Брюссельский Будда
(Написано «5-й год»)
Брюссельский Будда — знаменитая статуя Будды греко -буддийского Гандхары искусства . [ 1 ] Он назван в честь первой коллекции, к которой он принадлежал, коллекции Клода де Марто в Брюсселе , Бельгия , хотя сейчас он находится в частной коллекции в Японии , принадлежащей Агоншу секте буддийской . [ 1 ] Брюссельский Будда принадлежит к категории «триад Сидящего Будды», которые можно увидеть одновременно в греко-буддийском искусстве и Гандхары в искусстве Матхуры раннего кушанского периода. [ 2 ] Точное место, где была обнаружена статуя, неизвестно, но она была приобретена в Пешаваре , и считается, что она была раскопана в Сахри Бахлоле из-за ее сходства со статуей из того же места , которая сейчас находится в музее Пешавара . [ 3 ]
Характеристики
[ редактировать ]В этой статуе сидящего Будду посещают Брахма и Индра , а также два Бодхисаттвы . [ 4 ] Сцена показывает « Чудо в Шравасти ». [ 5 ]
Статуя примечательна тем, что это одна из редких буддийских статуй Гандхары, на которой есть посвящение с датой. [ 1 ] Надпись в Харошти гласит:
Оригинал ( сценарий Харости ) | Транслитерация | английский перевод |
---|---|---|
𐨯𐨎 𐩃 𐩀 𐨥𐨒𐨂𐨣𐨯𐨨𐨯𐨯 𐨡𐨁 𐨤𐨎𐨕𐨨𐨁 𐨦𐨂𐨢𐨣𐨡𐨯 𐨟𐨿𐨪𐨅𐨤𐨁𐨜𐨐𐨯 𐨡𐨣𐨨𐨂𐨑𐨅 𐨨𐨡𐨤𐨁𐨡𐨪𐨣 𐨀𐨢𐨿𐨬𐨡𐨁𐨡𐨣 𐨤𐨂𐨩𐨩 𐨧𐨬𐨟𐨂 | сам 4 1 Пхагунасамаса ди пачками Будхансададаса трепидакаша данамухе мадапидарана адхвадидана пуйайа бхавату | В 5-м году, в 5-й день месяца Пхалгуна: благочестивый дар монаха Буддхананды, полученный в Трипитаке : пусть это будет в честь его умерших (?) матери и отца. |
Дата «5-й год» обычно должна относиться к эпохе Канишки , которая, как сейчас считается, началась в 127 году нашей эры, что дает дату 132 года нашей эры. [ 1 ] [ 6 ] Однако продвинутый характер иконографии побудил некоторых авторов поддержать более позднюю дату, основанную на предполагаемой второй эпохе Канишки, начавшейся столетием позже, или на теории, согласно которой сотни были бы исключены из даты. [ 1 ] Были предложены и некоторые гораздо более поздние даты, например, дата в эпоху Хуна в Хингиле , что дает период около 5-го века нашей эры, но такую дату можно считать слишком поздней. [ 4 ] [ 1 ] Также была предложена дата, относящаяся к эпохе Гупта , но нет никаких свидетельств того, что эпоха Гупта использовалась так далеко на севере. [ 7 ]
По мнению Жерара Фюссмана , проанализировавшего палеографию надписи, нет сомнения, что «5-й год» соответствует эпохе Канишки I , так как формы нескольких букв типичны для того периода. [ 3 ] Язык надписи представляет собой смесь пракрита и санскрита . [ 3 ] Эта датированная скульптура предполагает, что греко-буддийское искусство Гандхары уже находилось на очень продвинутой стадии развития в начале кушанского периода, в начале II века нашей эры, что подразумевает существование длительной предварительной традиции, ведущей к нему. [ 3 ]
Другие примеры
[ редактировать ]Есть несколько примеров подобных триад в Гандхаре, а также в Матхуре, большинство из которых датируются ранними кушанами: [ 8 ] [ 9 ]
-
Триада Сидящего Будды, раскопки Сахри-Бахлола , 1911-1912 гг.
-
Современная триада из « Искусства Матхуры» , сидящего бодхисаттвы Кимбелла (с надписью «4-й год Канишки»).
См. также
[ редактировать ]- Кимбелл сидящий Бодхисаттва , возможно, современная буддийская триада из Матхуры.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Центр исследований классического искусства Оксфордского университета (2018). Проблемы хронологии в искусстве Гандхары: материалы первого международного семинара проекта «Связи Гандхары», Оксфордский университет, 23-24 марта 2017 г. Археопресс. п. 43–44.
- ^ Ри, Мэрилин М. (2010). Раннее буддийское искусство Китая и Центральной Азии, Том 3: Западный Цинь в Ганьсу в период шестнадцати королевств и взаимосвязи с буддийским искусством Гандхары . БРИЛЛ. п. 105, примечание 95. ISBN 978-90-04-18400-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Фуссман, Жерар (1974). «Кучанские эпиграфические документы». Вестник Французской школы Дальнего Востока . 61 :54–57. ISSN 0336-1519 . JSTOR 43732476 .
- ^ Jump up to: а б Ри, Мэрилин Мартин (2010). Раннее буддийское искусство Китая и Центральной Азии, Том 3: Западный Цинь в Ганьсу в период шестнадцати королевств и взаимосвязи с буддийским искусством Гандхары . БРИЛЛ. п. 244–245. ISBN 978-90-04-19019-1 .
- ^ Харгривз, Х. (1930). Справочник по скульптурам Пешаварского музея . п. Табличка 2.
- ^ Ри, Джухён. Определение нескольких визуальных типов изображений гандхарского Будды. Архивы азиатского искусства 58 (2008) . стр. 53–56.
- ^ Берендт, Курт А. (2004). Справочник востоковедения . Блестящий. стр. 283–284. ISBN 978-90-04-13595-6 .
- ^ Ри, Мэрилин М. (2010). Раннее буддийское искусство Китая и Центральной Азии, Том 3: Западный Цинь в Ганьсу в период шестнадцати королевств и взаимосвязи с буддийским искусством Гандхары . БРИЛЛ. п. 105, примечание 95. ISBN 978-90-04-18400-8 .
- ^ Ри, Джухён. Определение нескольких визуальных типов изображений гандхарского Будды. Архивы азиатского искусства 58 (2008) . стр. 53–56.
- ^ Ри, Джухён. Определение нескольких визуальных типов изображений гандхарского Будды. Архивы азиатского искусства 58 (2008) . стр. 53–56.
- ^ Центр исследований классического искусства Оксфордского университета (2018). Проблемы хронологии в искусстве Гандхары: материалы первого международного семинара проекта «Связи Гандхары», Оксфордский университет, 23-24 марта 2017 г. Археопресс. п. 45, примечания 28, 29.