Деметрий I Бактрийский
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2024 г. ) |
Деметрий I | |
---|---|
Царь королей , [1] Базилевс | |
![]() На монете Деметрия в головном уборе из слоновой кожи (в духе Александра ), на реверсе Геракл , коронующий себя и держащий львиную шкуру, легенда ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ. изображен | |
Царь Бактрии | |
Царствование | в. 200 – ок. 180 г. до н.э. [2] |
Предшественник | Евтидем I |
Преемник | Евтидем II |
Индо-греческий царь | |
Царствование | в. 200-180 гг. до н. э. |
Предшественник | Должность создана |
Преемник | Панталеон |
Рожденный | в. 222 г. до н.э. Бактрия |
Умер | в. 167 г. до н. э. Индия |
Супруг | Дочь Антиоха III. |
Проблема | |
Династия | Евтидемид |
Отец | Евтидем I |
Деметрий I Аникет ( древнегреческий : Δημήτριος Ἀνίκητος , латинизированный : Деметриос Аникетос , «Деметрий непобежденный»), также называемый Дамайтрой , был греко-бактрийским , а затем индо-греческим царем ( Йона на языке Пали , « Явана » на санскрите ) (правил ок. 200–167 до н. э.), правивший территориями от Бактрии до древней северо-западной Индии. Он был сыном Греко-Бактрийского царства правителя Евтидема I и сменил его около 200 г. до н.э., после чего завоевал обширные территории на территории современного южного Афганистана , Ирана , Пакистана и Индии . [3]
Он ни разу не потерпел поражения в бою и был посмертно назван «Непокоренным» ( Аникетом ) на родословных монетах своего преемника Агафокла . [4] Деметрий I, возможно, был инициатором эры Яваны , начиная с 186–185 гг. до н.э., которая использовалась в течение нескольких столетий после этого.
«Деметрий» было именем по крайней мере двух, а возможно, и трех бактрийских царей. Широко обсуждаемый Деметрий II был возможным родственником, тогда как Деметрий III ( ок. 100 г. до н.э. ) известен только по нумизматическим данным.
Встреча с Антиохом III
[ редактировать ]Отец Деметрия, Евтидем , подвергся нападению со стороны правителя Селевкидов Антиоха III около 210 г. до н. э. Хотя он командовал 10 000 всадников, Евтидем сначала проиграл битву на Арии. [5] и пришлось отступить. Затем он успешно выдержал трехлетнюю осаду города-крепости Бактра , прежде чем Антиох наконец решил признать нового правителя.
Заключительные переговоры состоялись между Антиохом III и Деметрием. Сообщается, что Антиох III был очень впечатлен поведением молодого принца и около 206 г. до н. э. предложил ему одну из своих дочерей замуж:
- «И после нескольких путешествий Телеаса туда и обратно между ними, Евтидем наконец послал своего сына Деметрия подтвердить условия договора. Антиох принял молодого принца; и, судя по его наружности, разговору и достоинству его манер, он был достоин царской власти, сначала обещал дать ему одну из своих дочерей, а во-вторых, уступил царский титул отцу». Полибий 11.34 [6]
Термин, используемый для обозначения «молодого принца», - неанискос (νεανίσκος), что предполагает возраст около 16 лет, что, в свою очередь, дает дату рождения Деметрия около 222 г. до н.э. [ нужна ссылка ]
Кулябская надпись
[ редактировать ]В надписи, найденной в Кулябской области Таджикистана , в западной Греко-Бактрии и датированной 200-195 гг. до н. э., [7] грек по имени Гелиодот, посвящающий Гестии огненный жертвенник , упоминает Евтидема и Деметрия: [8] [7]
Тебе огненный жертвенник, посол богов | «Гелиодот посвятил этот благоухающий алтарь Гестии , |
Вторжение в Индию
[ редактировать ]
Деметрий начал вторжение в северо-западную Индию в 186 г. до н. э., после разрушения династии Маурьев генералом Пушьямитрой Шунга , который затем основал новую индийскую династию Шунга (180–78 до н. э.). Монахи Шри-Ланки утверждают, что Брихадратха, последний император Маурьев, женился на дочери Деметрия Беренике. Греко-бактрийцы могли вторгнуться в долину Инда, чтобы защитить греческих эмигрантов на Индийском субконтиненте. Кроме того, у Маурьев были дипломатические союзы с греками, и греко-бактрийцы, возможно, считали их союзниками. [11] [12]
