Jump to content

Ай-Ханум

Координаты : 37 ° 09'53 "с.ш. 69 ° 24'31" в.д.  /  37,16472 ° с.ш. 69,40861 ° в.д.  / 37,16472; 69.40861

Ай-Ханум
Пейзажная фотография разрушенных построек на травянистой равнине.
Главное святилище Ай-Ханума, вид с акрополя в конце 1970-х годов. [1]
Александрия-Окс лежит на севере Афганистана, недалеко от границы с Таджикистаном, в регионе, известном в древности как Бактрия.
Александрия-Окс лежит на севере Афганистана, недалеко от границы с Таджикистаном, в регионе, известном в древности как Бактрия.
Показан в Западной и Центральной Азии.
Расположение Провинция Тахар , Афганистан
Область Бактрия
Координаты 37 ° 09'53 "с.ш. 69 ° 24'31" в.д.  /  37,16472 ° с.ш. 69,40861 ° в.д.  / 37,16472; 69.40861
История
Основан 3 век до н.э.
Заброшенный 145 г. до н.э. - 2 век до н.э.
Периоды эллинистический
Примечания к сайту
Даты раскопок Между 1964 и 1978 годами
Археологи Пол Бернар
Состояние Разрушенный с древности; также разграблено современными мародерами.

Ай-Ханум ( / ˈ h ɑː nj m / , что означает Леди Луна ; [2] Узбекская латынь : Oyxonim ) — археологический памятник эллинистического города в провинции Тахар , Афганистан . Город, первоначальное название которого неизвестно, [а] вероятно, был основан одним из первых правителей Империи Селевкидов и служил военным и экономическим центром правителей Греко -Бактрийского царства до его разрушения ок. 145 г. до н.э. Руины города, вновь открытые в 1961 году, раскапывали французские археологи до начала конфликта в Афганистане в конце 1970-х годов.

Город, вероятно, был основан между 300 и 285 годами до нашей эры чиновником, действовавшим по приказу Селевка I Никатора или его сына Антиоха I Сотера , первых двух правителей династии Селевкидов . Существует вероятность, что это место было известно более ранней Империи Ахеменидов , которая основала неподалеку небольшой форт. Первоначально считалось, что Ай-Ханум был основанием Александра Великого , возможно, как Александрия Оксиана , но теперь эта теория считается маловероятной. Расположенный у слияния рек Амударья ( также известная как Оксус) и Кокча , окруженный хорошо орошаемыми сельскохозяйственными угодьями, сам город был разделен между нижним городом и акрополем высотой 60 метров (200 футов) . и не находился на главном торговом пути Хотя Ай-Ханум , он контролировал доступ как к горным месторождениям в Гиндукуше, так и к стратегически важным узким местам . Город окружали обширные укрепления , которые постоянно поддерживались и улучшались.

Ай-Ханум, население которого, возможно, первоначально выросло из-за царского покровительства и наличия монетного двора в городе, потерял некоторое значение из-за отделения греко-бактрийцев при Диодоте I ( ок. 250 г. до н.э.). Строительные программы Селевкидов были остановлены, и город, вероятно, стал выполнять преимущественно военные функции; возможно, это была зона конфликта во время вторжения Антиоха III ( ок. 209 – ок. 205 до н.э.). Ай-Ханум снова начал расти при Евтидеме I и его преемнике Деметрии I , которые начали утверждать контроль над северо-западным Индийским субконтинентом . Многие из нынешних руин относятся ко времени Евкратида I , который существенно перестроил город и, возможно, переименовал его в Евкратидию в честь себя. Вскоре после его смерти ок. В 145 г. до н. э. Греко-Бактрийское царство распалось — Ай-Ханум был захвачен сакскими захватчиками и вообще заброшен, хотя части города время от времени были оккупированы до II века нашей эры. Эллинистическая культура в регионе сохранится дольше только в Индо-греческие царства .

Во время охоты в 1961 году Афганистана король Мухаммед Захир Шах заново открыл для себя город. Археологическая делегация во главе с Полем Бернаром раскопала в нижнем городе остатки огромного дворца, а также большого спортзала , театра, способного вместить 6000 зрителей, арсенала и двух святилищ . несколько надписей Было найдено , а также монеты , артефакты и керамика . Начало советско-афганской войны в конце 1970-х годов остановило научный прогресс, и во время последующих конфликтов в Афганистане это место было широко разграблено.

Точная дата основания Ай-Ханума неизвестна. Самый северный форпост цивилизации долины Инда был основан в Шортугае , примерно в 20 километрах (12 милях) к северу от Ай-Ханума, в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Шортугай, существовавший несколько столетий, торговал со своими южными соседями и построил первые в этом районе ирригационные системы. [4] Тысячу лет спустя эта территория попала под контроль персидских Ахеменидов , которые основали сатрапию (административную провинцию) с центром в Бактре (современный Балх ) и расширились на восток, завоевав долину Инда . Чтобы установить контроль над местным регионом, они основали форт под названием Кона-Кала на броде Окса , примерно в 1,5 км (0,93 мили) к северу от более позднего города. [5] Хотя ученые предполагают, что небольшой гарнизон Ахеменидов мог быть размещен в месте слияния, нет единого мнения о том, что поселение было основано в Ай-Хануме до прибытия греко-македонцев при Александре Македонском ок. 328 г. до н.э. [6]

Историки спорят, кто приказал превратить это небольшое поселение в крупный город, которым оно стало. Первоначально Ай-Ханум определялся как Александрия Оксиана, один из городов, основанных Александром. Существуют значительные трудности с идентификацией этих городов, поскольку источники расходятся во мнениях; и авторы, возможно, непреднамеренно упомянули одну и ту же Александрию как находящуюся в двух разных городах. Как и Ай-Ханум, Александрия Оксиана по-разному интерпретировалась как Александрия в Согдиане, Александрия близ Бактры или как Термез . [б] [8] Поскольку четких отличительных черт (таких как произведения искусства, скульптуры или надписи), связывающих Александра с городом, нет, маловероятно, что он сделал что-то большее, чем просто заменил на этом месте ахеменидский гарнизон, если он существовал, на греческий. [9]

Составная фотография обеих сторон золотой монеты: на одной стороне изображена голова, а на другой - сидящая фигура.
Золотая монета империи Селевкидов правителя Антиоха I со знаком монетного двора Ай-Ханум на реверсе:

Судя по керамическим данным, собранным на этом месте, вполне вероятно, что Ай-Ханум расширялся поэтапно. [11] Первый этап должен был начаться при одном из первых правителей Империи Селевкидов — либо основателе империи Селевке I Никаторе , либо его сыне и преемнике Антиохе I Сотере . , Селевк установил сплоченную политику в Центральной Азии, которая «выходила за рамки ограниченных, специальных военных и политических целей Александра» По словам историка Фрэнка Холта . [12] После войны Селевкидов и Маурьев Селевк уступил Инда долину Чандрагупте Маурье в обмен на пакт о дружбе и 500 боевых слонов ; таким образом, он стремился к устойчивому экономическому и военному развитию Бактрии, которая теперь была штаб-квартирой Селевкидов на Востоке. [13]

