Ступа Чахил-и-Гунди
Ступа Чахил-и-Гунди | |
---|---|
Материал | Известняк |
Созданный | 2-3 века н.э. |
Обнаруженный | 1928 |
Текущее местоположение | Музей Гиме , Париж |
Культура | Гандхара |
Ступа Чахил -и-Гунди , также имеющая кодовое название «Ступа C1», представляет собой небольшую известняковую ступу из Чахил-и-Гунди монастыря , на археологическом участке Хадда в восточном Афганистане . Большая часть остатков ступы была собрана в 1928 году археологической миссией француза Жюля Барту из французской археологической делегации в Афганистане и была сохранена и восстановлена благодаря сотрудничеству с Токийским национальным музеем . Сегодня они экспонируются в Музее Гиме в Париже . Обычно его датируют II-III веком нашей эры.
Убранство ступы представляет собой интересный пример греко-буддийского искусства, сочетающего элементы эллинистического и индийского искусства. Реконструкция состоит из нескольких частей: украшенного основания ступы, навеса и различных декоративных элементов.
Навес ступы
[ редактировать ]Ступа была увенчана сложным навесом, прекрасным примером индо-коринфской столицы , хотя обычно она была расширена в продольном направлении по сравнению со своими западными аналогами.
В центральном пространстве столицы, должно быть, размещалась небольшая статуэтка сидящего Будды, как это обычно бывает с такими архитектурными элементами на северо-западе Индии.
Детали демонстрируют сложную резьбу, а также присутствие обнаженных аморинов и виноградных лоз в листве аканта .
Основание ступы
[ редактировать ]Основание ступы представляет собой сложную конструкцию, состоящую из трех ярусов, организованных в виде лестницы, и двух сторон. Его длина дыхания составляет примерно 3 метра при высоте около 1 метра. В основании сочетаются очень контрастные сцены и скульптурные мотивы: эллинистические сцены на нижнем ярусе и индийские буддийские сцены на двух верхних ярусах.
Первый уровень: эллинистическое пиршество.
[ редактировать ]На первом ярусе изображено несколько чисто эллинистических сцен, из которых самая правая сохранилась лучше всего.
Левая сцена представляет собой хорошо известную эллинистическую сцену, часто встречающуюся в Гандхаре . Слева изображена молодая пара: женщина держит в правой руке чашу для питья, а левой открывает хламиду мужчины (греческий плащ), показывая его обнаженное тело. Справа — пожилая пара в греческой одежде, мужчина с бородой, к нему прижимается маленький ребенок. Считается, что эта сцена может символизировать жизненный цикл от детства к взрослой жизни и зрелости.
Средняя сцена менее ясна, но изображает обнаженного мужчину, возможно, аморина, танцующего с женщиной в греческом платье. Слева стоит еще один аморини, держащий большую флягу с вином. Мужчина справа что-то подносит ко рту, вероятно, флейту, под которую танцует пара. Сцена, казалось бы, вакхическая .
Сцена справа, безусловно, самая ясная. На нем точно изображены: женщина в греческом платье, держащая амфору и дающая виноградину маленькому ребенку, мужчина в гиматии, держащий сосуд для питья кантарос , юноша в хитоне, играющий на ручном барабане, и женщина в греческом платье, играющая на Двухструнный инструмент семейства лютни .
Второй ярус: индийская дворцовая сцена.
[ редактировать ]На втором ярусе основания ступы изображена буддийская индийская сцена. В зависимости от интерпретаций, на нем изображена княжеская чета, чей сын убежден побрить голову и стать буддийским монахом. В последней сцене справа он в буддийской одежде прощается со своими родителями.
Стилистически наиболее интересно то, что эти индийские сцены были реализованы тем же художником или, по крайней мере, тем же ателье и в то же время, что и эллинистические. Действительно, ранее (Маршалл) предполагалось, что эллинистическая сцена принадлежала к предыдущему периоду, до появления буддийских сцен Гандхары.
Второй ярус окружен треугольными ступеньками , на которых изображено эллинистическое крылатое Кетос морское чудовище - мотив, который часто встречается с такой функцией в греко-буддийском искусстве. Считается, что Кетос символизирует переход в потусторонний мир после смерти. Некоторые рельефы Бунера сохранились гораздо лучше и дают лучшее представление об оригинальном дизайне Кетоса.
Третий уровень
[ редактировать ]Сохранились только фрагменты третьего яруса, но они также изображают индийскую дворцовую сцену, аналогичную сценам второго яруса. Красивая декоративная гирлянда с цветами находится в нижней части этих сцен.
Другие декоративные элементы
[ редактировать ]Рядом со ступой также были обнаружены различные декоративные элементы. В частности, эллинистический дизайн амуров и гирлянд, изображение Будды и Майтрейи внутри украшенных арок, буддийский сюжетный фриз и голова Гаруды .
Левая часть сюжетного фриза изображает Будду в условной сцене (посещение Брахмана).
Во время изготовления ступы группы греческого населения из более раннего Индо-греческого царства , вероятно, все еще существовали и даже были организованы под руководством царя ( Стратона II ) в регионе Пенджаба , что объясняет богатое эллинистическое влияние в регионе Пенджаб. ступа и изображения людей в греческих одеждах и позах на нижних фризах.
- Амуры и гирлянды.
- Будда и Майтрейя.
- Сюжетный фриз.
- Гаруда.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- «Распространение классического искусства в древности» Джона Бордмана (Princeton University Press, 1994) ISBN 0-691-03680-2
- «Буддийское искусство Гандхары», сэр Джон Маршалл, издательство Кембриджского университета, 1960. ISBN 81-215-0967-Х