Греко-Бактрийское царство
Королевство Бактрия Королевство Бактрия Базилея у бактрийцев | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
256 г. до н.э. – ок. 120 г. до н.э. | |||||||||||||
Евкратид Великий в бактрийской версии беотийского шлема , изображенный на его золотой 20-статере, самой крупной золотой монете, когда-либо отчеканенной в древнем мире, ок. 2 век до нашей эры. | |||||||||||||
Капитал | Бактра Ай-Ханум | ||||||||||||
Общие языки | Греческий (официальный) бактрийский санскрит арамейский согдийский парфянский | ||||||||||||
Религия | Древнегреческая религия Греко-буддизм Зороастризм | ||||||||||||
Правительство | Эллинистическая монархия | ||||||||||||
Базилевс | |||||||||||||
• 256–239 гг. до н.э. | Диодот I (первый) | ||||||||||||
• 117–100 гг. до н.э. | Гелиокл I (последний) | ||||||||||||
Историческая эпоха | Античность | ||||||||||||
• Учредил | 256 г. до н.э. | ||||||||||||
• Упразднено | в. 120 г. до н.э. | ||||||||||||
Область | |||||||||||||
184 г. до н.э. [1] | 2 500 000 км 2 (970 000 квадратных миль) | ||||||||||||
|
Греко -Бактрийское царство ( греч . Василея τῆς άκτριανίνης , латинизированное : Basileía tēs Baktrianēs , букв. «Царство Бактрия») было греческим государством эллинистического периода. [2] [3] [4] расположен в Средней Азии . Наряду с Индо-греческим царством на Индийском субконтиненте это была самая восточная часть эллинистического мира. Королевство было основано ок. 256 г. до н. э. сатрапом Селевкидов Диодотом I Сотером и просуществовал до его падения ок. 120 г. до н.э. [а] Им правили династия Диодотидов , династия Евтидемидов и династия Евкратидов.
Греко-Бактрийское царство охватывало большую часть территории современного Афганистана , Узбекистана , Таджикистана и Туркменистана , а также некоторые части Казахстана , Пакистана и Ирана . Расширение дальше на восток с военными кампаниями и поселениями, возможно, достигло границ государства Цинь в 230 г. до н.э. [5] [6] Его города были одними из крупнейших и богатейших в древности; действительно, Бактрия была известна как «земля тысячи городов». [7] [8] [9]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Бактрия была заселена греческими поселенцами со времен Дария I , когда все население Барки , что в Киренаике , было депортировано в регион за отказ сдать убийц. [10] Греческое влияние усилилось при Ксерксе I , после того как потомки греческих жрецов, некогда жившие вблизи Дидимы (запад Малой Азии ), были насильно переселены в Бактрию, [11] а затем и с другими изгнанными греками, большинство из которых были военнопленными. Греческие общины и язык уже были распространены в этом районе к тому времени, когда Александр Македонский завоевал Бактрию в 328 году до нашей эры. [12]
Независимость и династия Диодотидов
[ редактировать ]Диодот, сатрап Бактрии (и, вероятно, близлежащих провинций), основал Греко-Бактрийское царство, когда он отделился от империи Селевкидов около 250 г. до н.э. и стал Василевсом , или царем Диодотом I. Бактрии Сохранившиеся древние источники (см. ниже) несколько противоречивы, а точная дата независимости Бактрии не установлена. Несколько упрощенно, существует высокая хронология ( ок. 255 г. до н. э.) и низкая хронология (ок. 246 г. до н. э.) отделения Диодота. [13] Высокая хронология позволяет объяснить, почему царь Селевкидов Антиох II выпустил очень мало монет в Бактрии, поскольку Диодот стал бы там независимым в начале правления Антиоха. [14] [ нужна страница ] С другой стороны, низкая хронология, начиная с середины 240-х годов до н.э., имеет то преимущество, что связывает отделение Диодота I с Третьей сирийской войной , катастрофическим конфликтом для империи Селевкидов.
Диодот, правитель тысячи городов Бактрии ( лат . Theodotus, mille urbium Bactrianarum praefectus ), перешел на сторону и провозгласил себя царем; все остальные народы Востока последовали его примеру и отделились от македонян. [15]
Новое царство, высоко урбанизированное и считающееся одним из самых богатых на Востоке ( opulentissimum illud mille urbium Bactrianum imperium «Чрезвычайно процветающая Бактрийская империя тысячи городов», по словам историка Юстина [16] ), должен был и дальше расти во власти и заниматься территориальной экспансией на восток и запад:
Греки, вызвавшие восстание в Бактрии, благодаря плодородию страны стали настолько могущественными, что стали хозяевами не только Арианы , но и Индии, как говорит Аполлодор Артемитский : и ими было покорено больше племен, чем Александром… Их городами были Бактра (также называемая Зариаспа, через которую протекает одноименная река, впадающая в Окс ), и Дарапса, и некоторые другие. Среди них была Евкратидия , [17] названный в честь своего правителя. [18]
В 247 году до нашей эры империя Птолемеев (греческие правители Египта после смерти Александра Македонского ) захватила столицу Селевкидов Антиохию . В образовавшемся вакууме власти Андрагор , селевкидский сатрап Парфии, провозгласил независимость от Селевкидов, объявив себя царем. Десять лет спустя он был побежден и убит Арсаком Парфянским, что привело к возникновению Парфянской империи . Это отрезало Бактрию от контактов с греческим миром. Сухопутная торговля продолжалась в замедленном темпе, в то время как морская торговля между греческим Египтом и Бактрией развивалась.
Диодоту наследовал его сын Диодот II , который объединился с парфянским Арсаком в борьбе против Селевка II :
Вскоре после этого, облегченный смертью Диодота, Арсак заключил мир и заключил союз с его сыном, тоже по имени Диодот; некоторое время спустя он сразился с Селевком, пришедшим наказать мятежников, и одержал победу: парфяне праздновали этот день как день, ознаменовавший начало их свободы. [19]
Династия Евтидемидов и вторжение Селевкидов
[ редактировать ]Евтидем , ионийский грек из Магнесии, по словам Полибия , [20] [21] и, возможно, сатрап Согдианы , свергший династию Диодота II около 230–220 гг. до н. э. и основавший собственную династию. Власть Евтидема распространилась на Согдиану, выйдя за пределы города Александрии Эсхат, основанного Александром Македонским в Фергане : [ нужна ссылка ]
И они также владели Согдианой, расположенной над Бактрианой на востоке между рекой Оксом, которая образует границу между бактрийцами и согдийцами, и рекой Яксарт . И Яксарт образует также границу между согдийцами и кочевниками. [22]
Евтидем подвергся нападению со стороны правителя Селевкидов Антиоха III около 210 г. до н.э. Хотя он командовал 10 000 всадников, Евтидем сначала проиграл битву на Арии. [23] и пришлось отступить. Затем он успешно выдержал трехлетнюю осаду укрепленного города Бактры , прежде чем Антиох наконец решил признать нового правителя и предложить одну из своих дочерей сыну Евтидема Деметрию около 206 г. до н.э. [24] Классические источники также сообщают, что Евтидем заключил мир с Антиохом III, предполагая, что он заслуживает похвалы за свержение первоначального мятежника Диодота и что он защищал Среднюю Азию от вторжений кочевников благодаря своим оборонительным усилиям:
... ибо, если бы он не уступил этому требованию, ни один из них не был бы в безопасности: видя, что под рукой были большие орды кочевников, которые представляли опасность для обоих; и что если бы они впустили их в страну, она, несомненно, стала бы совершенно варварской. [21]
В надписи, найденной в Кулябской области Таджикистана , в восточной Греко-Бактрии, и датированной 200–195 гг. до н. э., [25] грек по имени Гелиодот, посвящающий огненный жертвенник Гестии , упоминает Евтидема как величайшего из всех царей, а его сына Деметрия I как «Деметриоса Каллиника», что означает «Деметрий Славный Победитель»: [26] [25]
Перевод (Английский) |
|
---|---|
Транскрипция (оригинальный греческий сценарий ) |
|
Надпись ( древнегреческий ) |
После ухода армии Селевкидов Бактрийское царство, похоже, расширилось. На западе территории северо-восточного Ирана могли быть поглощены, возможно, вплоть до Парфии , правитель которой потерпел поражение от Антиоха Великого . Эти территории, возможно, тождественны бактрийским сатрапиям Тапурии и Траксианы .