Антиох, имевший личную связь с регионом через свою мать, Апаму , дочь согдийского военачальника Спитамена , продолжил политику своего отца. Несколько ключевых зданий Ай-Ханума, в том числе героон (святилище героя), северные укрепления и храм, были построены во время его правления. [14] Вполне вероятно, что монетный двор был открыт в Ай-Хануме примерно в 285 г. до н.э. как из-за месторождений металлов вблизи города, так и из-за растущего интереса Селевкидов к восточной Бактрии, что позволяет предположить, что этот монетный двор стимулировал рост города как царского фонда. . [15] Около трети бронзовых монет, найденных в городе, были выпущены в период после воцарения Антиоха в 281 г. до н.э., что указывает на то, что он продолжал тратить деньги на город. [16] При его преемнике Антиохе II , взошедшем на престол в 261 г. до н. э., монетный двор продолжал чеканить ценные монеты, а валы были подкреплены контрфорсом и кирпичной облицовкой. [17]

Развитие города сильно замедлилось, когда Диодот I , наместник восточных провинций, отделился от Селевкидов и основал Греко-Бактрийское царство . Хотя храм и святилище Ай-Ханума были реконструированы при Диодоте, возможно, для повышения религиозной легитимности, большинство программ строительства Селевкидов не были продолжены. [18] Бертиль Лионне предполагает, что в то время Ай-Ханум был просто «военным оплотом с административными функциями». [19] Император Селевкидов вторгся в Антиох III Греко-Бактрийское царство в 209 г. до н. э., победив его правителя Евтидема I в битве при Арии и безуспешно осадив Бактру , столицу Евтидема. [20] Хотя нет никаких доказательств того, что Ай-Ханум сам подвергся нападению захватчиков, Антиох, возможно, проводил операции недалеко от города или даже чеканил там свою валюту. [21] Возможно, он также привел в этот регион новых поселенцев. Последующие завоевания Евтидема и его преемника Деметрия I также принесли пользу городу, так как население увеличилось и многие общественные здания были реконструированы. [22] Улучшение благосостояния города можно увидеть благодаря инновациям в производстве и усложнению керамики : ахеменидские стили были заменены более разнообразными формами, некоторые из которых напоминали мегарские чаши. [23]

Расцвет города пришелся на период правления Евкратида I в середине второго века до нашей эры, который, вероятно, сделал его своей столицей, назвав Евкратидией . Во время его правления были построены дворец и гимназия, главное святилище и героон перестроены театр . , и, конечно же, действовал [24] Вероятно, он спонсировал средиземноморских художников, чтобы поставить себя в один ряд с другими крупными эллинистическими королями, поэтому статус его столицы был сопоставим со статусом Александрии , Антиохии или Пергама . хранится Было обнаружено, что в сокровищнице значительное количество добычи, полученной в ходе его кампаний в Индии против индо-греческого царя Менандра . [25] Вполне вероятно, что Ай-Ханум уже подвергался нападению кочевых племен, когда Евкратид был убит примерно в 144 г. до н.э. [26] Это вторжение, вероятно, было осуществлено племенами саков , изгнанными на юг народами юэчжи , которые, в свою очередь, сформировали вторую волну захватчиков примерно в 130 г. до н.э. Сокровищный комплекс имеет следы ограбления в результате двух нападений с интервалом в пятнадцать лет. [27]

Карта, показывающая путь, пройденный племенем из Центральной Азии в 176 г. до н.э. до Индии в 30 г. н.э.
Миграции племен юэчжи в последние два столетия до нашей эры.

Хотя первое нападение привело к концу эллинистического правления в городе, Ай-Ханум продолжал быть заселенным; остается неизвестным, была ли эта повторная оккупация произведена выжившими греко-бактрийцами или кочевыми захватчиками. [28] За это время общественные здания, такие как дворец и святилище, были перепрофилированы в жилые дома, и в городе сохранялось некоторое подобие нормальности: какая-то власть, возможно, культовая по происхождению, поощряла жителей повторно использовать сырьевые строительные материалы, которые теперь свободно доступны в город для своих целей, будь то строительство или торговля. [29] Серебряный слиток с выгравированными руническими буквами, захороненный в сокровищнице, подтверждает теорию о том, что саки оккупировали город, при этом гробницы с типичным кочевым погребальным инвентарем в акрополе и гимназии также были раскопаны . Повторная оккупация города вскоре была прекращена огромным пожаром. [30] Неизвестно, когда последние обитатели Ай-Ханума покинули город. Последние признаки какого-либо жилья датируются 2 веком нашей эры; к этому времени во дворце скопилось более 2,5 метров (8,2 фута) земли. [31]

Современный

[ редактировать ]

В марте 1838 года британский солдат-исследователь по имени Джон Вуд путешествовал по Бадахшану в качестве представителя Ост-Индской компании . Его проводники сообщили ему о существовании в этом районе древнего города, который туземцы называли Бабарра . [32] Все его запросы были отвергнуты местными жителями, и шанс на повторное открытие был утерян, как писал Вуд в своем отчете: [33]

Однако внешний вид этого места указывает на истинность [таджикской] традиции о том, что здесь когда-то стоял древний город. На месте города находился узбекский табор; но от его обитателей мы не могли получить никакой информации, и на все наши расспросы о монетах и ​​реликвиях они удостаивались лишь пустого взгляда или идиотского смеха.

Черно-белая фотография 1963 года, на которой изображены Мохаммед Захир Шах, король Афганистана, и Джон Ф. Кеннеди, президент Соединенных Штатов.
Король Мохаммед Захир Шах (справа) в 1963 году, через два года после повторного открытия Ай-Ханума, в компании президента США Джона Ф. Кеннеди.

В 1961 году король Афганистана находился в охотничьей экспедиции , Мохаммед Захир Шах когда заметил все еще видимые очертания города со склона холма. Он позвонил Французской археологической делегации в Афганистане (DAFA), которая проводила раскопки в стране с 1923 года. [34] Раскопками руководил сначала Даниэль Шлюмберже , а затем Поль Бернар . Поскольку город никогда не был заселен после его закрытия, руины лежали близко к поверхности, и их было легко раскопать. [35] На других объектах региона последующие поколения строили на фундаменте своих предшественников, оставляя эллинистический строительный слой на глубине до 15 метров (49 футов) под землей. [36]

Тем не менее раскопки Ай-Ханума оказались проблематичными и сложными. Огромные размеры города означали, что небольшой команде DAFA пришлось сосредоточить свое внимание на ключевых областях, особенно когда Министерство Европы и иностранных дел Франции сократило свое финансирование. в середине 1970-х годов [37] Недоступность городского акрополя и пересеченная местность означали, что любые раскопки там были намного сложнее, чем на нижнем уровне, в результате чего он изучался гораздо меньше, чем нижний город. [38] Несмотря на эти и другие ограничения, DAFA не пошел на компромисс с научной строгостью или процедурой. [36] В 1974 году сфера деятельности миссии была расширена и теперь включает палеогеографические и археологические исследования прилегающих территорий; На основе этих успешных исследований были запланированы дальнейшие полевые работы. [39]

Все археологические работы были остановлены в 1978 году, когда Саурская революция спровоцировала советско-афганскую войну и спровоцировала продолжающуюся до сих пор политическую нестабильность в Афганистане . [39] Во время войны это место было полностью разграблено, а несколько важных артефактов были проданы на рынке антиквариата частным коллекционерам. [40] [с] Систематическое разграбление северной части нижнего города, судя по всему, осуществлялось путем рытья сотен ям. Хотя это говорит о том, что грабители ожидали найти артефакты в районе, который DAFA не раскопал, археологическая целостность этого места была поставлена ​​под угрозу. [42] Хотя подобные дыры были обнаружены и в комплексе гимназии, дворцовый комплекс, пожалуй, понес наибольший ущерб: стены использовались в качестве карьера для строительных материалов (в некоторых местах были выпотрошены даже самые глубокие фундаменты), а небольшое количество известняка на этом месте , в основном используемые в качестве украшения или капителей , сжигались в печах для обжига извести . [43] Северный Альянс построил артиллерийскую батарею , что еще больше дестабилизировало это место. на вершине акрополя [44]

План планировки Ай-Ханума.
Карта Греко-Бактрийского царства и прилегающих государств с указанием ключевых городов, регионов и топографии.
Ай-Ханум, расположенный на треугольном полуострове в месте слияния двух рек, был крупным центром Греко-Бактрийского царства.

