Jump to content

Пик Балалык

Координаты : 37 ° 32'07 "N 67 ° 06'55" E  /  37,535384 ° N 67,115405 ° E  / 37,535384; 67.115405
Балалыкский холм
Деталь фрески, Балалык-Тепе, конец V-VII веков н.э.
Балалык-тепе расположен в Западной и Центральной Азии.
Балалыкский холм
Балалыкский холм
Расположение Балалык-тепе

37 ° 32'07 "N 67 ° 06'55" E  /  37,535384 ° N 67,115405 ° E  / 37,535384; 67.115405 Балалык-тепе , в бывшей Бактрии , современный Узбекистан , является археологическим памятником в Центральной Азии со множеством настенных росписей. [1] Здесь располагалось небольшое укрепленное поместье, принадлежавшее княжескому роду эфталитов . [2] Обычно она датируется немного позже, чем картина в Дильберджине , с конца V до начала VII века нашей эры. [3] [1] или с конца VI века до начала VII века нашей эры. [4] Росписи Балалык-Тепе являются частью « Тохаристанской школы», в которую также входят Аджина-тепе и Кафыр-кала . [5] На смену им в хронологическом порядке приходит согдийское искусство Пенджикента . [6]

Тема Балалык-тепе единообразно связана с застольем. [7] Стиль росписи весьма отличается от родного стиля Пенджикента , Афрасиаба или Варахши . [7] Хотя основная тема банкета отличается от религиозной темы буддийских фресок Тохаристана , а картина не имеет буддийского характера, несмотря на наличие нескольких элементов, некоторые сходства можно найти в стиле и иконографии. [8]

Мужчины на картинах безбородые, а у женщин округлые черты лица. [7] Они украшены великолепными костюмами и красивыми украшениями. [7]

На картинах, кажется, изображены гефталиты в начале VI века нашей эры, до прихода тюрков Первого Тюркского каганата и консолидации Окса в качестве их южной границы в 571 году нашей эры, охватывающей Балалык-Тепе. [7] Большая часть настенных росписей была уничтожена во второй половине VI века (550-600 гг. н.э.). [7] [6] Очень похожие типы эфталитов можно увидеть на картинах дарителей Будд Бамиана , на потолке 35-метрового Будды. [9]

Картины Балалык-Тепе очень похожи на картины Дильберджин-Тепе и некоторые из Бамиана , которые оба относятся примерно на столетие раньше к V-VI векам нашей эры или даже к IV веку, согласно некоторым авторитетным источникам, основанным на нумизматических данных. доказательство. [10] [11] Картины Балалык-Тепе также иногда считаются старейшими из «больших живописных циклов» Центральной Азии. [12]

Балалык-Тепе фреска

Атрибуция

[ редактировать ]
Мечники в Кизильских пещерах

Многие авторы предполагают, что фигуры на росписях Балалык-Тепе характерны для эфталитов (450-570 гг. н.э.). [13] В этом контексте были проведены параллели с фигурами из пещер Кызыл в Китайском Туркестане , которые, похоже, носят во многом схожую одежду. Картины Балалык-Тепе характерны для придворной жизни эфталитов первой половины VI века н.э., до прихода тюрков . [14] [15]

Картины Балалык-Тепе также иногда относят ко времени после прихода Первого Тюркского каганата и западных тюрков (571-720 гг. н.э.), занявших регион к северу от Окса , включая Балалык-Тепе, после 571 г. н.э., тогда как Сасаниды остались на юге. [16] Отнесение к туркам также было предложено для других мест южнее, таких как Дохтар-и-Ноширван . [17]

Нумизматические параллели

[ редактировать ]
Фреска мужчины из Балалык-Тепе, внешне похожего на некоторые чеканки Чача . V-VII века нашей эры. [18]

Предпринимались попытки выявить сходство типов Балалык-Тепе с портретами на монетах региона. На некоторых монетах из Чача (современный Ташкент ) правители изображены портретом лицом вправо, с тамгой в форме буквы X и круглой согдийской легендой. Они также часто появляются с полумесяцем над головой. [18] Высказано предположение, что черты лица и прическа этих правителей, изображенные на их монетах (лица круглые, почти пухлые, с миндалевидными глазами и прямыми волосами, подстриженными выше плеч), подобны тем, которые изображены на фресках Балалык-Тепе южнее. [18]

Михаил Федоров приписывал этот тип чеканки хионитам ( эфталитам ) , которые, как известно, правили в Чаче (современный Ташкент ), у подножья Алтайского хребта , между серединой IV века н. э. — VI веком н. э. [18] Хиониты Чача исчезли в VII веке, когда вторгшиеся западные тюрки убили последнего хионитского правителя около 605 г. н.э., чтобы заменить его турецким тегином из племени Ашина . [18]

