Ай-Ханум
![]() Главное святилище Ай-Ханума, вид с акрополя в конце 1970-х годов. [1] | |
Расположение | Провинция Тахар , Афганистан |
---|---|
Область | Бактрия |
Координаты | 37 ° 09'53 "с.ш. 69 ° 24'31" в.д. / 37,16472 ° с.ш. 69,40861 ° в.д. |
История | |
Основан | 3 век до н.э. |
Заброшенный | 145 г. до н.э. - 2 век до н.э. |
Периоды | эллинистический |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | Между 1964 и 1978 годами |
Археологи | Пол Бернар |
Состояние | Разрушенный с древности; также разграблено современными мародерами. |
Ай-Ханум ( / aɪ ˈ h ɑː nj uː m / , что означает Леди Луна ; [2] Узбекская латынь : Oyxonim ) — археологический памятник эллинистического города в провинции Тахар , Афганистан . Город, первоначальное название которого неизвестно, [а] вероятно, был основан одним из первых правителей Империи Селевкидов и служил военным и экономическим центром правителей Греко -Бактрийского царства до его разрушения ок. 145 г. до н.э. Руины города, вновь открытые в 1961 году, раскапывали французские археологи до начала конфликта в Афганистане в конце 1970-х годов.
Город, вероятно, был основан между 300 и 285 годами до нашей эры чиновником, действовавшим по приказу Селевка I Никатора или его сына Антиоха I Сотера , первых двух правителей династии Селевкидов . Существует вероятность, что это место было известно более ранней Империи Ахеменидов , которая основала неподалеку небольшой форт. Первоначально считалось, что Ай-Ханум был основанием Александра Великого , возможно, как Александрия Оксиана , но теперь эта теория считается маловероятной. Расположенный у слияния рек Амударья ( также известная как Оксус) и Кокча , окруженный хорошо орошаемыми сельскохозяйственными угодьями, сам город был разделен между нижним городом и акрополем высотой 60 метров (200 футов) . и не находился на главном торговом пути Хотя Ай-Ханум , он контролировал доступ как к горным месторождениям в Гиндукуше, так и к стратегически важным узким местам . Город окружали обширные укрепления , которые постоянно поддерживались и улучшались.
Ай-Ханум, население которого, возможно, первоначально выросло из-за царского покровительства и наличия монетного двора в городе, потерял некоторое значение из-за отделения греко-бактрийцев при Диодоте I ( ок. 250 г. до н.э.). Строительные программы Селевкидов были остановлены, и город, вероятно, стал выполнять преимущественно военные функции; возможно, это была зона конфликта во время вторжения Антиоха III ( ок. 209 – ок. 205 до н.э.). Ай-Ханум снова начал расти при Евтидеме I и его преемнике Деметрии I , которые начали утверждать контроль над северо-западным Индийским субконтинентом . Многие из нынешних руин относятся ко времени Евкратида I , который существенно перестроил город и, возможно, переименовал его в Евкратидию в честь себя. Вскоре после его смерти ок. В 145 г. до н. э. Греко-Бактрийское царство распалось — Ай-Ханум был захвачен сакскими захватчиками и вообще заброшен, хотя части города время от времени были оккупированы до II века нашей эры. Эллинистическая культура в регионе сохранится дольше только в Индо-греческие царства .
Во время охоты в 1961 году Афганистана король Мухаммед Захир Шах заново открыл для себя город. Археологическая делегация во главе с Полем Бернаром раскопала в нижнем городе остатки огромного дворца, а также большого спортзала , театра, способного вместить 6000 зрителей, арсенала и двух святилищ . несколько надписей Было найдено , а также монеты , артефакты и керамика . Начало советско-афганской войны в конце 1970-х годов остановило научный прогресс, и во время последующих конфликтов в Афганистане это место было широко разграблено.
История
[ редактировать ]Древний
[ редактировать ]Точная дата основания Ай-Ханума неизвестна. Самый северный форпост цивилизации долины Инда был основан в Шортугае , примерно в 20 километрах (12 милях) к северу от Ай-Ханума, в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Шортугай, существовавший несколько столетий, торговал со своими южными соседями и построил первые в этом районе ирригационные системы. [4] Тысячу лет спустя эта территория попала под контроль персидских Ахеменидов , которые основали сатрапию (административную провинцию) с центром в Бактре (современный Балх ) и расширились на восток, завоевав долину Инда . Чтобы установить контроль над местным регионом, они основали форт под названием Кона-Кала на броде Окса , примерно в 1,5 км (0,93 мили) к северу от более позднего города. [5] Хотя ученые предполагают, что небольшой гарнизон Ахеменидов мог быть размещен в месте слияния, нет единого мнения о том, что поселение было основано в Ай-Хануме до прибытия греко-македонцев при Александре Македонском ок. 328 г. до н.э. [6]
Историки спорят, кто приказал превратить это небольшое поселение в крупный город, которым оно стало. Первоначально Ай-Ханум определялся как Александрия Оксиана, один из городов, основанных Александром. Существуют значительные трудности с идентификацией этих городов, поскольку источники расходятся во мнениях; и авторы, возможно, непреднамеренно упомянули одну и ту же Александрию как находящуюся в двух разных городах. Как и Ай-Ханум, Александрия Оксиана по-разному интерпретировалась как Александрия в Согдиане, Александрия близ Бактры или как Термез . [б] [8] Поскольку четких отличительных черт (таких как произведения искусства, скульптуры или надписи), связывающих Александра с городом, нет, маловероятно, что он сделал что-то большее, чем просто заменил на этом месте ахеменидский гарнизон, если он существовал, на греческий. [9]


Судя по керамическим данным, собранным на этом месте, вполне вероятно, что Ай-Ханум расширялся поэтапно. [11] Первый этап должен был начаться при одном из первых правителей Империи Селевкидов — либо основателе империи Селевке I Никаторе , либо его сыне и преемнике Антиохе I Сотере . , Селевк установил сплоченную политику в Центральной Азии, которая «выходила за рамки ограниченных, специальных военных и политических целей Александра» По словам историка Фрэнка Холта . [12] После войны Селевкидов и Маурьев Селевк уступил Инда долину Чандрагупте Маурье в обмен на пакт о дружбе и 500 боевых слонов ; таким образом, он стремился к устойчивому экономическому и военному развитию Бактрии, которая теперь была штаб-квартирой Селевкидов на Востоке. [13]
Антиох, имевший личную связь с регионом через свою мать, Апаму , дочь согдийского военачальника Спитамена , продолжил политику своего отца. Несколько ключевых зданий Ай-Ханума, в том числе героон (святилище героя), северные укрепления и храм, были построены во время его правления. [14] Вполне вероятно, что монетный двор был открыт в Ай-Хануме примерно в 285 г. до н.э. как из-за месторождений металлов вблизи города, так и из-за растущего интереса Селевкидов к восточной Бактрии, что позволяет предположить, что этот монетный двор стимулировал рост города как царского фонда. . [15] Около трети бронзовых монет, найденных в городе, были выпущены в период после воцарения Антиоха в 281 г. до н.э., что указывает на то, что он продолжал тратить деньги на город. [16] При его преемнике Антиохе II , взошедшем на престол в 261 г. до н. э., монетный двор продолжал чеканить ценные монеты, а валы были подкреплены контрфорсом и кирпичной облицовкой. [17]
Развитие города сильно замедлилось, когда Диодот I , наместник восточных провинций, отделился от Селевкидов и основал Греко-Бактрийское царство . Хотя храм и святилище Ай-Ханума были реконструированы при Диодоте, возможно, для повышения религиозной легитимности, большинство программ строительства Селевкидов не были продолжены. [18] Бертиль Лионне предполагает, что в то время Ай-Ханум был просто «военным оплотом с административными функциями». [19] Император Селевкидов вторгся в Антиох III Греко-Бактрийское царство в 209 г. до н. э., победив его правителя Евтидема I в битве при Арии и безуспешно осадив Бактру , столицу Евтидема. [20] Хотя нет никаких доказательств того, что Ай-Ханум сам подвергся нападению захватчиков, Антиох, возможно, проводил операции недалеко от города или даже чеканил там свою валюту. [21] Возможно, он также привел в этот регион новых поселенцев. Последующие завоевания Евтидема и его преемника Деметрия I также принесли пользу городу, так как население увеличилось и многие общественные здания были реконструированы. [22] Улучшение благосостояния города можно увидеть благодаря инновациям в производстве и усложнению керамики : ахеменидские стили были заменены более разнообразными формами, некоторые из которых напоминали мегарские чаши. [23]