Расположение и планировка

[ редактировать ]

Город Ай-Ханум был основан на юго-западном углу равнины в районе Бактрии , при слиянии рек Окса (современная Амударья ) и Кокчи . Равнина, занимавшая площадь около 300 квадратных километров (74 000 акров), имела треугольную форму и ограничивалась реками с двух сторон и горами восточного Гиндукуша с третьей. [45] Лёссовая ; почва равнины по своей природе была пригодна для сельского хозяйства близость к рекам позволила построить оросительные каналы; а близлежащие высокогорья предоставили пастухам большие площади летних пастбищ . [46] Этот район также был богат полезными ископаемыми: рудники в верховьях Кокчи в Бадахшане были единственными источниками лазурита , а также производили медь, железо, свинец и рубины. в мире [д] [48] Город находился в 10 километрах (6,2 мили) ниже по течению от места слияния рек Окса и Кызылсу , притока, долина которого обеспечивала доступ к богатому минералами Западному Памиру и китайскому Туркестану , но также образовывала естественный коридор для любых потенциальных северных захватчиков. [и] Таким образом, Ай-Ханум служил стратегически важным оплотом, несмотря на то, что он не контролировал ни крупную переправу через Окс, ни какой-либо другой крупный торговый путь. [50]

Отражая стратегическое значение города, его основатели построили Ай-Ханум на высоком уровне обороноспособности. К югу и западу лежали реки Кокча и Оксус соответственно — оба берега реки представляли собой крутые скалы высотой более 20 метров (66 футов), что представляло собой проблему для любого морского десанта. [51] Между тем, любой подход на восток был защищен естественным акрополем высотой около 60 метров (200 футов), который простирался примерно на 2 километра (1,2 мили) к северу от Кокчи. [46] Это плато также включало в себя небольшую цитадель в юго-восточном углу, защищенную скалами высотой 80 метров (260 футов) с двух сторон и небольшим рвом с третьей. Этот форт размером 150 на 100 метров (490 на 330 футов) служил оборонительный штаб Ай-Ханума. [52]

Эта естественная защита была усилена стенами, которые полностью окружали город Ай-Ханума и акрополь. Северные валы, которым не способствовали никакие природные особенности, были построены особенно прочно: [53] Стены высотой 10 метров (33 фута) и толщиной 6 метров (20 футов) были построены из цельного сырцового кирпича и защищены большими башнями и крутым рвом . [46] Размер этих валов позволил нескольким обороняющимся солдатам вывести из строя осадные машины и вступить в бой с атакующими силами с минимальными потерями; Крупный масштаб отражает также низкую уверенность греческих архитекторов в прочности сырцовых стен. [54] Главные ворота города располагались на северном валу, который также охранял канал, подававший воду в центр города. [55]

От главных ворот улица шла на юг по прямой линии вдоль основания акрополя и продолжалась через нижний город до южного берега реки — расстояние около 1,5 км (0,93 мили). [56] За исключением южной зоны, в которой располагались большие жилища, организованные в три квартала, нижний город был незапланированным; это отличает Ай-Ханум от других эллинистических оснований Ближнего Востока, таких как Селевкия на Тигре , которая имела тенденцию строиться по плану Гипподамианской сетки . [57] В начале второго века до нашей эры он также стал предметом крупной реконструкции, которая привела к небольшому разногласию в ориентации некоторых основных зданий (например, дворец расположен под углом к ​​старой главной улице). [58] Ай-Ханум строился преимущественно из необожженного кирпича, гораздо реже использовались обожженный кирпич и камень. [58]

Дворцовый комплекс

[ редактировать ]
Лепная маска с высоким уровнем детализации, но с недостающими участками и многочисленными трещинами.
Капитель коринфской колонны с деталями резьбы по листьям.
Мраморный рельеф мужчины в тоге; голова отсутствует вместе с частями всех четырех конечностей
Скульптура, известная как «пальмета антефикс», изображающая большие листья.
Красно-оранжевая мозаика с узорами и центральным мотивом в виде звездообразного символа.
Украшения дворца Ай-Ханум, по часовой стрелке сверху слева: лепная маска, коринфская капитель колонны, рельеф человека в хламиде в стиле контрапосто , мозаика, напоминающая современное эллинистическое искусство, и пальметта антефикс.

Дворцовый комплекс был большим, размером примерно 350 на 250 метров (1150 на 820 футов) и занимал около трети нижнего города. [59] Размер и сложность комплекса, построенного по приказу Евкратида I, должны были служить демонстрацией власти и богатства правителя; [60] Бернар отметил, что он «одновременно выполнял три функции: это было государственное сооружение, резиденция и казначейство». [61] Огромная площадь площадью 27 000 квадратных метров (6,7 акра) находилась к югу от дворца и, возможно, использовалась для военных парадов , учений или просто как гарнизонные помещения. [62] В сам дворец можно было попасть через ворота, известные как Главные Пропилеи , которые открывались на западной стороне главной улицы; Сама пропилея была построена более ранним правителем и реконструирована при Евкратиде. [63] охватывающая широкий портик Крыша сооружения, из пальметт между двумя соседними крыльцами, была известна своими антефиксами . дворца Это открывало доступ к изогнутой дороге, ведущей ко двору . [64]

В этот прямоугольный двор размером 137 на 108 метров (449 на 354 фута) и служивший главным входом во дворец, можно попасть с изогнутой дороги через другой пропилей. Двор окаймляли 118 коринфских колонн. [65] Колонны северной, восточной и западной колоннад имели высоту 5,7 метра (19 футов), а колонны южной колоннады - почти 10 метров (33 фута) в высоту, образуя родосский перистиль . Во дворец можно было попасть через гипостиль за южным портиком; этот вестибюль, похожий по стилю на персидский айван , поддерживался восемнадцатью колоннами, орнаментированными несколько иначе, чем во дворе. [66] На южной стороне гипостиля дверь вела в большую гостиную, украшенную украшениями, включая деревянные бра, расписные и геометрические протомы львов произведения искусства; эта комната, вероятно, была закрытой, так как в ней не было дренажной системы, и она позволяла получить доступ к другим помещениям дворца через двери со всех сторон. [67]

