Пенджикентские фрески
Пенджикентские фрески | |
---|---|
![]() Пенджикентская фреска в Эрмитаже , Санкт-Петербург . | |
Созданный | V век – 722 г. н.э. |
Обнаруженный | Пенджикент , Таджикистан 39 ° 29'12 "N 67 ° 37'14" E / 39,486792 ° N 67,620477 ° E |
Текущее местоположение | Эрмитаж , Национальный музей древностей Таджикистана |
Культура | согдийский |
Фрески Пенджикента входят в число самых известных фресок доисламского периода в Пенджикенте , древней Согдиане , в Таджикистане . На этом месте были обнаружены многочисленные фрески, и многие из них сейчас выставлены в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в Национальном музее древностей Таджикистана в Душанбе . Фрески раскрывают космополитическую природу пенджикентского общества, которое в основном состояло из согдийской и тюркской элиты и, вероятно, других иностранных купеческих групп разнородного происхождения. [1] значительное сходство с древнетюркской отмечают Сравнительные исследования одеждой, предметами оружия, прическами и ритуальными кубками . [2]
Фрески Пенджикента являются самыми ранними известными согдийскими фресками, начиная с конца V - начала VI веков нашей эры, и им предшествуют гепталитские фрески Тухаристана , как видно из Балалык-Тепе , от которых они получили иконографическое и стилистическое влияние. [3] Также видно большое разнообразие эллинистических влияний греческих декоративных стилей, а также местных зороастрийских, христианских, буддийских и индийских культов. [ нужна ссылка ]
Производство картин началось в конце V века нашей эры и прекратилось в 722 году нашей эры с вторжением Аббасидского халифата , мусульманским завоеванием Трансоксианы , и многие произведения искусства были повреждены или уничтожены в то время. [4] [5] [6]
Правители
[ редактировать ]Известны три правителя Пенджикента:
- Чамугян/Гамаукян (конец VII века)
- Чекин Чур Билга (начало VIII века)
- Деваштич (до 722 г. н.э.)
Все правители не имели зарегистрированных династий, первый правитель имел хионит-эфталит, а второй правитель имел тюркское имя. [7] [8] [9] [10] [11] Убедительных доказательств того, что «царица Нана» участвовала в чеканке пенджикентских монет, нет. [4] Существуют противоречивые сведения об отце Чекина Чура Билги, известного как Пычвт, который правил Пенджикентом в начале VII века, около 658 года нашей эры. [4]
Праздники
[ редактировать ]
На фресках изобилуют сцены празднеств. [4] [5] [6] Сидящие по-восточному мужчины одеты в тюркские длинные пальто с отворотами, похожими на одежду, встречающуюся на Алтае. [2] Отвороты не были распространены в парфянских, кушанских и сасанидских кафтанах, однако они встречаются в искусстве гепталитских, согдийских и буддийских памятников. Изображения представителей обоих полов в одежде с одним и двойным отворотом появляются на крупных сайтах, таких как Самарканд, Пенджикент и Синьцзян. Кнауэр предполагает, что политическое господство западных тюрков привело к принятию лацканов в результате распространения кочевых тюркских племен, которые позже ассимилировались. [12]
- Мужской банкет, штукатурка, пигмент. Пенджикент, Таджикистан
- Пенджикентская (Панджикантская) фреска, VI-VIII вв.
Цикл Ростама
[ редактировать ]Считается, что повествование об иранском «Шахнаме» и эпическом цикле «Ростам» отражено в серии фресок «Голубого зала» («Рустемиады») Пенджикента первой половины VIII в. В основном они проводятся в Эрмитаже , зал 49, [4] [5] [6] [13] и предположительно имеют согдийское, тюркское или кушано-эфталитское происхождение. [11]
Главный герой Ростам , мифический король Забулистана , как полагают, показан в многочисленных действиях и битвах, как против людей, так и против мифических противников, и показан с удлиненным черепом , узкими черепами, V-образными бровями, крючковатым носом и тяжелой челюстью ( прототипа эфталита) и тем самым напоминая некоторые портреты Хингила на монетах, возможно, даже имея с ним близкую идентичность. [11] Этот выбор следует из символического облика гуннов Алчона , которые правили на этой территории до VII века нашей эры. [9] [14] [15]

Подробности
[ редактировать ]- Предполагается, что это Ростам с удлиненным черепом прототипа эфталита.
- Пенджикентская фреска (VI-VII века н.э.). Эрмитаж
- Пенджикентская (Панджикантская) фреска, VI-VIII вв. Эрмитаж
- Пенджикентская (Панджикантская) фреска, VI-VIII вв. Национальный музей древностей Таджикистана
Религия
[ редактировать ]Религиозная принадлежность населения Пенджикента неясна. Считается, что местные культы представляют собой смесь христианских, буддийских, зороастрийских иранских и индийских божеств. [4] [5] [6]
- Пенджикент, фигуры с нимбами, первая половина VIII века. Сектор XXIV. Палата 1. Эрмитаж
- Многорукое божество в доспехах: «Король Демонов». Комната 19/сектор XXVI. 8 век нашей эры. [16]
Батальные сцены
[ редактировать ]- Пенджикентская фреска (VI-VII века н.э.). Национальный музей древностей Таджикистана
- Воины на конях, Пенджикент, Эрмитаж.