Экспансия на Индийский субконтинент (около 180 г. до н.э.)
[ редактировать ]Деметрий , сын Евтидема, начал вторжение на субконтинент незадолго до 180 г. до н. э., через несколько лет после того, как империя Маурьев была свергнута династией Шунга . Историки расходятся во мнениях о мотивах вторжения. Некоторые историки предполагают, что вторжение на субконтинент было направлено на то, чтобы продемонстрировать свою поддержку империи Маурьев и защитить буддийскую веру от религиозных преследований шунгасов, как утверждается в буддийских писаниях (Тарн). Однако другие историки утверждали, что сообщения об этих преследованиях были преувеличены ( Тапар , Ламотт ).
Деметрий, возможно, добирался до столицы империи Паталипутры на территории сегодняшней восточной Индии (сегодня Патна ). Однако эти кампании обычно приписывают Менандру. Вторжение завершилось к 175 г. до н.э. Это создало на северо-западе Индийского субконтинента так называемое Индо-греческое царство , которое просуществовало почти два столетия примерно до 10 г. н.э. Буддийская вера процветала при индо-греческих царях, главным из которых был Менандр I. Это был также период великого культурного синкретизма, примером которого является развитие греко-буддизма .
Евкратид Великий
[ редактировать ]Вернувшись в Бактрию, Евкратид I , то ли полководец Деметрия, то ли союзник Селевкидов , сумел свергнуть династию Евтидемидов и установить собственное правление, недолговечную династию Евкратидов, [29] около 170 г. до н. э., вероятно, свергнув Антимаха I и Антимаха II . Индийская ветвь Евтидемидов попыталась нанести ответный удар. Говорят, что индийский царь по имени Деметрий (вероятнее всего, Деметрий II ) вернулся в Бактрию с 60 000 человек, чтобы изгнать узурпатора, но, очевидно, потерпел поражение и был убит в бою:
Евкратид с большим мужеством вел множество войн и, хотя и был ослаблен ими, был подвергнут осаде Деметрием, царем индийцев. Он совершил множество вылазок и сумел победить 60 000 врагов с помощью 300 солдат, и, таким образом, освободив через четыре месяца Индию, он подчинил свою власть. [31]
Евкратид вел активную кампанию на территории современной северо-западной Индии и правил огромной территорией, о чем свидетельствует его чеканка монет на многих индийских монетных дворах, возможно, вплоть до реки Джелум в Пенджабе . В конце концов, однако, он был отброшен индо-греческим царем Менандром I , сумевшим создать огромную единую территорию.
В довольно запутанном отчете Юстин объясняет, что Евкратид был убит на поле боя «своим сыном и совместным царем», который должен был быть его собственным сыном, либо Евкратидом II , либо Гелиоклом I (хотя есть предположения, что это мог быть сын его врага). Деметрий II ). Сын проехал на своей колеснице по окровавленному телу Евкратида и оставил его расчлененным без гробницы:
Когда Евкратид возвращался из Индии, на обратном пути он был убит своим сыном, которого он присоединил к своему правлению и который, не скрывая своего отцеубийства, как будто он убил не отца, а врага, побежал на своей колеснице над кровью отца своего, и приказал оставить труп без гроба. [31]
Поражения Парфии
[ редактировать ]Во время или после своих индийских кампаний Евкратид подвергся нападению и разгрому парфянского царя Митридата I , возможно, в союзе со сторонниками Евтидемидов:
Бактрийцы, участвовавшие в различных войнах, потеряли не только свое господство, но и свободу, так как, изнуренные войнами против согдийцев, арахотов, дрангов, ариан и индийцев, они были окончательно раздавлены, как будто вытянутые из всех их кровь от врага, более слабого, чем они, парфян. [31]
После своей победы Митридат I получил территорию Бактрии к западу от Ария , области Тапурии и Траксианы : «Сатрапия Турива и сатрапия Аспиона были отняты у Евкратида парфянами». [22]
В 141 году до нашей эры греко-бактрийцы, по-видимому, заключили союз с царем Селевкидов Деметрием II, чтобы снова воевать против Парфии:
Народы Востока приветствовали его (Деметрия II) прибытие, отчасти из-за жестокости парфянского царя Аршакида, отчасти потому, что им, привыкшим к правлению македонцев, не нравилось высокомерие этого нового народа. Таким образом, Деметрий при поддержке персов, элимцев и бактрийцев в многочисленных сражениях разгромил парфян. В конце концов, обманутый ложным мирным договором, он попал в плен. [32]
Историк V века Орозий сообщает, что Митридату I удалось занять территорию между Индом и Гидаспом к концу своего правления ( ок. 138 г. до н. э., прежде чем его царство было ослаблено его смертью в 136 г. до н. э.). [б]
Гелиокл I в конечном итоге правил той территорией, которая осталась. Поражение как на западе, так и на востоке, возможно, сделало Бактрию очень ослабленной и открытой для вторжений кочевников.
Кочевые нашествия и падение
[ редактировать ]Кочевой степной народ, называемый юэчжи, населял регион в тысячах миль к востоку от Бактрии на окраине империи Хань , называемый коридором Хэси . Незадолго до 176 г. до н. э. сюнну вторглись в коридор Хэси, вынудив юэчжи бежать из региона. В 162 г. до н.э. юэчжи были изгнаны хунну на запад, в долину реки Или . В 132 году они были изгнаны из Илийской долины усунями . Выжившие юэчжи снова мигрировали на юг, к территории к северу от реки Окс, где они столкнулись и изгнали кочевую степную нацию под названием Сакастан . [33]
Около 140 г. до н.э. восточные скифы ( саки или сакарауки в греческих источниках), очевидно, подталкиваемые миграцией юэчжей на юг, начали вторгаться в различные части Парфии и Бактрии. Их вторжение в Парфию хорошо задокументировано: они атаковали в направлении городов Мерв , Гекатомполис и Экбатана . Им удалось разбить и убить парфянского царя Фраата II , сына Митридата I, разгромив находившиеся под его командованием греческие наемные войска (войска, которые он приобрел во время победы над Антиохом VII ). Опять же в 123 г. до н. э. преемник Фраата, его дядя Артабан I , был убит скифами. [34]
Когда ханьский китайский дипломат Чжан Цянь посетил юэчжи в 126 г. до н.э., пытаясь заручиться их союзом для борьбы с хунну , он объяснил, что юэчжи поселились к северу от Окса , но также удерживали под своим влиянием территорию к югу от Окса, которая составляет остальная часть Бактрии.
