Мундигак
Мундигак Мандигак | |
---|---|
Археологический памятник | |
![]() | |
Координаты: 31 ° 54'14 "N 65 ° 31'29" E / 31,9039 ° N 65,5246 ° E | |
Страна | ![]() |
Провинция | Кандагар |
Мундигак ( пушту : منډیګک ) — археологический памятник в провинции Кандагар в Афганистане . В эпоху бронзы он был центром культуры Гильменда . Он расположен примерно в 55 км (34 миль) к северо-западу от Кандагара , недалеко от Шах-Максуда, в верхнем течении реки Кушк-и Нахуд.
История
[ редактировать ]
Мундигак был большим доисторическим городом с важными культурными событиями V–II тысячелетий до нашей эры. Его раскопал французский ученый Жан Мари Казаль в 1950-х годах. [1] На момент раскопок курган имел высоту девять метров. [2]
Керамика и другие артефакты, относящиеся к концу 3-го тысячелетия до нашей эры, когда это место стало крупным городским центром, указывают на взаимодействие с Туркменистаном, Белуджистаном и регионом Раннего Хараппанского Инда.
Мундигак процветал во времена культуры бассейна Гильменд (Сейстан), также известной как культура Гильменд ( провинция Гильменд ). [3]
Имея площадь 21 гектар (52 акра), это был второй по величине центр культуры Гильменда, первым из которых был Шахр-и-Сохта , площадь которого к 2400 году до нашей эры составляла 150 акров (60 гектаров). [4]
Бампур в Иране — тесно связанное с ним место.
Ранее считалось, что около 2200 г. до н.э. Шахр-и-Сохта и Мундигак начали приходить в упадок, со значительным сокращением площади и кратковременным заселением в более поздние сроки. [5]
Раскопки
[ редактировать ]Во время Французской археологической миссии (MAI) [6] раскопки с 1951 по 1958 год в десяти кампаниях под руководством Жана Мари Казаля. [7] при поддержке ДАФА , [8] можно выделить различные уровни расселения. Раскопки проводились в одиннадцати местах раскопок. На Тепе (холме) А, самой высокой точке города, в период IV, уровень 1 и период V были раскопаны остатки дворца. Здесь были обнаружены городские районы почти всех периодов этого места. Зона C находится к северо-западу от Зоны A. Здесь была раскопана лишь небольшая территория, останки которой относятся к периоду III. В других частях города были обнажены различные, большие или меньшие области (области от B, D до I и P и R), в результате чего на свет вышли в основном остатки периода IV, который, следовательно, является наиболее документированным слоем. В области P были обнаружены остатки периода V, которые в остальном документированы только в области A. В частности, верхние слои полностью исчезли в результате эрозии. В зоне А в период V на руинах старого дворца был обнаружен большой дворец. Однако в остальном Период V в городе охватить нелегко. [9] Большая часть находок сейчас находится в Национальном музее в Кабуле и в Музее Гиме в Париже. Экскаватор Жан Мари Казаль работал в последнем музее с 1957 года.