Дворец был разделен на три зоны, каждая из которых выполняла разные функции и была соединена сетью дворов и длинных коридоров, которые были тщательно расположены, обеспечивая как уединение, так и легкий доступ для членов королевской семьи и высокопоставленных чиновников. [68] К югу от приемной располагался ряд помещений, которые служили административными помещениями и представляли собой четырехугольный блок из двух пар помещений, отделенных друг от друга коридорами, сходящимися под прямым углом ; восточная пара использовалась как залы для аудиенций, а западная пара, возможно, функционировала как канцелярии . [69] Входы в палаты из опоясывающих коридоров были смещены, то есть теоретически две отдельные группы могли войти в комплекс, получить аудиенцию, получить решение и уйти, не увидев друг друга. [70]

К западу от административного квартала, на юго-западной стороне дворца, располагались две части, которые по наличию ванных комнат были идентифицированы как жилые. [71] По планировке постройки были похожи на другие жилые дома, раскопанные в городе, с небольшим двором на севере и жилыми помещениями на юге. [72] Более крупный из квартир, в котором были и другие особенности, такие как небольшой айван за двором, находился на западе и был отделен от своего меньшего соседа изолирующим коридором. [73] Трехкомнатные ванные комнаты располагались в задней части квартир и были выложены плитами известняка и галечной мозаикой с изображением пальметт и морских животных , продолжая существующую традицию эллинистического искусства . [72] Основываясь на более частном характере западной части, ученые предположили, что она предназначалась для семьи государя, в отличие от восточной единицы, которая, вероятно, предназначалась для самого монарха и его близких спутников. [74] К северу от жилых помещений располагался небольшой двор, соединенный с небольшой библиотекой сокровищницы. [72]

Казначейство

[ редактировать ]

Третью зону составляло здание казначейства на западной стороне дворцового двора, откуда в него можно было войти. Это здание было построено поздно, так как сама сокровищница, вероятно, ранее располагалась в зданиях к востоку от двора. [73] В своей последней форме здание казначейства состояло из двадцати одной комнаты, сгруппированной вокруг квадратного двора со стороной примерно 30 метров (98 футов). Тринадцать комнат на южной, восточной и западной сторонах выходили прямо в этот двор, а в восемь складских помещений на севере можно было попасть через двери коридора с востока на запад. [75] В комплексе размещался инвентарь дворца в вазах с надписями на греческом языке, включая драгоценные камни и лазурит из Бадахшанских рудников, слоновую кость, оливковое масло , благовония, денежный запас и другие ценности. [72]

Сломанный остракон из сокровищницы Ай-Ханум с надписью
Изображение философского диалога, найденное в Ай-Хануме.
Диск из перламутра, с частичным орнаментом, который все еще виден, а также возможная реконструкция оригинального украшения.
Артефакты дворцовой сокровищницы, по часовой стрелке сверху слева: сломанный остракон из сокровищницы Ай-Ханума с надписью; папирус с философским текстом, сокровищница Ай Ханум, II век до н.э.; Индийский диск, вероятно, изображающий миф о Сакунтале , с частичной реконструкцией (справа)

Многие этикетки на вазах, написанные чернилами или надписанные после обжига , описывают денежные операции: например, одна из них свидетельствует, что чиновник по имени Зенон передал 500 драхм двум служащим по имени Оксебоакес и Оксибазос, которые отвечали за хранение ваз. положить сумму в вазу и запечатать ее. [76] Некоторые из других ваз указывают на перевозку предметов роскоши , таких как благовония с Ближнего Востока или оливковое масло из Средиземноморья . Из-за скоропортящегося масла внутри на одной из этих ваз указан год правления монарха (24-й год). В сочетании с другими надписями в сокровищнице и идентификацией правящего монарха как Евкратида I, дата падения Ай-Ханума с достаточной уверенностью датируется примерно 145 годом до нашей эры. Несколько предметов в сокровищнице, вероятно, были добычей, привезенной Евкратидом во время его индийских завоеваний: к ним относятся индийские агаты и украшения, подношения из буддийских ступ и диск перламутровых тарелок с изображением сцены из индуистской мифологии . [77] Этот диск, украшенный полихромной стеклянной пастой и золотой нитью, скорее всего, изображает встречу Душьянты и Шакунталы . [78]

Библиотека располагалась к югу от сокровищницы, рядом с жилыми помещениями. Его функция была определена благодаря обнаружению двух литературных фрагментов: одного на папирусе, а другого на пергаменте; Органический материал для письма разложился, но в результате процесса, похожего на декалькоманию , буквы были выгравированы на мелкой земле, образовавшейся в результате разложения сырцового кирпича. [79] Пергамент представлял собой неизвестное театральное произведение , скорее всего, триметрическую трагедию , возможно, с участием Диониса , фигуры, известной своими путешествиями по Индии и Востоку. [80] С другой стороны, папирус представлял собой философский диалог, в котором обсуждалась теория форм Платона , которую некоторые считали утерянной работой Аристотеля . [81] Возможно также, наоборот, что текст был написан греко-бактрийским философом в Ай-Хануме. [82]

Частное жилье

[ редактировать ]

К югу от дворцового комплекса располагалась жилая зона. Он состоял из рядов кварталов больших аристократических домов , разделенных улицами, расположенными под прямым углом к ​​главной дороге с севера на юг. [83] Археологи DAFA решили раскопать дом в конце четвертого ряда дворца, недалеко от места слияния двух рек. В этом доме площадью 66 на 35 метров (217 на 115 футов) имеются свидетельства существования трех более старых архитектурных этапов, датируемых полувеком до ок. 200 г. до н. э.; он состоял из большого двора на севере и главного здания на юге, разделенных большим крыльцом с двумя колоннами. В главном здании располагалась центральная приемная, окруженная коридором, из которого можно было пройти в банный комплекс, кухню и другие помещения. [84]

Другой дом, расположенный в 150 метрах (490 футов) от северного вала, был частично раскопан в 1973 году; археологам удалось детально изучить лишь центральную часть главного здания и часть западной стороны. Это заочное жилище было намного больше, чем жилище внутри города, и занимало площадь 108 на 72 метра (354 на 236 футов). С большим двором на севере и постройками на юге он имел планировку, аналогичную городскому дому, хотя его главное здание было разделено коридором с востока на запад на две половины: северная часть образовывала жилые помещения, а центральная — жилые помещения. приемную, а в южной части располагались служебные помещения и банный комплекс. Фрагменты колонн, найденные на этом месте, указывают на высоту почти 8 метров (26 футов). [85]

Поскольку большие жилища в Ай-Хануме, в том числе во дворце, имеют мало общего с традиционными греческими ойкосами , ученые выдвинули теории относительно их происхождения. Преобладающая гипотеза предполагает иранское происхождение ; подобные стили можно увидеть в парфянской Нисе и Дильберджин-Тепе в период Кушанской империи . [86] В городе также были другие типы жилья, в том числе дома меньшего размера для людей с более низким статусом. [87]

Религиозные структуры

[ редактировать ]

Экскаваторы обнаружили в Ай-Хануме три храма — большое святилище на главной улице рядом с дворцом, храм меньшего размера в аналогичном стиле за северной стеной и подиум под открытым небом на акрополе. [88] Большое святилище, часто называемое Храмом с углубленными нишами, [ф] был расположен на видном месте в нижнем городе, между главной улицей и дворцом, и представлял собой квадратное здание на подиуме высотой 1,5 метра (4,9 фута), окруженное открытой площадкой. [90] Он был построен ранними Диодотидами на месте очень раннего сооружения Селевкидов, построенного вскоре после основания города. [91] Одноименные ниши с зубцами были расположены на стенах храма высотой 6 метров (20 футов) - по одной с каждой стороны от главного входа, а на каждой другой стороне были вылеплены еще четыре. [92] Двор с трех сторон был окружен постройками. На юго-западе находилась деревянная колоннада с восточными постаментами ; на юго-востоке располагался ряд небольших комнат и портиков, примыкающих к крыльцу с колоннами в античном стиле, образувшим вход с главной улицы; а жертвенник находился у северо-восточной стены. [92]

Черно-белое изображение лица и верхней части туловища скульптурной женщины.
Глиняная слепок бюста женщины в чадре; бюст украшал чашу в святилище. [93]
Черная пластина с золотым декором, изображающая две фигуры, сидящие в колеснице, запряженной двумя львами, лицом к алтарю, под солнцем, луной и еще одной фигурой.
Диск , изображающий колесницу, которую два льва тянут по гористой местности к алтарю.

