Тепе Сардар
![]() Руины буддийского монастыря Тепе Сардар на вершине холма. [1] | |
Координаты | 33 ° 33'30 "N 68 ° 27'25" E / 33,558436 ° N 68,45681768 ° E |
---|---|
Тип | Монастырь |
Тепе Сардар , также Тапа Сардар или Тепе-э-Сардар — древний буддийский монастырь в Афганистане . Он расположен недалеко от Газни и возвышается над равниной Дашт-и Манара. [2] На этом месте представлены две основные художественные фазы: эллинистическая фаза в период с 3 по 6 века нашей эры, за которой следует китаизированно - индийская фаза в течение 7-9 веков. [3]
Это место было раскопано Итальянской археологической миссией в период с конца 1960-х по конец 1970-х годов, а затем снова в 2003 году. [2]
Тапа Сардар – это руины большого буддийского ступо - монастырского комплекса, расположенного в четырех километрах к юго-востоку от города Газни . С 1959 по 1977 год комплекс исследовали археологи ИсМЭО. [4]
Раннее святилище (3-середина 7 века н.э.)
[ редактировать ]Раннее святилище было построено примерно в III веке нашей эры. [5] На месте была найдена вотивная надпись, в которой говорится, что святилище было известно в прошлом как Каника махараджа вихара («Храм Великого царя Канишки »), что позволяет предположить дату основания в период Кушанской империи , во II в. -3 век н.э., возможно, во времена Канишки II или Канишки III . [6] [2] Архитектурная лепнина имеет много общего с лепниной Сурха Котала . [5] Этот ранний этап характеризуется художественной моделью эллинистического искусства , которой следовали на протяжении веков, и является частью более широкого феномена эллинистического влияния на индийское искусство . [7]
Святилище было впервые разрушено сильным пожаром в VII веке, положив конец периоду гандхарского искусства на этом месте. [8] Массивные разрушения могут быть связаны с мусульманским вторжением в 671-672 гг. н. э. под руководством Убайд Аллаха ибн Зияда . [2] [8] [9]
Позднее святилище (680-800 гг. н.э.)
[ редактировать ]Вскоре после разрушений это место было масштабно перестроено и усилено огромным оборонительным сооружением, похожим на крепость, построенным из необожженной глины и включающим в себя религиозные постройки предыдущего периода. [10] Эта перестройка примерно современна строительству монастыря Фондукистан . Эти крупные строительные усилия обязательно опирались на активное и мотивированное покровительство. [10]

Покровительство буддизма в этом районе в VII-VIII веках было результатом расширения власти династии Тан в Центральной Азии в то время, точно так же, как арабы оказывали давление на Хорасан и Систан , вплоть до решающей битвы при Таласе в 751 году. [10] Королевства Центральной Азии, часто буддийские или с важной буддийской общиной, обычно находились под формальным контролем династии Тан и ожидали защиты Тан. [10] В то же время в Индии « брахманское возрождение» вытесняло буддийских монахов из страны. [10] Китайские монахи, вероятно, непосредственно руководили некоторыми буддийскими святилищами Центральной Азии, такими как храм Суйе (около Токмака в современном Киргизии ). [10]

Художественное оформление сайта демонстрирует резкий переход от предыдущей эллинистической фазы, длившейся несколько столетий, к фазе использования «китаизированных индийских моделей». [11] [3] Вероятно, это связано с политической эволюцией того периода в Афганистане. [3] В этот период китайская империя Тан распространила свое влияние и распространение буддизма на Королевство Средней Азии , включая Афганистан, с соответствующим притоком китайских монахов, в то время как, наоборот, происходила миграция индийских монахов из Индии в Среднюю Азию, а именно ищу эту защиту. [3] Эти события породили гибридные стили Фондукистана и этого художественного этапа Тепе Садар. [3] Этот стиль является частью космополитической художественной идиомы, которая в то время распространилась из Китая в Центральную Азию, причем сходство можно увидеть, например, в танских постановках на Тяньлуншане в центральном Китае. [11]
Фаза после Гупта (680-720 гг. н.э.)
[ редактировать ]Святилище было перестроено и расширено в VII-VIII веках нашей эры. Скульптура периода между 680 и 720 годами нашей эры характеризуется индийскими стилями и иконографией 7-го века нашей эры, со стройными и элегантными фигурами и такими деталями, как волосы или драгоценности, которые являются развитием искусства Гуптов . [7] Иконографическая программа того времени очень индийская, например, Будда, сидящий на лотосе, с сопровождающими его Бодхисаттвами , которые сами стоят на лотосах меньшего размера, поддерживаемых Нагами. [7] Это явно непосредственная эволюция пост-гуптовского стиля Западного Декана , хотя некоторое китайское стилистическое влияние, «китайское прикосновение», различимо. [7]
Китайская фаза (720-750 гг. н. э.)
[ редактировать ]Последний крупный этап строительства и отделки произошел в 720-750 годах нашей эры. [12] был отмечен покровительством Алхиса , современного правителя области Забул , который, вероятно, был той же этнической принадлежности, что и соседние тюркские шахи Кабула Этот период строительства, возможно , и член Зунбилов . [13] или его преемники. [12] В этот период наблюдается заметная эволюция типов лиц статуй: китайско-индийские черты предыдущего периода заметно смещаются в сторону стилей династии Тан и явно следуют прототипам Тан. [12] Подобное явление наблюдается и на городище Адзина-Тепе . [12] Считается, что буддизм был особенно силен в Китае во время правления императрицы У Чжао (624-705 гг. н.э.), и что вместе с несколькими миссиями китайских паломников в Афганистан и Индию китайские монахи поселились в Газни примерно с 700 г. н.э. [12] Эта деятельность отражала активное развитие монастырей в Синьцзяне в VII-VIII веках и подчеркивала широкое территориальное единство буддийских королевств в Западной Центральной Азии того времени, основанное на интенсивных обменах и западном влиянии китайского буддизма и художественных стилей. [12]


