Бимаранская шкатулка
Бимаранская шкатулка | |
---|---|
Материал | Золото, инкрустированное драгоценными камнями |
Размер | Высота 6,7 см, диаметр 6,6 см. |
Созданный | 1 век н.э. |
Обнаруженный | Бимаран 34 ° 27'31 "N 70 ° 20'59" E / 34,458544 ° N 70,349792 ° E |
Текущее местоположение | Британский музей , Лондон |
Регистрация | ОА 1900.2-9.1 |
Бимаранская шкатулка или Бимаранский реликварий – это небольшой золотой реликварий для буддийских реликвий , который был вынесен из ступы № 2 в Бимаране , недалеко от Джелалабада на востоке Афганистана .
Открытие
[ редактировать ]
Когда ларец был найден археологом Чарльзом Массоном во время его работы в Афганистане между 1833 и 1838 годами, в ларце находились монеты индо -скифского царя Азеса II , хотя недавние исследования Роберта Сениора показывают, что Азеса II никогда не существовало. [1] и находки, приписываемые его правлению, вероятно, следует отнести к Азесу I. Однако самое последнее исследование (2015 г.) приписывает монеты индо-скифскому царю Харахостесу или его сыну Муджатрии , которые чеканили посмертные выпуски во имя Азеса. [2]
Бимаранский реликварий иногда датируется, на основе анализа монет, 0–15 г. н.э. ( Фуссман ), в более общем плане – 50–60 г. н.э. ( Британский музей ), а иногда и намного позже (2 век н.э.), основываясь только на художественных предположениях. В настоящее время он находится в коллекции Британского музея . [3] Датировка этого уникального произведения искусства имеет сильное влияние на хронологию буддийского искусства и создание изображения Будды , поскольку его развитая иконография предполагает, что более ранние формы, вероятно, существовали уже довольно давно.
Описание
[ редактировать ]Шкатулка представляет собой небольшой контейнер, напоминающий Пиксис Классического мира . Он был найден без крышки. Дно украшает лотос. [4]
На гробу изображены эллинистические изображения Будды ( контрапоста поза , греческий гиматий , собранная прическа, ношение усов , реалистичное исполнение), окруженного индийскими божествами Брахмой и Шакрой , внутри арочных ниш (называемых «homme arcade», или caitya ) работы Греко. -Римская архитектура. Всего имеется восемь фигур в горельефе (две одинаковые группы Брахмана-Будды-Индры и два подвижника или Бодхисаттвы между ними) и два ряда рубинов из Бадахшана . [4]
Благодаря своим ожерельям, браслетам, повязкам и нимбу эти два преданных, скорее всего, являются изображениями Бодхисаттв . Они держат руки вместе в молитвенном жесте почтения, Анджали Мудра . [4]
Шкатулка выполнена из золотого репуссе , очень маленькая, высотой в 7 см ( + 3/4 дюйма ) 2 . Он считается шедевром греко -буддийского Гандхары искусства .
Будда: редкая иконография
[ редактировать ]Кажется, что Будда идет боком. Его правое предплечье проходит через грудь, образуя Абхая мудру. Его левый кулак сжат на бедре. Одеяние Будды Шакьямуни довольно легкое по сравнению с одеянием других известных изображений стоящего Будды (см. « Стоящий Будда» (Токийский национальный музей) ), оно имеет тенденцию довольно легко повторять очертания тела. Вероятно, это первые два слоя монашеской одежды — антаравасака и уттарасанга — без более тяжелого пальто сангати , которое доходило до колен и было более заметно сложено. Кроме того, его мантия сложена на правой и левой руке (а не в левой руке, как в классическом изображении Будды), что наводит на мысль о своего рода уттарии , похожей на шарф . У него обильный пучок волос, покрывающий ушнишу простой нимб , а голову окружает . Такое сочетание деталей иконографии (позы и одежды) редко и известно только на монетах Канишки (ок. 150 г. н. э.), где на них имеется надпись « Будда Шакьямуни », что явно контрастирует с его монетами с изображением «Будды», где он носит тяжелое пальто. Сама поза хорошо известна в искусстве Гандхары по скульптурам Будды как Бодхисаттвы, но в этих случаях он носит Индийское княжеское дхоти и королевский тюрбан.