С самого начала раскопок были отмечены персидские и ахеменидские элементы архитектуры храма. [90] Выявленные «зубчатые ниши», а также трехступенчатая платформа здания были общими чертами месопотамской архитектуры и последующих стилей. [94] В храме было найдено множество артефактов, в том числе для возлияния сосуды (обычные как для греческих , так и для среднеазиатских религиозных практик), мебель и статуэтки из слоновой кости , терракоты и единственный медальон ( на фото ). [95] Этот диск , на котором изображена греческая богиня Кибела в сопровождении Ники в колеснице, запряженной львами, был описан Метрополитен -музеем как «замечательный» из-за «гибрида греческих и восточных образов». Изготовленный из серебра диск сочетает в себе элементы греческой культуры, такие как хламиды , которые носят все божества, с мотивами восточного дизайна, такими как фиксированная поза фигур и полумесяц . [96]

Небольшие фрагменты, оставшиеся от культовой статуи , которая должна была стоять в центре храма, показывают, что она была вылеплена по греческой традиции ; небольшая часть левой ступни сохранилась и изображает молнию , общий мотив Зевса . Основываясь на очевидном диссонансе между греческой статуей и восточным храмом, в котором она находилась, ученые предположили синкретизм Зевса и бактрийских божеств, таких как Ахура Мазда , Митра , или божества, представляющего Окса. [97] Молния также использовалась как атрибут богинь Артемиды , Афины и даже Кибелы; это могло быть даже чисто символическим. [98]

Археологам DAFA удалось провести лишь поверхностное исследование двух других религиозных сооружений. Храм за северной стеной, пришедший на смену более простому и меньшему строению на этом месте, чем-то напоминал по архитектуре величественное центральное святилище с нишами в стенах, но имел вместо культового изображения три часовни для богослужений. [99] Подиум на акрополе был ориентирован на восток, что вызывало предположения, что он использовался в качестве жертвенной платформы для поклонения восходящему солнцу , поскольку подобные платформы были найдены в этом регионе. [г] [101] Поскольку акрополь был в основном военным и имел лишь несколько небольших жилых домов, ученые предположили, что он использовался как гетто квартал для местных бактрийских солдат; обоснованность этой сегрегационной гипотезы продолжает обсуждаться. [102]

Героон из Киния

[ редактировать ]

Одним из наиболее изученных памятников города является небольшой героон , расположенный к северу от дворца в нижнем городе. Эта святыня, построенная на трехступенчатой ​​платформе, состояла из дистиля в антис пронаосе и узкой целлы . [103] Под платформой были обнаружены четыре гроба — два деревянных и два каменных. Захоронения в стенах греческих городов, как правило, не допускались (поэтому некрополь Ай-Ханума располагался за пределами северных валов), но для видных граждан, особенно основателей города, были сделаны особые исключения. [104] Поскольку святилище предшествовало любому другому строению в нижнем городе, можно разумно предположить, что человек, в честь которого был построен героон, был либо основателем города, либо чрезвычайно известным ранним гражданином. [105] Самый выдающийся из гробов, который также был самым ранним, был соединен с верхним храмом отверстием и каналом, через который можно было выливать подношения. [106] Поскольку строители не наделили ни один из других саркофагов , в этом гробу, скорее всего, поместились останки этого выдающегося гражданина, а остальные предназначались для членов семьи. такой особенностью [107] Таким образом, общее мнение ученых состоит в том, что этот человек, которого, как известно из надписи, звали Киний, был эпистатом Селевкидов или ойкистом , который управлял первыми поселенцами Ай-Ханума. [108]

Большой белый кубовидный блок с выгравированной греческой надписью вдоль одной стороны.
Стела, найденная у героя Киния, с надписью Дельфийских изречений и дарственной эпиграммы.

Археологи раскопали основание стелы , расположенной на видном месте в Пронаосе. На ней были выгравированы последние пять строк из серии изречений, первоначально выставленных в храме Аполлона в Дельфах — сохранились лишь небольшие и едва читаемые фрагменты вертикальной части стелы, на которой были бы написаны первые 145 изречений. . [109] , Рядом с изречениями была написана эпиграмма посвященная человеку по имени Клеарх, который скопировал изречения из Дельфийского святилища:

В 1968 году французский историк Луи Робер предположил, что Клеархос, упомянутый в надписи, был философом Клеархом из Соли . Это отождествление было основано на том факте, что философ Клеарх много писал о морали и культурах варварских и восточных культур. Роберт предположил, что во время путешествия для более подробного исследования своих литературных предметов Клеарх остановился в Ай-Хануме и установил там свою стелу. [111] Эта теория была принята как факт и часто приводилась как пример чисто греческой природы Ай-Ханума и взаимосвязанной природы эллинистического мира. [112] Более поздние историки отвергли гипотезу Роберта: Джеффри Лернер отметил, что нет никаких доказательств в поддержку предположения о том, что Клеарх путешествовал в восточные регионы для исследований, а не просто использовал справочный источник; [113] Вслед за Лернером Рэйчел Мэрс, зная приблизительную дату смерти философа, заметила, что стела была помещена в святилище через поколение после предполагаемого путешествия; [114] Тем временем Шейн Уоллес отметил, что Клеархус не было необычным именем, и поэтому идентификация Роберта была в лучшем случае маловероятной. [112] Вместо этого все трое предполагают, что этот Клеарх был жителем Ай-Ханума. [115]

Несмотря на опровержение теории Роберта, стела по-прежнему сохраняет свое значение в современных исследованиях. Текст эпиграммы поэтичен по своему составу и лексике, перекликаясь с такими известными греческими произведениями, как Гомера » « Одиссея , Пиндара оды Аполлония » и, возможно, даже «Аргонавтика . [116] Мэрс и Уоллес приписали надпись и установку стелы «первому поколению бактрийцев» в середине или конце второго века до нашей эры; они предполагают, что это поколение стремилось определить себя как часть более широкого греческого мира, придавая Ай-Хануму легитимность в глазах Дельф, которая сама по себе является символом эллинского единства. [117] Поэма также разделяет тематические элементы с буддийскими указами Ашоки (написанными в 260–232 гг. До н.э.); и Валерий Яйленко предположил, что это могло их вдохновить, предполагая вклад эллинистической философии в развитие буддийских моральных заповедей. [118]

