Пик Балалык
37 ° 32'07 "N 67 ° 06'55" E / 37,535384 ° N 67,115405 ° E Балалык-тепе , в бывшей Бактрии , современный Узбекистан , является археологическим памятником в Центральной Азии со множеством настенных росписей. [1] Здесь располагалось небольшое укрепленное поместье, принадлежавшее княжескому роду эфталитов . [2] Обычно она датируется немного позже, чем картина в Дильберджине , с конца V до начала VII века нашей эры. [3] [1] или с конца VI века до начала VII века нашей эры. [4] Росписи Балалык-Тепе являются частью « Тохаристанской школы», в которую также входят Аджина-тепе и Кафыр-кала . [5] На смену им в хронологическом порядке приходит согдийское искусство Пенджикента . [6]
Фрески
[ редактировать ]Тема Балалык-тепе единообразно связана с застольем. [7] Стиль росписи весьма отличается от родного стиля Пенджикента , Афрасиаба или Варахши . [7] Хотя основная тема банкета отличается от религиозной темы буддийских фресок Тохаристана , а картина не имеет буддийского характера, несмотря на наличие нескольких элементов, некоторые сходства можно найти в стиле и иконографии. [8]
Мужчины на картинах безбородые, а у женщин округлые черты лица. [7] Они украшены великолепными костюмами и красивыми украшениями. [7]
На картинах, кажется, изображены гефталиты в начале VI века нашей эры, до прихода тюрков Первого Тюркского каганата и консолидации Окса в качестве их южной границы в 571 году нашей эры, охватывающей Балалык-Тепе. [7] Большая часть настенных росписей была уничтожена во второй половине VI века (550-600 гг. н.э.). [7] [6] Очень похожие типы эфталитов можно увидеть на картинах дарителей Будд Бамиана , на потолке 35-метрового Будды. [9]
Картины Балалык-Тепе очень похожи на картины Дильберджин-Тепе и некоторые из Бамиана , которые оба относятся примерно на столетие раньше к V-VI векам нашей эры или даже к IV веку, согласно некоторым авторитетным источникам, основанным на нумизматических данных. доказательство. [10] [11] Картины Балалык-Тепе также иногда считаются старейшими из «больших живописных циклов» Центральной Азии. [12]

- Фигура банкета, Балалык-Тепе, VI-VII века н.э.
- Балалык-тепе Сцена банкета, VI-VII века н.э.
- Балалык-тепе Сцена банкета, VI-VII века н.э.
- Балалык-тепе Сцена банкета, VI-VII века н.э.
Атрибуция
[ редактировать ]
Многие авторы предполагают, что фигуры на росписях Балалык-Тепе характерны для эфталитов (450-570 гг. н.э.). [13] В этом контексте были проведены параллели с фигурами из пещер Кызыл в Китайском Туркестане , которые, похоже, носят во многом схожую одежду. Картины Балалык-Тепе характерны для придворной жизни эфталитов первой половины VI века н.э., до прихода тюрков . [14] [15]
Картины Балалык-Тепе также иногда относят ко времени после прихода Первого Тюркского каганата и западных тюрков (571-720 гг. н.э.), занявших регион к северу от Окса , включая Балалык-Тепе, после 571 г. н.э., тогда как Сасаниды остались на юге. [16] Отнесение к туркам также было предложено для других мест южнее, таких как Дохтар-и-Ноширван . [17]
Нумизматические параллели
[ редактировать ]
Предпринимались попытки выявить сходство типов Балалык-Тепе с портретами на монетах региона. На некоторых монетах из Чача (современный Ташкент ) правители изображены портретом лицом вправо, с тамгой в форме буквы X и круглой согдийской легендой. Они также часто появляются с полумесяцем над головой. [18] Высказано предположение, что черты лица и прическа этих правителей, изображенные на их монетах (лица круглые, почти пухлые, с миндалевидными глазами и прямыми волосами, подстриженными выше плеч), подобны тем, которые изображены на фресках Балалык-Тепе южнее. [18]
Михаил Федоров приписывал этот тип чеканки хионитам ( эфталитам ) , которые, как известно, правили в Чаче (современный Ташкент ), у подножья Алтайского хребта , между серединой IV века н. э. — VI веком н. э. [18] Хиониты Чача исчезли в VII веке, когда вторгшиеся западные тюрки убили последнего хионитского правителя около 605 г. н.э., чтобы заменить его турецким тегином из племени Ашина . [18]
Другие авторы относят эти монеты к следующему периоду, между 625 и 725 годами нашей эры, соответствующему контролю территории Чача западными тюрками . [19] [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дэни, Ахмад Хасан; Литвинский, Б.А. (1996). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО. п. 183. ИСБН 978-92-3-103211-0 .
- ^ «В ходе раскопок в Балалик-Тепе (...) были обнаружены остатки небольшого укрепленного поместья, которое было резиденцией княжеского клана эфталитов». в Роуленд, Бенджамин (1975). Искусство Средней Азии . Нью-Йорк, Краун. п. 75.
- ^ МУЗИО, ЧИРО ЛО (2008). «Заметки о росписях буддийского монастыря Фаяз-Тепе (Южный Узбекистан)». Бюллетень Азиатского института . 22 : 199. ISSN 0890-4464 . JSTOR 24049243 .