Деметрий, возможно, первым начал восстанавливать провинцию Арахозия , область к югу от Гиндукуша, уже населенную многими греками, но находившуюся под властью Маурьев с момента аннексии этой территории Чандрагуптой у Селевка . В своих парфянских стоянках Исидор из Харака упоминает колонию по имени Деметриада, предположительно основанную самим Деметрием:
- «За пределами Арахозии. И парфяне называют это Белой Индией; там город Бийт, и город Фарсана, и город Хорочоад, и город Деметриада; затем Александрополис, метрополия Арахосии; это греческий язык, и по нему течет река Арахот. До этого места земля находится под властью парфян». «Парфянские станции», I век до н. э. [13]
Греческие кампании, возможно, дошли до столицы Паталипутры на востоке Индии (сегодня Патна ):
- «Те, кто пришел после Александра, пошли к Гангу и Паталипутре» ( Страбон , XV.698)
- «Греки, вызвавшие восстание в Бактрии, стали настолько могущественными благодаря плодородию страны, что стали хозяевами не только Арианы, но и Индии, как говорит Аполлодор Артемитский : и ими было покорено больше племен, чем Александром. — в частности Менандром (по крайней мере, если он действительно пересек Гипанис на восток и продвинулся до Имауса ), ибо одни были покорены им лично, а другие — Деметрием, сыном Евтидема, царя бактрийцев». (Страбон 11.11.1 [14] )
Принято считать, что Деметрий правил в Таксиле (где многие его монеты были найдены в археологическом памятнике Сиркап ).Индийские записи также описывают нападения греков на Сакету , Панчалу , Матхуру и Паталипутру (Гарги-Самхита, Юга Пураны глава ). Однако походы на Паталипутру обычно засвидетельствованы более поздними королями Менандром I и Деметрием I, вероятно, вторгавшимися только в районы Пакистана . Другие короли, возможно, также расширили территорию. К ц. В 175 г. до н. э. индо-греки правили частями северо-западной Индии, в то время как шунгасы оставались в Ганге, Центральной и Восточной Индии.
В надписи Хатигумфы царя Калинга упоминается , Кхаравелы что, опасаясь его, царь или генерал Яваны (греческий) отступил в Матхуру со своей деморализованной армией. Имя царя Яваны неясно, но оно содержит три буквы, а среднюю букву можно прочитать как ма или ми . [15] Некоторые историки, такие как Р. Д. Банерджи и К. П. Джаясвал, реконструировали имя царя Яваны как «Димита» и отождествили его с Деметрием. Однако некоторые другие историки, такие как Рамапрасад Чанда , Саилендра Натх Сен и П.Л. Гупта, не согласны с этой интерпретацией. [15] [16] [17]
Последствия
[ редактировать ]Деметрий I умер по неизвестным причинам, и дата 180 г. до н. э. — это всего лишь предположение, направленное на то, чтобы обеспечить подходящие периоды правления для последующих царей, которых было несколько. Даже если некоторые из них были соправителями, наиболее вероятны гражданские войны и временные разделения империи. [ нужна ссылка ]
Цари Панталеон , Антимах , Агафокл и, возможно, Евтидем II правили после Деметрия I, и теории об их происхождении включают в себя то, что все они были родственниками Деметрия I или только Антимаха. В конце концов, Бактрийское царство перешло к способному новичку Евкратиду . [ нужна ссылка ]
Деметрий II был более поздним царем, возможно, сыном или племянником своего тезки, и правил только в Индии. Юстин упоминает, что он потерпел поражение от бактрийского царя Евкратида , событие, которое произошло в конце правления последнего, возможно, около 150 г. до н.э.Деметрий II оставил после себя своих генералов Аполлодота и Менандра , которые, в свою очередь, после его смерти стали королями Индии и правителями Индо -греческого царства . [ нужна ссылка ]
По мнению Птолемея , Деметриаполис был основан в Арахосии . [ нужна ссылка ]
Джеффри Чосер называет Деметрия среди участников турнира, проводимого в Афинах Тесеем :
Грета Эметреус, король Индии,
На конном отсеке, закованном в сталь,
Покрытый золотой парчой, рябая ткань,
Cam Ridynge Lyk — Бог оружия Марс.- Джеффри Чосер, «История рыцаря» , лл. 2156-2159 гг.
