Вызов Кадфизов
Вызов Кадфизов | |
---|---|
Кушанский император | |
![]() Тетрадрахма Куджулы Кадфиза (30–80 гг. н. э.) в стиле . Гермея Аверс: Бюст в диадеме в стиле Гермая. Испорченная греческая легенда: «Басилеос Стеросси Хермаиу»: «Царь Гермей, Спаситель». | |
Царствование | 30 г. н.э. – 80 г. н.э. |
Предшественник | Герайос |
Преемник | Вима Такто |
Умер | 80 г. н.э. |
Династия | Kushan |
Религия | индуизм [ 1 ] [ 2 ] |
Открытие кадфизов (кушанский язык: Κοζουλου Καδφιζου, также Κοζολα харости : 𐨂𐨂 IA Καδαφες ; То-джу-ла Ка-са , Дом открыть ; [ 3 ] Китайский : 千亿què ; пиньинь : Цюцзюке , 30–80 гг. н.э. или 40–90 гг. н.э., согласно Бопеарачи; [ 4 ] ) был кушанским князем, объединившим конфедерацию юэчжи в Бактрии в I веке нашей эры и ставшим первым кушанским императором. Согласно надписи Рабатак , он был прадедом I. Канишки Его считают основателем Кушанской империи . [ 4 ]
История
[ редактировать ]Происхождение Куджулы Кадфиза довольно неясно, и обычно его считают потомком кушанского правителя Гераиоса или, возможно, тождественным ему. [ 5 ] Однако Куджула разделяет свое имя (Кушан: Κοζουλου на некоторых из его монет «Гермеуса» или Κοζολα на его монетах «Август») с некоторыми из последних индо-скифских правителей, таких как Лиака Кусулака (греч. Λιακα Κοζουλο ), или его сын Патика Кусулака , что может указывать на какую-то семейную связь. [ 6 ]
Китайские аккаунты
[ редактировать ]
Аверс в стиле лауреата Юлия-Клавдия, голова вправо. Греческая легенда Греческая легенда вокруг: КОЗОЛА КАДАФЕК ХОПАНОВ ЗАООВ.
Преподобный Куджула Кадфис сидит справа, подняв руку; трехсторонний символ слева. Легенда Хушанаса Яуаса Куюла Капхаса Сача Дхраматидаса .
В процессе своей экспансии на восток Куджула Кадфис и его сын Вима Такто (или Вема Тахту), по-видимому, вытеснили Индо-Парфянское царство, основанное на северо-западе Индии парфянскими гондофарами примерно с 20 г. н.э.:
Его сын Янгаожен [вероятно, Вема Тахту или, возможно, его брат Садашкана ] стал царем вместо него. Он победил Тяньчжу [Северо-Западную Индию] и поручил генералам контролировать и руководить им. Юэчжи тогда стали чрезвычайно богатыми. Все королевства называют [своего короля] королем Гуйшуана [Кушана], но ханьцы называют их настоящим именем Да Юэчжи [Великий Юэчжи]. [ 7 ]
Считается, что вторжение в Индо-Парфянское царство под предводительством Куджулы Кадфиза произошло спустя некоторое время после 45 г. н.э., во время правления преемников Гондофара : Абдагаса и Саса .
Генеалогия согласно надписи Рабатак
[ редактировать ]Связь Куджулы с другими кушанскими правителями описана в надписи Рабатак , обнаруженной в Рабатаке на территории некогда Бактрии в 1993 году, которую начертал Канишка . Канишка утверждает, что Куджула Кадфизес - его прадедушка, Вима Такту - его дедушка, Вима Кадфизес - его отец, а сам Канишка:
И он [Канишка] приказал сделать изображения тех же, (а именно) этих богов, которые здесь написаны, и он приказал сделать (их) для этих царей: для царя Куджулы Кадфизеса (его) прадеда, и для Царю Виме Такту (его) деду, и царю Виме Кадфизе (его) отцу, и себе самому, царю Канишке. [ 8 ]
Халчаян
[ редактировать ]Некоторые из статуй Халчаянского дворцового городища в Бактрии , датированные около 50 г. н.э., вероятно, соответствовали периоду правления Куджулы Кадфиза. [ 9 ]
Чеканка монет
[ редактировать ]Чеканка кушанского правителя Куджулы Кадфиза показывает нам расширение религиозного кругозора кушан. В его первом выпуске, на аверсе которого изображен испорченный портрет и имя Гермея, на реверсе изображен Геракл , все еще следующий греческой традиции, хотя Геракл может быть интерпретацией Graeca иранского бога Веретрагны . Вопреки более ранним предположениям, которые считали Куджулу Кадфиса буддистом на основании эпитета «сатьядхармастхита», теперь ясно из формулировки надписи Матхуры, в которой Хувишка носит тот же эпитет сатьядхармастхита, что царство было даровано на него Сарвой (Шивой) и Счамдавирой (Чандаврой), то есть он был преданным индуистского и, следовательно , Бога Шивы стойкий шиваит . Поразительно видеть, что Куджула Кадфис уже принял поклонение Шиве и использование письменности Харости на столь раннем этапе. [ 10 ]
-
Куджула Кадфис Тетрадрахма. Аверс быка Брахмы стоит справа, Триратана вверху. Ошибочная греческая легенда. Преподобный Верблюд стоит справа. Легенда Харошти Махараяса Раятираяса Куюла Кара Капаса .