Расцвет города пришелся на период правления Евкратида I в середине второго века до нашей эры, который, вероятно, сделал его своей столицей, назвав Евкратидией . Во время его правления были построены дворец и гимназия, главное святилище и героон перестроены театр . , и, конечно же, действовал [24] Вероятно, он спонсировал средиземноморских художников, чтобы поставить себя в один ряд с другими крупными эллинистическими королями, поэтому статус его столицы был сопоставим со статусом Александрии , Антиохии или Пергама . хранится Было обнаружено, что в сокровищнице значительное количество добычи, полученной в ходе его кампаний в Индии против индо-греческого царя Менандра . [25] Вполне вероятно, что Ай-Ханум уже подвергался нападению кочевых племен, когда Евкратид был убит примерно в 144 г. до н.э. [26] Это вторжение, вероятно, было осуществлено племенами саков , изгнанными на юг народами юэчжи , которые, в свою очередь, сформировали вторую волну захватчиков примерно в 130 г. до н.э. Сокровищный комплекс имеет следы ограбления в результате двух нападений с интервалом в пятнадцать лет. [27]

Хотя первое нападение привело к концу эллинистического правления в городе, Ай-Ханум продолжал быть заселенным; остается неизвестным, была ли эта повторная оккупация произведена выжившими греко-бактрийцами или кочевыми захватчиками. [28] За это время общественные здания, такие как дворец и святилище, были перепрофилированы в жилые дома, и в городе сохранялось некоторое подобие нормальности: какая-то власть, возможно, культовая по происхождению, поощряла жителей повторно использовать сырьевые строительные материалы, которые теперь свободно доступны в город для своих целей, будь то строительство или торговля. [29] Серебряный слиток с выгравированными руническими буквами, захороненный в сокровищнице, подтверждает теорию о том, что саки оккупировали город, при этом гробницы с типичным кочевым погребальным инвентарем в акрополе и гимназии также были раскопаны . Повторная оккупация города вскоре была прекращена огромным пожаром. [30] Неизвестно, когда последние обитатели Ай-Ханума покинули город. Последние признаки какого-либо жилья датируются 2 веком нашей эры; к этому времени во дворце скопилось более 2,5 метров (8,2 фута) земли. [31]
Современный
[ редактировать ]В марте 1838 года британский солдат-исследователь по имени Джон Вуд путешествовал по Бадахшану в качестве представителя Ост-Индской компании . Его проводники сообщили ему о существовании в этом районе древнего города, который туземцы называли Бабарра . [32] Все его запросы были отвергнуты местными жителями, и шанс на повторное открытие был утерян, как писал Вуд в своем отчете: [33]
Однако внешний вид этого места указывает на истинность [таджикской] традиции о том, что здесь когда-то стоял древний город. На месте города находился узбекский табор; но от его обитателей мы не могли получить никакой информации, и на все наши расспросы о монетах и реликвиях они удостаивались лишь пустого взгляда или идиотского смеха.

В 1961 году король Афганистана находился в охотничьей экспедиции , Мохаммед Захир Шах когда заметил все еще видимые очертания города со склона холма. Он позвонил Французской археологической делегации в Афганистане (DAFA), которая проводила раскопки в стране с 1923 года. [34] Раскопками руководил сначала Даниэль Шлюмберже , а затем Поль Бернар . Поскольку город никогда не был заселен после его закрытия, руины лежали близко к поверхности, и их было легко раскопать. [35] На других объектах региона последующие поколения строили на фундаменте своих предшественников, оставляя эллинистический строительный слой на глубине до 15 метров (49 футов) под землей. [36]
Тем не менее раскопки Ай-Ханума оказались проблематичными и сложными. Огромные размеры города означали, что небольшой команде DAFA пришлось сосредоточить свое внимание на ключевых областях, особенно когда Министерство Европы и иностранных дел Франции сократило свое финансирование. в середине 1970-х годов [37] Недоступность городского акрополя и пересеченная местность означали, что любые раскопки там были намного сложнее, чем на нижнем уровне, в результате чего он изучался гораздо меньше, чем нижний город. [38] Несмотря на эти и другие ограничения, DAFA не пошел на компромисс с научной строгостью или процедурой. [36] В 1974 году сфера деятельности миссии была расширена и теперь включает палеогеографические и археологические исследования прилегающих территорий; На основе этих успешных исследований были запланированы дальнейшие полевые работы. [39]
Все археологические работы были остановлены в 1978 году, когда Саурская революция спровоцировала советско-афганскую войну и спровоцировала продолжающуюся до сих пор политическую нестабильность в Афганистане . [39] Во время войны это место было полностью разграблено, а несколько важных артефактов были проданы на рынке антиквариата частным коллекционерам. [40] [с] Систематическое разграбление северной части нижнего города, судя по всему, осуществлялось путем рытья сотен ям. Хотя это говорит о том, что грабители ожидали найти артефакты в районе, который DAFA не раскопал, археологическая целостность этого места была поставлена под угрозу. [42] Хотя подобные дыры были обнаружены и в комплексе гимназии, дворцовый комплекс, пожалуй, понес наибольший ущерб: стены использовались в качестве карьера для строительных материалов (в некоторых местах были выпотрошены даже самые глубокие фундаменты), а небольшое количество известняка на этом месте , в основном используемые в качестве украшения или капителей , сжигались в печах для обжига извести . [43] Северный Альянс построил артиллерийскую батарею , что еще больше дестабилизировало это место. на вершине акрополя [44]
Сайт
[ редактировать ]Расположение и планировка
[ редактировать ]Город Ай-Ханум был основан на юго-западном углу равнины в районе Бактрии , при слиянии рек Окса (современная Амударья ) и Кокчи . Равнина, занимавшая площадь около 300 квадратных километров (74 000 акров), имела треугольную форму и ограничивалась реками с двух сторон и горами восточного Гиндукуша с третьей. [45] Лёссовая ; почва равнины по своей природе была пригодна для сельского хозяйства близость к рекам позволила построить оросительные каналы; а близлежащие высокогорья предоставили пастухам большие площади летних пастбищ . [46] Этот район также был богат полезными ископаемыми: рудники в верховьях Кокчи в Бадахшане были единственными источниками лазурита , а также производили медь, железо, свинец и рубины. в мире [д] [48] Город находился в 10 километрах (6,2 мили) ниже по течению от места слияния рек Окса и Кызылсу , притока, долина которого обеспечивала доступ к богатому минералами Западному Памиру и китайскому Туркестану , но также образовывала естественный коридор для любых потенциальных северных захватчиков. [и] Таким образом, Ай-Ханум служил стратегически важным оплотом, несмотря на то, что он не контролировал ни крупную переправу через Окс, ни какой-либо другой крупный торговый путь. [50]
Отражая стратегическое значение города, его основатели построили Ай-Ханум на высоком уровне обороноспособности. К югу и западу лежали реки Кокча и Оксус соответственно — оба берега реки представляли собой крутые скалы высотой более 20 метров (66 футов), что представляло собой проблему для любого морского десанта. [51] Между тем, любой подход на восток был защищен естественным акрополем высотой около 60 метров (200 футов), который простирался примерно на 2 километра (1,2 мили) к северу от Кокчи. [46] Это плато также включало в себя небольшую цитадель в юго-восточном углу, защищенную скалами высотой 80 метров (260 футов) с двух сторон и небольшим рвом с третьей. Этот форт размером 150 на 100 метров (490 на 330 футов) служил оборонительный штаб Ай-Ханума. [52]
Эта естественная защита была усилена стенами, которые полностью окружали город Ай-Ханума и акрополь. Северные валы, которым не способствовали никакие природные особенности, были построены особенно прочно: [53] Стены высотой 10 метров (33 фута) и толщиной 6 метров (20 футов) были построены из цельного сырцового кирпича и защищены большими башнями и крутым рвом . [46] Размер этих валов позволил нескольким обороняющимся солдатам вывести из строя осадные машины и вступить в бой с атакующими силами с минимальными потерями; Крупный масштаб отражает также низкую уверенность греческих архитекторов в прочности сырцовых стен. [54] Главные ворота города располагались на северном валу, который также охранял канал, подававший воду в центр города. [55]
От главных ворот улица шла на юг по прямой линии вдоль основания акрополя и продолжалась через нижний город до южного берега реки — расстояние около 1,5 км (0,93 мили). [56] За исключением южной зоны, в которой располагались большие жилища, организованные в три квартала, нижний город был незапланированным; это отличает Ай-Ханум от других эллинистических оснований Ближнего Востока, таких как Селевкия на Тигре , которая имела тенденцию строиться по плану Гипподамианской сетки . [57] В начале второго века до нашей эры он также стал предметом крупной реконструкции, которая привела к небольшому разногласию в ориентации некоторых основных зданий (например, дворец расположен под углом к старой главной улице). [58] Ай-Ханум строился преимущественно из необожженного кирпича, гораздо реже использовались обожженный кирпич и камень. [58]