Новое исследование
[ редактировать ]Новое исследование показывает, что на территории Мундигака представлены четыре периода оккупации: от первых дней до городского развития: [10]
Период | Хронология | Фаза |
---|---|---|
я | (~ 4000–3800 до н.э.) | Ф. 1-2 |
я | (~ 3800–3400 до н.э.) | Ф. 3-4 |
II | (~ 3400–3200 до н.э.) | |
III | (~ 3200–2900 до н. э.) | |
IV | (~ 2900–2400 до н. э.) |
С другой стороны, археологи Жарриж , Дидье и Киврон считали, что периоды III и IV в Мундигаке имеют археологические связи с периодами I, II и III в Шахр-и Сохте . [11]
Период с I по III
[ редактировать ]
Самый нижний слой периода I в Мундигаке был раскопан только в центральном кургане (область А). Вероятно, оно датируется пятым тысячелетием до нашей эры. [12] Период I был разделен экскаватором на пять слоев (период I, слои 1–5). Первые свидетельства постоянных построек относятся к слою 3. Планы этажей домов сохранились только для слоёв 4 и 5. В этих слоях постройки были довольно простыми. Это прямоугольные глинобитные жилые дома, состоявшие из одной-трех небольших комнат. [13] Керамика I периода изготавливается в основном открытыми формами. В частности, были найдены фрагменты снарядов. Керамика частично расписана, преобладают простые геометрические узоры. Нарисованные животные также встречаются очень редко. [14] Период I.5 и последующий Период II были разделены толстым слоем пепла, что позволяет предположить, что это место долгое время было необитаемо, по крайней мере, на этой территории. [15]
Период II был разделен экскаватором на четыре слоя: II.1, II.2, II.3a и II.3b. Плотность населения в районе А увеличилась. Можно было раскопать различные многокомнатные постройки. В одном дворе был глубокий колодец. Однако по сравнению со слоем I качество керамики снижается. Крашеных типов гораздо меньше. Многие горшки изготовлены довольно грубо. [16]
Период III снова известен в основном из района А, где было выделено шесть слоев. Из зоны C находятся остатки кладбища, которое все еще было занято в период IV. Мертвые лежали здесь в скорченном положении. Дополнений почти не было. Лишь в одном случае в качестве браслета использовался жемчуг. Застройка в зоне А теперь еще более плотная. В основном это небольшие дома с двумя или тремя комнатами. Из этого слоя также происходят печати с геометрическими узорами.
Период IV
[ редактировать ]

В период IV Мундигак превратился в полностью развитый город с дворцом и храмом. Можно сделать вывод, что существует развитая социальная структура. Однако доказательств использования письменности нет. Экскаватор различал три слоя: IV.1, IV.2 и IV.3.
Дворец
[ редактировать ]В центре города находится холм А, на котором были обнаружены обширные остатки дворцового комплекса. Неизвестно, действительно ли это был дворец, как подозревал археолог, но сооружение, несомненно, выполняло общественную функцию. Здание было обширно окружено стеной. Чтобы создать платформу для строительства, старые дома, стоявшие на холме, были сровнены. Северный фасад дворца был украшен рядом пилястр, оштукатуренных и выкрашенных в белый цвет. Вверху эти пилястры были окаймлены декоративной изразцовой полосой. На момент раскопок некоторые из них все еще имели высоту два метра. Настоящий дворец состоял из различных комнат и внутреннего двора. Восточный, южный и западный фасады здания не сохранились, но, возможно, они также были украшены пилястрами. Можно было выделить три этапа реконструкции, каждый из которых относится к периоду IV, слой 1. Более поздний дворец из периода IV, слой 2 и периода IV, слой 3 полностью стал жертвой ремонтных работ в период V.
Храм
[ редактировать ]Примерно в 200 м к востоку от дворца стояло монументальное здание, вероятно, храм, построенный на целине. Он стоял на плоском холме высотой около 2,5 м и имел монументальную внешнюю стену, украшенную снаружи мощными контрфорсами, треугольными в плане. Фундаменты были каменные. Внутри комплекса находился двор с настоящим храмом посередине. [17]
Примерно в 350 м южнее холма А были раскопаны части еще одного большого глинобитного здания (зона раскопок F), которое, несомненно, также имело общественную функцию. Там был двор с большим резервуаром для воды и различными комнатами, расположенными вокруг него. [18]
Стена и жилой город
[ редактировать ]Жилые кварталы раскопаны лишь частично. К западу от дворца в разных местах можно проследить остатки стены. Он состоял из двух внешних стен. Интерьер был разделен перегородками; это создало ряд внутренних комнат, в которые можно было попасть через двери на внутренней стороне стены. На внешнем фасаде имелись опорные колонны. Угол стены найден. Здесь стояла башня с четырьмя внутренними помещениями и когда-то с четырьмя опорными колоннами с каждой стороны. Только с северной стороны сохранились все четыре. Даже в период IV, слой 1, территория вокруг стены была плотно застроена с обеих сторон простыми домами, состоящими в основном из нескольких комнат. Функция этой стены неясна; возможно, он широко окружал дворец. Примерно в 90 м к западу (зона раскопок Е) снова находились остатки второй стены, построенной аналогичным образом и прослеживаемой на протяжении около 120 м. Вероятно, это была настоящая городская стена. Жилые постройки в основном были обнаружены на участке раскопок D, где в период IV.1 еще стояла городская стена; с другой стороны, территория периода IV.2 была застроена простыми жилыми домами.