Другие здания

[ редактировать ]
Голова и верхняя часть тела статуи, изображающей старика с большой бородой. Минимальные повреждения включают отсутствие носа.
Голова статуи, найденная в спортзале

гимназия Вдоль западных валов располагалась . На заключительном архитектурном этапе он занимал площадь 390 на 100 метров (1280 на 330 футов), разделенную на южный двор и северный комплекс, и был доступен как из дворцового района, так и с улицы, проходящей за прибрежными укреплениями. [119] Было три двери, через которые можно было попасть из двора в коридор, окружающий главный комплекс. Он состоял из длинных прямоугольных комнат, окружающих квадратный центральный двор, в который можно было попасть через четыре экседры , по одной с каждой стороны; в экседре на северной стороне находился небольшой постамент с надписью посвящения и статуя. [120] Надпись была адресована Гермесу и Гераклу , двум божествам-покровителям греческой гимназии, двумя братьями по имени Трибалл и Стратон, от имени их отца, также по имени Стратон; вполне вероятно, что Стратон-старший был представлен статуей высотой 77 сантиметров (30 дюймов). [121]

Арсенал , который не был полностью раскопан, находился на восточной стороне главной южной улицы, напротив подножия акрополя. значительные количества шлака Обнаруженные во дворе здания позволяют предположить, что в здании располагались кузнечные мастерские . [122] Хотя найденное оружие было разнообразным, его было немного, что привело к предположению, что основная армия находилась в поле боя, когда город был взят; эта теория была подтверждена кирпичными завалами в проходах арсенала, что предполагает ограниченное количество защитников. Из найденных предметов, в том числе наконечников стрел , копий , копий , кальтропа , предназначенного для остановки конных животных, и украшений униформы, наибольший интерес вызвал железный катафракта доспех — самый ранний из найденных образцов. [123]

Компьютерная реконструкция вида с высокого места городского театра, показывающая город позади.
Театр находится на переднем плане реконструкции Ай-Ханума, позади него находится дворцовый комплекс. [124]

Театр также был построен сбоку от акрополя, в северной части главной улицы. Вмещая от пяти до шести тысяч зрителей — значительно больше, чем могло бы жить в городе — оно имело диаметр 85 метров (279 футов) и содержало три лоджии чуть ниже диазомы , которые, вероятно, использовались для высокопоставленных лиц. [125] Понятно, что ожидалось, что публика приедет из окрестных районов, а также из города, возможно, на религиозные праздники . [126] кости около 120 человек Экскаваторы обнаружили в оркестре , вероятно, датируемые падением города в 145 году до нашей эры. [127]

Значение

[ редактировать ]

Чеканка монет

[ редактировать ]
Составная фотография, показывающая обе стороны квадратной серебряной монеты. На обеих сторонах изображены стоящие фигуры, но одна сторона отмечена греческими буквами, а другая - шрифтом брахми.
ц . 180   Монета Агафокла г. до н. э. , найденная в Ай-Хануме, с очень ранними изображениями избранных индуистских божеств и надписью как греческим шрифтом , так и брахми . шрифтом
Греко-бактрийские монеты, найденные в Ай-Хануме. [128] [129]
Греко-бактрийские цари Клад №1
(1970)
Клад №2
(1973)
Клад №3
(1973/4)
[я]
Бродить
монеты
Диодот I 0 8 11 26
Евтидем I 0 27 81 49
Деметрий I 0 3 8 0
Евтидем II 0 1 3 0
Агафокл 683 3 6 0
Антимах I 0 2 2 0
Аполлодот I 0 1 2 0
Евкратид I 0 1 9 12

При раскопках Ай-Ханума были обнаружены три клада эллинистических монет , а также 274 случайные монеты, из которых 224 были разборчивыми. [131] Первый клад был найден в небольшой комнате административной части дворцового комплекса в 1970 году. Он содержал 677 перфорированных монет и шесть серебряных драхм, носящих имя Агафокла Бактрийского . [132] На последних шести монетах с обеих сторон написаны греческие письмена и шрифты брахми , и они важны сами по себе как «самые ранние недвусмысленные изображения» Вришни Вираса . [133] Фигуры на монетах можно окончательно идентифицировать по их иконографии : на греческой стороне изображен Баларама , возможно, как Санкаршана , держащий свой обычный плуг и дубину , а на стороне Брахми изображен Васудева с его Сударшана-чакрой и раковиной . [134] Монеты указывают на то, что культ Вришни Вира распространился далеко за пределы их родины в Матхуране и что они сохранили достаточное значение, чтобы быть признанным под царским покровительством; кроме того, поскольку аверс греческой монеты был бы лучше реверса Брахми, монеты показывают, что Баларама считался старше Васудевы в соответствии с традиционной системой передачи. [134]

Второй клад был найден три года спустя, на кухне загородного дома . Этот клад состоял из 63 серебряных тетрадрахм , из которых 49 были греко-бактрийскими; большинство из них были посвящены Евтидему I, а остальные - другим царям. [135] Третий клад был найден зимой 1973–1974 годов афганским фермером неподалеку от этого места и быстро продан на рынке антиквариата в Кабуле . Хотя большая часть клада позже прошла через Нью-Йорк , где член Американского нумизматического общества смог составить опись, ее целостность тогда была утрачена; некоторые монеты были удалены, а другие, такие как драхма Лисия Аникета , были добавлены. [136] Только 77 из 224 читаемых случайных монет были греко-бактрийскими или индо-греческими; было также 68 случайных монет Селевкидов, на 62 из которых был изображен Антиох I. [131]

На одной серии бактрийских монет времен правления Антиоха I была отчеканена треугольная монограмма ( Символ, напоминающий треугольник в круге.) в процессе чеканки . В Ай-Хануме кирпичи с таким же знаком были найдены в герооне , одном из старейших построек города. [137] Таким образом, считается вероятным, что Ай-Ханум был местом расположения основного монетного двора Селевкидов во время правления Антиоха и в начале единоличного правления; более ранний монетный двор, который, скорее всего, находился в Бактре, но мог находиться и в другом месте, был закрыт почти одновременно после относительно короткого периода работы. [138]

Более широкое влияние

[ редактировать ]
Серо-зеленая статуэтка обнаженного мужчины, держащего в одной руке дубинку.
Бронзовая статуэтка Геракла , опознанная по его дубине.

Некоторые предметы, найденные в Ай-Хануме, такие как греческое оливковое масло в сокровищнице или средиземноморские лепнины на греко-бактрийских произведениях искусства, позволяют предположить существование крупномасштабных торговых сетей, но таких находок немного, в то время как индийское искусство в казна, похоже, была просто разграблена . [139] Таким образом, историки пришли к выводу, что Греко-Бактрия была изолирована с точки зрения торговли, но имела развитую администрацию с высоким уровнем экономического разнообразия . [140] Это управление было передано народам юэчжи и кушан, о чем свидетельствует использование ими греческих титулов и чеканки монет, а также адаптация эллинистических числовых и календарных систем. [141]

Историк искусства Джон Бордман также отметил, что Ай-Ханум, возможно, был одним из проводников греческого искусства, оказавшего влияние на искусство древней Индии ; скульптура колонн Ашоки , возможно, была вдохновлена ​​рисунками греко-бактрийских зданий, привезенных в империю Маурьев послами. Невозможно сказать, пришло ли вдохновение из Ай-Ханума или других эллинистических мест. [142] Произведения Ай-Ханума действительно демонстрируют новаторское и оригинальное мастерство, например, самая большая фаянсовая скульптура, найденная в эллинистическом мире, в которой восточные методы производства сочетаются с греческими традициями акролитовых статуй. [143] Статуэтка синкретически Геракла, найденная на этом месте, демонстрирует художественную преемственность с более поздними индо-греческими монетами, на которых Ваджрапани изображен с полубогом и Зевсом. [144]