Дворцовый комплекс
[ редактировать ]Дворцовый комплекс был большим, размером примерно 350 на 250 метров (1150 на 820 футов) и занимал около трети нижнего города. [59] Размер и сложность комплекса, построенного по приказу Евкратида I, должны были служить демонстрацией власти и богатства правителя; [60] Бернар отметил, что он «одновременно выполнял три функции: это было государственное сооружение, резиденция и казначейство». [61] Огромная площадь площадью 27 000 квадратных метров (6,7 акра) находилась к югу от дворца и, возможно, использовалась для военных парадов , учений или просто как гарнизонные помещения. [62] В сам дворец можно было попасть через ворота, известные как Главные Пропилеи , которые открывались на западной стороне главной улицы; Сама пропилея была построена более ранним правителем и реконструирована при Евкратиде. [63] охватывающая широкий портик Крыша сооружения, из пальметт между двумя соседними крыльцами, была известна своими антефиксами . дворца Это открывало доступ к изогнутой дороге, ведущей ко двору . [64]
В этот прямоугольный двор размером 137 на 108 метров (449 на 354 фута) и служивший главным входом во дворец, можно попасть с изогнутой дороги через другой пропилей. Двор окаймляли 118 коринфских колонн. [65] Колонны северной, восточной и западной колоннад имели высоту 5,7 метра (19 футов), а колонны южной колоннады - почти 10 метров (33 фута) в высоту, образуя родосский перистиль . Во дворец можно было попасть через гипостиль за южным портиком; этот вестибюль, похожий по стилю на персидский айван , поддерживался восемнадцатью колоннами, орнаментированными несколько иначе, чем во дворе. [66] На южной стороне гипостиля дверь вела в большую гостиную, украшенную украшениями, включая деревянные бра, расписные и геометрические протомы львов произведения искусства; эта комната, вероятно, была закрытой, так как в ней не было дренажной системы, и она позволяла получить доступ к другим помещениям дворца через двери со всех сторон. [67]
Дворец был разделен на три зоны, каждая из которых выполняла разные функции и была соединена сетью дворов и длинных коридоров, которые были тщательно расположены, обеспечивая как уединение, так и легкий доступ для членов королевской семьи и высокопоставленных чиновников. [68] К югу от приемной располагался ряд помещений, которые служили административными помещениями и представляли собой четырехугольный блок из двух пар помещений, отделенных друг от друга коридорами, сходящимися под прямым углом ; восточная пара использовалась как залы для аудиенций, а западная пара, возможно, функционировала как канцелярии . [69] Входы в палаты из опоясывающих коридоров были смещены, то есть теоретически две отдельные группы могли войти в комплекс, получить аудиенцию, получить решение и уйти, не увидев друг друга. [70]
К западу от административного квартала, на юго-западной стороне дворца, располагались две части, которые по наличию ванных комнат были идентифицированы как жилые. [71] По планировке постройки были похожи на другие жилые дома, раскопанные в городе, с небольшим двором на севере и жилыми помещениями на юге. [72] Более крупный из квартир, в котором были и другие особенности, такие как небольшой айван за двором, находился на западе и был отделен от своего меньшего соседа изолирующим коридором. [73] Трехкомнатные ванные комнаты располагались в задней части квартир и были выложены плитами известняка и галечной мозаикой с изображением пальметт и морских животных , продолжая существующую традицию эллинистического искусства . [72] Основываясь на более частном характере западной части, ученые предположили, что она предназначалась для семьи государя, в отличие от восточной единицы, которая, вероятно, предназначалась для самого монарха и его близких спутников. [74] К северу от жилых помещений располагался небольшой двор, соединенный с небольшой библиотекой сокровищницы. [72]
Казначейство
[ редактировать ]Третью зону составляло здание казначейства на западной стороне дворцового двора, откуда в него можно было войти. Это здание было построено поздно, так как сама сокровищница, вероятно, ранее располагалась в зданиях к востоку от двора. [73] В своей последней форме здание казначейства состояло из двадцати одной комнаты, сгруппированной вокруг квадратного двора со стороной примерно 30 метров (98 футов). Тринадцать комнат на южной, восточной и западной сторонах выходили прямо в этот двор, а в восемь складских помещений на севере можно было попасть через двери коридора с востока на запад. [75] В комплексе размещался инвентарь дворца в вазах с надписями на греческом языке, включая драгоценные камни и лазурит из Бадахшанских рудников, слоновую кость, оливковое масло , благовония, денежный запас и другие ценности. [72]
Многие этикетки на вазах, написанные чернилами или надписанные после обжига , описывают денежные операции: например, одна из них свидетельствует, что чиновник по имени Зенон передал 500 драхм двум служащим по имени Оксебоакес и Оксибазос, которые отвечали за хранение ваз. положить сумму в вазу и запечатать ее. [76] Некоторые из других ваз указывают на перевозку предметов роскоши , таких как благовония с Ближнего Востока или оливковое масло из Средиземноморья . Из-за скоропортящегося масла внутри на одной из этих ваз указан год правления монарха (24-й год). В сочетании с другими надписями в сокровищнице и идентификацией правящего монарха как Евкратида I, дата падения Ай-Ханума с достаточной уверенностью датируется примерно 145 годом до нашей эры. Несколько предметов в сокровищнице, вероятно, были добычей, привезенной Евкратидом во время его индийских завоеваний: к ним относятся индийские агаты и украшения, подношения из буддийских ступ и диск перламутровых тарелок с изображением сцены из индуистской мифологии . [77] Этот диск, украшенный полихромной стеклянной пастой и золотой нитью, скорее всего, изображает встречу Душьянты и Шакунталы . [78]
Библиотека располагалась к югу от сокровищницы, рядом с жилыми помещениями. Его функция была определена благодаря обнаружению двух литературных фрагментов: одного на папирусе, а другого на пергаменте; Органический материал для письма разложился, но в результате процесса, похожего на декалькоманию , буквы были выгравированы на мелкой земле, образовавшейся в результате разложения сырцового кирпича. [79] Пергамент представлял собой неизвестное театральное произведение , скорее всего, триметрическую трагедию , возможно, с участием Диониса , фигуры, известной своими путешествиями по Индии и Востоку. [80] С другой стороны, папирус представлял собой философский диалог, в котором обсуждалась теория форм Платона , которую некоторые считали утерянной работой Аристотеля . [81] Возможно также, наоборот, что текст был написан греко-бактрийским философом в Ай-Хануме. [82]
Частное жилье
[ редактировать ]К югу от дворцового комплекса располагалась жилая зона. Он состоял из рядов кварталов больших аристократических домов , разделенных улицами, расположенными под прямым углом к главной дороге с севера на юг. [83] Археологи DAFA решили раскопать дом в конце четвертого ряда дворца, недалеко от места слияния двух рек. В этом доме площадью 66 на 35 метров (217 на 115 футов) имеются свидетельства существования трех более старых архитектурных этапов, датируемых полувеком до ок. 200 г. до н. э.; он состоял из большого двора на севере и главного здания на юге, разделенных большим крыльцом с двумя колоннами. В главном здании располагалась центральная приемная, окруженная коридором, из которого можно было пройти в банный комплекс, кухню и другие помещения. [84]
Другой дом, расположенный в 150 метрах (490 футов) от северного вала, был частично раскопан в 1973 году; археологам удалось детально изучить лишь центральную часть главного здания и часть западной стороны. Это заочное жилище было намного больше, чем жилище внутри города, и занимало площадь 108 на 72 метра (354 на 236 футов). С большим двором на севере и постройками на юге он имел планировку, аналогичную городскому дому, хотя его главное здание было разделено коридором с востока на запад на две половины: северная часть образовывала жилые помещения, а центральная — жилые помещения. приемную, а в южной части располагались служебные помещения и банный комплекс. Фрагменты колонн, найденные на этом месте, указывают на высоту почти 8 метров (26 футов). [85]
