня в Среднюю Азию, даюань описывались как жители региона, соответствующего Фергане , далеко на западе Китайской империи.
Столица царства Даюань — город Гуйшань ( Худжанд ), удаленный от Чанъаня на 12 550 ли (Шицзи123 называет столицу Эрши). В королевстве проживает 60 000 семей, население которых составляет 300 000 человек, имеется 60 000 обученных солдат, вице-король и национальный помощник принца. Резиденция генерал-губернатора находится на востоке на расстоянии 4031 ли.
— Хан Шу
К юго-западу от них располагались территории юэчжи, а , — греко-бактрийцы еще дальше на юг, за Оксом .
Великий Юэ-чжи расположен примерно в 2000 или 3000 ли к западу от Даюаня; они обитают к северу от реки Куэй (Окс). К югу от них находится Даксия ( бактрийцы ), к западу — Анксида ( парфяне ); на север Канджу ( согдийцы ).
— Шиджи , 123.5b
Затем Шиджи объясняет, что юэчжи первоначально населяли коридор Хэси , прежде чем они были побеждены сюнну при Мао-дуне , а затем и его сыне в 176 г. до н.э., что вынудило их выйти за пределы территории Даюаня и переселиться на запад по берегам. Окса, между территорией Даюаня и Бактрии на юге.
Урбанизированные горожане
[ редактировать ]говорит, что обычаи даюаней Чжан Цянь идентичны обычаям бактрийцев на юге, которые фактически образовали Греко-Бактрийское царство в то время .
Их обычаи (бактрийцы) такие же, как и у Даюаня. Люди имеют фиксированное место жительства и живут в городах-крепостях и обычных домах, как жители Даюаня. У них нет великих королей или глав, но повсюду в их городах-крепостях и поселениях они поставили маленьких королей.
—Шиджи 123.3b ,
Их описывают как горожан, в отличие от других групп населения, таких как юэчжи , усуни или хунну, которые были кочевниками.
Они обнесли стенами города и дома; принадлежащие им большие и малые города, всего семьдесят, содержат совокупное население в несколько сотен тысяч... Других городов в стране более семидесяти.
— Хан Шу
Внешний вид и культура
[ редактировать ]Шиджи комментирует внешний вид и культуру людей вокруг Даюаня:
Хотя штаты от запада Даюаня до Аньси говорят на довольно разных языках, их обычаи в целом схожи, а языки взаимно понятны. У всех мужчин глубоко посаженные глаза, густые бороды и бакенбарды. Они искусны в торговле и готовы торговаться за доли цента. Женщины пользуются большим уважением, а мужчины принимают решения по совету своих женщин. [5]
Они были великими производителями и любителями вина :
В окрестностях Даюаня из винограда делают вино. Богатые люди хранят в своих подвалах до 10 000 и более камней и хранят их несколько десятков лет, не портя. Люди любят вино.
—Шиджи , 123 года
По словам Шиджи, виноград и люцерна были завезены в Китай из Даюаня после посольства Чжан Цяня:
В регионах вокруг Даюаня из винограда делают вино, а более богатые жители хранят до 10 000 или более пикулей . Его можно хранить двадцать или тридцать лет, не портя. Люди любят вино, а лошади любят люцерну. Посланники Хань привезли в Китай семена винограда и люцерны, и император впервые попробовал выращивать эти растения на богатых почвах. Позднее, когда ханьцы приобрели большое количество «небесных коней» и стали прибывать послы иностранных государств со своими свитами, земли со всех сторон от летних дворцов императора и увеселительных башен были засажены виноградом и люцерной, насколько это возможно. глаз мог видеть. [2]
Шиджи также утверждают, что литье металлов было завезено в регион Даюань ханьскими дезертирами :
...отливка монет и сосудов ранее была неизвестна. Однако позже, когда некоторые китайские солдаты, прикрепленные к ханьским посольствам, сбежали и сдались местным жителям, они научили их литье металла и изготовлению оружия. [6]
Хань-Даюаньская война
[ редактировать ]После сообщений Чжан Цяня (который изначально был тщетно послан для заключения союза с юэчжи против хунну ), китайский император Уди заинтересовался развитием торговых отношений с развитыми городскими цивилизациями Ферганы, Бактрии и Парфии: Сын Неба, услышав все это, рассуждал так: Фергана (Даюань) и владения Бактрии и Парфии — это большие страны, полные редких вещей, с населением, живущим в фиксированных жилищах и занятым занятиями, несколько идентичными занятиям китайского народа. но со слабыми армиями и придавая большое значение богатым продуктам Китая» ( Шидзи , 123).
и вплоть до Селевкидской Сирии» страны посольства, около десяти каждый год, в эти Впоследствии китайцы отправляли многочисленные . -кан (Сирия при Селевкидах), Тяу-чи ( Халдея ) и Шон-ту ( Индия )... Как правило, в течение года совершалось не более десяти таких миссий, причем в минимум пять-шесть». ( Шиджи , 123)
Китайцев также сильно привлекали высокие и мощные лошади («небесные кони»), имевшиеся во владениях даюаней, имевшие первостепенное значение для борьбы с кочевым хунну. Отказ даюаней предложить им достаточное количество лошадей, а также ряд конфликтов и взаимного неуважения привели к гибели китайского посла и конфискации золота, отправленного в качестве оплаты за лошадей.