По словам Чжан Цяня, юэчжи представляли собой значительную силу, насчитывавшую от 100 000 до 200 000 конных воинов-лучников. [с] с обычаями, идентичными обычаям хунну, которые, вероятно, легко разгромили бы греко-бактрийские войска (в 208 г. до н.э., когда греко-бактрийский царь Евтидем I противостоял вторжению селевкидского царя Антиоха III Великого , он командовал 10 000 всадников). [23] Чжан Цянь действительно посетил Бактрию (называемую Даксия по -китайски ) в 126 г. до н. э. и изображает страну, которая была полностью деморализована и политическая система которой исчезла, хотя ее городская инфраструктура сохранилась:
Даксия (Бактрия) расположена более чем в 2000 ли к юго-западу от Даюаня, к югу от реки Гуй (Окс). Его жители обрабатывают землю и имеют города и дома. Их обычаи подобны обычаям Даюаня. У него нет великого правителя, а есть лишь несколько мелких вождей, управляющих различными городами. Люди плохо владеют оружием и боятся сражений, но они искусны в торговле. После того, как Великие Юэчжи двинулись на запад и напали на Даксию, вся страна оказалась под их властью. Население страны велико, насчитывает около 1 000 000 и более человек. Столица называется городом Ланши ( Бактра ) и имеет рынок, где покупаются и продаются всевозможные товары. ( Записки великого историка Сыма Цяня , цитата Чжан Цяня, перевод Бертона Уотсона)
Юэчжи продолжили свою экспансию на юг, в Бактрию около 120 г. до н.э., очевидно, еще больше вытесненные вторжениями северных усуней . Похоже, они также вытеснили перед собой скифские племена, которые продолжили путь в Индию, где их стали называть индо-скифами .
Это вторжение в Бактрию также описано в западных классических источниках I века до нашей эры:
Наиболее известны племена, лишившие греков Бактрианы, асии, пасианы, тохары и сакараули, пришедшие из страны по другую сторону Яксарта , напротив саков и согдианов . [36]
Примерно в это же время царь Гелиокл покинул Бактрию и перенес свою столицу в долину Кабула , откуда правил своими индийскими владениями. По-видимому, до Гелиокла в том же регионе и из той же династии жили еще два греко-бактрийских царя, по имени Евкратид II и Платон Эпифан , причем последний, вероятно, был братом Евкратида I. Поскольку Гелиокл покинул территорию Бактрии, технически он является последним Греко-бактрийский царь, хотя несколько его потомков, перейдя за пределы Гиндукуша, образовали бы западную часть Индо -Греческого царства . Последний из этих «западных» индо-греческих царей, Гермей , правил примерно до 70 г. до н.э., когда юэчжи снова вторглись на его территорию в Паропамисадах (в то время как «восточные» индо-греческие цари продолжали править примерно до 10 г. н.э. в территория региона Пенджаб ).
В целом юэжи оставались в Бактрии более века. Они в некоторой степени эллинизировались, о чем свидетельствует принятие ими греческого алфавита для написания своего более позднего иранского придворного языка. [37] [38] и многочисленными сохранившимися монетами, отчеканенными в стиле греко-бактрийских царей, с текстом на греческом языке.
Есть свидетельства сохранения греческого населения в Бактрии после распада Греко-Бактрийского царства. Например, был найден обол ранее неизвестного правителя по имени Антигон, который, судя по всему, правил после распада королевства, о чем свидетельствует использование полулунной сигмы и более низкое художественное качество монеты, датируемой, возможно, концом XIX века. 1 век до нашей эры. Антигон мог ненадолго выиграть битву против юэчжи или саков, прежде чем сам был захвачен. [39]
Около 12 г. до н. э. юэчжи двинулись дальше в северную Индию, где основали Кушанскую империю .
Военные силы
[ редактировать ]До греческого завоевания армии Бактрии в подавляющем большинстве состояли из кавалерии и были хорошо известны как эффективные солдаты, составляя значительную часть кавалерийских контингентов Ахеменидов . 2000 бактрийских всадников сражались при Гранике против Александра и 9000 в битве при Гавгамелах на левом фланге армии Дария. Геродот также упоминает о широком использовании колесниц у бактрийцев. После завоевания Александром Бактрии бактрийские кавалерийские части служили в его армии во время вторжения в Индию , а после индийской кампании Александр увеличил свою элитную компаньонскую кавалерию , добавив бактрийцев, согдийцев и других восточно-иранских кавалеристов. [40] И Эсхил («Персы», т. 318), и Курций упоминают, что Бактрия смогла выставить войско в 30 000 всадников. Большинство этих всадников были легко вооружены, использовали луки и копья, а затем атаковали мечом и копьем. Геродот описывает персидскую конницу Мардония в битве при Платеях (в которую входили бактрийцы) как конных лучников ( гиппотоксотай ). Бактрийская пехота описывается Геродотом как носящая шапки мидийского типа, короткие копья и тростниковые луки скифского типа. [ нужна ссылка ]
Александр и Селевк I поселили македонцев и других греков в Бактрии, и археологические находки в этом регионе также свидетельствуют о значительном присутствии Македонии, о чем свидетельствует наличие символов, стиля чеканки и эпиграфических названий. [41] [42] Греческие гарнизоны в сатрапии Бактрии размещались в крепостях, называемых фруриями , и в крупных городах. Военные колонисты были расселены в сельской местности, и каждый получил надел земли, называемый клерос . Эти колонисты насчитывали десятки тысяч и были обучены по образцу македонской армии . Греческая армия в Бактрии во время антимакедонского восстания 323 г. до н. э. насчитывала 23 000 человек. [40]
Армия Греко-Бактрийского царства тогда представляла собой многоэтническую силу, в которой греческие колонисты составляли большую часть пехоты в виде пикинных фаланг, поддерживаемых легкими пехотными подразделениями местных бактрийцев и наемными тюреофорами, владеющими копьями . [43] Конница была очень большой для эллинистической армии и состояла в основном из местных бактрийцев, согдийцев и других индоиранских легких всадников. Полибий упоминает 10 000 всадников в битве на реке Арий в 208 г. до н.э. Греко-бактрийские армии также включали в себя отряды тяжелобронированных катафрактов и небольшие элитные отряды сопутствующей кавалерии . Третьим родом войск греко-бактрийской армии были индийские боевые слоны , которые на некоторых монетах изображаются с башней ( торакионом ) или хаудой , в которой размещаются люди, вооруженные луками и копьями. Эта сила росла по мере расширения Греко-Бактрийского царства на территорию Индии и широко изображалась на греко-бактрийских монетах. Другие подразделения бактрийских вооруженных сил включали наемников или рекрутов из различных окружающих народов, таких как скифы , дахи , индийцы и парфяне . [ нужна ссылка ]
Культура и контакты
[ редактировать ]Греческая культура в Бактрии
[ редактировать ]Греки начали заселять этот регион задолго до того, как Александр завоевал его. Персидская . империя проводила политику изгнания восставших греческих общин в этот регион задолго до того, как он пал под греческим завоеванием Таким образом, здесь была значительная греческая община, которая расширилась после македонского завоевания.