Поскольку большие жилища в Ай-Хануме, в том числе во дворце, имеют мало общего с традиционными греческими ойкосами , ученые выдвинули теории относительно их происхождения. Преобладающая гипотеза предполагает иранское происхождение ; подобные стили можно увидеть в парфянской Нисе и Дильберджин-Тепе в период Кушанской империи . [86] В городе также были другие типы жилья, в том числе дома меньшего размера для людей с более низким статусом. [87]
Религиозные структуры
[ редактировать ]Экскаваторы обнаружили в Ай-Хануме три храма — большое святилище на главной улице рядом с дворцом, храм меньшего размера в аналогичном стиле за северной стеной и подиум под открытым небом на акрополе. [88] Большое святилище, часто называемое Храмом с углубленными нишами, [ф] был расположен на видном месте в нижнем городе, между главной улицей и дворцом, и представлял собой квадратное здание на подиуме высотой 1,5 метра (4,9 фута), окруженное открытой площадкой. [90] Он был построен ранними Диодотидами на месте очень раннего сооружения Селевкидов, построенного вскоре после основания города. [91] Одноименные ниши с зубцами были расположены на стенах храма высотой 6 метров (20 футов) - по одной с каждой стороны от главного входа, а на каждой другой стороне были вылеплены еще четыре. [92] Двор с трех сторон был окружен постройками. На юго-западе находилась деревянная колоннада с восточными постаментами ; на юго-востоке располагался ряд небольших комнат и портиков, примыкающих к крыльцу с колоннами в античном стиле, образувшим вход с главной улицы; а жертвенник находился у северо-восточной стены. [92]
С самого начала раскопок были отмечены персидские и ахеменидские элементы архитектуры храма. [90] Выявленные «зубчатые ниши», а также трехступенчатая платформа здания были общими чертами месопотамской архитектуры и последующих стилей. [94] В храме было найдено множество артефактов, в том числе для возлияния сосуды (обычные как для греческих , так и для среднеазиатских религиозных практик), мебель и статуэтки из слоновой кости , терракоты и единственный медальон ( на фото ). [95] Этот диск , на котором изображена греческая богиня Кибела в сопровождении Ники в колеснице, запряженной львами, был описан Метрополитен -музеем как «замечательный» из-за «гибрида греческих и восточных образов». Изготовленный из серебра диск сочетает в себе элементы греческой культуры, такие как хламиды , которые носят все божества, с мотивами восточного дизайна, такими как фиксированная поза фигур и полумесяц . [96]
Небольшие фрагменты, оставшиеся от культовой статуи , которая должна была стоять в центре храма, показывают, что она была вылеплена по греческой традиции ; небольшая часть левой ступни сохранилась и изображает молнию , общий мотив Зевса . Основываясь на очевидном диссонансе между греческой статуей и восточным храмом, в котором она находилась, ученые предположили синкретизм Зевса и бактрийских божеств, таких как Ахура Мазда , Митра , или божества, представляющего Окса. [97] Молния также использовалась как атрибут богинь Артемиды , Афины и даже Кибелы; это могло быть даже чисто символическим. [98]
Археологам DAFA удалось провести лишь поверхностное исследование двух других религиозных сооружений. Храм за северной стеной, пришедший на смену более простому и меньшему строению на этом месте, чем-то напоминал по архитектуре величественное центральное святилище с нишами в стенах, но имел вместо культового изображения три часовни для богослужений. [99] Подиум на акрополе был ориентирован на восток, что вызывало предположения, что он использовался в качестве жертвенной платформы для поклонения восходящему солнцу , поскольку подобные платформы были найдены в этом регионе. [г] [101] Поскольку акрополь был в основном военным и имел лишь несколько небольших жилых домов, ученые предположили, что он использовался как гетто квартал для местных бактрийских солдат; обоснованность этой сегрегационной гипотезы продолжает обсуждаться. [102]
Героон из Киния
[ редактировать ]Одним из наиболее изученных памятников города является небольшой героон , расположенный к северу от дворца в нижнем городе. Эта святыня, построенная на трехступенчатой платформе, состояла из дистиля в антис пронаосе и узкой целлы . [103] Под платформой были обнаружены четыре гроба — два деревянных и два каменных. Захоронения в стенах греческих городов, как правило, не допускались (поэтому некрополь Ай-Ханума располагался за пределами северных валов), но для видных граждан, особенно основателей города, были сделаны особые исключения. [104] Поскольку святилище предшествовало любому другому строению в нижнем городе, можно разумно предположить, что человек, в честь которого был построен героон, был либо основателем города, либо чрезвычайно известным ранним гражданином. [105] Самый выдающийся из гробов, который также был самым ранним, был соединен с верхним храмом отверстием и каналом, через который можно было выливать подношения. [106] Поскольку строители не наделили ни один из других саркофагов , в этом гробу, скорее всего, поместились останки этого выдающегося гражданина, а остальные предназначались для членов семьи. такой особенностью [107] Таким образом, общее мнение ученых состоит в том, что этот человек, которого, как известно из надписи, звали Киний, был эпистатом Селевкидов или ойкистом , который управлял первыми поселенцами Ай-Ханума. [108]

Археологи раскопали основание стелы , расположенной на видном месте в Пронаосе. На ней были выгравированы последние пять строк из серии изречений, первоначально выставленных в храме Аполлона в Дельфах — сохранились лишь небольшие и едва читаемые фрагменты вертикальной части стелы, на которой были бы написаны первые 145 изречений. . [109] , Рядом с изречениями была написана эпиграмма посвященная человеку по имени Клеарх, который скопировал изречения из Дельфийского святилища:
для мудрецов эти вещи принадлежат прошлому | Эти мудрые высказывания людей древности, |
— пер. Шейн Уоллес и Рэйчел Мэрс. [час] |
В 1968 году французский историк Луи Робер предположил, что Клеархос, упомянутый в надписи, был философом Клеархом из Соли . Это отождествление было основано на том факте, что философ Клеарх много писал о морали и культурах варварских и восточных культур. Роберт предположил, что во время путешествия для более подробного исследования своих литературных предметов Клеарх остановился в Ай-Хануме и установил там свою стелу. [111] Эта теория была принята как факт и часто приводилась как пример чисто греческой природы Ай-Ханума и взаимосвязанной природы эллинистического мира. [112] Более поздние историки отвергли гипотезу Роберта: Джеффри Лернер отметил, что нет никаких доказательств в поддержку предположения о том, что Клеарх путешествовал в восточные регионы для исследований, а не просто использовал справочный источник; [113] Вслед за Лернером Рэйчел Мэрс, зная приблизительную дату смерти философа, заметила, что стела была помещена в святилище через поколение после предполагаемого путешествия; [114] Тем временем Шейн Уоллес отметил, что Клеархус не было необычным именем, и поэтому идентификация Роберта была в лучшем случае маловероятной. [112] Вместо этого все трое предполагают, что этот Клеарх был жителем Ай-Ханума. [115]
Несмотря на опровержение теории Роберта, стела по-прежнему сохраняет свое значение в современных исследованиях. Текст эпиграммы поэтичен по своему составу и лексике, перекликаясь с такими известными греческими произведениями, как Гомера » « Одиссея , Пиндара оды Аполлония » и, возможно, даже «Аргонавтика . [116] Мэрс и Уоллес приписали надпись и установку стелы «первому поколению бактрийцев» в середине или конце второго века до нашей эры; они предполагают, что это поколение стремилось определить себя как часть более широкого греческого мира, придавая Ай-Хануму легитимность в глазах Дельф, которая сама по себе является символом эллинского единства. [117] Поэма также разделяет тематические элементы с буддийскими указами Ашоки (написанными в 260–232 гг. До н.э.); и Валерий Яйленко предположил, что это могло их вдохновить, предполагая вклад эллинистической философии в развитие буддийских моральных заповедей. [118]
Другие здания
[ редактировать ]
гимназия Вдоль западных валов располагалась . На заключительном архитектурном этапе он занимал площадь 390 на 100 метров (1280 на 330 футов), разделенную на южный двор и северный комплекс, и был доступен как из дворцового района, так и с улицы, проходящей за прибрежными укреплениями. [119] Было три двери, через которые можно было попасть из двора в коридор, окружающий главный комплекс. Он состоял из длинных прямоугольных комнат, окружающих квадратный центральный двор, в который можно было попасть через четыре экседры , по одной с каждой стороны; в экседре на северной стороне находился небольшой постамент с надписью посвящения и статуя. [120] Надпись была адресована Гермесу и Гераклу , двум божествам-покровителям греческой гимназии, двумя братьями по имени Трибалл и Стратон, от имени их отца, также по имени Стратон; вполне вероятно, что Стратон-старший был представлен статуей высотой 77 сантиметров (30 дюймов). [121]