Влияние китайских художественных стилей исчезает после 751 г. н.э., когда Танский Китай ушел из Центральной Азии. [12] Последняя фаза (750–800 гг. н.э.) более точно следует индийскому прототипу, возможно, из-за потери китайского влияния в Центральной Азии и роста брахманской и индуистской власти в Кабуле с этого периода. [12]
Святилище было снова разрушено, возможно, снова в 795 году нашей эры в результате вторжения мусульманских армий, поскольку мусульманский писатель Китаб аль-Бульдан записывает разрушение Шах Бахара («Храма короля») в то время: он рассказывает, что арабы напали на Шах Бахар , «в котором находились идолы, которым поклонялись люди. Они разрушили и сожгли их». [2] Завершающая фаза разрушения, возможно, произошла с окончательным завоеванием Афганистана Якубом ибн Лейтом в 869-70 гг. н.э., но простое закрытие этого места кажется более вероятным в VIII-IX веках. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Панорамные изображения сайта см.: «Буддийское место Тапа Сардар» . ghazni.bradypus.net . Итальянская археологическая миссия в Афганистане.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Буддийское место Тапа Сардар» . ghazni.bradypus.net . Архивы Итальянской археологической миссии в Афганистане.
- ^ Jump up to: а б с д и Верарди, Джованни; Папаратти, Элио (2005). «От раннего Тапа Сардара до позднего: предварительная хронология» . Восток и Запад . 55 (1/4): 437–438. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757657 .
- ^ «Тапа Сардар» .
- ^ Jump up to: а б Верарди, Джованни; Папаратти, Элио (2005). «От раннего Тапа Сардара до позднего: предварительная хронология» . Восток и Запад . 55 (1/4): 406–410. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757657 .
- ^ Верарди, Джованни; Папаратти, Элио (2005). «От раннего Тапа Сардара до позднего: предварительная хронология» . Восток и Запад . 55 (1/4): 410–411. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757657 .
- ^ Jump up to: а б с д Верарди, Джованни; Папаратти, Элио (2005). «От раннего Тапа Сардара до позднего: предварительная хронология» . Восток и Запад . 55 (1/4): 436–437. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757657 .
- ^ Jump up to: а б Верарди, Джованни; Папаратти, Элио (2005). «От раннего Тапа Сардара до позднего: предварительная хронология» . Восток и Запад . 55 (1/4): 429–435. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757657 .
- ^ Куваяма, Шошин (1991). «Горизонт Беграма III и за его пределами. Хронологическая интерпретация свидетельств наличия памятников в регионе Капиши-Кабул-Газни» . Восток и Запад . 41 (1/4): 96. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29756971 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Верарди, Джованни; Папаратти, Элио (2005). «От раннего Тапа Сардара до позднего: предварительная хронология» . Восток и Запад . 55 (1/4): 432–433. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757657 .
- ^ Jump up to: а б «Было отмечено стилистическое сходство между изображениями Фондукистана начала VIII века и позднего Тепе Сардара и танской продукцией Тяньлуншаня , а также существование «общего международного стиля», включающего Танский Китай и регионы к западу и югу от Китая. Памир был предложен» в Верарди, Джованни; Папаратти, Элио (2005). «От раннего Тапа Сардара до позднего: предварительная хронология» . Восток и Запад . 55 (1/4): 433. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757657 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Верарди, Джованни; Папаратти, Элио (2005). «От раннего Тапа Сардара до позднего: предварительная хронология» . Восток и Запад . 55 (1/4): 438–442. ISSN 0012-8376 . JSTOR 29757657 .
- ^ Ли, Джонатан Л.; Симс Уильямс, Николас (2003). «Бактрийская надпись из Якавланга проливает новый свет на историю буддизма в Афганистане» . Искусство и археология Шелкового пути . 9 .