Из детской эпохи
(174 г. до н. э.)
, Эра Явана или Йона (Пракрит: Йонана васайе ) [ 2 ] — вычислительная эра, использовавшаяся на Индийском субконтиненте со II века до нашей эры в течение нескольких столетий после этого, вероятно, начиная с 174 года до нашей эры. [ 1 ] [ 3 ] Первоначально считалось, что эта эра началась около 180-170 гг. до н.э. и соответствовала восшествию на греко-бактрийский престол Евкратида , который укрепил эллинское присутствие в северных регионах Индии. Греки в Индии процветали во время правления прославленного Менандра — величайшего из правителей Яваны , который вел кампанию до Паталипутры в Восточной Индии . [ 3 ] Теперь его приравнивают к ранее теоретической «эпохе Старых Шаков». [ 1 ]
Гарри Фальк и другие предположили, что эра Явана на самом деле началась в 174 г. до н.э., основываясь на переоценке эпохи Азесов , которая, как сейчас считается, началась в 47/46 г. до н.э. [ 4 ] Точное историческое событие, соответствующее созданию этой эры Яваны, неизвестно, но оно может ознаменовать союз Антимаха I и Аполлодота I в свержении Агафокла , тем самым создав единое царство к северу и югу от Гиндукуша . [ 1 ]
Создание определенных эр — хорошо известное явление, отмечающее великие династические события, такие как эра Селевкидов (начиная с 312 г. до н. э., с возвращением Селевка в Вавилон ), эра Аршакидов в Парфии (начиная с 248/247 г. до н. э.), эпоха Азов в Гандхаре (начиная с 47/46 г. до н. э.), [ 4 ] и эпоха Канишки , когда он основал свою империю в 127 году нашей эры. [ 3 ] [ 4 ]
Сейчас считается, что кушанский царь Канишка I создал свою эру ровно через 300 лет после эры Яваны и, вероятно, в связи с ней, так что 1 год Канишки (127 г. н.э.) точно соответствовал 301 году эры Яваны. [ 1 ] Возможно, Канишка хотел связать свое правление с правлением индо-греков , которые впервые объединили территории Бактрии и части древней Индии. [ 1 ]
Эра Явана постепенно вышла из употребления после создания эпохи Канишки, причем эпоха Канишки использовалась исключительно в надписях на ларцах с реликвиями с 18-го года его правления, с 145 г. н.э. [ 5 ] На статуях Будды надпись, использующая эпоху Яваны, известна из Гандхары еще в 209 году нашей эры (384 год эры Яваны), с « Хаштнагарским Буддой». [ 6 ]
Монеты Платона
[ редактировать ]
Аверс: Диадемический бюст Платона. Преподобный: Солнечное божество Гелиос , едущий на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Греческая легенда: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΠΛΑΤΩΝΟΣ (BASILEOS EPIPHANOYS PLATONOS) «О царе Платоне, Явлении Бога на земле». Монета с пометкой MZ (внизу слева на реверсе), что, возможно, датируется 47 годом эры Яваны = 138 г. до н.э.
Хотя греко-бактрийские или индо-греческие цари обычно не ставили даты на своих монетах, некоторые из них, Платон (около 140 г. до н.э.) и Гелиокл, делали это необычным образом. На некоторых монетах Платона есть надписи, такие как MZ, MT, MN, которые можно интерпретировать как даты в системе греческих цифр с использованием эры Яваны, которая началась около 186 г. до н.э. В этом случае Платон правил около 140 г. до н.э. Это соответствует датировке, данной нумизматиком Бопеарачи , который относит Платона к 145–140 гг. до н.э., поскольку его монеты не найдены в руинах Ай-Ханума , бактрийского города, разрушенного во время правления Евкратида. [ 7 ]
Баджаурский реликварий
[ редактировать ]Недавно обнаруженный реликварий (опубликованный Саломоном в 2005 году) из Баджаура дает тройную датировку, позволяющую уточнить связь между несколькими эпохами: он датирован 27-м годом правления Виджаямитры , царя индо-скифской апраки , 73-м годом и эры Азеса 201-й год греков ( йонанов или ионийцев). [ 3 ]
- «В двадцать седьмом — 27-м году правления Господа Виджаямитры , царя Апраки ; в семьдесят третьем — 73-м году, который называется «Азес » , в двести первом — 201-м году из Йонов (греков) в восьмой день месяца Шравана , в этот день была установлена [эта] ступа Руханой, женой царя Апрачи , [и] Виджаямитрой , царем Апрачи, [и] ] Индравармой (Индравасу?), полководцем (стратегой), [вместе] со своими женами и сыновьями». [ 8 ]
Надпись означает, что эра Азесов началась через 128 лет после начала эры Яваны. На момент открытия эра Азеса обычно датировалась 57 г. до н.э., а это означало, что эра Явана началась в 185 г. до н.э. Сейчас считается, что эра Явана на самом деле началась в 174 г. до н.э., основываясь на переоценке эры Азесов , которая, как теперь считается, началась в 47/46 г. до н.э. [ 4 ]