Современная стипендия

[ редактировать ]

Открытие Ай-Ханума, даже в большей степени, чем открытие близлежащего храма Тахти Сангина , имело принципиальное значение для изучения Греко-Бактрийского царства. До его открытия такие археологи, как Альфред Фуше, посвятили свою карьеру попыткам найти какое-либо физическое подтверждение существования эллинистической культуры в Центральной Азии, но постоянно терпели неудачу. [145] Если не считать текстовых фрагментов классических текстов и множества монет с греческими надписями, найденных по всему региону, свидетельств в поддержку этой теории практически не было. [146] Фуше, который ничего не нашел во время трудных 18-месячных раскопок в Балхе, постепенно потерял всякую надежду, отвергнув эту гипотезу как «греко-бактрийский мираж ». [147] Открытие Ай-Ханума вдохнуло новую жизнь в эту дисциплину, и с тех пор по всей Центральной Азии было обнаружено несколько эллинистических памятников. Майрс отметил, что открытие Ай-Ханума действительно стало своего рода «поворотным моментом» в изучении эллинистического Дальнего Востока, даже если основные вопросы, предшествующие открытию, все еще задавались после завершения раскопок. [148]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Некоторые ученые предполагают, что первоначальное название этого места было *Оскобара , коренной топоним , означающий «высокий берег». Птолемей упоминает похожее имя, транскрибируемое по-разному как Остобара или Эстобара, в своей «Географии» . [3]
  2. В 2019 году, раскопав комплекс ворот в Кампир-Тепе в Узбекистане , который был идентичен комплексу, ранее завоеванному Александром в Сильоне , в Памфилии , археолог Эдвард Ртвеладзе объявил еще одного кандидата на роль Александрии Оксианы. [7]
  3. ^ Артефакты, раскопанные археологами DAFA, были приняты Национальным музеем Афганистана , который позже выставил их в Париже . [41]
  4. ^ Добыча драгоценных камней на Кокче оставалась продуктивной и в 21 веке, несмотря на 6500 лет почти непрерывной добычи. [47]
  5. Долина Кызылсу служила стратегически важным коридором еще во время гражданской войны в Афганистане, международная гуманитарная помощь для сил Ахмад Шаха Масуда . когда через нее проходила [49]
  6. ^ Французский: «храм в нишах»; альтернативно называемый Ступенчатым храмом («храм à redans»). [89]
  7. Кроме того, греческие историки Геродот и Страбон описали персидскую практику религиозного поклонения под открытым небом. [100]
  8. Первые четыре строки (посвящение) были переведены Уоллесом, а остальные (изречения) — Мэрсом. [110]
  9. Поскольку первоначальный состав этого клада оспаривается, в этой таблице использован Фрэнком Холтом . список сфотографированных [130]
  1. ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 20.
  2. ^ Лекуйо 2020 , с. 540.
  3. ^ Рапин 2007 , с. 41; Птолемей ок. 150 , 6.11.9.
  4. ^ Мартинес-Сев, 2015 , с. 21.
  5. ^ Майрс 2014 , с. 33.
  6. ^ Мартинес-Сев, 2015 , стр. 22–23; Май 2015 , с. 109.
  7. ^ Ибботсон 2019 .
  8. ^ Коэн 2013 , стр. 35–38.
  9. ^ Майрс 2015 , стр. 109–111.
  10. ^ О'Брайен 2002 , стр. 51.
  11. ^ Лернер 2003a , стр. 378–380.
  12. ^ Холт 1999 , с. 28.
  13. ^ Холт 1999 , стр. 28–29; Коэн 2013 , с. 39.
  14. ^ Мартинес-Сев, 2015 , стр. 27–28.
  15. ^ Получено в 1996 г. , стр. 31–34; Холт 1999 , с. 114.
  16. ^ Мартинес-Сев, 2015 , с. 31.
  17. ^ Получено в 1996 г. , с. 26; Лериш 1986 , стр. 44–54.
  18. ^ Мартинес-Сев, 2015 , с. 35.
  19. ^ Лионнет 2012 , с. 158.
  20. ^ Полибий , 10.48-49, 11.34.
  21. ^ Холт 1999 , с. 125; Мартинес-Сев, 2015 г. , с. 36.
  22. ^ Мартинес-Сев, 2014 , с. 271; Мартинес-Сев, 2015 , стр. 36–37.
  23. ^ Мартинес-Сев, 2020 , с. 224.
  24. ^ Мартинес-Сев, 2014 , с. 271.
  25. ^ Мартинес-Сев, 2015 , стр. 39–40.
  26. ^ Джастин 1853 , 41.6.5; Мартинес-Сев, 2015 г. , с. 41.
  27. ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 49.
  28. ^ Майрс 2014 , стр. 172–173.
  29. ^ Мартинес-Сев 2018 , стр. 409–410.
  30. ^ Мартинес-Сев 2018 , стр. 406–407; Майс 2014 , стр. 171–172.
  31. ^ Мартинес-Сев 2018 , стр. 413–414.
  32. ^ Вуд 1841 , стр. 394–395.
  33. ^ Холт 1994 , с. 9.
  34. ^ Бернард 2001 , стр. 971–972.
  35. ^ Бернард 1996 , стр. 101–102.
  36. ^ Jump up to: а б Мартинес-Сев, 2014 г. , с. 269.
  37. ^ Майрс 2014 , с. 62.
  38. ^ Лериш 1986 , предисловие, я; Майрс 2014 , с. 62.
  39. ^ Jump up to: а б Мартинес-Сев 2020 , с. 220.
  40. ^ Мартинес-Сев, 2014 , с. 269; Майс 2014 , с. 26.
  41. ^ Май 2014 г. , с. 26; Джарридж и Камбон 2007 , стр. 146–147.
  42. ^ Лекуйо 2007 , с. 160.
  43. ^ Бернард 2001 , стр. 991–993.
  44. ^ Майрс 2013 , с. 90.
  45. ^ Мартинес-Сев, 2015 , с. 20.
  46. ^ Jump up to: а б с Бернард 1982 , с. 148.
  47. ^ Рено 2014 , стр. 4–5.
  48. ^ Майрс 2014 , с. 29; Холт 2012 , с. 101.
  49. ^ Бернард 2001 , стр. 976, 994.
  50. ^ Мартинес-Сев, 2015 , с. 20; Коэн 2013 , с. 225.
  51. ^ Лериш 2007 , стр. 140–141.
  52. ^ Бернард 1982 , с. 148; Лериш 2007 , с. 141.
  53. ^ Бернард 1996 , с. 106.
  54. ^ Лериш 2007 , с. 142.
  55. ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 27.
  56. ^ Лекуйо 2007 , с. 156.
  57. ^ Коэн 2013 , с. 225; Лериш 2007 , с. 141.