Арсенал , который не был полностью раскопан, находился на восточной стороне главной южной улицы, напротив подножия акрополя. значительные количества шлака Обнаруженные во дворе здания позволяют предположить, что в здании располагались кузнечные мастерские . [122] Хотя найденное оружие было разнообразным, его было немного, что привело к предположению, что основная армия находилась в поле боя, когда город был взят; эта теория была подтверждена кирпичными завалами в проходах арсенала, что предполагает ограниченное количество защитников. Из найденных предметов, в том числе наконечников стрел , копий , копий , кальтропа , предназначенного для остановки конных животных, и украшений униформы, наибольший интерес вызвал железный катафракта доспех — самый ранний из найденных образцов. [123]

Театр также был построен сбоку от акрополя, в северной части главной улицы. Вмещая от пяти до шести тысяч зрителей — значительно больше, чем могло бы жить в городе — оно имело диаметр 85 метров (279 футов) и содержало три лоджии чуть ниже диазомы , которые, вероятно, использовались для высокопоставленных лиц. [125] Понятно, что ожидалось, что публика приедет из окрестных районов, а также из города, возможно, на религиозные праздники . [126] кости около 120 человек Экскаваторы обнаружили в оркестре , вероятно, датируемые падением города в 145 году до нашей эры. [127]
Значение
[ редактировать ]Чеканка монет
[ редактировать ]
Греко-бактрийские цари | Клад №1 (1970) | Клад №2 (1973) | Клад №3 (1973/4) [я] | Бродить монеты |
---|---|---|---|---|
Диодот I | 0 | 8 | 11 | 26 |
Евтидем I | 0 | 27 | 81 | 49 |
Деметрий I | 0 | 3 | 8 | 0 |
Евтидем II | 0 | 1 | 3 | 0 |
Агафокл | 683 | 3 | 6 | 0 |
Антимах I | 0 | 2 | 2 | 0 |
Аполлодот I | 0 | 1 | 2 | 0 |
Евкратид I | 0 | 1 | 9 | 12 |
При раскопках Ай-Ханума были обнаружены три клада эллинистических монет , а также 274 случайные монеты, из которых 224 были разборчивыми. [131] Первый клад был найден в небольшой комнате административной части дворцового комплекса в 1970 году. Он содержал 677 перфорированных монет и шесть серебряных драхм, носящих имя Агафокла Бактрийского . [132] На последних шести монетах с обеих сторон написаны греческие письмена и шрифты брахми , и они важны сами по себе как «самые ранние недвусмысленные изображения» Вришни Вираса . [133] Фигуры на монетах можно окончательно идентифицировать по их иконографии : на греческой стороне изображен Баларама , возможно, как Санкаршана , держащий свой обычный плуг и дубину , а на стороне Брахми изображен Васудева с его Сударшана-чакрой и раковиной . [134] Монеты указывают на то, что культ Вришни Вира распространился далеко за пределы их родины в Матхуране и что они сохранили достаточное значение, чтобы быть признанным под царским покровительством; кроме того, поскольку аверс греческой монеты был бы лучше реверса Брахми, монеты показывают, что Баларама считался старше Васудевы в соответствии с традиционной системой передачи. [134]
Второй клад был найден три года спустя, на кухне загородного дома . Этот клад состоял из 63 серебряных тетрадрахм , из которых 49 были греко-бактрийскими; большинство из них были посвящены Евтидему I, а остальные - другим царям. [135] Третий клад был найден зимой 1973–1974 годов афганским фермером неподалеку от этого места и быстро продан на рынке антиквариата в Кабуле . Хотя большая часть клада позже прошла через Нью-Йорк , где член Американского нумизматического общества смог составить опись, ее целостность тогда была утрачена; некоторые монеты были удалены, а другие, такие как драхма Лисия Аникета , были добавлены. [136] Только 77 из 224 читаемых случайных монет были греко-бактрийскими или индо-греческими; было также 68 случайных монет Селевкидов, на 62 из которых был изображен Антиох I. [131]
На одной серии бактрийских монет времен правления Антиоха I была отчеканена треугольная монограмма ( ) в процессе чеканки . В Ай-Хануме кирпичи с таким же знаком были найдены в герооне , одном из старейших построек города. [137] Таким образом, считается вероятным, что Ай-Ханум был местом расположения основного монетного двора Селевкидов во время правления Антиоха и в начале единоличного правления; более ранний монетный двор, который, скорее всего, находился в Бактре, но мог находиться и в другом месте, был закрыт почти одновременно после относительно короткого периода работы. [138]
Более широкое влияние
[ редактировать ]
Некоторые предметы, найденные в Ай-Хануме, такие как греческое оливковое масло в сокровищнице или средиземноморские лепнины на греко-бактрийских произведениях искусства, позволяют предположить существование крупномасштабных торговых сетей, но таких находок немного, в то время как индийское искусство в казна, похоже, была просто разграблена . [139] Таким образом, историки пришли к выводу, что Греко-Бактрия была изолирована с точки зрения торговли, но имела развитую администрацию с высоким уровнем экономического разнообразия . [140] Это управление было передано народам юэчжи и кушан, о чем свидетельствует использование ими греческих титулов и чеканки монет, а также адаптация эллинистических числовых и календарных систем. [141]
Историк искусства Джон Бордман также отметил, что Ай-Ханум, возможно, был одним из проводников греческого искусства, оказавшего влияние на искусство древней Индии ; скульптура колонн Ашоки , возможно, была вдохновлена рисунками греко-бактрийских зданий, привезенных в империю Маурьев послами. Невозможно сказать, пришло ли вдохновение из Ай-Ханума или других эллинистических мест. [142] Произведения Ай-Ханума действительно демонстрируют новаторское и оригинальное мастерство, например, самая большая фаянсовая скульптура, найденная в эллинистическом мире, в которой восточные методы производства сочетаются с греческими традициями акролитовых статуй. [143] Статуэтка синкретически Геракла, найденная на этом месте, демонстрирует художественную преемственность с более поздними индо-греческими монетами, на которых Ваджрапани изображен с полубогом и Зевсом. [144]
Современная стипендия
[ редактировать ]Открытие Ай-Ханума, даже в большей степени, чем открытие близлежащего храма Тахти Сангина , имело принципиальное значение для изучения Греко-Бактрийского царства. До его открытия такие археологи, как Альфред Фуше, посвятили свою карьеру попыткам найти какое-либо физическое подтверждение существования эллинистической культуры в Центральной Азии, но постоянно терпели неудачу. [145] Если не считать текстовых фрагментов классических текстов и множества монет с греческими надписями, найденных по всему региону, свидетельств в поддержку этой теории практически не было. [146] Фуше, который ничего не нашел во время трудных 18-месячных раскопок в Балхе, постепенно потерял всякую надежду, отвергнув эту гипотезу как «греко-бактрийский мираж ». [147] Открытие Ай-Ханума вдохнуло новую жизнь в эту дисциплину, и с тех пор по всей Центральной Азии было обнаружено несколько эллинистических памятников. Майрс отметил, что открытие Ай-Ханума действительно стало своего рода «поворотным моментом» в изучении эллинистического Дальнего Востока, даже если основные вопросы, предшествующие открытию, все еще задавались после завершения раскопок. [148]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Некоторые ученые предполагают, что первоначальное название этого места было *Оскобара , коренной топоним , означающий «высокий берег». Птолемей упоминает похожее имя, транскрибируемое по-разному как Остобара или Эстобара, в своей «Географии» . [3]
- ↑ В 2019 году, раскопав комплекс ворот в Кампир-Тепе в Узбекистане , который был идентичен комплексу, ранее завоеванному Александром в Сильоне , в Памфилии , археолог Эдвард Ртвеладзе объявил еще одного кандидата на роль Александрии Оксианы. [7]
- ^ Артефакты, раскопанные археологами DAFA, были приняты Национальным музеем Афганистана , который позже выставил их в Париже . [41]
- ^ Добыча драгоценных камней на Кокче оставалась продуктивной и в 21 веке, несмотря на 6500 лет почти непрерывной добычи. [47]
- ↑ Долина Кызылсу служила стратегически важным коридором еще во время гражданской войны в Афганистане, международная гуманитарная помощь для сил Ахмад Шаха Масуда . когда через нее проходила [49]
- ^ Французский: «храм в нишах»; альтернативно называемый Ступенчатым храмом («храм à redans»). [89]
- ↑ Кроме того, греческие историки Геродот и Страбон описали персидскую практику религиозного поклонения под открытым небом. [100]
- ↑ Первые четыре строки (посвящение) были переведены Уоллесом, а остальные (изречения) — Мэрсом. [110]
- ↑ Поскольку первоначальный состав этого клада оспаривается, в этой таблице использован Фрэнком Холтом . список сфотографированных [130]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 20.