Надпись Яванараджья
[ редактировать ]
Надпись Яванараджья была обнаружена в Матхуре , Индия , в 1988 году. Надпись, вырезанная на блоке красного песчаника , датируется I веком до нашей эры и в настоящее время находится в Музее Матхуры в Матхуре. [ 9 ] [ 10 ] Надпись важна тем, что скульпторы Матхуры упоминают дату своего посвящения как «Последний день 116 года гегемонии Яваны ( Яванараджья )». Считается, что эта надпись свидетельствует о господстве индо -греков во II и I веках до нашей эры в Матхуре, что также подтверждается нумизматическими и литературными свидетельствами. [ 11 ] Новые даты эры Яваны (174 г. до н. э.) дадут дату 58 г. до н. э. для надписи Яванараджья, поскольку 174 минус 116 равняется 58. [ 4 ]
Дата появления статуй Будды в Гандхаре
[ редактировать ]Сейчас считается, что несколько статуй Будды Гандхары с датированными надписями были датированы эпохой Явана. На одной из статуй Будды из Лориян Тангай есть надпись, в которой упоминается «318 год». Рассматриваемая эпоха не указана, но теперь считается, что после открытия надписи в реликварии Баджаура речь идет об эпохе Яваны, начавшейся в 174 году до нашей эры, и датирует статую Будды примерно 143 годом нашей эры. [ 12 ]
Надпись у подножия статуи гласит:
са 1 1 1 100 10 4 4 Протавадаса ди 20 4 1 1 1 Будхагоша данаму(кхе) Сагхорумаса садавияса
«В 318 году, в 27-й день Праустхапады, дара Буддхагхоши, спутника Самгхавармы»
— Надпись Будды Лориана Тангаи. [ 12 ]
Это сделало бы его одним из самых ранних известных изображений Будды после Бимаранской шкатулки (I век н.э.) и примерно в то же время, что и буддийские монеты Канишки . [ 12 ]
Двое подвижников справа от постамента одеты в индо-скифский костюм (широкие штаны, хитон и капюшон). [ 14 ] Их характерные брюки отчетливо видны на фотографиях крупным планом . Статуя сейчас находится в музее Калькутты Индийском . [ 12 ]
Другая статуя Будды, Будда Хаштнагара , датируется 384 годом, то есть предположительно 209 годом нашей эры. сохранился только постамент В Британском музее , а сама статуя со складками одежды, имеющими больший рельеф, чем у лорийского Тангайского Будды, исчезла. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фальк, Гарри (2007). «Древние индийские эпохи: обзор». Бюллетень Азиатского института . 21 : 135–136. JSTOR 24049367 .
- ^ «Искусство и археология Шелкового пути» . Журнал Института исследований Шелкового пути, Камакура . 9 . Институт: 49. 2003.
- ^ Перейти обратно: а б с д От индо-греков до Сасанидов: данные для истории и исторической географии, Рика Гиселен, Peeters Publishers, 2007, стр.103-109 [1]
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фальк, Гарри (2007). «Древние индийские эпохи: обзор». Бюллетень Азиатского института . 21 : 136. JSTOR 24049367 .
- ^ Баумс, Стефан (2017). Основы гандхарской хронологии, основанные на реликтовых надписях, в «Проблемах хронологии в гандхарском искусстве» . Археопресс.
- ^ Проблемы хронологии в искусстве Гандхары стр.37
- ^ Публикация Франсуа Видемана в 2004 году в «Une Confirmation Numismatique de l'ère Yavana de 186/185»: «Автор смотрит на датированные чеканки индо-греческих правителей Гелиокла и Платона и утверждает, что даты рассчитаны в соответствии с Эра Явана начинается в 186/5 г. до н. э.». в области нумизматической литературы, номер 149, Американское нумизматическое общество, 2007 г.
- ^ "Афганистан, перекресток между Востоком и Западом" с.373. Также старший 2003 г.
- ^ История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э., Соня Ри Кинтанилья, BRILL, 2007, стр.254 [2]
- ^ «Некоторые недавно обнаруженные надписи из Матхуры: Надпись на камне колодца Мегера в Яванараджье, 160 год. Недавно в Правительственном музее Матхуры была приобретена каменная надпись». Древнее прошлое Индии, Шанкар Гоял Книжный анклав, 2004, стр.189.
- ^ История ранней каменной скульптуры в Матхуре: ок. 150 г. до н.э. – 100 г. н.э., Соня Ри Кинтанилья, BRILL, 2007, стр.8–10 [3]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Проблемы хронологии в искусстве Гандхары, Джухён Ри, стр.35-51, 2017 г.
- ^ Проблемы хронологии в искусстве Гандхары стр.37
- ^ Греко-буддийское искусство Гандхары стр.491