- План дворца сохранился. Период IV.1
- План храма, период IV
Periods V
[ редактировать ]
V период сохранился очень плохо из-за эрозии территории раскопа. На главном холме, на остатках старого дворца, было возведено большое здание (экскаваторы назвали его Монументным массивом), причем старые постройки были захоронены и частично сохранены под новым и очень массивным зданием. Во время раскопок еще сохранился монументальный пандус, ведущий на платформу. Он состоял из нескольких комнат, в которые нельзя было войти, поэтому они выполняли чисто вспомогательную функцию. Само здание на этой платформе полностью исчезло. В других частях города также есть свидетельства застройки в этот период, но останки очень плохо сохранились. Однако ясно, что Мундигак продолжал оставаться важным городом в период V, но его остатки в значительной степени исчезли. [19] После этого это место, похоже, было заброшено. После 2500 г. до н. э. города здесь уже не было. Это особенно примечательно, поскольку хронологического совпадения с культурой Инда нет. [20]
Периоды VI и VII
[ редактировать ]Никаких структурных остатков периода VI не сохранилось. Помимо каминов, здесь встречалась прежде всего многочисленная керамика, имеющая сходство с керамикой более ранних слоев. Экскаватор подозревает, что эти останки принадлежат кочевникам. [21] Похоже, что население отказалось от образа жизни на постоянных поселениях и перешло к кочевничеству. Это также можно наблюдать и в других местах Афганистана и Индии. Последнее развитие называется Периодом VII. Это различные сельскохозяйственные склады, датируемые, вероятно, I тысячелетием до нашей эры.
Ссылки на долину Инда
[ редактировать ]В Мундигаке есть некоторые материалы, связанные с цивилизацией долины Инда . Этот материал частично состоит из керамических фигурок змей и горбатых быков, а также других предметов, аналогичных найденным на других стоянках долины Инда. [22]
Керамика, найденная в Мундигаке, имела ряд сходств с таким материалом, найденным в Кот-Диджи . [23] Этот материал появляется в самом раннем слое Кот Диджи.
Архитектура
[ редактировать ]

В одном кургане обнаружены остатки «дворца». Другой курган обнаружил большой «храм», указывающий на городскую жизнь. [22]
Обширная серия курганов отмечает место города. Хронология до сих пор не определена, но предварительно она разделена на семь основных периодов со многими подразделениями. Основным периодом, по-видимому, является Период IV, в ходе которого произошла масштабная реконструкция после более раннего разрушения. И «дворец», и «храм», а также, возможно, городские стены датируются этим периодом. Еще один слой разрушения и заметное изменение керамики указывают на запустение между периодами IV и V, за которым последовал период дальнейшего строительства и возведения новых памятников, включая «массивный памятник». В периоды VI и VII наблюдались лишь периодические оккупации в небольших масштабах.
Мундигак и Дех Мораси обеспечивают раннее развитие того, что сейчас можно назвать религиозной деятельностью. Большое побеленное здание с колоннами и дверным проемом, обведенным красным, датируемое примерно 3000 годом до нашей эры, связано с религиозной деятельностью. [2]
Ранние дома были построены в Мундигаке (в период I.4) в виде крошечных продолговатых ячеек со стенами из прессованной земли. В следующем слое (период I.5) были обнаружены более крупные дома с квадратными и продолговатыми домами из высушенного на солнце кирпича. На более поздних этапах были обнаружены печи для приготовления пищи и колодцы для хранения воды. [24]
Найдены артефакты
[ редактировать ]


Находки включают многочисленные терракотовые фигурки, которые часто изображают людей, в основном женщин, но также и мужчин. Также часто встречаются изображения крупного рогатого скота. Кроме того, в остатках IV периода была найдена голова статуи известнякового человека. [25] Это единственный объект, который можно назвать произведением искусства в более узком смысле. Лицо довольно грубо проработано. Глаза и брови сильно стилизованы. У мужчины короткие волосы и повязка на голове, заканчивающаяся двумя ниспадающими полосками ткани на спине. Статуи также спорадически находили в индской культуре, в оазисной культуре, распространенной примерно в то же время на севере, и в Шахри-Сухте , которую также относят к культуре Гильменда . Статуи изображают человека, стоящего на коленях на полу, которого часто называют королем-священником. Было высказано предположение, что голова Мундигака также принадлежала такой фигуре. [26] но это невозможно доказать.