Разъяренный и думая, что Даюань слаб, китайский император в 104 г. до н.э. послал Ли Гуанли , брата своей любимой наложницы. Ему дали 6000 всадников и «30 000 молодых людей с дурной репутацией, собранных из провинции». Генерал Ли потерял по пути много людей в мелких боях с местными правителями. После тяжелого поражения в месте под названием Юйчэн Ли пришел к выводу, что он недостаточно силен, чтобы взять столицу противника, и поэтому вернулся в Дуньхуан (около 102 г. до н.э.).
Император Уди ответил, предоставив Ли Гуанли гораздо большую армию, а также огромное количество волов, ослов и верблюдов для перевозки припасов. С этими силами ему без труда удалось добраться до Эрши, столицы Даюаня. После 40-дневной осады китайцы прорвали внешнюю стену и перекрыли подачу воды. Дворяне Эрши убили своего короля и отправили его голову Ли Гуанли, предложив китайцам всех лошадей, которые они хотели. Ли принял предложение, назначил одного из дворян новым королем и удалился с лошадьми. На обратном пути все мелкие государства признали суверенитет Китая. Он достиг Нефритовых ворот около 100 г. до н. э. с 10 000 человек и 1 000 лошадей.
Контакты с Западом были восстановлены после заключения мирного договора с юанем. Послы вновь были отправлены на Запад, караваны отправлены в Бактрию.
Эра торговли и культурного обмена между Востоком и Западом
[ редактировать ]Шелковый путь, по сути, зародился в I веке до нашей эры после усилий Китая по укреплению дороги в западный мир, как посредством прямых поселений в районе бассейна Тарима, так и дипломатических отношений с Даюанем, парфянами и бактрийцами дальше на запад.
Вскоре последовала интенсивная торговля, подтвержденная увлечением римлян китайским шелком (поставляемым парфянами) с I века до нашей эры, до такой степени, что Сенат тщетно издал несколько указов, запрещающих ношение шелка по экономическим и моральным соображениям. . Об этом свидетельствуют как минимум три значительных автора:
- Страбон (64/63 г. до н. э. – ок. 24 г. н. э.).
- Сенека Младший (ок. 3 г. до н.э. – 65 г. н.э.).
- Плиний Старший (23–79 гг. н.э.).
Это также время, когда буддийская вера и греко-буддийская культура начали путешествовать по Шелковому пути, проникая в Китай примерно в I веке до нашей эры.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Шюсслер, Аксель. (2009) Минимальный древнекитайский и более поздний ханьский китайский. . Гавайский университет Press. п. 233, 268
- ^ Jump up to: а б Уотсон, Бертон (1993). Записи великого историка Сыма Цяня . Перевод Бертона Уотсона. Династия Хань II (пересмотренное издание), стр. 244–245. Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-08166-9 ; ISBN 0-231-08167-7 (pbk)
- ^ Омкар (13 февраля 2017 г.). Промышленная энтомология . Спрингер. ISBN 9789811033049 .
- ^ Уотсон, Бертон (1993). Записи великого историка Сыма Цяня . Перевод Бертона Уотсона. Династия Хань II (пересмотренное издание), с. 233. Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-08166-9 ; ISBN 0-231-08167-7 (pbk)
- ^ Уотсон, Бертон (1993). Записи великого историка Сыма Цяня. Перевод Бертона Уотсона. Династия Хань II (пересмотренное издание), стр. 245. Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-08166-9 ; ISBN 0-231-08167-7 (pbk)
- ^ Уотсон, Бертон (1993). Записи великого историка Сыма Цяня . Перевод Бертона Уотсона. Династия Хань II (пересмотренное издание), с. 245. Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-08166-9 ; ISBN 0-231-08167-7 (pbk)
Ссылки
[ редактировать ]- Сыма Цянь , Записки великого историка Китая. Перевод Бертона Уотсона с Ши Чи Сыма Цяня. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1961, Том II, ISBN 0-231-08167-7
- «Миссия Чжан Цяня на Запад», перевод Фридриха Хирта, опубликованный в Журнале Американского восточного общества , 37/2 (1917), стр. 93–116, адаптация Дж. Мура, исторический факультет Остинского колледжа.
- Хань Шу , в переводе А. Уайли в журнале Антропологического института Великобритании и Ирландии , Vols. III (1874), стр. 401–452, V (1876), стр. 41–80, X (1881), стр. 20–73, и XI (1882), стр. 83–115, обработка Дж. Мур, исторический факультет Остин-колледжа.
- Распространение классического искусства в древности , Джон Бордман, Princeton University Press, 1993. ISBN 0-691-03680-2
- Греки в Бактрии и Индии , У. В. Тарн, издательство Кембриджского университета
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шицзи 123: Рассказ о Даюане
- Отбор из ханьских повествований
- См. ссылки на Даюань/Фергану в аннотированных переводах Джона Хилла из Хоу Ханьшу 2-го века : [1] 3-го века и Вэйлюэ : http://depts.washington.edu/silkroad/texts/weilue/weilue.html