Сибирская Ледяная Дева
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( декабрь 2023 г. ) |
Сибирская Ледяная Дева | |
---|---|
![]() Мумия Сибирской Ледяной Девы. | |
Материал | Мумифицированный труп, остатки погребальной камеры |
Обнаруженный | Плато Укок 49 ° 17'59 "N 87 ° 33'46" E / 49,29972 ° N 87,56278 ° E |
Сибирская Ледяная Дева , известная в местном масштабе как Принцесса Укока ( русский язык : Принце́сса Уко́ка ), Алтайская Принцесса ( русский язык : Алтайская принцесса ), Девочка («Девушка») и Очи-бала ( русский язык : Очи-бала , героиня Алтайский эпос ) — мумия женщины V века до нашей эры , обнаруженная в 1993 году в кургане, принадлежащем одному из пазырыкских захоронений , из пазырыкской культуры в Республике Алтай , Россия . Это была одна из самых значительных российских археологических находок конца ХХ века. В 2012 году ее перенесли в специальный мавзолей Республиканского национального музея в Горно-Алтайске .
Обзор
[ редактировать ]Мумифицированные останки Ледяной Девы, скифо -сибирской женщины, жившей в Евразийских степях в V веке до нашей эры, были найдены нетронутыми в подземной погребальной камере. Наталья Полосьмак и ее команда обнаружили Ледяную Деву летом 1993 года, когда она работала старшим научным сотрудником Российского института археологии и этнографии в Новосибирске. Это был четвертый сезон работы Полосьмака на плато Укок , где институт продолжал исследования раннего заселения Южной Сибири. [1] Сейчас, более чем два десятилетия спустя, существует мало англоязычных источников, подтверждающих это важное открытие: статья Полосьмак в National Geographic за октябрь 1994 года и документальный фильм BBC (1997), в котором Полосьмак и члены ее команды представлены, являются наиболее информативными и доступными.
Ледяная Дева была представительницей пазырыкской культуры , процветавшей между VI и II веками до нашей эры в сибирской степи.
Могила Ледяной Девы была найдена на плато Укок недалеко от границы с Монголией, на территории нынешней Автономной Республики Алтай . Плато, входящее в состав Евразийских степей, характеризуется суровым засушливым климатом. Местные жители называют этот район «вторым слоем рая», на ступень выше обычных людей и событий. [2] Сегодняшние алтайские пастухи до сих пор зимой пригоняют своих овец и лошадей на плато, потому что сильный ветер сдувает снег с травы и предоставляет животным пастбища, несмотря на низкие температуры.
Открытие и раскопки
[ редактировать ]
Полосьмак и ее команда провели под руководством пограничника лейтенанта Михаила Чепанова к группе курганов , расположенных на полосе территории, спорной между Россией и Китаем. [3] Курган — курган, засыпанный более мелкими осадками и засыпанный грудой камней; обычно курган закрывал гробницу, в которой находилось погребение внутри бревенчатого гроба с сопутствующим погребальным инвентарем. Такие погребальные камеры строились из надрезанных бревен, образуя небольшую хижину, возможно, напоминавшую зимние жилища полукочевников. Гробница Ледяной Девы была построена таким образом, а наличие дерева и других органических материалов позволило датировать ее захоронение. Образец керна из бревен ее камеры был проанализирован дендрохронологом , а также исследованы образцы органического вещества из желудков лошадей, что указывает на то, что Ледяная Дева была похоронена весной, в какой-то момент в V веке до нашей эры. [4]
Прежде чем Полосьмак и ее команда достигли покоев Ледяной Девы, они обнаружили второе более позднее захоронение в том же кургане, расположенном на вершине деревянной гробницы Девы. Содержимое включало гроб из камня и дерева, в котором находился скелет и три лошади. Полосьмак полагает, что это вторичное захоронение было погребением сторонней группы, возможно, подчиненных народов, считавших за честь хоронить своих умерших в Пазырыкских курганах. [5] Шахта, вырытая в кургане, указывала на то, что эта более поздняя могила была ограблена, и это еще один способ проникновения воды и снега в полую погребальную камеру Ледяной Девы. Вода собралась, замерзла и образовала внутри камеры ледяную глыбу, которая так и не оттаяла полностью из-за степного климата, вечной мерзлоты и камней, наваленных на вершине кургана, отклоняющих солнечные лучи. Содержимое захоронения оставалось замороженным на протяжении 2400 лет, до момента раскопок Полосьмака.
Гробница
[ редактировать ]
Внутри усыпальницы Девы находился ее гроб, изготовленный из цельного ствола лиственницы, украшенный кожаными аппликациями с изображением фигурок оленей. В камере также находились два небольших деревянных столика со столешницами в форме подносов, на которых подавали еду и напитки. На столах стояли конина и баранина; остаток молочного продукта, возможно, йогурта, был обнаружен в деревянном сосуде с резной ручкой и мешалкой; и в роговой чаше ей подавали какой-то напиток, чтобы поддержать ее в пути. [1]