Греко-бактрийцы были известны своим высоким уровнем эллинистической культуры и поддерживали регулярные контакты как со Средиземноморьем , так и с соседней Индией. Они были в дружеских отношениях с Индией и обменивались послами. В древние времена оно было известно как богатое государство со многими населенными городами, и историк Джастин утверждает, что в королевстве было «тысяча городов».
Их города, такие как Ай-Ханум на северо-востоке Афганистана (вероятно, Александрия на Оксе ) и Бактра (современный Балх ), где были найдены эллинистические останки, демонстрируют сложную эллинистическую городскую культуру. Этот сайт дает представление о греко-бактрийской культуре около 145 г. до н.э., поскольку примерно в этот день город был сожжен дотла во время вторжений кочевников и больше никогда не заселялся. Ай-Ханум «имеет все признаки эллинистического города с греческим театром , гимназией и некоторыми греческими домами с внутренними дворами с колоннадами» (Бордман). остатки классических коринфских При раскопках городища были обнаружены колонн, а также различные скульптурные фрагменты. В частности, был обнаружен огромный фрагмент стопы в превосходном эллинистическом стиле, который, по оценкам, принадлежал статуе высотой 5–6 метров.
Одна из надписей на греческом языке, найденная в Ай-Хануме, Героне Кинеем, датируется 300–250 гг. до н.э. и описывает дельфийские изречения :
Ты красивая женщина
вспыльчивый
средняя ярмарка
посол благоприятный
наконец-то не повезло
В детстве учитесь хорошим манерам.
Будучи юношами, научитесь контролировать свои страсти.
В среднем возрасте будьте справедливы.
В старости дайте добрый совет.
Тогда умри без сожаления.
Были идентифицированы многие другие греко-бактрийские города, например, Александрия Эсхат (в современном Таджикистане ), Евкратидия и еще один город под названием Амфиполь. Последний был ранее неизвестным городом, упомянутым в бактрийском документе и явно названным в честь Амфиполя в древней Македонии. [44] Раскопанные города включают Кампир Тепе в Узбекистане , а также Саксанохур и Тахти Сангин в Таджикистане (археологические поиски советской группы под руководством Б. А. Литвинского), [45] или в Дальверзин-Тепе .
- Бронзовая Геракла статуэтка . Ай Ханум. 2 век до нашей эры.
- Скульптура старика, возможно, философа. Ай Ханум, II век до н.э.
- Фриз обнаженного мужчины в хламиде . Ай Ханум, II век до н.э.
- Горгулья в виде греческой комической маски. Ай Ханум, II век до н.э.
- Тарелка с изображением Кибелы, которую тянут львы. Ай Ханум.
- Мозаика с изображением македонского солнца , Ай Ханум, II век до нашей эры.
- Бактрийская фалера с военным слоном, несущим крепость хауда , укомплектованную солдатом в македонском шлеме. II век до нашей эры, Эрмитаж . [46] [47] [48]
- Бактрийская налоговая квитанция, написанная на греческом языке, с упоминанием греко-бактрийского царя Антимаха I Теоса, Эвмена и, возможно, Антимаха II, II век до нашей эры.
Тахт-и Сангин
[ редактировать ]Тахти Сангин ( таджикский : «Каменный трон») — археологический памятник, расположенный недалеко от слияния рек Вахш и Пяндж , истока Амударьи , на юге Таджикистана . В эллинистический период это был город Греко-Бактрийского царства с большим храмом, посвященным Оксу ( реке Вахш), который использовался и в последующий кушанский период, до третьего века нашей эры. Возможно, это место было источником сокровищ Оксуса . [49]
- Ионическая колонна, целла храма Окса, Тахт-и Сангин, конец IV - начало III века до н.э. [45]
- Голова греко-бактрийского правителя с диадемой, Храм Окса, Тахт-и Сангин , III–II века до нашей эры. мог быть портрет Селевка I. Это также [50]
- Эллинистический силен Марсий из Тахти Сангина с посвящением на греческом языке богу Окса «Атросоком» (бактрийское имя). Храм Окса, Тахти Сангин, 200–150 гг. до н.э. Национальный музей Таджикистана . [45] [51]
- Голова Александра-Геракла, Тахти-Сангин, Храм Окса, III век до нашей эры. [45]
Чеканка монет
[ редактировать ]Некоторые из греко-бактрийских монет и монеты их преемников, индо-греков, считаются лучшими образцами греческого нумизматического искусства с «прекрасным сочетанием реализма и идеализации», включая самые крупные монеты, отчеканенные в эллинистическом мире: самую большую золотую монету отчеканил Евкратид (годы правления 171–145 до н. э.), самую крупную серебряную монету – индо-греческий царь Аминта Никатор (правил ок. 95–90 до н. э.). Портреты «демонстрируют степень индивидуальности, которую никогда не могли сравниться с зачастую безвкусными изображениями их королевских современников на западе» (Роджер Линг, «Греция и эллинистический мир»).