Керамика особенно важна для небольших находок. Большая часть керамики расписана, часть – полихромна. Можно доказать, что различные традиции украшения также известны из других мест и, таким образом, помогают определить местонахождение Мундигака в контексте других культур и, следовательно, во времени. В отчете о раскопках основное внимание уделяется украшенным формам, поэтому неукрашенная керамика менее известна. Были сосуды ручной работы, а также сосуды, изготовленные на гончарном круге. В периоды I и II преобладают простые расписные геометрические узоры, часто на верхнем крае чаш; в период III картина становится более сложной. До сих пор существуют преимущественно геометрические узоры, относящиеся к так называемому стилю Кветта . Другие расписаны в стиле нальской культуры или имеют сходство с керамикой культуры Амри . В IV периоде встречаются и единичные фигуративные изображения, особенно крупного рогатого скота. [27] Различные глиняные чаши относятся к периоду IV и украшены рядами животных, окрашенных в черный цвет, а также отдельными растениями. Группа этих чаш была найдена в XXII комнате дворца. Выставленные там кубки остались целы. [28]
К периоду IV относятся два больших керамических сосуда со сдвижной крышкой, которые, возможно, служили ловушками для мышей. [29] Подобные мышеловки известны из Мохенджо-Даро в долине Инда. Соответствующие находки из Мундигака, вероятно, старше на несколько столетий. [30]
Вращающиеся мутовки относятся к периоду I.4. засвидетельствованы, которых было два типа: один конической формы, сделанный из глины, другой дискообразный, вырезанный из камня. [31] Каменные сосуды зафиксированы почти во всех слоях. [32]
Начиная с периода I, уровня 2, бронзовые предметы засвидетельствованы. Изначально это простые инструменты, такие как иглы и оружие. Однако остатки зеркала также относятся к периоду IV. Расследование показало, что эти артефакты в основном были изготовлены из бронзы с низким содержанием олова. [33] Заслуживают внимания пять предметов с элементами железа IV периода. [34] Железо всегда служило украшением бронзовых предметов; не было никаких артефактов, сделанных полностью из железа. [35]
Помимо керамики и расписной керамики, другие найденные артефакты включают грубых горбатых быков, человеческие фигурки, топоры для шахт, бронзовые тесла и терракотовые водостоки. [22] На горшках изображены священные листья инжира ( ficus religiosa ) и животное, похожее на тигра. [36] В Мундигаке также было найдено несколько каменных печатей-пуговиц. [37] Дисковые бусины и фаянсовые бочкообразные бусины, [38] Встречаются также медные штемпельные печати, медные штифты со спиральными петлями. [39]
Женские человеческие фигурки (5 см (2,0 дюйма) в высоту), найденные в Мундигаке, очень похожи на такие фигурки, найденные на другом археологическом памятнике в Афганистане, Дех Мораси Гундай (около 3000 г. до н.э.). [2]
Коллекция:
- BIAS и DAFA – осколки;
- Кабульский музей и Музей Гиме – материалы раскопок.
Полевые работы:
- 1951-58 Казаль, МАИ – раскопки. [40]
Находки в Музее Гиме, в основном периода IV.
[ редактировать ]- Каменные сосуды
- Чашка
- Чашка
- Чашка
- Фигурки животных
- Голова быка
- Уплотнения
См. также
[ редактировать ]- Список мест цивилизации долины Инда
- Список изобретений и открытий цивилизации долины Инда
- Гидротехника цивилизации долины Инда
- Мехргарх — археологический памятник в Болане недалеко от Кветты.