- ^ Лекуйо 2020 , с. 540.
- ^ Рапин 2007 , с. 41; Птолемей ок. 150 , 6.11.9.
- ^ Мартинес-Сев, 2015 , с. 21.
- ^ Майрс 2014 , с. 33.
- ^ Мартинес-Сев, 2015 , стр. 22–23; Май 2015 , с. 109.
- ^ Ибботсон 2019 .
- ^ Коэн 2013 , стр. 35–38.
- ^ Майрс 2015 , стр. 109–111.
- ^ О'Брайен 2002 , стр. 51.
- ^ Лернер 2003a , стр. 378–380.
- ^ Холт 1999 , с. 28.
- ^ Холт 1999 , стр. 28–29; Коэн 2013 , с. 39.
- ^ Мартинес-Сев, 2015 , стр. 27–28.
- ^ Получено в 1996 г. , стр. 31–34; Холт 1999 , с. 114.
- ^ Мартинес-Сев, 2015 , с. 31.
- ^ Получено в 1996 г. , с. 26; Лериш 1986 , стр. 44–54.
- ^ Мартинес-Сев, 2015 , с. 35.
- ^ Лионнет 2012 , с. 158.
- ^ Полибий , 10.48-49, 11.34.
- ^ Холт 1999 , с. 125; Мартинес-Сев, 2015 г. , с. 36.
- ^ Мартинес-Сев, 2014 , с. 271; Мартинес-Сев, 2015 , стр. 36–37.
- ^ Мартинес-Сев, 2020 , с. 224.
- ^ Мартинес-Сев, 2014 , с. 271.
- ^ Мартинес-Сев, 2015 , стр. 39–40.
- ^ Джастин 1853 , 41.6.5; Мартинес-Сев, 2015 г. , с. 41.
- ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 49.
- ^ Майрс 2014 , стр. 172–173.
- ^ Мартинес-Сев 2018 , стр. 409–410.
- ^ Мартинес-Сев 2018 , стр. 406–407; Майс 2014 , стр. 171–172.
- ^ Мартинес-Сев 2018 , стр. 413–414.
- ^ Вуд 1841 , стр. 394–395.
- ^ Холт 1994 , с. 9.
- ^ Бернард 2001 , стр. 971–972.
- ^ Бернард 1996 , стр. 101–102.
- ^ Jump up to: а б Мартинес-Сев, 2014 г. , с. 269.
- ^ Майрс 2014 , с. 62.
- ^ Лериш 1986 , предисловие, я; Майрс 2014 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б Мартинес-Сев 2020 , с. 220.
- ^ Мартинес-Сев, 2014 , с. 269; Майс 2014 , с. 26.
- ^ Май 2014 г. , с. 26; Джарридж и Камбон 2007 , стр. 146–147.
- ^ Лекуйо 2007 , с. 160.
- ^ Бернард 2001 , стр. 991–993.
- ^ Майрс 2013 , с. 90.
- ^ Мартинес-Сев, 2015 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с Бернард 1982 , с. 148.
- ^ Рено 2014 , стр. 4–5.
- ^ Майрс 2014 , с. 29; Холт 2012 , с. 101.
- ^ Бернард 2001 , стр. 976, 994.
- ^ Мартинес-Сев, 2015 , с. 20; Коэн 2013 , с. 225.
- ^ Лериш 2007 , стр. 140–141.
- ^ Бернард 1982 , с. 148; Лериш 2007 , с. 141.
- ^ Бернард 1996 , с. 106.
- ^ Лериш 2007 , с. 142.
- ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 27.
- ^ Лекуйо 2007 , с. 156.
- ^ Коэн 2013 , с. 225; Лериш 2007 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Майрс 2014 , с. 63.
- ^ Коэн 2013 , с. 226; Мартинес-Сев, 2015 г. , с. 39.
- ^ Мартинес-Сев, 2015 , с. 39.
- ^ Бернард 1982 , с. 151.
- ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 38.
- ^ Мартинес-Сев, 2014 , стр. 270–271.
- ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 34.
- ^ Рапин 1990 , с. 333.
- ^ Майрс 2014 , с. 69; Франкфурт и др. 2014 , с. 39.
- ^ Майрс 2014 , стр. 69–70; Франкфурт и др. 2014 , с. 41.
- ^ Рапин 1990 , с. 333; Майрс 2014 , с. 66.
- ^ Рапин 1990 , с. 333; Майрс 2014 , стр. 70–71.
- ^ Майрс 2014 , с. 71.
- ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д Рапин 1990 , с. 334.
- ^ Jump up to: а б Майрс 2014 , с. 72.
- ^ Франкфурт и др. 2014 , стр. 43–44.
- ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 47.
- ^ Майрс 2014 , стр. 47–49; Франкфурт и др. 2014 , с. 50.
- ^ Рапин 1990 , стр. 334–336; Франкфурт и др. 2014 , стр. 51–54.
- ^ Рапин 1992 , стр. 191–192; Джарридж и Камбон, 2007 , с. 150; Франкфорт и др. 2014 , с. 54.
- ^ Холлис 2011 , с. 107; Франкфурт и др. 2014 , с. 49.
- ^ Холлис 2011 , стр. 108–109.
- ^ Холлис 2011 , с. 107; Оффре 2019 , с. 25
- ^ Лернер 2003b , с. 50.
- ^ Лериш 2007 , с. 141.
- ^ Лекуйо 2020 , с. 543; Франкфурт и др. 2014 , стр. 69–71.
- ^ Лекуйо 2020 , с. 543; Франкфурт и др. 2014 , стр. 72–73.
- ^ Лекуйо 2020 , стр. 549–550; Франкфурт и др. 2014 , с. 71.
- ^ Лекуйо 2020 , с. 548.
- ^ Бернард 1982 , стр. 158–159.
- ^ Майрс 2013 , с. 92, примечание 29.
- ^ Jump up to: а б Бернард 1982 , с. 159.
- ^ Майрс 2013 , с. 93; Франкфурт и др. 2014 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Франкфурт и др. 2014 , с. 56.
- ^ Тиссо 2006 , с. 31.
- ^ Майрс 2013 , стр. 97–98.
- ^ Майрс 2013 , стр. 94–95.
- ^ Бернард 1970 , стр. 339–247; Метрополитен-музей 2019 .
- ^ Майрс 2013 , с. 94; Франкфурт и др. 2014 , с. 57.
- ^ Франкфурт, 2012 , с. 122.
- ^ Майрс 2013 , с. 92; Франкфурт и др. 2014 , с. 60.
- ^ Коэн 2013 , с. 227.
- ^ Майрс 2013 , стр. 92–93.
- ^ Холт 1999 , с. 45; Майрс 2013 , с. 110.
- ^ Уоллес 2016 , с. 216; Мартинес-Сев, 2014 г. , с. 274.
- ^ Мартинес-Сев, 2014 , с. 274.
- ^ Майрс 2015 , стр. 112–114.
- ^ Уоллес 2016 , с. 216.
- ^ Майрс 2015 , с. 112.
- ^ Коэн 2013 , с. 225; Мартинес-Сев, 2015 , стр. 30–31; Франкфорт и др. 2014 , с. 37.
- ^ Бернард 1982 , с. 157; Майрс 2014 , с. 73.
- ^ Уоллес 2016 , с. 215; Майрс 2014 , с. 73.
- ^ Роберт 1968 , стр. 443–454; Лернер 2003а , с. 393.
- ^ Jump up to: а б Уоллес 2016 , с. 217.
- ^ Лернер 2003a , стр. 393–394.
- ^ Майрс 2015 , стр. 115–116.
- ^ Уоллес 2016 , стр. 217–218.
- ^ Холлис 2011 , с. 109.
- ^ Майрс 2015 , стр. 120–122; Уоллес 2016 , стр. 216–219.
- ^ Яйленко 1990 , с. 256.
- ^ Майрс 2014 , с. 67; Франкфурт и др. 2014 , с. 63.
- ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 63.
- ^ Лернер 2003a , стр. 390–391; Франкфурт и др. 2014 , с. 63.
- ^ Майрс 2015 , с. 89.
- ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 67.
- ^ Лекуйот и Нисидзава 2005 , с. 123.