-
Монета Юбилейных Кадфизов.
Аверс Куджулы сидит, скрестив ноги, лицом к лицу, легенда Харошти: Куюла Кадафаса Кушанаса .
Преподобный Зевс на реверсе, [ 11 ] Греческая легенда: ΚΟΖΟΛΑ XOPANOY ZAOOY. -
Монета Куджула Кадфис. Аверс Солдат в шлеме, голова вправо. Преподобный Воин стоит вправо, держит щит и копье.
Ссылки
[ редактировать ]Кушанские императоры 30–350 гг. н.э. | ||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
- ^ Дэни, Ахмад Хасан; Массон, В.М.; Харматта, Дж.; Пури, Байдж Натх; Этемади, Г.Ф.; Литвинский Б.А. (1992–2005). История цивилизаций Центральной Азии Париж: ЮНЕСКО. стр. 100-1 310 . ISBN 92-3-102719-0 . OCLC 28186754 .
Вопреки прежним предположениям, которые на основании этого эпитета считали Куджулу Кадфиса буддистом [дхармасхита — «стойкий в Законе»], теперь из формулировки надписи в Матхуре становится ясно, что Хувишка носит тот же эпитет сатьядхармастхита, что и царство было даровано ему Сарвой и Счамдавирой (Чандавирой), то есть он был преданным Шивы.
- ^ История цивилизаций Центральной Азии Дани, Ахмад Хасан., Массон В.М. (Вадим Михайлович), 1929-, Харматта Дж. (Янос), 1917-2004 гг., Пури, Байж Натх., Этемади Г.Ф., Литвинский Б.А. (Борис Анатольевич). Париж: ЮНЕСКО. 1992–2005 гг. п. 318. ИСБН 92-3-102719-0 . OCLC 28186754 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Гарднер, Перси, Монеты греческих и скифских царей Бактрии и Индии в Британском музее , с. 120–122
- ^ Перейти обратно: а б Осмунд Бопеараччи , 2007, Некоторые наблюдения по хронологии ранних кушанов.
- ^ Крибб, Дж. (1993), Монеты Герауса: их приписывание кушанскому царю Куджуле Кадфизесу, ок. 30–80 гг. н.э. Очерки в честь Роберта Карсона и Кеннета Дженкинса (под редакцией М. Прайса, А. Бернетта и Р. Бланда), Лондон, 107–134.
- ^ Рэпсон, «Индийские монеты Британского музея», p.cvi.
- ^ Хилл (2009), с. 29.
- ^ «Предварительный перевод» Симса-Уильямса, цитируемый Hill (2009), стр. 592.
- ^ Грене, Франц (2022). Великолепие оазисов Узбекистана . Париж: Издания Лувра. п. 58. ИСБН 978-8412527858 .
- ^ История цивилизаций Центральной Азии Дани, Ахмад Хасан., Массон В.М. (Вадим Михайлович), 1929-, Харматта Дж. (Янос), 1917-2004 гг., Пури, Байж Натх., Этемади Г.Ф., Литвинский Б.А. (Борис Анатольевич). Париж: ЮНЕСКО. 1992–2005 гг. п. 318. ИСБН 92-3-102719-0 . OCLC 28186754 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Монета Куджулы Кадфисеса Британского музея» . Британский музей .
Библиография
[ редактировать ]- «Каталог монет в Пенджабском музее, Лахор. Том I индо-греческие монеты», Уайтхед, издательство Argonaut Inc., Чикаго.
- Шаванн, Эдуард (1907). Западные страны по мнению Хоу Хань Чжоу . Тун Пао 8. стр. 149-244.
- Хилл, Джон Э. 2004. Западные регионы согласно Хоу Ханьшу. Черновой вариант аннотированного перевода на английский язык. [1]
- Хилл, Джон Э. (2009). Через Нефритовые ворота в Рим: исследование Шелкового пути во времена поздней династии Хань, с первого по второй века нашей эры . КнигаВсплеск. ISBN 978-1-4392-2134-1 .
- Малер, Карл Уве (2008). «Август и Куджула Кадфисы, правители Кушан». В Крейкенбоме Детлев и др. (ред.). Август – Вид снаружи. Восприятие императора в провинциях империи и в соседних государствах. Висбаден: Харрасовиц, стр. 297–319.
- Синиси, Фабрицио (21 октября 2022 г.). «Еще раз о том, что «Гераос» — это Куджула, и некоторые связанные с этим проблемы» . Электрум . 29 : 87–107. дои : 10.4467/20800909EL.22.007.15777 .