- Шери Хан Таракай — археологический памятник в Банну
- Хадда — археологический памятник в Нангархар . провинции
- Сурх Котал — археологический памятник в Баглан . провинции
- Мес Айнак — археологический памятник в Логар . провинции
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Казаль, Жан Мари (1961): Раскопки Мундигака , Париж
- ^ Jump up to: а б с «Предыстория Афганистана» . Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Макинтош, Джейн . (2008) Древняя долина Инда, новые перспективы. АВС-КЛИО . Страница 86. [1]
- ^ Макинтош, Джейн. (2008) Древняя долина Инда, новые перспективы. АВС-КЛИО. Страница 87. [2]
- ^ Макинтош, Джейн. (2008) Древняя долина Инда: новые перспективы. АВС-КЛИО. Страница 86. [3]
- ^ MSH Mondes, Архивная служба. «Фонд MAI1-MAI955 — Археологические миссии Индии и Инда» . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Казаль, Жан-Мари (1954). «Четыре раскопки Мундигака 1951-1954 гг.» . Азиатское искусство . 1 (3): 163–178. ISSN 0004-3958 .
- ^ Казаль, Жан-Мари (1952). «Мундигак: памятник бронзового века в Афганистане» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . 96 (3): 382–388. дои : 10.3406/crai.1952.9959 .
- ^ Казаль: Раскопки Мундигака, стр. 23–27.
- ^ Лионне, Бертиль и Надежда А. Дубова (2020). «Под вопросом оксусская цивилизация или Бактрийско-Маргианская археологическая культура (BMAC): обзор» , в «Мире оксусской цивилизации» , Routledge, стр. 8, таблица 1.1.
- ^ Жарриж, Ж.-Ф., А. Дидье и Г. Киврон (2011). «Шахри-Сохта и хронология индо-иранского пограничья» , в Paléorient 37 (2) , стр. 17: "...Мы согласны со связями, которые мы сами часто наблюдали, между Шахри-Сохтой I, II и III и Мундигаком III и IV и между памятниками Белуджистана и долиной Инда в конце IV тысячелетия. и в первой половине III тысячелетия до нашей эры..."
- ^ Шаффер, Джим Г. и Кэмерон А. Петри (2019), «Развитие «цивилизации Гильменд» к югу от Гиндукуша» , в Рэймонде Олчине , Уорике Болле и Нормане Хаммонде (ред.), Археология Афганистана, От древнейших времен до периода Тимуридов, новое издание , Издательство Эдинбургского университета, Эдинбург, ISBN 9780748699179 , стр. 189–191.
- ^ Шаффер, Джим Г. и Кэмерон А. Петри (2019), «Развитие «цивилизации Гильменд» к югу от Гиндукуша» , в Рэймонде Олчине, Уорике Болле и Нормане Хаммонде (ред.), Археология Афганистана, От древнейших времен до периода Тимуридов, новое издание , Издательство Эдинбургского университета, Эдинбург, ISBN 9780748699179 , стр. 166–173.
- ^ Казаль: Fouilles de Mundigak, стр. 29–32, рис. 6–7.
- ^ Казаль: Fouilles de Mundigak, стр. 126–28, рис. 49–50.
- ^ Казаль: Раскопки Мундигака, стр. 33–36.
- ^ Казаль: Fouilles de Mundigak, стр. 126–28, рис. 63–65.
- ^ Казаль: Fouilles de Mundigak, стр. 79–81, рис. 42.
- ^ Шаффер, Джим Г. и Кэмерон А. Петри (2019), «Развитие «цивилизации Гильменд» к югу от Гиндукуша» , в Рэймонде Олчине, Уорике Болле и Нормане Хаммонде (ред.), Археология Афганистана, От древнейших времен до периода Тимуридов, новое издание , Издательство Эдинбургского университета, Эдинбург, ISBN 9780748699179 , стр. 187–189.
- ^ Э. Кортези, Маурицио, Този, А. Лаццари, Массимо Видале: Культурные связи за пределами Иранского нагорья: цивилизация Гильменд, Белуджистан и долина Инда в 3-м тысячелетии до нашей эры. В: Палеориент, 2008, Bd. 34, № 34. 2, стр. 26.
- ^ Казаль: Раскопки Мундигака, стр. 91–92.