  58. ^ Jump up to: а б Майрс 2014 , с. 63.
  59. ^ Коэн 2013 , с. 226; Мартинес-Сев, 2015 г. , с. 39.
  60. ^ Мартинес-Сев, 2015 , с. 39.
  61. ^ Бернард 1982 , с. 151.
  62. ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 38.
  63. ^ Мартинес-Сев, 2014 , стр. 270–271.
  64. ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 34.
  65. ^ Рапин 1990 , с. 333.
  66. ^ Майрс 2014 , с. 69; Франкфурт и др. 2014 , с. 39.
  67. ^ Майрс 2014 , стр. 69–70; Франкфурт и др. 2014 , с. 41.
  68. ^ Рапин 1990 , с. 333; Майрс 2014 , с. 66.
  69. ^ Рапин 1990 , с. 333; Майрс 2014 , стр. 70–71.
  70. ^ Майрс 2014 , с. 71.
  71. ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 43.
  72. ^ Jump up to: а б с д Рапин 1990 , с. 334.
  73. ^ Jump up to: а б Майрс 2014 , с. 72.
  74. ^ Франкфурт и др. 2014 , стр. 43–44.
  75. ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 47.
  76. ^ Майрс 2014 , стр. 47–49; Франкфурт и др. 2014 , с. 50.
  77. ^ Рапин 1990 , стр. 334–336; Франкфурт и др. 2014 , стр. 51–54.
  78. ^ Рапин 1992 , стр. 191–192; Джарридж и Камбон, 2007 , с. 150; Франкфорт и др. 2014 , с. 54.
  79. ^ Холлис 2011 , с. 107; Франкфурт и др. 2014 , с. 49.
  80. ^ Холлис 2011 , стр. 108–109.
  81. ^ Холлис 2011 , с. 107; Оффре 2019 , с. 25
  82. ^ Лернер 2003b , с. 50.
  83. ^ Лериш 2007 , с. 141.
  84. ^ Лекуйо 2020 , с. 543; Франкфурт и др. 2014 , стр. 69–71.
  85. ^ Лекуйо 2020 , с. 543; Франкфурт и др. 2014 , стр. 72–73.
  86. ^ Лекуйо 2020 , стр. 549–550; Франкфурт и др. 2014 , с. 71.
  87. ^ Лекуйо 2020 , с. 548.
  88. ^ Бернард 1982 , стр. 158–159.
  89. ^ Майрс 2013 , с. 92, примечание 29.
  90. ^ Jump up to: а б Бернард 1982 , с. 159.
  91. ^ Майрс 2013 , с. 93; Франкфурт и др. 2014 , с. 57.
  92. ^ Jump up to: а б Франкфурт и др. 2014 , с. 56.
  93. ^ Тиссо 2006 , с. 31.
  94. ^ Майрс 2013 , стр. 97–98.
  95. ^ Майрс 2013 , стр. 94–95.
  96. ^ Бернард 1970 , стр. 339–247; Метрополитен-музей 2019 .
  97. ^ Майрс 2013 , с. 94; Франкфурт и др. 2014 , с. 57.
  98. ^ Франкфурт, 2012 , с. 122.
  99. ^ Майрс 2013 , с. 92; Франкфурт и др. 2014 , с. 60.
  100. ^ Коэн 2013 , с. 227.
  101. ^ Майрс 2013 , стр. 92–93.
  102. ^ Холт 1999 , с. 45; Майрс 2013 , с. 110.
  103. ^ Уоллес 2016 , с. 216; Мартинес-Сев, 2014 г. , с. 274.
  104. ^ Мартинес-Сев, 2014 , с. 274.
  105. ^ Майрс 2015 , стр. 112–114.
  106. ^ Уоллес 2016 , с. 216.
  107. ^ Майрс 2015 , с. 112.
  108. ^ Коэн 2013 , с. 225; Мартинес-Сев, 2015 , стр. 30–31; Франкфорт и др. 2014 , с. 37.
  109. ^ Бернард 1982 , с. 157; Майрс 2014 , с. 73.
  110. ^ Уоллес 2016 , с. 215; Майрс 2014 , с. 73.
  111. ^ Роберт 1968 , стр. 443–454; Лернер 2003а , с. 393.
  112. ^ Jump up to: а б Уоллес 2016 , с. 217.
  113. ^ Лернер 2003a , стр. 393–394.
  114. ^ Майрс 2015 , стр. 115–116.
  115. ^ Уоллес 2016 , стр. 217–218.
  116. ^ Холлис 2011 , с. 109.
  117. ^ Майрс 2015 , стр. 120–122; Уоллес 2016 , стр. 216–219.
  118. ^ Яйленко 1990 , с. 256.
  119. ^ Майрс 2014 , с. 67; Франкфурт и др. 2014 , с. 63.
  120. ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 63.
  121. ^ Лернер 2003a , стр. 390–391; Франкфурт и др. 2014 , с. 63.
  122. ^ Майрс 2015 , с. 89.
  123. ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 67.
  124. ^ Лекуйот и Нисидзава 2005 , с. 123.
  125. ^ Май 2015 г. , с. 92; Мартинес-Сев, 2014 , стр. 276–279.
  126. ^ Майрс 2015 , с. 92; Франкфурт и др. 2014 , стр. 65–66.
  127. ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 66.
  128. ^ Одуэн и Бернар 1974 , стр. 7–41.
  129. ^ Бопеараччи 1993 , стр. 433–434, сноска 26.
  130. ^ Холт 1981 , стр. 9–10, список C.
  131. ^ Jump up to: а б Бопеараччи 1993 , стр. 433–434.
  132. ^ Крибб 1983 , с. 89; Бопеараччи 1993 , с. 433.
  133. ^ Шринивасан 1997 , с. 215.
  134. ^ Jump up to: а б Шринивасан 1997 , с. 215; Сингх 2008 , с. 437.
  135. ^ Бопеараччи 1993 , с. 433.
  136. ^ Холт 1981 , стр. 8–11.
  137. ^ Получено в 1996 г. , с. 23; Мартинес-Сев, 2015 г. , с. 28.
  138. ^ Получено в 1996 г. , стр. 31–33; Холт 1999 , стр. 114–115.
  139. ^ Рапин 2007 , стр. 63–64.
  140. ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 77.
  141. ^ Бурштейн 2010 , с. 187.
  142. ^ Бордман 1998 , стр. 13–15.
  143. ^ Бопеараччи 2005 , стр. 106–109.
  144. ^ Бопеараччи 2005 , стр. 111–116.
  145. ^ Майрс 2011 , с. 14.
  146. ^ Холт 1994 , стр. 4–5.
  147. ^ Майрс 2011 , с. 14; Холт 1994 , стр. 8–9.
  148. ^ Майрс 2011 , стр. 14–15; Бернард 1996 , стр. 101–102.

Источники

[ редактировать ]

Начальный

[ редактировать ]
  • Джастин (1853 г.). Воплощение Помпея Трога . Перевод Уотсона, Джона Селби . Проверено 26 июля 2024 г.
  • Полибий (2010). Истории . Перевод Патона, Уильям ; Уолбанк, издательство FW Гарвардского университета . ISBN  978-0674996373 .
  • Птолемей (ок. 150 г.). География . Перевод Кислинга, Брейди – через toposttext.org.

вторичный

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1aa1d3b2e3ddc1ef573c2596a5f6984d__1721990580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/4d/1aa1d3b2e3ddc1ef573c2596a5f6984d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ai-Khanoum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)