Ледяная Дева и ее кони были ориентированы головами на восток, как и в других пазырыкских погребениях. На момент смерти ей было от 20 до 30 лет. Причина смерти Ледяной Девы неизвестна. [7] до 2014 года, когда новые исследования показали, что вероятными виновниками могут быть рак молочной железы в сочетании с травмами, полученными при падении. В 2004 году первоначальный исследователь Полосьмак заявил в статье 2004 года: «Вероятно, для больной женщины постоянное вдыхание паров конопли стало вынужденной необходимостью (Полосьмак, Трунова, 2004) и она часто находилась в состоянии измененного сознания». [3] Возникло заблуждение, что женщина была похоронена с каннабисом при себе, но это неправда, скорее, она была похоронена с семенами кориандра, которые первоначально были ошибочно приняты за каннабис. [4] Возможно, она имела повышенный статус жрицы в своем сообществе, судя по предметам, найденным в ее комнате. в виде оленя На сохранившейся коже Ледяной Девы есть татуировка на одном плече, а также на запястье и большом пальце. [8] Ее похоронили в желтой шелковой блузке из тусы, шерстяной юбке в малиново-белую полоску с поясом с кисточками, белых войлочных леггинсах до бедра, с мехом куницы, маленьким зеркальцем из полированного металла и дерева с резными фигурками оленей, и головной убор высотой почти три фута. Размер головного убора требовал гроба длиной восемь футов. Головной убор имел деревянную основу с лепным войлочным покрытием и восемью резными фигурками кошек, покрытыми золотом. В каменном блюде, которое, возможно, предназначалось Деве для медицинских целей, были остатки семян кориандра.
Споры
[ редактировать ]Раскопки Ледяной Девы проводились с большой осторожностью, хотя в некотором смысле они считались проблематичными из-за методов, использованных для растапливания льда и извлечения артефактов и тела из гроба. Мумия также пострадала во время транспортировки из места происшествия в лабораторию (даже когда она находилась в охлажденном помещении), в результате чего ее татуировки потускнели.
Между российскими властями и местными жителями возник спор по поводу Ледяной девы, поскольку местная интеллигенция мифологизировала ее как кочующую прародительницу алтайского народа. В контексте более широких усилий правительства Российской Федерации по подрыву региональной политической власти и, как следствие, культурного суверенитета Алтая, Ледяная Дева стала центральным символом алтайской идентичности. [9] Местный журналист описал проблему:
Иногда сложно открыто говорить о политике, поэтому мы используем ее [Ледяную деву] как метафору для обсуждения тяжелого положения алтайцев в России. Заявить права на нее — значит заявить права на нашу землю. [9]

В течение 19 лет после открытия ее хранили в основном в научном институте в Новосибирске, но в сентябре 2012 года мумию вернули на Алтай, где она хранится в специальном мавзолее Республиканского национального музея в столице Горно-Алтайске. . С тех пор будущие раскопки на этом месте и на всей территории были запрещены по просьбе местного алтайского населения, хотя есть подозрения, что внутри гробницы находится больше артефактов, а в этом районе еще много курганов. Археолог, участвовавший в раскопках, выразил опасения, что тела в курганах, если их не раскопать, начнут разлагаться из-за изменения климата. [8]

Исследования ДНК, проведенные Российской академией наук, обнаружили явные различия в генетическом материале Ледяной Девы и современных алтайских сообществ, что побудило археологов заявить, что мумия была европейцем, а алтайцы были недавними мигрантами в этот регион. [9] Это было использовано как повод оставить мумию в Новосибирске, а в 2004 году археологи, отказавшиеся репатриировать Ледяную деву на Алтай из-за ее предполагаемого европейского происхождения, были удостоены престижной Государственной премии РФ . Однако утверждения о европейском или алтайском происхождении Ледяной Девы считаются продуктом коренной алтайской культурной самобытности и политической автономии, подрываемой широким «русским» национализмом. [9]
В популярной культуре
[ редактировать ]
- «Леди», стихотворение длиной в книгу, написанное канадской поэтессой Ким Трейнор в 2018 году , повествует о спорных раскопках Ледяной Девы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Полосьмак, Наталья (октябрь 1994 г.). «Мумия, найденная на небесных пастбищах». National Geographic : 80–103.
- ^ Полосьмак, Наталья (октябрь 1994 г.). «Мумия, найденная на небесных пастбищах». National Geographic : 80–103. п. 87.
- ^ Jump up to: а б Полосьмак, Наталья (октябрь 1994 г.). «Мумия, найденная на небесных пастбищах». National Geographic : 80–103. п. 95.
- ^ Jump up to: а б Полосьмак, Наталья (октябрь 1994 г.). «Мумия, найденная на небесных пастбищах». National Geographic : 80–103. , с. 97.
- ^ Полосьмак, Наталья (октябрь 1994 г.). «Мумия, найденная на небесных пастбищах». National Geographic : 80–103. , с. 96.
- ^ Jump up to: а б «Юридическое предложение не смогло перезахоронить останки 2500-летней татуированной «ледяной принцессы» » . Сибирские Таймс . 2016.
- ↑ Стенограмма документального фильма BBC/NOVA «Ледяные мумии: Сибирская ледяная дева», 24 ноября 1998 г.
- ^ Jump up to: а б «Сибирская принцесса показывает свои 2500-летние татуировки» . Сибирские времена. 14 августа 2012 года . Проверено 11 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гертьян Плетс (2019). «Исключения из авторитаризма? Разнообразный суверенитет и этнонационализм на сибирских ресурсных границах» . Постсоветские дела . 35 (4): 308–322. дои : 10.1080/1060586X.2019.1617574 .
- ^ «Сибирская принцесса показывает свои 2500-летние татуировки» . Сибирские Таймс . 2012.