Чеканка монет
[ редактировать ]
Монеты Деметрия бывают пяти типов. один двуязычный тип с греческими легендами и легендами Харошти Существует ; оно естественно связано с индийским Деметрием II . Серия с царем в диадеме, вероятно, будет ранним выпуском «Деметрия I».
Также есть одна серия, изображающая щит Горгоны на аверсе и трезубец на реверсе.
Также есть три типа с изображением слонов. На первом типе изображен Деметрий (I) со слоновьей короной, известным символом Индии, который просто обозначает его завоевания в Индии, как это Александр Великий раньше делал на своих монетах. Один тип представляет собой слона с Никой на другой стороне, держащей венок победы. Такую символику можно увидеть на реверсе монет Антиалкида, где Ника (при поддержке Зевса ) непосредственно вручает победный венок слону на той же лицевой стороне монеты.

Чеканка индийских монет в Гандхаре (после 185 г. до н.э.)
[ редактировать ]186 год до нашей эры, с вторжением греко-бактрийцев в Индию, знаменует собой эволюцию дизайна одноштамповочных монет в чеканке Гандхары, поскольку были представлены божества и реалистичные животные. В то же время развивалась и технология чеканки монет: начали появляться монеты с двумя штампами (с гравировкой на обеих сторонах, аверсе и реверсе). Археологические раскопки монет показали, что эти монеты, а также новые монеты с двойным штампом были современниками монет индо-греков . [18] По мнению Осмунда Бопеараччи, эти монеты, особенно монеты с изображением богини Лакшми , вероятно, были отчеканены Деметрием I после его вторжения в Гандхару. [19]
буддизм
[ редактировать ]предположил Буддизм процветал при индо-греческих царях, и У. В. Тарн , что их вторжение в Индию было направлено на то, чтобы продемонстрировать свою поддержку империи Маурьев в ответ на преследование буддизма со стороны сунгов . [ нужна ссылка ] Однако это преследование, в свою очередь, является спорным: современные историки, такие как Ромила Тапар, предполагают, что некоторые сообщения могут быть продуктом преувеличения со стороны буддийских миссионеров. Тапар приписывает индо-греческому вторжению в Южную Азию чисто экономические мотивы. [20]
Слон с чеканкой кадуцея
[ редактировать ]
Один из «слонових» типов Деметрия представляет собой ликующего слона. [ нужна ссылка ] изображен на лицевой стороне монеты и окружен королевским украшением из бус и катушек, и поэтому к нему относятся на том же уровне, что и к королю. Слон, один из символов буддизма и Гаутамы Будды , возможно, символизирует победу буддизма, достигнутую Деметрием. [ нужна ссылка ] С другой стороны, слона описывали как возможный символ индийской столицы Таксилы (Тарн) или как символ Индии в целом. [ нужна ссылка ]
На реверсе монеты изображен кадуцей — символ примирения двух боевых змей. [ нужна ссылка ] что, возможно, является изображением мира между греками и шунгами , [ нужна ссылка ] а также между буддизмом и индуизмом ( кадуцей также появляется как символ перфорированных монет империи Маурьев в Индии, в III-II веках до нашей эры). [ нужна ссылка ]
Недвусмысленные буддийские символы встречаются на более поздних греческих монетах Менандра I или Менандра II , но завоевания Деметрия I действительно повлияли на буддийскую религию в Индии.
Хронология
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Греко-Бактрийское царство
- Империя Селевкидов
- Греко-буддизм
- Индо-скифы
- Индо-Парфянское царство
- Кушанская империя
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Всеобъемлющая история Древней Индии (набор из 3 томов) . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО 01 декабря 2003 г. п. 97. ИСБН 978-81-207-2503-4 .
Деметрий двинулся в сторону Индии и присоединил Кабулскую долину, Синд и часть Пенджаба. Он стал известен как «Царь королей».
- ^ Пханг, Сара; Иэн, Спенс; Келли, Дуглас; Лонди, Лонди (2016). Конфликт в Древней Греции и Риме: Полная политическая, социальная и военная энциклопедия [3 тома]: Полная политическая, социальная и военная энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 239. ИСБН 978-1-61069-020-1 .