Стеатитовый контейнер
[ редактировать ]
Бимаранская шкатулка хранилась в стеатитовом ящике с надписями, в которых говорилось, что в ней хранятся некоторые реликвии Будды. При открытии в XIX веке шкатулка не содержала опознаваемых реликвий, а содержала несколько обожженных жемчужин, бус из драгоценных и полудрагоценных камней и четыре монеты Азеса II .
На коробке написаны следующие надписи:
Надпись | Оригинал ( сценарий Харости ) | Транслитерация | английский перевод |
---|---|---|---|
За пределами крышки | 𐨧𐨒𐨬𐨟 𐨭𐨪𐨁𐨪𐨅𐨱𐨁 𐨭𐨁𐨬𐨪𐨐𐨿𐨮𐨁𐨟𐨯 𐨨𐨂𐨎𐨗𐨬𐨎𐨡𐨤𐨂𐨟𐨿𐨪𐨯 𐨡𐨞𐨨𐨂𐨱𐨅 | Бхагавата Шарирехи Шиваракшитаса Муджавамдапутраса данамухе | С мощами Господа, пожертвование Шиваракшиты, сына Муджавады. |
За пределами базы | 𐨭𐨁𐨬𐨪𐨐𐨿𐨮𐨁𐨟𐨯 𐨨𐨂𐨎𐨗𐨬𐨎𐨡𐨤𐨂𐨟𐨿𐨪𐨯 𐨡𐨞𐨨𐨂𐨱𐨅 𐨞𐨁𐨩𐨟𐨁𐨡𐨅 𐨧𐨒𐨬𐨟 𐨭𐨪𐨁𐨪𐨅𐨱𐨁 𐨯𐨪𐨿𐨬𐨦𐨂𐨢𐨞 𐨤𐨂𐨩𐨀𐨅 | Шиваракшитаса Муджавамдапутраса данамухе ниятиде Бхагавата шарирехи Сарвабудхана пуйае | Шиваракшита, сын Муджавады, пожертвование с реликвиями Господа в честь всех Будд. |
Дата выпуска монет
[ редактировать ]Азес II
[ редактировать ]

Обв. Азес верхом с искаженной греческой легендой (WEIΛON WEOΛΛWN IOCAAC) для ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΒΑΣΙΛΕΩΝ ΑΖΟΥ «Царь царей Азес » и буддийским символом Триратны за головой царя.
Преподобная городская богиня Тихе стоит влево с рогом изобилия и поднятой правой рукой. Харошти Легенда Махараджас Махатаса Дхрамакиша Раджатираджаса Аяса «Великий царь-последователь Дхармы , царь царей Азесов ».
Археологическая находка монет Азеса II внутри гроба предполагает датировку между 30 и 10 гг. до н.э. Азес II нанял бы нескольких индо-греческих художников на недавно завоеванных территориях и посвятил бы ступу. Монеты не очень изношены, поэтому их следовало бы посвятить вскоре после их чеканки. Индо-скифы действительно известны своей связью с буддизмом, как, например, в львиной столице Матхуре . Такая дата сделала бы гроб самым ранним известным изображением Будды :
- «В искусстве Гандхары первым известным и приблизительно датированным изображением стоящего Будды является изображение бимаранского реликвария, которое специалисты относят к индо-скифскому периоду, а точнее к правлению Азеса II ». [8]
Однако некоторые особенности монет неизвестны для монет Азеса: Тихе на реверсе, тот факт, что царю присвоен титул Дхрамика в надписи Харошти на реверсе, а также тот факт, что используемые монограммы и символы Харошти являются те из более позднего скифского царя Харахоста . [9]
Харахостес
[ редактировать ]
Обв. Азес верхом с искаженной греческой легендой (WEIΛON WEOΛΛWN IOCAAC) для ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΒΑΣΙΛΕΩΝ ΑΖΟΥ «Царь царей Азес » и буддийским символом Триратны за головой царя.