Такие портреты демонстрируют высокий уровень детализации: некоторые короли улыбаются, в то время как другие стареют на протяжении всего своего правления, даже изображая старость на своих монетах. Такие реалистичные изображения на монетах, по-видимому, были очень важны для греко-бактрийских царей, которые хотели продемонстрировать свою индивидуальность или отличиться от стиля других современных эллинистических царств. [52]
Греко-бактрийские монеты также изображают царей в особых головных уборах, таких как шлемы, созданные по образцу беотийского кавалерийского шлема Александра Великого или македонской каусии . Это уникально для греко-бактрийских царей, которые впервые использовали такие рисунки на своих монетах, поскольку показано, что другие эллинистические правители носили только диадему. [53] [54] Таким образом, греко-бактрийцы особенно известны своим новаторским дизайном монет. Дальнейшие примеры включают использование различных металлических сплавов для своих монет и выпуск двуязычных монет с использованием греческого языка на аверсе и индийского языка (например, пали ) в сценариях Харошти или Брахми на реверсе. Также изображены местные индийские символы и божества, то есть буддийские символы и некоторые индуистские божества (см. подраздел «Влияние на индийское искусство» ниже). Этот синкретический дизайн был впервые представлен после того, как царь Бактрии Деметрий I завоевал территории Индийского субконтинента между 190 и 180 годами до нашей эры, при этом царь Панталеон был первым, кто выпустил монеты индийского стандарта, когда греки действительно начали править индийским населением. [55]
Контакты с Хань Китаем
[ редактировать ]На севере Евтидем также правил Согдианой и Ферганой , и есть указания на то, что из Александрии Эсхате греко-бактрийцы, возможно, возглавили экспедиции до Кашгара и Урумчи в Синьцзяне , что привело к первым известным контактам между Китаем и Западом около 220 г. до н. э. . Греческий историк Страбон тоже пишет, что «они распространили свою империю даже до сереев (китайцев) и фринов ». ( Страбон , XI.XI.I). [18]
Несколько статуэток и изображений греческих солдат были найдены к северу от Тянь-Шаня , на пороге Китая, и сегодня выставлены в Синьцзянском музее в Урумчи (Бордман). [д] Также высказывались предположения о ближневосточном или греческом влиянии на китайское искусство ( Хирт , Ростовцев ). Узоры с розетками цветов, геометрическими линиями, меандрами и стеклянными вставками, напоминающие о египетском, персидском и/или эллинистическом влиянии. [и] можно найти на некоторых бронзовых зеркалах ранней династии Хань . [ф]
Некоторые предполагают, что греческое влияние обнаруживается в произведениях искусства захоронения первого императора Китая Цинь Шихуанди , датируемых III веком до нашей эры, в том числе в изготовлении знаменитой Терракотовой армии . Эта идея предполагала, что греческие художники, возможно, приехали в Китай в то время, чтобы обучать местных ремесленников созданию скульптур. [59] [60] Однако эта идея является спорной. [61]
Нумизматика также предполагает, что в этих случаях мог иметь место некоторый технологический обмен: греко-бактрийцы первыми в мире выпустили медно-никелевые монеты (соотношение 75:25), [62] технология сплава, известная в то время только китайцам под названием «Белая медь» (некоторые виды оружия периода Воюющих царств изготавливались из медно-никелевого сплава). [63] Примерно в этот период засвидетельствована практика экспорта китайских металлов, в частности железа, для торговли. Цари Евтидем, Евтидем II, Агафокл и Панталеон выпустили эти монеты около 170 г. до н. э. Альтернативное предположение состоит в том, что металл в чеканке был получен из шахты, где медно-никелевый сплав встречался естественным путем, возможно, в Анараке в восточном Иране . [64] Медно-никелевый сплав больше не использовался в чеканке монет до 19 века.
Присутствие китайцев в Индии с древних времен также подтверждается рассказами о « чиньях » в « Махабхарате» и « Ману Смрити» . Исследователь династии Хань и посол Чжан Цянь посетил Бактрию в 126 г. до н.э. и сообщил о присутствии китайских продуктов на бактрийских рынках:
«Когда я был в Бактрии ( Даксии ), – сообщал Чжан Цянь, – я видел бамбуковые трости из Цюн и ткани, изготовленные в провинции Шу (территории юго-западного Китая). Когда я спросил людей, как они получили такие предметы, они ответил: «Наши торговцы идут покупать их на рынках Шенду (Индия)» ( Шиджи 123, Сыма Цянь , пер. Бертона Уотсона).
Целью путешествия Чжан Цяня был поиск в степи цивилизаций, с которыми ханьцы могли бы объединиться против сюнну. По возвращении Чжан Цянь сообщил китайскому императору Хань Уди об уровне развития городских цивилизаций Ферганы, Бактрии и Парфии, который заинтересовался развитием торговых отношений с ними:
Сын Неба, услышав все это, рассуждал так: Фергана ( Даюань ) и владения Бактрии ( Даксия ) и Парфии (Анси) — большие страны, полные редких вещей, с населением, живущим в постоянных жилищах и занятым несколько одинаковыми занятиями. с китайским народом и придавая большое значение богатым продуктам Китая. ( Ханьшу , Бывшая история Хань).
Затем ряд китайских послов был отправлен в Среднюю Азию, что положило начало развитию Шелкового пути с конца II века до нашей эры. [65]
Контакты с Индийским субконтинентом (250–180 гг. до н. э.)
[ редактировать ]Индийский император Чандрагупта , основатель династии Маурьев , завоевал северо-западный субконтинент после смерти Александра Великого около 323 г. до н. э. сохранялись Однако контакты с его греческими соседями в Империи Селевкидов , был установлен династический союз или признание смешанных браков между греками и индийцами (в древних источниках описывается как соглашение об Эпигамии ), а некоторые греки, такие как историк Мегасфен , проживал при дворе Маурьев. Впоследствии каждый император Маурьев имел при своем дворе греческого посла.
Внук Чандрагупты Ашока обратился в буддийскую веру и стал великим прозелитистом в духе традиционного палийского канона буддизма Тхеравады , направляя свои усилия на индоиранский и эллинистический миры примерно с 250 г. до н.э. Согласно « Эдиктам Ашоки» , высеченным в камне, некоторые из которых были написаны на греческом языке, он отправил буддийских эмиссаров в греческие земли в Азии и вплоть до Средиземноморья. В указах упоминается каждый из правителей эллинистического мира того времени.
Завоевание Дхармы было одержано здесь, на границах, и даже в шестистах йоджанах (4000 миль) от них, где правит греческий царь Антиох , за пределами того места, где правят четыре царя по имени Птолемей , Антигон , Магас и Александр , а также в на юг среди чола , пандьев и до Тамрапарни . ( Указы Ашоки , 13-й Рок-Эдикт, С. Дхаммика).
Часть греческого населения, оставшегося на северо-западе Индии, очевидно, обратилась в буддизм:
Здесь, во владениях царя, среди греков, камбоджи , набхаков, набхапамкитов, бходжей, питиников, андхрасов и палидов повсюду люди следуют наставлениям Возлюбленных Богов в Дхарме . ( Указы Ашоки , 13-й Рок-Эдикт, С. Дхаммика).
Более того, согласно палийским источникам, некоторые из эмиссаров Ашоки были греческими буддийскими монахами, что указывает на тесный религиозный обмен между двумя культурами:
Когда тхера (старейшина) Моггалипутта, просветитель религии Победителя (Ашоки), завершил (третий) совет... он послал тхера, одного сюда и одного туда: ... и в Апарантаку («Западные страны», соответствующие Гуджарату и Синду ), он послал грека ( Йона ) по имени Дхаммаракхита … и тхера Махаракхита, которого он послал в страну Йоны. ( Махавамса , XII).
Греко-бактрийцы, вероятно, принимали этих буддийских эмиссаров (по крайней мере, Махаракхиту, букв. «Великий Спасенный», который был «послан в страну Йоны») и каким-то образом терпели буддийскую веру, хотя доказательств осталось мало. Во II веке нашей эры христианский догматик Климент Александрийский признал существование буддийских шраманов среди бактрийцев («бактрийцы» означали «восточные греки» в тот период) и даже их влияние на греческую мысль:
Таким образом, философия, вещь высочайшей полезности, процветала в древности среди варваров, проливая свой свет на народы. А потом оно пришло в Грецию. Первыми в ее рядах были пророки Египта ; и халдеи среди ассирийцев ; [66] и друиды среди галлов ; и шраманы у бактрийцев (« Σαρμαναίοι Βάκτρων »); и философы кельтов ; и волхвы персидские звездой , предсказавшие рождение Спасителя и пришедшие в землю Иудейскую, ведомые . В их число входят также индийские гимнософы и другие варварские философы. И из них есть два класса: одни называются шраманами (« Σαρμάναι »), а другие — браминами (« Βραφμαναι »). [67]
Влияние на индийское искусство III века до нашей эры.
