Jump to content

Пенджикентские фрески

Координаты : 39 ° 29'12 "N 67 ° 37'14" E  /  39,486792 ° N 67,620477 ° E  / 39,486792; 67.620477
Пенджикентские фрески
Пенджикентская фреска в Эрмитаже , Санкт-Петербург .
Созданный V век – 722 г. н.э.
Обнаруженный Пенджикент , Таджикистан
39 ° 29'12 "N 67 ° 37'14" E  /  39,486792 ° N 67,620477 ° E  / 39,486792; 67.620477
Текущее местоположение Эрмитаж , Национальный музей древностей Таджикистана
Культура согдийский
Пенджикентские фрески расположены в Западной и Центральной Азии.
Пенджикентские фрески

Фрески Пенджикента входят в число самых известных фресок доисламского периода в Пенджикенте , древней Согдиане , в Таджикистане . На этом месте были обнаружены многочисленные фрески, и многие из них сейчас выставлены в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в Национальном музее древностей Таджикистана в Душанбе . Фрески раскрывают космополитическую природу пенджикентского общества, которое в основном состояло из согдийской и тюркской элиты и, вероятно, других иностранных купеческих групп разнородного происхождения. [1] значительное сходство с древнетюркской отмечают Сравнительные исследования одеждой, предметами оружия, прическами и ритуальными кубками . [2]

Фрески Пенджикента являются самыми ранними известными согдийскими фресками, начиная с конца V - начала VI веков нашей эры, и им предшествуют гепталитские фрески Тухаристана , как видно из Балалык-Тепе , от которых они получили иконографическое и стилистическое влияние. [3] Также видно большое разнообразие эллинистических влияний греческих декоративных стилей, а также местных зороастрийских, христианских, буддийских и индийских культов. [ нужна ссылка ]

Производство картин началось в конце V века нашей эры и прекратилось в 722 году нашей эры с вторжением Аббасидского халифата , мусульманским завоеванием Трансоксианы , и многие произведения искусства были повреждены или уничтожены в то время. [4] [5] [6]

Правители

[ редактировать ]

Известны три правителя Пенджикента:

  1. Чамугян/Гамаукян (конец VII века)
  2. Чекин Чур Билга (начало VIII века)
  3. Деваштич (до 722 г. н.э.)

Все правители не имели зарегистрированных династий, первый правитель имел хионит-эфталит, а второй правитель имел тюркское имя. [7] [8] [9] [10] [11] Убедительных доказательств того, что «царица Нана» участвовала в чеканке пенджикентских монет, нет. [4] Существуют противоречивые сведения об отце Чекина Чура Билги, известного как Пычвт, который правил Пенджикентом в начале VII века, около 658 года нашей эры. [4]

Праздники

[ редактировать ]
Пенджикентские росписи, деталь, банкетный наряд с двойными лацканами, V-VIII вв.

На фресках изобилуют сцены празднеств. [4] [5] [6] Сидящие по-восточному мужчины одеты в тюркские длинные пальто с отворотами, похожими на одежду, встречающуюся на Алтае. [2] Отвороты не были распространены в парфянских, кушанских и сасанидских кафтанах, однако они встречаются в искусстве гепталитских, согдийских и буддийских памятников. Изображения представителей обоих полов в одежде с одним и двойным отворотом появляются на крупных сайтах, таких как Самарканд, Пенджикент и Синьцзян. Кнауэр предполагает, что политическое господство западных тюрков привело к принятию лацканов в результате распространения кочевых тюркских племен, которые позже ассимилировались. [12]

Цикл Ростама

[ редактировать ]

Считается, что повествование об иранском «Шахнаме» и эпическом цикле «Ростам» отражено в серии фресок «Голубого зала» («Рустемиады») Пенджикента первой половины VIII в. В основном они проводятся в Эрмитаже , зал 49, [4] [5] [6] [13] и предположительно имеют согдийское, тюркское или кушано-эфталитское происхождение. [11]

Главный герой Ростам , мифический король Забулистана , как полагают, показан в многочисленных действиях и битвах, как против людей, так и против мифических противников, и показан с удлиненным черепом , узкими черепами, V-образными бровями, крючковатым носом и тяжелой челюстью ( прототипа эфталита) и тем самым напоминая некоторые портреты Хингила на монетах, возможно, даже имея с ним близкую идентичность. [11] Этот выбор следует из символического облика гуннов Алчона , которые правили на этой территории до VII века нашей эры. [9] [14] [15]

Полный цикл «Ростама» в Эрмитаже, зал 49.