- ^ Май 2015 г. , с. 92; Мартинес-Сев, 2014 , стр. 276–279.
- ^ Майрс 2015 , с. 92; Франкфурт и др. 2014 , стр. 65–66.
- ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 66.
- ^ Одуэн и Бернар 1974 , стр. 7–41.
- ^ Бопеараччи 1993 , стр. 433–434, сноска 26.
- ^ Холт 1981 , стр. 9–10, список C.
- ^ Jump up to: а б Бопеараччи 1993 , стр. 433–434.
- ^ Крибб 1983 , с. 89; Бопеараччи 1993 , с. 433.
- ^ Шринивасан 1997 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б Шринивасан 1997 , с. 215; Сингх 2008 , с. 437.
- ^ Бопеараччи 1993 , с. 433.
- ^ Холт 1981 , стр. 8–11.
- ^ Получено в 1996 г. , с. 23; Мартинес-Сев, 2015 г. , с. 28.
- ^ Получено в 1996 г. , стр. 31–33; Холт 1999 , стр. 114–115.
- ^ Рапин 2007 , стр. 63–64.
- ^ Франкфурт и др. 2014 , с. 77.
- ^ Бурштейн 2010 , с. 187.
- ^ Бордман 1998 , стр. 13–15.
- ^ Бопеараччи 2005 , стр. 106–109.
- ^ Бопеараччи 2005 , стр. 111–116.
- ^ Майрс 2011 , с. 14.
- ^ Холт 1994 , стр. 4–5.
- ^ Майрс 2011 , с. 14; Холт 1994 , стр. 8–9.
- ^ Майрс 2011 , стр. 14–15; Бернард 1996 , стр. 101–102.
Источники
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Джастин (1853 г.). Воплощение Помпея Трога . Перевод Уотсона, Джона Селби . Проверено 26 июля 2024 г.
- Полибий (2010). Истории . Перевод Патона, Уильям ; Уолбанк, издательство FW Гарвардского университета . ISBN 978-0674996373 .
- Птолемей (ок. 150 г.). География . Перевод Кислинга, Брейди – через toposttext.org.
вторичный
[ редактировать ]- Одуэн, Реми; Бернар, Пол (1974). «Клад индийских и индо-греческих монет из Ай-Ханума (Афганистан): Индо-греческие монеты» . Нумизматический обзор (на французском языке). 6 (16): 6–41. дои : 10.3406/numi.1974.1062 . ISSN 0484-8942 .
- Оффре, Томас (2019). «Un «nouveau» фрагмент du Περὶ φιλοσοφίας: le papyrus d'Ai Hanoum» [«Новый» фрагмент Περὶ φιλοσοφίας: папирус Ай Ханума]. Эленчос (на французском языке). 40 (1). Де Грюйтер : 26–66. дои : 10.1515/elen-2019-0002 .
- Бернар, Пол (1970). Раскопки 1969 года в Ай-Хануме в Афганистане (Отчет). ДАФА . Проверено 14 ноября 2022 г.
- Бернар, Пол (1982). «Древнегреческий город в Средней Азии» . Научный американец . № 246. С. 148–159. JSTOR 24966505 . Проверено 21 апреля 2022 г.
- Бернар, Пол (1996). «Греческие королевства Центральной Азии» (PDF) . В Харматте, Янош (ред.). История цивилизаций Средней Азии . Том. 2. Париж: ЮНЕСКО . ISBN 978-9231028465 .
- Бернар, Пол (2001). «Ай-Ханум в Афганистане вчера (1964–1978) и сегодня (2001): место в опасности » . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности (на французском языке). 145 (2): 971–1029. дои : 10.3406/crai.2001.16315 .
- Бордман, Джон (1998). «Размышления о происхождении индийской каменной архитектуры» . Бюллетень Азиатского института . 12 :13–22. JSTOR 24049089 .
- Бопеараччи, Осмунд (1993). «О так называемом самом раннем изображении Ганеши» . Топои. Восток-Запад . 3 (2): 425–453. дои : 10.3406/topoi.1993.1479 .
- Бопеараччи, Осмунд (2005). «Вклад греков в искусство и культуру Бактрии и Индии: новые археологические свидетельства» . Индийский исторический обзор . 32 (1): 103–125. дои : 10.1177/037698360503200103 .
- Бурштейн, Стэнли (2010). «Новый свет на судьбу греков в древней Центральной и Южной Азии». Древний Запад и Восток . 9 : 181–192. дои : 10.2143/AWE.9.0.2056307 .
- Коэн, Гетцель (2013). Эллинистические поселения на Востоке от Армении и Месопотамии до Бактрии и Индии . Беркли : Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0520953567 . JSTOR 10.1525/j.ctt2tt96k .
- Крибб, Джо (1983). «Исследование появления чеканки монет в Индии – обзор недавних исследований». Журнал Нумизматического общества Индии (XLV): 80–101.
- Франкфор, Анри-Поль (2012). «Храм Ай Ханум с углубленными нишами» и Тахти Сангин «Храм Оксус» в историко-культурной перспективе: очерк гипотезы о культах» . Партика (14). Пиза : 109–136.
- Франкфурт, Анри-Поль ; Грене, Франц; Лекуйо, Гай; Мартинес-Сев, Лорианна; Рапен, Клод; Лионне, Бертиль, ред. (2014). , проведенные открытие Ай-Ханума: раскопки 1964–1978 годов 50 лет назад ... Французской археологической делегацией в Афганистане (DAFA) ] (на французском языке). Полет. 35. Париж: Издания де Боккара. ISBN 978-2701804194 . JSTOR j.ctt1b7x71z .
- Холлис, Адриан (2011). «Греческие письма в эллинистической Бактрии». В Оббинке, Дирк ; Резерфорд, Ричард (ред.). Культура в кусочках: Очерки древних текстов в честь Питера Парсонса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 104–118. ISBN 978-0191558887 . ПроКвест 2131025788 .
- Холт, Фрэнк (1981). «Евтидемидская чеканка бактрийских монет: дополнительные свидетельства клада из Ай-Ханума» . Нумизматическое ревю . 6 (23): 7–44. дои : 10.3406/numi.1981.1811 .
- Холт, Фрэнк (1994). «История в серебре и золоте» . Мир Арамко . № 3 #45 . Проверено 23 апреля 2022 г.
- Холт, Фрэнк (1999). Громовой Зевс . Беркли : Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0520211407 .
- Холт, Фрэнк (2012). Затерянный мир Золотого короля: В поисках древнего Афганистана . Эллинистическая культура и общество (1-е изд.). Беркли : Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0520953741 . JSTOR 10.1525/j.ctt1ppw75 .
- Ибботсон, Софи (13 сентября 2019 г.). «Внутри «Помпеи Узбекистана», забытого города Александра Македонского» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2019 года . Проверено 24 апреля 2022 г.
- Жарриж, Жан-Франсуа ; Камбон, Пьер (2007). Бернар, Пол ; Шильц, Вероника (ред.). Афганистан: найденные сокровища – коллекции Национального музея Кабула, 6 декабря 2006 г. – 30 апреля 2007 г. [ Афганистан: найденные сокровища – коллекции Национального музея Кабула, 6 декабря 2006 г. – 30 апреля 2007 г. ] (на французском языке). Париж: Réunion des Musées Nationaux , от имени Музея Гиме и Национального музея Афганистана . ISBN 978-2711852185 .
- Критт, Брайан (1996). Селевкидские монеты Бактрии . Ланкастер : Классическая нумизматическая группа. ISBN 0963673823 .
- Лекуйо, Гай; Нисидзава, Осаму (2005). реконструкции города Ай-Ханум в Афганистане . NHK, Тайсай, CNRS: франко-японское сотрудничество по 3D - Виртуальная ретроспектива 2005 г. (на французском языке). Биарриц . Проверено 17 августа 2022 г.
- Лекуйо, Гай (2007). «Ай Ханум реконструированная» . В Криббе, Джо ; Херрманн, Джорджина (ред.). После Александра: Центральная Азия до ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 155–162. дои : 10.5871/bacad/9780197263846.001.0001 . ISBN 978-0197263846 .
- Лекуйо, Гай (2020). «Ай Ханум, между Востоком и Западом» . В Мэйрсе, Рэйчел (ред.). Греко-бактрийский и индо-греческий мир (1-е изд.). Лондон: Рутледж . стр. 539–552. дои : 10.4324/9781315108513-31 . ISBN 978-1315108513 .