Преподобная городская богиня Тихе стоит влево с рогом изобилия и поднятой правой рукой. Харошти Легенда о Махараджас Махатаса Дхрамакиша Раджатираджаса Аяса «Великий царь-последователь Дхармы , царь царей Азесов »
Последние исследования, проведенные в 2015 году Джо Криббом , считают, что монеты являются выпуском Харахостеса , или его сына Муджатрии . [2] Многие характеристики монет бимаранского реликвария соответствуют чеканке Харахоста (10 г. до н.э. – 10 г. н.э.), преемника Азеса II, который чеканил множество монет от имени Азеса II. [9]
Четыре монеты в бимаранской шкатулке относятся к одному типу: тетрадрахмы из испорченного серебра во имя Азеса в почти новом состоянии. [7] На аверсе изображен царь на коне справа с вытянутой правой рукой, с династическим знаком из трех дробинок и круглой легендой на греческом языке. [7] В легенде на искаженном греческом языке написано WEIΛON WEOΛΛWN IOCAAC (то есть ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΒΑΣΙΛΕΩΝ ΑΖΟΥ ) «Царь царей Азес ». На реверсе изображена фигура Тихе, стоящего и держащего рог изобилия , с легендой Харошти . [7] Легенда гласит: «Махараджаса Махатаса Дхрамакиша Раджатираджаса Аяса «Великий царь, последователь Дхармы , царь царей Азесов ».
Изображение справа : Династический знак на монете Харахоста [3] .
Типы монет и династический знак на монетах Бимаранской шкатулки характерны для Харахоста.
Фотографии крупным планом Британского музея [4] показывают, что монеты действительно носят имя Азеса, но на них также имеется символ «Три дробины», характерный для чеканки Харахоста, который также часто использует имя Азеса. Азес о своих монетах. [10] Тип монет Бимаранских монет также идентичен основным монетам Харахоста (всадник с Тихе).
Имя Харахостеса также недавно было обнаружено на серебряном буддийском реликварии, найденном в Шинкоте в Баджауре ( Пакистан ). Это говорит о том, что Харахостес стремился сделать буддийские посвящения, подобные посвящениям бимаранского реликвария. [11]
Не добавляя никакой теории переотложения, можно сказать, что бимаранский реликварий, следовательно, мог быть посвящен во время правления Харахоста (10 г. до н.э. – 10 г. н.э.), и, вероятно, в начале его правления, поскольку монеты не изношены и, следовательно, на момент их появления были в основном новыми. в гробу. Это означает, что бимаранская гробница датируется 10 г. до н. э., или примерно в начале нашей эры.
Вызов Кадфизов
[ редактировать ]

Кушанский ( правитель Куджула Кадфизис действительно использует нечто похожее на знак Харахоста из трех дробинок только в одном из своих типов монет на реверсе типа «Голова лауреата и сидящий король»), что привело к предположению, что монеты бимаранской шкатулки могут относиться к его правлению и датироваться примерно 60 годом нашей эры. [9] Однако этот тип монет не имеет ничего общего с монетами Бимаранского реликвария (все они представляют собой «Всадник с Тихе»). Также неизвестно, что Куджула Кадфис выпускал монеты скифского типа на имя Азеса.
Знак-символ из трех дробинок не известен ни у одного другого правителя (кроме сына Харахостеса Муджатрии ), [12] так что единственной оставшейся возможностью, по-видимому, является Харахостес или его сын, как это определил Джо Крибб в своем исследовании 2015 года. [2]
Дата Бимаранского реликвария
[ редактировать ]Возникают различные споры относительно ранней даты создания этого первого изображения Будды.
Профессор Жерар Фюссман считает, что бимаранский реликварий был изготовлен в 1–15 гг. н.э. [13] В любом случае производство обязательно имело место до 60 г. н. э., что является самой поздней датой, рассматриваемой для монет. [14] Бимаранская шкатулка выставлена в Британском музее ( Галерея Джозефа Э. Хотунга ), где ее датируют 60 годом нашей эры.