Другие авторы относят эти монеты к следующему периоду, между 625 и 725 годами нашей эры, соответствующему контролю территории Чача западными тюрками . [19] [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Дэни, Ахмад Хасан; Литвинский, Б.А. (1996). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО. п. 183. ИСБН  978-92-3-103211-0 .
  2. ^ «В ходе раскопок в Балалик-Тепе (...) были обнаружены остатки небольшого укрепленного поместья, которое было резиденцией княжеского клана эфталитов». в Роуленд, Бенджамин (1975). Искусство Средней Азии . Нью-Йорк, Краун. п. 75.
  3. ^ МУЗИО, ЧИРО ЛО (2008). «Заметки о росписях буддийского монастыря Фаяз-Тепе (Южный Узбекистан)». Бюллетень Азиатского института . 22 : 199. ISSN   0890-4464 . JSTOR   24049243 .
  4. ^ Дэни, Ахмад Хасан (1999). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций: 250–750 годы нашей эры . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 151–152. ISBN  978-81-208-1540-7 .
  5. ^ "Школу Тохаристана представляли Балалык-тепе, Аджина-тепе, Кафыр-кала; северная тохаристанская школа встречалась в буддийских храмах Кувы и в Джети-су" Курбанов, Айдогды (2014). «ЭФТАЛИТЫ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» (PDF) . Тирагетия : 317–334.
  6. ^ Перейти обратно: а б Азарпай, Гитти; Беленицкий, Александр М.; Маршак, Борис Ильич; Дрезден, Марк Дж. (январь 1981 г.). Согдийская живопись: живописный эпос в восточном искусстве . Издательство Калифорнийского университета. п. 93. ИСБН  978-0-520-03765-6 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фрумкин, Грегуар (1970). Археология в Советской Средней Азии . Архив Брилла. стр. 116–117.
  8. ^ «Помимо очевидного тематического различия между сценой банкета в Балалык-Тепе и религиозно вдохновленными буддийскими наскальными рисунками из Тухаристана, они тесно связаны по стилю и иконографии». в Азарпай, Гитти; Беленицкий, Александр М.; Маршак, Борис Ильич; Дрезден, Марк Дж. (1981). Согдийская живопись: живописный эпос в восточном искусстве . Издательство Калифорнийского университета. п. 92. ИСБН  978-0-520-03765-6 .
  9. ^ «Яркую параллель фрескам Балалык-тепе предлагают файлы дарителей, представленные на правой и левой стенах свода 34-метрового Будды в Бамиане. (...) Замечательное общее стилистическое и иконографическое сходство между двумя наборами картин могли бы служить аргументом в пользу их связи с художественной традицией правящих классов эфталитов Тухарестана , переживших падение власти эфталитов в 577 г. н. э. Азарпай, Гитти; Беленицкий, Александр М.; Маршак, Борис Ильич; Дрезден, Марк Дж. (январь 1981 г.). Согдийская живопись: живописный эпос в восточном искусстве . Издательство Калифорнийского университета. п. 93. ИСБН  978-0-520-03765-6 .
  10. ^ Дэни, Ахмад Хасан; Литвинский, Б.А. (январь 1996 г.). История цивилизаций Центральной Азии: Перекресток цивилизаций, 250–750 гг . н.э. ЮНЕСКО. п. 183. ИСБН  978-92-3-103211-0 .
  11. ^ «Кроме того, стиль более поздних картин [Диберджин-Тепе], которые сопоставимы со фресками Балалык-Тепе и древнейшими фресками в Пенджиканте, как в Согдиане, указывает на дату V-VI веков нашей эры, согласно некоторым авторитетов (Беленицкий и Маршак), тогда как другие на основании нумизматических находок утверждают, что заключительный этап не мог быть позднее конца IV или начала V в. . 105)». «ДЕЛЬБАРЖЕН – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org .
  12. ^ "Среди крупных живописных циклов циклы Балалы-тепе считаются древнейшими, по крайней мере, согласно дате, предложенной первооткрывателем Л. Альбаумом, который датировал замок Узбеко и серию изображений пятым веком. " в Майерс, Бернард С. (1987). Энциклопедия мирового искусства . МакГроу-Хилл. п. 172. ИСБН  978-0-910081-01-6 .
  13. ^ Курбанов, Айдогды (2014). «ЭФТАЛИТЫ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» (PDF) . Тирагетия : 317–334.
  14. ^ «Несколько фресок в Дильберджине датируются V-VII веком. Сравнение некоторых фресок Дильберджина с картинами в Кызыле («пещера 16 меченосцев» и «пещера с изображением Майи») демонстрирует связь между их (Литвинский 1996, 151)». Курбанов, Айдогды (2014). «ЭФТАЛИТЫ: ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» (PDF) . Тирагетия : 317–334.
  15. ^ Фрумкин, Грегуар (1970). Археология в Советской Средней Азии . Архив Брилла. стр. 116–118.
  16. ^ Симс, Элеонора; Маршак, Борис Ильич; Грубе, Эрнст Дж.; Я, Борис Маршак (январь 2002 г.). Бесподобные изображения: персидская живопись и ее источники . Издательство Йельского университета. п. 14. ISBN  978-0-300-09038-3 .
  17. ^ Климбург-Солтер, Дебора (1993). «Пересмотр Дохтар-и-Ноширван (Нигар)» (PDF) . Мукарнас . 10 : 355–368. дои : 10.2307/1523200 . ISSN   0732-2992 . JSTOR   1523200 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и Федоров, Михаил (2010). «Хионитские правители Чача в середине IV — начале VII века (по данным нумизматики)» (PDF) . Иран . 48 : 59–67. дои : 10.1080/05786967.2010.11864773 . ISSN   0578-6967 . JSTOR   41431217 . S2CID   163653671 .
  19. ^ Шагалов, В.Д.; Кузнецов, А.В. (2006). Каталог монет Чача III-VIII н.э. Ташкент. пп. 184, 313–315. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  20. ^ ФЕДОРОВ Михаил; КУЗНЕЦОВ, АНДРЕЙ (2007). «Узбекистан: Клад раннесредневековых монет Чача из Канки» (PDF) . Нумизматическая хроника . 167 : 277–285. ISSN   0078-2696 . JSTOR   42666952 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6d74757342cd89b71bd87a2bff32a419__1670985300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/19/6d74757342cd89b71bd87a2bff32a419.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Balalyk Tepe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)