[ редактировать ]Греко-бактрийский город Ай-Ханум , расположенный на пороге Индии, взаимодействующий с Индийским субконтинентом и обладающий богатой эллинистической культурой, находился в уникальном положении для влияния также на индийскую культуру. Считается, что Ай-Ханум, возможно, был одним из главных действующих лиц в передаче западного художественного влияния в Индию, например, в создании Столпов Ашоки или изготовлении квазиионической капители Паталипутры , все из которых произошли после основание Ай-Ханума. [68]
Объем внедрения простирается от таких дизайнов, как рисунок из бусинок и катушек , дизайн центральной пламенной пальметты и множества других молдингов , до реалистичной визуализации скульптуры животных, а также дизайна и функций ионической анта-капитала во дворце Паталипутры . [69]
Первые визуальные изображения индийских божеств
[ редактировать ]Один из последних греко-бактрийских царей, Агафокл Бактрийский (правил в 190–180 гг. до н.э.), выпустил замечательные квадратные монеты индийского стандарта с первыми известными изображениями индийских божеств, которые по-разному интерпретировались как Вишну , Шива , Васудева , Будда или Баларама . индийского стандарта Всего в Ай-Хануме в 1970 году было обнаружено шесть таких серебряных драхм во имя Агафокла. [70] [71] [72] по-видимому, являются первыми известными изображениями ведийских божеств на монетах, и на них изображены ранние аватары Вишну Эти монеты , : Баларама - Санкаршана с атрибутами, состоящими из булавы Гада и плуга , и Васудева - Кришна с Вишну атрибутами Шанкхи ( грушевидный футляр или раковина) и колесо Сударшана-чакры . [71] Некоторые другие монеты Агафокла также, как полагают, изображают буддийского льва и индийскую богиню Лакшми , супругу Вишну . [72] Индийские монеты Агафокла немногочисленны, но впечатляют. Эти монеты, по крайней мере, демонстрируют готовность греческих царей изображать божеств иностранного происхождения. Посвящение греческого посланника культу Гаруды у колонны Гелиодора в Беснагаре также может свидетельствовать о некотором уровне религиозного синкретизма .
Список греко-бактрийских царей
[ редактировать ]В таблице ниже перечислены известные греческие правители Бактрии, а также их даты, титулы или эпитеты.
Царствование (ок.) | Король | Заголовок |
---|---|---|
255–239 гг. до н. э. | Диодот I | Сотер |
239–223 гг. до н. э. | Диодот II | Теос |
230–200 гг. до н. э. | Евтидем I | Теос |
200–180 гг. до н. э. | Деметрий I | Аникетус |
200–180 гг. до н. э. | Панталеон | Сотер |
190–180 гг. до н.э. | Агафокл | Дикайос |
185-180 гг. до н.э. | Евтидем II | — |
180-170 гг. до н.э. | Антимах I | Теос |
180–160 гг. до н.э. | Аполлодот I | Сотер |
175–160 гг. до н. э. | Деметрий II | — |
171–145 гг. до н.э. | Евкратид I | Мегас |
145–140 гг. до н. э. | Евкратид II | Сотер |
145–140 гг. до н. э. | Платон | Эпифан |
140–130 гг. до н. э. | Гелиокл I | Дикайос |
Совпадающие даты показывают, что одновременно правили несколько королей, но в разных регионах, точные детали которых неизвестны. Например, Аполлодот I, вероятно, правил областями к югу от Бактрии и Индийским субконтинентом, а Антимах I правил в Бактрии. [73] Евкратид II и Платон правили каждый меньшими частями южной Бактрии.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ все еще находились под контролем греческих королей, таких как Хермеус Сотер Некоторые города на территории современного Кабула (90–70 до н.э.) .
- ^ Упоминается в «Эллинизме в древней Индии», Банерджи, стр. 140, [ нужна полная цитата ] к этому следует относиться осторожно, поскольку Орозий часто бывает весьма ненадежен в своих отчетах.
- ^ «Это нация кочевников, кочующих со своими стадами с места на место, и их обычаи подобны обычаям сюнну. У них есть около 100 000 или 200 000 воинов-лучников ... Юэчжи первоначально жили на территории между Цилиан и Небесные горы и Дуньхуан , но после поражения от хунну они двинулись далеко на запад, за Даюань , где напали и завоевали народ Даксии (Бактрии) и основали двор своего царя на северном берегу реки Река Гуй (Окс). [35]
- ^ Об изображении греческого коленопреклоненного воина: «Бронзовая статуэтка коленопреклоненного воина, не греческой работы, но одетая в вариант греческого фригийского шлема... Из захоронения, предположительно IV века до нашей эры, чуть севернее хребта Тянь-Шаня». [57]
- ↑ Уведомление Британского музея о вазе Чжоу (2005 г., приложенное изображение): «Красная глиняная чаша, украшенная накладкой и инкрустированная стеклянной пастой. Период Восточного Чжоу, 4–3 века до н.э. Эта чаша, возможно, предназначалась для копирования возможно, иностранный сосуд из бронзы или даже серебра. Стекло импортировалось с Ближнего Востока и производилось внутри страны в государствах Чжоу с V века до нашей эры».
- ^ «То, что Китай получил от греко-иранского мира - гранат и другие растения «Чанг-Киен», тяжелое снаряжение катафракта, следы влияния греков на ханьское искусство (например) знаменитое белое бронзовое зеркало период Хань с греко-бактрийскими узорами... в Музее Виктории и Альберта" [58] Его популярность в конце периода Восточной Чжоу, возможно, была обусловлена иностранным влиянием». [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Таагепера, Рейн (1979). «Размер и продолжительность империй: кривые роста-упадка, с 600 г. до н.э. по 600 г. н.э.». История социальных наук . 3 (3–4): 132. дои : 10.2307/1170959 . JSTOR 1170959 .
- ^ Древнее греко-бактрийское царство и эллинистический Афганистан Брюминат , Архивировано 24 сентября 2021 г. в Wayback Machine - Мэтью А. Макинтош.
- ^ Крибб, Джо (2005). «Греческое царство Бактрия, его чеканка и его крах» . Афганистан Ancien Carrefour Entre L'est et L'ouest : 1 – через Академию .
- ^ Майрс, Рэйчел (2016). «Бактрийское или Греко-Бактрийское царство» . Энциклопедия Империи : 1–4.
- ^ Лукас, Христопулос. Дионисийские ритуалы и Золотой Зевс Китая. Китайско-платонические статьи 326.
- ^ Страбон, География 11.11.1
- ^ Думанис, Николас. (16 декабря 2009 г.) История Греции [ постоянная мертвая ссылка ] Пэлгрейв Макмиллан ISBN 978-1137013675 стр. 64
- ^ Баумер, Кристоф . (11 декабря 2012 г.) История Центральной Азии: эпоха степных воинов. Архивировано 19 ноября 2022 г. в Wayback Machine Vol. 1 ИБ Таврида, ISBN 978-1780760605 стр. 289
- ^ Кошик Рой. (28 июля 2015 г.) Военная сила, армии и военные действия в Южной Азии . Архивировано 19 ноября 2022 г. в Wayback Machine . Рутледж, ISBN 978-1317321279
- ^ Геродот, 4.200–204.