- ^ Jump up to: а б с Гош, Амалананда (1990). Энциклопедия индийской археологии . ISBN 9004092641 . Проверено 21 сентября 2015 г.
- ^ Макинтош, Джейн. (2008) Древняя долина Инда: новые перспективы. АВС-КЛИО. Страница 75. [4]
- ^ Бриджит и Рэймонд Олчин. Рождение индийской цивилизации. Книги о пингвинах. 1968. Страница 237.
- ^ Casal: Fouilles de Mundigak, стр. 76–77, 255, таблицы XLIII, XLIV; Виктор Сарианиди : Искусство Древнего Афганистана. Архитектура, керамика, печати, произведения искусства из камня и металла. VCH, Acta Humaniora, Weinheim , 1986, ISBN 3-527-17561-X, стр. 113, таблицы 28, 29 на стр. 117, таблица 36, стр. 124; Изображение поднятой головы, Harappa.com.
- ^ Массимо Видале: Царь-жрец в Шахр-и Сохта?, в: Археологические исследования в Азии 15 (2018), стр. 111.
- ^ Шаффер, Джим Г. и Кэмерон А. Петри (2019), «Развитие «цивилизации Гильменд» к югу от Гиндукуша» , в Рэймонде Олчине, Уорике Болле и Нормане Хаммонде (ред.), Археология Афганистана, От древнейших времен до периода Тимуридов, новое издание , Издательство Эдинбургского университета, Эдинбург, ISBN 9780748699179 , стр. 192–216.
- ^ Казаль: Fouilles de Mundigak, стр. 182–184, рис. 62–65, пл. 32
- ^ Казаль: Fouilles de Mundigak, стр. 145, нет. 314, 314а, с. 197. Рис. 84.
- ^ Э. Кортези, Този, Лаццари, М. Видале: Культурные связи за пределами Иранского нагорья: цивилизация Гильменд, Белуджистан и долина Инда в 3-м тысячелетии до нашей эры, в: Paléorient, 2008, Bd. 32, №. 3, стр. 5–35; см. также сайт Ива Трайнара с изображением мышеловки, которая сегодня выставлена в Музее Гиме.
- ^ Казаль: Раскопки Мундигака, стр. 232, рис. 133.
- ^ Казаль: Раскопки Мундигака, стр. 233–234, рис. 134.
- ^ Шаффер, Джим Г. и Кэмерон А. Петри (2019), «Развитие «цивилизации Гильменд» к югу от Гиндукуша» , в Рэймонде Олчине, Уорике Болле и Нормане Хаммонде (ред.), Археология Афганистана, От древнейших времен до периода Тимуридов, новое издание , Издательство Эдинбургского университета, Эдинбург, ISBN 9780748699179 , стр. 218–221.
- ^ VC Pigott: Археометаллургия Старого Света в Азии, Филадельфия, 1999, ISBN 0-924171-34-0, стр. 159.
- ^ Джонатан М. Кенойер, Хизер М.-Л. Миллер: Металлические технологии в традициях долины Инда в Пакистане и Западной Индии, В. К. Пиготт (ред.): Археометаллургия азиатского Старого Света, Филадельфия: Университетский музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-34-5, с. 121.
- ^ Бриджит и Рэймонд Олчин. Рождение индийской цивилизации. Книги Пингвина.1968. Табличка 5 Б
- ^ Бриджит и Рэймонд Олчин. (1982) Подъем цивилизации в Индии и Пакистане . Страница 139
- ^ Бриджит и Рэймонд Олчин. (1982) Подъем цивилизации в Индии и Пакистане . Страница 202 [5]
- ^ Бриджит и Рэймонд Олчин. (1982) Подъем цивилизации в Индии и Пакистане . Страница 232
- ^ Казаль, Жан-Мари (1954). «Четыре раскопки Мундигака 1951-1954 гг.» . Азиатское искусство . 1 (3): 163–178. ISSN 0004-3958 . JSTOR 43483921 .
- Археологический вестник Афганистана / Каталог археологических памятников Афганистана, Том I, Warwick Ball, Editions Recherche sur les Civilizations, Париж, 1982.
Внешние ссылки
[ редактировать ]