- Лериш, Пьер (1986). Ай-Ханума: валы и связанные с ними памятники Раскопки . Мемуары французской археологической делегации в Афганистане (на французском языке). Полет. V. Париж: Editions de Boccard. ISBN 978-2701803487 .
- Лериш, Пьер (2007). «Бактрия, земля тысячи городов» . В Криббе, Джо ; Херрманн, Джорджина (ред.). После Александра: Центральная Азия до ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 121–154. дои : 10.5871/bacad/9780197263846.001.0001 . ISBN 978-0197263846 .
- Лернер, Джеффри (2003a). «Исправление ранней истории Ай Канум» . Археологические заметки из Ирана и Турана (AMIT) . 35–36: 373–410 . Проверено 23 апреля 2022 г.
- Лернер, Джеффри (2003b). «Философский папирус Ай Ханум» . ЗПЭ . 142 : 45–51 . Проверено 6 июля 2022 г.
- Лионне, Бертиль (2012). «Вопросы о датировке эллинистической керамики Средней Азии (Ай Ханум, Мараканда и Коктепе)» . Древние цивилизации от Скифии до Сибири . 18 (18): 143–173. дои : 10.1163/157005712X638672 .
- Майрс, Рэйчел (2011). Археология эллинистического Дальнего Востока: обзор . Оксфорд: Археопресс . ISBN 978-14073-07527 .
- Майрс, Рэйчел (2013). «Храм с углубленными нишами» в Ай-Хануме: этническая и гражданская идентичность в эллинистической Бактрии». В Олстоне, Ричард ; ван Нейф, Онно; Уильямсон, Кристина (ред.). Культы, вероучения и идентичности в греческом городе после классической эпохи . Левен : Издательство Peeters . ISBN 978-9042927148 .
- Майрс, Рэйчел (2014). Эллинистический Дальний Восток: археология, язык и идентичность в греческой Центральной Азии (1-е изд.). Беркли : Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0520292468 . JSTOR 10.1525/j.ctt7zw3v4 . Проверено 22 апреля 2022 г.
- Майрс, Рэйчел (2015). «Храм Основателя и основание Ай Ханума» . В Мак Суини, Наойзе (ред.). Основополагающие мифы в древних обществах: диалоги и дискурсы . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . стр. 103–128. ISBN 978-0812290219 . JSTOR j.ctt9qh48v.8 .
- Мартинес-Сев, Лорианна (2014). «Пространственная организация Ай-Ханума, греческого города в Афганистане» . Американский журнал археологии . 118 (2): 267–283. дои : 10.3764/aja.118.2.0267 . JSTOR 10.3764/aja.118.2.0267 .
- Мартинес-Сев, Лорианна (2015). «Ай Ханум и греческое господство в Средней Азии» . Электрум . 22 : 17–46. дои : 10.4467/20800909EL.15.002.3218 .
- Мартинес-Сев, Лорианна (2018). «Ай Ханум после 145 г. до н.э.: Постдворцовая оккупация». Древние цивилизации от Скифии до Сибири . 24 (1): 354–419. дои : 10.1163/15700577-12341336 .
- Мартинес-Сев, Лорианна (2020). «Афганская Бактрия» . В Мэйрсе, Рэйчел (ред.). Греко-бактрийский и индо-греческий мир (1-е изд.). Лондон: Рутледж . стр. 217–248. дои : 10.4324/9781315108513-13 . ISBN 978-1315108513 .
- «Афганистан: скрытые сокровища Национального музея Кабула» . Метрополитен-музей . Архивировано из оригинала 27 июня 2017 года . Проверено 30 октября 2022 г.
- О'Брайен, Патрик (2002). Краткий атлас всемирной истории . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-019521921-0 .
- Рапен, Клод (1990). «Греки в Афганистане: Ай Ханум» . В Descœudres, Жан-Поль (ред.). Греческие колонисты и коренное население: материалы Первого австралийского конгресса классической археологии . Оксфорд: Кларендон Пресс . стр. 329–342. ISBN 978-0198148692 .
- Рапен, Клод (1992). Раскопки Ай-Ханума: Сокровищница эллинистического дворца Ай-Ханума [ Раскопки Ай-Ханума: Сокровищница эллинистического дворца Ай-Ханума ] (PDF) . Мемуары французской археологической делегации в Афганистане (на французском языке). Полет. VIII. Париж: Editions de Boccard. ( Реконструкция инкрустированного диска ). ISBN 978-2701803487 .
- Рапен, Клод (2007). «Кочевники и формирование Центральной Азии: от раннего железного века до кушанского периода» . В Криббе, Джо ; Херрманн, Джорджина (ред.). После Александра: Центральная Азия до ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 29–72. дои : 10.5871/bacad/9780197263846.001.0001 . ISBN 978-0197263846 .
- Рено, Карин (2014). Минеральная промышленность Афганистана (PDF) (Отчет). Геологическая служба США . Архивировано из оригинала (PDF) 31 июля 2020 года . Проверено 22 апреля 2022 г.
- Роберт, Луи (1968). «От Дельф до Окса, Новые греческие надписи из Бактрии» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности (на французском языке). 112–113: 416–457.
- Сингх, Апиндер (2008). История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века . Нью-Дели: Пирсон Лонгман . ISBN 978-8131711200 .
- Шринивасан, Дорис (1997). Много голов, рук и глаз: происхождение, значение и форма множественности в индийском искусстве . Лейден : Брилл . ISBN 978-9004107588 .
- Тиссо, Франсин (2006). Каталог Национального музея Афганистана, 1931–1985 гг . Париж: ЮНЕСКО . ISBN 978-9231040306 .
- Уоллес, Шейн (2016). «Греческая культура в Афганистане и Индии: старые свидетельства и новые открытия» . Греция и Рим . 63 (2): 205–226. дои : 10.1017/S0017383516000073 .
- Вуд, Джон (1841). Личное повествование о путешествии к истоку реки Окс по маршруту Инда, Кабула и Бадахшана . Лондон: Джон Мюррей . OCLC 781806851 .
- Яйленко, Валерий (1990). «Дельфийские максимы Ай Ханума и формирование доктрины Дхаммы Ашоки» . Диалоги древней истории (на французском языке). 16 :239–256. дои : 10.3406/dha.1990.1467 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арриан (1976). Анабасис Александра . Перевод Бранта, издательство Гарвардского университета, Пенсильвания . ISBN 978-0674992603 .
- Холт, Фрэнк (2012b). «Когда греки покинули Ай Ханум?» . Анабасис: Studia Classica et Orientalia (3): 161–172. OCLC 999046800 .
- Лернер, Джеффри (2010). «Пересмотр хронологии эллинистических колоний Самарканд-Мараканда (Афрасиаб II-III) и Ай-Ханум (Северо-Восточный Афганистан)» . Анабасис: Studia Classica et Orientalia (1): 58–79. OCLC 922503718 .
- Лернер, Джеффри (2011). «Переоценка экономических надписей и находок монет из Ай Ханума» . Анабасис: Studia Classica et Orientalia (2): 103–147. OCLC 999031857 .
- Лернер, Джеффри (2015). «Регионоведение: Бактрия – перекресток древней Евразии» . Бенджамин , Крейг (ред.). Кембриджская всемирная история . Том. 4: Мир с государствами, империями и сетями 1200 г. до н.э. – 900 г. н.э. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 300–324. дои : 10.1017/CBO9781139059251.013 . ISBN 978-1139059251 .
- Лернер, Джеффри (2018). «Исследования шести греческих бактрийских и индо-греческих царей» . Анабасис: Studia Classica et Orientalia (9): 236–246.
- Майрс, Рэйчел (2013b). «Греческие поселенческие сообщества в Центральной и Южной Азии, 323 г. до н.э. – 10 г. н.э.». В Квайсоне, Ато ; Дасвани, Гириш (ред.). Товарищ по диаспоре и транснационализму . Оксфорд : Уайли-Блэквелл . стр. 443–454. ISBN 978-1405188265 .
- Шервин-Уайт, Сьюзен; Курт, Амели (1993). От Самарканда до Сард: новый подход к империи Селевкидов . Лондон: Дакворт . ISBN 978-0715624135 .
- Селевкидские колонии
- Населенные пункты вдоль Шелкового пути
- Населенные пункты, основанные в III веке до нашей эры.
- заведения 280-х годов до нашей эры
- Бывшие населенные пункты Афганистана
- Бактрийский и индийский эллинистический период
- Бактрийские и индийские эллинистические колонии
- Города Центральной Азии
- Эллинистические памятники Афганистана
- Провинция Тахар
- Населенные пункты, ликвидированные во II веке до нашей эры.