- ^ Страбон, 11.11.4
- ^ «Афганистан: Греко-Бактрийское царство» . 2020-12-23. Архивировано из оригинала 23 декабря 2020 г. Проверено 6 октября 2023 г.
- ^ Дж. Д. Лернер (1999), Влияние упадка Селевкидов на Восточно-Иранское нагорье: основы Аршакидской Парфии и Греко-Бактрии , Штутгарт
- ^ ФЛ Холт (1999), Громовой Зевс , Беркли.
- ^ «Джастин XLI, пункт 4» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2019 г. Проверено 14 января 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Джастин XLI, пункт 1» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2019 г. Проверено 14 января 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Возможно, современный Карши ; Энциклопедия Metropolitana: Или Универсальный словарь знаний, том 23, изд. Эдвард Смедли, Хью Джеймс Роуз, Генри Джон Роуз, 1923, с. 260: «Евкратидия, названная в честь своего правителя (Страбон, xi, стр. 516), находилась, согласно Птолемею, на 2 градусах севернее и 1 градусе к западу от Бактры». Поскольку эти координаты относятся к Бактре и близки к ней , разумно игнорировать неточность координат Птолемея и принять их без корректировки. Если принять координаты Бактры 36 ° 45' с.ш. 66 ° 55' в.д. / 36,750 ° с.ш. 66,917 ° в.д. , то координаты 38 ° 45' с.ш. 65 ° 55' в.д. / 38,750 ° с.ш. 65,917 ° в.д. можно увидеть недалеко от современного города Карши .
- ^ Перейти обратно: а б «Страбон XI.XI.I» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2008 г. Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ «Джастин XLI» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2019 г. Проверено 14 января 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Евтидем». Энциклопедия Ираника .
- ^ Перейти обратно: а б «Полибий 11.34» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2008 г. Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Страбон 11.11.2» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2008 г. Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Полибий 10.49, Битва при Арии» . Архивировано из оригинала 19 марта 2008 г. Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ «Полибий 11.34 Осада Бактры» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2008 г. Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шейн Уоллес Греческая культура в Афганистане и Индии: старые свидетельства и новые открытия. Архивировано 12 января 2020 г. в Wayback Machine, стр. 206.
- ^ Осмунд Бопеарачи , Некоторые наблюдения по хронологии ранних кушанов. Архивировано 8 марта 2021 г. в Wayback Machine , стр.48.
- ^ Шейн Уоллес Греческая культура в Афганистане и Индии: старые свидетельства и новые открытия. Архивировано 12 января 2020 г. в Wayback Machine, с. 211
- ^ «Supplementum Epigraphicum Graecum: 54.1569» . Архивировано из оригинала 07 февраля 2021 г. Проверено 15 ноября 2019 г.
- ^ Кэри, М. (1963). История греческого мира с 323 по 146 год до нашей эры . п. 75.
- ^ «Галереи монет COININDIA: греческий: Евкратид I (Евкратид I)» . coinindia.com . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Джастин XLI, 6» . Архивировано из оригинала 10 ноября 2019 г. Проверено 14 января 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Иустин XXXVI, 1,1» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2005 г. Проверено 11 февраля 2006 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Маклафлин, Рауль (2016). Римская империя и Шелковый путь: древняя мировая экономика и империи Парфии, Средней Азии и ханьского Китая . Хавертаун: Перо и меч. ISBN 978-1-4738-8982-8 . OCLC 961065049 .
- ^ «Парфяне и Сасанидские персы», Питер Уилкокс, стр. 15. [ нужна полная цитата ]
- ^ Сыма Цянь . Записки великого историка . Перевод Уотсона, Бертона. п. 234.
- ^ «Страбон 11-8-1 о нашествиях кочевников в Бактрию» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2022 г. Проверено 20 февраля 2021 г.
- ^ Нараин 1990 , с. 153.
- ^ Беквит 2009 , с. 5, сноска 16, а также стр. 380–383 в приложении B, а также см. Hitch 2010 , p. 655: «Он приравнивает тохарцев к юэчжи, а усуней к асвинам, как будто это установленные факты, и ссылается на свои аргументы в приложении Б. Но для большинства ученых эти отождествления остаются скорее спорными, чем установленными».
- ^ "СПГ: Feature Auction CNG 99. БАКТРИЯ, Греко-Бактрийское царство. Неопределенно. Начало-середина I века до н.э.(?). АР Обол (11мм, 0,49 г, 1ч)" . www.cngcoins.com . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Никоноров, Валерия; Войска Бактрии 700 г. до н.э. – 450 г. н.э.
- ^ Вилли, Кларисса и Томпсон, Дороти. (2007). Два греческих текста на коже из эллинистической бактрии. 159. 273-279.
- ^ «Галереи монет COININDIA: греческий: Антимах I (Антимах I)» . coinindia.com . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Никоноров, Валерия; Войска Бактрии 700 г. до н.э. – 450 г. н.э., стр.
- ^ Вилли, Кларисса и Томпсон, Дороти. (2007). Два греческих текста на коже из эллинистической бактрии. 159. 273-279.
- ^ Перейти обратно: а б с д Литвинский, Б.А.; Пичикян, ИК (1994). «Эллинистическая архитектура и искусство храма Окса» (PDF) . Бюллетень Азиатского института . 8 : 47–66. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24048765 .
- ^ Металлоизделия Эллинизированного Востока: каталог коллекций (PDF) . Малибу, Калифорния: Музей Дж. Пола Гетти. 1993. с. 9. ISBN 0-89236-218-9 .
- ^ Бордман, Джон (2015). Греки в Азии . Лондон: Темза и Гудзон. п. 200.
На другом изображена более информативная сцена с боевым слоном [53] с погонщиком и хауда с башенкой, на которой изображены два воина, один из которых носит македонский шлем, что позволяет предположить более южное происхождение этого типа: на первый взгляд очень индийское, но похоже, что добавление мини-крепости к спине слона было греческим изобретением, так что это преемник тех слонов, с помощью которых индийские короли подкупали жителей Запада. Ткань под хауда украшена изображением греческого морского чудовища (кетос).
- ↑ Цветное изображение предоставлено Эрмитажем . ван Оппен де Рюйтер (2019). «Монстры военной мощи: слоны в эллинистической истории и искусстве» . Искусство . 8 (4): 160. дои : 10.3390/arts8040160 .
- ^ Холт 1989 , с. 43.
- ^ Бопеараччи, Осмунд (1998). "Фаянсовая голова греко-бактрийского царя из Ай-Ханума" . Бюллетень Азиатского института . 12:27 . ISSN 0890-4464 . JSTOR 24049090 .
- ^ Вуд, Рэйчел (2011). «Культурная конвергенция в Бактрии: вотивы из храма Окса в Тахт-и Сангине, в «От Пеллы до Гандхары» » . В изд. А. Куременос, С. Чандрасекаран и Р. Росси. «От Пеллы до Гандхары: гибридизация и идентичность в искусстве и архитектуре эллинистического Востока» . Оксфорд: Археопресс: 141–151.