Некоторые также датируют гроб II веком нашей эры, основываясь на стилистических предположениях. [15] Сьюзан Хантингтон резюмирует проблему:
- «Известный золотой и рубиновый реликварий, найденный в Бимаране в Афганистане, обычно датируется примерно вторым веком нашей эры, несмотря на практически неопровержимые научные данные, окружающие его, которые предполагают, что он был сделан примерно в первом веке до нашей эры. Сопротивление ранняя датировка реликвария основана исключительно на предположении, что изображения Будды не были введены в буддийский художественный репертуар до первых веков христианской эры, и, следовательно, любая работа, содержащая изображение Будды, должна быть сравнительно поздней. дата." [15]
Эти споры проистекают из того факта, что первые изображения Будды обычно относятся к I веку нашей эры или позже, примерно на пятьдесят-сто лет позже правления Азеса II, под властью кушанов . Поскольку бимаранская шкатулка с ее уже развитой буддийской иконографией была изготовлена в начале нашей эры, плюс-минус несколько десятилетий, весьма вероятно, что гораздо более ранние изображения Будды уже существовали до ее создания, начиная с до I века до нашей эры.
Подразумеваемое
[ редактировать ]
Поскольку на гробу уже изображена довольно сложная иконография (Брахма и Индра как помощники, Бодхисаттвы) в продвинутом стиле, можно предположить, что к моменту захоронения Бимаранской шкатулки (10 г. до н. э. – 10 г.) были распространены гораздо более ранние изображения Будды. CE), восходящий к правлению индо-греков в I веке до нашей эры. Последние индо-греческие цари Стратон II и Стратон III правили примерно до 20 г. н.э. Эта точка зрения, согласно которой греко-буддийское искусство уже процветало в I веке до нашей эры при поддержке индо-греческих королей, первоначально отстаивалась Альфредом А. Фуше и другими, хотя и с гораздо меньшими археологическими свидетельствами.
Стилистически шкатулка (золотая, инкрустированная драгоценными камнями) также во многом соответствует искусству скифов, известному, например, по археологическому памятнику Тилля-тепе на севере Афганистана. Сокровище Тилля-Тепе также датируется I веком до нашей эры и также содержит ранние изображения Будды, такие как буддийская монета Тилля-Тепе .
Бимаранская шкатулка также имеет некоторое сходство с шкатулкой Канишки , которая, однако, имеет гораздо более грубое исполнение и надежно датируется примерно 127 годом нашей эры.
Другие взгляды
[ редактировать ]- Еще одно лицо бимаранской шкатулки с изображением преданного, возможно, бодхисаттвы.
- Деталь Будды на гробу Бимарана
- Деталь Будды (другой ракурс)
- Деталь хамсы гуся
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Бимаранский реликварий, произведение Гандхары, которое сейчас хранится в Британском музее в Лондоне, имеет большое историческое и иконографическое значение. На нем изображен Будда в центре, которого справа от него сопровождают Брахма и слева Индра». [16]
- ^ «Стоящий Будда в арочном отсеке, в окружении фигур Брахмы и Индры, стоящих в таких же отсеках, деталь боковой части бимаранской золотой шкатулки» . [17]
- ^ «Бимаранский реликварий, произведение Гандхары, которое сейчас хранится в Британском музее в Лондоне, имеет большое историческое и иконографическое значение. На нем изображен Будда в центре, которого справа от него сопровождают Брахма и слева Индра». [16]
- ^ "Стоящий Будда в арочном отсеке, в окружении фигур Брахмы и Индры, стоящих в таких же отсеках, деталь боковой части бимаранской золотой шкатулки" [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Старший 2008 .
- ^ Jump up to: а б с Крибб 2015 .
- ^ Основные моменты Британского музея
- ^ Jump up to: а б с д Эррингтон, Крибб и Кларингбулл, 1992 , стр. 189–190.
- ^ Баумс 2012 , с. 249.
- ^ Массон 1841 , стр. 70-71 .
- ^ Jump up to: а б с д Эррингтон, Крибб и Кларингбулл, 1992 , с. 188.
- ^ Бопеарачи, Landes & Sachs 2003 .