- ^ Говорят, что Деметрий основал Таксилу (археологические раскопки), а также Сагалу в Пенджабе, которую он, кажется, назвал Евтидемией, в честь своего отца («город Сагала, также называемый Евтидемией» (Птолемей, География, VII 1) )
- ^ Ни одна бесспорная монета самого Деметрия I не использует этот титул, но он используется на одной из родословных монет, выпущенных Агафоклом , на реверсе которых изображен классический профиль Деметрия, увенчанный скальпом слона, с легендой DEMETRIOU ANIKETOU, а на на реверсе Геракл коронует себя с легендой «О царе Агафокле» (Boppearachchi, табл. 8). Монеты предполагаемого Деметрия III также имеют название «Непобедимый», и поэтому некоторые приписывают его тому же Деметрию (Уайтхед и др.).
- ^ Полибий 10.49, Битва при Арии
- ^ Полибий 11.34 Осада Бактры
- ^ Jump up to: а б Шейн Уоллес Греческая культура в Афганистане и Индии: старые свидетельства и новые открытия стр.206
- ^ Осмунд Бопеарачи , Некоторые наблюдения по хронологии ранних кушанов , стр.48
- ^ Шейн Уоллес Греческая культура в Афганистане и Индии: старые свидетельства и новые открытия стр.211
- ^ Греческое эпиграфическое приложение: 54.1569
- ^
- Описание брачного союза 302 г. до н.э. у Страбона 15.2.1(9) : «Индийцы оккупируют [частично] некоторые страны, расположенные вдоль Инда, которые раньше принадлежали персам: Александр лишил их арианцев и основал там свои поселения, но Селевк I Никатор отдал их Сандрокотту по брачному контракту и получил взамен пятьсот слонов». посол Мегасфен . По этому поводу ко двору Маурьев был также отправлен
- В «Эдиктах Ашоки» царь Ашока утверждает, что около 250 г. до н. э. отправил буддийских эмиссаров на эллинистический запад.
- Когда Антиох III Великий, заключив мир с Евтидемом, отправился в Индию в 209 г. до н. э., он, как говорят, возобновил там свою дружбу с индийским царем и получил от него подарки: «Он пересек Кавказ ( Гиндукуш ) и спустился в Индию он возобновил свою дружбу с Софагасеном, царем индийцев, получив еще сто пятьдесят слонов, и, еще раз снабдив свои войска продовольствием, снова выступил со своей армией, оставив Андросфена из Кизика; забирая домой сокровища, которые этот король согласился передать ему». Polybius 11.39. Архивировано 8 октября 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ «Очевидно, что для греков, выживших в Индии и пострадавших от притеснений шунга (для которых они были чужеземцами и еретиками), Деметриос должен был явиться спасителем» Марио Буссагли, с. 101
- ^ Упоминается в Bopearachchi, «Monnaies Greco-Bactriennes et Indo-Grecques», стр. 52. Оригинальный текст в пункте 19 Парфянских станций
- ^ Страбон 11.11.1 полный текст
- ^ Jump up to: а б Кусянские монеты и история, ДК Printworld, 1994, стр.184, примечание 5; перепечатка статьи 1985 года
- ^ Судхакар Чаттопадхьяя (1974). Некоторые ранние династии Южной Индии . Мотилал Банарсидасс. стр. 44–50. ISBN 978-81-208-2941-1 .
- ^ Сайлендра Нат Сен (1999). Древняя индийская история и цивилизация . Нью Эйдж Интернэшнл. стр. 176–177. ISBN 978-81-224-1198-0 .
- ^ Древние индийские монеты, Рекха Джайн, DKPrintworld Ltd, стр.114
- ^ Осмунд Бопеараччи , 2016, Появление изображений Вишну и Шивы в Индии: нумизматические и скульптурные свидетельства
- ^ Тапар, Ромила (1960). Ашока и упадок Маурьев . Издательство Оксфордского университета. п. 200.
Библиография
[ редактировать ]- МакЭвилли, Томас (2002). Форма древней мысли. Сравнительные исследования греческой и индийской философии . Allworth Press и Школа визуальных искусств. ISBN 1-58115-203-5 .
- Пури, Б.Н. (2000). Буддизм в Средней Азии . Паб Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-0372-8 .
- Тарн, WW (1951). Греки в Бактрии и Индии . Издательство Кембриджского университета.