Подробности

[ редактировать ]

Религиозная принадлежность населения Пенджикента неясна. Считается, что местные культы представляют собой смесь христианских, буддийских, зороастрийских иранских и индийских божеств. [4] [5] [6]

Батальные сцены

[ редактировать ]

Женские фигуры

[ редактировать ]

Этническая принадлежность

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Согдийцы: влиятельные лица на Шелковом пути, город Пенджикент и согдийское градостроительство Александра Брея. Смитсоновский институт.
  2. ^ Jump up to: а б Ермоленко Л.Н., Соловьев А.И., Курманкулов З.К. Древнетюркская статуя в Борили, холмы Улытау, Центральный Казахстан: культурные реалии. Археология, этнология и антропология Евразии . 2016;44(4):102-113. https://doi.org/10.17746/1563-0110.2016.44.4.102-113
  3. ^ Азарпай, Гитти; Беленицкий, Александр М.; Маршак, Борис Ильич; Дрезден, Марк Дж. (январь 1981 г.). Согдийская живопись: живописный эпос в восточном искусстве . Издательство Калифорнийского университета. п. 93. ИСБН  978-0-520-03765-6 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж «ПАНДЖИКАНТ – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org .
  5. ^ Jump up to: а б с д Компарети, Маттео (2012). «Классические элементы в согдийском искусстве: басни Эзопа, представленные в росписях Пенджикента» . Ираника Антиква . XLVII : 303–316.
  6. ^ Jump up to: а б с д Путеводители, Insight (апрель 2017 г.). Insight Guides Silk Road (электронная книга путеводителя) . Apa Publications (UK) Limited. п. 521. ИСБН  978-1-78671-699-6 .
  7. ^ Согдиана* Согдийская и прилегающие области Б.И. Маршак и Н.Н. Негматов. стр.242. ISBN   978-92-3-103211-0
  8. ^ Голоса о Центральной Азии: Пенджикент, среднеазиатские Помпеи. Интервью с Павлом Лурье, май 2020 г.
  9. ^ Jump up to: а б Резахани, Ходадад (15 марта 2017 г.). Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. стр. 124, 181. ISBN.  978-1-4744-0030-5 .
  10. Арамейские следы на монетах в иранском мире. Архивировано 22 марта 2022 г. в Wayback Machine , И. Шафии, стр. 146, в «Шодознании», 2018, № 82, стр. 125–16 ISSN 2415-8712 (онлайн). ); ISSN 1682-671X (печать)
  11. ^ Jump up to: а б с ( Рис. 38. Пенджикент. Настенная роспись. Рустам.) Эфталиты: Археологический и исторический анализ Айдогды Курбанова, 2010. http://dx.doi.org/10.17169/refubium-12565
  12. ^ « Мужской кафтан и поножи с Северного Кавказа восьмого-десятого века: генеалогическое исследование »: Журнал Метрополитен-музея, т. 36 (2001) Кнауэр, Эльфрида Р. (2001)
  13. ^ Фреска: Рустемиада . Голубой зал Эрмитажа
  14. ^ «Эрмитаж» . Эрмитаж .
  15. ^ "Возможно, согдийская аристократическая культура того времени сохранила некоторую память о славных днях Хингилы, первого завоевателя Индии-эфталита. Профиль Рустама, изображенный на разных картинах в Пенджикенте, весьма отличается от других изображений в согдийском искусстве и напоминает прототипы эфталитов. Портреты имеют узкие черепа, V-образные брови, крючковатые носы и тяжелые челюсти и, таким образом, очень напоминают некоторые портреты Хингилы на монетах (Гренет 2002, 218-219)». Курбанов, Айдогды (2014). «ЭФТАЛИТЫ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» (PDF) . Тирагетия : 317–334.
  16. ^ Мод, Маркус; Тубах, Юрген; Вашаломидзе, Г. София (2006). Оружие и доспехи как индикаторы культурного трансфера: Степи и древний мир от эллинистических времен до раннего средневековья (на немецком языке). Райхерт. п. 86. ИСБН  978-3-89500-529-9 .
  17. ^ Симс, Элеонора (2002). Бесподобные образы: Персидская живопись и ее истоки . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 127. ИСБН  978-0-300-09038-3 .
  18. ^ Кагеяма (Университет иностранных языков города Кобе, Кобе, Япония), Эцуко (2007). «Крылатая корона и корона в виде тройного полумесяца в согдийских погребальных памятниках из Китая: их связь с гефталитской оккупацией Центральной Азии» (PDF) . Журнал искусства и археологии Внутренней Азии . 2:20 , рисунок е. дои : 10.1484/J.JIAAA.2.302540 . S2CID   130640638 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 ноября 2020 г. {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  19. ^ Также описано в Маршак, Борис (1990). «Раскопки Пенджикента» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 134 (1): 298. doi : 10.3406/crai.1990.14842 .
  20. ^ Франц, Грене (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. стр. 149–153. ISBN  978-8412527858 .
  21. ^ Симс, Элеонора (2002). Бесподобные образы: Персидская живопись и ее истоки . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 127–128. ISBN  978-0-300-09038-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dc37b2ecf58e6f837301f41bc25b512d__1712861640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/2d/dc37b2ecf58e6f837301f41bc25b512d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Penjikent murals - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)