- ^ Jump up to: а б с Эррингтон, Крибб и Кларингбулл, 1992 , с. 16.
- ^ Грифтеррек об индо-скифах
- ^ Саломон 1996 .
- ^ Jump up to: а б Монеты Грифтеррека
- ^ Фуссман, 1986, стр.71, цитируется в «Перекрестке Азии», стр.192.
- ^ Эррингтон, Крибб и Кларингбулл 1992 , стр. 192.
- ^ Jump up to: а б Хантингтон 1990 .
- ^ Jump up to: а б Банерджи 2001 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б Агравала 1977 , с. 152.
Источники
[ редактировать ]- Агравала, Притхви Кумар (1977). Ранняя индийская бронза . Варанаси, Индия: Притхви Пракашан.
- Банерджи, Приятош (2001). Центральноазиатское искусство: новые открытия из Синьцзяна . Нойда, Уттар-Прадеш, Индия: Абха Пракашан. ISBN 9788185704241 .
- Баумс, Дэвид (2012). «Каталог, исправленные тексты и переводы надписей на реликвариях Гандхары» (PDF) . В Джонгеварде, Д.; Эррингтон, Э .; Саломон, Р.; Баумс, С. (ред.). Гандхарские буддийские реликварии . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. стр. 200–309. ISBN 978-0-295-99236-5 .
- Бопеараччи, О.; Ландес, К.; Сакс, К. (2003). От Инда до Окса: Археология Средней Азии: Каталог выставки . Латте: Музей латте. ISBN 978-2-9516679-2-1 .
- Крибб, Джо (2015). «Знакомство и местонахождение Муджатрии и двух Харахостов» (PDF) . Журнал Восточного нумизматического общества . 223 : 26–48.
- Эррингтон, Элизабет ; Крибб, Джо ; Кларингбулл, Мэгги, ред. (1992). Перекресток Азии: трансформация образа и символа в искусстве древнего Афганистана и Пакистана . Кембридж: Фонд Древней Индии и Ирана, Музей Фицуильяма. ISBN 978-0-9518399-1-1 .
- Хантингтон, Сьюзан Л. (1990). «Раннее буддийское искусство и теория аниконизма». Художественный журнал . 49 (4): 401–408. дои : 10.1080/00043249.1990.10792724 .
- Массон, Чарльз (1841). «Воспоминания о топах и могильных памятниках Афганистана» . В Уилсоне, Х.Х. (ред.). Ариана Антиква: Описательный отчет о древностях и монетах Афганистана . Лондон: Ост-Индская компания. стр. 55–118.
- Саломон, Ричард (1996). «Серебряный буддийский реликварий с надписью времен короля Хараосты и принца Индравармана». Журнал Американского восточного общества . 116 (3): 418–452. дои : 10.2307/605147 . JSTOR 605147 .
- Старший, RC (2008). «Последний гвоздь в гроб Азеса II» (PDF) . Журнал Восточного нумизматического общества . 197 : 25–27.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баумс, Стефан и Эндрю Гласс. 2002–. Каталог текстов Гандхари , вып. CKI 50.
- Крибб, Джо. 2016. «Датировка бимаранской шкатулки – ее противоречивая роль в хронологии искусства Гандхары». Гандхарские исследования , том. 10, стр. 57–91.
- Эррингтон, Элизабет (2017). Чарльз Массон и буддийские памятники Афганистана: исследования, раскопки, коллекции 1832–1835 гг . Публикация исследований Британского музея 215. Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-86159-215-9 .
- Греки в Бактрии и Индии , У. В. Тарн, Издательство Кембриджского университета.
- Греко-бактрийские и индо-греческие монеты, Каталог Резонне , Осмунд Бопеарачи, 1991, Национальная библиотека Франции, ISBN 2-7177-1825-7 .
- Сьюзан Л. Хантингтон (при участии Джона К. Хантингтона), Искусство Древней Индии (Токио и Нью-Йорк: Джон Уэзерхилл, 1985).
- «Бимаранская шкатулка», Реджинальд Ле Мэй, The Burlington Magazine , 482 (1943), стр. 116–123.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с гробом Бимарана, на Викискладе?