- ^ Дэни, Ахмад Хасан (1999). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций: 250–750 годы нашей эры . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 151–152. ISBN 978-81-208-1540-7 .
- ^ "Школу Тохаристана представляли Балалык-тепе, Аджина-тепе, Кафыр-кала; северная тохаристанская школа встречалась в буддийских храмах Кувы и в Джети-су" Курбанов, Айдогды (2014). «ЭФТАЛИТЫ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» (PDF) . Тирагетия : 317–334.
- ^ Перейти обратно: а б Азарпай, Гитти; Беленицкий, Александр М.; Маршак, Борис Ильич; Дрезден, Марк Дж. (январь 1981 г.). Согдийская живопись: живописный эпос в восточном искусстве . Издательство Калифорнийского университета. п. 93. ИСБН 978-0-520-03765-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фрумкин, Грегуар (1970). Археология в Советской Средней Азии . Архив Брилла. стр. 116–117.
- ^ «Помимо очевидного тематического различия между сценой банкета в Балалык-Тепе и религиозно вдохновленными буддийскими наскальными рисунками из Тухаристана, они тесно связаны по стилю и иконографии». в Азарпай, Гитти; Беленицкий, Александр М.; Маршак, Борис Ильич; Дрезден, Марк Дж. (1981). Согдийская живопись: живописный эпос в восточном искусстве . Издательство Калифорнийского университета. п. 92. ИСБН 978-0-520-03765-6 .
- ^ «Яркую параллель фрескам Балалык-тепе предлагают файлы дарителей, представленные на правой и левой стенах свода 34-метрового Будды в Бамиане. (...) Замечательное общее стилистическое и иконографическое сходство между двумя наборами картин могли бы служить аргументом в пользу их связи с художественной традицией правящих классов эфталитов Тухарестана , переживших падение власти эфталитов в 577 г. н. э. Азарпай, Гитти; Беленицкий, Александр М.; Маршак, Борис Ильич; Дрезден, Марк Дж. (январь 1981 г.). Согдийская живопись: живописный эпос в восточном искусстве . Издательство Калифорнийского университета. п. 93. ИСБН 978-0-520-03765-6 .
- ^ Дэни, Ахмад Хасан; Литвинский, Б.А. (январь 1996 г.). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО. п. 183. ИСБН 978-92-3-103211-0 .
- ^ «Кроме того, стиль более поздних картин [Диберджин-Тепе], которые сопоставимы со фресками Балалык-Тепе и древнейшими фресками в Пенджиканте, как в Согдиане, указывает на дату V-VI веков нашей эры, согласно некоторым авторитетов (Беленицкий и Маршак), тогда как другие на основании нумизматических находок утверждают, что заключительный этап не мог быть позднее конца IV или начала V в. . 105)». «ДЕЛЬБАРЖЕН – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org .
- ^ "Среди крупных живописных циклов циклы Балалы-тепе считаются древнейшими, по крайней мере, согласно дате, предложенной первооткрывателем Л. Альбаумом, который датировал замок Узбеко и серию изображений пятым веком. " в Майерс, Бернард С. (1987). Энциклопедия мирового искусства . МакГроу-Хилл. п. 172. ИСБН 978-0-910081-01-6 .
- ^ Курбанов, Айдогды (2014). «ЭФТАЛИТЫ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» (PDF) . Тирагетия : 317–334.
- ^ «Несколько фресок в Дильберджине датируются V-VII веком. Сравнение некоторых фресок Дильберджина с картинами в Кызыле («пещера 16 меченосцев» и «пещера с изображением Майи») демонстрирует связь между их (Литвинский 1996, 151)». Курбанов, Айдогды (2014). «ЭФТАЛИТЫ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» (PDF) . Тирагетия : 317–334.
- ^ Фрумкин, Грегуар (1970). Археология в Советской Средней Азии . Архив Брилла. стр. 116–118.
- ^ Симс, Элеонора; Маршак, Борис Ильич; Грубе, Эрнст Дж.; Я, Борис Маршак (январь 2002 г.). Бесподобные изображения: персидская живопись и ее источники . Издательство Йельского университета. п. 14. ISBN 978-0-300-09038-3 .
- ^ Климбург-Солтер, Дебора (1993). «Пересмотр Дохтар-и-Ноширван (Нигар)» (PDF) . Мукарнас . 10 : 355–368. дои : 10.2307/1523200 . ISSN 0732-2992 . JSTOR 1523200 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Федоров, Михаил (2010). «Хионитские правители Чача в середине IV — начале VII века (по данным нумизматики)» (PDF) . Иран . 48 : 59–67. дои : 10.1080/05786967.2010.11864773 . ISSN 0578-6967 . JSTOR 41431217 . S2CID 163653671 .
- ^ Шагалов, В.Д.; Кузнецов, А.В. (2006). Каталог монет Чача III-VIII н.э. Ташкент. пп. 184, 313–315.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ ФЕДОРОВ Михаил; КУЗНЕЦОВ, АНДРЕЙ (2007). «Узбекистан: Клад раннесредневековых монет Чача из Канки» (PDF) . Нумизматическая хроника . 167 : 277–285. ISSN 0078-2696 . JSTOR 42666952 .