- Боевая сцена
Женские фигуры
[ редактировать ]- Траурная сцена
- Раненую амазонку несли на руках два обслуживающего персонала-мужчины.
Этническая принадлежность
[ редактировать ]- Богатый араб, дворец Деваштич
- Всадники в остроконечных шлемах.
- Пенджикентские доноры, Храм II, V – начало VI века (около 500 человек). Они подобны дарителям Кафир-калы . [20] [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Согдийцы: влиятельные лица на Шелковом пути, город Пенджикент и согдийское градостроительство Александра Брея. Смитсоновский институт.
- ^ Jump up to: а б Ермоленко Л.Н., Соловьев А.И., Курманкулов З.К. Древнетюркская статуя в Борили, холмы Улытау, Центральный Казахстан: культурные реалии. Археология, этнология и антропология Евразии . 2016;44(4):102-113. https://doi.org/10.17746/1563-0110.2016.44.4.102-113
- ^ Азарпай, Гитти; Беленицкий, Александр М.; Маршак, Борис Ильич; Дрезден, Марк Дж. (январь 1981 г.). Согдийская живопись: живописный эпос в восточном искусстве . Издательство Калифорнийского университета. п. 93. ИСБН 978-0-520-03765-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «ПАНДЖИКАНТ – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org .
- ^ Jump up to: а б с д Компарети, Маттео (2012). «Классические элементы в согдийском искусстве: басни Эзопа, представленные в росписях Пенджикента» . Ираника Антиква . XLVII : 303–316.
- ^ Jump up to: а б с д Путеводители, Insight (апрель 2017 г.). Insight Guides Silk Road (электронная книга путеводителя) . Apa Publications (UK) Limited. п. 521. ИСБН 978-1-78671-699-6 .
- ^ Согдиана* Согдийская и прилегающие области Б.И. Маршак и Н.Н. Негматов. стр.242. ISBN 978-92-3-103211-0
- ^ Голоса о Центральной Азии: Пенджикент, среднеазиатские Помпеи. Интервью с Павлом Лурье, май 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Резахани, Ходадад (15 марта 2017 г.). Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. стр. 124, 181. ISBN. 978-1-4744-0030-5 .
- ↑ Арамейские следы на монетах в иранском мире. Архивировано 22 марта 2022 г. в Wayback Machine , И. Шафии, стр. 146, в «Шодознании», 2018, № 82, стр. 125–16 ISSN 2415-8712 (онлайн). ); ISSN 1682-671X (печать)
- ^ Jump up to: а б с ( Рис. 38. Пенджикент. Настенная роспись. Рустам.) Эфталиты: Археологический и исторический анализ Айдогды Курбанова, 2010. http://dx.doi.org/10.17169/refubium-12565
- ^ « Мужской кафтан и поножи с Северного Кавказа восьмого-десятого века: генеалогическое исследование »: Журнал Метрополитен-музея, т. 36 (2001) Кнауэр, Эльфрида Р. (2001)
- ^ Фреска: Рустемиада . Голубой зал Эрмитажа
- ^ «Эрмитаж» . Эрмитаж .
- ^ "Возможно, согдийская аристократическая культура того времени сохранила некоторую память о славных днях Хингилы, первого завоевателя Индии-эфталита. Профиль Рустама, изображенный на разных картинах в Пенджикенте, весьма отличается от других изображений в согдийском искусстве и напоминает прототипы эфталитов. Портреты имеют узкие черепа, V-образные брови, крючковатые носы и тяжелые челюсти и, таким образом, очень напоминают некоторые портреты Хингилы на монетах (Гренет 2002, 218-219)». Курбанов, Айдогды (2014). «ЭФТАЛИТЫ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» (PDF) . Тирагетия : 317–334.
- ^ Мод, Маркус; Тубах, Юрген; Вашаломидзе, Г. София (2006). Оружие и доспехи как индикаторы культурного трансфера: Степи и древний мир от эллинистических времен до раннего средневековья (на немецком языке). Райхерт. п. 86. ИСБН 978-3-89500-529-9 .
- ^ Симс, Элеонора (2002). Бесподобные образы: Персидская живопись и ее истоки . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 127. ИСБН 978-0-300-09038-3 .
- ^ Кагеяма (Университет иностранных языков города Кобе, Кобе, Япония), Эцуко (2007). «Крылатая корона и корона в виде тройного полумесяца в согдийских погребальных памятниках из Китая: их связь с гефталитской оккупацией Центральной Азии» (PDF) . Журнал искусства и археологии Внутренней Азии . 2:20 , рисунок е. дои : 10.1484/J.JIAAA.2.302540 . S2CID 130640638 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 ноября 2020 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Также описано в Маршак, Борис (1990). «Раскопки Пенджикента» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 134 (1): 298. doi : 10.3406/crai.1990.14842 .
- ^ Франц, Грене (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. стр. 149–153. ISBN 978-8412527858 .
- ^ Симс, Элеонора (2002). Бесподобные образы: Персидская живопись и ее истоки . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 127–128. ISBN 978-0-300-09038-3 .