- ^ Компания, Нумизматическая гарантия (20 октября 2016 г.). «Древние монеты NGC: необычные бактрийские портреты» . CoinWeek: Новости о редких монетах, валюте и слитках для коллекционеров . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ «ИМПЕРИИ ТАЙН: Коллекционирование греко-бактрийских монет Дэвида С. Майклса» . Иссуу . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ «Евкратид | Царь Бактрии и Греко-Бактрийской империи | Британника» . www.britanica.com . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ «Галереи монет COININDIA: греческий: Панталеон» . coinindia.com . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Беттс, Элисон; Вициани, Мэри; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа Ди (19 декабря 2019 г.). Культуры Древнего Синьцзяна, Западного Китая: перекресток Шелкового пути . ООО «Археопресс Паблишинг» п. 103. ИСБН 978-1-78969-407-9 .
- ^ Музей Синьцзяна в Урумчи. (Бордман «Распространение классического искусства в древности») [ нужна полная цитата ]
- ^ Тарн, Греки в Бактрии и Индии , стр. 363–364. [ нужна полная цитата ]
- ^ «Контакты BBC с Китаем начались задолго до Марко Поло, говорят эксперты» . Новости Би-би-си . 12 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 16 марта 2020 г. Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ «Мавзолей первого императора Китая сотрудничает с BBC и каналом National Geographic, чтобы раскрыть новаторские доказательства того, что Китай находился в контакте с Западом во время правления первого императора» (пресс-релиз). 12 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 г. Проверено 12 октября 2016 г.
- ^ «Почему терракотовые воины Китая вызывают споры» . Живая наука . 20 ноября 2016 г.
- ^ «Медно-никелевая чеканка в Греко-Бактрии» . Архивировано из оригинала 6 марта 2005 г. Проверено 30 октября 2004 г.
- ^ Древнее китайское оружие. Архивировано 7 марта 2005 г. в Wayback Machine. Алебарда из медно-никелевого сплава периода Воюющих царств. Архивировано 27 мая 2012 г. на archive.today.
- ^ А. А. Мосс, стр. 317–318 Нумизматическая хроника 1950 г.
- ^ «К.Майкл Хоган, Шелковый путь, Северный Китай , Мегалитический портал, изд. А. Бернэм» . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 г. Проверено 20 февраля 2008 г.
- ^ Виглас, Кателис (2016). «Халдейское и неоплатоническое богословие» . Электронный журнал философии и культуры Philosophia (14): 171–189.
Название «халдеи» обычно относится к халдейскому народу, жившему в земле Вавилонии , и особенно к халдейским «волхвам» Вавилона. ... «Халдеи» были хранителями священной науки: астрологические знания и гадания, смешанные с религией и магией. Их считали последними представителями вавилонских мудрецов. ... В классической античности название «халдеи» обозначало прежде всего жрецов вавилонских храмов. В эллинистические времена термин «Халдей» был синонимом слов «математик» и «астролог». ... Неоплатоники связали халдейские оракулы с древними халдеями, получив пришедший с Востока престиж и узаконив свое существование как носителей и продолжателей древней традиции.
- ^ «Климент Александрийский «Строматы, или Собрания» Книга I, Глава XV» . Архивировано из оригинала 10 мая 2010 г. Проверено 18 декабря 2005 г.
- ^ «Джон Бордман, «Происхождение индийской каменной архитектуры», стр.15» . JSTOR 24049089 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 г. Проверено 31 августа 2017 г.
- ^ «Джон Бордман, «Истоки индийской каменной архитектуры», стр. 13-22» . JSTOR 24049089 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 г. Проверено 31 августа 2017 г.
- ^ Фрэнк Ли Холт, (1988), Александр Великий и Бактрия: формирование греческой границы в Центральной Азии , Архив Брилла, стр. 2 [1]
- ^ Перейти обратно: а б Иконография Баларамы, Нилакантх Пурушоттам Джоши, Abhinav Publications, 1979, стр.22 [2]
- ^ Перейти обратно: а б Питер Тонеманн, (2016), Эллинистический мир: использование монет в качестве источников , Cambridge University Press, стр. 101 [3]
- ^ «Галереи монет COININDIA: греческий: Аполлодот I (Аполлодот I)» . coinindia.com . Проверено 29 июня 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Беквит, Кристофер И. (2009). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-2994-1 .
- Бордман, Джон (1994). Распространение классического искусства в древности. Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-03680-2 .
- Бордман, Джон, Джаспер Гриффин и Освин Мюррей (2001). Оксфордская иллюстрированная история Греции и эллинистического мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-285438-4 .
- Бопеараччи , Осмунд (1991). Греко-бактрийские и индо-греческие монеты, Каталог Резонне. Национальная библиотека Франции, ISBN 2-7177-1825-7 .
- Бопеараччи, Осмунд и Кристин Сакс (2003). От Инда до Окса. Археология Средней Азии: каталог выставки. ISBN 2-9516679-2-2 .
- Хитч, Дуг (2010). «Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней» (PDF) . Журнал Американского восточного общества . 130 (4): 654–658. Бибкод : 2010IJNAr..39..207P . дои : 10.1111/j.1095-9270.2009.00260_11.x . Архивировано из оригинала (PDF) 26 декабря 2013 г. Проверено 2 января 2015 г.
- Холт, Флорида (1989). Александр Македонский и Бактрия: формирование греческой границы в Центральной Азии: 2-е издание . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-08612-9 .
- МакЭвилли, Томас (2002). Форма древней мысли. Сравнительные исследования греческой и индийской философии. Allworth Press и Школа визуальных искусств. ISBN 1-58115-203-5
- Нараин, АК (1990). «Индоевропейцы в Средней Азии». В Синоре, Денис (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. стр. 151–177. дои : 10.1017/CHOL9780521243049.007 . ISBN 978-1-139-05489-8 .
- Пури, Б.Н. (2000). Буддизм в Средней Азии. Мотилал Банарсидасс, Дели. ISBN 81-208-0372-8 .
- Тарн, В.В. (1966) Греки в Бактрии и Индии. 2-е издание. Издательство Кембриджского университета.
- Уотсон, Бертон, пер. (1993). Записки великого историка. Династия Хань II, автор Сыма Цянь . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-08167-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Греко-бактрийские и индо-греческие царства в древних текстах
- о Греко-Бактрийском и Индо-Греческом царствах Некоторые новые гипотезы Антуана Симонена
- Каталог греко-бактрийских и индо-греческих монет
- Греко-Бактрийское царство
- Бывшие монархии Южной Азии
- Бывшие монархии Средней Азии
- Списки монархов
- Бывшие страны Центральной Азии
- Бывшие страны Южной Азии
- Эллинистические государства
- Государства и территории, основанные в III веке до нашей эры.
- 256 г. до н.э.
- заведения 250-х годов до нашей эры
- Заведения III века до нашей эры
- Государства и территории, упраздненные во 2 веке до нашей эры.
- 125 г. до н. э.
- Разрушения II века до н.э.
- Бывшие королевства